Цель исследования заключается в анализе практического опыта взаимодействия семьи и школы с целью обнаружения наиболее эффективной модели формирования педагогической культуры родителей, как средства повышения гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Гипотезой исследования является предположение, согласно которому школа как социальный институт, действуя в условиях объективных ограничений, способна выработать эффективную систему взаимодействия с родителями, направленную на формирование педагогической культуры родителей, показателем которой является результативность учебно-воспитательного процесса. В ходе работы было проведено исследование на базе МКОУ «ОШ № 5» г. Глазова Удмуртской республики. В исследовании приняли участие 32 обучающихся 4-9 классов, и 32 их родителя, которое было необходимо, для выявления недостатков в педагогической культуре родителей обучающихся, которая влияет на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений, а также отношений взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Полученные результаты исследования позволили выявить проблемы психолого-педагогической грамотности родителей. Проблема 1 - У родителей обучающихся не сформировано социально-педагогическое партнерство с образовательным учреждением, что негативно сказывается на процессе адаптации ребенка в образовательном учреждении. Проблема 2 - У многих родителей обучающихся отсутствует взаимодействие и взаимопонимание с ребенком, вследствие чего они в полной мере не могут мотивировать детей к обучению в школе, что сказывается на процессе обучения. Проблема 3 - Родители обучающихся не могут самостоятельно решать личностные и семейные проблемы, что негативно сказывается на их взаимодействии с детьми. Для решения выше перечисленных проблем была разработана и апробирована программа «Родительский университет» в МКОУ «ОШ № 5» г. Глазова УР, главной целью которой являлась формирование педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития детей. По результатам работы программы можно говорить, о том, что уровень школьной мотивации у обучающихся после апробирования программы «Родительский университет» увеличился на 3,1% по второму уровню школьной мотивации, на 12,5% по третьему уровню школьной мотивации, а по четвертому и пятому уровню школьной мотивации уменьшился на 9,3%, и 6,3%. Обучающиеся стали более общительны и активны, испытывают удовольствие от занятий в кружках, стали пробовать следовать нормам и правилам, установленным в образовательном учреждении. В процессе реализации программы «Родительский университет» в МКОУ «ОШ № 5», видно, что динамика имеет положительный характер. В результате, чего увеличился уровень педагогической культуры родителей, четыре родителя из общей массы имеют высокий уровень педагогической культуры, данный уровень увеличился на 9,39%, число родителей со средним уровнем педагогической культуры увеличилось до 22 человек, увеличение составило 37,56%, а также уменьшилось количество родителей с низким уровнем педагогической культуры до 6 человек, что составило 46,95%. Для определения изменений в детско-родительских отношениях, и установления повышения уровня педагогической культуры родителей, после апробирования программы «Родительский университет», была использована экспертная оценка, экспертная группа предположила, что педагогическая культура родителей в вопросах воспитания и развития детей, повысилась на 33,6%. Основная масса родителей, стала понимать необходимость социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения, у них сформировались знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка, они лучше стали понимать проблемы своих детей, что в итоге привело к повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития детей. На основе данных выводов можно говорить о том, что поставленная гипотеза полностью подтвердилась в ходе исследования. Данная программа, является актуальной и может быть использована социальными педагогами, психологами, для повышения психолого-педагогической грамотности, и формирования педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв