ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное
управление»
Профиль «Государственное регулирование экономики»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
И МЕНЕДЖМЕНТА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Система управления сферой физической культуры и спорта
на муниципальном уровне
Автор проекта:
студент группы У-15-1
Зайцева Анастасия Игоревна
Подпись_____________________
Руководитель проекта:
канд. пед. наук, проф.
Черняев Валерий Васильевич
Подпись____________________
Заведующий выпускающей
кафедрой ГМСиМ:
канд. юрид. наук, доцент
Моисеев Александр Дмитриевич
Подпись_____________________
Липецк – 2019
Содержание
Введение
3
Глава 1 Теоретические основы управления развитием физической
культуры и спорта
5
1.1 Система физической культуры и спорта в Российской Федерации
5
1.2 Нормативно-правовая основа управления физической культурой
и спортом
12
Глава 2 Анализ управления развитием физической культуры и спорта
в городе Липецке
17
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности
департамента по физической культуре и спорту администрации
города Липецка
17
2.2 Анализ состояния и тенденций развития сферы физической
культуры и спорта в городе Липецке
2.3 Основные
направления
22
совершенствования
управления
развитием физической культуры и спорта в городе Липецке
31
Заключение
38
Библиографический список
40
2
Введение
В наше время значимость физической культуры и спорта выступает
не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в
современном мире.
Привлечение значительных
масс населения в
физическую культуру, а также успехи на международных состязаниях
представляют собой бесспорное доказательство жизнеспособности и
духовной силы любой нации, а также военной и политической мощи.
В деятельности региональных и территориальных управленческих
структур существует целый спектр проблемных вопросов, возникающих
по различным причинам. Один из таких вопросов связан с ложными
приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на
уровне районных спорткомитетов, фиксирующим показателем является не
приобщение жителей к массовому физкультурно-спортивному движению,
а
подготовка
спортсменов
высокого
класса,
их
выступление
на
чемпионатах разного уровня. Следовательно, нарушаются пропорции в
расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта
для всех.
Актуальность исследования определяется тем, что за последние годы
возросла
проблема с состоянием здоровья людей, обострилось число
злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем. Наблюдается
уменьшение уровня физической подготовленности и физического развития
практически всех социально-демографических групп населения. На
основании того, что физическая культура и спорт являются универсальным
средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения
населения.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе
является департамент по физической культуре и спорту администрации
города Липецка.
3
Предметом
исследования
является
управление
развитием
физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Цель исследования заключается в разработке мероприятий по
совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта
в городе Липецке.
Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:
–
рассмотреть
теоретические основы управления развитием
физической культуры и спорта;
–
проанализировать систему физической культуры и спорта в
Российской Федерации;
–
провести анализ состояния и тенденций развития сферы
физической культуры и спорта в городе Липецке;
–
проанализировать
деятельность
муниципальных
органов
власти по развитию физической культуры и спорта в городе Липецке;
–
предложить мероприятия по совершенствованию управления
развитием физической культуры и спорта в городе Липецке.
Для
решения
поставленных
задач
в
рамках
исследования
использовался комплекс методов исследования: сравнительный анализ;
наблюдение; программно-целевой метод, а также методы математической
статистики.
Информационно-нормативная
материалами
монографий
периодических
документами
изданий,
и
актами
и
база
статей
российских
директивными
Президента
исследования
и
и
и
представлена
зарубежных
нормативно-правовыми
Правительства
Российской
Федерации, постановлениями администрации Липецкой области и города
Липецка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
применения разработанных рекомендаций в работе департамента по
физической культуре и спорту администрации города Липецка.
4
Глава 1 Теоретические основы управления развитием физической
культуры и спорта
1.1 Система физической культуры и спорта в Российской Федерации
Физическая культура - сфера социальной деятельности, нацеленная
на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических
способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая
культура
-
часть
культуры,
представляющая
собой
совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых
обществом
в
целях
физического
и
интеллектуального
развития
способностей человека, совершенствования его двигательной активности и
формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем
физического воспитания, физической подготовки и физического развития
(в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4
декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»).1
Система физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в
Российской Федерации включает в себя:
–
спортивные
действующие
на
клубы,
коллективы
самодеятельной
и
физической
профессиональной
культуры,
основах
в
образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм
собственности и по месту жительства граждан;
–
детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские
клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические
О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон Рос.
Федерации от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ (в ред. от 20 января 2008 г.): принят Гос.
Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации
Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // Справочноправовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons. (дата
обращения: 10.04.2019).
1
5
школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского
резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного
мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении
соответственно государственных органов в области физической культуры
и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;
–
образовательные учреждения и научные организации в
области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от
организационно-правовых форм;
–
общероссийские физкультурно-спортивные объединения -
физкультурно-спортивные
организации,
(союзы,
различным
ассоциации)
государственные
по
общероссийские
видам
спорта,
физкультурно-спортивные
федерации
общественно-
общества,
оборонные
спортивно-технические организации;
–
Олимпийский комитет России;
–
федеральный
орган
исполнительной
власти
в
области
физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта,
подведомственные
им
организации,
муниципальные
организации
физической культуры и спорта.
Государственная и муниципальная политика в области физической
культуры и спорта исполняется в соответствии с принципами:
–
непрерывности и преемственности физического воспитания
различных
возрастных
групп
граждан
на
всех
этапах
их
жизнедеятельности;
–
учета интересов всех граждан при разработке и реализации
федеральных
программ
развития
физической
культуры
и
спорта,
признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое
состояние;
–
признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных
объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
6
–
создания
благоприятных
физкультурно-спортивных
и
условий
финансирования
спортивно-технических
организаций,
олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных
организаций в области физической культуры и спорта, а также
предприятий спортивной промышленности.
Государство активно поддерживает развитие физической культуры и
спорта
в
Российской
Федерации,
физкультурное
(физкультурно-
спортивное) и олимпийское движение России и обеспечивает:
1)
ежегодное
финансирование
мероприятий
в
области
физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к
участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных
спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального
бюджета;
2)
создание
спортивными
условий
для
организациями
и
использования
физкультурно-
предприятиями
спортивной
промышленности государственных финансовых, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и
технических разработок и технологий;
3)
содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и
спортивно-технических
сооружений,
находящихся
в
собственности
Российской Федерации;
4)
создание условий для строительства и содержания спортивных
сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных
сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе
таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5)
создание
условий
для
увеличения
количества
детско-
юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту
жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных
лагерей,
врачебно-физкультурных
диспансеров
материально-технической базы;
7
и
укрепление
их
создание условий для широкого использования средств
6)
физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и
ребенка;
7)
организацию обязательной сертификации спортивных изделий
и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
поддержку
8)
внешнеэкономических
связей
физкультурно-
спортивных организаций.
Государство и муниципалитеты содействуют развитию спорта в
целях достижения высших спортивных результатов и организовывают для
этого благоприятные условия путем:
увеличения количества спортивных школ всех видов и типов,
1)
училищ
олимпийского
резерва,
осуществляющих
деятельность
по
подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материальнотехнической базы;
2)
строительства новых и модернизации существующих баз и
центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным
видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных,
спортивных
и
спортивно-технических
сооружений
образовательных
учреждений среднего профессионального, высшего профессионального
образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и
повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
3)
выделения
ассигнований
на
комплексные
научные
исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
4)
стимулирования
деятельности
физкультурно-спортивных
организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в
международных соревнованиях;
5)
поощрения меценатства и благотворительности.
Государственная и муниципальная поддержка системы физической
культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных
сооружений, предприятий спортивной промышленности исполняется в
8
соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех
уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа
исполнительной власти в области физической культуры и спорта,
Олимпийского комитета
России, других физкультурно-спортивных
организаций.
Государственная и муниципальная поддержка системы физической
культуры и спортивного образа жизни, спортивных организаций и
сооружений подобной направленности исполняется в соответствии с
программами развития.1
Органы государственной и муниципальной власти, образовательные
учреждения и иные организации независимо от форм собственности
принимают во внимание физическое воспитание детей дошкольного
возраста, а
также обучающихся в образовательных
военнослужащих,
граждан
допризывного
и
учреждениях,
призывного
возрастов,
инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление
социальной политики государства, при участии физкультурно-спортивных,
профсоюзных, молодежных и иных организаций исполняют федеральные
программы развития физической культуры и спорта и на их основе
коллегиально с органами местного самоуправления создают свои
программы, в которых предполагается:
1)
повышение качества физического воспитания на основе
обязательных нормативных требований физической подготовленности в
О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон Рос.
Федерации от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ (в ред. от 20 января 2008 г.): принят Гос.
Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации
Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // Справочноправовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons. (дата
обращения: 10.04.2019).
1
9
дошкольных
и
иных
образовательных
учреждениях,
детских
оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;
2)
вовлечение граждан в систематические занятия физической
культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной
организации
труда
и
отдыха
каждого
трудового
коллектива
производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;
3)
пропаганда
знаний
об
эффективности
использования
физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и
совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися
физической культурой и спортом;
4)
расширение и реконструкция действующих
сооружений,
строительство
новых
спортивных
проведения
изкультурно-оздоровительной
работы
спортивных
сооружений
и
для
подготовки
спортивных резервов.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической
культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти в области
здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в области
образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой
информации определяют формы и методы пропаганды физической
культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных
особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие
социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении
нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением
алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Различные теле- и радио- передачи, бумажные носители информации
в виде газет и журналов призваны популяризировать положительное
влияние физической культуры, спортивного образа жизни у граждан, а
также сформировать у жителей высокую потребность в физических
упражнениях для улучшения здоровья, тонуса тела и мышц, улучшения
10
внешнего вида, а также увеличить интерес граждан к знаниям в области
гигиены, правильного полезнего питания, медицины, красоты.
Государственные службы по телевидению и радиовещанию в
соответствии
с
Федеральным
законом
«О
средствах
массовой
информации», Федеральным законом «О государственной поддержке
средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»
предусматривают трансляцию спортивных программ, телевизионные
компании и радиокомпании иных форм собственности способствуют
трансляции спортивных программ, в том числе:
1)
организуют
ежедневные
передачи
оздоровительной
направленности (утренняя, производственная гимнастика), обеспечивают
высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм, кинофильмов,
электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих
интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом, дающих необходимые знания в данной области,
формирующих потребность граждан в активном здоровом образе жизни;
2)
в
тесном
взаимодействии
с
федеральным
органом
исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России,
федерациями по различным видам спорта, советами физкультурноспортивных объединений организуют регулярные репортажи по каналам
теле- и радиовещания о спортивных соревнованиях по наиболее
популярным видам спорта, проводят подготовку других спортивных
программ, координируют деятельность спортивных редакций различных
телевизионных компаний и радиокомпаний.
При этом в целях обеспечения конституционного права граждан на
отдых, наибольшего охвата зрительской аудитории, экономии бюджетных
средств совместно с указанными организациями устанавливают порядок
11
освещения наиболее интересных престижных соревнований, прежде всего
на доступных государственных каналах теле- и радиовещания.
Использование
современных
информационных
технологий
в
процессе взаимодействия органов власти с общественностью позволяют
доводить важную информацию до людей и общественных институтов, что
обеспечивает налаживание обратной связи и повышение информационной
прозрачности в работе органов.
1.2 Нормативно-правовая основа управления физической культурой
и спортом
В
части
2
статьи
41
Конституции
Российской
Федерации
предоставлена конституционная гарантия деятельности, способствующей
укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.
Положение пункт «е» части 1 статьи 72 относит координирование общих
вопросов физической культуры и спорта к коллегиальному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.1
Основную часть ее правовой системы, если опираться на часть 4
статьи 15, составляют общепринятые нормы и принципы международного
права и международные договоры РФ.
Прототипом
унифицированных
международных
нормативно-
правовых актов являются: Международная хартия физического воспитания
и спорта 1978 года; Спортивная хартия Европы 1992 года.
Огромную роль представляет ратифицированная в 2006 году
Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принятая
Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября
2005 года.
Правовую основу управления физической культурой и спортом опреКонституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. М.:
Омега – Л. 2009. C.21.
1
12
деляет федеральный закон № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации».
Успешное плодотворное решение современных проблем развития и
функционирования ФКиС, управления в этой сфере возможны в первую
очередь на совершенной правовой основе, обеспечивающей права и
свободы граждан РФ.
Данный федеральный закон в России чётко обозначил различные
основы
работы
спортивных
организаций,
определил
принципы
государственной политики в данной области нашей страны. Закон ввел
меры государственной поддержки развития физической культуры и
спортивного
образа
жизни,
а
также
ежегодное
финансирование
физкультурно-массовой и спортивной работы и реализация среды, которая
позволила бы увеличить количество детско-юношеских спортивных школ
всех видов и типов.
Некоторые понятия в Законе о спорте были обозначены впервые:
«массовый
спорт»,
физкультурные
и
«национальные
спортивные
виды
спорта»,
мероприятия»,
«официальные
«адаптивный
спорт»,
«правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших
достижений», «физическая подготовка». Речь идет о тех терминах,
которые постоянно находятся в речевом обороте и официальная трактовка
которых крайне важна для правоприменительной деятельности.
Создан перечень комплекса мер по противодействию использованию
допинговых средств и (или) методов в спорте.
После вступления в силу вышеупомянутого закона в 2008 году
произошел перевод отрасли на качественно иной уровень правовой
регламентации складывающихся в ней социальных отношений.
Государственная и муниципальная поддержка системы физической
культуры и спортивного образа жизни, спортивных организаций и
сооружений подобной направленности исполняется в соответствии с
программами развития.
13
В
Федеральном
законе
нет
статьи,
которая
устанавливает
полномочия органов местного самоуправления, но существуют нормы,
регулирующие взаимодействие федерального органа исполнительной
власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной
власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, органов
местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений. В
частности, согласно ст. 11 указанные органы и объединения координируют
в установленном законодательством порядке свою деятельность по
проблемам физкультурно-спортивного движения, при необходимости
совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие
физкультурно-спортивные
физической
культуры
подготовку
работников
мероприятия,
и
спорта,
организуют
осуществляют
физкультурно-спортивных
пропаганду
профессиональную
организаций
и
обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное
использование
спортивных
сооружений
и
строительство
новых
спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным
объединениям,
содействуют
выполнению
ими
уставных
задач,
заслушивают информацию по основным вопросам развития физической
культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют
их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях
договоров.
В соответствии со ст. 13 Закона, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы
включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения
по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за
выполнением таких соглашений и своих программ развития физической
культуры и спорта. В соответствии со ст. 14 Закона, органы местного
самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ
в области образования, физической культуры и спорта имеют право
14
вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные
занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что нормы,
которые координируют компетенционные пределы участия органов
местного самоуправления в развитии физической культуры и спортивного
образа жизни, рассредоточены по тексту вышеназванного Закона. Это
формирует некоторые неудобства для правоприменителя.
Помимо этого, в части установления компетенции органов местного
самоуправления Закон не остался без недочетов. Например, в главе IV,
приобщенной к пропаганде физической культуры и спортивного образа
жизни, не затронуто участие органов местного самоуправления в
пропагандистской работе. А ведь именно муниципальные органы зачастую
организуют
обоюдно
с
физкулътурно-спортивными
объединениями
многочисленные спортивные мероприятия, осуществляют пропаганду
физической культуры и спортивного образа жизни.
Недочеты указанного Закона можно восполнить, предусмотрев в
законах субъектов РФ точный
список компетенций органов местного
самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Например, в
Законе Липецкой области от 11 июля 2005 г. № 27-ОЗ «О физической
культуре и спорте» зафиксирован принцип о том, что органы местного
самоуправления
в
рамках
утвержденных
бюджетов
реализуют
формирование обстановки для занятий инвалидов физической культурой и
спортом на физкультурно-оздоровительных спортивных сооружениях
(ст.11).
Органы местного самоуправления вправе организовать постройку
физкультурно-оздоровительных
микрорайонов.
Ко
всему
и
прочему,
спортивных
они
объектов
осуществляют
жилых
контроль
планирования, проектирования, строительства и ввод в эксплуатацию на
территории
муниципального
образования
15
объектов
физкультурно-
оздоровительного
и
спортивного
назначения
в
соответствии
с
закрепленными нормами (ст. 12).
Важным
является
использование
механизмов
социального
партнерства в сфере содействия физической культуре и спорту: эти
вопросы могут включаться в соглашения по общественным проблемам и
охране
труда.
Организации,
располагающиеся
на
территории
соответствующего муниципального образования, при исчислении им
налога, подлежащего уплате в местный бюджет, могут быть освобождены
от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание
спортивных сооружений, а также на организацию многочисленных
спортивных мероприятий.
Открытым
остаётся
вопрос
о
кодификации
спортивного
законодательства, т.е. о создании свободных (объединяющих комплекс
норм и институтов права) законов вместо суммы разрозненных актов
текущего
законодательства,
высшей
формы
упорядочения
законодательства.
Стоит ли обращать внимание на принятие отдельного кодекса?
Возможно, но,
на мой взгляд, для начала необходимо
собрать
определенный объем всего спортивного законодательства и после принять
соответствующие законы «О профессиональном спорте в Российской
Федерации»,
«О
Российской
оборонной
спортивно-технической
организации» и др. Эта возможность развития событий рассчитывает
наличие одновременно с базовым федеральным законом о физкультуре и
спорте определенных специальных законов, посвященных, к
примеру,
различным видам спортивного образа жизни и другим вопросам,
связанным с его назначением. Такая вариативность в действительности
сможет отразить значительное количество недостатков и недочетов
предполагаемых
перспектив
развития
физкультуры и спортивного образа жизни.
16
законодательства
в
сфере
Глава 2 Анализ управления развитием физической культуры и
спорта в городе Липецке
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности
департамента по физической культуре и спорту администрации
города Липецка
Координацией работ по развитию, организации и проведению
физической культуры и спорта в Липецке занимается департамент по
физической культуре, и спорту администрации города Липецка. Цель
деятельности департамента - создание условий для развития массовых и
индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы, эффективное использование возможностей физической культуры и
спорта в оздоровлении населения города Липецка. Постановлением главы
администрации г. Липецка от 19.07.2004 г. №4311 «О структуре
администрации г. Липецка» управление по физической культуре, спорту и
делам молодёжи администрации г. Липецка преобразовано в департамент
по физической культуре, спорту и делам молодёжи администрации г.
Липецка. Распоряжением главы администрации г. Липецка от 10.02.2005 г.
№ 245-р «Об отделе по делам молодежи, семьи и демографии» в целях
совершенствования структуры администрации г. Липецка функции отдела
по делам молодёжи переданы в департамент по работе с населением и
связям с общественностью администрации г. Липецка.
Департамент по физической культуре и спорту администрации
города
Липецка
(далее
-
Департамент)
является
структурным
подразделением администрации города Липецка, которое осуществляет
реализацию ее полномочий в сфере физической культуры и спортивного
образа жизни на территории города Липецка.
Государственная и муниципальная поддержка системы физической
культуры и спортивного образа жизни, спортивных организаций и
17
сооружений подобной направленности исполняется в соответствии с
программами развития.
Основными задачами департамента физкультуры и спорта являются:
осуществление целостной политики в сфере физической
культуры, спорта;
организация
обстановки
для
расширения
массовости
физической культуры и спорта;
основание спортивной инфраструктуры и осуществление
контроля за развитием физической культуры и спорта на муниципальном
уровне;
формирование
среды
для активных занятий физической
культурой и спортом жителей в пунктах отдыха, на стадионах, спортивных
базах, спортивных площадках и других спортивных объектах;
гарантия квалитативного учебно-тренировочного процесса в
спортивных школах, при подготовке и формировании сборных команд для
участия в областных и республиканских соревнованиях;
вовлечение лиц среднего и старшего возраста, лиц с
ограниченн6ыми
возможностями
здоровья
к
активным
занятиям
физкультурой;
координация досуговой детской и подростковой деятельности
по месту жительства;
привлечение
наибольшего
круга
детей,
подростков
и
молодежи к занятиям физической культурой и спортом по месту
жительства;
комплектование и совершенствование у растущего поколения
гражданственности и патриотизма;
популяризация и расширение у жителей знаний о физической
культуре, спорте и здоровом образе жизни;
18
создание
и
осуществление
проектов
настоящих
и
перспективных планов деятельности департамента в порученной области
работы.
Департамент исполняет следующие функции:
координация и обеспечение представления интересов города
в вопросах физической культуры и спорта на областном, региональном и
международном уровнях;
осуществление полномочий учредителя по образованию,
реорганизации и упразднению муниципальных учреждений физической
культуры и спорта, некоммерческих физкультурно-оздоровительных и
спортивных организаций;
реализация
имущества,
полномочий
закрепленного
за
собственника
муниципального
муниципальными
учреждениями
физической культуры и спорта;
участие в организации бюджета города Липецка в части
определения
объемов
финансирования
работы
муниципальных
учреждений физической культуры и спорта, городских целевых программ
в сфере физической культуры и спорта;
реализация комплектования обоюдно с федерациями по
видам спорта сборных команд города, обеспечение участия команд и
отдельных спортсменов в спортивных соревнованиях, чемпионатах и
первенствах России, а также в международных соревнованиях;
координация
проведения
городских
официальных
физкультурных и спортивных мероприятий, и организация физкультурноспортивной деятельности по месту жительства граждан;
участие
в
организации
медицинского
обеспечения
официальных физкультурных и спортивных мероприятий города;
способствование
поддержания
социального
порядка
и
общественной безопасности при исполнении на территории города
Липецка официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
19
осведомление населения о политике администрации города
Липецка в сфере физической культуры и спорта;
создание проектов настоящих и перспективных планов
деятельности Департамента, согласование и проведение календарных
планов физкультурных и спортивных мероприятий города;
ведение
Реестра
муниципальной
собственности,
закрепленной за Департаментом и муниципальными учреждениями
физической культуры и спорта;
создание предложений по строительству и реконструкции
объектов физической культуры и спорта на территории города;
разработка
муниципальных
задач
для
муниципальных
учреждений физической культуры и спорта, распределение финансов,
выделенных из городского бюджета на их выполнение. Исполнение
контроля качества предоставляемых муниципальных услуг;
регулирование
работы
муниципальных
учреждений
физической культуры и спорта по осуществлению предпринимательской
и иной, приносящей доход деятельности, привлечению дополнительных
источников финансирования, в том числе, по осуществлению платных
услуг населению, привлечению частных инвестиций в сферу физической
культуры и спорта для укрепления материально-технической базы
учреждений;
реализация проверок работы муниципальных учреждений
физической культуры и спорта, в том числе за целевым и эффективным
использованием ими материальных и финансовых ресурсов, исключения
фактов нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
проведение
краткосрочную
контроля
аренду
за передачи
объектов
в
недвижимости,
долгосрочную
закрепленных
и
за
муниципальными учреждениями физической культуры и спорта на праве
оперативного управления;
проведение
контроля
20
созданий
муниципальными
учреждениями физической культуры и спорта условий для активных
занятий физической культурой и спортом жителей, организация и
проведение некоторых физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий;
реализация контроля по созданию детского и подросткового
досуга по месту жительства муниципальными учреждениями физической
культуры и спорта.
Организационная структура управления департамента представлена
на рисунке 1.
Председатель департамента
Заместитель председателя
департамента
Управление
ресурсного
обеспечения
Отдел учебноспортивной
работы
Отдел
организационномассовой работы
Хозяйственноэксплуатационный
отдел
13 спортивных
школ
департамента
Спортивные
сооружения
МБУ ФОК
«Пламя»
МБУ СК «Сокол»
МБУ ЦС
«Металлург»
МАУ
«Спортивный
город»
ГДЮЦ
«Спортивный»
МКУ
«Межведомственная
централизованная
бухгалтерия»
Рисунок 1 – Структура департамента по физической культуре и спорту
администрации города Липецка
21
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
теppитоpиальными
органами
федеральных
органов
исполнительной
власти, исполнительными органами государственной власти области,
общественными объединениями и иными организациями.
2.2 Анализ состояния и тенденций развития сферы физической
культуры и спорта в городе Липецке
В данный момент в городе Липецке существуют 632 единиц
спортивных объектов, которые принимают единовременно больше 13 тыс.
жителей. Создана концепция проекта многофункционального спортивного
комплекса в границах парка «Молодежный». На спортивных сооружениях
департамента обеспечивают деятельность около 100 спортивных секций и
оздоровительных групп: оздоровительного плавания, аква-аэробики,
общей физической подготовки, секции по игровым видам спорта и др.
Действуют пункты проката спортивного инвентаря.
Действует система муниципальных учреждений дополнительного
образования детей спортивной направленности. Немаловажную роль в
поднятии престижа занятий спортом, а также формировании сферы досуга,
играют спортивные школы.
Сейчас в Липецкой области действует 39 спортивных школ:
- 30 учреждений дополнительного образования (16 ДЮСШ сферы
образования, 14 ДЮСШ сферы физической культуры и спорта);
- 8 учреждений сферы физической культуры и спорта, реализующие
программы спортивной подготовки (6 спортивных школ олимпийского
резерва, 1 областная спортивно-адаптивная школа, 1 муниципальная
спортивная школа);
- 1 ДЮСШ Автономной некоммерческой организации "Футбольный
клуб "Металлург" (также реализует программы спортивной подготовки).
22
В спортивных школах региона культивируется 47 видов спорта, в
том числе 4 адаптивных, общая численность занимающихся в 2018 году
составила 30 005 человек.
Огромное внимание обращено на развитие адаптивной физической
культуры и адаптивного спорта.
В 2018 году в Липецкой области завершилась постройка некоторых
спортивных объектов. В с. Копцевы Хутора Липецкого района за счет
средств
муниципалитета
установлен
в
эксплуатацию
многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном
«Атлант». За счет субсидии из областного бюджета сооружен стадион с
искусственным покрытием 90 м х 45 м в с. Ильино Липецкого района.
Введен в эксплуатацию стадион «Юность» в с. Долгоруково, его постройка
прошла за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в
рамках осуществления федеральной целевой программы «Устойчивое
развитие сельских территорий». За счет частных инвесторов в городе
Грязи начал свою работу стадион «Юность» на 1500 мест.
За счет реализации государственной программы Липецкой области
«Развитие физической
Молодежном
парке
культуры
г.
и спорта Липецкой
Липецка
продолжится
области» в
постройка
многофункционального спортивного комплекса «Катящиеся камни». В
2019 году предполагается введение в эксплуатацию ледового дворца.
В прошлом году произошло введение в эксплуатацию спортивного
комплекса в с. Доброе, который строился за счет субсидии из
федерального бюджета, выделенную на реализацию мероприятия по
строительству малобюджетных физкультурно-спортивных комплексов
шаговой
доступности
федеральной
целевой
программы
«Развитие
физической культуры и спорта Российской Федерации на 2016-2020 годы».
В рамках подпрограммы «Подготовка и проведение Чемпионата
мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017
23
года в Российской Федерации» в 2018 году завершена реконструкция
центрального липецкого стадиона «Металлург».
Существующие спортивные сооружения могут единовременно
принять более 13 тыс. жителей Липецка (табл.1).
Таблица 1 – Информация о спортивных сооружениях муниципалитета
Наименование
спортивного
сооружения
Всего
федеральной
Стадионы
21
1
2002
29
617
30
Плоскостные
спортивные
площадки
Спортивные залы
Крытые
спортивные
объекты с
искусственным
льдом
Манеж
легкоатлетический
Плавательные
бассейны
Лыжные базы
Сооружения для
стрелковых видов
спорта
Другие спортивные
сооружения
Количество сооружений
муниципальн
субъекта РФ
ой
18
2
48
1899
26
41
497
49
5
5
1
1
49
1
7
другой
1
40
7
1
3
3
114
5
10
97
2
286
4
9
217
56
В Липецке проходит больше 120 спортивных мероприятий ежегодно,
в которых принимают участие около 35 тыс. жителей любых возрастов.
Каждый год проходят значительные физкультурные и спортивные
мероприятия: общероссийские - «День снега», «Лыжня России», «Кросс
нации»,
«Российский
Азимут»,
«Оранжевый
мяч»;
самым
многочисленным из спортивных региональных соревнований считается
ежегодная Спартакиада трудящихся (проходит по 9 видам спорта, +
эстафета, + соревнования семейных команд/ испытания (тесты) ВФСК
ГТО, конкурс журналистов), проходящая как на областном уровне, так и в
поселениях, каждый год
в Спартакиаде трудящихся участвует более
24
четырех тыс. липчан. Помимо этого значительными являются фестиваль
женского спорта «Здоровье. Красота. Грация. Идеал»; спортивного фильма
«Атлант», фестивали по различным видам спорта.
Забота о развитии физической культуры и спорта среди детей и
молодежи является важнейшей составляющей социальной политики в
Липецкой
области,
обеспечивающей
воплощение
в
жизнь
гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий
простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов
и потребностей, активизации человеческого фактора.
В 2018 году в областных велопробегах участвовали около 15 тыс.
липчан, в Едином дне плавания – больше 17 тыс. жителей. В минувшем
году прохождение Единого дня плавания в Липецкой области оказалось
поддержано Министерством спорта России и Всероссийской федерацией
плавания. Липецкая область выступила перед Министерством спорта РФ с
инициативой о проведении Всероссийских дней плавания.
Плановое проведение комплекса вышеобозначенных мероприятий
позволила Липецкой области в 2018 году (по итогам 2017 года) завладеть
заслуженным 20 местом во всероссийском смотре-конкурсе развития
физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и 5
местом в группе 30-и субъектов с населением до 2 млн. жителей.
К числу наиболее убедительных достижений отрасли можно отнести
систему проведения спартакиад для различных категорий и групп
населения, на старты которых каждый год готовы выйти более 15 тыс.
липчан и численность их увеличивается ежегодно.
Для
привлечения жителей к регулярным занятиям физической
культурой и спортом в городе проводится масштабная работа по
обновлению спортивной инфраструктуры и повышению показателей ее
доступности для различных групп и категорий населения.
25
В Липецке непрерывно проходит работа по дальнейшему развитию
здоровье сберегающей инфраструктуры, важную роль в которой играют
спортивные сооружения.
Таким образом, за период 2014 - 2018 год введены в эксплуатацию:
легкоатлетический манеж «Молодежный»;
плавательный бассейн «Лидер»;
теннисный корт и волейбольная площадка в районе МЖК;
хоккейная коробка в посёлок «Дачный»;
спортивная площадка в жилом районе «Силикатный»;
футбольное поле и беговые дорожки с искусственным
покрытием на стадионе «Янтарь»;
плавательный бассейн в посёлок Матырский;
стадион «Юность» в селе Долгоруково.
Большое внимание уделяется расширению перечня физкультурнооздоровительных услуг, среди которых оздоровительное плавание, теннис,
аэробика,
шейпинг,
аква-аэробика,
спортивные
единоборства.
Популярностью пользуются сеансы массового катания как на открытых
катках, так на искусственном льду, оздоровительное плавание, аквааэробика, группы шейпинга, аэробики, восточного танца.
В спортивных школах региона культивируется 47 видов спорта, в
том числе 4 адаптивных, общая численность занимающихся в 2018 году
составила 30 005 человек.
Значительное
внимание
уделяется
и
развитию
адаптивной
физической культуры и адаптивного спорта.
В Липецкой области в 2018 году регулярно занимались адаптивной
физической культурой и спортом 17104 человека, что составило 22,41% от
общего числа инвалидов в области за исключением инвалидов, состоящих
на
учете
в
медицинских
организациях
области,
противопоказания для занятий физической культурой и спортом.
26
имеющих
Анализ деятельности муниципального органа власти показал, что
работа департамента по физической культуре и спорту направлена на
реализацию государственной политики в области физической культуры и
спорта и осуществляется в соответствии с его функциями и полномочиями
на основе годовых планов.
Увеличение количества спортивных объектов и рост требований
граждан
к
качеству
физкультурно-оздоровительных
услуг
предусматривают необходимость обеспечения численности работающих в
отрасли кадров и повышения их квалификации.
В Липецкой области - 2319 штатных физкультурных работников, из
них: 206 работников дошкольного образования детей, 656 учителей
общеобразовательных школ, 82 преподавателя учреждений среднего
профессионального образования, 72 преподавателей высших учебных
заведений.
Обучение
осуществляется
университете
на
Государственном
в
специалистов
Липецком
факультете
физического
государственном
физического
университете
им.
воспитания
педагогическом
воспитания,
И.А.Бунина,
в
в
Елецком
Усманском
педагогическом колледже. Основу планов составляют мероприятия по
основным направлениям деятельности департамента: обеспечение условий
для развития на территории города физической культуры и массового
спорта,
проведение
официальных
физкультурно-оздоровительных
и
спортивных мероприятий, организация предоставления дополнительного
образования детям в сфере физической культуры и спорта.
Наша область - получатель субсидий из федерального бюджета в
рамках реализации государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (табл.2), которые софинансируются
из областного бюджета в рамках реализации мероприятий, направленных
на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
(Адаптация приоритетных объектов (включая территорию объекта) и услуг
27
в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в
сфере физической культуры и спорта) подпрограммы «Доступная среда»
государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка
граждан,
реализация
области»
и
семейно-демографической
мероприятия
направленности
по
«Поддержка
адаптивной
политики
учреждений
физической
культуре
Липецкой
спортивной
и
спорту»
подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта на
2014 - 2020 годы» государственной программы Липецкой области
«Развитие физической культуры и спорта Липецкой области».
Таблица 2 – «Доступная среда» 2018 год
№
Сумма субсидий, тыс. руб.
Областной бюджет
Федеральный
бюджет
Получатели субсидий
1
2
Государственное
бюджетное
учреждение
Липецкой
области
«Спортивная
школа
олимпийского
резерва»
имени
Александра
Митрофановича Никулина
Областное бюджетное учреждение
«Областная
спортивно-адаптивная
школа»
Итого:
300,0
175,1
710,0
1099,8
1010,0
1274,9
Помимо прочего из средств областного бюджета в рамках
реализации
подпрограммы
«Доступная
программы
Липецкой
области
реализация
семейно-демографической
среда»
«Социальная
политики
государственной
поддержка
граждан,
Липецкой области»
проведены мероприятия, направленные на повышение доступности и
качества реабилитационных услуг для инвалидов, детей-инвалидов и
других многочисленных групп населения.
В рамках государственной программы Липецкой области «Развитие
физической культуры и спорта Липецкой области» осуществляются
мероприятия по подготовке, организации и проведению среди лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов физкультурных и
спортивных мероприятий, а также участию спортсменов-инвалидов во
28
всероссийских
и
международных
тренировочных
мероприятиях
и
соревнованиях.
В минувшем 2018 году липецкие спортсмены добились очень
высоких спортивных результатов. Десять медалей чемпионатов и Кубков
мира, тринадцать медалей чемпионатов и Кубков Европы – такой итог
официальных соревнований взрослых спортсменов. Вклад липчан: 3
медали первенств мира и 16 медалей первенств Европы. Все завоеванные
медали только по олимпийским видам спорта.
Проходит
работа
по
военно-патриотическому
воспитанию.
Реализованы: областная спартакиада допризывной молодёжи, областная
военно-спортивная игра «Победа», областная военно-патриотическая
спортивная игра «Вперед, мальчишки!», областная военно-патриотическая
спортивная игра «Патриот».
В рамках реализации ВФСК ГТО в Липецкой области создан 21
центр тестирования: 18 муниципальных центров в районах, 1 – в г. Ельце и
2 – в г. Липецке. Создано 105 мест тестирования.
В
прошедших 2017-2018гг. в муниципалитетах с успехом
реализованы планы мероприятий по введению ВФСК ГТО, основаны
Координационные советы.
С
целью
повышения
распространения
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в
2018 году регионе состоялась «Единая неделя ГТО», в участии которой
оказалось задействовано более 60 тыс. человек. В рамках этого события
реализованы: «Единый урок ГТО», акция «Зарядись здоровьем», «День
открытых дверей» в муниципальных центрах тестирования, творческий
конкурс плаката «От ГТО – к Олимпийским вершинам», флешмобы и др.
Организованы фестивали ВФСК ГТО для всех слоев населения, а именно
для обучающихся образовательных организаций.
Созданы и реализованы акции «ГТО – узнай свои возможности» в
границах разных городских и областных площадок, в том числе в рамках
29
региональных и муниципальных проектов: «Библионочь 2018», «День
физкультурника», в рамках Фестиваля Русских сказок (природный парк
культуры и отдыха «Кудыкина гора»).
Итого в спортивных мероприятиях в рамках внедрения ВФСК ГТО
участвовали больше 120 тыс. человек.
Команда нашей
области также участвовала в финале Летнего
фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) проходившего на базе ФГБОУ «Международный
детский центр «Артек». В декабре сборная липецкой области заняла третье
место в финале Всероссийского молодежного проекта по пропаганде и
вовлечению студентов в подготовку и выполнение нормативов испытаний
(тестов) комплекса ГТО «От студзачета к знаку отличия ГТО»
проходившего в Белгороде.
По причине всех пройденных мероприятий программ, численность
липчан, заинтересованных занятиями физкультурой, увеличилась на 10
тысяч человек по сравнению с 2017 годом, а детей и подростков, которые
занимаются
в
детских
учреждениях
дополнительного
образования
спортивной направленности стала больше на 500 человек.
Анализ
эффективности
работы
департамента
по
физической
культуре и спорту администрации города Липецка, проходит по
оцениванию показателей конечного результата. Он же определяет полноту
и качество решения задач, а еще, показал, что самым результативным
критерием по праву можно считать деятельность
департамента по
увеличению количества и улучшению качества материальной базы
подведомственных учреждений, по популяризации и привлечению
жителей в массовый спорт, и, конечно, по содействию темпам снижения
наркомании.
Следовательно, в городе Липецке существует хороший потенциал,
который с оптимизмом позволяет взглянуть на будущее развитие
физической культуры и массового спорта.
30
2.3 Основные направления совершенствования управления развитием
физической культуры и спорта в городе Липецке
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития
физической культуры и спорта в городе Липецке определены:
–
увеличение доли населения, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей численности населения;
–
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически
занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности
данной категории населения;
–
увеличение
доли
граждан,
занимающихся
в
специализированных спортивных учреждениях, в общей численности
данной возрастной категории;
–
здоровья
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями
и
инвалидов,
систематически
занимающихся
физической
культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
–
повышение уровня обеспеченности населения спортивными
сооружениями исходя из единовременной пропускной способности.
К числу основных задач, требующих решения для достижения
целевых ориентиров, относятся:
–
создание
новой
системы
физкультурно-спортивного
воспитания населения;
–
разработка и реализация комплекса мер по пропаганде
физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового
образа жизни;
–
модернизация системы физического воспитания различных
категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях
профессионального образования;
–
и
совершенствование подготовки спортсменов высокого класса
спортивного
резерва
для
повышения
31
конкурентоспособности
регионального
спорта
на
межрегиональной,
всероссийской
и
международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты
спортсменов и тренеров;
–
развитие
организационно-управленческого,
научно-методического,
медико-биологического
и
кадрового,
антидопингового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
–
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и
спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурноспортивной деятельности;
–
объектах
создание системы обеспечения общественной безопасности на
спорта
и
организации
работы
с
законодательства
в
болельщиками
и
их
объединениями.
Совершенствование
области
физической
культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных
условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников,
но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших
достижений (олимпийского и профессионального).
Законодательством
должно
предусматриваться
создание
благоприятных условий в первую очередь для:
–
организаций, реализующих программы, направленные на
развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и
способствующие формированию здорового образа жизни;
–
спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на
подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в
Олимпийских и Параолимпийских играх.
Важным направлением в деятельности по развитию физической
культуры и спорта является совершенствование управления и организации
физической культуры и спорта с целью их стабилизации и оптимизации.
Важен поиск новых организационно-управленческих решений,
направленных
на
создание
эффективной
32
системы
организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди
населения,
в
отечественного
том
числе
опыта
сельского,
постановки
обобщение
данной
зарубежного
работы
и
и
дальнейшее
распространение его по всей стране.
Для создания новой системы физкультурно-спортивного воспитания
населения города Липецка необходима реализация комплекса следующих
мер:
1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том
числе
спортивных
клубов
выходного
дня,
для
самостоятельно
занимающихся физической культурой и спортом;
2) реализация
дифференцированного
подхода
к
размещению
объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности
и развиваемых в различных районах города Липецка видов спорта;
3) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
4) повышение статуса профессиональной Лиги (Ассоциации);
5) проведение мониторинга лиц, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и
предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей
составляющей
здорового
образа
жизни
предлагаются
следующие
мероприятия:
1) разработка и реализация информационных кампаний;
2) разработка
и
реализация
на
канале
ГТРК
физкультурно-
оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся
физической культурой и спортом;
3) использование возможностей сети Интернет для пропаганды
физкультурно-оздоровительных
систем
и
занятия
физическими
упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
4) улучшение
просветительно-образовательной
работы
в
образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха
33
населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей
спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных
социальных явлений;
5) совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и
здорового образа жизни.
Для модернизации системы физического воспитания различных
категорий и групп населения города Липецка дошкольных, школьных и
профессиональных
образовательных
учреждений,
предлагаются
следующие мероприятия:
1) физическое
воспитание
обучающихся
в
образовательных
учреждениях, в том числе:
–
модернизация физического воспитания и развитие спорта в
образовательных учреждениях;
–
создание
условий
и
физкультурно-оздоровительных
стимулов
для
комплексов,
расширения
сети
детско-юношеских
спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе
образовательных учреждений;
–
внедрение новых проектов образовательных учреждений с
обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том
числе
тренажерных,
бассейнов,
многопрофильных
и
комплексных
посещающих
дошкольные
плоскостных спортивных сооружений);
–
увеличение
образовательные
занятиями
охвата
учреждения,
физической
детей,
обязательными
культурой
по
и
дополнительными
программам
дошкольных
образовательных учреждений;
–
оснащение
дополнительного
общеобразовательных
образования
детей
школ
и
необходимым
учреждений
спортивным
инвентарем и оборудованием;
–
создание в общеобразовательных учреждениях спортивных
34
классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая
культура»;
–
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских
спортивных клубов (центров);
–
разработка
и
внедрение
образовательных
программ
физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
–
развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-
оздоровительного
туризма
и
его
внедрение
в
образовательных
учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационнореабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля;
2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
–
включение вопросов развития физической культуры и спорта в
коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
–
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-
оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в
учреждениях;
–
содействие развитию физической активности различных
категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным
туризмом и национальными видами спорта;
–
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по
физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением,
лицами старших возрастных групп;
3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
–
разработка мер по привлечению к занятиям физической
культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
35
–
обеспечение
ограниченными
доступности
возможностями
объектов
здоровья,
спорта
инвалидов
для
и
лиц
с
социально
незащищенных слоев общества;
–
создание условий для систематических занятий физической
культурой
и
спортом
в
специализированных
образовательных
учреждениях;
–
разработка
программ
по
вовлечению
в
спортивно-
оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
С целью совершенствования подготовки спортсменов высокого
класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности
регионального
спорта
на
межрегиональной,
всероссийской
и
международной спортивной арене и усиления мер социальной защиты
спортсменов и тренеров предлагаются следующие мероприятия:
1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и
подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы
отбора
талантливых
спортсменов
и
стимулирование
тренерско-
преподавательского состава;
2) развитие
городских
и
сельских
учреждений
спортивной
подготовки;
3) стимулирование развития системы дополнительного образования
в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных
школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
4) совершенствование системы проведения соревнований среди
школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения
большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее
талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
5) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного
отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик
36
физической и технической подготовленности, физического развития и
оценки состояния здоровья;
6) введение учреждений образования, школ-интернатов спортивной
направленности и центров образования спортивной направленности;
7) разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по
видам спорта с учетом современных спортивных технологий.
Для решения задач кадрового обеспечения развития физической
культуры и спорта необходимо:
1) совершенствовать
перечень
специальностей
и
направлений
профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы
физической культуры и спорта;
2) оптимизировать структуру сети образовательных учреждений
сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания
современных университетских комплексов;
3) совершенствовать
систему
повышения
квалификации
специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной
переподготовки с использованием современных средств и методов;
4) разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения
кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта
и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной
деятельности предлагается:
1) улучшение материально-технического обеспечения организаций
физической культуры и спорта;
2) развитие
лизинга
спортивного
оборудования,
инвентаря
и
соответствующих материалов.
Таким образом, предлагаемые мероприятия позволят повысить
эффективность деятельности муниципальных органов власти и создать
оптимальные условия для развития физической культуры и спорта в
городе Липецке.
37
Заключение
Самой главной миссией и задачей государственной политики в сфере
физической культуры, спорта и здорового образа жизни является,
конечно, правильное и достаточно эффективное и результативное
использование методик и возможностей в непосредственном оздоровлении
своей нации, популяризации среди населения знаний о здоровом образе
жизни и достойное выступление спортсменов Российской Федерации на
крупнейших международных соревнованиях.
Работу по развитию, организации и проведению физической
культуры и спорта в Липецке координирует департамент по физической
культуре, и спорту администрации города Липецка, который является
структурным
подразделением
администрации
города
Липецка,
осуществляющим реализацию ее полномочий в сфере физической
культуры и спорта на территории города Липецка.
Анализ деятельности муниципального органа власти показал, что
работа департамента по физической культуре и спорту направлена на
реализацию государственной политики в области физической культуры и
спорта.
Департамент по физической культуре и спорту администрации
города Липецка реализует государственную программу Российской
Федерации
«Доступная
среда»
на
2011
-
2020
годы,
которую
софинансируют из областного бюджета в рамках реализации мероприятий,
направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов
и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других
МГН (Адаптация приоритетных объектов (включая территорию объекта) и
услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других
МГН в сфере физической культуры и спорта) подпрограммы «Доступная
среда» государственной программы Липецкой области «Социальная
поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики
38
Липецкой области» и мероприятия «Поддержка учреждений спортивной
направленности
по
адаптивной
физической
культуре
и
спорту»
подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта на
2014 - 2020 годы» государственной программы Липецкой области
«Развитие физической культуры и спорта Липецкой области».
Эффективность деятельности городского департамента вычисляется
по итогам финальных результатов.
К важным направлениям работы департамента по физической
культуре и спорту администрации города Липецка в рамках последующего
развития отрасли можно отнести:
1) увеличение мотивации среди всех категорий и возрастных групп
липчан в необходимости систематических занятий физической культурой
и спортом за счет улучшения информационного обеспечения, увеличения
популяризации ведения здорового образа жизни в рамках социального
заказа средствами массовой информации;
2)
совершенствование
методик
управления
физкультурно-
спортивным движением, кадровое обеспечение;
3) развитие детско-юношеского спорта путем распространения сети
учреждений дополнительного образования спортивной направленности,
укрепления и развития их материально-технической базы, обеспечения
подготовки
высококвалифицированного
тренерско-преподавательского
состава и стимулирования их трудовой деятельности;
4) улучшение и увеличение уровня реализуемых многочисленных
спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
5)
Последующее
усиление
и
совершенствование
спортивной
инфраструктуры Липецка.
Значит, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том,
что, рекомендуемые меры дадут возможность увеличения продуктивности
работы органов власти в муниципалитете и создать выгодную обстановку
для развития физической культуры и спорта в городе Липецке.
39
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г.
М.: Омега – Л. 2009. 40 с.
2. О
государственной
корпорации
по
строительству
олимпийских
объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта:
федер. закон Рос. Федерации от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ: принят Гос.
Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 октября 2007 года: одобр. Советом
Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 октября 2007 г. // Рос. газ. –
2007. – 3 ноября.
3. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города
Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации:
федер.
закон
Рос.
Федерации от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ: принят Гос. Думой Федер.
Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 года: одобр. Советом Федерации
Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. // Рос. газ. – 2007. – 5
декабря.
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон
Рос. Федерации от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ (в ред. от 20 января 2008 г.):
принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г.: одобр.
Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г.
[Электронный
ресурс]
«Консультант» URL:
//
Справочно-правовая
система
(СПС)
http://base.consultant.ru/cons. (дата обращения:
10.04.2019).
5. О
концепции
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]:
распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р // Справочноправовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons.
(дата обращения: 10.04.2019).
40
6. О физической культуре и спорте в Липецкой области: закон Липецкой
области от 11 июля 2005 г. № 27 - ОЗ: принят Липецким областным
Советом депутатов 20 июля 2005 г. // Липецкая газ. – 2005. – 25 июля.
7. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической
культуры и спорта / под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Юнити-Дана,
2005. с. 128.
8. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: учебник. М.: РМАТ, 2014. 194 с.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2013. 398 с.
10. Бледнова В.Н., Фроленков А.П. Физическая культура студента:
методич. рекомендации. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и
искусств, 2018. 312 с.
11. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и
практика. СПб.: Питер, 2014. 340 с.
12. Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования:
технологические основы программирования. М.: МОНФ, 2014. 360 с.
13. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.: Инфра-Л, 2018.
249 с.
14. Долуцкий И.И. Отечественная история. М.: Мнемозина, 2014. 521 с.
15. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика
и пути оптимизации. М.: ИНФРА – М, 2010. 143 с.
16. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. М.:
Просвещение, 2011. 320 с.
17. Кулинко
Н.Ф.
История
физической
культуры.
Оренбург:
Университетское, 2014. 142 с.
18. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.:
Мысль, 2018. 247 с.
19. Мячин И. К., Стародуб А. Э. Олимпийский путеводитель. М.:
Российский рабочий, 2013. 161 с.
20. Поликарпова Г. М., Агеевец В. У. Олимпийские игры – из прошлого в
41
будущее. СПб.: С.-Петербургская государственная академия физической
культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2010. 175 с.
21. Романов А.Д. Физическая культура. М.: Проспект, 2012. 324 с.
22. Твой олимпийский учебник. М.: Российский спорт, 2011. 162 с.
23. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов. М.:
СпортАкадемПресс, 2013. 154 с.
24. Шугрина Е.С. Муниципальное право. 2-е изд., доп. и пераб. М.: Дело,
2013. 496 с.
25. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М.:
Физкультура и спорт, 2015. 684 с.
26. Антипов А.Ф., Уловистова Н.В. Профессиональный спорт и закон //
Теория и практика физической культуры. 2013. № 11. С. 19-21.
27. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О
физической культуре и спорте» - долгую жизнь // Теория и практика
физической культуры. 2013. № 8. С. 12-16.
28. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физическая
культура и спорт» в России в рыночных условиях // Теория и практика
физической культуры. 2014. № 6. С. 56-58.
29. «Интернет и Право» – научно-практический информационный ресурс.
URL: http://www.internet-law.ru (дата обращения: 10.04.2019).
30. Официальный сайт администрации Липецкой области // URL:
www.admlr.lipetsk.ru (дата обращения: 10.04.2019).
31. Официальный портал администрации и Совета депутатов города
Липецка URL: http://www.lipetskcity.ru/lipetsk/index.htm (дата обращения:
10.04.2019).
42
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв