РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Роль мягкой силы внешней политики США в регионе
Центральной Азии на примере Республики Казахстан и
Республики Узбекистан в 1991–2021 гг.»
___________
41.03.01 «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Разработчик
Студент группы ГМБ-28
Студенческий билет
№:10322208143
Эгамбердиева Мехриноз
Икболжоновна
«11» мая 2022 г.
Руководитель: к.и.н.,
Старший преподаватель А.С.
Буторов
1
________
Москва, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................4
ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ США...........................6
1.1 Возникновение и определение понятия «сила»......6
1.2. Концепция «мягкой силы» по Джозефу Наю.......10
3.1. «Мягкая сила» как инструмент внешней политики
США........................................................................................ 11
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР
«МЯГКОЙ СИЛЫ» США........................................................17
2.1 «Мягкая сила» США в отношении Узбекистана в
1991–2021 гг.........................................................................17
2.2 «Мягкая сила» США в отношении Казахстана в
1991–2021 гг.........................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................25
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс
аспекты
глобализации
жизни
общества.
приносит
В
изменения
частности,
это
во
все
влияет
на
внешнюю политику государств. В то время как изменения в
этом мире влияют на поведение стран на международной
арене, это потребовало предложения новых стратегий и
поиска решений с учетом особенностей этого процесса.
Концепция мягкой силы, введенная Джозефом Наем в 1990-х
годах, широко обсуждалась в мире и начала использоваться.
Успехи мягкой силы в мире как эффективного инструмента
внешней
политики
своеобразным
относительно
современного
государства,
внешнеполитическим
многих
государств
и,
методом
в
частности,
стали
США
стран
Центральной Азии.
Актуальность данной работы заключается в особой
роли США в современных международных отношениях и их
политической заинтересованности странами Центральной
Азии
в
особенности
Казахстаном
и
Узбекистаном,
и
применение по отношению к ним мягкой силы в качестве
инструмента во внешней политике. Так как данный регион
является пересечением политических интересов не только
Соединенных Штатов, но и России и Китая.
Данное исследование имеет своей целью выявление
особенностей мягкой силы в центральноазиатском векторе
внешней политики США на примере Республики Казахстан и
Республики Узбекистан.
3
Объект исследования – центральноазиатский вектор
внешней политики США и их концепция мягкой силы в
мировой политике.
Предмет
исследования
–
влияние
мягкой
силы
внешней политики США на Казахстан и Узбекистан.
Задачами исследования являются:
1. описать возникновение и определение понятия «сила»
2. рассмотреть концепцию «мягкой силы» по Джозефу Наю
3. выявить основные инструменты «мягкой силы» во
внешней политике США
4. проанализировать
как
Соединенные
Штаты
пользовались «мягкой силой» в Республике Узбекистан и
Республике Казахстане в заданные промежутки времени
хронологические
Основные
начинаются
с
периода
рамки
приобретения
исследования
независимости
Узбекистана и Казахстана, с 1991 года – провозглашения
независимости данных стран и до настоящего времени 2021
года.
Методологической
выступают
принципы
основой
историзма,
исследования
логичности
и
научная
объективность. К использованным методам исследования
относятся системный, который дал возможность выявить
целостность концепции мягкой силы во внешней политике
США, сравнительный, позволивший выявить различия между
мягкой и жесткой силой, структурный анализ, который дал
возможность
выявить
ход
развития
отношений
США
с
Республикой Казахстан и Узбекистан.
4
Степень
изученности
работы.
Среди
изученных
материалов можно выделить труды таких авторов, как Дж.
Най1
2
3
, К. Холсти4, Р. Даль5, Р. Гилпин6, Н. Фергюсон7,
которые рассматривают аспекты внешней политики США и
роль мягкой силы в ней.
Источниковая
базу
база
исследования
исследования.
составляют
Источниковую
нормативно-правовые
документы, такие как Стратегия США в Центральной Азии на
2019–2025 годы8,
делопроизводственные источники как
доклады Human Rights Watch9, доклад центра общественной
дипломатии Университета Южной Калифорнии 10, а также ряд
публицистических
Узбекистаном
по
документов
данным
как
отношения
госдепартамента
США
с
США11,
Посольство США в Ташкенте12 и т.д..
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка источников и литературы.
1
Joseph S. Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics - New York: Public Affairs,
2004.
2
Joseph S. Nye, The Future of Power, New York, Public Affairs, 2011.
3
Joseph S. Nye, Soft Power and American Foreign Policy, Political Science Quarterly, The
Academy of Political Science, 2004.
4
Kalevi J. Holsti, International politics, New Jersey, Prentice Hall International Editions, 1992.
5
Robert Dahl, The Concept of Power, Department of Political Science, Yale University, 1957,
p. 201.
6
Robert Gilpin, War and Change in International Politics, New York, Cambridge University
Press, 1981.
7
Niall Ferguson, Think Again: Power, Foreign Policy, [Electronic resource]. – URL:
http://foreignpolicy.com/2009/11/03/think-again-power/ (date of treatment: 21.03.2022).
8
Стратегия США в Центральной Азии на 2019–2025 годы, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kz.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/46/UNITED-STATESSTRATEGY-FOR-CENTRAL-ASIA-Russian.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
9
World Report 2014. Events of 2013. Human Rights Watch. [Electronic resource]. – URL:
https://www.hrw.org/sites/default/files/wr2014_web_0.pdf (date of treatment: 01.04.2022).
10
The Soft Power 30, Portland, USC Center on Public Diplomacy [Electronic resource]. – URL:
https://softpower30.com/?country_years=2016 (date of treatment: 08.04.2022).
11
U.S. Relations With Uzbekistan, U.S. Department of State, [Electronic resource]. – URL:
https://www.state.gov/u-s-relations-with-uzbekistan/ (date of treatment: 10.05.2022).
12
Посольство США в Ташкенте [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://uz.usembassy.gov/ru/embassy-ru/tashkent-ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
5
ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ США
1.1 Возникновение и определение понятия «сила»
Развитие понятия «сила», его современное значение и
вхождение в литературу по международным отношениям
находились в определенном историческом процессе. По
мнению Юрия Давыдова, понятие силы существовало до
образования государств, когда человечество разделялось на
расы, племена и общины13. После образования государств
власть и сила в свою очередь стала легитимной. Потому что
не
было
четких
правовых
норм
в
межгосударственных
отношениях и каждому государству для поддержания своего
существования нужна была безопасность. Правящий класс,
господствующий в экономике и политике внутри государства,
13
Давыдов, Ю.П. Понятие «Жесткой» и «Мягкой» Силы в Теории Международных
Отношений [Текст] /Ю. П. Давыдов // Международные Процессы. – 2004. № 4. – C. 69–
80.
6
озабоченный
обеспечением
безопасности
государства,
проявлял интерес к тому, что происходит за пределами
страны. Но оно вторглось в чужое поле деятельности со
своими
интересами
несовместимости
и
встретило
интересов.
Они
сопротивление
заключали
из-за
союзы
и
торговые соглашения, старались создать баланс интересов, в
определенной степени учитывая интересы, пожелания и
потребности соседнего государства. Эти союзы и торговые
соглашения
способствовали
развитию
политических,
дипломатических, экономических и культурных отношений,
обеспечивающих
установление
стабильной
системы
международных отношений и сближение народов.
В
разных
словарях
наблюдается
обширность
в
определении понятия силы. Поскольку понятие “силы”, как
утверждают Майкл Барнетт и Раймонда Дюваль, является
центром их международных отношений, оно продолжает
вызывать
разные
концепции14.
дискуссий,
взгляды
Идеи,
международной
Потому
споры
возникающие
затрудняют
определение.
и
для
что
литературе
в
по
поводу
этой
результате
этих
концепции
вместо
определенное
понятия
используется
силы
баланс
в
сил,
приближение силы, сверхдержава и так далее. Подобно
этому, в значении данного понятия нет ясности и что вместо
него используются близкие значения, такие как авторитет,
угнетение и насилие, из-за поверхностного определения
понятия. Поэтому понятие силы не следует рассматривать в
буквальном смысле, следует анализировать их различные
14
Barnett M., Duvall R. Power in International Politics, International Organization, Cambridge
University Press, 2005. Vol. 59. - № 2. - P. 39.
7
значения, иметь в них общее и, таким образом, давать
ясность пониманию.
По мнению некоторых авторов, сила – это «контроль над
источниками и результатами». Роберт Гилпин определяет
“сила" как способ выражения военных, экономических и
технологических
политолог
возможностей
Калеви
Холсти
государств 15.
также
определяет
Канадский
силу
как
“способность одного государства контролировать поведение
других16. Роберт Даль относится к “силе” по тому, как актор А
мог делать то, чего не делал актор Б, и заставить его
отказаться от определенного поведения 17. Эти различные
определения, описывающие силу, указывают на то, что мы
должны учитывать различные качества измерений силы.
У всех этих определений есть одно общее: сила во
внешнем мире – это, прежде всего, способность влиять на
поведение
другого
государства
(или
негосударственного
актора) в желаемом для себя направлении18.
Уже некорректно определять размеры силы, которые
время от времени меняются, всевозможными ресурсами и
способностями государств. Поэтому Най составил типологию
силы, включающую в себя поведение силы, ее основные
инструменты
и
политику,
проводимую
государством
с
использованием этих инструментов (табл. 1).
Таблица 1: Виды силы и их основные отличия
15
Robert Gilpin, War and Change in International Politics, New York, Cambridge University
Press, 1981, p. 13.
16
Kalevi J. Holsti, International politics, New Jersey, Prentice Hall International Editions, 1992,
p.
117–122.
17
Robert Dahl, The Concept of Power, Department of Political Science, Yale University, 1957,
p. 201.
18
Наумов А.О. «Мягкая сила» и публичная дипломатия: курс лекций / А. О. Наумов. М.:
Издательство Московского университета, 2019. – 13 с.
8
Поведение
Основные
инструмент
ы
Угроза
Сила
Политика
правительст
ва
Военная сила Сила
Принудитель
Сдерживание
ная
Защита
дипломатия
Война
Союз
Экономическ Содействие
Оплата
Помощь
ая сила
Принуждение Санкция
Взятка
Санкция
Мягкая сила
Вызывание
Ценности
Общественна
восхищения
Культура
я дипломатия
Создание
Политика
Двусторонняя
повестки дня Учреждения
и
многосторонн
яя
дипломатия
Источник: Joseph S. Nye. Soft Power: The Means to Success in
World Politics. New York: Public Affairs, 2004, p. 37.
В этой типологии, представленной Наем, виды силы
рассматриваются как военная, экономическая и мягкая сила.
Как видно из таблицы 1, мы видим, что поведение, основные
инструменты и политика военной силы и экономической
силы частично схожи в зависимости от областей, в которых
они применяются, а иногда меняются в зависимости от
характеристик области. «Мягкая сила», с другой стороны,
воспринимается как способ убеждения других, не прибегая к
обману (пряник) или угрозам (кнут), то есть без применения
жесткой силы, при достижении желаемого результата в
международных отношениях. Или, с другой точки зрения,
«мягкая
сила»
выражается
как
способность
изменить
положение других в мире и заставить других восхищаться и
брать пример в процессе достижения цели. Поэтому видно,
что мягкая сила использует поведенческие инструменты,
9
вытекающие из влечения и притяжения, а не угрозы и
предложения денег. Кроме того, если ценности, культура и
политика страны привлекательны для других стран, то
потенциал мягкой силы страны об этом говорят, а политика
страны в области «мягкой силы» продолжает развиваться и
поддерживается другими19. Таким образом, вместо жесткой
силы
(военной
и
экономической),
которая
стала
использоваться реже, эффективное управление может быть
достигнуто инструментами мягкой силы. Однако концепция
мягкой силы и влияния не имеют одинаковой емкости.
Мягкая
сила
опирается
на
убеждение
и
способность
привлекать, а влияние опирается на угрозы и деньги20.
Как бы ни отличались инструменты мягкой силы и
жесткой силы, эти понятия взаимосвязаны. Потому что одни
страны влияют на поведение и политику других и используют
и то, и другое для достижения своих целей. Разница между
жесткой силой и мягкой силой проявляется в спектре их
поведения. Как видно из таблицы 2, поведение мягкой силы
основано на вытягивании, а жесткой силы — на команде.
Однако ни то, ни другое не идеально. Например, страны
часто могут сблизиться с другими акторами с помощью
порядка, и часто можно использовать их институты. Иногда
сильная экономика не только дает ресурсы для санкций и
финансовой помощи, но и добавляет очарования21
Таблица 2: Сравнение жесткой и мягкой силы
Жесткая сила
Мягкая сила
19
Joseph S. Nye, Soft Power and American Foreign Policy, Political Science Quarterly, The
Academy of Political Science, 2004, Vol. 119, No. 2, pp. 255-270.
20
Joseph S. Nye. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs,
2004, p. 15.
21
Там же, с. 16–17.
10
Спектр
Поведения
Принуждение
Убеждение
Определение
Привлекательность
целеполагания
Приказ
Наиболее
благоприят
ные
ресурсы
Сотрудничество
Институты
Ценности
Силовые
Выплаты и
методы
Санкции
Взятки
Культурные
установки и
правила
Источник: Joseph S. Nye. Soft Power: The Means to Success in
World Politics. New York: Public Affairs, 2004, p. 17.
1.2. Концепция «мягкой силы» по Джозефу Наю
В информационную эпоху после окончания холодной
войны вместо жесткой силы, которая определяется как
использование военной силы и экономических возможностей
или
метод
кнута
и
пряника,
появилась
мягкая
сила,
направленная на то, чтобы влиять и направлять иностранное
общественное мнение. В 1990 году Джозеф Най впервые
упомянул «мягкую силу» в своей работе «Bound to Lead: The
Changing Nature of American Power», в которой он изложил
свои взгляды на положение США в мире, влияние и мощь,
которые они начали терять после поражение во Вьетнамской
войне22. Он разработал
«Мягкая
сила:
политике».
средство
В
опубликованном
в
эту концепцию в своей работе
достижения
успеха
исследовании
“Будущее
2011
дает
году,
он
в
мировой
власти",
исчерпывающее
определение: “Мягкая сила — это способность влиять на
других, используя средства, определяющие международную
22
Там же, с. 7.
11
повестку дня для достижения желаемых результатов, а также
способ убеждения и позитивную привлекательность” 23.
По словам Ная, мягкая сила имеет право делать то, что
хочет, предоставляя сотрудничество и используя элементы
обаяния.
Кроме
того,
при
необходимости
принуждать,
Вместо
подражание
этого
обращении
угрожать
или
к
или
власти
нет
обманывать.
преследование
страны,
восхищаясь ее ценностями, уровнем развития или культурой,
которой она обладает, также воспринимается как вторая
сторона власти24.
Смысл “мягкой силы” – проецирование государством
своего
влияния
на
окружающий
экономические,
мир
с
опорой
на
информационно-коммуникационные,
социальные, гуманитарные и другие гибкие рычаги. Понятие
“мягкой силы” вошло в моду, и многие страны современного
мира
включились
в
соревнование
по
наращиванию
собственного “мягкого” потенциала.
Так
же,
как
идеи
и
концепции
без
критики
не
развивались, мягкая сила не могла избежать этой ситуации и
подвергалась
критике
со
стороны
некоторых
ученых
и
ученых. По словам Найла Фергюсона, у США есть жесткая
сила
с
военным
политическими
потенциалом,
институтами,
большим
которые
бюджетом
и
обеспечивают
экономический рост. Он отверг заявление Най о том, что
вместе с ними США обладают мягкой силой и способны
оказывать влияние на мир этой силой. Причина, по которой
23
Joseph S. Nye, The Future of Power, New York, Public Affairs, 2011, s. 20-21.
Alexander L. Vuving, How Soft Power Works [Electronic resource]. – URL:
http://www.apcss.org/Publications/Vuving%20How%20soft%20power%20works%20APSA
%202009.pdf (date of treatment: 07.03.2022).
24
12
Фергюсон не принял эту идею, заключается в том, что он
сказал, что мягкая сила слишком мягкая для достижения
национальных
США
не
интересов.
могут
Многонациональные
создать
такой
компании
привлекательности,
как
американская культура. Например, дети исламского мира
употребляют продукты Coca-Cola и McDonalds, слушают
американскую музыку и смотрят ее фильмы. Но это не может
заставить их любить США. Кроме того, Фергюсон приходит к
выводу, что сила состоит из материальных источников и
признает важность веры, идеологии и психологии. Вера не
может двигать горами, но может перемещать людей. А
идеология
и
психология
важны
для
усиления
или
уменьшения влияния силы25.
Однако есть тот факт, что Най рассматривал концепцию
мягкой силы по-разному, а иногда и выдвигал исключения,
привел
сделало
к
образованию
концепцию
исследованиях,
неоднозначных
еще
более
направленных
пространств,
расплывчатой
на
и
что
что
устранение
в
этой
двусмысленности, не удалось достичь компромисса. Поэтому
естественно,
что у
многих
исследователей
до
сих
пор
возникает вопросы насчёт эффективности мягкой силы.
По мнению Ная, мягкая сила коренится в культуре,
политических ценностях и внешней политике. Когда культура
и политические ценности страны являются универсальными
и
общими,
и
когда
их
политика
дома
и
за
рубежом
принимается другими и находится в гармонии с интересами
других, это облегчает достижение цели26.
25
Niall Ferguson, Think Again: Power, Foreign Policy, [Electronic resource]. – URL:
http://foreignpolicy.com/2009/11/03/think-again-power/ (date of treatment: 21.03.2022).
26
Joseph S. Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics - New York: Public
Affairs, 2004, p. 20-26.
13
В связи с этим, придерживаясь теории Ная, стоит
понять, что мягкая сила – это не только способность косвенно
добиваться результатов, которые страна хочет достичь, без
использования
абстрактных,
жесткой
так
и
силы,
но
конкретных
и
способность
элементов
как
власти,
действовать с высокой философией, создавая изменения
отношения
к
целевому
актору
и,
в
конечном
счете,
превращая его в форму социальной привычки, не создавая
негативного восприятия исходного актора.
4.1.
После
«Мягкая сила» как инструмент внешней
политики США
Первой мировой войны, с введением Вудро
Вильсоном концепции «открытой дипломатии» и созданием
Комитета общественной информации, США предприняли
попытку представить миру свою собственную культуру. Он
тратил миллиарды на внешнеполитическую и публичную
дипломатию, которую осуществлял для того, чтобы донести
свою политику и ценности до людей в других странах мира,
особенно в Советском Союзе, и заставить их принять свою
идеологию. Самой крупной и первой программой мягкой
силы или публичной дипломатии, реализованной в этой
области, был «План Маршалла», который был выдвинут
Джорджем К. Маршаллом после Второй мировой войны. В
рамках этой программы США заключили соглашения с 70
странами с 1962 по 1972 г. и направили сотни добровольцев.
Были приняты различные программы и проекты для развития
экономических отношений США с другими странами и
осуществления
культурного
сотрудничества,
были
реализованы программы образования и обмена, а также были
14
созданы
различные
организации
для
продвижения
политических ценностей.
С
распадом
активность
мира,
в
СССР,
США,
сфере
второй
ставших
сверхдержавы
единственной
публичной
дипломатии
мира,
сверхдержавой
и
мягкой
силы
замедлилась. Однако обширные исследования мягкой силы
начались
после
терактов
11
сентября.
В
этот
период
начались дискуссии об упадке нынешнего могущества США
во
внешней
политике.
В
частности,
после
негативного
общественного мнения и той картины, которая сложилась с
вводом США в Афганистан и Ирак без решения ООН, были
начаты исследования того, что должны делать США и в каком
направлении работать, чтобы сохранить свое доминирование
в мире.
Соединенные
политических
Штаты
стали
ценностей
многопартийность,
и
выборы,
толчком
институтов
права
для
развития
(демократия,
человека,
свобода),
филантропию (план Маршалла и восстановление Японии
после
Второй
мировой
войны),
культурные
ценности
(использует источники мягкой силы, такие как музыка , кино,
искусство, литература и др.), потребительские предпочтения
и технологии (мода, бренды, новые технологии и др.).
Как отмечал американский ученый Эрнест Джеймс
Уилсон, страны G8 ускоряют свой переход от индустриальной
к постиндустриальной экономике, где власть все больше
зависит от способности нации создавать и манипулировать
знаниями и информацией. Способность страны к творчеству
и инновациям может превзойти наличие у нее бронетанковых
15
дивизий,
а
новые
высокотехнологичные
средства
могут
значительно расширить сферу невоенного влияния27.
В век информации и коммуникаций средства массовой
информации, один из инструментов мягкой силы, очень
эффективны и важны для создания положительного имиджа
государства и общественного мнения. Современная массовая
культура США стала центром притяжения для значительной
части мира благодаря глобальному языку, созданному и
популяризированному такими платформами как YouTube,
Twitter и Facebook.
Еще одним аспектом мягкой силы США является сектор
образования. Есть два фактора, которые влияют на важность
сектора
образования,
стратегией.
Первый
который
элемент
является
–
это
долгосрочной
возможность
для
участников учебных программ продвигать политическую и
экономическую модель, культуру и ценности собственного
общества
принимающей
страны.
Второй
элемент
заключается в том, что мероприятия по отбору получателей
грантов и стипендий дают возможность выявить наиболее
перспективных
Поддержание
обучения
представителей
связи
позволяет
с
в
различных
выпускниками
после
государству-спонсору
областях.
завершения
влиять
на
иностранные элиты или использовать их интеллектуальные
ресурсы в своих интересах.
Агентство США по международному развитию (USAID),
которое продвигает интересы США «мягкими» методами и
является одной из самых влиятельных организаций в мире.
27
Wilson, E. “Hard Power, Soft Power, Smart Power”, The Annals of The Academy of Political
Science, 616,
March 2008 p. 114.
16
Основные цели деятельности USAID, которые находятся в
тесном контакте с Госдепартаментом США и пытаются
решить
экстремальные
глобальные
проблемы28.
USAID,
являющаяся одной из ведущих организаций не только в США,
но и в мире, работает более чем в 100 странах и действует по
региональным особенностям и своим текущим проблемам,
включая Азию, Европу, Латинскую Америку, Ближний Восток
и Африку.
Основными
задачами
деятельности
USAID,
которые
находятся в тесном контакте с Госдепартаментом США и
пытаются
решить
глобальные
проблемы
такие
как:
укрепление демократии, способствование экономическому
развитию, защита прав человека, оказание гуманитарной
помощи и т. д.
Помощь
со
стороны
США
имеет
два
основных
стратегических подхода. Во-первых, предоставление грантов
и кредитов другим странам в рамках подхода к безопасности.
Во-вторых,
в
рамках
подхода
к
развитию
организации
оказывают двустороннюю или многостороннюю помощь в
укреплении экономик развивающихся стран. Приоритетные
направления деятельности Агентства по международному
развитию США представлены в таблице 1029.
Таблица 10: Приоритетные направления Агентства
США по международному развитию США
28
Who We Are, [Electronic resource] – URL: https://www.usaid.gov/who-we-are (date of
treatment: 21.03.2022).
29
Çağatay Gökgöz, Kalkınma İşbirliğinin Yönetimi: Türkiye İçin Model Önerisi ve Uygulama
Önerileri, Uzmanlık Tezi, TC Kalkınma Bakanlığı, Sosyal Sektörler ve Koordinasyon Genel
Müdürlüğü, Aralık 2015, s. 45-46.
17
Имя
документа
Закон
внешней
помощи
Дата
о 1961
Вашингтонски 1989
й компромисс
2002
Стратегия
национальной
Приоритетные области /
Описание
Борьба с бедностью, обеспечение
экономического развития стран,
развитие
международной
интеграции,
гражданских
и
экономических прав.
Обеспечить
финансовую
дисциплину,
сделать
государственные
расходы
приоритетными,
провести
налоговую
реформу,
либерализовать процентные ставки,
конкурентные валютные ставки,
либерализовать
торговлю,
упростить прямые иностранные
инвестиции, приватизацию и права
собственности.
Борьба с терроризмом, свободный
воскресенье,
безопасности
демократии
Стратегия
2010
укрепление
и
предоставление
ресурсов развивающимся странам.
Содействие демократии и правам
национальной
человека,
безопасности
стратегии
поддержка
глобальной
здравоохранения,
продовольственной безопасности и
Документ
о 2010
гуманитарной помощи.
Экономический
политике
в
демократическое
в
рост,
управление,
области
инвестиции
инновационные
глобального
технологии для решения проблем
развития
развития,
США
урегулирование
развитие
экономического
потенциала,
глобального
кризиса
и
18
Рамочный
2011-
взаимная ответственность.
Продовольственная
безопасность,
документ
2015
глобальное
здоровье,
политики
последствий
изменения
USAID
рост с низким уровнем выбросов,
широкий
снижение
климата,
экономический
рост,
демократия, гуманитарная помощь,
снижение
рисков
бедствий,
стихийных
предотвращение
Документация 2011-
кризисов и конфликтов.
Демократия,
права
по
образование,
2018
человека,
насильственные
тематической
эксцессы,
изменение
стратегии
гендерное
равенство,
USAID
вода,
устойчивость
к
климата,
молодежь,
кризисам,
мониторинг и оценка, обеспечение
устойчивого обслуживания.
В итоге, насколько сильна и эффективна мягкая сила США,
мы можем видеть из заявления Йозефа Иоффе. По его
словам, мягкая сила важнее военной или экономической
мощи Америки. Культура Соединенных Штатов проникает
повсюду, как низко, так и высоко, с интенсивностью, как
наблюдалось
во
времена
Римской
империи,
проникает
повсюду только с новой отличительной чертой. К примеру,
влияние
Рима
собственных
в сфере
военных
культуры
границах,
было
а
остановлено
мягкая
сила
на
США
управляет империей, где солнце никогда не садилось 30.
30
Joseph S. Nye, Soft Power and Higher Education, Forum for the Future of Higher Education,
One Main Street,
Cambridge, [Electronic resource]. – URL: http://forum.mit.edu/articles/soft-power-andhigher-education/ (date of treatment: 01.04.2022).
19
ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР
«МЯГКОЙ СИЛЫ» США
2.1 «Мягкая сила» США в отношении Узбекистана в
1991–2021 гг.
Распад Советского Союза и прекращение биполярного
строительства в международной системе означали, что 1990е годы станут началом новой эры как для всего мира, так и
20
для Центральной Азии. В результате распада Советского
Союза пять стран Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан,
Туркменистан,
Таджикистан
и
Казахстан)
получили
независимость.
Центральная
Азия
богата
ресурсами,
что
вызывает
интерес со стороны многих государств. В то же время ЦА –
регион
довольно
сложный
для
оказания
влияния.
Он
характеризуется наличием древних культур и традиций,
незнание
которых
может
повлечь
результат,
прямо
противоположный ожидаемому. Кроме того, отношения в
регионе
во
межродовых
многом
подвержены
отношений,
что
влиянию
осложняет
клановых
и
традиционные
механизмы реализации «мягкой силы»31.
Как
это
было
во
время
холодной
войны,
регион
Центральной Азии не был одним из приоритетов внешней
политики США. Однако ситуация начала меняться во второй
половине 1990-х годов, когда США осознали свои жизненно
важные интересы в регионе. Это привело к ситуации, в
которой место, отводимое Центральной Азии в американских
стратегиях внешней политики, начало увеличиваться.
Образование служит одним из ключевых форм мягкой
силы США, так международная программа студенческого
обмена для стран Евразии и Центральной Азии (ранее
называлась Евразийская программа студенческого обмена),
проводимая
Бюро
по
делам
культуры
и
образования
Госдепартамента США, предоставляет студентам из Евразии
возможность в течение одного учебного года пройти очный
31
Лебедева М.М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их
действия. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(2(35)):47-55.
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-47-55
21
курс обучения в США. Правительство США финансирует
программы образовательного и профессионального обмена,
предоставляющие
образование
узбекистанцам
в
Соединенных
профессиональные
связи
со
возможность
получить
Штатах
и
установить
своими
американскими
коллегами. Государственный департамент и Министерство
обороны США оказывают техническую помощь, поставляя
оборудование и проводя тренинги в целях усиления контроля
государственных
границ
Узбекистана
и
повышения
эффективности для воспрепятствования незаконной торговле
наркотиками, людьми и товарами, в том числе предметами,
которые можно отнести к оружию массового уничтожения 32.
Американский сенатор Билл Брэдли и конгрессмен
Джим Лич разработали программу FLEX (Future Leaders
Exchange),
что
в
переводе
означает
обмен
будущими
лидерами. Данная программа направлена на культурный
обмен учениками старших классов школы либо лицеев,
позволяющая
молодежи
узнать
больше
о
США
и
американцах, а для американцев участники FLEX знакомятся
с культурой своих стран. Целью проекта финансирования,
которого был одобрен Конгрессом США, являлось улучшение
и развитие отношений США со странами.
Отдел Образования и Культуры (Bureau of Educational
and Cultural Affairs) Государственного Департамента США в
свою очередь спонсирует программу Global UGRAD, который
также
имеет
систему
обмена
учащихся,
однако
более
взрослых, точнее студентов 1–2 курсов высших учебных
заведений.
32
Посольство США в Ташкенте [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://uz.usembassy.gov/ru/embassy-ru/tashkent-ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
22
Кроме
вышеописанных,
для
граждан
Узбекистана,
Посольство США при поддержке Госдепартамента каждый
год организуют программы образовательного обмена, такие
как Программа Фулбрайта для специалистов, иностранных
студентов,
приглашенных
английского
языка;
ученых,
Программа
преподавателей
стипендий
Хьюберта
Х.
Хамфри; Программа обучения мастерству и успеху (TEA) и
TechGirls.
Существенным фактором в углублении двусторонних
контактов
является
и
ежегодное
предоставление
правительством США виз для постоянного места жительства
в
США
посредством
лотереи
Грин
Кард.
По
данным
посольства США в Узбекистане, количество выигравших в
лотерею начиная с 2012 по 2021 года в Узбекистане
составило около 21014 человек33.
На
территории
ресурсные
центры
Узбекистана
(центры
при
действуют
различные
посольствах,
небольшие
центры-библиотеки и т. д.), благодаря которых американцы
оказывают своё мягкое воздействие на регион в целом.
Количество американских ресурсных центров в ЦА сравнимо
с российскими: 52 и 55 соответственно 34. Однако только в
Казахстане российские центры значительно превалируют над
американскими, в других же странах Центральной Азии
картина прямо противоположная. При этом США изначально
большое
внимание
уделяли
использованию
интернет-
33
Visa Statistics, US Visa Law & Policy, Travel.State.Gov, U.S. Department of State — Bureau
of Consular Affairs [Electronic resource]. – URL:
https://travel.state.gov/content/dam/visas/Statistics/AnnualReports/FY2021AnnualReport/
FY21_TableVII.pdf (date of treatment: 10.05.2022).
34
Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: Публичная дипломатия США и Росси в
постсоветской Центральной Азии / Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 12. Вып. 3. С.
73–86.
23
технологий во внешней политике, создавая сайты своих
официальных
представительств.
С
появлением
же
социальных сетей посольства и ресурсные центры США в ЦА
стали
активно
использовать
Facebook,
Twitter,
YouTube,
MySpace. В конце XX – начале XXI веков в мире появилась
большая прослойка людей, которые постоянно находятся в
Интернет-поле. А это та среда, с которой активно работает
Вашингтон в сфере применения технологии мягкой силы.
Здесь ставка делается на молодежь, которая завтра и
послезавтра под влиянием этой технологии превратится в
прослойку людей с западными ценностями, которые будут
осуществлять проамериканскую политику в своих странах 35.
В 2014 году неправительственная организация со штабквартирой в Нью-Йорке и осуществляющая мониторинг,
расследование
и
документирование
нарушений
прав
человека Human Right Watch провели исследование в более
чем 70 странах мира, в том числе и в Узбекистане. Кроме
вопросов, связанных с правозащитниками и журналистами,
уголовными наказаниями и пытками, в ежегодном докладе
сообщалось,
детским
что
трудом36.
Госдепартамента
Узбекистан
Ещё
США
в
о
продолжает
2013
году
торговле
пользоваться
ежегодный
людьми
отчёт
поместил
Узбекистан на «уровень 3»37 и сохранил место в отчете на
2014 год. Однако ситуация начала меняться с приходом к
власти Шавката Мирзиёева, когда тот во время выступления
на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что в
35
Морозов Ю. В. Применение Соединенными Штатами “мягкосилового арсенала” в
современном мире // Россия и Америка в XXI веке. – 2017. – Выпуск № 1. URL:
https://rusus.jes.su/s207054760004894-0-1/ DOI: 10.18254/S207054760004894-0
36
World Report 2014. Events of 2013. Human Rights Watch. [Electronic resource]. – URL:
https://www.hrw.org/sites/default/files/wr2014_web_0.pdf (date of treatment: 01.04.2022).
37
World Report 2013. Events of 2012. Human Rights Watch. [Electronic resource]. – URL:
https://www.hrw.org/sites/default/files/wr2013_web.pdf (date of treatment: 01.04.2022).
24
сотрудничестве с Международной организацией труда были
приняты
эффективные
меры
по
искоренению
детского
принудительного труда38. Детский труд был «значительно
сокращен», но не устранены, так как Мирзиёев издал указ,
направленный на прекращение практики в мае 2018 39. Таким
образом, в Вашингтоне данный ход приняли как США с
помощью
мягких
воздействий
помог
жертвам
принудительного труда40.
Как отмечено госдепартаментом США, в целом цели
помощи Соединенных Штатов направлена на расширение
доступа граждан к правосудию и их участие в принятии
государственных решений, продвижение верховенства права,
реформу государственного образования, сотрудничество в
сфере
обороны
и
поощрение
усилий
правительства,
направленных на обеспечение соблюдения прав человека и
основных свобод41.
В результате правительство США с 1992 года до 2021
потратила
более
1.6
миллиарда
долларов
на
помощь
Узбекистану42.
38
“Speech by the President of the Republic of Uzbekistan H.E. Mr. Shavkat Mirziyoyev at the
75th Session of the United Nations General Assembly”, The Permanent Mission of the
Republic of Uzbekistan to the United Nations [Electronic resource]. – URL:
https://www.un.int/uzbekistan/statements_speeches/address-he-mr-shavkat-mirziyoyevpresident-republic-uzbekistan-unga-72 (date of treatment: 08.04.2022).
39
“U.S. Lifts Uzbek Cotton Ban, Saying Forced Child Labor ‘Significantly Reduced”, RFE/RL,
March 28, 2019, [Electronic resource]. – URL: https://www.rferl.org/a/u-s-lifts-uzbek-cottonban-child-labor-educed-/29845439.html (date of treatment: 08.04.2022).
40
“Uzbekistan: US Decision Aids Forced Labor Victims”, Human Rights Watch, June 20,
2014, [Electronic resource]. – URL: https://www.hrw.org/news/2014/06/20/uzbekistan-usdecision-aids-forced-labor-victims (date of treatment: 08.04.2022).
41
U.S. Relations With Uzbekistan, U.S. Department of State, [Electronic resource]. – URL:
https://www.state.gov/u-s-relations-with-uzbekistan/ (date of treatment: 10.05.2022).
42
U. S. Department of State, Office of the Coordinator of U.S. Assistance to Europe, Eurasia,
and Central Asia (ACE),
Foreign Assistance Fact Sheet, June 2021, [Electronic resource]. – URL:
https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/09/Uzbekistan_FY-2020-Country-AssistanceFact-Sheet.pdf (date of treatment: 10.05.2022).
25
2.2 «Мягкая сила» США в отношении Казахстана 1991–
2021 гг.
После распада Советского Союза США были первыми
признавшими
независимость
Казахстана.
Молодая
республика получала большую часть помощи именно по
линии гуманитарного сотрудничества от благотворительных
организаций. В декабре 1992 г. две страны подписали
«Соглашение
о
деятельности
Корпуса
Мира
США
в
Республике Казахстан», в рамках которого американские
добровольцы
оказали
весомую
помощь
в
проведении
социальных реформ в Казахстане, а также ряда программ,
например,
«Проект
«Международную
безопасности
программу
угольных
советников
по
шахт»
или
жилью
для
резидентов»43.
А подтверждением развития сотрудничества США и
Казахстана в гуманитарной и научно-образовательной сфере
стало открытие ряда образовательных учреждений и фондов.
К
примеру,
«Международный
«Казахстан-США»
в
1994
выступило
Управление
США.
рамках
В
г.,
гуманитарный
организатором
Всемирной
данного
которого
Методической
фонда,
фонд
церкви
действовавшего
в
Семипалатинской области, проводились исследовательские
работы в сфере радиационной медицины, а также подготовка
кадров и внедрение зарубежного опыта 44. В этот же период
начался
активный
обмен
студентами
Восточно-
Казахстанского университета, что вскоре привело к созданию
43
Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы: АО
«САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000. – С. 488].
44
Ашимбаев М. «Сотрудничество с США и национальные интересы Казахстана» /
Казахстан и США: состояние и перспективы двустороннего сотрудничества. Институт
мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2006 г. – С.8-9
26
отдельно
Казахстанско-Американского
университета
(КАСУ).
Данный
шаг
свободного
много
значил
для
сотрудничества двух стран, поскольку теперь в Казахстане
появилась отдельная образовательная структура, нацеленная
на укрепления отношений с конкретной страной – США45.
В первой же половине 1990-х гг. в Казахстан начали
приезжать
на
гастроли
американские
композиторы,
музыканты и артисты. Многим казахстанцам запомнился
авторский
вечер
американского
композитора
Уайт,
чьи
произведения (например, «Симфония мира») были исполнены
казахским
государственным
Хорошее
впечатление
симфоническим
оставили
оркестром.
выступления
гастролировавших в Казахстане американских пианистов и
Манхэттенского струнного квартета.
Во
времена
Барака
Обамы,
Соединенные
Штаты
сфокусировались на реализации трех ключевых программ –
Северной сети поставок (Northern Distribution Network, NDN),
Новом
шёлковом
пути
Центральноазиатской
(New
Silk
Road,
антинаркотической
NSR)
и
инициативе
(Central Asia Counternarcotics Initiative, CACI). В целом при
администрации Обамы правительство и народ Казахстана
воспринимали имидж США в положительном ключе по
сравнению
профиль
Бушем
лидера
младшим.
своим
Стремясь
создать
расслабленным
и
сильный
уверенным
поведением, Обама стремился позитивно влиять на массы
своей
примирительной
обладающий
и
искренней
чрезвычайно
риторикой.
высокой
Обама,
способностью
использовать мягкую силу, также стремился использовать
45
Шенин А.С., Оспанова А.С. Республика Казахстан – США: история и перспективы –
Астана: ТОО «Мастер ПО», 2018, - 115 с.
27
эту
особенность,
чтобы
исправить
негативный
имидж
Америки в мире и, в частности, в Центральной Азии.
Можно отметить, что при администрации Обамы, США
впервые в 2016 году поднялись на первую строчку в рейтинге
“The Soft Power 30”, составленный экспертами Портленд консалтинговой
компании
коммуникациям,
работающая
исследователями
из
Университета
Южной
центра
по
с
стратегическим
правительствами
общественной
Калифорнии,
которые
и
дипломатии
ежегодно
анализируют глобальный рейтинг мягкой силы46.
Одним из последних, но немаловажных взаимодействий
США
и
Казахстана
является
открытие
Американо-
Казахстанского делового совета (USKZBC)47, в котором они
собираются экономическое и коммерческое сотрудничество,
чтобы помочь американским компаниям расширить свое
присутствие в Казахстане посредством встреч на высоком
уровне, пропаганды политики, деловых миссий, анализа
рынка и налаживания связей48.
В 2019 году американское правительство разработало
стратегию США в Центральной Азии на 2019–2025 годы, где
они планировали предоставить прямую помощь на сумму
более
$9
млрд,
28%
из
выданной
суммы
уходит
на
46
The Soft Power 30, Portland, USC Center on Public Diplomacy [Electronic resource]. – URL:
https://softpower30.com/?country_years=2016 (date of treatment: 08.04.2022).
47
U.S.-Kazakhstan Business Council, Consulate General of the Republic of Kazakhstan, New
York City [Electronic resource] – URL: https://kazconsulny.org/us-relations/economiccooperation/u-s-kazakhstan-business-council (date of treatment: 18.04.2022).
48
U.S. Chamber of Commerce Launches U.S.-Kazakhstan Business Council, U.S. Chamber of
Commerce [Electronic resource] – URL: https://www.uschamber.com/international/uschamber-of-commerce-launches-us-kazakhstan-business-council (date of treatment:
13.03.2022).
28
гуманитарную
помощь
и
8%
на
здравоохранение,
образование и социальные услуги49.
Значительную
часть
мягкой
силы
США
составляет
американское высшее образование. Бывший госсекретарь
Колин Пауэлл говорил, что тот не может представить себе
более ценного актива для Соединенных Штатов, чем дружба
будущих
мировых
лидеров,
получивших
американское
образование50. Культурная составляющая мягкой силы, к
которой
относится
сотрудничество
в
сфере
высшего
образования, является центральным элементом публичной
дипломатии, поскольку она формируется и развивается в
ходе диалога между общественностью стран, посредством
личных контактов, напрямую не завися от государства или
проводимого им политического курса51. Соответственно, на
данный
момент
правительство
США
организовывает
в
Казахстане такие программы образования как: программа
совершенствования педагогического мастерства (Fulbright
TEA),
программа
мастерства,
“Институт
совершенствования
посвященная
изучения
педагогического
медиаграмотности,
Соединенных
Штатов
программа
(SUSI)
для
молодых женщин-лидеров”, программа FLEX, Global UGRAD,
Программа TechWomen и программа для выпускников.
49
Стратегия США в Центральной Азии на 2019-2025 годы, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kz.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/46/UNITED-STATESSTRATEGY-FOR-CENTRAL-ASIA-Russian.pdf
50
Joseph S. Nye, Soft Power and Higher Education, Forum for the Future of Higher Education,
One Main Street,
Cambridge, [Electronic resource]. – URL: http://forum.mit.edu/articles/soft-power-andhigher-education/ (date of treatment: 01.04.2022).
51
Чепурина М.А., Мягкая сила в глобальной политике: Болонские измерения / Вестник
Российского Университета Дружбы Народов, Серия: Политология, 2014. - 97 с.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/9000 (дата обращения: 11.04.2020)
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с проблемами в Афганистане и вопросами
безопасности стран Центральной Азии, с поле зрения часто
уходит то, что уже с момента приобретения независимости в
1991 году Узбекистан и Казахстан были и по сей день
являются
активными
точками
мягкого
воздействия
американской внешней политики.
Соединенные Штаты были одним из первых стран,
признавших независимость Узбекистана и Казахстана. О
мере становления новой региональной политики в данных
государствах, США в течение последних трех десятилетий
последовательно работали над поддержкой безопасности,
развития и процветания каждой из этих стран. Американцы
считают, что Центральная Азия всегда была стратегическим
и коммерческим перекрестком цивилизаций между Европой
и Азией. Главный стратегический интерес Соединенных
Штатов в этом регионе заключается в создании более
стабильной и процветающей Центральной Азии, которая
30
может свободно преследовать политические, экономические
интересы
и
партнерами
мировыми
интересы
на
своих
безопасности
собственных
рынками
и
открыта
с
различными
условиях;
для
связана
с
международных
инвестиций; и имеет сильные демократические институты,
верховенство закона и уважение прав человека.
США профинансировали более 70 проектов по всей
Центральной
уникальные
Азии,
культурные
археологические
Подобные
которые
древности
памятники
действия
защищают
для
помогает
и
региона,
сохраняют
традиции
и
будущих
поколений.
поддерживать
позитивную
репутацию американской политики в центральноазиатском
векторе.
Наконец,
Соединенные
Штаты
установили
прочные
связи между людьми из Казахстана и Узбекистана, в том
числе
путем
студенческих
прямого
и
финансирования
профессиональных
около
8
обменов.
000
Большое
количество выходцев из Центральной Азии иммигрировали в
различные американские города и теперь составляют яркие и
динамичные диаспорские сообщества, которые сохраняют
глубокие связи со своей родиной.
В итоге следует отметить, что Соединенные Штаты не
упускают шансов для продвижения своего мягкосилового
инструмента по отношению к странам Центральной Азии
путём
разработки
Несмотря
на
то,
и
что
поддержки
данном
различных
регионе
проектов.
влияние
России
существенно велика по причинам исторических отношений.
Однако, хоть и преследуя свои изначальные геополитические
31
цели, Соединенные Штаты активно пользуются культурными
рычагами для продвижения своей политики и в Узбекистане,
и в Казахстане.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники
1. Посольство США в Ташкенте [Электронный ресурс] Режим
доступа:
https://uz.usembassy.gov/ru/embassy-
ru/tashkent-ru/ (дата обращения: 10.04.2022).
2. Стратегия США в Центральной Азии на 2019–2025
годы, [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://kz.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/46/UNITED32
STATES-STRATEGY-FOR-CENTRAL-ASIA-Russian.pdf (дата
обращения: 10.04.2022).
3.
Who
We
Are,
[Electronic
https://www.usaid.gov/who-we-are
resource]
(date
of
–
URL:
treatment:
21.03.2022).
4. Visa Statistics, US Visa Law & Policy, Travel.State.Gov,
U.S. Department of State — Bureau of Consular Affairs
[Electronic
resource].
–
URL:
https://travel.state.gov/content/dam/visas/Statistics/AnnualRepor
ts/FY2021AnnualReport/FY21_TableVII.pdf (date of treatment:
10.05.2022).
5. World Report 2014. Events of 2013. Human Rights
Watch.
[Electronic
resource].
–
https://www.hrw.org/sites/default/files/wr2014_web_0.pdf
URL:
(date
of treatment: 01.04.2022).
6. World Report 2013. Events of 2012. Human Rights
Watch.
[Electronic
resource].
–
URL:
https://www.hrw.org/sites/default/files/wr2013_web.pdf (date of
treatment: 01.04.2022).
7. U. S. Department of State, Office of the Coordinator of
U.S. Assistance to Europe, Eurasia, and Central Asia (ACE),
Foreign Assistance Fact Sheet, June 2021, [Electronic resource].
–
URL:
https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/09/Uzbekistan_F
Y-2020-Country-Assistance-Fact-Sheet.pdf
(date of treatment:
10.05.2022).
33
8.“Speech by the President of the Republic of Uzbekistan
H.E. Mr. Shavkat Mirziyoyev at the 75th Session of the United
Nations General Assembly”, The Permanent Mission of the
Republic of Uzbekistan to the United Nations [Electronic
resource].
–
URL:
https://www.un.int/uzbekistan/statements_speeches/address-hemr-shavkat-mirziyoyev-president-republic-uzbekistan-unga-72
(date of treatment: 08.04.2022).
9. “U.S. Lifts Uzbek Cotton Ban, Saying Forced Child Labor
‘Significantly Reduced”, RFE/RL, March 28, 2019, [Electronic
resource]. – URL:
https://www.rferl.org/a/u-s-lifts-uzbek-cotton-
ban-child-labor-educed-/29845439.html
(date
of
treatment:
08.04.2022).
10. “Uzbekistan: US Decision Aids Forced Labor Victims”,
Human Rights Watch, June 20, 2014, [Electronic resource]. –
URL:
https://www.hrw.org/news/2014/06/20/uzbekistan-us-
decision-aids-forced-labor-victims
(date
of
treatment:
08.04.2022).
11. U.S. Relations With Uzbekistan, U.S. Department of
State, [Electronic resource]. – URL:
https://www.state.gov/u-s-
relations-with-uzbekistan/ (date of treatment: 10.05.2022).
12. The Soft Power 30, Portland, USC Center on Public
Diplomacy
[Electronic
resource].
https://softpower30.com/?country_years=2016
–
(date
URL:
of
treatment: 08.04.2022).
13. U.S. Chamber of Commerce Launches U.S.-Kazakhstan
Business Council, U.S. Chamber of Commerce [Electronic
resource] – URL: https://www.uschamber.com/international/us34
chamber-of-commerce-launches-us-kazakhstan-business-council
(date of treatment: 13.03.2022).
14. U.S.-Kazakhstan Business Council, Consulate General of
the Republic of Kazakhstan, New York City [Electronic resource]
–
URL:
https://kazconsulny.org/us-relations/economic-
cooperation/u-s-kazakhstan-business-council (date of treatment:
18.04.2022).
Литература
1. Robert Gilpin, War and Change in International Politics,
New York, Cambridge University Press, 1981.
2. Barnett M., Duvall R. Power in International Politics,
International Organization, Cambridge University Press, 2005.
3. Kalevi J. Holsti, International politics, New Jersey,
Prentice Hall International Editions, 1992.
4. Robert Dahl, The Concept of Power, Department of
Political Science, Yale University, 1957, p. 201.
5. Niall Ferguson, Think Again: Power, Foreign Policy,
[Electronic
resource].
–
URL:
http://foreignpolicy.com/2009/11/03/think-again-power/ (date of
treatment: 21.03.2022).
6. Joseph S. Nye, Soft Power: The Means to Success in
World Politics - New York: Public Affairs, 2004.
7. Joseph S. Nye, The Future of Power, New York, Public
Affairs, 2011.
35
8. Joseph S. Nye, Soft Power and American Foreign Policy,
Political Science Quarterly, The Academy of Political Science,
2004.
9. Wilson, E. “Hard Power, Soft Power, Smart Power”, The
Annals of The Academy of Political Science, 616, March 2008.
10. Alexander L. Vuving, How Soft Power Works [Electronic
resource].
–
URL:http://www.apcss.org/Publications/Vuving
%20How%20soft%20power%20works%20APSA%202009.pdf
(date of treatment: 07.03.2022).
11. Наумов А.О. «Мягкая сила» и публичная дипломатия:
курс лекций /А. О. Наумов. М.: Издательство Московского
университета, 2019. – 13 с.
12. Чепурина М.А., Мягкая сила в глобальной политике:
Болонские измерения / Вестник Российского Университета
Дружбы
Народов,
[Электронный
Серия:
Политология,
ресурс]
-
2014.
Режим
-
97
с.
доступа:
https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/9000
(дата
обращения: 11.04.2020)
13. Давыдов, Ю.П. Понятие «Жесткой» и «Мягкой» Силы
в
Теории
Международных
Отношений
[Текст]
/Ю.
П.
Давыдов // Международные Процессы. – 2004.
14. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях
глобализации. – Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR»
2000.
15.
Ашимбаев
М.
«Сотрудничество
с
США
и
национальные интересы Казахстана» / Казахстан и США:
состояние и перспективы двустороннего сотрудничества.
36
Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого
Президента РК, 2006.
16. Шенин А.С., Оспанова А.С. Республика Казахстан –
США: история и перспективы – Астана: ТОО «Мастер ПО»,
2018.
17.
Фоминых
Публичная
А.
Проецирование
«мягкой
США
в
дипломатия
и
Росси
силы»:
постсоветской
Центральной Азии / Центральная Азия и Кавказ. 2010. Т. 12.
Вып. 3. С. 73–86.
18.
Лебедева
Центральной
М.М.
Азии:
«Мягкая
участники
МГИМО-Университета,
2014
сила»
и
их
в
отношении
действия.
[Электронный
Вестник
ресурс]
URL:
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-47-55
19. Морозов Ю. В. Применение Соединенными Штатами
“мягкосилового арсенала” в современном мире // Россия и
Америка
в
XXI
веке.
–
2017.
–
Выпуск
https://rusus.jes.su/s207054760004894-0-1/
№
1.
URL:
DOI:
10.18254/S207054760004894-0
20. Çağatay Gökgöz, Kalkınma İşbirliğinin Yönetimi: Türkiye
İçin Model Önerisi ve Uygulama Önerileri, Uzmanlık Tezi, TC
Kalkınma Bakanlığı, Sosyal Sektörler ve Koordinasyon Genel
Müdürlüğü,
Aralık
сотрудничеством
2015
в
[Чагатай
области
Гексоз,
Управление
развития:
модельные
предложения и рекомендации по применению для Турции,
экспертная диссертация Министерство
развития Турции,
Главное управление по социальному сектору и координации,
декабрь 2015].
37
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв