Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Автореферат к ВКР на тему: "Смысло-жизненные ориентации и психологическое благополучие учащихся высшей школы на разных этапах обучения"
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 976,1 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии Кафедра общей психологии Шепелева Юлия Александровна СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ АВТОРЕФЕРАТ выпускной квалификационной работы на соискание квалификационной степени бакалавра Направление 37.03.01 Психология, Профиль «Практическая психология» Уфа 2020
Работа выполнена на кафедре общей психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Нурмухаметова Ирина Фасхутовна Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Асафьева Наталья Валерьевна Защита состоится 27.06.2020 года в 10.00 часов на заседании Государственной экзаменационной комиссии при ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» по адресу: г.Уфа, ул. Карла Маркса, 3, корп.4. С выпускной квалификационной работой можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В современном мире, в связи с ускоренным темпом жизни, возрастающими профессиональными требованиями организаций, молодые люди еще с подросткового возраста задумывается о своем будущем, о профессиональном и жизненном самоопределении, ставят цели в своей жизни и стараются достичь их. т.к. В настоящее время существует много факторов, таких как множественность направлений профессиональной деятельности, необходимость принятия ответственного решения, влияющего на будущее, давление близкого окружения в плане «правильного» профессионального самооопределения (выбора), общественная критика и другие, влияющие на смысло-жизненные ориентации и на уровень психологического благополучия учащихся. Все это привлекло внимание исследователей к данной проблематике. На сегодняшний день существует множество исследований смысложизненных ориентаций и психологического благополучия, где рассматривают смысло-жизненные ориентации как отражение социально-экономического и культурно-духовного состояния общества (З.М. Хизроева, С.З. Закарьяева), взаимосвязи между различными параметрами позитивного мышления, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов (К.А.Новикова, С.Г.Касимова). В работах Д.И. Фельдштейна, И.В.Дубровиной подчеркивается необходимость целенаправленного формирования смысловых ориентаций в юношеском возрасте. Некоторые авторы, например, Я.Н.Павлоцкая рассматривает взаимосвязи психологического благополучия и его компонентов со структурными особенностями личности, ее ориентацией в межличностных отношениях, а также с параметрами определенных доминирующих состояний, характеризующими позитивное и полноценное функционирование. По данным других психологических исследований (Т.П.Усынина, А.Д. Цветнова) выявляется, что психологическое благополучие студентов характеризуется направленностью на общественно полезное дело, гармоничностью, целостностью личности, ориентацией на саморазвитие, способностью к установлению близких контактов с окружающими. Зарубежные представители такие, как З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, К.Роджерс, В. Франкл, Н. Бредберн, Э. Динер, К. Рифф уделяют большое внимание смысло-жизненным ориентациям и психологическому благополучию, определяющие психологическое благополучие как баланс между двумя комплексами эмоций, накапливаемых в течении жизни – позитивным и 3
негативным (Н. Бредберн), субъективное благополучие – компонент психологического благополучия (Э. Динер), описывают благополучие в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности (Д.Канеман, Н. Бредберн, Э.Динер), а (К. Рифф, А. Уотерман) считают, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Стоить отметить также работы отечественных представителей таких, как, К.А. Абульханова-Славская (смысл жизни – это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления), Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, Г.А.Вайзер (возрастной контекст смысложизненных ориентаций), В.Э.Чудновский (особенностей становления и проявления смысла жизни человека в современном обществе), М.С. Яницкий и другие. Учитывая большой вклад ученых в изучение данной проблемы, отметим, что малоизученным остаются такие вопросы по данной проблематике как исследование взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия в юношеском возрасте. Таким образом, недостаточная степень изученности проблемы в теоретико-эмпирическом плане, а также имеющиеся запросы практики обуславливают актуальность данного исследования. Цель исследования – провести сравнительный анализ смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся высшей школы на разных этапах обучения. Объект исследования – смысло-жизненные ориентации и психологическое благополучие. Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и осмысленности жизни. Гипотезы исследования: 1. Имеются различия в уровневой представленности показателей смысложизненных ориентаций и психологического благополучия среди учащихся средней и высшей школы на разных этапах обучения. 2. Имеется взаимосвязь показателей психологического благополучия и осмысленности жизни учащихся высшей школы на разных этапах обучения. Задачи исследования: 1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования. 2. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению смысло-жизненных ориентаций в психологической науке. 3. Изучить понятие «психологическое благополучие» в отечественной и зарубежной психологии. 4
4. Рассмотреть различия в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся высшей школы на разных этапах обучения и учащихся подросткового возраста. 5. Изучить возрастной аспект различий в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся высшей школы на разных этапах обучения и учащихся подросткового возраста. 6. Изучить особенности взаимосвязи показателя осмысленности жизни с показателями психологического благополучия личности. Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые положения теории стремления к смыслу и логотерапии (В.Франкл), культурноисторической концепции о развитии психики человека и учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский); теории периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин), концепции стресса и его влияния на эмоциональное состояние индивида (А. Перуэ-Баду, G. Mendelsohn, J. Chiche); эвдемонистический подход в рамках гуманистической психологии, изучающий вопрос об основных «контурах» психологического благополучия (А.Маслоу, К. Роджерс, Э.Фромм, М.Ягода, К.Рифф); подход к социальнопсихологическим проблемам развития взрослых (Б. Ньюгартен); Исследование проводилось посредством использования следующих методов и методик: - методы исследования: метод теоретического анализа научных источников по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: тестирование; методы математической статистики. - методики исследования: шкала «Психологического благополучия» (К.Рифф, адаптация и валидизация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко); тест «Смысло-жизненные ориентации» (адаптированная версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж.Крамбо и Л.Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева); шкала «Субъективное благополучие» (А.Перуэ-Баду, адаптация М.В.Соколовой); опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (Б. Ньюгартен, адаптация Н.В. Паниной). Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовалась программа Statistica версии 12.0 для платформы Windows. Достоверность и надежность исследования обеспечивалась применением валидных и надежных методик, адекватных предмету, задачам исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением статистической обработки, качественного и количественного анализа полученных данных. 5
Эмпирическая база исследования: исследование проходило на базе Башкирского государственного университета, а также в средней общеобразовательной школе с.Зубово и в средней общеобразовательной школе с.Чесноковка. В исследовании приняли участие 55 студентов 4 курса (из них девушек 40, юношей 15), 66 студента 2 курса (из них девушек 38, юношей 28). Также было исследовано 74 школьника, а именно обучающиеся в 9, 10 и 11 классах. Респонденты младшего юношеского возраста были привлечены к исследованию на этапе сбора эмпирических данных для проведения сравнительного анализа различий в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия с учащимися высшей школы на разных этапах обучения в возрастном аспекте. Этапы исследования: 1. На первом этапе был проведен анализ теоретических подходов к пониманию смысло-жизненных ориентаций, психологического благополучия, а также возрастных особенностей учащихся юношеского (подросткового) возраста, что позволило обосновать актуальность проблемы, выработать исходные теоретические принципы, выделить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи, основные гипотезы исследования, изучить и подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования, а также разработать программу эмпирического исследования смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся высшей школы на разных этапах обучения. 2. На втором этапе исследования было проведено эмпирическое исследование особенностей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся в подростковом и юношеском возрастах. 3. На третьем этапе были осуществлены качественный и количественный анализы данных, выполнена статистическая обработка эмпирического материала, проведена интерпретация полученных эмпирических данных. Были сформулированы выводы и заключение о проведенной исследовательской работе по теме выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования: Теоретический и эмпирический материал данного исследования может быть использован в деятельности практических психологов при работе с учащийся молодежью, а также с учащимися подросткового и юношеского возрастов. Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, 2 подпараграфов, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, включающий 96 источников, словаря терминов и приложения. В работе содержится 19 таблиц, 20 рисунков. 6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и этапы исследования, сформулированы гипотезы, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы, указана эмпирическая база исследования. В первой главе дан теоретический анализ по изучаемой проблеме. Рассмотрены вопросы изученности проблемы смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии. Дана психологическая характеристика учащихся высшей и средней школы. Теоретическое исследование показало, что смысло-жизненные ориентации и психологическое благополучие достаточно активно изучаются в психологической науке. При этом, хотя многие исследователи изучали смысложизненные ориентации и психологическое благополучие, а также рассматривали их с разных точек зрения, в психологии ещё недостаточно исследований взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия, их влияния друг на друга. Полученные результаты теоретического исследования данной проблемы указывают на то, что необходимо эмпирическое исследование смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия у учащихся высшей школы на разных этапах обучения. Во второй главе «Эмпирическое исследование смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия учащихся высшей школы на разных этапах обучения». В первом параграфе излагается организация и дается характеристика методов и методик исследования. Во втором параграфе представлен количественный и качественный анализ данных, полученных в эмпирическом исследовании. Рассмотрим результаты исследования различий в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия среди учащихся средней и высшей школы на разных этапах обучения. По методике шкала «Психологического благополучия» К. Рифф (адаптация и валидизация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) мы получили следующие результаты у учащихся 2 курса (рис.2.1). 7
Рис. 2.1. Уровневая характеристика психологического благополучия и его компонентов: позитивного отношения, автономии, управления средой, личностного роста, целей в жизни, самопринятии по общей выборке респондентов 2 курса (в %) Показатели психологического благополучия студентов 2 курса расположились следующим образом: 71,2% имеют средний уровень, 22,7% низкий уровень, 6,1% высокий уровень. Это говорит нам о том, что для студентов второго года обучения характерен средний уровень психологического благополучия, наиболее выраженные из всех компонентов психологического благополучия являются личностный рост, цели в жизни и управление средой. По методике «Смысложизненные ориентации» (является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева) у студентов 2 курса мы получили следующие результаты (рис.2.2). Рис.2.2. Уровневая характеристика общих показателей осмысленности жизни по общей выборке респондентов, обучающихся на 2 курсе (в %) Как видно из рисунка 2.2., 59,1% испытуемых от общего числа выборки юношеского возраста второго года обучения демонстрируют средний уровень 8
осмысленности жизни, 33,3% низкий уровень и 7,6% высокий уровень по данной шкале. Это говорит о том, что для большинства студентов 2 курса присущ контроль своей жизни, свободно принимают решения и воплощают их, дают среднюю оценку прожитому отрезку своей жизни, ощущают ее осмысленной и продуктивной. 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 низкий средний высокий Рис.2.3. Распределение уровня психологического благополучия и его компонентов: позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни и самопринятие среди студентов 4 курса (в%) В ходе частотного анализа по методике шкала «Психологического благополучия» К. Рифф (адаптация и валидизация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) мы обнаружили, что 78,6% испытуемых 4 курса имеют средний уровень психологического благополучия, 21,4% имеют низкий уровень. Не обнаружилось испытуемых с высоким уровнем психологического благополучия (рис.2.3.). Для студентов 4 курсов свойственно позитивно относиться к себе и к окружающим, знать и принимать в себе хорошие и плохие качества, контролировать свою деятельность, создавать условия для удовлетворения личных потребностей и заниматься самореализацией. 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 низкий средний высокий Рис.2.4. Уровневая характеристика общих показателей осмысленности жизни по общей выборке студентов, обучающихся на 4 курсе (в %) Исходя из данных на рисунке 2.4. по методике «Смысложизненные ориентации» (является адаптированной версией теста “Цель в жизни” 9
Дж.Крамбо и Л.Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева), было установлено, что общий показатель осмысленности жизни студентов 4 курса расположился следующим образом: 42,9% респондентов имеют средние показатели, 39,3% низкие показатели, а 17,9% высокие показатели осмысленности жизни. В целом для студентов 4 года обучения характерно наличие целей в будущем, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу, умеренно оценивают продуктивность жизни в данный момент времени, а также обладают свободой выбора, готовностью построить жизнь в соответствии со своими целями и задачами. Для проведения сравнительного анализа различий в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия с учащимися высшей школы на разных этапах обучения в возрастном аспекте были привлечены к исследованию респонденты младшего юношеского возраста и учащиеся высшей школы. 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 низкий средний высокий Рис.2.5. Уровневое распределение психологического благополучия и его компонентов по общей выборки респондентов подросткового возраста (в %) Как видно из рисунка 2.5 по результатам методики шкала «Психологического благополучия» К. Рифф (адаптация и валидизация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко), в изученных классах показатели психологического благополучия учащихся подросткового возраста расположились следующим образом: 66,2% имеют средний уровень, 17,6% низкий уровень и 16,2% высокий уровень. Т.е., для учащихся подросткового возраста характерны высокий контроль своей деятельности, использование различных возможностей, наличие привязанности и близких отношений, убежденность в своих намерениях и целях на всю жизнь. 10
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 низкий средний высокий Рис.2.6. Уровневое распределение общих показателей осмысленности жизни по общей выборке респондентов подросткового возраста (в %) Исходя из данных на рисунке 2.6. по методике «Смысложизненные ориентации» (является адаптированной версией теста “Цель в жизни” Дж.Крамбо и Л.Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева), было установлено, что 52,7% учащихся из подростковой выборки имеют средний уровень, 25,7% высокий и 21,6% низкий уровень осмысленности жизни. По полученным данным мы выявили, что школьникам 9, 10 и 11 классов характерно иметь наличие какихлибо целей в жизни, которые хотели бы осуществить, также учащиеся данного возраста умеренно оценивают продуктивность и осмысленность своей жизни на данном ее этапе. В ходе нашего исследования было также проведено сравнение студентов, обучающихся на втором и четвертом курсе в университете с учащимися подростковой выборки по возрастному признаку с помощью U - критерия Манна — Уитни (Таблица 2.1). Таблица 2.1 Сравнение психологического благополучия и его компонентов, субъективного благополучия, показателей осмысленности жизни, жизненной удовлетворенности у студентов 2 и 4 курсов и учащихся подростковой выборки по возрастному признаку Переменные Позитивные отношения Управление средой Психологическое благополучие Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля - Я Локус контроля-жизнь Осмысленность жизни (ОЖ) общий показатель Индекс жизненной удовлетворенности Результаты значения и значимости U-критерия Манна –Уитни при р<0,05 Школьники Студенты Значение Z pZ pУровень Uvalue value значимости критерия U-критерия 8600,50 10509,50 3128,50 значимый 3,52 0,00 3,53 0,00 8069,00 11041,00 3660,00 значимый 2,14 0,03 2,14 0,03 8034,00 11076,00 3695,00 значимый 2,04 0,04 2,04 0,04 8150,00 8150,50 8498,00 8038,00 8144,00 10960,00 10959,50 10612,00 11072,00 10966,00 3579,00 3578,50 3231,00 3691,00 3585,00 2,35 2,35 3,26 2,05 2,33 0,02 0,02 0,00 0,04 0,02 2,35 2,35 3,26 2,06 2,33 0,02 0,02 0,00 0,04 0,02 значимый значимый значимый значимый значимый 8017,00 11093,00 3712,00 2,00 0,05 2,00 0,05 значимый Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать следующие выводы: между студентами, обучающимися на 2 курсе и 4 курсе и учащимися 11
подросткового возраста статистически значимое различие присутствует между уровнями представленных показателей, а именно «Позитивные отношения», «Управление средой», «Психологическое благополучие», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Осмысленность жизни», «Индекс жизненной удовлетворенности». Таким образом, можно заключить, что среди учащихся юношеского и подросткового возраста, показатели смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия имеют значимые различия в возрастном аспекте, что подтверждает нашу гипотезу: имеются различия в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия среди учащихся средней и высшей школы на разных этапах обучения. Далее рассмотрим результаты взаимосвязи показателей психологического благополучия и осмысленности жизни учащихся высшей школы на разных этапах обучения. Полученные данные у студентов 2 курса в ходе частотного анализа были подвергнуты статистико-математическому анализу данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Рассмотрим корреляции между показателями методики шкала «Психологическое благополучие» К.Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) и показателями теста «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо и Л. Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева), которые представлены в таблице 2.2. Так в ходе корреляционного анализа были установлены статистически значимые зависимости: шкала «Психологическое благополучие» имеет положительную взаимосвязь с показателями переменной «Смысложизненные ориентации», а именно шкалы «Цели в жизни» (r=0,70, при р≤0,05), «Процесс жизни» (r=0,72, при p≤0,05), «Результативность жизни» (r=0,65, при p≤0,05), «Локус контроля-Я» (r=0,66, при p≤0,05), «Локус контроля-жизнь» (r=0,77, при p≤0,05), «Общий показатель осмысленности жизни» (r=0,80, при p≤0,05). Полученные результаты показывают то, что психологическое благополучие связано со смысло-жизненными ориентациями тем, что смысло-жизненные ориентации учащихся направлены на личностный рост, самореализацию, контроль, удовлетворенность, что является базовыми составляющими психологической благополучности личности. 12
Таблица 2.2. Данные корреляционного анализа между показателями методики шкала «Психологическое благополучие» К.Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) и теста «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо и Л.Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева) среди студентов 2 курса Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост Цели в жизни Самопринятие Психологическое благополучие Цели жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроляЯ Локус контроляжизнь 0,47 0,42 0,58 0,52 0,68 0,63 0,70 0,50 0,35 0,72 0,54 0,72 0,66 0,72 0,42 0,39 0,55 0,42 0,59 0,67 0,65 0,44 0,43 0,57 0,54 0,60 0,61 0,66 0,52 0,49 0,66 0,56 0,68 0,70 0,77 Осмысленность жизни (ОЖ) общий показатель 0,54 0,45 0,70 0,61 0,76 0,73 0,80 Полученные у студентов 4 курса в ходе частотного анализа результаты были подвергнуты статистико-математическому анализу данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Рассмотрим корреляции между показателями методики шкала «Психологическое благополучие» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) и показателями теста «Смысложизненные ориентации» Дж.Крамбо и Л.Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева), которые отображены в таблице 2.3. Корреляционный анализ между представленными показателями данных методик выявил положительную взаимосвязь между шкалами «Психологическое благополучие» и «Цели в жизни» (r=0,64, при р≤0,05), «Процесс жизни» (r=0,54, при p≤0,05), «Результативность жизни» (r=0,70, при p≤0,05), «Локус контроля Я» (r=0,62, при p≤0,05), «Локус контроля - жизнь» (r=0,54, при p≤0,05), «Общий показатель осмысленности жизни» (r=0,65, при p≤0,05). Таблица 2.3. Данные корреляционного анализа между показателями методики шкала «Психологическое благополучие» К.Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) и теста «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо и Л.Махолика (адаптация Д.А. Леонтьева) среди студентов 4 курса Позитивные отношения Автономия Управление средой Личностный рост Цели в жизни Цели жизни Процесс жизни Результативность жизни 0,45 Локус контроляЯ 0,37 Локус контроляжизнь 0,25 Осмысленность жизни(ОЖ) общий показатель 0,35 0,35 0,28 0,37 0,62 0,27 0,48 0,42 0,63 0,32 0,55 0,38 0,41 0,39 0,56 0,39 0,70 0,36 0,63 0,47 0,70 0,50 0,64 0,36 0,56 0,45 0,68 13
Самопринятие Психологическое благополучие 0,52 0,64 0,38 0,54 0,55 0,70 0,42 0,62 0,42 0,54 0,49 0,65 Для более полного анализа связей между психологическим благополучием и смысло-жизненным ориентациям учащихся высшей школы на разных этапах обучения, был проведен факторный анализ данных. В ходе факторизации матрицы исходных данных в выборке испытуемых, обучающихся на 2 курсе (n=66), выделились два наиболее значимых фактора. Таблица 2.4. Результаты факторизации переменных у испытуемых юношеского возраста, обучающихся на 2 курсе № 1 2 3 4 5 6 7 8 Переменные «Позитивные отношения» «Управление средой» «Самопринятие» «Цели жизни» «Процесс жизни» «Результативность жизни» «Локус контроля-жизнь» «Осмысленность жизни» F1_студенты 0,85 0,79 0,76 0,84 0,80 0,86 0,80 0,89 Как видно из таблицы 2.4, в ходе факторизации переменных, в первый фактор вошли такие переменные как «Позитивные отношения», «Управление средой», «Самопринятие», «Цели жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля – жизнь» и «Осмысленность жизни». Полученный результат может свидетельствовать о том, что данный фактор попадает под структурный компонент личности, содержит в себе показатели смысложизненных ориентаций и психологического благополучия. Таблица 2.5. Результаты факторизации переменных у испытуемых юношеского возраста, обучающихся на 2 курсе № 1 2 3 Переменные «Цели в жизни» «Психологическое благополучие» «Локус контроля-Я» F2_студенты 0,76 0,89 0,83 Второй фактор включает в себя переменные «Цели в жизни», «Психологическое благополучие», «Локус контроля-Я». Можно сделать вывод, что студенты 2 курса обладают свободой выбора, которая позволяет им строить свою жизнь в соответствии с целями и задачами (табл. 2.5). Также в ходе факторизации исходных данных в выборке испытуемых, обучающихся на 4 курсе (n=55), выделились два наиболее значимых фактора. 14
Таблица 2.6. Результаты факторизации переменных у испытуемых юношеского возраста, обучающихся на 4 курсе № 1 2 3 4 Переменные «Позитивные отношения» «Результативность жизни» «Локус контроля-жизнь» «Осмысленность жизни» F1_студенты 0,79 0,78 0,90 0,92 Как видно из таблицы 2.6, в ходе факторизации переменных, в первый фактор вошли такие переменные как «Позитивные отношения», «Результативность жизни», «Локус контроля-жизнь», «Осмысленность жизни». Полученные результаты говорят о наличии у студентов 4 курса при осмысленности жизни доверительных отношений с окружающими, удовлетворенности самореализацией, способность контролировать свои решения, свой выбор, свою жизнь в целом. Таблица 2.7. Результаты факторизации переменных у испытуемых юношеского возраста, обучающихся на 4 курсе № 1 2 3 4 5 6 7 Переменные F2_студенты 0,82 0,71 0,78 0,91 0,84 0,92 0,85 «Управление средой» «Цели в жизни» «Самопринятие» «Психологическое благополучие» «Цели жизни» «Процесс жизни» «Локус контроля-Я» Второй фактор включает в себя переменные «Управление средой», «Цели в жизни», «Самопринятие», «Психологическое благополучие», «Цели жизни», «Процесс жизни», «Локус контроля-Я» (табл.2.7). Полученный результат свидетельствует о том, что учащиеся 4 курса обладают целями в жизни, эффективно используют различные возможности для удовлетворения своих потребностей, принимают свое прошлое и выделяют положительные моменты, а также строят свою жизнь с поставленными целями и задачами. Таким образом, на основании проведенного частотного, корреляционного и факторного анализа данных, можно заключить, что гипотеза о наличии связи между показателем осмысленности жизни с такими показателями психологического благополучия как личностный рост, автономия, самопринятие и цели в жизни у учащихся высшей школы на разных этапах обучения подтверждается. 15
ВЫВОДЫ Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило проверить выдвинутые гипотезы и сделать следующие выводы: 1. Для студентов 2 года обучения характерен средний уровень психологического благополучия, наиболее выраженными его компонентами являются личностный рост, цели в жизни и управление средой. В то время, как студенты 4 года обучения показали средний уровень психологического благополучия, наиболее выраженные из его компонентов являются самопринятие, управление средой и личностный рост, им свойственно позитивно относиться к себе и к окружающим, знать и принимать в себе хорошие и плохие качества, контролировать свою деятельность, создавать условия для удовлетворения личных потребностей и заниматься самореализацией. 2. Для проведения сравнительного анализа различий в уровневой представленности показателей смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия с учащимися высшей школы на разных этапах обучения в возрастном аспекте были привлечены к исследованию респонденты младшего юношеского возраста и учащиеся высшей школы: школьникам 9, 10 и 11 классов характерно иметь наличие каких-либо целей в жизни, которые хотели бы осуществить, учащиеся данного возраста умеренно оценивают продуктивность и осмысленность своей жизни на данном ее этапе, а также для них характерны высокий контроль своей деятельности, использование различных возможностей, наличие привязанности и близких отношений, убежденность в своих намерениях и целях на всю жизнь. 3. Среди учащихся юношеского и подросткового возраста, показатели смысло-жизненных ориентаций и психологического благополучия имеют значимые различия в возрастном аспекте. 4. Таким образом, на основе проведенного частотного и корреляционного, факторного анализов, мы может говорить о том, что для студентов 2 курса и студентов 4 курса в целом характерно наличие среднего уровня психологического благополучия, а также активная жизненная позиция, происходит поэтапное саморазвитие и, тем самым, постановка определенных целей в жизни, у них складывается ощущение того, что их жизнь является вполне осмысленной и продуктивной. При этом у студентов 2 курса наблюдается низкий фон настроения, не явно выраженная согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями в жизни. А у студентов 4 курса превалирует тенденция к решительности, целеустремленности, последовательности в достижении жизненных целей, положительная оценка себя, собственных качеств и поступков. 16
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв