Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Дипломная работа
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 648,6 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) Дипломная работа студента очного отделения 5 курса группы 05001106 Павлова Семена Николаевич Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Селюков М.В. Рецензент Начальник Валуйского таможенного поста Белгородской таможни, полковник таможенной службы Бердник А.Г. БЕЛГОРОД, 2016 год
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Активное включение России в мировую внешнеэкономическую систему, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение современных методов и подходов информационного обеспечения деятельности таможенных органов привели к тому, что в последние годы российская таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной. самостоятельную Происходит отрасль трансформация национальной таможенного экономики, где дела в наряду с традиционными видами государственных работ, расширяется сфера услуг и зарождается производство информационной продукции. Широкое использование в настоящее время информационных технологий как процесса информационного обеспечения управленческой деятельности в сфере таможенного дела, с одной стороны, обусловлен необходимостью ускорения производства таможенных операций, с другой – способствует прозрачности совершаемых таможенных операций, что снижает коррупционные риски. Вследствие этого приоритетной задачей информационного обеспечения в системе управления таможенных органов становится управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без систематического подхода к совершенствованию информационного обеспечения в системе управления отечественных таможенных органов практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение
технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками. Появление информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно- расчетных операций, таможенного постаудита, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Подводя итоги вышеописанному, следует подчеркнуть, что повышение эффективности таможенной службы на современном этапе невозможно без качественного информационного обеспечения, создания интегрированных, высоко технологичных и работоспособных информационных ресурсов. Более того сегодня для российской таможенной системы наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационных технологий в процессе принятия таможенных решений, что в свою очередь требует совершенствования информационного обеспечения в системе управления таможенных органов. Степень изученности темы дипломного исследования. В процессе исследования особый интерес представляют труды ученых, изучающих организацию информационного обеспечения в таможенных органах. Теоретические основы информационного обеспечения в таможенных органах рассмотрены в трудах П.Н. Афонина, В.Б. Кухаренко, Ю.В. Малышенко, И.А. Сальникова и др1. 1 Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии. СПб, 2012; Кухаренко В.Б. Модернизация таможенной службы. М., 2011; Малышенко Ю.В. Информационные таможенные технологии. М., 2012; Сальников И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах. СПб, 2011.
Проблемы совершенствования информационного обеспечения управления в таможенных органах изложены в трудах А.Ф. Андреева, С.В. Барамзина, А.Д. Ершова, И.Н. Колобовой, П.С. Копаневой, В.В. Макрусева, В.Т. Тимофеева и др2. Перспективы использования новых информационных технологий в таможенном деле изложены в трудах В.Н. Карасюка, Н.М. Кожуханова, К.А. Корнякова3. Проблема необходимостью исследования обусловлена совершенствования противоречием информационного между обеспечения в системе управления таможенных органов и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне региональных таможенных управлений. Объектом исследования является информационное обеспечение в системе управления таможенных органов Российской Федерации. Предметом исследования выступают механизмы и технологии совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности в Белгородской таможне. Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения в системе управления таможенных органов (на примере Белгородской таможни). Для достижения поставленной цели необходимо решить соответствующие задачи: - рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения в системе управления таможенных органов; 2 Андреев А.Ф., Барамзин С.В., Колобова И.Н., Макрусев В.В., Тимофеев В.Т. Основы управления таможенными органами России. М., 2011; Ершов А.Д., Копаневой П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе. СПб, 2012; 3 Карасюк В.Н. Практическое применение электронного декларирования // Таможенное обозрение. 2011. №5; Кожуханов Н.М. Проблемы разграничения правовых категорий в сфере обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов // Юриспруденция. 2011. №2; Корняков К.А. Перспективы использования новых информационных технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в условиях Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. № 4.
- проанализировать практику информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни; - разработать направления по совершенствованию информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни. В качестве исследования теоретико-методологической выступают основные положения основы дипломного процесса внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов РФ, а также совершенствования информационного обеспечения управленческой деятельности на уровне региональных таможенных управлений, изложенные в трудах А.Д. Ершова, В.Ю. Скиба 4. Особое место занимают итоговые доклады, отчеты, результаты практических работников – руководителей (заместителей) таможенных совершенствования органов, информационного занимающихся обеспечения вопросами деятельности таможенных органов РФ. Автором изучены итоговые доклады об основных результатах деятельности Белгородской таможни в 2013-2015 гг. Важную роль в процессе написания дипломной работы играют такие методы, как анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, графический, экономико-статистический, экономико-статистический методы, методы анализа рядов динамики и другие. Эмпирической базой исследования послужили: ТК ТС, Решения ЕЭК (Комиссии ТС), федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ), Белгородской таможни5. 4 Ершов А.Д. Методология и информационное обеспечение управления в таможенной системе: дис. … докт. эконом. наук. СПб, 2010; Скиба В.Ю. Объективно-функциональная верификация информационной безопасности распределенных автоматизированных информационных систем таможенных органов: дис. … докт. техн. наук. СПб, 2011. 5 Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615; О таможенном регулировании в Российской
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломного исследования конкретизируют общетеоретические представления об информационном обеспечении в системе управления отечественных таможенных органов. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности Белгородской таможни. Структура дипломной работы обусловливается поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения; трѐх разделов; заключения; списка источников и литературы; приложения. Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 48. – Ст. 6252.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Информационное обеспечение в современных условиях модернизации отечественной экономики является одним из важнейших факторов результативности системы управления государственной службой. Обладание актуальной, достоверной и полной информацией, а также возможностями по ее быстрой и качественной обработке, в первую очередь, определяют эффективность управления социально-экономическим развитием государства. Поэтому именно качественное информационное обеспечение, создание интегрированных, высоко технологичных и работоспособных информационных ресурсов по своей сути является в настоящее время залогом успеха в деятельности таможенных органов России, тем более что они располагают информационными значительными системами и информационными специфическими ресурсами, информационными технологиями, ведут статистику внешней торговли. Деятельность таможенных органов, в силу своей специфики, неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Вследствие этого эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации. Внедрение перспективных таможенных технологий, расширение практики интернетдекларирования товаров, в том числе в рамках функционирования центров электронного декларирования, является одной из приоритетных задач в работе таможенных регулятором органов. национальной Таким образом, экономики, выступая важнейшим стратегически важной государственной службой обеспечивающей экономическую безопасность РФ, отечественные таможенные органы особое внимание должны уделять повышению деятельности. эффективности информационного обеспечения своей
В связи с этим в Стратегии таможенной службы РФ особенно подчеркивается, что в целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций, дальнейшему администрирования развитию повышению необходимо информационного проводить обеспечения качества планомерную как таможенного работу составной по части информационно-технического обеспечения таможенных органов. Более того совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов должно осуществляться с учетом мировых стандартов и тенденций развития таможенного дела6. Категориальный аппарат предмета исследования представлен достаточно большой системой терминов и понятий. Поэтому далее нами предлагается остановиться на основных из них. Необходимо отметить, что существует много подходов к определению категории «информация». Сам термин «информация» происходит от латинского слова information – разъяснение, осведомление, изложение. Одним из самых распространенных определений данной категории, следующее: информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу. Другими словами, это сведения о людях, предметах, фактах, происшествиях, явлениях и процессах в различных формах их представления7. Рассматривая понятие «информация» с точки зрения науки управления, следует отметить, что это совокупность сведений, о процессах, протекающих О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 №2575-р // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 7 Макрусев В.В., Пауков А.А., Истомин А.Г. Системный анализ и управление. М., 2011. С. 14-15. 6
внутри социально-экономической системы и в ее окружении, уменьшающих неопределенность управления и принятия эффективных решений8. Значение информации для управления любой социально- экономической системы определяется, во-первых, тем, что она является важнейшим особого рода ресурсом системы управления. Таким образом, информацию в современных условиях следует рассматривать как один из основных видов ресурсов, обеспечивающих эффективную деятельность любой социально-экономической системы. При этом, с одной стороны, информация выступает объектом преобразования – предметом управленческого труда, на основе которого принимаются управленческие решения, и ресурсом менеджера. А, с другой, средством связи – коммуникацией. Информация в системе управления таможенных органов представляет собой совокупность оперативных и достоверных сведений по широчайшему спектру вопросов таможенного дела и регулирования ВЭД, способствующих повышению качества управленческих решений, по эффективному контролю за их исполнением. Информационные технологии, обладающие широким информационным пространством, представляют собой систему «человекмашина», состоящую из специально обученных и подготовленных людей и технико-технологической базы. Современные информационные технологии, оказывающие существенное влияние на динамичное развитие таможенных процедур, представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, призванные существенным образом, отразиться на повышении качества работы ФТС России по защите именно экономических интересов государства. Несомненно, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, в число которых входит информационное обеспечение управления. Сбор, хранение, преобразование и использование 8 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М., 2012. С. 21.
информации желательно проводить в рамках самостоятельной системы, которую можно назвать системой информационно-технического обеспечения (ИТО). Система ИТО таможенной деятельности можно представить в виде организационно-упорядоченной средств, информационных совокупности ресурсов, нормативно-методических информационно-управляющих технологий автоматизации и процессов принятия управленческих решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности. В состав ИТО входят: - нормативно-правовое обеспечение; - целый список технических и программных средств; - совокупность связанных между собой методов, моделей, способов, правил и методик информационного описания таможенных объектов и процессов; - информация и знания о таможенных объектах и процессах; - алгоритмы обработки информации, знаний и подготовки управленческих решений. Полномочия информационного обеспечения управления таможенными органами можно разделить на две группы. Первая – это задачи, связанные с предоставлением возможности информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них: - задача подготовки и выдачи таможенным органам управления планов и рекомендаций к действиям; - задача своевременной обработки информации, содержащей основные указания таможенных органов управления, их оформление и постановку на контроль исполнения; - задача выполнения приказов по улучшению системы управления, вызывающих изменения текущей структуры системы информационного обеспечения;
- задача предоставления органам управления результатов контроля за исполнением указаний и распоряжений, сведений о состоянии таможенных объектов управления и об условиях их работоспособности; - задача распределения информации в соответствии с установленными схемами подчинения. Ко второй группе относятся задачи, решение которых предоставляет связь с таможенными объектами управления: - задача получения и хранения данных, поступающих от объектов управления; - задача составления и пересылки объектам распоряжений и указаний таможенных органов управления; - задача контроля над качеством работы и, главное, выявления ситуаций, требующих вмешательства таможенных органов управления. Таким образом, информационное обеспечение в таможенном деле представляет собой связь информации с системой управления таможенных органов, объектами управления которой являются процессы, деятельность и персонал, и управленческим процессом в целом. Из этого следует, что систему информационного обеспечения необходимо воспринимать как один из основных типов сложных систем. Поэтому к ней основательно относятся все главные проблемы, связанные с изучением, созданием, внедрением и использованием таких систем. Таким образом, подводя итог вышеописанному, следует отметить, что реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационных технологий в деятельности таможенных органов представляет собой информационно-техническую политику ФТС России. Целью информационно-технической политики является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание
информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России. Рассматривая эволюцию информационного обеспечения системы управления отечественных таможенных органов необходимо отметить, что информационные технологии развивались постепенно в ходе автоматизации таможенной деятельности и процессов подготовки управленческих решений в организации. Процесс автоматизации берет начало в конце 1980 годов. Именно в это время в таможенных органах появились первые персональные ЭВМ, сложились первые группы специалистов, работающих с программным обеспечением и средствами вычислительной техники. В 1991 году дела по автоматизации возглавляет воссозданный Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России (Государственный таможенный комитет). Начиная с данного момента, автоматизация в таможенных структурах приобретает плановый и систематизированный характер9. Из-за некоторых основных факторов, а также из-за сложности данной области и сжатых сроков, отпущенных на реализацию идеи об автоматизации работы таможенных структур, Единая автоматизированная информационная система Федеральной таможенной службы (ЕАИС ФТС) России в течение первых пяти лет своего существования представляла собой поэтапный подход, главной задачей которого было формирование информационных массивов. В целом для данного периода времени автоматизация процессов управления в таможенных органах носит достаточно условный характер. Наиболее ярким примером является первая комплексная система таможенного оформления пассажиров – Автоматизированные системы обработки информации (АСОИ) «Пассажир-А», созданную и введенную в эксплуатацию в Пулковской таможне. Эта система управляющий центр, объединяла автоматизированные имела единый рабочие места Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления таможенной системой: Монография. СПб., 2012. С. 39. 9
различной функциональной направленности. Она не только выполняла функции накопления информации, но и давала возможность эффективно использовать накопленные данные в процессе таможенного оформления и контроля пассажиров. Вопросы масштабной автоматизации решались в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) с 1995 года. Примерами таких решений можно назвать системы "АИСТ-РТ 21", "ПОТОКПИЛОТ", "АСТО", "CUSTOMS FLOW", и ряд других систем, в которых отразился принцип функциональной полноты при реализации конечной технологической работы таможенного оформления и контроля. Не будем приуменьшать значимость этих систем, которые составляют сегодня базис ЕАИС ФТС России. Необходимо отметить, что все они реализуют технологии формирования деятельностью и данных отдельные системы функции управления обеспечения таможенной информацией оперативного управления, практически не затрагивая систему поддержки принятия решений, которая предполагает обработку большого количества информации с целью создания решений стратегического управления предприятия10. По мнению ряда авторов11 исследовавших данную проблематику, новым витком в развитии информационного обеспечения в таможенном деле являлась потребность в реализации информационных технологий поддержки принятия решений способствующих качественному улучшению управления. Отправной точкой является 1999 год, когда получило развитие направление, тесно связанное с реализацией когнитивного подхода, составляющего основу для разработки системы управления таможенной деятельностью, в которой интеллектуальная составляющая доминирующая. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. М., 2012. С. 55. Афонин П.Н. Информационное обеспечение в таможенных органах. СПб, 2012. С. 12-13; Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления таможенной системой: Монография. СПб, 2012. С. 42. 10 11
Следует отметить, что отечественная таможенная система за последние пятнадцать лет инвестировала огромные средства в автоматизацию информационных технологий, в надежде с ее помощью существенно улучшить свою деятельность. Сегодня системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС предоставлен сбор и хранение информации, а также наведение порядка в их повседневной обработке, т.е. главным образом реализованы ИТТ формирования данных. Ценность данных сильно возрастает, когда они могут быть эффективно анализируемыми. Не просто обработать такие огромные массивы данных, определить их достоверность, расформировать по различным уровням важности и отделам предприятия. К тому же еѐ сложно получить и, обработав, представить в необходимом виде для анализа. Учитывая это, на большинстве сторонних предприятий некоторые объемы накопленных данных до сих пор используются неэффективно. В настоящее время использование информационных технологий является важной частью в работе современной таможенной политики, что подтверждается рядом основополагающих документов12. Основной задачей информационных технологий является работа с информацией внутри системы для улучшения эффективности работы таможенной деятельности, создания благоприятных условий для участников ВЭД и при этом выявляя нарушения таможенного законодательства. Сегодня без использования информационных технологий почти нереально сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Главным направлением развития информационных таможенных систем является введения новых Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615; О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 №2575-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 12
технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками. Управление таможенной деятельностью затрагивает широкий круг проблем, которые входят в полномочия законодательных органов государства для определенных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти создают государственную таможенную политику, а Федеральная непосредственное таможенная исполнение. В итоге служба осуществляет эффективность ее деятельности государственной таможенной политики, определяется качеством таможеннотарифной системы регулирования ВЭД, а так же качеством ее реализации13. Пересылка данных в виде файлов и сообщений производится с помощью Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть необходима для обеспечения обмена информацией между географически удаленными подразделениями или сотрудниками таможенных органов и иными объектами. Основу технического обеспечения ВИТС составляют: - цифровые АТС; - оборудование для образования каналов; - средства спутниковой связи; - средства радиорелейной связи; - средства мобильной связи; - файл-серверы и высокопроизводительны ЭВМ для организации баз данных; - оборудование для создания ЛВС; - оборудование удаленного доступа и др14. Структура ВИТС включает в себя: - узлы связи, представленные на каждом уровне данной сети (ФТС, РТУ, таможни); Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. М., 2012. С. 65. Афонин П.Н. Информационное обеспечение в таможенных органах. СПб, 2012. С. 72-73. 13 14
- электронная почта; - сети конфиденциальной связи, которые используются для обмена данными между руководствами ФТС РФ, РТУ и таможен: - правительственная междугородняя связь; - засекреченная связь; - государственная сеть передачи данных «Атлас»15. При этом тип передаваемой информации между уровнями управления может отличаться. Отличия связаны с тем, что разные уровни управления выполняют различные функции. На данный момент автоматизирована работа с информацией и функция формирования информационно-справочных документов о таможенных органах. Управленческие решения готовятся на основе работы с параметрами внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющимися результатами деятельности и ресурсами. При данном раскладе, в технологическую систему принятия решения в качестве одного из составных компонентов включается информационно-управляющая система, которая предоставляет информационно-интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитики в методах и средствах, систем поддержки принятия решений, основных сценариев управления. Наличие данного элемента в системе управления означает, что в некоторых условиях отдельные вопросы и задачи управления могут быть частично решены посредством информационно-управляющей системы. При этом происходит перераспределение функций между человеком и электронной вычислительной машиной (ЭВМ) и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений. При подготовке решений, в список автоматизируемых задач требуется включать: - предопределение объемов оборота товара во внешней экономике; - прогнозирование объема бюджетных сборов; 15 Там же.
- контроль поступления платежей вовремя; - выявление нарушений с использованием импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов; - предопределение изменения федерального бюджета в зависимости от изменений ставок таможенных пошлин и налогов; - предопределение возможных объемов контрабанды; - выявление влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен и т.п. В целом, основной целью создания системы автоматизации является улучшение эффективности управления таможенной службой России на основе полной диагностики процессов деятельности таможенных органов, создания технологического обеспечения принятия управленческих решений и внедрение применения компьютерных информационно-аналитических технологий в большинстве случаев. Создание эффективных способов сбора, обработки и хранения данных, а так же прогнозирования их поведения становится едва ли не главной задачей дальнейшего развития ЕАИС16. В целом следует подчеркнуть, что совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность отечественных таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Стратегии развития таможенной службы РФ17. На этапах ее реализации предусмотрены создание таможенно-логистической инфраструктуры, оптимизация функций таможенных органов и дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы. Ее положения тесно взаимоувязаны со Стратегией национальной безопасности Российской Малышенко Ю.В. Информационные таможенные технологии. М., 2013. С. 35. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 №2575-р // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 16 17
Федерации до 2020 года, в целом с социально-экономическим развитием России, основными направлениями внешнеэкономической политики РФ, а также с Концепцией информационно-технической политики ФТС России, в которой разработана целостная система долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих внедрение информационных технологий и автоматизированных систем18. В целом подводя итоги вышеописанному можно сделать следующие выводы: во-первых, современное информационное поле внешнеэкономической деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки, что требует систематического подхода к совершенствованию информационного обеспечения системы управления отечественных таможенных органов. Во-вторых, система информационного обеспечения таможенной деятельности можно представить в виде организационно-упорядоченной совокупности ресурсов, нормативно-методических информационно-управляющих средств, технологий информационных автоматизации и процессов принятия управленческих решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности. В состав входят: нормативно-правовое обеспечение; целый список технических и программных средств; совокупность связанных между собой методов, моделей, способов, правил и методик информационного описания таможенных объектов и процессов; информация и знания о таможенных объектах и процессах; алгоритмы обработки информации, знаний и подготовки управленческих решений. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 №683 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»; О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 №1662-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство» 18
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ Современные тенденции, складывающиеся в сфере международной внешней торговли оказывают существенное влияние на развитие деятельности таможенных органов любой страны в мире. При этом к числу приоритетных направлений развития следует без сомнения отнести применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля, развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них, моделирование таможенных процессов, развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этим на всех уровнях системы таможенных органов РФ особое внимание уделяется совершенствованию информационного обеспечения своей деятельности. В Белгородской таможне на сегодняшний день автоматизированы все основные процедуры, которые прописаны в ТК ТС. Кроме того, в исследуемой таможне имеется возможность принимать предварительную информацию о товаре еще до того, как он пересечет таможенную границу, использовать ее при регистрации прибытия и анализировать еѐ с применением системы управления рисками. Также, автоматизированы и вспомогательные процессы, создан целый ряд систем, которые позволяют анализировать данные таможенной статистики, проводить сверку показателей взаимной торговли различных государств, выявлять области риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюджет и т.д. Акцентируя внимание на практической составляющей информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни, необходимо отметить, что сегодня таможенное декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме осуществляется на всех таможенных постах региона, включенных в так называемый Перечень
таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащѐнность для применения электронной формы декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Если говорить о количественных показателях электронного декларирования, то в последние годы (2013-2015гг.) прослеживается отрицательная динамика количества деклараций, поданных и выпущенных в электронной форме. Так, таможенными постами Белгородской таможни по таможенным процедурам, учитываемым таможенной статистикой, за январьдекабрь 2013 года оформлено 61426 деклараций на товары, из них 61426 штук (100%) с применением электронной формы декларирования. Объем декларационного массива составляет 104,51 % от объема декларирования 2012 года. Из общего количества деклараций на вывоз оформлено 10 969 штук (18%), на ввоз – 50 457 штук (82%). по отношению к 2012 году произошло увеличение объемов декларирования по импорту на 4,4% , по экспорту – на 5% (рис. 1). 7000 6500 6000 5500 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0 январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего 3100 4425 4908 5485 4610 5195 5465 4674 6249 6354 5768 5209 Экспорт 569 746 857 920 844 824 874 952 1077 1184 1065 1063 Импорт 2531 3679 4051 4565 3766 4371 4591 3722 5172 5170 4703 4146 Рис. 1. Динамика объемов декларирования за январь-декабрь 2013 года, шт. (с применением электронной формы декларирования) За январь-декабрь 2014 года таможенными постами Белгородской таможни по таможенным процедурам оформлено 56749 деклараций на товары, из них 56749 штук (100%) с применением электронной формы декларирования. Объем декларационного массива составляет 92,39 % от объема декларирования 2013 года. Из общего количества деклараций на
вывоз оформлено 11 756 штука (21,0%), на ввоз – 44993 штук (79,0%). По отношению к 2013 году произошло снижение объемов декларирования по импорту на 10,83 % и увеличение по экспорту – на 7,17% (рис. 2). 7000 6500 6000 5500 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0 январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего 3165 4396 5077 5262 4403 4989 5186 4782 5350 5406 3948 4778 Экспорт 753 917 972 977 816 880 967 955 1118 1224 986 1178 Импорт 2412 3479 4105 4285 3587 4109 4219 3827 4232 4182 2962 3600 Рис. 2. Динамика объемов декларирования за январь-декабрь 2014 года, шт. (с применением электронной формы декларирования) А, за январь-декабрь 2015 года таможенными постами Белгородской таможни по таможенным процедурам оформлено 45144 декларации на товары, из них 45144 штук (100%) с применением электронной формы декларирования. Объем декларационного массива составляет 79,53 % от объема декларирования 2014 года. Из общего количества деклараций на вывоз оформлено 12 901 штуки (29%), на ввоз – 32 243 штуки (71%). По отношению к 2014 году произошло снижение объемов декларирования по импорту на 28,34 % , по экспорту увеличение – на 9,6 % (рис. 3). 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0 январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего 2554 3260 3518 3468 3366 4023 4046 3608 4400 4320 3979 4645 Экспорт 628 961 1066 986 921 1030 1079 1036 1215 1233 1359 1328 Импорт 1826 2299 2452 2482 2445 2993 2967 2572 3185 3087 2620 3317
Рис. 3. Динамика объемов декларирования за январь-декабрь 2014 года, шт. (с применением электронной формы декларирования) Таким образом, во-первых, можно констатировать 100% оформление по таможенным процедурам, с применением электронной формы декларирования, и, во-вторых, отрицательную динамику данного показателя за последние три года (рис. 4). В целом анализируя результаты деятельности Белгородской таможни за 2013-2015гг. участников можно констатировать внешнеэкономической об определенном деятельности (ВЭД) сокращении исследуемой таможни. Так, если за январь-декабрь 2013 года в белгородской таможне оформление экспортно-импортных поставок осуществляли 1371 участник ВЭД, из них: 1297 – юридические лица, 74 – физические. Вывозом товаров из региона занимались 400 участников ВЭД, ввозом – 1190. С начала 2013 года в зоне деятельности Белгородской таможни стали осуществлять таможенное оформление 412 ответственными новых за участников финансовое ВЭД, являющиеся урегулирование, в лицами, том числе зарегистрированных в белгородском регионе - 188, в других регионах - 224. 70000 61426 56749 60000 45144 50000 40000 30000 20000 10000 0 2013г. 2014г. 2015г. Рис. 4. Динамика объемов декларирования за 2013-2015 гг., шт. (с применением электронной формы декларирования) В 2014 году в Белгородской таможне оформление экспортноимпортных поставок осуществляли 1433 участника ВЭД, из них: 1353 –
юридические лица, 80 – физические. Вывозом товаров из региона занимались 371 участников ВЭД, ввозом – 1264. С начала 2014 года в зоне деятельности Белгородской таможни стали осуществлять таможенное оформление 344 новых участников ВЭД, являющиеся лицами, ответственными за финансовое урегулирование, в том числе зарегистрированных в Белгородском регионе – 152, в других регионах - 192. И, соответственно в 2015 году в Белгородской таможне оформление экспортно-импортных поставок осуществляли 1411 участников ВЭД, из них: 1343 – юридические лица, 68 – физические. Вывозом товаров из региона занимались -451 участник ВЭД, ввозом – 1187. Исследование результатов деятельности Белгородской таможни показало, что одну из приоритетных ролей в повышении эффективности информационного обеспечения в системе управления таможни выполняет отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (далее отдел) информационно-технической службы (ИТС) Белгородской таможни. Отдел в своей деятельности руководствуется международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, таможенным законодательством законодательством Российской Таможенного Федерации, союза и другими таможенным федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС, правовыми актами Центрального таможенного управления (далее – ЦТУ), правовыми актами таможни, настоящим положением. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии со структурными информационно-техническими подразделениями подразделениями ИТС и таможни, таможенных органов, подчиненных таможне. К числу основных задач необходимо отнести:
- организация внедрения и внедрение в структурных подразделениях таможни и подчиненных таможенных органах информационно-программных средств (ИПС) Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России; - обеспечение функционирования и сопровождение ИПС на уровне таможни; - организация сопровождения ИПС в подчиненных таможенных органах сторонними организациями на контрактной основе; - ведение баз данных; - оказание квалифицированной помощи (технической поддержки) должностным лицам структурных подразделений таможни (далее – пользователи), информационно-технических подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела; - обеспечение непрерывности функционирования ЕАИС ТО на уровне таможни в части компетенции отдела. В соответствии с перечисленными задачами к основным функциям отдела следует отнести: 1. Подготовка (участие в подготовке) управленческой документации. 2. Разработка (участие в разработке) методических документов. 3. Поддержание в надлежащем состоянии информации, а именно: - об используемых функциональных автоматизированных системах ЕАИС ТО в структурных подразделениях и подчиненных таможенных органах, ИПС, лицензионных программных средствах и информационносправочных системах; - о ходе выполнения государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни, заключенных ФТС России, ЦТУ, таможней со сторонними компетенции отдела; организациями в части, относящейся к
- о возникновении и ходе устранения нештатных ситуаций в работе информационно-технических средств (далее – ИТСр) и ИПС. 4. Подготовка согласование и представление заявок (сводных годовых заявок) на финансирование в целях приобретения: - ИТСр для подчиненных таможенных органов, относящихся к номенклатуре децентрализованных поставок; - лицензионных программных средств и информационно-справочных систем. 5. Подготовка (участие в подготовке) документации для проведения торгов, государственных контрактов на поставку ИТСр, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни. 6. Приемка (участие в приемке) выполненных работ, оказанных услуг, произведенных сторонней организацией в соответствии с условиями государственного контракта. 7. Участие в приемке и распределении ИТСр в структурные подразделения таможни и подчиненные таможенные органы, в планировании эксплуатации ИТСр. 8. Рассылка ИПС в подчиненные таможенные органы. 9. Установка (переустановка) и настройка ИПС, лицензионных программных средств и информационно-справочных систем в структурных подразделениях таможни, устранение сбойных ситуаций и восстановление работоспособности программных средств в структурных подразделениях. 10. Разграничение доступа к ИПС в соответствии с правами доступа пользователей и администрирование ИПС. 11. Аудит работы пользователей ЕАИС ТО. 12. Мониторинг функционирования ИТСр и ИПС с использованием системных и специальных программных средств мониторинга и контроля. 13. Администрирование, выполнение резервного копирования баз данных на серверах таможни.
14. Сбор, ведение, поддержание в актуальном состоянии баз данных таможни; решение вопросов, связанных с формированием и ведением баз данных электронной информации в подведомственных таможенных органах. 15. Контроль целостности и идентичности информации в базах данных ЕАИС ТО. 16. Передача в ЦТУ информации из баз данных. 17. Принятие мер к устранению нештатных ситуаций (проблем) в функционировании ИТСр и ИПС. Взаимодействие с ИТС ЦТУ, информационно-техническими подразделениями подчиненных таможенных органов в процессе устранения нештатных ситуаций (проблем). 18. Сбор замечаний и предложений о внедряемых информационных технологиях, о работе эксплуатируемых программных средств, поступающих от структурных подразделений таможни, их анализ, обобщение и направление в ЦТУ. 19. Внесение предложений по модернизации ИПС в установленном порядке. 20. Участие в подготовке пользователей в части, касающейся общих вопросов эксплуатации ИТСр и ИПС, повышении квалификации должностных лиц отдела, информационно-технических подразделений подчиненных таможенных органов. 21. Участие в целевых, плановых и внеплановых проверках деятельности таможенных постов в регионе деятельности Белгородской таможни. 22. Координация, методическое руководство и контроль за деятельностью информационно-технических подразделений подчиненных таможенных органов. 23. Подготовка ответов на нерегламентированные запросы сторонних организаций, руководства и функциональных подразделений таможни. 24. Подготовка и представление форм отчетности в установленном порядке.
Таким образом, отдел с целью повышения эффективности информационного обеспечения деятельности Белгородской таможни, имеет право: - представлять ИТС таможни на совещаниях в таможенных органах и учреждениях; - запрашивать у структурных подразделений таможни и подчиненных таможенных органов сведения, касающиеся деятельности отдела; - пользоваться в установленном порядке нормативными, статистическими, отчетными и другими материалами таможенных органов; - участвовать в тестировании новых программных средств по автоматизации деятельности таможенных органов; - осуществлять контроль за выполнением проектов, планов заданий и других документов по автоматизации таможенных органов и за внедрением программных комплексов в подведомственных таможенных органах и структурных подразделениях таможни; - давать консультации в установленном порядке структурным подразделениям таможни, организациям и участникам внешнеэкономической деятельности; - осуществлять взаимодействие с ИТС ЦТУ и подчиненными таможенными органами по вопросам обработки электронной таможенной информации; - привлекать должностных лиц подчиненных таможенных органов (по согласованию с их руководством) к участию в решении отдельных вопросов, относящихся к компетенции отдела; - запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений таможни и подчиненных таможенных органов письменные заявки, подтверждающие выполнение работ по зарегистрированным обращениям; - участвовать в подготовке приказов, распоряжений и других документов таможни по организации, планированию и обеспечению функциональной деятельности подчиненных таможенных органов;
- осуществлять подбор и вносить предложения по расстановке кадров согласно утвержденному штатному расписанию отдела; - вносить предложения об улучшении условий и организации работы отдела; - пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что в настоящее время с целью повышения эффективности информационного обеспечения в системе управления исследуемой таможни, в соответствии с информационно-технической политикой ТС, применяется вышеупомянутая ЕАИС ТО. Другими словами организационно-техническая система, обеспечивающая выработку и принятие решений на основе автоматизации информационных процессов и технологий на всех уровнях организационной структуры таможенных органов. Данная автоматизированная информационная система является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры Белгородской таможни и представляет собой совокупность информационных ресурсов (центральных и региональных баз данных), программных средств, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и организации информационного взаимодействия между собой и внешними объектами, совершенствования существующих, а также в обеспечений создания и развития новых информационных автоматизированных современных таможенных технологий, программно-технических средствах. базирующихся Исходя из на этого, назначением ЕАИС ТО в Белгородской таможне является: - обеспечение подразделений таможенной службы России и правительственных органов, информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;
- совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровней управления; - автоматизация таможенного оформления документов на товары; - повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров; - обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей; - информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; - совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот и др. Факторы, определяющие основные характеристики ЕАИС ТО – Белгородской таможни: - постоянный рост числа пользователей; - рост объемов грузоперевозок; - изменение нормативной базы; - необходимость интеграции с зарубежными партнерами; - необходимость интеграции с другими ведомствами. В структуре Белгородской автоматизированной таможни как части ЕАИС информационной ФТС России системы выделяют функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и обеспечивающую, содержащую средства решения задач. К функциональным подсистемам ЕАИС ТО Белгородской таможни следует отнести: - автоматизированные справочники (АС) оперативного управления таможенной деятельностью; - АС учета и контроля транспортных средств; - АС контроля таможенной стоимости; - информационно-расчетная система (ИРС) контроля таможенных платежей;
- АС таможенной статистики; - АС таможенной аналитики. направления и мероприятий модернизации, моделирования и оценки эффективности планируемых решений. Единая автоматизированная информационная система Белгородской таможни включает в себя типовые виды обеспечения: техническое, информационное, программное, правовое, лингвистическое. Техническое обеспечение ЕАИС ТО представляет собой совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков. Техническое обеспечение ЕАИС ТО построено по иерархическому принципу, где структурной единицей можно считать ВК таможенного органа. В состав вычислительного комплекса таможенного органа входят автоматизированные рабочие места должностных лиц, объединенные локальной вычислительной сетью (ЛВС), серверное и телекоммуникационное оборудование, аппаратура связи, обеспечивающие обработку, прием, передачу таможенной информации, функционирование ЛВС. Базовыми объектами ЕАИС ТО Белгородской таможни является региональный центр обработки данных (ЦОД), представляющий собой совокупность технических, программных телекоммуникационных средств, обеспечивающих обработку, хранение, передачу больших объемов таможенной информации. Необходимо также отметить, что в составе средств вычислительной техники (СВТ) Белгородской таможни основными компонентами являются серверы и рабочие станции. По функциональному назначению выделяют серверы: - баз данных, которые предназначены для работы с данными, используемыми в разных АРМах; - приложений, которые предназначены для работы с программами пользователей сети;
- почтовые серверы, которые обеспечивают работу ведомственной электронной почты. По функциональному назначению выделяют следующие основные виды рабочих станций: - администратора БД и ЛВС, который занимается распределением информационных и технических сетевых ресурсов; - АРМы пользователей, занятых непосредственным оформлением таможенной документации; - офисные АРМы пользователей, которые не заняты непосредственным оформлением таможенной документации, а работают с офисными программами; - мультимедийные, предназначенные для обработки графической информации и проведения аудио и видеоконференций; - ноутбуки, которые позволяют пользователям работать в ЛВС таможенной службы во время командировок или работы вне постоянного рабочего места. Компьютерная сеть ФТС состоит из ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС), специальных сетей для передачи особо важных данных, сети Интернет и других сетей общего пользования. К основным элементам ВИТС можно отнести: - цифровые АТС; - оборудование ЛВС и каналов связи; - средства спутниковой, радиорелейной и мобильной связи; - оборудование удалѐнного доступа; - рабочие станции (Абонентские пункты), Файл-серверы и Клиентсерверы для работы с БД. ВИТС создана для: 1. Обеспечения таможенных органов средствами надѐжной и эффективной передачи данных, телефонной стационарной и мобильной связи, проведения телеконференций и селекторной связи (ВКССС –
Ведомственная корпоративная сеть спутниковой связи или ССМС – Система спутниковой межрегиональной связи); 2. Коммуникационной поддержки внедрения и функционирования ИТ; 3. Защиты информации в процессе функционирования ИТ на основе сети конфиденциальной связи, которая включает: - правительственную междугороднюю связь; - специальную засекреченную связь; - государственную сеть передачи данных «Атлас». Учитывая, что почти вся информация в ФТС является конфиденциальной, то для взаимодействия с КС общего пользования в таможенной службе разработана специальная схема на основе абонентских пунктов (АП) и Автоматизированной системы внешнего доступа (АСВД). Абонентский пункт может представлять собой отдельный АРМ или ЛВС. АСВД – это комплекс СВТ, с помощью которого осуществляется взаимодействие ЕАИС с участниками внешнеэкономической деятельности через компьютерную сеть (КС0 общего пользования. Взаимодействие АП с КС общего пользования производится через межсетевые экраны. В качестве антивирусных средств используются комплексы Лаборатории Касперского, а для контроля работы пользователей средства контроля Web трафика Web sweeper. При взаимодействии АСВД с КС общего пользования используются следующие средства защиты: - антивирусные средства Лаборатории Касперского; - программа анализа защищѐнности и обнаружения атак ISS; - средства контроля Web трафика Web sweeper; - система мониторинга обнаружения атак Центра безопасности связи ФСБ. Информационное обеспечение ЕАИС ТО Белгородской таможни – это совокупность системы классификации и кодирования, системы показателей, унифицированных систем таможенной документации и файлы без данных.
Информация, циркулирующая в ЕАИС Белгородской таможни, может быть разделена по функциональному принципу на следующие категории: - исходные данные таможенной информации (электронные копии таможенных документов); - нормативно-справочная информация; - служебная переписка таможенных органов; - регламентная отчетная информация таможенных органов. Электронные копии таможенных документов содержат данные об участниках ВЭД, товарах, брокерах (таможенных представителях), стоимостных характеристиках, платежах, отметках об этапах прохождения таможенного оформления и контроля. Нормативно-справочная информация формируется на основе единой системы классификации и кодирования включает в себя ряд международных, общегосударственных, межведомственных и отраслевых классификаторов и справочников. Система классификации и кодирования в Белгородской таможне функционирует исходя из следующих требований: - быть единой для всех компонентов ЕАИС ТО; - полностью охватывать все классифицируемые объекты: иметь достаточную и экономически оправданную глубину; - обладать определенной гибкостью и избыточностью. Информация в ЕАИС ТО Белгородской таможни хранится в виде записей в базе данных (БД) таможенного органа, среди них БД деклараций на товары, таможенных приходных ордеров, актов таможенного досмотра, участников ВЭД и т.д. БД, в сущности, представляет собой информационную основу автоматизации задач таможенной деятельности в Белгородской таможне. Базы данных таможенной службы можно разбить на три группы:
1. Нормативно-справочная информация – электронные классификаторы, правовые и нормативные акты, эксплуатационная документация; 2. Оперативная информация – электронные копии таможенных документов; данные, которые получаются при выполнении операций учѐта, ревизии, аудита и оперативных разработок; 3. Статистическая информация, которая может быть двух видов: • производная от баз с оперативной информацией; • первичная, если формирование таких баз оперативной информации не может производиться автоматическими средствами ЕАИС ТО. БД ЕАИС ТО создаются по иерархической схеме от АРМ на таможенных постах до АРМ центрального аппарата за счѐт следующих основных документов: - грузовые таможенные декларации (ГТД); - декларации таможенной стоимости (ДТС); - транзитные декларации (ТД); - паспорта транспортных средств (ПТС); - таможенные приходные ордера (ТПО); - статистические справки и отчѐты; - другие документы, например, правонарушения. Основным инструментом реализации информационных таможенных технологий является программное обеспечение. Программное обеспечение представляет собой совокупность программных средств (ПС) регулярного применения. Программное обеспечение ЕАИС ТО Белгородской таможни является инструментом реализации информационных технологий на всех уровнях деятельности таможенных органов. Оно представлено совокупностью программных средств и инструктивно-методических подразделяется на общесистемное и прикладное. В ЕАИС ТО Белгородской таможни используются: материалов и
- системные ПС (операционные системы и средства их расширения); - системы управления базами данных (СУБД); - ПС управления информационными ресурсами, дисковыми массивами, сетевым оборудованием; - ПС защиты информации (от несанкционированного доступа, антивирусные, криптографические); - ПС, созданные в интереса ФТС России по ее заказу и включенные в фонд алгоритмов и программ (ФАП) ФТС России. Следует особо отметить, тот факт, что в ЕАИС ТО Белгородской таможни используются только лицензионные ПС (на которые ФТС России имеет неисключительное право) и ПС, созданные в интересах ФТС России по ее заказу и включенные в ФАП ФТС России (далее информационнопрограммные средства (ИПС)). ИПС ЕАИС ТО Белгородской таможни являются результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых за счет средств федерального бюджета, и подлежат государственному учету, права на них принадлежат Российской Федерации. В лингвистическом обеспечении ЕАИС ТО Белгородской таможни предусмотрены: - способы организации диалога пользователей с вычислительными средствами ЕАИС в виде меню; - средства исправления ошибок при взаимодействии пользователей с техническими средствами. В целом, необходимо отметить, что в настоящее время применение информационных систем и технологий как составляющих информационного обеспечения в Белгородской таможне приобретает все большее значение, так как это способствует решению ряда еще актуальных проблем: - упрощение и ускорение выполнения таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной
формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления; - использование системы управления рисками; накоплению информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах; - оперативное осуществление информационного обмена с заинтересованными лицами, иными российскими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в порядке и на условиях, установленных российским законодательством. Подводя итоги по данному разделу можно сделать следующие выводы: во-первых, для российской таможенной системы наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационного обеспечения принятия таможенных решений. Развитие информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно- расчетных операций, таможенного постаудита, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Во-вторых, в настоящее время в Белгородской таможне особое внимание уделяется совершенствованию информационного обеспечения своей деятельности. Следует отметить, что в Белгородской таможне на сегодняшний день информатизированы и автоматизированы все основные процедуры, которые прописаны в ТК ТС. Кроме того, в исследуемой таможне имеется возможность принимать предварительную информацию о товаре еще до того, как он пересечет таможенную границу, использовать ее при регистрации прибытия и анализировать еѐ с применением системы
управления рисками. Также, информатизированы и вспомогательные процессы, создан целый ряд систем, которые позволяют анализировать данные таможенной статистики, проводить сверку показателей взаимной торговли различных государств, выявлять области риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюджет и т.д. В-третьих, акцентируя внимание на практической составляющей информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни, необходимо отметить, что сегодня таможенное декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме осуществляется на всех таможенных постах региона, включенных в так называемый Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащѐнность для применения электронной формы декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Однако, следует отметить и явно выраженную отрицательную динамику за последние три года показателя, характеризующего количество деклараций, поданных и выпущенных в электронной форме. Вследствие этого к числу приоритетных направлений развития следует без сомнения отнести развитие информационных технологий таможенного декларирования и контроля, развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них, моделирование таможенных процессов, развитие новых взаимоотношений между таможенной внешнеэкономической деятельности. системой и участниками
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ В современных условиях развития таможенного дела в РФ, как не раз уже нами подчеркивалось и обосновывалось выше, приоритетным направлением является использование и дальнейшее совершенствование информационного обеспечения в системе управления таможенных органов и, в первую очередь, на уровне отечественных таможен. Необходимо отметить, что российская таможенная система за последние годы инвестировала огромные средства в автоматизацию информационных технологий, в надежде с ее помощью существенно улучшить свою деятельность. Например, к их числу можно отнести, «информационно-электронную информационный Продолжаю обмен, таможню», виртуальную совершенствоваться и международный информационную создаваться новые логистику. программы, способствующие быстрой и более легкой обработке большого количества документов декларантами, такие как «Альта-ГТД», «Альта-ПИ», «Контроль ДТ», «ДО1, ДО2» и другие. Потребность в дальнейшем совершенствовании используемых информационных технологий поддержки принятия решений, в частности, на уровне Белгородской таможни вызвана необходимостью качественного улучшения управления. Возможность еѐ реализации основана накопленным за десять лет в ЕАИС информационным потенциалом. Сегодня системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС предоставлен сбор и хранение информации, а также наведение порядка в их повседневной обработке. Одним из ключевых факторов, определяющих направления развития современных таможенных технологий и способствующих сокращению издержек участников ВЭД, является развитие информационных технологий
таможенного декларирования и контроля, а также совершенствование механизмов предварительного информирования. Однако, данная система трех каналов находится в стадии развития. С 1 января 2011 года на территорию Европейского союза к оформлению таможенных формальностей допускаются только те грузы, на которые своевременно будет подана соответствующая декларация. Все вышесказанное еще раз подчеркивает значимость развития предварительного информирования как технологии информационного обеспечения в системе управления таможенных органов РФ и в частности в Белгородской таможни. . Как показывает практика, предварительная информация о ввозимых товарах может оптимизировать таможенные операции в пунктах пропуска. Отметим, что введению обязательного предварительного информирования должна предшествовать кропотливая работа над максимальным упрощением технологии представления таможенным органам предварительной информации в электронной форме. Технология электронного декларирования товаров, получившая значительное развитие в Белгородской таможне за последние годы, имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с «архаичной» бумажной технологией проверки деклараций на товары: сокращение бумажного документооборота, автоматизации сокращение процессов сроков проведения таможенного контроля, и возможность минимизация непосредственного контакта таможенных органов и участников ВЭД. Электронное декларирование в ТК ТС Необходимо отметить, что широкое распространение Интернет и совершенствование способов информационной безопасности при работе в сети Интернет привело к появлению новых систем электронного декларирования и схем взаимодействия декларантов с таможенными органами, в том числе данный факт характерен и для Белгородской таможни. В целом удаленный выпуск, как и другие информационные технологии, внедряемые таможенной
службой в рамках модернизации существующей системы, способствуют реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Технология удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток большегрузного автотранспорта и тем самым разгрузить транспортную инфраструктуру в крупных населенных пунктах. Таким образом, оптимизируется нагрузка на таможенные органы, сокращаются финансовые расходы участников ВЭД. При недостатке квалифицированных специалистов в пограничных таможенных органах технология удаленного выпуска позволяет задействовать кадровый потенциал внутренних таможенных органов одновременно с ускорением сроков доставки грузов. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы, а это позволяет проводить таможенное декларирование товаров без привязки участников ВЭД к таможенным постам и месту нахождения товара и организовывать таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных непосредственно на приграничной таможни. Участники ВЭД могут выбирать такие логистические схемы доставки товаров, которые наиболее экономичны, что сокращает их финансовые затраты, появляется возможность получения бумажной копии таможенной декларации с отметками о выпуске товаров в удобном таможенном органе, находящемся в месте декларирования или в месте нахождения товаров. Следует отметить, что важнейшим этапом внедрения системы удаленного выпуска стало создание в 2011 г. нового типа таможенных постов – центров электронного декларирования, наделенных компетенцией по принятию таможенных деклараций по сети Интернет и ограниченных в полномочиях по проведению фактического таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу. В настоящее время удаленный выпуск применяется по принципу «связок» постов декларирования (центров
электронного декларирования, а также ряда внутренних таможенных постов) с постами фактического нахождения товаров (в основном с пограничными таможенными постами). Данное решение способствовало активному распространению практики электронного декларирования и удаленного выпуска товаров, закреплению специализации таможенных органов. Вместе с тем дальнейшая реализация данного подхода к организации процессов таможенного контроля сдерживается недостаточной проработанностью вопросов организации взаимодействия центров электронного декларирования и таможенных постов фактического нахождения товаров, наличием компетенции по принятию деклараций на товары не только у центров электронного декларирования, но и в равной степени у «обычных» таможенных постов и связанным с данным обстоятельством неполным использованием потенциала центров электронного декларирования. Необходимо отметить, что совершенствование информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни оказывает существенное влияние предполагающей развитие выборочность системы таможенного управления контроля рисками, на основе используемых таможенными органами индикаторов риска, проведение таможенными органами постоянной аналитической работы, осуществление выпуска товаров в автоматическом режиме с минимальным вмешательством должностных лиц таможенных органов. Однако потенциал системы управления рисками в современных условиях практически нивелирован отсутствием системного межведомственного информационного обмена между государственными контролирующими органами, а также использованием товароориентированного подхода к ее реализации. В основу системы управления рисками заложены преимущественно товарные признаки (заниженная таможенная стоимость, схожесть с товарами с пониженным налогообложением, наличие объектов интеллектуальной собственности и т.п.), применяемые в качестве основания для проведения углубленного таможенного контроля. Оценка участников ВЭД при
разработке профилей риска в настоящее время практически не осуществляется. Вследствие этого требуется: - развитие субъектно-ориентированного подхода к проведению проверочных мероприятий на основе дифференциации участников ВЭД в зависимости от риска несоблюдения ими таможенного законодательства; - совершенствование подходов к информатизации и автоматизации процессов таможенного контроля и тем самым минимизация непосредственных контактов между участниками ВЭД и исследуемой таможни; - создание единых для всех государственных контролирующих органов базы данных и программных средств, позволяющих минимизировать объем информации, запрашиваемой таможенными органами у участников ВЭД, за счет организации межведомственного взаимодействия; - совершенствование действующей технологии электронного декларирования. ФТС России осуществляет регулярный мониторинг динамики развития и эффективности практической реализации межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, внедрение информационных таможенных технологий, позволяет создавать более благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечивает ускорение и упрощение проведения таможенных операций и операций таможенного контроля. Вследствие этого в Стратегии развития ФТС России до 2020 года совершенствование информационно-технического среды рассматривается одним из приоритетных направлений развития таможенной службы на долгосрочную перспективу. Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни является развитие средств и технологий обеспечения информационной безопасности в таможенной сфере.
В целом можно выделить следующие основные направления совершенствования информационного обеспечения в системе управления таможенных органов РФ и Белгородской таможни в частности: - развитие информационных технологий таможенного декларирования и контроля, способствующих сокращению бумажного документооборота, сокращению сроков проведения и возможность автоматизации процессов таможенного контроля, минимизации непосредственного контакта таможенных органов и участников ВЭД; - совершенствование механизмов предварительного информирования, как важнейшего условия сокращения времени выполнения таможенных операций без снижения качества таможенного контроля, особенно это актуально для таможенных процедур ввоза товара; - создание единых для всех государственных контролирующих органов базы данных и программных средств, позволяющих минимизировать объем информации, запрашиваемой таможенными органами у участников ВЭД, за счет организации межведомственного взаимодействия; - развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них, моделирование таможенных процессов, развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности; - совершенствование средств обеспечения информационной безопасности в таможенной сфере. Подводя итоги по данному разделу дипломной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, совершенствование информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни предполагает использование информационных систем и технологий в таможенном администрировании, которые позволяют упростить и ускорить выполнение таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной формы декларирования и системы управления рисками, накапливать информацию об участниках внешнеэкономической
деятельности и иных лицах, оперативно осуществлять информационный обмен с заинтересованными лицами, иными российскими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в порядке, и на условиях, установленных российским законодательством. Во-вторых, одним из ключевых факторов, определяющих направления развития современных таможенных технологий и способствующих сокращению издержек участников ВЭД, является развитие информационных технологий таможенного совершенствование декларирования механизмов и контроля, предварительного а также информирования. Развитие их связано с рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Соблюдение их определяется требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), а, следовательно, одним из условий членства России в ВТО. В-третьих, важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения в системе управления таможенных органов РФ является развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности, которые позволят сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное информационное поле внешнеэкономической деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки, что требует систематического подхода к совершенствованию информационного обеспечения системы управления отечественных таможенных органов. Система информационного обеспечения таможенной деятельности можно представить в виде организационно-упорядоченной совокупности нормативно-методических средств, информационных информационно-управляющих технологий автоматизации принятия решений в управленческих целях ресурсов, и процессов удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности. В состав входят: нормативно-правовое обеспечение; целый список технических и программных средств; совокупность связанных между собой методов, моделей, способов, правил и методик информационного описания таможенных объектов и процессов; информация и знания о таможенных объектах и процессах; алгоритмы обработки информации, знаний и подготовки управленческих решений. В настоящее время в Белгородской таможне особое внимание уделяется совершенствованию деятельности. Следует информационного отметить, что в обеспечения Белгородской своей таможне на сегодняшний день информатизированы и автоматизированы все основные процедуры, которые прописаны в ТК ТС. Кроме того, в исследуемой таможне имеется возможность принимать предварительную информацию о товаре еще до того, как он пересечет таможенную границу, использовать ее при регистрации прибытия и анализировать еѐ с применением системы управления рисками. Также, информатизированы и вспомогательные процессы, создан целый ряд систем, которые позволяют анализировать
данные таможенной статистики, проводить сверку показателей взаимной торговли различных государств, выявлять области риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюджет и т.д. Акцентируя внимание на практической составляющей информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни, необходимо отметить, что сегодня таможенное декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме осуществляется на всех таможенных постах региона, включенных в так называемый Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащѐнность для применения электронной формы декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Однако, следует отметить и явно выраженную отрицательную динамику за последние три года показателя, характеризующего количество деклараций, поданных и выпущенных в электронной форме. Вследствие этого к числу приоритетных направлений развития следует без сомнения отнести развитие информационных технологий таможенного декларирования и контроля, развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них, моделирование таможенных процессов, развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности. Совершенствование информационного обеспечения в системе управления Белгородской таможни предполагает Одним из ключевых факторов, определяющих направления развития современных таможенных технологий и способствующих сокращению издержек участников ВЭД, является развитие информационных технологий таможенного декларирования и контроля, а также совершенствование механизмов предварительного информирования. Развитие их связано с рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Соблюдение их определяется требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), а, следовательно, одним из условий членства России в ВТО.
Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения в системе управления таможенных органов РФ является развитие новых участниками взаимоотношений внешнеэкономической между таможенной деятельности, системой которые и позволят сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв