МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Московский государственный университет
имени М.В Ломоносова.
Научное исследование
по спецкурсу «Новые медиа в условиях
информационных войн»
на тему: «Российская и антироссийская позиции в
социальной сети Одноклассники»
Студенты: Гончаров Илья Владиславович, Королева
Елизавета Михайловна
МОСКВА 2016
1
Российская и антироссийская позиции в социальной сети
«Одноклассники»
Цели
Цель данного исследования – проанализировать, каким образом в социальной сети
Одноклассники реализовываются идеи двух противоположных политических позиций:
поддерживающей российскую власть и оппозиционной этой власти. Для этого были
выбраны наиболее крупные группы в Одноклассниках с ярко выраженными
политическими позициями.
Основной задачей в рамках исследования было проанализировать содержание выбранных
пабликов и выделить методы пропаганды, которые наиболее часто используют
администраторы групп для привлечения аудитории и формирования у нее нужных идей и
понятий.
Методы
Определение понятий
В данном исследовании мы рассматривали группы, которые поддерживают два
политических направления, противопоставленных друг другу. Примечательно, что в
социальных сетях и интернет-пространстве для обоих направлений существуют ярлыки,
которыми противники активно пользуются в информационном противостоянии.
Под пророссийской позицией в нашем исследовании понимается идеология
консервативного патриотизма, поддерживающего современную власть. Консервативный
патриотизм ориентирован на сохранение традиционных общественных ценностей
(традиционная семья, национальные культурные традиции и т.д.). Социальные группы с
пророссийской позицией поддерживают действующего президента России В. Путина,
кабинет министров и внешнюю и внутреннюю политику государства по основным
вопросам.
В связи с тем, что образ президента РФ Владимира Путина символизирует собой все
российское государство, его имя часто используется в названиях данных сообществ,
ключевом описании или основных хэштегах. Ярлык для человека, который
придерживается подобной политической линии – «ватник».
Другая политическая линия – оппозиция к действующей власти. В данном случае
оппозиционерами могут быть либералы, демократы, коммунисты и т.д. Важно лишь то,
что они не поддерживают основную политику президента В. Путина и министров,
стремятся к полному или частичному изменению социальных и политических норм.
Например, оппозиция к партии «Единая Россия», депутаты которой занимают
большинство мест в Государственной Думе.
2
Оппозиционные социальные паблики нацелены на то, чтобы показать, что при
существующих власти и строе экономика и социальная сфера в России не развиваются, а
люди живут недостаточно хорошо или откровенно плохо.
Пророссийские социальные группы в сети Одноклассники
Выборка
1.
«Клуб друзей Путина» – фан клуб президента России, одно из самых крупных
сообществ в Одноклассниках на тему патриотического консерватизма и поддержки
действующего аппарата власти (не только президента, но и сформированного им
правительства, назначенных чиновников и т.д.). Это сообщество наиболее крупное
из рассматриваемых в исследовании: 636 372 подписчика (на 1.12.2016).
2. «Патриоты РОССИИ» – группа представляет собой нечто среднее между фан
клубом президента и типичным патриотическим пабликом в социальной сети. В
названии группы не упоминается президент РФ, но его фотография есть на
аватарке сообщества, с надписью: «Присоединяйтесь, если вы со мной». То есть и
эта группа использует образ президента для того, чтобы привлечь и объединить
людей одной идеей и лидером. Группа интересна также тем, что ее содержание
типично для патриотического паблика, рассчитанного на аудиторию, которой легко
манипулировать, поскольку она не проверяет источники и не склонна относится к
содержанию критически. Большинство подписчиков паблика смотрят эту группу не
для того, чтобы узнать что-то новое из нее, а для того, чтобы посмотреть на
картинки и обсудить предложенные идея в комментариях . Количество
подписчиков - 179 504 человек.
Анализ контента
Все данные приведены на момент исследования сообществ, ноябрь-декабрь 2016 года.
«Клуб друзей Путина» (636 372 чел.)
Группа позиционирует себя как фан клуб В.В. Путина. Ее содержание нацелено на то,
чтобы создать и поддержать позитивный образ действующего президента, а также
Российского государства.
Согласно анализу, наибольшую поддержку от подписчиков получают посты на
следующие темы:
a. Внешняя и внутренняя политика России
a.i. Поддержка возвращения Крыма России
a.ii. Антагонизм к США, создание образа государства-противника
a.iii. Антагонизм к европейским государствам, которые поддерживают
антироссийские санкции
b. Сочувствие к ополченцам ДНР и ЛНР
c. История России (точнее определенный набор исторических событий)
3
c.i. Сталин как сильный лидер сильного советского государства
(соответственно Россия является преемницей величия СССР). При
этом не высказывается никакой поддержки коммунистическому
строю.
c.ii.
Победа Советского союза в Великой Отечественной Войне
d. Образ России как неагрессивного государства, которое никогда не нападает
первым. Делается акцент на то, что если Россия защищается, то всегда
выигрывает войну. Таким образом создается образ сильной и неагрессивной
державы, способной постоять за себя.
e. Отдельную тему формируют посты, посвященные простым гражданам
России, которые делают добрые дела и являются хорошими примерами для
всех нас. Например: сельский житель, приехавший на рыбалку и собравший
мусор по берегу реки; журналист из Томска, придумавший акцию
«Бессмертный полк».
f.
Православная религия как связующее культурное звено всего русского
народа.
g. Порицание таких явлений, как гомосексуальность...
h. Создание негативных образов президентов М. Горбачева и Б. Ельцина как
людей, разрушивших Советский союз и Россию.
При общем анализе наиболее популярных постов можно сделать вывод, что социальная
группа поддерживает теорию официальной народности, переложенную на современный
лад: «Православие, самодержавие, народность» в данном случае можно переиначить ее
так: «Путин, народность, православие».
Важно также сказать о том, какие слова администраторы группы употребляют чаще всего
при создании текстов и подписей к постам. Самые употребляемые слова
(проанализировано 1916 записей) – это «россия» – употреблено 774 раза, «Путин» – 430,
«российский» – 345, «президент» – 291, «США» 224, «военный» – 173, «Украина» – 165,
«Сирия» – 137. В разделе Методы будет подробно рассказано о том, почему важно знать,
какие слова наиболее часто употребляются в текстах и как это влияет на читателей.
Также важную роль играют хэштеги, наиболее популярные в данной социальной группе:
#опросы, #рс, #россия, #крым, #украина, #выборы, #жизнь, #свобода, #путин,
#чотамухохлов. Анализировать хэштеги необходимо с учетом активности подписчиков.
То есть наиболее популярным хэштегом является #опрос (с очень сильным отрывом от
всех остальных хэштегов), но при этом наиболее показательными по активности такие,
как #россия, #украина, #жизнь, #опросы, #путин, #дтп, #чотамухохлов. Именно эти
хэштеги можно назвать наиболее важными для данной группы, так как благодаря ним
происходит распространение информации внутри «Клуба друзей Путина» и за его
пределами.
Проанализируем содержание группы с точки зрения разных видов контента: тексты,
фотографии, видео. Визуальное содержание, как и следует ожидать, составляют
4
большинство: из 1916 постов 1 108 сопровождаются картинками, фотографиями,
демотиваторами. Также часто используются картинки, на которых есть текст (небольшая
историческая справка, цитата или подпись). Текстовых постов – 511, постов с видео 320.
Согласно графикам, наибольшая активность пользователей ( то есть максимальное
количество лайков, репостов и комментариев) приходится именно на посты с визуальным
наполнением. На втором месте по активности пользователей посты с текстом, на третьем с
видео. При этом необходимо помнить о том, что среди популярных постов в группе нет ни
одного, который содержал бы только текст, он всегда сопровождается визуальным
дополнением.
Методы
В данной части исследования мы рассматриваем группы в социальной сети, которые
несомненно (не скрывая этого) поддерживает определенную политическую линию и
политических лидеров, а следовательно они являются частью пропаганды и
информационного противостояния между разными политическими направленностями.
Рассмотрим некоторые методы, с помощью которых администраторы группы, а иногда и
ее подписчики, преподносят информацию.
1. Использование авторитетов и групп влияния. Один из наиболее часто
употребляемых методов в данной группе. Как известно для наибольшей
эффективности данного способа важны следующие факторы: прежде всего,
доверие к представителю группы влияния со стороны подписчиков, его
известность, высокие профессиональные и моральные качества в глазах
подписчиков (важно понимать, что этот представитель может и не обладать таким
же уважением со стороны тех, кто поддерживает иные взгляды), высокий
официальный пост, его близость к подписчикам.
В паблике «Клуб друзей Путина» часто выкладываются посты с цитатами известных
людей в поддержку Путина и официальной политики государства. Например, отдельную
группу формируют известные российские деятели культуры, которые пользуются
популярностью у людей среднего и старшего возраста (30+): Александр Гордон, Андрей
Кончаловский, Дмитрий Певцов, Карен Шахназаров. Политические деятели: Владимир
Жириновский, Владимир Путин, Мари Ле Пен, Рамзан Кадыров.
Сила авторитета такова, что большой популярностью среди подписчиков пользуются
посты с достаточно длинными (по меркам социальной сети) текстами: от 7 до 15 тыс.
знаков, если они представляют собой отрывок из интервью со знаменитым человеком,
который говорит о своих политических взглядах (разумеется совпадающих с общей
направленностью группы).
Пример:
https://ok.ru/putingood/topic/66067350094055 – текст В. Катасонова о «сталинском
экономическом чуде» на 26 тыс. знаков!
2. Утвердительные заявления. Еще один прием, крайне популярный в данном
паблике. Некоторые утверждения представляются в качестве факта, не требующего
доказательств. Этот метод распространен в пабликах, рассчитанных на аудиторию,
5
которая плохо отфильтровывает информацию не привыкла проверять тексты на
предмет достоверности и неполноты (особенно получая их из социальных сетей).
Примечательно, что ни в одном посте нет с данным методом информационной
войны нет ссылок на первоисточник, где можно было бы проверить дату написания
текста, правдивость и точность факта и т.п. Подобные утверждения, используемые
как факты, могут быть ложными или правдивыми, важно не это, а то, что
аудитория, постоянно получающая их привыкает «заглатывать» информацию и
полностью ей доверять. Важно отметить, что в данной группе мы не нашли постов,
где откровенно фальсифицировались бы чьи-то высказывания. Однако на любое
утверждение может быть несколько противоположных точек зрения.
Рассмотрим на примере:
https://ok.ru/putingood/topic/66064380788967
Картинка и видео, рассказывающие о том, как изменилось состояние российской
армии за последние 20 лет. Картинка построена на простом методе сравнения
«раньше – сейчас». На левой фотографии изображены российские военные без
оружия, в простой солдатской одежде без защиты, с капустой в руках. Справа
российские солдаты в полной боевой готовности: с новым оружием, в касках,
бронежилетах и защитных очках. Возможно, эта картинка отображает
действительность, и армия стали сильнее. С другой стороны, мы не знаем, какие
части изображены на фотографиях: возможно, что на левой фотографии солдаты
пехотной части, в то время как на правой бойцы спецназа на задании (тогда
естественно, что они будут оснащены в разы лучше). Это утверждение, но не факт.
6
В то же время в видео под картинкой приводится необходимая официальная
статистика, что несомненно является фактом. Однако и в видеоролике содержатся
несколько утверждений, которые звучат как факты, в то время как на самом деле
они призваны воздействовать на эмоции слушателя. Например фраза: «По
социальному статусу военный был приравнен к бомжу: никто его не уважал, не
платил ему денег, никто в нем не нуждался». Это яркое утверждение запоминается
аудитории, но само по себе оно является оценочным, а не фактическим.
3. Использование ценностных слов. Данный метод особенно важен для социальной
сети, где часто используются не выражения или предложения, а короткие слова –
хэштеги. Ясно видно, что некоторые наиболее употребимые слова группы и
хэштеги апеллируют к вечным человеческим ценностям, которые поддерживает
большинство людей.
4. Упрощение проблемы. Еще один прием, которые используется в данной группе
наиболее широко. Он состоит в том, что сложная проблема, не имеющая
единственно правильного решения, сводится к простой и однозначной трактовке.
Пример:
Вывод из данного поста – советское образование лучшее в мире. Это явное упрощение
проблемы образования в современной России, поскольку найдется немало людей,
доказывающих, что сознание современного школьника отличается от мышления
советского ребенка, и ему нужны адаптированные специально для него книги. Кроме того,
неясно, подобным образом поступили все школьные учителя в Новосибирске или
преподаватели из одной школы/села/региона.
5. Осмеяние. Используется ирония, пародия, реже карикатура, чтобы высмеять
ценности, понятия и взгляды, чуждые данной аудитории.
7
Пример:
«ХРОНИКИ ПЯТОЙ КОЛОННЫ ЗАЯВЛЕНИЕ В ЛИБЕРАЛЫ.
GREEN TEA
Прошу принять меня в ряды российской либеральной оппозиции, как человека, чьё
детство и юность были отравлены советским тоталитарным режимом и который
не хочет, чтобы весь этот ужас повторился вновь. Коротко о себе: Родился в годы
безвременья, под собою не чуя страны, в рядовой семье жертв коммунистического
эксперимента.Мать – сотрудница учреждения детской карательной медицины
(операционная медсестра городской детской больницы), отец – инженер-строитель
советского убогого жилья без лужаек и площадок для барбекю. Оба деда воевали
(один с черенком от лопаты, второй на примитивном Т-34), забрасывая своими
телами европейцев, несущих нам европейские ценности, культуру и традиции
баварского пивоварения. Первые несколько лет жизни провёл в исправительнотрудовом детском садике особого режима «Ромашка», подвергаясь изуверским
коммунистическим практикам – хоровому пению песен, восхваляющих уничтожение
экологии: «Срубил он нашу ёлочку под самый корешок» и принудительному детскому
труду в песочнице. Когда мне исполнилось семь лет, был определён режимом в так
называемую «среднюю школу», где учителями работал всякий сброд с педагогическим
образованием, не сумевший попасть на телевидение. В школе нас насильно учили
читать, чтобы быть в курсе последних постановлений ЦК КПСС, писать, чтобы
строчить доносы, и считать, чтобы знать число своих трудодней и количество
тачек с добытой рудой. На уроках литературы нас заставляли изучать
богоискательские истерики черносотенца Достоевского, многословное фэнтези
Толстого о войне 1812 года, стишки Пушкина и прочую макулатуру «русской
культуры», на сто процентов вторичной и являющейся послушной копией великой
культуры европейской, как метко заметил выдающийся мыслитель головой и
лошадник седалищем (или наоборот, я всё время путаю), Александр Глебович
Невзоров ...»
8
6. Использование образов положительных героев. Еще один прием, наиболее часто
употребляемый в данной группе. Очень большую популярность имеют посты,
посвященные простым российским гражданам, которые делают добрые дела.
Таким образом у аудитории формируется образ настоящего гражданина, которым
можно гордиться и с которого нужно брать пример.
Примеры:
«Патриоты РОССИИ» (179 504 чел.)
Данный паблик рассчитан на невзыскательных пользователей, для которых главное не
качество, красота и правдивость содержания, а то, что группа высказывает близкие им
идеи. Весь контент группы «Патриоты РОССИИ» характеризуется своей однозначностью.
Если в предыдущей рассматриваемой нами группе встречались посты, отвечающие на
актуальные современные вопросы (например, текст о министре образования Ольге
Васильевой, в котором отвергаются нападки на нее и объясняется, почему она достойна
этого поста), то в Патриотах РОССИИ все посты посвящены высказыванию уже
сформировавшихся идей.
Проанализируем состав ценностей группы и темы, которые наиболее часто поддерживает
аудитория:
a. Сильная армия и оборонная промышленность в России. Высказывается
особое уважение солдатам как защитникам Родины. Много говорится о
современной военной технике, которая составляет гордость страны.
Примеры:
9
b. Формирование негативного образа США как противника России не только в
политической и экономической сферах, но и в культурной. Высказываются
идеи о том, что русскому человеку чужда американская массовая культура и
предлагается российская альтернатива. Интересным является тот факт, что
для создания образа США редко используется фигура президента этой
страны Барака Обамы. В то же время образ Владимира Путина активно
эксплуатируется в качестве символа всего Российского государства. Фигура
Петра Порошенко также часто используется для переноса на него целого
образа Украины.
Примеры:
10
c. Уважение Владимиру Путину как президенту и сильному лидеру России.
Этой теме посвящено абсолютное большинство постов в группе. В Клубе
друзей Путина рассказывали, за какие заслуги нужно уважать Путина
(например, за 15 лет повысил ВВП страны, создал сильную оборонную
промышленность, присоединил Крым), то в группе «Патриоты РОССИИ»
посты представляют собой картинки с утвердительными лаконичными
подписями без объяснений.
Пример:
d. Победа Советского союза в Великой Отечественной Войне, благодарность
ветеранам.
11
e. Положительные образы некоторых политических деятелей (исторических и
современных). Высказывается ободрение И. Сталину и настоящему
кабинету министров, в частности министру иностранных дел С. Лаврову и
министру обороны С. Шойгу (именно эти фигуры сегодня являются одними
из главных политических ньюсмейкеров). В то же время есть посты, не
одобряющие политику М. Горбачева и Б. Ельцина.
Пример:
В данной группе преобладает визуальный контент: картинки, фотографии с
коротким текстом и демотиваторы, – он составляет 93% от общего числа всего
содержания.
Методы
1. Принуждающая пропаганда. В группе постоянно используются глаголы в
повелительном наклонении: «Ставь лайк», «Репост, если ты за нашу страну».
Особенностью является то, что часто используются условные предложения. Таким
образом перед подписчиками стоит очень простой выбор: конечно, большинство из
них считает себя патриотами, лайкая пост, они еще раз подтверждают для себя это.
12
2. Еще одним отличием данного сообщества можно назвать широкое использование
метода «Замены источника информации». Для увеличения доверия к сообщению
приводится источник, которому подписчики склоны доверять или которого они
уважают.
Примеры:
Стихотворение, приписываемое Тютчеву, на самом деле принадлежит поэту конца 20
века. Конечно, это понятно по лексике отрывка, но при этом указана фамилия русского
классика и даже год написания стихотворения, видимо, для большей убедительности.
13
Маргарет Тетчер действительно говорила похожую лестную фразу о России, но звучит
она совершенно по-другому: «Если мир наложит санкции на Россию — она утрется.
Если Россия наложит санкции на мир — он утонет».
6. Использование пугающих тем и сообщений. Данный прием заключается в
нескольких этапах: 1. Угроза. Для аудитории создается образ угрозы, в который
она начинает верить (например, образ сильного врага, такого, как США или
Европа). 2. Предлагается способ избежать этой угрозы. Часто подчеркивается, что
единственный способ победить врага – объединиться под началом сильного
президента. 3. Развивается уверенность аудитории в правильности данного
решения.Целевой аудитории предлагаются несколько вариантов решения
проблемы. Крайне важно, чтобы аудитория поверила в эффективность данных
действий. Этот прием четко просматривается на примере всей ленты с постами
группы. Создается образ России, которая должна защитить себя от внешнего
политического давления со стороны США и Евросоюза, в это же время Путин
представляется как сильный лидер, который делает свою страну могущественной
державой. Таким образом у подписчиков складывается образ президента как
избавителя от угрозы.
7. Сравнение. Заключается в том, что читателю предлагают сравнить два разных
образа, явления, один из которых трактуется положительно, а другой
отрицательно. Этот метод также можно назвать отличием данного паблика от
предыдущего. Частое использование сравнения на основе противопоставления
можно объяснить тем, что этот способ очень удобен в визуальном содержании
(которое составляет большинство всего контента группы).
Примеры:
14
Оппозиционные социальные группы в сети
Одноклассники
Всего в исследовании было выделено и описано 3 крупных оппозиционных группы в
социальной сети «Одноклассники». В качестве ключевых слов для поиска, были выбраны
выбирал именно те словоформы, которые напрямую ассоциируются со сложившейся в
современной России политической системой, а именно такие слова как: против, власть,
Россия, Единая Россия, Путин, жулики и воры, Рашка, коррупция, Едро. По итогам
поисков были выделены уже 3 конкретных объекта для анализа и определены основные
способы и методы донесения информации до членов группы, а также, как аудитория
вовлечена в происходящее, и в каком состоянии сейчас находится оппозиционный
сегмент в одноклассниках.
Для начала, просто представим эти группы и расскажем некоторую общую информацию о
них, в дальнейшем, после сообщения определенных выводов, приступим к более
подробному разбору контента в группах.
1) «Е.Р. Голосуй против!» – вторая по крупности из групп, в которые меня приняли.
Людей, голосующих против Единой России, набралось 7209 человек, что составляет лишь
0.01% от общей аудитории «Одноклассников». Статус группы сообщает: «Для всех кто
разочарован в партии Единая Россия. В группу принимаются пользователи только с
реальными фотографиями и анкетами».
2) «Против воров и олигархов в правительстве». Имеет в несколько раз меньше
подписчиков, чем у лидера, а именно 5 360 человек. От общей аудитории одноклассников
это составляет всего-навсего 0,009%! Статус этой группы сообщает следующее: «Против
воров и олигархов в правительстве».
16
3) «Правда о России». Данная группа является крупнейшей из рассмотренных мною
групп, здесь сидят 17 555 человека (0.03%), хотя и её аудитория кажется просто мизерной
по сравнению с проправительственными пабликами, но об этом уже поговорим в выводах.
Статус паблика сообщает «Только правдивые факты о том, что происходит в России и в
мире. То, что никогда не покажут по ТВ и не напечатают в газетах. То, что обязательно
нужно знать каждому!».
Также отдельно хотелось бы отметить важный факт, связанный с «закрытостью»
некоторых сообществ. Крупнейшая закрытая группа (вашу заявку должен одобрить
администратор), которую мне удалось найти – «За великую Русь без жуликов и воров!», и
которая имеет 8 794 подписчиков, банально не одобрила мою заявку на вступление. В
свою очередь, хочу заметить, что моя «рабочая» страница в «Одноклассниках» имеет
реальную фотографию, заполненный профиль и поэтому причина такого отсева не ясна,
но однако не представляется возможной для дальнейшего изучения
17
В ходе анализа всех просмотренных групп и страниц были сделаны определенные
выводы, создающие ясность в вопросе понимания сути антиправительственной оппозиции
в «Одноклассниках»:
• Аудитория пабликов чрезвычайно невысока по сравнению с общей массой людей в этой
социальной сети.
•
Основной контент всех групп представлен в двух видах:
Первый в виде ссылок на различные сайты, где и продолжается просмотр контента,
причем мною не были обнаружены какие-то определенные привязки или
сотрудничества с определенными СМИ.
В виде репостов со страниц других пользователей или пабликов контента
юмористической или же аналитической направленности. Из юмора в основном это
карикатуры и демотиваторы, как отечественных, так и зарубежных художников.
Аналитика представлена в основном в формате видео, причём это не всегда
популярные вирусные ролики, а зачастую редкий и непопулярный контент.
•
В огромном количестве групп присутствуют посты, так или иначе
поддерживающие коммунизм и советское прошлое России. То есть, наблюдается явная
оппозиционность среди групп людей, склонных к ностальгии по советским временам и
коммунизму.
•
В большинстве групп контент распространяется не только самим сообществом и
его администраторами/модераторами, а также и обычными участниками, что приводит к
постоянной контентной наполненности сообществ и большому количеству освещаемых
тем, хотя и присутствует модерация постов, не относящихся к основной теме.
•
Наличие контента, НЕ относящегося к политике. Несмотря на кажущуюся явную
«политичность» этих групп исходя из их названия, время от времени у них проскакивает
контент, который никаким, даже косвенным образом, не затрагивает политику.
Теперь, можно приступить к основной части исследования, в которой я проанализирую 3
представленных ранее паблика.
В виду определенных сложностей, связанных с анализом аудитории этой социальной сети,
я решил составить такой план анализа контента в паблике.
«Е.Р. Голосуй против» (7 209 чел.)
1) Данный паблик имеет явную антиправительственную окраску, в нём критикуется
современная власть, высмеиваются некоторые чиновники, а также паблик довольно
быстро реагирует на инфоповоды, связанные с критикой современного режима в России.
Однако, паблик нельзя назвать исключительно «высмеивающим» правительство,
огромное количество контента представлено новостями из самых разных источников,
причем выборка тоже довольно неоднозначна, так как некоторые новости были взяты
пабликом из СМИ и программ, которые традиционно принято считать «пророссийскими».
В этот список входит RT, Life, «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Вести недели с
18
Дмитрием Киселевым» и некоторые другие. Самое главное в этой ситуации то, что идет
не ироничное высмеивание контента, а просто предоставление его аудитории.
2) Анализ контента показал довольно интересные данные для оценки. Самыми
популярными постами по коэффициенту вовлеченности ERpost стали демотиваторы и
картинки. Так, первое место с рейтингом в 5.7% заняло изображение мужчины,
предположительно без определенного места жительства с цитатой «Главное, чтобы не
пришла Америка и не разрушила нашу стабильность, которой завидует весь мир!». На
вторых и третьих местах находятся демотиваторы с изображением президента В.В.
Путина и общей картинке, сравнивающей соотношение зарплат чиновников,
соответственно. Соотношение ЛРК – 28.153/5.637/2.835. Это явно указывает на то, что в
этом паблике пользователи очень слабо вовлечены в обсуждение тем и предпочитают
скорее ставить лайки, чем обсуждать какие-то вопросы в комментариях.
3) В данном паблике используется довольно большое число конкретных методов ведения
информационных войн, это:
«Использование авторитетов (групп влияния)». Паблик довольно часто ссылается
на различные социальные группы, людей, СМИ, имеющих определенное влияние в
обществе, в качестве примера можно привести размещение видеоролика под
названием «Валентин Катасонов. Серьезно готовится новый обвал рубля». В этом
ролике как раз в качестве эксперта-авторитета выступает Валентин Катасонов,
являющийся известным российским экономистом. Также довольно часто паблик
ссылается на блогеров и других людей, получивших свою популярность в интернете.
«Утвердительные заявления». Паблик не очень часто, но все же использует этот
метод. Большая часть приходится на скриншоты цитат различных медийных
личностей, о которых указывалось в вышеуказанном методе. Например, текстовый
(без каких-либо ссылок на СМИ или другие ресурсы) пост одного из модераторов
паблика: «Правительство РФ снизило прожиточный минимум до 9.889 руб ($5 в
день). Говорит, все равно 80% россиян и так чувствуют себя счастливыми». Как я
уже сказал, сюда также можно отнести и скриншоты высказываний и утверждений
блогеров и других медийных личностей.
«Упрощение проблемы». В данном случае паблик не предлагает каких-то мер или
шагов к решению проблемы коррупции в нашей стране. Основной посыл – прогнать
Единую Россию, убить/свергнуть/посадить президента, однако напрочь отсутствует
информация характера «А что делать дальше?».
«Общественное неодобрение». Данный прием имеет довольно частое
распространение в этой группе. В основном противопоставляется народ и «богатые
чиновники», которые грабят, обирают и всячески докучают обычным мирным людям.
В качестве примера тут можно привести текст с одной из картинок: «Владимиру
Владимировичу удалось таки построить двухполюсный мир, но в пределах России. На
одном полюсе – сечины и ротенберги, на втором – учителя и всякая шелупонь».
«Использование пугающих тем и сообщений». Например, к одному из
видеороликов, где раскрывалась «правда» о русских командирах в ДНР, был приписан
текст: «Господа россияне, смотрите, это ваши ублюдки! Кто еще не верит, что вы
убиваете украинцев? Я надеюсь что с Оках, вы сможете это посмотреть.
19
Смотрите пока нет вашей цензуры!». Или например скриншот высказывания в
твиттере с таким сообщением: «В Чите многодетной семье срезали батареи в 15градусный мороз. И эти люди каждый год отмечают день Победы и вспоминают
зверства фашистов».
«Выборочный подбор информации». В этом случае сложно привести конкретный
пример, но думаю, понятно и без него, что паблик, который выделяет ссылкам на СМИ
довольно большой процент своего контента, естественно, представляет пользователям
выборочную информацию, соответствующую теме, обозначенной в статусе
сообщества.
«Против воров и олигархов в правительстве» (5 360 чел.)
1) Как и предыдущий, этот паблик негативно относится правительству. Однако здесь
можно выделить 3 особенности, которые отличают данную группу.
I.
Большое количество материалов, одобряющих Советский Союз, Сталина, КПРФ,
Ленина и, следовательно, идеи коммунизма.
II.
Наличие материалов, несущих явное антисемитское значение.
III.
В шапке группы есть реальный призыв к митингу/действию, что является
нонсенсом для антиправительственных групп в «Одноклассниках». Конкретный
пример я представлю в пункте про методы пропаганды.
2) Здесь картина в целом похожа на «Е.Р. Голосуй против», но есть несколько отличий:
I.
Значительно большее значение ERpost у топовых постов по сравнению двумя
другими пабликами. Для сравнения, самый высокий рейтинг ERpost у «Е.Р.
Голосуй против» равнялся 5.7%, у «Правда о России» - 4.1%, а у «Против воров и
олигархов в правительстве» - 16.9
II.
Наличие в топовых постах не только картинок, но и видео. Так, одним из самых
популярных постов в паблике является видео под названием «Частная Патриаршая
Святейшая Жизнь», где рассказывается о коррупции, связанной с именем
Патриарха Кирилла.
20
Соотношение ЛРК – 47.468/8.864/5.318. В целом, опять-таки показывается старая
тенденция. В отличие от других социальных сетей, «Одноклассники» не очень богаты на
общение пользователей в рамках оппозиционных пабликов.
3) Поскольку многие методы пропаганды совпадают, я расскажу про значимые отличия,
которые обнаружились при анализе этой группы:
«Принуждающая пропаганда». Как я уже говорил, в закрепленных постах
этой группы находится один, который использует слова и выражения,
имеющие принуждающий характер. Текст объявления гласит следующее:
«Москвичи, и все, кто будет в этот день в Москве - т.к этот вопрос коснётся
скоро всей России! Мы должны объединиться и показать кто хозяин в городе - мы
или когалымский клоп с прихвостнем из Эстонии!!! Хватит сидеть на диванах! И
так уже досиделись до того, что Россию превратили в Акционерное общество
Ротенбергов, Тимченко, Алекперова, Усманова... итп».
Отрицательно окрашенные выражения. Один из последних на момент
написания этой статьи постов интригует пользователя заголовком: «ЧТО ЖДЕТ
РОССИЮ В 2017 ГОДУ?». Автор данного поста явно умышленно использует
выражение с не уточненным смыслом.
Перенос положительного образа. В данном случае, в виду наличия
коммунистических настроений, положительный образ формируется у стран с
соответственным режимом. На конкретном примере таковой является Китай, где
«якобы», экс-министра ж/д Лю Чжицзюня ждет смертная казнь за кражу 10 млн.
долларов США. Из этого изображения вытекает сразу следующий метод.
Умышленная/неумышленная дезинформация. В картинке довольно четко
становится понятно, что министра ждёт смертная казнь. Однако это является
прямой ложью, так как уже в 2015 году меру наказания смягчили и приговорили
Лю Чжицзюня к пожизненному заключению. Конечно, нельзя точно определить,
ошибка ли это автора или же умышленное умалчивание фактов, но, тем не менее,
ответственность за пост несёт тот, в чьей группе он размещен.
«Правда о России» (17 555 чел.)
1) Единственная группа в этой выборке, название которой не содержит обличающих
власть выражений. Из особенностей этого паблика стоит выделить следующее:
I.
В этой группе имеются ссылки на статьи, где рассказывают о принципах работы
пропаганды, что можно трактовать как попытки просветить аудиторию в этом
вопросе.
II.
Наличие явления, которое я бы назвал «культ Белоруссии». Большой массив
информации в этой группе направлен на восхваление Белоруссии, её
государственного устройства, а также внешней и внутренней политики.
III.
Парадоксальная ситуация, связанная с тем, что в группе имеются посты как
оппозиционной к власти направленности, так и направленности, поддерживающей
21
российское правительство.
2) Несмотря не большое число подписчиков, активность в данном паблике имеет
совершенно другие показатели, чем предыдущие два. Это довольно чётко следует из
соотношения ЛРК – 31,374/5,683/6, 452. Пользователи этой группы очень мало лайкают и
репостят записи, но довольно много общаются между собой, комментариев здесь гораздо
больше чем в других пабликах.
3) Из особенностей я выделил такие основные методы подачи:
«Превентивная пропаганда и опережение». Сложно как-то конкретно
классифицировать данный пункт, однако я бы всё-таки отнёс несколько
конкретных случаев именно к превентивной пропаганде. Одним из таких примеров
является ссылка на статью, посвященную пропаганде, разбору различных методов
и возможностей видеть её сквозь ложь. Разбора этой статьи хватит еще на одно
исследование, поэтому стоит просто ограничиться тем, что по ходу чтения явно
вырисовывается намерение автора сформировать из США «захватчика, готового
поработить весь мир», что определенно можно характеризовать как хороший
пример «замаскированной» двойной пропаганды.
«Умышленная дезинформация». Вот тут в группе умышленно прослеживается
умышленное сообщение ложных фактов. А именно в нашем конкретном случае –
ссылка на «желтое» СМИ с желтой новостью. «Грандиозный скандал в семье
Порошенко: сын президента взбудоражил соцсети своей выходкой – он оказался
геем» - гласит заголовок новости в паблике.
«Выборочный подбор информации». Вот этот пункт вызвал полнейшее недоумение с
моей стороны. В группе совершенно отсутствует модерация контента, имеются посты,
написанные как с одной стороны, так и с другой. Конечно, можно списать данный факт на
неактивность администраторов, но всё-таки стоит отметить, что группа имеет довольно
большое число подписчиков и регулярное обновление контента со стороны
пользователей.
Вывод
В «одноклассниках» чётко прослеживается разный уровень популярности у
пророссийских и антироссийских пабликов. Эта разница явно выражается и
22
подтверждается абсолютно полярными цифрами людей, состоящих в пабликах той, или
иной направленности. (636 372 «Клуб друзей Путина» и 17 555 «Правда о России»). В
ходе исследования, нами были проанализированы паблики, а также выделены конкретные
методы пропаганды, используемые как с одной, так и с другой стороны.
23
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв