КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОБЛЕМАТИКА И ОЦЕНКА
УДК 378
ББК 74.48
СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ
ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
ЯКИМ НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА
магистрант, Московский городской педагогический университет,
г. Москва, Россия,
nataly_sheveleva@mail.ru
АЙГУНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией
профессионального развития в образовании
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия,
aigunovaOA@mgpu.ru
АННОТАЦИЯ. В статье описываются системы подготовки педагогических
кадров в ведущих странах по качеству образования в соответствии с международ‐
ными исследованиями по оценке образовательных достижений обучающихся, та‐
кими как PISA и TIMSS. Статья раскрывает процедуру отбора при поступлении в
учебное заведение с целью получения педагогического образования в Сингапуре и
Финляндии, а также процедуру отбора при трудоустройстве в общеобразовательное
учреждение в Японии, США и Австралии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование, модели подготовки учите‐
лей, лицензирование, независимая оценка, Япония, Сингапур, Финляндия, США, Ав‐
стралия.
177
THE SYSTEMS OF TEACHER TRAINING
IN THE LEADING COUNTRIES IN TERMS
OF QUALITY OF EDUCATION
YAKIM NATALYA LEONIDOVNA
master's student, Moscow City University, Moscow, Russia
nataly_sheveleva@mail.ru
AIGUNOVA OLGA ALEXANDROVNA
Ph. D (psychology), docent, Head of the Laboratory
of Professional Development in Education
Moscow City University, Moscow, Russia
aigunovaOA@mgpu.ru
ABSTRACT. In article there are described the systems of teacher training in he leading
countries in terms of quality of education according to the international students’ achievement
assessments such as PISA and TIMSS. The article describes the procedure of student selection
for teacher education in Singapore and Finland and the procedure of teacher selection for em‐
ployment to school in Japan, the USA and Australia.
KEY WORDS: pedagogical education, teacher training, licensing, independent as‐
sessment, Japan, Singapore, Finland, the USA, Australia.
В настоящее время высокое внимание уделяется качественному
образованию. В связи с этими регулярно проводятся международные
исследования качества образования и успехов обучающихся общеобразовательных организаций, такие как PISA (Programme for International
Student Assessment), которое проводится каждые 3 года и оценивает
естественнонаучную, математическую и читательскую грамотность
15-летних обучающихся и умение применять их на практике, и TIMSS
(Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится каждые
4 года и оценивает математическое и естественнонаучное образование в
4 и 8 классах. На основании этих исследований наблюдается постоянное лидерство 5 стран. Такими странами являются Япония, образование
в которой считается одним из лучших в мире, и занявшая 6 место в
PISA-2018 в международном рейтинге, Сингапур, который славится
своим начальным образованием, а по результатам PISA-2018 занимающий 2 место в международном рейтинге, Финляндия, которая имеет с
Россией традиционную историческую, культурную и территориальную
близость, а также занимающая по результатам PISA-2018 10 место в исследовании, США, чья система образования получила признание во
всем мире, поскольку их отличительной чертой от других систем явля-
178
ется неразрывная связь обучения с наукой в высших учебных заведениях, а также по результатам TIMSS-2015 занимающая 10 место, а также
Австралия, одним из принципов в которой является раскрытие персональных способностей и дарований каждого обучающегося, а по результатам TIMSS-2015 занимающая 17 место.
В этой статье мы хотели бы рассмотреть систему подготовки педагогических кадров в ведущих странах по качеству образования, поскольку качественное образование невозможно без качественной подготовки педагогических кадров. Предлагаем рассмотреть, как проходят
данные процедуры.
В Японии учитель («сэнсэй») имеет достаточно высокий статус,
что подтверждается и оплатой его труда, которая на 25% выше средней
заработной платы государственного служащего. Однако только 50–75%
выпускников педагогических институтов могут получить право преподавания в школе. Педагогическое образование можно получить в течение 4 лет в университетах на педагогических факультетах или в педагогических университетах, а также на специальных отделениях в младших
колледжах в течение 2 лет. Вступительные экзамены в государственные
университеты Японии проходят в два этапа: первый этап – проведение
единого централизованного тестирования, на втором этапе – экзамены,
разработанные самим вузом. После получения диплома об образовании кандидат в учителя должен получить лицензию на занятие педагогической деятельностью [2]. Лицензирование проходит в три этапа:
первый этап – тестирование по двум специализированным предметам;
второй этап – тестирование по теории и методике обучения; третий
этап – задание на профессиональную пригодность, состоящее из составления плана фрагмента урока по предложенной теме в присутствии экзаменатора в течение 15 минут, реализации плана в течение
8 минут и краткого обсуждения итогов. Получив лицензию, учитель
получает возможность трудоустроиться в общеобразовательную организацию.
В Сингапуре учитель – это благодарная, уважаемая и одна из самых престижных и популярных профессий. Кандидаты в учителя очень
тщательно отбираются. Перед подачей заявления на обучение кандидат
должен пройти стажировку в школе (минимум пять недель), чтобы ознакомиться с ее деятельностью.
В случае положительного отзыва директора школы после стажировки кандидат допускается к отбору для получения педагогического
образования. Первый этап – оценивание резюме кандидатов, которых
отбирают из 30% лучших выпускников среди своей возрастной группы,
сдавших A-levels (выпускные экзамены), где кандидат должен доказать
179
свою заинтересованность в профессии учителя: в работе с обучающимися и преподавании. На втором этапе отбора кандидат проходит функциональные тесты и оценку экспертов, которые обращают внимание на
личностные качества кандидата, а также на его интересы и психологические установки. Этот этап может также включать в себя практические
задания. Процедура отбора кандидатов продолжается и во время обучения в университете, поскольку все достижения молодых специалистов
контролируются на протяжении всего обучения, а те, кто не соответствуют профессиональным требованиям, исключаются [6].
Как только будущие учителя начинают учиться профессии учителя, они получают стипендию, равную 60% зарплаты учителей за
весь срок программы обучения. По условиям договора, заключенного
между государством и будущими учителями, они должны проработать
в школе в течение трех лет после получения образования. В противном случае им придется возместить государству все расходы на их
обучение.
В Финляндии учитель – это очень уважаемая профессия. А стать
классным руководителем – это одно из самых популярных карьерных достижений по окончании школы. Педагогических вузов в Финляндии нет,
но в каждом университете, организующем педагогическое образование,
имеется школа подготовки учителей (9 школ, равномерно расположенных
по стране). Кандидаты в учителя очень тщательно отбираются из лучших
выпускников школ, академически одаренных и имеющих склонность к
педагогической деятельности. Отбор кандидатов на классного руководителя и на учителя-предметника различается. Отбор классного руководителя проходит в 2 этапа: успешно сдавшие экзамен допускаются до теста
на профессиональную пригодность. Отбор учителя-предметника проходит в 1 этап: экзамен и тест на профессиональную пригодность. Все
классные руководители специализируются хотя бы на одном предмете
(второстепенном). Учителя-предметники специализируются на основном
и второстепенном предмете, а также их квалификация включает в себя
педагогическое обучение, включающее контролируемую педагогическую
практику, для допуска к которой студенты должны иметь достаточное количество баллов по основному предмету [7]. Постоянный контроль и наставничество начинающих учителей, которые получили последние знания в своих областях обучения, помогают руководящим учителям быть в
курсе последних событий в предметах или в образовании. При этом становятся школьным учителем, лишь пройдя самый строгий отбор, только
30% лучших выпускников педагогических факультетов отбираются
в школы [4]. Первый этап (третий этап, начиная от поступления) – собеседование с работодателем (директором школы), где оценивается при-
180
годность и мотивация к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки. Второй этап (четвертый этап, начиная от поступления) – полугодовой испытательный срок. После заключения договора
молодые специалисты работают с полной ответственностью, выполняя
свой профессиональный долг.
В США минимальное образование, которым должен овладеть
учитель в США, для работы в средней или начальной школе – бакалавриат, который обычно занимает 4 года. Для работы в старших классах
требуется магистерская степень в своем профиле. Профессиональная
подготовка будущих учителей в вузах США осуществляется по параллельной, последовательной и альтернативной моделям. Параллельная
модель обучения обычно занимает 4 года и проходит в педагогическом
колледже, после чего будущий учитель получает степень бакалавра.
Последовательная модель обучения в США занимает 3–4 года: получение первой степени (бакалавр образования) после обучения по
предмету специализации, получение второй степени (сертификат об
окончании курса по образованию после университета) после годового
профессионально-педагогического обучения. Альтернативные пути
получения статуса квалифицированного учителя происходят, если полученное образование не является педагогическим. После получения
педагогического образования прежде, чем приступить к работе, учителя должны пройти лицензирование (экзамены, проверка предыдущего
опыта работы, а иногда и в течение года контролирование обучения
студентов), которое дает допуск к педагогической деятельности [5].
Преимуществом учителей в США является то, что они проходят сертификацию согласно двум основным видам контроля: формирующее
оценивание, происходящее в течение всего учебного года и предназначенное для улучшения профессиональной деятельности учителя,
и суммарное оценивание, определяющее соответствие минимальным
предъявленным профессиональным требованиям. Данный способ
улучшает качество преподавания в их стране.
В Австралии будущему учителю необходимо получить педагогическое образование, которое возможно только на контрактной основе по
двум моделям: параллельная – обучение по двум специальностям (бакалавр образования и бакалавр по специализации), последовательная –
при наличии бакалаврской степени по специализации кандидат получает магистерскую степень в образовании [3]. После получения педагогического образования молодой специалист получает временный
статус учителя на время вводного периода, который очень ценится в
Австралии, а для получения постоянного статуса необходимо получить регистрацию, подтверждающую статус учителя в течение 12 ме-
181
сяцев по решению Совета по регистрации учителей (Board of Teacher
Registration), для этого молодой специалист должен предоставить «доказательства профессиональной практики» школьному совету (директор и 2 учителя: один выбирается самим молодым специалистом и
может быть его наставником (ментором), а второй должен иметь специальную подготовку по оценке) с целью оценивания предоставленных доказательств, а также получения рекомендаций к постоянной регистрации [1].
В России поступление в педагогический вуз происходит с помощью формального централизованного отбора, не нацеленного на
выявление педагогических способностей, в формате ЕГЭ. Трудоустраиваясь в общеобразовательную организацию, кандидат чаще всего
проходит собеседование с работодателем, основанном на субъективном оценивании кандидата. Только спустя 5 лет работы в общеобразовательной организации, состоявшийся учитель проходит процедуру
отбора в виде аттестации, подтверждающей соответствие занимаемой
должности. Системы более раннего отбора педагогических кадров,
обеспечивающей качественную подготовку учителей, нет: ни при поступлении в педагогический вуз, ни во время педагогической практики, ни при трудоустройстве – нет формата отбора и формализованных
критериев.
Предполагаем, что в России необходимо развивать независимую
оценку выпускников педагогических вузов перед вхождением в профессию учителя в диалоге педагогический университет-общеобразовательная
организация, что обеспечит качественные педагогические кадры с усиленной практической подготовкой и улучшит качество образования в
стране.
Продуманная система стажировки студента педагогического вуза в
общеобразовательной организации сможет послужить частью независимой оценки будущего учителя. Стажировка – это включение будущего
учителя на определенный период в профессиональную деятельность в
общеобразовательную организацию, в ходе которого стажёр нарабатывает
педагогический опыт и демонстрирует свою профессиональную пригодность на рабочем месте на одинаковых условиях со своими коллегами,
а также это возможность погрузиться в реальную работу в общеобразовательной организации изнутри. При этом стажировка отличается от
педагогической практики, проводимой педагогическим университетом
самостоятельно, поскольку педагогическая практика является частью образовательной программы высшего учебного заведения и ориентирована
на профессионально-практическую подготовку студента, соответственно,
она носит обязательный характер, и ее проходят все студенты.
182
Стажировка как часть независимой оценки будет способствовать
отбору молодых специалистов относительно задач конкретной общеобразовательной организации. При этом мотивы стажировки не должны
дублировать педагогическую практику, проводимую педагогическим
университетом самостоятельно, стажировка должна быть пошагово
спланированной и иметь четкую программу.
Следует отметить, что опыт мировых лидеров согласно международным исследованиям PISA и TIMSS по качеству образования показывает, что пристальное внимание в этих странах уделяется отбору педагогических кадров на раннем этапе перед вхождением в профессию,
что улучшает качество подготовки учителей, соответственно и качество образования в стране. В Сингапуре и Финляндии отбор происходит
на этапе получения педагогического образования или при трудоустройстве в общеобразовательную организацию, как в Финляндии, Японии, США и Австралии. В России раннего отбора педагогических кадров нет, проводится только аттестация педагогических работников
каждые 5 лет с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. В связи с этим в России необходимо развивать систему независимой оценки выпускников педагогических вузов перед вхождением в
профессию учителя. Частью такой оценки может послужить стажировка, в которую включены руководитель и наставники общеобразовательной организации, это позволит выпускнику включиться в практическую жизнь общеобразовательной организации с ее целями и
задачами. При этом стажировка не должна повторять программу педагогической практики, проводимой в университете как часть образовательной программы.
Литература:
1. Жегин П.А. Поддержка начинающих учителей: опыт Австралии,
Новой Зеландии, Ирландии // Педагогическое образование в России. 2011.
№ 2. С. 238–245.
2. Павлова Т.Л. Профессионализм учителя японской школы: пути
становления // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. № 4 (41). С. 152–156.
3. Семенченко Т.А. Отруктурд системы высшего педагогического
образования Австралии // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки.
2013. № 20 (163). С. 258–262.
4. Ширшова И.А. Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования // Ученые записки Таврического
национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27. 2014. № 4. С. 26–35.
183
5. Alternative Teacher Certification Guide. URL: https://www.teachercertificationdegrees.com/alternative/ (дата обращения: 23.01.2020).
6. Bautista A., Wong J., & Gopinathan S. Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education,
2015. 7(3), рр. 311–326.
7. Pollari Pirjo, Salo Olli-Pekka and Koski Kirsti. In Teachers We Trust –
the Finnish Way to Teach and Learn. i.e.: inquiry in education: Vol. 10: Iss. 1, Article 4.
184
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв