Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Школа для родителей. Как помочь малышу в его развитии?
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
1 Ольга Юнтунен. Школа для родителей. Как помочь малышу в его развитии? Сегодня все знают, что ребенок с дефектом речи – это ребенок не только с нарушением понимания или воспроизведения речевого высказывания, но и со многими сопутствующими трудностями. А именно: моторные проблемы общего и частного (пальчиковая и артикуляторная) характера, проблемы в сферах внимания, памяти (зрительные, слуховые, речевые, тактильные), связанное с речевым дефектом отставание в интеллектуальном развитии, элементарная педагогическая запущенность и другие. И хотя основная миссия логопеда – коррекция речевых отклонений, нам приходится также решать сопутствующие задачи. Здесь необходимо сказать, что работа логопеда лишь часть общего труда, в котором участвуют и ребенок, и воспитатели, и родители. И неизвестно, чей вклад в преодоление трудностей оказывается наибольшим. Данная статья посвящена вопросам семейной профилактики и коррекции этих нарушений без подробного описания причин, целей, следствий. Чем же могут близкие ребенка помочь своему малышу? Прежде всего, своим внимательным отношением к его развитию. Ведь важно не только обеспечивать нормальный уход маленькому человечку, следовать советам врачей и бабушек, но и самим знать каноны физического, психического и интеллектуального роста и развития, постоянно ориентироваться на них, учитывая индивидуальность ребенка; предупреждать возможные или корректировать уже возникшие отклонения с непосредственной помощью специалистов, либо опираясь на их рекомендации. Именно в обязанности родителей входит грамотное видение проблем своего ребенка и своевременное обращение за помощью, а также умение доказать необходимость этой помощи на том или ином этапе жизни. Для этого требуется различными путями (посещение лекций, семинаров, курсов для родителей, чтение педагогической литературы, индивидуальные консультации у специалистов и т.п.) повышать личную компетентность в вопросах, касающихся детства. Итак, Вы определились. Ваш малыш: а) развивается нормально, но Вам хотелось бы ему помочь, дать дополнительные стимулы; б) у него наблюдаются отставания в какой-либо из названных сфер, и Вы уже побывали на консультации специалиста или посещаете регулярные занятия; в) находится в так называемой «группе риска» (в силу каких-либо причин у него прогнозируются те или иные возможные проблемы), т.е. необходима профилактическая работа. Во всех этих случаях Вы можете следовать нашим рекомендациям. Мы рассмотрим простейшие «бытовые» приемы по предупреждению и коррекции имеющихся у ребенка нарушений, перечисленных выше. Эти приемы могут использовать в занятиях с малышом все его близкие в любых доступных вариантах и обстановке (дома, в гостях, в машине, в магазине и т.д.). Этому необходимо обучать всех детей, но особенно тех, кто имеет какие-либо проблемы в развитии. Мы не будем останавливаться на специальных упражнениях по развитию компонентов памяти и внимания, общих сенсорных навыков, поскольку в дошкольной литературе существует большое количество публикаций на эту тему. Коснемся лишь тех моментов, которые, на наш взгляд, либо еще не освещались, либо им уделено недостаточное внимание, расставим акценты, укажем возможные сроки начала регулярных «занятий». Что же обязательно должно участвовать в развитии Вашего ребенка?
2 Для развития общей моторики: 1. Утренняя гимнастика – набор элементарных физических упражнений, доступных Вашему ребенку. Если у малыша возникают трудности в выполнении простейших заданий, важно начинать (с самого рождения) обучение с выполнения пассивных движений. То есть Вы, разучивая комплекс, своими руками манипулируете детским телом. Необходимое условие – все упражнения подробно комментируются, каким бы маленьким не был ребенок. На следующем этапе, вы делаете тот же комплекс, стоя друг напротив друга – ориентация на зрительный образец. Далее ребенок выполняет те же движения, опираясь только на Вашу речевую инструкцию. Затем разучиваете следующий комплекс, возможно уже опуская этап пассивных движений. 2. Всевозможные игры с мячом начинайте с того момента, как ребенок начал сидеть. 3. На улице ходьба по поребрикам вдоль тротуаров. 4. Катание на велосипеде уже с полутора - двух лет. 5. Прыжки через скакалку и препятствия. Для развития мелкой (пальчиковой) моторики: 1. Популярные игры с пальчиками: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?..» и т.п. Начинайте с пассивных движений в 2-3 месяца. 2. Театр теней (2 года). 3. Шнурование всяческих предметов, будь то ботинок или специально изготовленная панель с дырочками (~1 год). 4. Застегивание пуговиц, кнопок, молний. Можно сделать специальные тренажеры самим: пришить на кусочек ткани несколько пуговиц и прорезать на другом кусочке петли и т.д. (~1 год). 5. Игра в мозаику, в которой мелкие детали вставляются в дырочки; допускается с момента (!), когда ребенок перестал тянуть все в рот или под строгим наблюдением родителей. То же относится к п.п.6 и 7. 6. Нанизывание бусинок на нитку. 7. Лепка из пластилина. 8. Научите ребенка, если возможно, пришивать пуговицы, вышивать, вязать крючком и на спицах. Для развития мимики и артикуляторной моторики (движений органов речи): 1. Прежде всего, в естественном обучении ребенка говорению необходима зрительная опора на правильную и достаточно четкую артикуляцию взрослого. Изначально ребенок учится владеть речевыми органами (нижняя челюсть, губы, язык) по подражанию собеседнику. То же происходит и с мимическими реакциями. Поэтому, говоря с малышом, располагайтесь напротив и смотрите в лицо друг друга. 2. Игра «Зеркало»: взрослый принимает различные мимические позы (грусть, радость, веселье, вопрос, страх и т.п.), а ребенок пытается повторить (4-5 месяцев). Можно пользоваться комментариями или смотреть в настоящее зеркало для контроля. 3. Облизывание тарелки после еды. Здесь важно следить за тем, чтобы руки с тарелкой находились на одном уровне со ртом и не двигались, работать должен один язык. 4. Учите сморкаться и принюхиваться (1 год). Развитие дыхания: Основное внимание должно уделяться выработке механизма речевого дыхания: короткий глубокий вдох через нос и длинный плавный выдох через рот.
3 1. Сдувание, поддувание легких предметов (кусочков ваты, листиков, пушинок, корабликов и т.п.). Следите, чтобы при вдохе не поднимались плечи, а при выдохе не надувались щеки, сдуваемый объект находился на уровне рта, туловище оставалось прямым (1 год). 2. Игра на различных детских духовых инструментах. Правила дыхания сохраняются. 3. Дуть в воду через соломинку. Пузырьки будут показывать длительность выдоха. Развитие речевых, интеллектуальных и учебных умений и навыков: 1. Этот раздел начнется с достаточно подробного описания методики, названной нами «Звукоподражания», которая способствует, на наш взгляд, становлению артикуляторной базы и фразовой стороны речи, предупреждая, таким образом, многие проблемы в речевом развитии.1 Итак, звукоподражание – «переведенный» на русский язык крик животного или звук из окружающего нас пространства (гудение мотора, стук и т.п.). В своей работе мы опираемся, в основном, на крики животных из-за их наглядности и доступности в понимании. Для занятий с ребенком Вам необходимо приготовить набор карточек-картинок с изображениями животных, которые издают те или иные «крики». Например, собака – «ав-ав», кошка – «мяу», корова – «му», комар – «з-з-з» и т.д. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем крупнее, ярче, достовернее должно быть изображение. Получается набор из 25 – 30 карточек. Показ картинок можно начинать уже в 3-4 месяца от рождения. Если ребенок совсем маленький, начните работу с простого показа карточек, учите ребенка сосредотачивать взгляд на изображении, следить глазами за перемещением картинки в пространстве (читайте о развитии зрительного внимания у новорожденного). Правила и последовательность «занятий». Вы располагаетесь напротив малыша, ваши лица находятся на одном уровне. Если ребенок еще только лежит, то Вы должны склониться над ним, чтобы он отчетливо видел ваше лицо. Держа карточку с собакой справа от вашего рта, Вы медленно и четко произносите «авав», откладываете в сторону и берете следующую. Демонстрируете карточки таким образом, пока ребенок сосредоточенно воспринимает информацию. Постепенно объем предъявляемых картинок и криков увеличится. Когда ребенок начал более-менее хорошо повторять (возможно уже с 1 года) за Вами крики животных, можно повысить требования к точности звукопроизношения (~1,5 года). Вы, произнося крики, утрируете и замедляете артикуляцию звуков, и обращаете внимание ребенка на правильность движения органов речи. Здесь уже можно стараться исправить неудавшиеся варианты. Помните о том, что существуют возрастные нормы в усвоении звуковой стороны речи: свистящие звуки (с,з) обычно появляются к трем годам, шипящие и аффрикаты (ш,ж,щ,ц,ч,) – к четырем, соноры (л,р) – к 5-6 годам. Не завышайте требования, а терпеливо учите. Следующий этап – простейшая фраза. Во время озвучания картинок Вы к крику добавляете название животного: «Собака – ав-ав», «Коза - ме», «Змея – ш-ш-ш» и т.д. По мере усвоения фразовая структура усложняется: «Собака лает ав-ав», «Ворона каркает кар-кар», «Ежик фыркает фыр-фыр»… В ходе этой работы Вы сами увидите, насколько легче и быстрее Ваш малыш заговорит достаточно правильно оформленной фразовой речью. Естественно, в случае наличия у ребенка речевого дефекта или прогнозируемой его возможности наблюдение логопеда желательно с самого раннего возраста. Ищите специалистов, которые не откажут вам в консультации и помощи. 1 Дополнительно см. «Рекомендуемая литература» № 12.
4 2. Необходимо также помнить, что родной язык, в основном, усваивается по подражанию, и поэтому в собственной речи, обращенной к ребенку, взрослые должны избегать намеренного искажения языка (шепелявого сюсюкания и т.п.). То есть Вы всегда должны помнить, что любое Ваше высказывание может повториться и закрепиться в первозданном виде, как Вы его произнесли, со всеми фонетическими (звуковыми), грамматическими, лексическими, интонационными погрешностями. 3. Читайте детям книги, ориентируясь на возраст и возможность понимания. Начните с рассматривания иллюстраций, комментариев к ним, узнавания героев и основной последовательности событий. И только потом обращайтесь к оригинальному тексту. Задавайте ребенку вопросы, начиная с общих (кто? где? что сделал?), постепенно переходя к частным (Как квакала лягушка? Где Иван нашел лягушку? Какое платье было у царевны? и т.п.). Начинать рассматривать и читать книги можно еще задолго до того, как малышу исполнился год. 4. Смотрите вместе мультипликационные и кинофильмы, помогая ребенку понять смысл видимого подробными объяснениями. Опять же возможны обсуждение и вопросы. 5. Играйте в различные лото. Учите правильно соотносить картинки, располагать в пространстве, накладывать одну на другую. Начинайте обучение с года. 6. Играйте в домино, как с картинками, так и с точками. 7. Играйте в парные картинки. Содержание игры: несколько пар (от 4 до 15 пар, т.е. 8-30 карточек) картинок с одинаковыми изнанками раскладываются рядами в четырехугольник изображениями вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карточки, пытаясь отыскать пары картинок. Выигрывает нашедший большее количество пар. Замечание: необходимо, чтобы все настольные игры и занятия оречевлялись, т.е. сопровождались подробными речевыми комментариями типа: «У кого слон?» - «У меня», «Я ставлю кота и зайца», «Миша ставит бабочку и лошадку», «Я открыл яблоко и дом - не пара», «Миша открыл дом и дом - пара» и т.п. 8. Играйте в любые дидактические настольные игры, направленные на развитие различных сторон психики: зрительного восприятия и внимания, пространственной ориентации, классификаций и обобщений и т.д. Не забывайте все подробно оречевлять. 9. Всевозможные игры в слова и звуки. Например, придумать слово, начинающееся на конечный звук предыдущего слова; кто придумает больше определений к выбранному объекту; «виселица», когда угадываются буквы слова и за каждую неправильно названную букву рисуется часть виселицы; с мячом «Я знаю пять имен девочек»; «Эрудит» - в составление слов из определенного количества букв и т.п. (по достижению детьми адекватного возраста). 10. Обязательно учите (!) малыша играть в сюжетно-ролевые игры: Магазин, Больница, Парикмахерская и т.д. И наконец, на протяжении всего речевого развития ребенка примерно до 7 лет, но особенно первые три года, Вы ставите перед собой задачу – говорить буквально, не закрывая рта. Все Ваши действия, поступки, явления окружающего мира должны сопровождать подробные речевые комментарии. Чем больше подробностей будет в Вашей речи, тем более развитой и богатой будет речь малыша. Вкладывайте в разговор всю возможную информацию по ситуации. Вас не должно смущать, что ребенок может что-то не понять, не усвоить. Уже неоднократно доказано, что возможности мозга к переработке и запоминанию информации практически
5 бесконечны, и Вы сами потом будете удивлены, насколько быстро и эффективно обучается маленький человечек. Для двуязычных детей: - разноязыкая речь родителей должна быть дифференцирована: каждый говорит с ребенком только на своем языке; заимствований-вкраплений старайтесь избегать; - желательно, чтобы два языка были представлены равномерно: живая речь, книги, фильмы и т.д.; - занятия с карточками-звукоподражаниями и другие нужно проводить на двух языках. Рекомендуемая литература: 1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества - М.: Издательство АСТ, 1996. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. 3. Доман Г. и Д. Как развить интеллект ребенка/Пер. с англ. – М.: «Аквариум», 1999. 4. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. – Киев, 1983. 5. Лободина С. Как развить способности ребенка. – СПб: Питер Паблишинг, 1997. 6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М.: «Просвещение», 1996. 7. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Т.В.Галанова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. 8. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от года до двух лет. – СПб: Питер Пресс, 1996. 9. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от двух до трех лет. – СПб: Питер Пресс, 1996. 10. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. – СПб: Питер Пресс, 1996. 11. Синицына Е.И. Умные пальчики. – М.: «Лист», 1998. 12. Старосельская Н.Е., Румянцева О.А. Звукоподражания (ономатопеи)» - начало коррекционной работы с неговорящими детьми // Проблемы детской речи – 1996. Материалы межвузовской конференции. – СПб, «Образование», 1996г.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв