Simple Article
project8287.tilda.ws /
феномен капитал-шоу "поле чудес"
СЕКТОР ПРИЗ НЕ НА БАРАБАНЕ
Аттракцион неслыханной щедрости был придуман Владиславом Листьевым в 1990 году. Идея в
лучших традициях отечественного ТВ скопипасчена у американской передачи «Колесо
Фортуны», хотя в российской культуре существовали предпосылки типа классического варианта
балды и виселицы. Изначально планировалось сделать все официально, купить лицензию,
будущее руководство даже послало запрос в Kings World, но их письмо проигнорировали,
поэтому пришлось создавать самим. Название позаимстовали из сказки А.Н. Толстого «Золотой
ключик», кусочек фразы о «стране дураков» тактично исключили, чтобы лишний раз не
напоминать.
Неизбалованному русскому народу пришелся по душе способ разжиться техникой и другими
ништяками посредством нехитрой интеллектуальной деятельности, поэтому программа уже 25
лет бодро держится на плаву. Листьевская передача стала бесспорным чемпионом рейтингов, и
рекордные рекламные сборы проекта скоро превратили «Поле» в финансового донора. В
январе 1995 года программа закупалась по стоимости 65 тысяч долларов за выпуск.
Популярность объясняется стопроцентным попаданием в «непроговоренное внутреннее
ожидание» телезрителя, хотя некоторые осмеливаются отпускать хохмы из серии «Якубович
когда-то в юности спас жизнь Эрнсту, поэтому, мол, до сих пор и крутят». Самый
притягательный элемент передачи – это кажущаяся простота. Текст, предваряющий программу,
намекает, что к просмотру рекомендуется как школьнику, так и академику. При появлении
задания на экране мозг невольно начинает прикидывать возможные варианты вопреки
встроенному снобизму. Самоутверждаться, восседая на диване, можно каждую пятницу в 20:00
по московскому времени.
Продолжительность стандартного выпуска составляет 65 минут с учетом рекламы. Съемками
занимается преимущественно телекомпания ВИД, контент закупается «Первым каналом».
Подготовка к записи новых выпусков происходит за один день: постановщики привозят
знакомые всем декорации, проводят инструктаж новоприбывших гостей, по нескольку раз
гримируют Леонида Аркадьевича. Крупный реквизит хранится на складе, мелкий в специальной
комнате (простым смертным вход воспрещен – мы проверяли). К слову, оформление студии
заставке не соответствует. С 3 ноября 2005 года здесь стояли два автомобиля, 11 сентября 2009
года вместо одного из них поставили камин, цветок, стол и два кресла. На табло сверху и снизу,
на плазменных экранах, логотип «Поле Чудес».
За всю историю «Поля чудес» сменили 5 барабанов, первый, уже отправленный в утиль, сделал
сам Влад Листьев. Теперешний агрегат выполнен в синей цветовой гамме, диаметр плоской
поверхности несколько больше, чем узорчатый низ. В последнее время на барабане в
хаотичном порядке располагают разнообразные вещицы, преимущественно фрукты и сладости,
которые лежат в небольших корзинках. Объект загружен ими полностью, видны только сектора с
изображением очков, поэтому его трудно вращать, он медленно крутится и быстро
останавливается. Вопреки расхожему мнению, под барабаном нет человека, управляющего
стрелкой, хотя скорость вращения регулируется.
Максимальное количество очков — 1000, минимальное — 350. Существует несколько
постоянных секторов: сектор "Плюс" – игроку предоставляется возможность открыть любую
букву в слове; "Шанс" – зрители в студии могут дать любой номер телефона, по которому
участник может позвонить для получения ответа или подсказки; "Ключ" - игроку дают 5 ключей,
один из которых от автомобиля (угадать и уехать домой на этом автомобиле удалось лишь
одной женщине – в 2009 году); "Банкрот" – нажитые непосильным трудом очки сгорают, ход
переходит к следующему игроку; "0" набранные очки не сгорают, но ход передаётся более
удачливому участнику; "х2" - набранные очки удваиваются.
Месячный репертуар снимается за несколько часов. Людей по тройкам компанует главный
редактор, исходя из соображений «блондинки с брюнетами, толстые с тонкими», руководствуясь
данными о половой принадлежности, профессии, ореоле обитания и жизненном опыте
новоприбывших. Возрастной ценз для детей у барабана строго до 7 лет. Притаскивать
родственников официально запрещено, коллективная работа не приветствуется. Семьи
работников, задействованных в программе, к участию не допускаются.
Составлением загадок занимается специальный человек – кандидат философских наук,
окончивший аспирантуру МГУ. Выбор из заготовленного множества ранее осуществлял Листьев
за 5 минут до начала съемок. У Якубовича таких полномочий нет – заветные слова ему
записывают по одному перед каждым туром. Кроме него ответ знает только девушка,
выставляющая буквы.
1.
2.
3.
Тройки участников в разные годы
Ведущих за всю историю программы было всего двое. Сам Листьев считал Якубовича очень
хорошей заменой: "Он не пытается меня копировать, хотя в чем-то безусловно повторяется.
Наверное, он более вписывается в игру, чем я". В сентябре-октябре 1991 года был организован
конкурс на почтеное место, польстившиеся на него простые люди из народа провели по одному
выпуску. Якубович утверждает, что в отборе ведущих не участвовал, отказался с самого начала,
однако сдался после полугодичных уговоров.
За 24 года ведущий заметно подустал, и, несмотря на бодрый тон речей, в глазах его вселенская
тоска и фразы из разряда "Вы должны понять, что приехали как бы в зоопарк. Причем вам
хорошо, приехали и уехали, а я тут главный гамадрил уже 20 лет". Уходить, вроде, собирался он
давно, но не пускают. Руководство "Поля чудес" прямым текстом сообщает: "Пока существует
Якубович, смена не планируется, а дальше…".
1.
2.
В начале программы ведущий озвучивает вопрос, ответ на который указан на табло в виде
слова, реже словосочетания. Впоследствии Леонид Аркадьевич просит кого-нибудь из тройки
повторить задание, видимо, проверяя уровень сообразительности участников. Трое взрослых
людей по очереди легким движением руки запускают барабан, а после называют букву. Первый,
отгадавший слово, побеждает в раунде и попадает в финал.
Если стрелка останавливается на специальном секторе "Приз", игрок вступает в длительные
торги с Якубовичем. Процесс обычно затягивается на неопределенный срок, сопровождается
бесконечными сомнениями и сетованиями на бедную жизнь с целью увеличения предложенной
суммы. Нередко из черного ящика достаются страусиные яйца, пареные репы, но также с
завидной периодичностью появляются ноутбуки и ключи от автомобилей.
Сопровождается вся эта угадайка обменом любезностями, выяснениями биографии каждого
участника, демонстрацией талантов и сбором подарков от участников.
На небезызвестном «маргинально-стебовом ресурсе» (по определению автора книги «Поле
чудес в стране дураков») – "Луркоморье" – составлен следующий перечень обязанностей
игроков:
• Передавать приветы родственникам.
• Обниматься/целоваться/обмениваться рукопожатиями с Лёней, дарить ему подарочки.
• Называть как можно больше не тех букв (даже зная слово), чтобы постоянно передавать ход
друг другу.
• Выбирать между призом (картошкой/ключами от «Жигуля») и баблом («Я предлагал вам
стопицот за то, что в этом ящике, и вы отказались»)
• Петь/танцевать (Шатунов там (например, «Детство», или там «Седая ночь»), также «Бутырка»,
Серов, Линда, и т. д.).
• Говорить с жутким
хохляцким/бульбашским/таджикским/узбекским/азербайджанским/армянским/забугорным
акцентом, ставя неправильно ударения в пОлОвиННе слов.
• Для дошколят, привезенных родителями с собой: не иметь передних зубов, одеваться в
блестящие жесткие одёжки, каrтавить, читать стехи.
• Улыбаться и хохотать.
Луркоморье
52 минуты эфира – это лишь малая толика того, что происходит в студии. Бурные зрительские
аплодисменты и другая шумиха из зала снимаются заранее. Кто же виноват, что по «заказу»
массовка реагирует лучше, чем в суровой реальной жизни, когда начинает сказываться
усталость. Фальсификацией это нельзя назвать: в наших же телезрительских интересах, чтобы
в эфир вышла передача динамичная и эффектная.
Монтажерами безжалостно вырезаются жалкие попытки пиара местных товаров, излишне
долгие приветы родственникам из Енотаевки и лучшие куски с элементами эротики (жаркие
поцелуи с ведущим, однако, оставляют).
Леонид Аркадьевич поясняет: «Мы не можем ставить наших игроков в некорректное положение.
И брюки падали у игроков, и выскакивали лифчики у женщин. С криком радости, раскинув руки,
женщина бросалась ко мне, и в этот самый момент лифчик у нее прямо из-под платья
выпрыгивает вверх! Студия стонет, рыдает, умирает со смеху. Другой раз у меня впервые
описался игрок. Это было на детской игре, ему было восемь лет, совершенно очаровательное
существо. И когда он увидел тот подарок, который ему несли, – это была огромная игрушка, о
которой он давно мечтал, – он благим матом заорал: «Я писаю!!! Можно было сделать «игруху»
для всех, но люди начнут обижаться, перестанут приезжать".
А ведь тут успех игры зависит от участников на 90%. Помимо абсолютно неконтактных лиц с
ярко выраженной боязнью камер, на передачу попадают и излишне активные диссиденты,
желающие непременно продемонстировать себя во всей красе. Задача телеведущего –
утихомирить буйных и раскрепостить тихих. При том листьевская манера была подчеркнуто
интеллигентной: людям пляски-танцы в студии не дозволялись.
До существования передач, открывающих таланты, - «Голоса» и «Минуты славы», проявить
себя в течение нескольких десятилетий и продемонстрировать свои выдающиеся способности
люди могли исключительно на "Поле чудес". Вскоре программа превратилась в смотр народного
творчества.
1.
2.
3.
Почти каждый желает преподнести в подарок Якубовичу и зрителям частичку собственной
самодеятельности. На шоу читали рэп, пели разнокалиберные песни (хором и в одиночку, под
гитару и а капелла, русские народные и эстрадные), демонстрировали стойки на голове,
танцевали все – от балета до брейк-данса, рассказывали стихи, сказки и притчи, показывали
фокусы и играли на музыкальных инструментах. Демонстрация талантов занимает добрую
половину эфирного времени и иногда затягивается настолько, что вызывает недоумения, ради
чего, собственно, все собрались. Дети по традиции вызываются на ковер к самому Леониду
Аркадьевичу, потешают публику сбивчивыми рассказами и получают игрушку только по
окончании творческого экзамена.
При национальном герое отечественного ТВ была введена традиция сбора подарков для музея.
Стоило кому-то в одном из первых эфиров программы всучить ведущему шоу денежное дерево
– и остальные с радостью подхватили идею натурального обмена подарок-приз. Изначально
презенты были тематическими — шапки, тарелки, свитера с символикой кроссворда, но люди
прознали, что и товары местного производства сгодятся, куда как не сюда соваться со своим
самоваром. С тех пор по описанию Дмитрия Быкова "Якубович уже не задавал вопросов, а
только принимал подарки – соленые грузди, сало, сахарные головы, свой портрет на горчичном
зерне, расписные яйца с наклеенными усами, живых кур и тканые полотенца. После каждого
второго подарка он кланялся, приговаривая: «Дай бог здоровьичка вам, и деткам, и свекру, и
деверю, и шурину, и золовушке, и куманьку с куманихой, и сватье бабе Бабарихе!», а после
каждого третьего петухом кричал: «Рекламная пауза!».
Отбора гостинцев, кстати, не существует, в редких случаях редактор может порекомендовать
заменить по этическим нормам. На инструктаже Якубович настоятельно просит не потчивать его
насильно едой, проверить, не испортилось ли что при транспортировке и не нести много, даже
если очень свежее. Подобная осторожность объясняется пренеприятным инцидентом: однажды
некая женщина привезла из деревни целую корзину мясных деликатесов. Во время игры
Якубович не удержался и сунул в рот одну из «колбасок» и в итоге чуть не угодил на тот свет.
После игры ему стало плохо, что телеведущего с ветерком пришлось прокатить на «Скорой» до
больницы.
Сотрудники программы к поднесениям относятся с пониманием и неким благоговением. Чего
только стоит трогательная история дедули, привезшего 5-литровую банку молока и разбившего
ее же при выходе из лифта! Старичка успокоить было невозможно, он заходился в рыданиях,
потому что "бабка сразу банку опознает, "раскусит" подмену, а новую-то где взять?". Леонид
Аркадьевич "очень интеллигентно отматерил девушку-режиссера за отсутствие инициативы" и
отправил ее на такси на рынок. Молоко и банка были доставлены в кратчайшие сроки.
Несмотря на регулярное подношение участниками съестных подарков, харчи портиться не
успевают – их с упоением поглощают участники съемочной группы «Поля чудес», яства для
зрителей раскладываются прямо за кулисами. Была попытка отдавать еду в детские дома, но
это требовало сложного специального контроля, и тогда было приятно решение подкармливать
гостей. Остальные дары отправляются на склад или офис программы и через 2-3 года
утилизируются (по преданиям директора передачи), лучшие подношения передаются в музей, а
иконы (господи, помилуй) отдаются в церкви.
Уже упомянутый Музей «Поля Чудес» неожиданно оказался неуловимым, а его поиски начали
походить на детектив. Фанатов народного творчества сразу обнадежим – экспонаты с год как
свезли на хранение в Останкино. Ранее собрание можно было увидеть в Центральном
павильоне ВВЦ, где музей базировался последние 10 лет. За скромное подаяние в 100 рублей
вы имели шанс примерить костюмы, в которые облачался Якубович, щелкнуться с его копией из
воска, рассмотреть соленья и прочую атрибутику. Коллекция пополнялась каждые два месяца. У
охраны, мирно попивающей чай за закрытой дверью и гостей явно не ждавших, было выведано,
что презенты посетители не тырили, а за все время существования при невыясненных
обстоятельствах разбили лишь одну банку с огурцами. Руководство программы ответственно
заявляет - музей осенью будет восстановлен при Останкино, экспонаты пока что пылятся в
недрах телецентра.
А пока музей временно не функционирует, возможность прикоснуться к истории шоу
отсутствует, есть способ более радикальный и дерзкий – попробовать попасть непосредственно
на передачу.
Для страждущих славы - инструкция, как попасть в телек: засветиться на «Первом», попытать
счастья в ярмарке гостеприимства, одарить Якубовича банкой с огурцами и передать привет
родному селу не так уж сложно. Наличие статуса «простой смертный» - один из самых важных
критериев отбора: человеку со связями на телевидении дорога на шоу закрыта.
Итак, способ первый, традиционный и даже интеллектуальный (вспомним: программа
изначально таковой и задумывалась, а не как место, где раздаривают призы). Потенциальный
участник должен составить кроссворд в свободной форме, интересно преподнести собственную
биографию и вложить наиболее привлекательное фото. Креатив, смекалка и фантазия всячески
приветствуются. Так как талантами наш народ не обделен, колоритных примеров творчества
предостаточно: кроссворды составляли и на русских печах (на каждом кирпиче – слово), и на
рисовом зернышке - на одной половинке сетка, на второй - вопросы и ответы.
Учитывая, что редакция ежедневно получает около 60 тысяч писем, а повидать успела многое
на своем веку, выделиться будет трудно. Москвичи, которые всегда под боком, представляют
собой скамейку запасных – на случай форс-мажоров. Гостям из других городов придется
самостоятельно оплатить проезд и собственный досуг, однако стоимость проживания в
гостинице Останкино великодушно берет на себя телекомпания «ВИД».
Атаковать редакцию звонками не стоит: все этапы отбора происходят исключительно по почте.
Способ второй, современный и оперативный, - sms-игра «Поле чудес». После отправки смс
желающему предлагается упрощенная версия игры с аналогичными правилами: можно
попытаться отгадать букву или же назвать слово полностью. Вознамерившись проверить работу
сервиса, наша редакция решила поучаствовать в нехитром челлендже. Отправив смс, мы
незамедлительно получили лаконичное задание из 4 слов (два из которых союзы): «И город, и
танец». Второй попытки не будет и тут: слово «вальс» мы отгадали лишь со второго раза, что
означало проигрыш. Более везучие после успешного угадывая слов в «игре» и «супер-игре»
располагают немалыми шансами оказаться среди участников шоу.
Наконец, третий и самый бесперспективный способ для ленивых, - заполнить анкету на сайте
первого канала (http://www.1tv.ru/sprojects_anketa/si=5810). Умения составлять кроссворды и
прочих скиллов в этом случае не потребуется, но и шансы на участие верно стремятся к нулю.
Несмотря на откровенное заимствование с запада, программа не воспрепятствовала
вездесущему русскому национальному колориту. Русский народ оказался совершенно
некорыстным: на неудачи обижались редко, не выиграли микроволновку – ну и что? Зато спели,
сплясали, привезли гору подарков, себя показали, приветы передали – что еще для счастья
надо? Кто считает русскую душу мелочной – стоит только посмотреть пару выпусков «Поля
чудес» и убедиться: в этой игре совсем нет соперничества. Это самое доброе, что есть на
отечественном ТВ, - и в этом его прелесть и подкупающее очарование. Здесь всем женщинам
дарят цветы и комплименты, здесь ведущий разговаривает с вами как приятель, здесь шутят и
смеются, здесь выслушают целиком вашу биографию и обязательно похлопают, какой бы номер
вы ни приготовили. «И дай вам Бог!» Главное, чтоб бабули фанатели, на Руси не переводились
молодчики, желающие прославиться на всю страну, просторы интернета пестрели видюшками
а-ля «мальчик рассказывает пикантный стих о зайце», а на отечественном телевидении
оставался тот самый кусочек всепоглощающего русского тепла и уюта.
Поле чудес – не просто долгожитель эфира и рекордсмен рейтингов. Регалии безусловно
приятные, но «поле» еще масштабнее и больше. За 25 лет оно стало – ни больше ни меньше –
символом сегодняшней русской национальной души.
Авторы проекта: Евгения Власова и Нина Абросимова
Made on
Tilda
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв