Розенкрейцеровский роман Э. Бульвер-Литтона «Занони»: вопросы поэтики

АННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы Белик Анастасии Александровны на тему: «Розенкрейцеровский роман Э. Бульвер-Литтона «Занони»: вопросы поэтики» Эдвард Бульвер-Литтон (1803–1873) – английский писатель, чьё творчество пришлось на один из самых важных этапов развития английской литературы – вторую треть XIX века – и стало яркой и репрезентативной частью этого периода. Несмотря на то, что современная и Бульвер-Литтону, и нам критика чаще всего квалифицирует его как автора второго ряда, а его литературный дискурс считает тенденциозным и необоснованно растянутым (сегодня в Англии его имя в первую очередь ассоциируется с литературной премией за худшее начало романа – Bulwer-Lytton Fiction Contest); многовекторность, объёмность, экспериментальность творческого наследия и эксцентрическая личность Бульвер-Литтона не позволяет исследователю не признать за ним заметное место в истории английской литературы. Будучи самым известным денди своего времени, он создал бестселлер XIX века «Пелэм, или Приключения джентльмена»; как политик и знаток истории написал всемирно известный исторический роман «Последние дни Помпеи» по мотивам картины Карла Брюллова; а его серьёзный интерес к оккультным наукам и антропософии привел его к изобретению своеобразного поджанра – оккультной фантастики, представленной романами «Странная история», «Грядущая раса» и «Занони». Последний представляет собой своеобразный и малоизученный розенкрейцеровский роман. В связи с этим исследование поэтики и проблематики романа «Занони» представляется нам актуальным. Научная новизна работы определяется целью исследования, а также недостаточной изученностью материала в отечественном литературоведении. Данное диссертационное исследование ставит своей целью определить жанровое своеобразие романа, ввести в научный оборот ряд малоизвестных фактов и реабилитировать Бульвер-Литтона как самобытную и достойную изучения фигуру в мировой литературе. Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования: – отразить многовекторность личности и творчества Эдварда Бульвер-Литтона; дать представление о нише, занимаемой им в литературе викторианской Англии; – определить место романа «Занони» в литературном наследии автора; – выявить основные темы и проблемы романа, рассмотреть его в историко-философском контексте; – очертить специфику преломления розенкрейцеровской философии в изучаемом романе; – выявить особенности поэтики романа «Занони» – в частности, его нарративной и мотивной структуры; – охарактеризовать жанровую синкретичность романа «Занони». Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 94 страницы. Список литературы насчитывает 89 работ, из них 40 – на английском языке. Во введении дается краткий обзор основных исследований, посвященных творчеству Бульвер-Литтона, обосновывается выбор темы исследования, его актуальность и научная новизна; определяются цели и задачи исследования. В первой главе «Жизнь и творчество Эдварда Бульвер-Литтона» представлен развёрнутый биографический очерк; резюмировано творческое наследие и определено место изучаемого романа в нём. Вторая глава «Сюжет, нарратив и мотивная структура романа» посвящена исследованию композиции романа и его мотивной структуры (фаустианский мотив и мотив продажи души, мотив призрака, инициации, сверхъестественного долголетия, библейские мотивы). В третьей главе «“Занони” как розенкрейцеровский роман» рассматривается проблематика романа с акцентом на преломление аксиологии и символики розенкрейцеров в художественном произведении, формирующее специфический поджанр оккультно-философского романа. В четвёртой главе «Жанровое своеобразие романа “Занони”» отмечается особая жанровая синкретичность исследуемого произведения, органично соединившего в себе признаки различных разновидностей романа. В заключении приводятся основные выводы по работе: – Эдвард Бульвер-Литтон, постоянно находясь в конфликте с викторианской критикой и противопоставляя себя всему современному литературному процессу, тем не менее был органичной частью этого процесса; – амбивалентность высказываемых Бульвер-Литтоном идей, неоднозначная аксиология и неоднородная поэтика его романов определяется в большой степени внутренними противоречиями во всех сферах жизни – личной, социально-политической, религиозно-философской и творческой; – в розенкрейцеровском романе «Занони» (1842) отразилось характерное для ранневикторианской литературы столкновение и смешение категорий науки и религии, а также вторжение производных от них форм – таких, как спиритуализм и месмеризм – в магистральный культурный поток; – жанровую природу романа отличает особая синкретичность: в нём, во-первых, встретились основные инстинкты творчества Бульвер-Литтона (предшествующего и последующего); во-вторых, соединились проблематика и генетические коды «готического», исторического, «сенсационного» романов, а также романа воспитания и романа испытания; – мотивы и нарративные техники, заимствованные автором у разных жанров, в романе «Занони» часто теряют свою традиционную форму и прагматику; Эдвард Бульвер-Литтон оставляет от них только оболочку и заставляет «работать» на собственные цели; в частности, они необходимы для оживления идейного, тенденциозного романа (novel of purpose) и интеграции его в литературную традицию; – глубоко своеобразным в романе является характер осмысления французской революции: историческое событие рассматривается в «эзотерическом разрезе» – как противостояние олицетворённых энергий, тьмы и света – и с новаторским для первой половины XIX века психологизмом; – розенкрейцеровские идеи и символика в романе служат своеобразным трамплином для изображения религиозно-философских взглядов Бульвер-Литтона и не претендуют на достоверность; являются скорее средством создания определённого колорита и относительной историко-философской определённости; – конфликт естественнонаучных и мистических категорий, неоднозначная оценка розенкрейцеровской философии в итоге позволяет сформировать художественный образ идеального человека и предложить вариант решения центральной фаустовской проблемы.

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36795f1be77c40d5901e
UUID: 135c2cc2-281c-456b-90e4-354db2a53f64
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 80

Белик Анастасия Александровна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 505279 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет