МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
имени А.Л. Штиглица»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Реставрация фрагмента масляной росписи церкви Богоявления
на Гутуевском острове. Композиция «Благовещение».
(ул. Двинская д.2, Гутуевский остров, г. Санкт-Петербург)
придел Св. Николая Чудотворца, северная стена.
художник А.С. Славцев.
Штукатурка, масло, кон. ХIХ в.
Руководитель работ
Преподаватель кафедры живописи и реставрации
Художник-реставратор III категории
Исполнитель
Обучающийся факультета МДИ
Кафедры живописи и реставрации
студент IV курса
Прохин И.Ю.
Воронина Е.С.
Санкт-Петербург
2019
Содержание
1. Введение……………………………….…………………………….…...…3
2. Историческая справка………………………………………..………….…4
3. Архитектурно-реставрационное задание…………………………….…...7
4. Задание на реставрацию памятника.………...…….…………….…...…...9
5. Технико-технологическая характеристика памятника……………..……9
6. Техника исполнения росписи……………………………...….………....11
7. Сюжет росписи……………………………………………………………11
8. Описание состояния сохранности...………………………….………….14
9. Исследования …………………………..……..………………………..…16
10.Пробные работы………..……………………………………….…...……30
11.Выполненные реставрационные мероприятия………………………….34
12.Список проведенных реставрационных мероприятий…….……...……39
13.Наблюдения за Температурно-влажностным режимом………..…..…..40
14.Рекомендации по условиям содержания и эксплуатации памятника…40
15.Список литературы ……..………………………..….………………..….41
16.Картограммы…………………………………….………………………..42
17.Список фотографий…………………………………………………… …44
18.Приложение ………………………………..…….….…………..……......46
2
1. Введение
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском остров была построена в
1899 году. Храм был создан гражданским инженером В.А. Косяковым и
инженером Б. К. Правдзиком. Стены и своды интерьеров были украшены
живописью. Сюжетные композиции были написаны академиком А.С.
Славцевым.
С закрытия храма в 1935 году началось стремительное разрушение
памятника. Серьезно пострадала живопись: пожары, длительное
использование здания не по назначению, не соблюдение температурновлажностного режима. Все это привело к значительным разрушениям и
частичной утрате живописного декора. В 1980-е годы были предприняты
первые попытки вернуть храму изначальный вид. Для проведения
строительных работ, сохранившуюся живопись законсервировали, обработав
ее воско-смоляным составом и установив профилактические заклейки. Под
профзаклейкой до настоящего времени находится значительная часть
живописи.
Начиная с 1991 года с различными временными интервалами в храме
проводятся реставрационные работы. В данный момент ведутся работы по
реставрации живописи в северном приделе церкви, в котором и находится
реставрируемый мной фрагмент композиции «Благовещение». Участок
находился в неудовлетворительном состоянии: слой воско-смоляной мастики
был таким плотным, что до реставрации невозможно было определить сюжет
композиции. После снятия воска было обнаружено, что вся поверхность
находится под толстым слоем копоти, а красочный слой покрыт
разнородным кракелюром.
На основании архитектурно-реставрационного задания, проведенных
визуальных и физико-химических исследований, разработанной методики и
пробных реставрационных работ, были выполнены необходимые
реставрационные мероприятия по укреплению и расчистке живописи.
3
2. Историческая справка
А) История создания и бытования памятника.
Церковь Богоявления на Гутуевском острове
была построена в 1891 – 1899 гг. по проекту
архитектора Василия Антоновича Косякова.
Храм был построен в память чудесного
спасения цесаревича Николая Александровича
«от угрожавшей ему опасности при
покушении 29 апреля 1891 года».
В первую годовщину покушения на
цесаревича состоялась закладка храма.
Средства на строительство выделил купец
И.А. Воронин, оговорив размещение внутри
храма семейной усыпальницы. Значительными
суммами
строительство
нового
храма
поддержало также министерство Финансов.
Архивные материалы.
земельный участок под церковь предоставил
Фасад церкви Богоявления
Александр III.
По решению Леноблисполкома в 1935 году Богоявленская церковь была
закрыта и отдана под склад овощебазы. Во время Великой Отечественной
войны там находился морг (тогда в здание попал снаряд, который, к счастью,
не разорвался; по другим источникам, произошло возгорание). После войны
в церкви находился мыловаренный завод. Позже здание отдали местному
универмагу «Фрунзенский». Магазин решил использовать церковь под склад.
Для этого внутри соорудили три дополнительных перекрытия, рядом возвели
котельную, на всех этажах провели водяное отопление, канализацию и
водопровод, а также лифт. Именно тогда снесли кованные балконные
решетки, сбили лепные карнизы, счистили либо заштукатурили многие
живописные композиции. Церковь была обнесена бетонной оградой.
Б) Реставрационные работы
В 1899 г. фотографом Карлом Буллой был сделан альбом, посвященный
храму, – всего в двух экземплярах. Один был подарен фотографом Николаю
II и сейчас хранится в Эрмитаже. Второй был приобретен недавно в
антикварном магазине. Фотографии стали важнейшим источником
информации,
который
может
поспособствовать
восстановлению
иконографии храма.
4
В 1976 г - первые попытки реставрации храма специалистами СНПО
«Реставратор» - предполагалось провести консервацию здания и приступить
к восстановлению фасадов. Внешне это выразилось лишь в удалении
растительности со стен здания.
В 1980 г. архитектор СНПО «Реставратор» К. П. Ворпулев выполнил проект
реставрации фасадов церкви. В 1985-1989 гг были проведены
реставрационые работы под руководством Александра Оттовича Одэ, в ходе
которых
живопись
была
законсервирована
–
покрыта
слоем
профилактических заклеек на воско - смоляную мастику.
В 1991 году изуродованный храм в аварийном состоянии был возвращён
епархии.
В 1992 г. приступили к комплексной реставрации храма, которая
продолжается по настоящее время. С того времени практически полностью
был воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты,
восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы
металлические оконные переплеты всего здания, расчищен подвал здания.
Удалена копоть с наружных стен церкви, отлиты и подняты на колокольню
десять колоколов. 19 января 1992 г. в праздник Богоявления Господня
состоялось первое богослужение.
С 2000 года были выполнены работы по реставрации фасадов и воссозданию
шатров, устроен переход между колокольней и барабаном храма,
установлены опоры освещения, по сохранившимся историческим образцам
частично восстановлена ограда, проведена
реставрация служебного здания.
В 2003 году окончательно удалось освободиться
от складских балок и перекрытий внутри храма, а
также от лифта.
В 2008 г. закончена реставрация фасада. Было
изготовлено более 10 видов фасонных кирпичей
по
индивидуальным
чертежам,
большое
количество рисунков майолики.
В 2013 году ЗАО «СПб-ПРОЕКТ» разработало
проектно-сметную документацию на воссоздание
купола с крестом в соответствии с историческими
материалами.
Архивные материалы.
В 2014 - 2015 гг. специалисты ЗАО «Петрос»
Церковь Богоявления
воссоздали несущие и ограждающие конструкции
В 1930-1940-е гг.
купола. В 2016 году той же компанией проведены
работы по открытию и золочению купола и монтажу креста.
5
Что касается внутреннего убранства храма, то с 2008 года по настоящее
время проходят работы по восстановлению настенной живописи под
руководством ЗАО «Петрос». На данный момент живопись полностью
восстановлена и реконструирована в алтарной части и на хорах. В
отреставрированном состоянии без реконструкции находится центральный
купол, два барабана и южный придел. Сейчас реставрационные работы
проходят в северном приделе храма.
План Церкви Богоявления,
Арх. В. Косяков, 1891г. Журнал «Зодчий»
6
3. Архитектурно - реставрационное задание
7
4. Задание на реставрацию памятника
Программа проведения реставрационных мероприятий.
1. Удалить все ранее установленные профилактические заклейки.
2. Укрепить штукатурное основание.
3. Восполнить утраты штукатурного слоя.
4. Удалить слой воско-смоляной мастики.
5. Укрепить красочный слой.
6. Выполнить мастиковки утрат грунта.
7. Удалить слой копоти и других стойких поверхностных загрязнений.
8. Провести регенерацию лаковой пленки.
9. Выполнить тонировки в местах утрат красочного слоя.
Задание на реставрацию составлено и утверждено реставрационным советом
кафедры «Живописи и реставрации» 24 октября 2018 года.
Руководитель работ
Прохин И.Ю.
__________
5. Технико-технологическая характеристика памятника.
Храм построен в псевдорусском стиле
кирпичной
архитектуры,
для
которого
характерна
эстетика
неоштукатуренной
кирпичной поверхности с полихромными
изразцовыми, белокаменными, терракотовыми и
т.п. вставками. На фасадах - мозаичные иконы
частной мастерской А.А. Фролова.
Громадный купол имел рельефный золоченый
пояс с орнаментом в русском стиле по цинковой
кровле (новинка того времени). Цинковые
купола изготовил мастер Г. Миттенберг.
Алтарная часть отделялась одноярусным
иконостасом, который был выполнен из фаянса
на фабрике М. С. Кузнецова и отмечен наградой
на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
9
Архивные материалы.
Почтовая открытка нач. XX века
Дубовые двери с резьбой для порталов храма выполнялись в мастерской А.Ф.
Шмунка, ажурные кованые решетки - в художественно-слесарном заведении
З.А. Герана;
Построена церковь по одной из традиционных для православия схем. В
плане храм представляет собой «крест». Этим обусловлено и построение
масс, растущих в высоту к центру. Здание, вытянутое по линии западвосток, имеет высокую паперть с гранитной лестницей во всю ширину,
ограниченную гранитными же рундуками. Затем идут притвор с
колокольней над ним, ядро храма, боковые приделы и алтарь. За алтарём
имеется часовня с входом с востока и из алтаря, с лестницей в юговосточной части здания, ведущей в усыпальницу.
Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись.
Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С.
Славцевым, орнаментальная роспись – художником К.Н. Бутаковым,
иконы в киотах и барабане написаны художником А.М. Поcтниковым.
Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная
с Рождества Христова. Запрестольный образ тайной вечери, написанный
во всю алтарную стену, виден был с любого места в храме. Эта живопись
как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один
ряд.
Инженерная часть: конструкции, отопление, освещение, вентиляция –
выполнены по проекту гражданского инженера Б.К. Правдзика.
Для освящения здания была разработана уникальная система
электрического оборудования на 450 лампочек, скрытых от прихожан за
притолоками алтарной арки. Днём храм поражал массой света, который
лился из огромных окон и отражался на наливных мозаичных полах,
выполненных в технике террацо. Особенно эффектно смотрелись
алтарные и подкупольные изображения за вечерним богослужением,
подсвеченные мягким светом редкого тогда электрического освящения.
Интерьер храма освещали также три бронзовых паникадила
высокохудожественной работы, а на первом этаже и хорах помещались
дополнительные бра.
Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление.
Это было чудо техники того времени, спроектированное Б.К. Правдзиком
и смонтированное К.Б. Зигелем. Котельная располагалась в устроенном
рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а
калориферные камеры – в подвалах церкви.
10
6. Техника исполнения росписи
Роспись выполнена в технике масляной живописи по штукатурке.
Живопись многослойная, пастозная, с ярко выраженной кистевой
фактурой. Художник – А.С. Славцев. Роспись отличает декоративность и
экспрессивная манера исполнения.
Если посмотреть на живописные композиции храма в целом – видно, что
работало несколько человек.
Храм расписывался два года. Сразу после росписи были сделаны архивные
фотографии, на которых видно, что некоторые композиции отличаются от
первоначальных. Предположительно, вскоре после окончания работ были
выполнены первые поновления, поскольку при росписи храма возникли
проблемы с состоянием красочного слоя.
7. Сюжет росписи
Праздник
Благовещения
Пресвятой Богородицы отмечается
церковью, предположительно, с IV
века. Установлению праздника
способствовало открытие святой
равноапостольной Еленой в начале
IV века святых мест земной жизни
Спасителя и строительство храмов
в этих местах, в том числе базилики
Афон, мозаика в церкви Санта Мария Маджоре
в Назарете, на месте явления
432-440 гг
Архангела Гавриила Деве.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются
Евангелие
и
апокрифические
сочинения,
возникшие
уже
в
раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о
том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о
рождении от Нее Спасителя мира.
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских
катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в
церкви Марии Маджоре в Риме.
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит
веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот
иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и
хорошо известен по более поздним изображениям. [1]
11
Изображение Богоматери с пряжей в руках, принимающей весть от
стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в
последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения
отличаются друг от друга трактовкой
архитектуры, деталями, обстановкой,
символами, позами и жестами
Богоматери и Архангела. Различные
жесты Марии передают различные
оттенки ее душевного состояния: ее
руки могут быть смиренно сложены в
молитве, могут выражать сомнение,
когда кисть одной руки прижата к
груди, а другая открыта в сторону
Гавриила.
Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон
Особое
значение
события
монастыря Ватопед.
Благовещения отразилось в системе
росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда
сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов,
композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных
подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем
изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на
правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким
арочным проемом, ведущим в алтарное пространство.
Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в
раннехристианское
время.
Позднее
архитектурный фон стал соотноситься с
образами ветхозаветного Иерусалимского храма
и Церкви Нового Завета.
На Руси образы Благовещения были очень
почитаемы. В Государственной Третьяковской
галерее хранится монументальная по своим
размерам икона XII века, известная как
«Устюжское Благовещение». Иконографической
особенностью
иконы
является
образ
воплощенного
Богомладенца
Христа,
изображенного на груди Богоматери.
В
XVII-XVIII
веках
под
влиянием
западноевропейских образцов художники часто Благовещение Устюжское, 12в
12
изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же
обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и
сопровождаются обилием декоративных деталей.
В XVIII-XIX веках искусство в целом постепенно становится все более
свободным. Церковное искусство с того времени так же понемногу отходит
от определенных канонов, но некоторые все же сохраняются. Так,
композиция «Благовещение» храма Богоявления на Гутуевском острове (г.
Санкт-Петербург) имеет каноничное построение–традиционно делится
пополам. Справа сидит Дева Мария, по правую руку от нее книга пророка
Исайи, лежащая на аналое, руки Богородицы сложены на груди в жесте
сердечной молитвы; слева Архангел Гавриил с белой лилией в руке
обращается к Деве.
Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два
эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и
собственно Благовещение — внутри, в доме. Также может происходить
совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы
продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию,
слышащую голос у колодца. Что, собственно, и происходит на данной
композиции: Мария находится в интерьере, потолок комнаты отсутствует,
вместо него – яркое живописное голубое небо, с которого к ней спускается
Гавриил, окруженный облачным вихрем.
Однако, по колориту художник отходит от канонов: ее туника – красного
цвета вместо голубого, мафорий – бирюзового вместо принятого бордового.
Так же, не канонично местоположение композиции – очень редко
«Благовещение» располагают в жертвеннике.
Гравюра на дереве Пьера Мариэтта. 1650 год
13
8. Описание состояния сохранности.
Участок настенной росписи (алтарный придел Николая Чудотворца,
Северная стена, размер 120х160 см, правая часть композиции
«Благовещение»)
Подоснова.
Кирпичная кладка из обожженного кирпича на известково-песчаном
растворе. Сохранность хорошая.
Штукатурное основание
Светло-охристого цвета, толщиной 3,5-5 см. Слой накрывки более плотный,
ближе к подоснове заметно небольшое порошение штукатурного слоя.
Связующее - известково-гипсовое. Соотношение известь:гипс в растворе
составляет ориентировочно 2:1. Наполнитель - кварц полевошпатовый
различной фракции размером 0.1-1мм., содержание наполнителя в растворе
приблизительно 25-30%. Так же качестве наполнителя в штукатурке
присутствует древесный уголь, добавленный, вероятно, для сохранения
влажности внутри раствора в момент нанесения и обеспечения равномерной
карбонизации известковой массы.
Связь с основой неудовлетворительная. Сверху и справа реставрируемого
участка, живопись утрачена вместе со штукатурным основанием до
подосновы. В верней части ранее была выполнена бортовая обмазка на
основе цементосодержащего штукатурного состава выше уровня живописи
(до 5 мм). Вдоль правого края реставрируемого участка проходит труба
водоотвода, закрепленная в кладке. Поверх нее выполнена поздняя
реставрационная штукатурка на известковом растворе. С левой стороны
участка утрата штукатурного основания 12х9 см, глубиной до 1,5 см.
В верхней части участка находится металлическое крепление, посаженное
на цементный раствор.
При простукивании выявлено, что связь штукатурного пласта с основой
ослаблена вдоль верхней и правой границ участка (расстояние 10-15 см от
края). Правый нижний угол участка полностью отслоился от подосновы
вдоль трещины.
На момент поступления на реставрацию:
Полностью оценить состояние сохранности грунта и красочного слоя не
представляется возможным, поскольку вся композиция находится под
слоями профилактических заклеек: слой микалентной бумаги, нанесенный с
использованием слабого раствора рыбьего клея, а под ним – слой кальки
марки «А» на воско-смоляной мастике.
14
В местах отставания заклеек видно, что живопись находится под толстым
слоем воско-смоляной мастики. Под ней – плотный слой копоти, из-за чего
невозможно определить сюжет всей композиции. Так же по краям
наблюдается небольшое шелушение красочного слоя с мелкосетчатым
кракелюром, местами отставание красочного слоя вместе с грунтом от
штукатурной основы.
В процессе реставрационных работ было выявлено:
Штукатурное основание
Состояние сохранности штукатурного основания плохое. Связующее
нижних слоев штукатурного пласта деструктировано: наблюдаются осыпи,
волосяные трещины, штукатурка крошится. Сверху и справа ближе к краям
участка присутствуют сквозные трещины до кирпичного основания. Сверху
заметно небольшое отхождение фрагмента штукатурного пласта от
кирпичной основы (до 4 мм) (см Картограмма 1)
В нижней части участка имеются деформации штукатурного основания
(вмятины), самая большая 7х4 см.
Во время предыдущих реставраций (1980-е гг) была выполнена вставка 7х8
см. Чуть выше вставки находится шуруп с пластиковым дюбелем.
Грунт
Масляный, многослойный, гладкий, светло-бежевого цвета, толщиной <1 мм.
Выполнен свинцовыми белилами, стертыми на масле, и нанесен по
пропитанной олифой штукатурке. Связь с основой ослаблена, местами грунт
утрачен вместе с красочным слоем.
Красочный слой
Описание красочного слоя составлено на основании пробных расчисток (см.
Пробные работы).
Техника исполнения – масляная живопись по штукатурке. Находится под
неравномерными наслоениями воско-смоляной мастики и копоти. Сквозь
наслоения и в местах их частичного отсутствия просматривается, что
живопись многослойная, плотная, пастозная.
Сохранность красочного слоя неудовлетворительная. Ближе к краям
композиции красочный слой и грунт повреждены жестким мелкосетчатым
кракелюром, местами с приподнятыми краями. По правому краю участка
наблюдается растрескивание красочного слоя с отставанием краев от
отсновы. Присутствуют несколько небольших утрат красочного слоя с
грунтом (см. Картограмму 2).
15
По правой стороне в верхнем и нижнем углах обнаружены небольшие
поверхностные ожоги, плавление красочного слоя. Вероятно, они появились
в результате перегрева при нанесении воско-смоляной мастики в 1980-х гг.
В нижнем левом углу наблюдаются небольшие вздутия красочного слоя.
Предположительно, причиной их возникновения является то, что стена
находится на северной стороне и на нее почти не попадает солнце. Поэтому
образуется большое количество конденсата.
Лаковая пленка
Предположительно, присутствует тонкий слой лакового покрытия, который
не просматривается при визуальном исследовании поверхности из-за
наличия большого количества поверхностных загрязнений.
Поверхностные наслоения и загрязнения
Вся поверхность красочного слоя покрыта плотным слоем жирной
засмолившейся копоти, которая полностью скрывает колорит авторской
живописи. Поверх копоти находится слой воско-смоляной мастики желтого
цвета. Слой лежит неравномерно: видны капли и подтеки, местами воск
отсутствует либо достигает толщины до 2мм. После его удаления так же
были обнаружены капли и подтеки красной краски.
9. Исследования
Цель и вид
исследования
Результат исследования
Исполнитель,
должность
(Ф.И.О.), год
1
Петрографический
анализ
Установлен количественный состав
компонентов
Саватеева Е.М.,
Специалист ХБИ
ГРМ, 2016г.
2
Лабораторные
физико-химические
исследования.
Выявлена стратиграфия живописи,
определено связующее вещество
красочного состава и грунта
Саватеева Е.М.,
Специалист ХБИ
ГРМ, 2016г.
Лабораторные
физико-химические
исследования.
Выявлена стратиграфия живописи,
определено связующее вещество
красочного состава и грунта
Гавриленко Л.С.,
Химик ГЭ, 2019
Визуальные
исследования
стратиграфии слоев
живописи
Визуальные
исследования
поверхности в свете
видимой
УФ
люминесценции
Выявлена стратиграфия слоев
живописи.
Воронина Е.С.,
Студент IV
курса, 2019
Выявлено интенсивное свечение
воско-смоляной мастики. Процесс
удаления этого состава возможно
дополнительно контролировать в свете
УФ люминесценции.
Воронина Е.С.,
Студент IV
курса, 2019
№
3
4
5
16
1)
Петрографический анализ
Образец № 1. Штукатурный раствор.
Плотный относительно прочный раствор светло-бежевого цвета с толщиной
в образце порядка 10 мм.
Вяжущее – известковое с добавкой гипса.. Общее содержание вяжущего
порядка 25 об. %.
Наполнитель
–
кварц-полевошпатовый
с
небольшой
примесью
темноцветных минералов. Зерна наполнителя плохо и средне окатанные
хорошо сортированные. Размер зерен варьирует от 0,05 до 0,8 мм. Основная
размерная фракция 0,1 - 0,3 мм. Зерна наполнителя крупнее 0,4 мм
встречаются в виде единичных включений. В виде единичных включений
отмечается крошка древесного угля размером 0,05 – 0,15 мм. Общее
содержание наполнителя порядка 75 об. %.
На лицевой поверхности данного раствора отмечается слой тонкой обмазки
(затирки) толщиной в образце до 1,5 мм, имеющий аналогичный состава с
подстилающим раствором и отличающийся от последнего по более тонкой
основной размерной фракции наполнителя. Основная размерная фракция
наполнителя в этом растворе составляет порядка 0,1 – 0,15 мм.
Общий вид раствора образца № 1. Ширина поля зрения фото 17 мм.
Исследование проводились в отделе
исследований ГРМ Саватеевой Е.М.
17
Химико-биологических
2) Лабораторные физико-химические исследования
18
3) Лабораторные физико-химические исследования
Заключение по исследованию материалов росписи в Церкви Богоявления
Господня (1891-1899)
Исследования живописи подготовлены на основании исследований
нескольких композиций
Проба №2
Место изъятия пробы №2
Реставрируемый участок
Верхняя часть композиции «Благовещение» в процессе удаления
воско-смоляной мастики
19
Проба №6
Место изъятия пробы №6
Участок композиции «Рождество» после реставрации. Восточная стена
придела Св. Николая Чудотворца
23
4) Исследование стратиграфии слоев живописи
Вид исследования: визуальный, стереомикроскоп LEICA М60,
увеличение 40˟.
Цель исследования: изучение стратиграфии слоев и техники живописи
автора
Место изъятия пробы.
Вмятина на Хитоне Богоматери
Изображение Богоматери. Композиция
«Благовещение»
13
12
11
10
8
9
6
7
5
4
1
1
1
3
2
Микрофотография поперечного сечения пробы
26
1 слой
2 слой
3 слой
4 слой
5 слой
6 слой
7 слой
8 слой
9 слой
10 слой
11 слой
штукатурка
проклейка
слой кремового цвета, выравнивающий
проклейка
слой кремового цвета, выравнивающий
проклейка
грунт белого цвета под роспись, тонкий
тонкая проклейка
красочный слой голубого цвета, утолщенный
красочный слой светло-зеленого цвета
красочный слой светло – бирюзового цвета (без четкой
границы между 11-12 слоями)
12 слой красочный слой розового цвета
13 слой слой копоти, лежащий поверх красочного слоя
Результаты исследования: в ходе исследования была изучена стратиграфия
слоев живописи. Обнаружено, что для выравнивания поверхности были
использованы 2 выравнивающих слоя грунта под живопись. Некоторые слои
художник наносил неравномерно, вплоть до того, что местами слои не
просматриваются (11 слой). Данные сведения могут дать более подробную
информацию относительно техники исполнения росписи.
27
5) Исследование поверхности живописи в свете видимой УФ люминесценции.
Цель исследования: исследовать поверхность живописи на предмет наличия
разнородного свечения материалов росписи.
Характер исследования: визуальный.
1
Общий вид реставрируемого участка до
удаления слоя воско-смоляной мастики.
В свете видимой УФ-люминесценции.
Общий вид реставрируемого участка в
процессе удаления слоя воско-смоляной
мастики.
В свете видимой УФ-люминесценции.
Результаты исследования:
1. Удалось выявить интенсивное свечение воскосмоляной мастики. Процесс
удаления этого состава возможно дополнительно контролировать в свете УФ
люминесценции. После полного очистки в местах углублений удалось
выявить частицы воска, которые позднее также были удалены.
2. Светлые участки живописи были выполнены на основе цинковых белил,
на что указывает повышенная люминесценция красочного слоя.
3. Рисунок и проработка формы наоборот, были выполнены без белил и в
свете УФ имеют глухую, немного жестко очерченную по отношению к
светлым участкам росписи, люминесценцию.
28
Фрагмент с изображением головы
Богоматери в прямом свете после
удаления воско-смоляной
мастики.
1
2
2
3
29
Фрагмент с изображением головы
Богоматери в УФ спектре после
удаления воско-смоляной
мастики.
1 – остатки воско-смоляного
состава в углублениях фактуры
красочного слоя.
2- повышенная степень свечения
участков изображений с
использованием цинковых белил.
3- глухое свечение на фоне
светлых участков росписи.
Проработка формы без
добавления белил в красочную
пасту.
10.Пробные работы
Была выполнена пробная послойная расчистка.
Слой № 1 - красочный слой
Слой № 2 – жирная копоть
Слой № 3 – воскосмоляная мастика
Слой № 4 – профилактическая заклейка на кальку марки «А»
В результате пробной расчистки обнаружено:
Живопись многослойная, плотная, пастозная, имеет насыщенный колорит.
Конкретно в местах пробных расчисток имеет удовлетворительное состояние
сохранности (местами потерт).
Копоть лежит плотным толстым слоем, частично смешана со слоем
мастики и слоем авторской лаковой пленки, что затрудняет ее удаление.
Воско-смоляная мастика мягкая по консистенции и легко плавится при
нагревании, что доказывает наличие в ее составе таких растворителей как
скипидар и пинен (см.п.10 Исследования, №3).
А) Пробные работы на расчистку от воско-смоляной мастики
Были испробованы несколько методов удаления мастики:
1) Ватным тампоном, смоченным в уайт-спирите
Уайт-спирит наносили на поверхность при помощи ватного тампона. Под
действием уайт-спирита воско-смоляной состав постепенно размягчался.
Однако, ввиду слишком большой толщины слоя, состав размазывался ватным
тампоном по поверхности, что препятствовало его удалению.
2) Механически, прогревая поверхность галогеновой лампой
Поверхность живописи прогревали при помощи галогеновой лампы. После
нагревания поверхности, размягченный воск снимали при помощи
деревянной стеки. Но полностью его было не удалить поскольку была
30
вероятность повредить красочный слой в результате механического
давления.
Этот метод возможно было использовать только на тех участках, где
отсутствует кракелюр с приподнятыми краями.
3) Комбинация методов № 1 и №2.
В первую очередь слой воска утоньшали: поверхность прогревали
галогеновой лампой и размягченный воск удаляли деревянной стекой.
Оставшийся тонкий слой удаляли ватным тампоном, смоченным в уайтспирите.
Результаты: Методы № 1 и №2 имели хорошие результаты, но достигнуть
с их помощью необходимого результата было затруднительно. Метод № 3, с
использованием комбинации лучших свойств 1 и 2 методов, дал наиболее
качественный результат. Был отработан метод удаления воско-смоляной
мастики, применимый к данному участку.
Б) пробные работы на расчистку от копоти
В ходе пробных работ были опробованы следующие рабочие составы:
1) пена хозяйственного мыла
Хозяйственное мыло вспенивали и наносили при помощи щетинной кисти.
Излишки удаляли с поверхности уайт-спиритом.
Результат: данный материал оказался слишком агрессивен к некоторым
пигментам (красные, бирюзовые, зеленые, желтые). Копоть уходила
неравномерно. Пена окрашивалась в цвет красочного слоя.
2) раствор для рук с глицерином
Глицерол : Раствор аммиака (10%) : Этанол (95%) : Вода очищенная в
пропорции (1:1:1:1)
Наносили круговыми движениями при помощи ватно-марлевого тампона.
Результат: этот раствор не оказал воздействия на поверхностные
загрязнения.
3) нашатырный спирт: вода (1:5)
Наносили при помощи ватно-марлевого тампона.
Результат: этот раствор не оказал воздействия на поверхностные
загрязнения.
4) пинен;
Наносили при помощи ватно-марлевого тампона.
Результат: при длительной экспозиции этот состав оказал слабое
воздействие на поверхность.
5) спирт:пинен (1:8), затем (1:6) ,(1:4), (1:1);
31
Наносили аккуратно, круговыми движениями, при помощи ватномарлевого тампона.
Результат: составы (1:8) и (1:6) оказали слабое воздействие на загрязнения.
Состав (1:4) и (1:1) местами показали положительные результаты: чем
больше содержание спирта в составе, тем эффективнее убирались
загрязнения с поверхности.
6) спирт:пинен:диметилсульфоксид в соотношени (2:2:0,5) и (2:2:1)
Данный состав был испробован на тех участках, где поверх загрязнений
лежал слой канифоли, спаянный со слоями копоти и лака.
Состав наносили при помощи ватно-марлевого тампона. Остатки состава
удалялись с поверхности уайт-спиритом.
Результат: Состав с диметилсульфоксидом дал положительный результат,
загрязнения хорошо убирались с поверхности.
Выводы:
По результатам исследований в составе мастики в качестве растворителя
присутствовал скипидар. При нанесении такой мастики в горячем виде, ее
слой создал своего рода компресс на поверхности живописи. Копоть
пропиталась растворителем, который прошел сквозь нее к лаковому
покрытию, из-за чего лаковая пленка частично размолаживалась. Под
воздействием высокой температуры, при которой наносили заклейки на
мастику, произошла частичная спайка слоев (мастика, копоть и верхний слой
лака). По этим причинам расчистка от копоти сопровождалась утоньшением
верхнего загрязненного лакового слоя, и была выполнима только такими
составами как спирт:пинен. Значительная часть копоти удалялась вместе со
слоем воско-смоляной мастики.
В) Пробные работы на укрепление красочного слоя
Опробованы несколько укрепляющих составов:
1) Укрепление на осетровый клей (5%)
Теплый рабочий состав (40℃) наносили при помощи кисти на папиросную
бумагу.
Результат: укрепление не дало необходимых результатов, поскольку воск,
забившийся под кракелюр не давал клеящему составу проникать глубоко в
отставания красочного слоя. К тому же, неэффективность использования
водного адгезива была подтверждена химиком-технологом Гавриленко Л.С.
(см.п.10 Исследования, №3).
2) Укрепление на спиртовой адгезив Lascaux 303 HV Acrylkleber (5%)
Преимущества данного состава в том, что он имеет быструю
схватываемость; так же его можно наносить в холодном виде. Однако он не
32
обладает достаточной проникающей способностью, и, следовательно, не
укрепляет структуру живописи.
Холодный состав наносили на участок поверх микалентной бумаги при
помощи кисти, затем прогревали утюгом (60℃) через фторопластовую
пленку. В местах аварийного состояния живописи (отставания красочного
слоя, кракелюр с приподнятыми краями) состав подводили под красочный
слой, путем инъектирования из шприца через заклейку с последующим
прогреванием термошпателем (45℃) и проглаживанием фоторопластовым
шпателем.
Результат: Lascaux 303 HV Acrylkleber хорошо подходит для
противоаварийных мер. Для структурного укрепления живописи не
пригоден.
3) Укрепление на адгезив BEVA 371 Solution
Так как методика написана для живописи, не покрытой воско-смоляной
мастикой, было принято решение выполнить так же пробные работы по
укреплению на адгезив BEVA 371 Solution на основе растворителя (уайтспирит) (5%). Данный адгезив хорошо сочетается с воско-смоляной
мастикой; в нагретом состоянии обладает большой текучестью и хорошо
проникает в структуру.
Теплый клей (40°С) наносился кистью поверх микалентной бумаги.
Поверхность прогревали через фторопластовую пленку сначала
термошпателем (≈45°С) для устранения сложных деформаций красочного
слоя, затем утюгом (60°С). На завершающем этапе места отставаний
красочного слоя проглаживали фторопластовым шпателем.
В местах отставания красочного слоя, где находился кракелюр с
приподнятыми краями, состав подводили под красочный слой, путем
инъектирования из шприца через заклейку с последующим прогреванием
термошпателем (45℃) через фторопластовую пленку и затем проглаживали
фоторопластовым шпателем.
Через 2 дня заклейка была удалена механически, остатки клеящего состава
удаляли с поверхности ватно-марлевым тампоном, смоченным в уайтспирите.
Результат: данный состав хорошо подходит для общего укрепления
живописи на данном участке.
Пробные работы дали положительный результат, поэтому было решено
оптимизировать утвержденную методику для выполнения работ по
вышеописанным методам. Методика прилагается отдельно.
33
11. Выполненные реставрационные мероприятия
1.
Проведена фотофиксация на всех этапах реставрации.
2. Удален слой профилактических заклеек из микалентной бумаги.
(16.10.2018)
Профилактические заклейки ранее были установлены для сохранности
живописи на время проведения монтажно-строительных работ. Слой заклеек
был выполнен при помощи слабого раствора рыбьего клея. Для их удаления
поверхность смачивали теплой водой, после чего механически снимали под
острым углом к поверхности росписи.
3.
Удален слой профилактических заклеек (калька марки «А»).
(21.10.2018)
Заклейки, ранее установленные на воско-смоляную мастику, имели плохую
адгезию с поверхностью, поэтому были удалены механически. Их снимали
под острым углом к поверхности живописи. При необходимости, в местах
плотного сцепления с поверхностью, участок обрабатывали уайт-спиритом
при помощи ватно-марлевого тампона. При достижении необходимого
размягчения, заклейку удаляли.
4.
Установлены профилактические заклейки вдоль краев реставрируемого
участка. (13.11.2018)
На полосы шириной 15 см из микалентной бумаги кистью наносился
акриловый клей Lascaux 303 HV Acrylkleber (5%), для сохранности
поверхности участка на время проведения работ по реставрации
штукатурного основания.
5.
Удалена цементная бортовая обмазка вдоль правого края участка.
(16.11.2018)
Вставку удалили механически, при помощи молотка и скальпеля. Во время
проведения работ следили за сохранностью авторской штукатурки,
постепенно отделяя от нее обмазку и не допуская излишнего механического
давления. В результате был открыт доступ к правому краю штукатурного
пласта.
34
6.
Удалены металлические крепления и поздние реставрационные вставки
(16.11.2018)
Было удалено металлическое крепление, расположенное в верхней части
реставрируемого участка. было удалено механически при помощи скальпеля
и пассатижей. Цементное основание, в которое было посажено крепление,
аккуратно растачивали скальпелем для ослабления сцепления с
поверхностью. При достижении необходимого результата, крепление
удалили с помощью пассатижей.
Была удалена поздняя реставрационная вставка нижнем правом краю
участка. Ее толщина оказалась 2-3 мм. За ней находилась металлическая
пластина, которая крепилась через весь штукатурный пласт к подоснове при
помощи шурупа с деревянным дюбелем. Данная конструкция выполняла
функцию поджима и выполняла функцию противоаварийного укрепления
штукатурного основания. Шуруп с дюбелем извлекали механическим путем
при помощи пассатижей.
Удален небольшой шуруп с пластиковым дюбелем чуть выше
реставрационной вставки. При удалении так же применяли пассатижи.
7.
Проведено укрепление штукатурного основания. (21-30.11.2018)
Рабочий состав: инъекционная известь Kalkinjektionsmortel
При проведении работ использовали известь разной густоты: 1 - известковое
молочко (известь + вода 1:10), 2 – жидкая известь (известь + вода 1:5), 3 –
густая известь (известь + вода 1:2)
Перед проведением работ поверхность была обеспылена при помощи
флейтцевых кистей.
Трещины между штукатурным пластом и кирпичным основанием увлажняли
водно-спиртовым раствором (спирт:вода 2:5) для лучшего проникновения
извести. Укрепление проводили методом инъектирования при помощи
шприца. Густоту раствора постепенно увеличивали, переходя от состава 1 к
2 и далее к 3, насыщая пласт известью. Для проникновения рабочего состава
в скрытые полости и отслоения дополнительно были просверлены отверстия.
Для прохождения инъекционного состава на фрагменте, расположенным над
изображением книги, были просверлены 3 отверстия по трещинам. Так же
были просверлены отверстия по трещине в правом и левом нижних углах
участка. Укрепление через отверстия проводили аналогичным образом.
35
8.
Выполнена бортовая обмазка, а также буферная зона для
последующего безопасного восполнения утраты штукатурного слоя над
реставрируемым участком. (7-19.12.2018)
Рабочий состав: штукатурный раствор «Рунит» оригинальный
крупнозернистый (на основе воздушной извести, включает карбонатный
наполнитель, фракционированный песок 2,5 мм).
Край пласта и прилегающая часть кирпичной кладки (высота10 см)
обрабатывали грунтом пропиточным ГП Pufas (состав: акриловая дисперсия,
добавки, вода). Перед нанесением раствора край пласта обеспыливали
флейтцевыми кистями, затем смачивали водой из пульверизатора. Первый
слой штукатурного раствора наносили флейтцевой кистью, равномерно
распределяя и уплотняя рабочий состав по поверхности авторской
штукатурки для обеспечения хорошей адгезии. Далее, все последующие
слои, после уплотнения и подсыхания штукатурного состава, наносились при
помощи шпателя. При выполнении штукатурной буферной зоны следили за
тем, чтобы ее высота была ниже уровня живописи на 2-3 мм. Ширина
выполненной буферной зоны составила от 8 до 10 см.
9.
Выполнено восполнение утрат штукатурного основания внутри
периметра участка. (10-18.02.2019)
Утраты штукатурного слоя выполнили послойно используя разные составы.
Рабочие составы:
№ 1 - штукатурка крупнозернистая оригинальная «Рунит» (фракция
наполнителя до 2,5 мм),
№ 2 - штукатурка мелкозернистая оригинальная «Рунит» (фракция
наполнителя до 1 мм)
№ 3 – штукатурная смесь на основе гипса с полимерными добавками Knauf
«Goldband» (фракция наполнителя до 1,2 мм ).
Предварительно, места утрат были обработаны известковым молочком
(известь + вода 1:10), а перед нанесением рабочего состава – водой из
пульверизатора.
Восполнение утрат проводили послойно. Первый слой толщиной до 2 см
выполняли рабочим составом №1. Второй слой толщиной 0,5–1 см – рабочим
составом № 2. Третий – накрывочный слой, выполнили рабочим составом
№3 и имел толщину 0,5 см.
Глубокие утраты до кирпичного основания (в верхней и нижней частях
участка) были последовательно заполнены составами № 1, №2 и №3 с
подсыханием каждого из них перед нанесением следующего.
36
Утрату над изображением книги (глубиной до 1,5 см) заполнили
последовательно составами № 2 и №3.
10. Удаление воско-смоляной мастики. (18-27.03.2019)
Мастика была удалена согласно отработанной методике (см.п.11 Пробные
работы). После снятия воска появилась возможность полностью обследовать
состояние сохранности красочного слоя (см. Картограмма №2)
11. Укрепление красочного слоя. (27.03-7.04.2019)
После полного удаления воско-смоляного состава, стали видны отставания
красочного слоя с грунтом от штукатурки. Для проведения последующей
довыборки воска и копоти необходимо было выполнить укрепление
красочного слоя на аварийных участках, расположенных в основном ближе к
краям участка (шелушения, отставания, мелкосетчатый кракелюр с
приподнятыми краями, растрескивание красочного слоя с отслоением)
Рабочий состав: BEVA 371 Solution в уайт-спирите (5%) и Lascaux 303 HV
Acrylkleber.
Укрепление проводили на основании пробных работ согласно отработанной
методике (см.п.11 Пробные работы).
12. Выполнены мастиковки утрат грунта. (9-15.04.2019)
Рабочий состав: эмульсионная меловая шпатлевка (водный раствор
животного клея (10%), олифа натуральная (0,1 от состава без учета
наполнителя), наполнитель - мел (до рабочей консистенции), мыло (20г на
1л)) [4]
Перед нанесением рабочего состава, места утрат грунта обрабатывались с
кисти горячей олифой (60℃), разбавленной в уайт-спирите (1:3).
Мастиковки были выполнены мягким резиновым шпателем чуть ниже
уровня красочного слоя. После полного высыхания (сутки), попавшая на
поверхность красочного слоя реставрационная мастика удалялась с помощью
теплой воды.
13. Произведено полное удаление стойких поверхностных загрязнений с
довыборкой из углублений фактуры красочного слоя. (22-29.04.2019)
Процесс удаления стойких поверхностных загрязнений проводился
параллельно с утоньшением лаковой пленки.
Рабочий состав: спирт:пинен (1:1), спирт:пинен:диметилсульфоксид (2:2:1)
37
Концентрация компонентов в рабочем составе менялась в зависимости от
качества
загрязнений.
Наличие
в
составе
демитилсульфоксида
способствовало размягчению поверхности, что позволяло эффективно
удалить стойкие поверхностные загрязнения такие как набрызги красной
краски и пятна канифоли.
(см.п.11 Пробные работы)
14. Регенерация лака (08.05.2019)
По методу Петтенкофера была проведена регенерация лаковой пленки.
Время экспозиции подбиралось опытным путем, на данном участке оно
составило 15 – 20 минут.
15. Вся поверхность была покрыта лаком. (09.05.2019)
Рабочий состав: лак даммарный:пинен (1:2)
Перед выполнением тонировок всю поверхность тщательно притерли
рабочим составом, что бы живопись стала насыщеннее, приняла более
экспозиционный вид и появилась возможность подобрать необходимые цвета
тонировок, близкие к авторским.
16. Выполнены реставрационные тонировки в местах утрат красочного
слоя. (12-29.05.2019)
Тонировки были выполнены голландскими масляными красками
«REMBRANDT» фирмы «ROYAL TALENS», г. Апелдорн. Предварительно
из красок вытягивали масло. В качестве разбавителя использовали состав
даммарный лак:пинен 1:4.
Техника исполнения: заливка с частичным воссозданием, светлее и холоднее
по тону. Предварительно была выполнена имприматура. Восполнение
красочного слоя на большой утрате с левой стороны участка было выполнено
с воссозданием авторской геометрии рисунка.
Руководитель работ
Прохин И.Ю.
_________
Исполнитель работ
Воронина Е.С.
_________
38
12. Список проведенных реставрационных мероприятий
Удалены профилактические заклейки.
Выполнено укрепление штукатурного основания.
Восполнены утраты штукатурного слоя.
Удален слой воско-смоляной мастики.
Выполнено укрепление красочного слоя.
Выполнены мастиковки утрат грунта.
Проведено полное удаление стойких поверхностных загрязнений с
довыборкой.
8. Проведена регенерация лаковой пленки
9. Выполнены реставрационные тонировки в местах утрат красочного слоя.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Руководитель работ
Прохин И.Ю.
_________
Исполнитель работ
Воронина Е.С.
_________
39
13. Наблюдения за температурно-влажностным режимом
В настоящее время температурно-влажностный режим поддерживается
автоматически, тем не менее, в летний период пики влажности достигают
50%, а система вентиляции сверху вниз и снизу вверх не отлажена.
График наблюдения за температурно-влажностным режимом в
период с февраля по май 2019 года
14.Рекомендации по условиям содержания и эксплуатации памятника
Приемлемым для живописи будет обычный, музейный, температурновлажностный режим (t˚17-18˚C и относительная влажность 50-60%). При
нарушении сухости воздуха возможны рецидивы нарушения связи
красочного слоя с грунтом и грунта с основой.
Раз в год, после начала отопительного сезона, необходимо обследовать
состояние красочного слоя росписи с соответствующей фиксацией
результатов осмотра в паспорте реставрации.
40
15.Список литературы
1) Данилова И.Е. О византийской иконе XIV века «Благовещение» из
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Античность. Средние века. Новое время. М.,
1977. С. 39.
2) Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С.
108.
3) Кириченко Е.И. «Архитектор Василий Косяков». М. Изд-во:
«БуксМАрт», 2016. С.127-142.
4) Комаров А.А. Технология материалов стенописи: Учебное пособие. –
М.: Изобраз. Искусство, 1989. – 240 с.: ил.
5) Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в
Новгороде. М., 2002. С. 43.
6) ФилатовВ. В. «Реставрация настенной масляной живописи». М. Изд-во:
«Изобразительное искусство», 1995
7) Щенникова Л.А. «Благовещение Устюжское». Благовещенский собор
Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–
263.
8) http://gutui.ru/
9) http://ru.wikipedia.org/wiki/Богоявленская_церковь_(Санкт-Петербург)
10) http://encspb.ru/object/2804678135
41
16. Картограммы
1) Схема – картограмма состояния сохранности штукатурного слоя
Условные обозначения:
- утраты штукатурного основания до
кирпичной кладки
основыштукатурного основания
- утраты
- отхождения пласта штукатурного слоя
от основания и расслоение штукатурки
- трещины штукатурного основания
глубиной до 1,5 см
42
2) Схема – картограмма состояния сохранности красочного слоя
Условные обозначения:
- мелкосетчатый кракелюр с
приподнятыми краями
- растрескивание и отслоение красочного
слоя
- утраты красочного слоя
- вмятины красочного слоя с грунтом
43
17.Список фотографий
Общий вид
1
До реставрации. Прямое освещение.
2
Удален слой профилактических заклеек из микалентной бумаги на
животный клей. Боковое освещение.
3
После удаления заклеек на кальку марки «А». Прямое освещение.
4
После удаления заклеек на кальку марки «А». Боковое освещение.
5
После укрепления штукатурного основания и восполнения утрат
основы. Выполнена буферная зона. Боковое освещение.
6
После удаления слоя воско-смоляной мастики. Прямое освещение.
7
После выполнения мастиковок в местах утрат грунта и довыборки от
копоти и других поверхностных загрязнений. Прямое освещение.
8
После реставрации. Выполнены реставрационные тонировки. Боковое
освещение.
Фрагмент №1 (изображение Богоматери)
9
До реставрации. Прямое освещение.
10 До реставрации. Боковое освещение.
11 После удаления слоя воско-смоляной мастики. Прямое освещение.
12 После выполнения мастиковок в местах утрат грунта. Прямое
освещение.
13 После довыборки от копоти и других поверхностных загрязнений
Прямое освещение.
14 После реставрации. Боковое освещение.
Фрагмент №2 (изображение лика Богоматери)
15 До реставрации. Прямое освещение.
16 До реставрации. Боковое освещение.
17 В процессе удаления слоя воско-смоляной мастики. Прямое освещение.
44
18 После удаления слоя воскосмоляной мастики. Прямое освещение.
19 После удаления слоя воскосмоляной мастики. Боковое освещение.
20 После выполнения мастиковок в местах утрат грунта и довыборки от
копоти и других поверхностных загрязнений. Прямое освещение.
21 После реставрации. Прямое освещение
Фрагмент №3(изображение рук)
22 До реставрации. Прямое освещение.
23 До реставрации. Боковое освещение.
24 После удаления слоя воскосмоляной мастики. Проведено восполнение
утрат грунта. Прямое освещение.
25 После удаления слоя воскосмоляной мастики. Проведено восполнение
утрат грунта. Боковое освещение.
26 После реставрации. Выполнена довыборка от копоти и других
поверхностных загрязнений, проведено тонирование утрат красочного
слоя Прямое освещение
27 После реставрации. Выполнена довыборка от копоти и других
поверхностных загрязнений, проведено тонирование утрат красочного
слоя. Боковое освещение
45
18. Приложение
Архивные фотографии
Северный придел Николая Чудотворца.
На северной стене в ракурсе видна композиция «Благовещение».
Фото К. Буллы, конец XIX века
Проект иконостаса и барабана
Церкви Богоявления,
арх. В. Косяков, 1891г. Журнал «Зодчий»
Проект фасада Церкви Богоявления,
Арх. В. Косяков, 1891г. Журнал «Зодчий»
46
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв