Рыжихин А. И.
СИМФОНИЯ МОЛИТВ «РЕЧЕ ГОСПОДЬ» СЕРГЕЯ
ЕКИМОВА: К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ И СТИЛЕ
Хоровая духовная музыка занимает важное место в творчестве современных композиторов. В нашей стране этот интерес
можно рассматривать как некоторый итог второй волны сакральности, которая началась еще в 90-е годы прошлого века. Возьму
на себя смелость предположить, что в настоящее время хоровая
музыка в целом существует немного отдельно от основного процесса академического композиторства, и вот почему: количество
композиторов-дирижеров, пишущих исключительно (или преимущественно) для хора, уступает количеству «универсальных» дипломированных композиторов, но тем не менее, хоровое наследие
и тех, и других вполне сопоставимо между собой. Происходит это
по нескольким причинам: во-первых, еще на стадии обучения дирижер-хоровик сталкивается с ситуацией, когда он переходит из
амплуа исполнителя в амплуа композитора, делая обработки и переложения музыкальных сочинений для различных составов хора.
Это не является в полной степени актом композиции, однако уже
на этом этапе дирижер-исполнитель начинает созидать некоторый
музыкальный материал. Конечно же, это получается далеко не
у всех, однако на этом этапе студент получает свой первый опыт
сочинительства. Вторым принципиально важным фактором является певческий опыт дирижера, который к моменту выпуска из
ВУЗа достигает примерно десяти лет: человек, который пел в хоре
такое больше количество времени, пропускает через себя колоссальный хоровой репертуар абсолютно разных стилей и эпох, и,
соответственно очень хорошо понимает и знает специфику хорового исполнительства, что несомненно оказывает ему большую
услугу уже на композиторском поприще. Третий фактор, который
также стоит упомянуть, это то, что любой успешный дирижер хора
имеет у себя в руководстве как минимум один, а то и несколько
хоровых коллективов, что позволяет ему делать обработки и пи129
сать музыку не «в стол», а сразу же после окончания опуса приступать к его разучиванию; при этом, чем более успешна карьера
хорового дирижера, тем больший исполнительский ресурс он имеет у себя в подчинении.
На сегодняшний день в Петербурге сформировалась целая
плеяда композиторов такого типа: к ним можно отнести Анатолия
Королева, Дмитрия Смирнова, Виктора и Сергея Плешак, Владислава Панченко, Владимира Полякова и Сергея Екимова. Как было
сказано ранее, творчество перечисленных авторов в основном фокусируется на хоровой музыке a cappella, соответственно, ключевым жанром их творчества является хоровая миниатюра, однако в
их наследии появляются и более масштабные формы, такие как
цикл или хоровой концерт (Д. Смирнов), в некоторых случаях кантаты и оратории (В. Плешак) или музыкальные спектакли
(С. Плешак).
Из масштабных сочинений последних лет, созданных
в Петербурге, относительно новым является Симфония молитв
«Рече Господь» Сергея Екимова. Оно представляет собой многочастное паралитургическое произведение для солистов, большого
хора и оркестровых колоколов. Музыкальный материал колоколов
служит небольшими интермедиями между основными хоровыми
номерами, сами песнопения исполняются без инструментального
сопровождения. Премьера сочинения состоялась в ноябре 2014 года в Петербургском соборе «Спас на Крови» в исполнении Хора
студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории
им. Н. А. Римского-Корсакова и Женского хора СанктПетербургского государственного училища им. Н. А. РимскогоКорсакова (дирижер – Антон Максимов). В основу сочинения положены тексты православных молитв, звучащих в разных видах
богослужений в разные периоды церковного календаря:
1. Благослови душе моя, Господа (Псалом №102)
2. Богородице Дево, радуйся (песнопение Всенощного бдения)
3. На реках Вавилонских (Псалом №136)
130
3. Рече Господь (Псалом №109)
4. Услыши, Боже, глас мой (Псалом №63)
5. Хвалите Господа с небес (Псалом №148)
6. Веровах, темже возглаголах (Псалом №115)
7. Блажени, ихже оставиша беззакония (Псалом №31)
Судя по тому, что текст почти всех номеров является одним
из Псалмов, все сочинение целиком уместно было бы назвать
«Симфонией Псалмов», однако в своем интервью композитор
говорит, что он заменил слово «псалмы» на «молитвы» для того,
чтобы
избежать
сравнений
с
одноименным
опусом
И. Ф. Стравинского («Симфония псалмов» для хора и оркестра).
Если далее разрабатывать вопрос о жанровой специфике этого
опуса, то здесь напрашивается скорее его сравнение
не с И. Ф. Стравинским, а с Валерием Гаврилиным и его «Перезвонами» – жанровый подзаголовок этого сочинения для хора,
гобоя и ансамбля ударных, звучит как симфония-действо. Это
первый случай в истории отечественной музыки, когда сочинение без участия симфонического оркестра, в котором основная
исполнительская нагрузка ложится на хор, названо автором
«симфонией». Параллели с опусом В. Гаврилина наблюдаются
и в интермедиях-дудочках, которые есть в «Перезвонах», подобно колокольным интермедиям в сочинении С. Екимова (в котором они не выписаны отдельными номерами). Сам В. Гаврилин
в своих интервью не давал точного ответа, почему он назвал своt
сочинение «симфонией» – в одном из них читаем следующее:
«Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски
это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть
элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией» [1]. В свою очередь, С. Екимов
объясняет свое решение следующим образом: «Создавая такой
большой цикл, я долго думал о названии. Чтобы не было прямой
аналогии со Стравинским, у которого «Симфония псалмов»,
131
я долго искал, как назвать – «Хоровые фрески», «Хоровое действо» … Такого жанра хоровой музыки как «Симфония молитв»,
жанра практически a cappella, если не считать колоколов, еще не
было» [2].
Некоторые номера из Симфонии молитв ранее существовали
как отдельные произведения и даже имели посвящения (например,
хор «Богородице Дево, радуйся» посвящен Юлии Хуторецкой; хор
«Хвалите Господа с небес» – Женскому хору СанктПетербургского музыкального училища им. Н. А. РимскогоКорсакова, и т.д.). Это говори о том, идея собрать некоторые уже
написанные ранее произведения в один большой опус, пришла автору позже, чем были написаны его первые номера. Весь цикл, собранный под названием «Рече Господь» также имеет посвящение
Хору
студентов
Санкт-Петербургской
консерватории
им. Н. А. Римского-Корсакова и лично Валерию Успенскому, который на тот момент руководил хором, при этом более ранние посвящения к отдельным частям цикла автор также оставил. Более
подробно жанровый разбор этого сочинения представлен в статье
Любови Петровой, которая так и называется «Симфония молитв
«Рече Господь» Сергея Екимова: к проблеме жанра» [2].
В стилевом отношении это сочинение безусловно испытывает
влияние творчества Альфреда Шнитке и Юрия Фалика.
С последним все более или менее понятно: Ю. Фалик был учителем Сергея Екимова по классу композиции в консерватории, его
хоровая музыка популярна и регулярно звучит не только
в Петербурге, но и в других городах России. То, что роднит музыку Ю. Фалика с опусом С. Екимова, так это в первую очередь хоровая фактура, которая содержит в себе разнообразные полифонические пласты, многочисленное divisi в партиях хора, использование предельных тесситур голосов (примечательно, что
в «Литургических песнопениях» Ю. Фалика и «Симфонии молитв»
С. Екимова фигурирует соло для баса-профундо). Влияние
А. Шнитке прослеживается больше в контрастных стилистических
сопоставлениях, когда диссонантные или сонористические фрагменты музыки соседствуют с относительно простыми гомофонно132
гармоническими; также хоровым сочинениям А. Шнитке
и С. Екимова свойственны динамические «взрывные» контрасты,
особенно прием subito forte. Эпиграфом к «Симфонии молитв» автор выбрал строки из «Книги скорбных песнопений» армянского
поэта Григора Нарекаци – фрагменты из этого же текста послужили для создания Хорового концерта А. Шнитке. Возможно, таким
образом автор обозначил стилистическую связь своего опуса
с Концертом А. Шнитке.
В целом, подводя итог всего сказанного, хочется отметить, что
своим появлением Симфония молитв «Рече Господь» вполне может претендовать на жанровое новаторство, а в стилевом отношении подытоживает опыт предыдущих композиторов, которые
внесли значительный вклад в отечественную хоровую литературу.
Список литературы:
1. Михеева Л. «Гаврилин. Перезвоны» [Электронный ресурс] –
2021. Режим доступа: https://www.belcanto.ru/or-gavrilinperesvony.html
2. Петрова Л. «Симфония молитв «Рече Господь» Сергея Екимова: к проблеме жанра» [Электронный ресурс] – 2021. Режим доступа:
http://glazunovcons.ru/images/pictures/science/conference_paper
_20052020_5.pdf
133
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв