СМИ как инструмент дементализации нации в ходе информационного противоборства

Актуальность исследования. Проблема исследования национального менталитета находится на пике своей популярности, а само понятие «менталитет», особенно в словосочетании «российский менталитет» является одним из самых распространенных терминов научных работ современной российской психологии, политологии, социологии и других наук. Условия информационного противоборства по достижению государствами своих национальных интересов усиливают возможности «переформатирования» менталитета нации средствами массовой информации. Процесс (ре)формирования менталитетов и идентичностей может осуществляться журналистами, как сознательно, так и неосознанно, в связи с тем, что принадлежность субъектов процесса дементализации к той или иной стороне конфликта, может существенно влиять на их поведение и манеру подачи информации. Тем не менее, рассмотрению возможностей реального воздействия на менталитет нации средствами массовой информации и вытекающим из этого последствиям уделяется недостаточное внимание. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в теоретическом осмыслении основных научных категорий, характеризующих явление ментальности, ее характерных черт, национальных особенностей, факторов формирования и поддержания. Совокупность факторов, приемов и способов медийного воздействия субъектов на менталитет нации в работе представлен как механизм дементализации. В практическом плане важность представляет исследование процесса воздействия на устойчивость менталитета под воздействием ряда факторов и прежде всего, массмедиа. Объект исследования – СМИ как инструмент изменения национального менталитета (дементализации). Предмет исследования – механизм процесса дементализации нации средствами массовой информации. Цель работы - изучить возможности воздействия средств массовой информации на устойчивость/неустойчивость национального менталитета. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач: - изучить категории «менталитет» и «менталитет русской нации», выделив их базовые черты и характеристики; - выявить место и роль процесса дементализации в ходе информационного противоборства конфликтующих сторон в борьбе за достижение национальных интересов; - охарактеризовать приемы и способы, используемые СМИ в процессе отражения, репрезентации или изменения менталитета и национальной идентичности в ходе информационного противоборства; - сформулировать понятие «дементализация», выявить и дать характеристику основным субъектам процессов дементализизации; Для решения поставленных задач в исследовании использованы следующие методы: контент-анализ, сравнение, метод обобщения и метод систематизации. Научно-теоретическая база представлена работами теоретиков и практиков из сферы масс-медиа (Ю.Г. Бочкарева, Я.Н. Засурский), политологии (А.В. Манойло, А.Ю. Маруев), психологии (А.В. Юревич), филологии (Ф. Муминова), истории (А.Я. Гуревич), социологии (С.Г. Кара-Мурза) и др. Кроме того нами был изучен определенный объем исследований на иностранных (английском и французском) языках. В их числе работы Z. Brzezinsky, B. Fredericks, M.C. Libicki, P. Marty, J. Press и др. Эмпирическую базу исследования составляют публикации локальных, федеральных и региональных средств массовой информации, касающиеся репрезентации характерных черт русского менталитета, авторские колонки, ТВ-передачи авторитетных журналистов, посвященные темам информационного противоборства, национального характера, идентичностей и т.п. В основу анализа документов легли 817 публикаций с федерального сайта «Независимой Газеты» и 382 публикации на портале издательского дома «Алтапресс» (Алтайский край) за период с января 2014 года по апрель 2016 года. Более широкие хронологические рамки (с 1991 года по настоящий момент) относятся к журналистским материалам, анализируемым во втором параграфе второй главы. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, приложения и списка литературы. Введение к работе раскрывает ее актуальность и научно-исследовательскую новизну, определяет объект и предмет изучения, цель и задачи, а также методы исследования, с помощью которых будет раскрыта тема в полной мере. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению явлений и соответствующих им понятий - «менталитет», «информационное противоборство», «общественное мнение» охарактеризованы виды и способы влияния средств массовой коммуникации и средств массовой информации на самосознание и менталитет нации, приведены наиболее авторитетные стратегии влияния на национальное самосознание. Во второй главе проводится анализ отражения в СМИ конкретных элементов российского менталитета, выделяемых учеными. Эмпирическая часть исследования направлена на выявление роли СМИ в процессе (ре)формирования менталитета. Более подробно характеризуются субъекты дементализации, дается их классификация, характеристика каждой группе и каждому типу субъектов, акцентируется внимание на повседневной практике СМИ. В работе приводятся мнения известных экспертов из числа ученых и массмедийных персон. В заключении мы подводим итог проделанной работе, обобщаем и систематизируем сделанные выводы.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368b5f1be77c40d591f1
UUID: fe2e186e-eefd-4696-8d24-f66e9a8ce911
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 32

Малицкая Дарья Александровна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 862913 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет