Социокультурный конфликт в современной российской журналистике: ценностный аспект

Аннотация магистерской диссертации Монголовой Яны Владимировны «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ» «SOCIAL AND CULTURAL CONFLICT IN CONTEMPORARY RUSSIAN JOURNALISM: THE VALUE ASPECT» Н. рук. – Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент Направление подготовки – журналистика Профиль – журналистика и культура общества Ключевые слова: журналистика, социокультурный конфликт, ценности, ценностный анализ медиасферы, анализ конфликта. Key words: journalism, social and cultural conflict, values, value analysis of the media sphere, the analysis of the conflict. Актуальность исследования Стабильное функционирование системы ценностей социума – неотъемлемое условие устойчивого развития государства и общества. Журналистика как один из социальных институтов активно участвует в формировании ценностных ориентаций общества. СМИ, ставшие в информационную эпоху универсальным средством коммуникации, транслируют аудитории определенную аксиологическую картину, предлагая смысловые и поведенческие модели, политические идеалы, но при этом в российских изданиях можно наблюдать ценностную разобщенность и противоборство, с одной стороны, отражающие реальные социальные конфликты, а, с другой, влияющие на них. В произведениях журналистов присутствуют системы ценностей разного уровня – как общества в целом, так и отдельных групп, например, самого журналистского сообщества или элиты, политической и творческой, и в то же время идеологически разнородной. Можно спорить по поводу представленности в СМИ интересов тех или иных групп общества, однако надо признать, что издания являются площадкой для столкновения совершенно разных ценностных предпочтений и одновременно инструментом социального взаимодействия, от которого во многом зависит разрешение реального конфликта. Кроме того, журналисты сами нередко являются участниками, а иногда и провокаторами конфликта, становясь на ту или иную сторону или призывая к определенным действиям. Возникает вопрос – влияет ли конфликт в журналистике на разобщенность общества в целом и каким образом, если это так? И выполняют ли СМИ, участвующие в конфликте, свое прямое предназначение – передачу объективной информации аудитории, или же мы наблюдаем дисфункцию журналистики, перекос в сторону интересов определенных референтных групп? И насколько ценности журналистов согласуются с интересами общества в целом? Необходимость ответа на эти вопросы обуславливает актуальность темы нашего исследования. Научная новизна диссертации состоит в изучении ценностного конфликта в самой российской журналистике, а также социокультурном подходе к его исследованию. Кроме того, новизну определяет не исследованный ранее, но представляющий интерес эмпирический материал. Цель работы – выявление ценностного аспекта социокультурного конфликта в современной российской журналистике. В соответствии с целью были поставлены задачи: дать определения понятий «социокультурный конфликт», «ценностный конфликт», «ценность»; очертить границы «российской журналистики», рассматриваемой в исследовании; обосновать, почему конфликт в журналистике является именно социокультурным; описать структуру и функции социокультурного конфликта в современной российской журналистике; на основе анализа публикаций определить поле ценностей в текстах российских СМИ. выявить суть и особенности протекания социокультурного конфликта; Объект исследования. Социокультурный конфликт в современной российской журналистике. Предмет исследования. Ценностный аспект социокультурного конфликта в современной российской журналистике. Теоретическую базу исследования составили работы по социологии и конфликтологии П. Бурдье, Э. Гидденса, Р. Дарендорфа, Н. П. Дедова, Г. Зиммеля, А. Г. Здравомыслова, Л. Козера, Д. Майерса, Р. Мертона, А. Моля, Г. В. Осипова, С. С. Фролова и др., а также исследования массовой коммуникации П. Бурдье, Н. Лумана, М. Маклюэна и др. Эмпирическую базу исследования составили публикации в электронных версиях общественно-политических изданий, имеющих наибольший охват аудитории и влияние, таких как «Эксперт» (включающий «Русский репортер»), «Российская газета», «Однако», «Литературная газета», «Ведомости», «Нью Таймс», «Завтра», интернет-издания, такие как «Взгляд», «Слон», «Сноб» и «Афиша», сетевые версии радиостанции «Эхо Москвы» и телеканала «Дождь», крупнейшие информационные агентства, такие как «РИА Новости», «ТАСС», «Лента.ру» за последние 3 года. Методы исследования – аксиологический анализ текстов, комплексный и сопоставительный анализ, структурно-функциональный анализ. Исследование проводится в соответствии с принципами системного подхода, историзма, объективности, достоверности и доказательности. Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Положения, выносимые на защиту: В средствах массовой информации, включенных в социальное противоборство, наиболее ясно оформляются идеологические позиции сторон, конфликт поляризуется за счет участников, для которых предпочтителен выбор крайних взглядов. Противостояние, проходящее иногда латентно, приобретает острый характер в журналистских текстах. Редакции СМИ выступают средством объединения определенных общественных сил вокруг ценностей и лидеров мнений, которые выступают их выразителями, причем различные группы средств массовой информации находятся в противоборстве, т.к. нередко являются выразителями диаметрально противоположных ценностей. Незначительные на первый взгляд информационные поводы, такие, как, например, появление нового художественного продукта, в ситуации ценностного противоборства становятся поводом для более обширного столкновения. Журналисты не только освещают конфликтные явления, но и непосредственно влияют на их развитие. Некоторые СМИ, ориентируясь на референтные группы, выступают враждебно по отношению к ценностям, разделяемым большей частью общества, и по отношению к государству в целом, тем самым способствуя разобщению социума. Если одни журналисты пытаются в конфликтных найти компромисс и способствовать выработке решения, которое бы способствовало гармоничному общественному развитию, то другие используют конфликтную коммуникацию как способ заявить о себе и о своем средстве массовой информации, ориентируясь на корпоративные интересы. В целом социокультурный конфликт в современной российских СМИ журналистике можно определить, с одной стороны, как внутригрупповой, т.е. непосредственно между журналистами, а с другой, как межгрупповой, когда журналисты является включенными в состав других социальных групп, чьи интересы и представления о желаемом будущем российского общества находятся в состоянии конфронтации.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368b5f1be77c40d591f3
UUID: 5e703f3c-84c4-4514-91d6-770de8b89b2e
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 163

Монголова Яна Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 867345 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет