МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П. А. СОЛОВЬЕВА»
Социально-экономический Факультет
Кафедра «Организация производства и управление качеством»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ
ПРОИЗВОДСТВ ООО «РЫБИНСККАБЕЛЬ» ПО
ПОКАЗАТЕЛЯМ КАЧЕСТВА»
на соискание квалификации «бакалавр»
по направлению 27.03.02 Управление качеством
Пояснительная записка
Соискатель студент
группы УКБ-16
__________________
Е.С. Мошкина
(Подпись, дата)
Руководитель,
канд. техн. наук, доцент
__________________
Е.Ю. Соколова
(Подпись, дата)
Нормоконтролер
__________________
И. В. Иванова
(Подпись, дата)
К защите допустить
Заведующий кафедрой ОП и УК,
д-р техн. наук, проф.
__________________ Э. В. Киселев
(Подпись, дата)
Рыбинск, 2020
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Рыбинский государственный авиационный
технический университет имени П.А. Соловьева»
Кафедра "Организация производства и управление качеством"
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ОПиУК
«29» ноября 2019 г.
_______________________
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ
РАБОТУ БАКАЛАВРА
Студент Мошкина Елена Сергеевна
(Фамилия, Имя, Отчество)
факультета
направления
социально-экономический
27.03.02 Управления качеством
(код и наименование)
Руководитель ВКР канд. техн. наук, доцент Е.Ю. Соколова
(Фамилия, Имя, Отчество)
Тема выпускной квалификационной работы:
Совершенствование оценки работы производств ООО «Рыбинсккабель»
по показателям качества
утверждена приказом ректора университета № 608-04 от 29.11.2019 г.
Срок сдачи законченной ВКР в ГЭК: 08 июня 2020 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Включает следующие разделы:
Титульный лист
Задание на выполнение ВКР
Реферат
Содержание
Перечень условных обозначений и символов
Введение (обоснование выбора темы ВКР, ее актуальности и необходимости для практической
деятельности конкретной организации, основные тенденции в развитии темы)
1 Общее описание предприятия.
1.1 Организация производственных процессов предприятия. Основные показатели работы предприятия
за последние 3-5 лет.
1.2 Основные виды выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Требования нормативных
документов к показателям качества продукции или услуг.
1.3 Обоснование выбора значимой для предприятия проблемы в области качества.
2 Анализ проблемы в области качества.
2.1 Количественный анализ выявленной проблемы в области качества.
2.2 Выбор и обоснование применения инструментов управления качеством для выявления анализа
проблемы.
2.3 Определение и анализ факторов, влияющих на возникновение проблемы в области качества на
предприятии.
2.4 Результаты анализа выявленной проблемы в области качества на предприятии.
3 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности в области качества.
3.1Анализ по литературным и другим источникам имеющихся разработок для решения подобных задач
3.2 Обоснование применения научно-технической документации по обеспечению качества.
3.3 Выбор и обоснование пути преодоления проблем в области качества.
3.4 Разработка СМК организации, разработка практических рекомендаций по развитию системы
менеджмента качества, мероприятий по совершенствованию деятельности организации на основе принципов
TQM.
3.5 Формулировка предложений по внесению изменений в существующую систему управления
качеством или ее совершенствованию.
4 Практическая апробация результатов работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Примечание – Структура и содержание ВКР могут быть изменены по согласованию с
руководителем ВКР в зависимости от конкретной ее направленности.
II ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Демонстрационный материал выполняется в виде компьютерной презентации и составляет не менее 25
слайдов. Содержание презентации должно быть отчетливо видно на расстоянии 3–4 м.
Рекомендуется в презентацию включить:
1 название ВКР, ФИО студента (полностью);
2 цели и задачи ВКР;
3 схемы процессов, систем управления организации, систем менеджмента качества, систем управления
материальными и информационными потоками;
4 предлагаемые мероприятия, алгоритмы решения задач, расчетные формулы;
5 диаграммы, графики, иллюстрирующие результаты анализа и расчетов;
6 общие выводы по работе.
III ПРИЛОЖЕНИЕ
Включает документы в области качества и другую документацию организации, необходимую для
пояснения содержания ВКР.
3
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование
оценки работы производств ООО «Рыбинсккабель» по показателям качества»,
67 страниц, 9 рисунков, 7 таблиц, 4 приложений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС,
ПОКАЗАТЕЛИ
КАЧЕСТВА,
ВНУТРЕННИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ, МЕТОД ХАРРИНГТОНА
Объектом исследования является предприятие ООО «Рыбинсккабель».
«Рыбинский кабельный завод» - ведущее предприятие кабельной
промышленности с широчайшей номенклатурой выпускаемых изделий.
Целью
выпускной
совершенствование
квалификационной
оценки
работы
производств
приведен
анализ
деятельности
приведена
характеристика
работы
является
«Рыбинсккабель»
по
показателям качества.
В
работе
«Рыбинсккабель»,
предприятия
производств
и
ООО
процессов
предприятия, рассмотрены существующие на предприятии методы оценки
качества, предложены мероприятия по улучшению.
Основными источниками практического материала, используемого при
написании выпускной квалификационной работы, являются руководство по
качеству, стандарты предприятия, отчёты предприятия.
4
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СИМВОЛОВ ................................ 7
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 8
1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ................................................................ 9
1.1 История предприятия ............................................................................................ 9
1.2 Виды производств на предприятии ................................................................... 13
1.3 Основные виды выпускаемой продукции ........................................................ 15
1.4 Описание системы менеджмента качества предприятия ................................ 17
1.5 Выводы по 1 главе ............................................................................................... 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ООО «РЫБИНСККАБЕЛЬ» ..................................................................................... 22
2.1 Базовые процессы................................................................................................ 22
2.2 Процессы производства кабельной продукции ............................................... 23
2.3 Виды потребителей ............................................................................................. 27
2.4 Выводы по 2 главе ............................................................................................... 30
3 ОБЗОР И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПРОЦЕССОВ ............................................................................................................. 31
3.1 Дифференциальный метод оценки качества .................................................... 33
3.2 Комплексный метод оценки качества ............................................................... 34
3.3 Смешанный метод оценки качества .................................................................. 36
3.4 Шкала значимости Харрингтона ....................................................................... 38
3.5 Выводы по 3 главе ............................................................................................... 42
4 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО
«РЫБИНСККАБЕЛЬ» .............................................................................................. 44
4.1 Отдел управления качеством ............................................................................. 44
4.2 Операционный контроль .................................................................................... 45
4.3 Методы оценки показателей качества готовой продукции ............................ 47
4.3 Выводы по 4 главе ............................................................................................... 52
5
5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ................................................................. 54
5.1 Внедрение метода Харрингтона ........................................................................ 54
5.2 Вывод по 5 главе ................................................................................................. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А ..................................................................................................... 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ...................................................................................................... 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В ..................................................................................................... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ...................................................................................................... 66
6
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СИМВОЛОВ
ТД – технологическая документация;
ТП – технологический процесс;
МК – маршрутная карта;
КЭ – карта эскизов;
СТО – стандарт организации;
СЭД – система электронного документооборота;
ОУК – отдел управления качеством;
ОКК – отдел контроля качества;
ГП – готовая продукция;
НД – нормативная документация;
ТПЖ – токопроводящая жила.
7
ВВЕДЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе, объектом исследования,
выбран ООО «Рыбинсккабель» - один из старейших заводов-производителей
кабальной продукции. На сегодняшний день он является одним из лидеров
современного
российского
кабельно-проводникового
рынка.
В
день
предприятие выпускает сотни километров различных марок кабеля. Однако,
как и любому предприятию, ООО «Рыбинсккабель» свойственен ряд
недостатков, требующих совершенствования. Одним из таких недостатков
является субъективная оценка качества процессов, реализуемых внутри
производств.
Устранить имеющийся недостаток поможет совершенствование оценки
производств по показателям качества.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены
следующие задачи:
−
изложить общие сведения о предприятии ООО «Рыбинсккабель»;
−
охарактеризовать производства и процессы, реализуемые на
предприятии;
−
дать
обзор
существующих
методов
оценки
процессов
показателям качества;
−
изучить существующие на предприятии методы оценки качества;
−
предложить мероприятия по улучшению.
8
по
1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «Рыбинсккабель» (полное наименование Общество с ограниченной
ответственностью «Рыбинский кабельный завод») — один из старейших
российских
заводов-производителей
кабельно-проводниковой
продукции,
основан в 1949 году. На сегодняшний день он является одним из лидеров
современного российского кабельно-проводникового рынка, входит в десятку
крупнейших кабельных заводов России и СНГ и в тройку ведущих заводов по
переработке меди. Его ассортимент покрывает большинство потребностей
заказчиков из самых разных отраслей промышленности. Основные приоритеты
политики «Рыбинсккабеля» на сегодня — это высокое качество и максимальная
доступность продукции, а также постоянное расширение номенклатуры
выпускаемых изделий.
Завод расположен в городе Рыбинск, Ярославской области, на
автомобильной
дороге,
связывающей
центральную
часть
города
с
микрорайоном Переборы, ниже плотины Рыбинского гидроузла, на левом
берегу Фоминского ручья в его нижнем течении.
Юридический адрес центрального офиса предприятия: 152916, Россия,
Ярославская область, город Рыбинск, пр. 50 лет Октября, 60, телефон (4855)
29–77–77,
факс
(4855)
29–77–56,
e–mail:
rkz@rkz.ru,
веб–сайт:
https://www.rkz.ru/
1.1 История предприятия
Решение о создании в посёлке Переборы под Рыбинском постоянного
кабельного производства было принято в 1948 году, когда вопрос о развитии
кабельной промышленности был рассмотрен в Госплане. На тот момент в
Рыбинске находились производственные мощности, эвакуированные на время
войны с завода «Москабель», выпускавшего провода для автомобильной и
тракторной промышленности. «Москабель» уже всё больше оказывался в долгу
9
перед бурно развивающейся промышленностью и испытывал острую нужду в
производственных площадях, поэтому Министерство электропромышленности
СССР 20.12.1948 г. приняло решение организовать в посёлке Переборы
Ярославской
области
филиал
цеха
06
Московского
завода
№ 330
(«Москабель»).
Этот выбор не был случайностью. Место расположения завода
обуславливалось несколькими факторами: наличием большого количества
свободной рабочей силы, готовых подъездных железнодорожных и водных
путей, старых Волголаговских построек, которые могли использоваться под
подсобные помещения, а главное — близостью баз сырья и потребителей.
Основными потребителями продукции предприятия стали Горьковский,
Ярославский, Московский автомобильные, Онежский, Владимирский, Минский
и Сталинградский тракторные заводы, радиозаводы и заводы по производству
счётчиков.
Первую партию готовой продукции «филиал Государственного Союзного
ордена Трудового Красного Знамени Московского кабельного завода в
Переборах» (так полностью звучало его официальное название) выдал 4 апреля
1949 года. Именно эта дата считается официальным днём рождения
предприятия.
Рисунок 1 – Первая проходная «Рыбинсккабель»
10
В 1950 году предприятие было преобразовано в Государственный
Союзный специализированный кабельный завод по производству комплектов
автопроводов. Предполагалось, что вся его продукция будет уходить на
снабжение комплектами проводов автомобильных заводов Поволжья. Однако
ассортимент выпускаемой продукции
постоянно расширялся.
Началось
освоение производства новой продукции — эмальпроводов, осветительных
шнуров, затем — шланговых, радиочастотных и телевизионных кабелей.
К
1954
году
завод
располагал
волочильным,
эмалировочным,
резинопокрывательным, оплеточным цехами. Начался монтаж оборудования
цеха высокочастотных кабелей — на тот момент крупнейшего цеха кабельной
промышленности СССР.
В 60-е годы на заводе открылся филиал машиностроительного техникума
по профилю «Производство кабелей и проводов». В волочильном цехе стали
применять синтетические алмазы. Впервые в практике кабельных заводов
страны применена и освоена новейшая автоматическая установка для
изменения затухания и неоднородности высокочастотных кабелей.
К 1970 году «Рыбинсккабель» экспортировал свою продукцию в 25 стран
Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Бурный рост производства
заставил задуматься о новых производственных мощностях. В связи с этим был
сдан
в
эксплуатацию
новый
волочильный
цех
с
высокоскоростным
оборудованием, компрессорная, транспортный цех. Объем переработки достиг
60 000 тонн в год.
В октябре 1984 года Рыбинский кабельный завод был переименован в
кабельный завод «Верхневолжсккабель».
В 1989 году на базе завода было запущено первое совместное
производство эмалированных проводов «Волмаг», сооснователем которого
выступил известный австрийский бренд MAG, благодаря чему полностью
отпала
необходимость
в
импорте
использующихся
телевизионных экранов эмальпроводов.
11
при
изготовлении
Рисунок 2 - Административный корпус завода "Рыбинсккабель" 1980 г.
В 1991 году завод «Верхневолжсккабель» был переименован в кабельный
завод «Рыбинсккабель».
Резким ростом объемов производства и рыночного охвата отмечены 2000е года: в это время «Рыбинсккабель», получивший значительные инвестиции,
успешно проводит техническое перевооружение и начинает выпускать более 30
совершенно новых изделий, в том числе провода с кремнийорганической и
стекловолокнистой изоляцией, а также кабели с изоляцией из сшитого
полиэтилена.
В
2004
году
«Рыбинсккабель»
становится
самостоятельным
предприятием и с тех пор удерживает лидирующие позиции на российском
рынке кабельно-проводниковой продукции.
В 2005 году запущено новое для предприятия производство обмоточных
проводов со стекловолокнистой изоляцией, освоена технология бронирования
кабелей стальными лентами. В июне 2006 и декабре 2008 года на предприятии
состоялись очередные запуски новых линий. При проектировании и создании
новых производств «Рыбинсккабель» учитывает все передовые разработки в
области материалов, технологий и оборудования, закладывая тем самым
основы для выпуска продукции самого высокого технического уровня.
На сегодняшний день «Рыбинсккабель» — один из динамично
развивающихся предприятий страны. Номенклатурный ряд завода постоянно
12
расширяется и на сегодняшний день насчитывает более 40 000 маркоразмеров.
Высокое
качество
всей
продукции
обеспечивается
современным
испытательным и технологическим оборудованием, а также постоянным
контролем исходных материалов. Именно жесткие требования, предъявляемые
к изделиям, позволяют предприятию сохранять достигнутый ранее уровень.
Доказательством этого могут служить сертификаты, полученные заводом.
«Рыбинсккабель» в 1998 году прошел сертификацию компанией «Кема» на
соответствие стандарту ИСО 9002-94. С тех пор копилка официальной
документации пополнилась. На сегодняшний день в ней имеется сертификат
соответствия системы менеджмента двум стандартам: ГОСТ Р ИСО 9001-2001
и ИСО 9001:2000. Также, высокий уровень качества кабелей подтвержден
различными гражданскими и военными государственными учреждениями и
регистрами.
Продукция «Рыбинсккабеля» используется на таких важнейших объектах,
как московский и санкт-петербургский метрополитен, олимпийские проекты в
Сочи, ракетоносители «Союз» и «Протон», системы радиолокации ПВО
России. Предприятие не останавливает модернизацию своих производственных
мощностей
и
постоянно
проводит
глубокую
научную
работу,
тесно
сотрудничая с исследовательскими институтами и входя в состав основных
отраслевых организаций. Еще в 2004
году «Рыбинсккабель» открыл
официальные представительства в Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-наДону, что значительно упрощает доставку продукции заказчикам. Сеть
филиалов предприятия продолжает развиваться и по сей день, включая в себя
все новые города.
1.2 Виды производств на предприятии
Управление предприятия в рамках СМК проводится в соответствии с
Руководством по качеству ООО «Рыбинсккабель». Взаимосвязь подразделений
отражена в организационной структуре предприятия, которая представлена в
13
приложении А. Организационная структура управления «Рыбинсккабель»
обеспечивает развитие предприятия исходя из поставленных задач. Она
представляет собой совокупность подразделений и уровней управления,
находящихся в строгой соподчинённости для достижения намеченных целей.
Организационная структура создаётся и совершенствуется для установления
необходимых взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия,
распределения между ними прав и ответственности.
На предприятии «Рыбинсккабель» осуществляют свою работу следующие
производства:
1 Цех №4. Производство кабелей с бумажной пропитанной изоляцией
(БПИ) - производственный комплекс специализирующийся на выпуске силовых
кабелей с алюминиевой и медной жилой с пропитанной бумажной изоляцией в
свинцовой и алюминиевой оболочках с защитными покровами и без них на
номинальное напряжение от 1 до 10 кВ. Продукция полностью соответствует
требованиям ГОСТ 18410-73 и технического регламента Таможенного союза
ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (обязательная
сертификация).
2 Цех №5. Производство кабелей с резиновой изоляцией и резиновых
смесей (КРИ) – специализируется на производстве кабелей и проводов силовых
гибких с резиновой изоляцией в резиновой оболочке, судовых кабелей, кабелей
водопогружные.
Отдельный участок производит резиновые смеси, то есть материал
изоляции и оболочки для этих изделий.
В состав производств КРИ входит волочильный цех, который производит
проволоку и токопроводящую жилу из медной и алюминиевой катанки.
3 Цеха №6 и №7. Производство силовых кабелей в пластмассовой
изоляции и самонесущих изолированных проводов (КПИ) – специализируется
на производстве кабелей на напряжение до 1 кВ, кабелей энергетического
назначения на напряжение до 35 кВ, проводов самонесущих.
14
4 Цех №12. Производство кабелей специального назначения (КСН) –
специализируется
на
выпуске
изделий
для
нужд
обороны
страны,
автопроводов, силовых проводов и кабелей с пластмассовой изоляцией и
оболочкой с сечением токопроводящей жилы до 6 мм2, кабелей контрольных,
кабелей управления.
5 Цех №20 – специализируется на производстве деревянной тары.
Изготавливает барабаны для нужд кабельных производств.
1.3 Основные виды выпускаемой продукции
ООО «Рыбинсккабель» выпускает кабельную продукции разнообразной
номенклатуры, имеющей широкое применение в изделиях гражданского и
оборонного назначения.
На рисунке 3 представлены основные виды выпускаемой продукции.
Кабели силовые с
резиновой
изоляцией
Кабели силовые с
пластмассовой
изоляцией
Кабели для
сигнализации и
блокировки
Кабели монтажные
Кабели и провода
для подвижного
состава
Продукция ООО
«Рыбинсккабель»
Кабели силовые с
бумажной
изоляцией
Кабели судовые
Кабели
контрольные
Кабели управления
Рисунок 2 – Продукция ООО «Рыбинсккабель»
Кабели силовые с резиновой изоляцией – предназначены для передачи и
распределения
электрической
энергии в
15
стационарных
установках
на
номинальное переменное напряжение 0,66 кВ переменного тока частоты 50 Гц
или 1,0 кВ постоянного тока. Кабели изготавливаются для эксплуатации в
районах с умеренным и тропическим климатом.
Кабели силовые с пластмассовой изоляцией – предназначены для
передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках
на номинальное переменное напряжение с неограниченной разностью уровней
и в сетях постоянного напряжения при температуре окружающей среды от -50
ºС до +50ºС при относительной влажности до 98%.
Кабели и провода для подвижного состава – медные провода с
многопроволочными жилами, предназначенные для внутренних и наружных
соединений подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов.
Кабели
электрических
для
сигнализации
установок
и
блокировки
сигнализации,
–
предназначены
централизации
и
для
блокировки,
пожарной сигнализации и автоматики при номинальном напряжении 380 В
переменного тока с частотой 50 Гц или 700 В постоянного тока.
Кабели судовые - предназначены для силовых и контрольных цепей на
судах морского флота неограниченного района плавания, речного флота,
береговых и плавучих сооружениях.
Кабели контрольные – предназначены для неподвижного присоединения
к электрическим приборам, аппаратам, сборкам зажимов электрических
распределительных устройств с номинальным переменным напряжением до
660 В частотой до 100 Гц или постоянным напряжением до 1000 В.
Кабели управления - предназначены для создания цепей информации,
сигнализации и связи, а также используются для создания цепей контроля и
управления в разных электрических установках и соединении между
приборами.
Кабели силовые с бумажной изоляцией - предназначены для передачи и
распределения
электрической
энергии
в
стационарных
условиях
в
электрических сетях при напряжении от 1,6 и 10 кВ переменного тока частотой
50 Гц. Могут быть использованы в электрических сетях постоянного тока.
16
Кабели монтажные – разновидность кабелей, применяемых при монтаже
цепей электрических устройств общепромышленного назначения, а также для
создания телевизионных цепей и организации микрофонных линий.
1.4 Описание системы менеджмента качества предприятия
В современном мире существует потребность в качественных товарах и
услугах. Эффективным решением для повышения качества продукции, можно
считать введение системы менеджмента качества, которая будет влиять на
процесс производства товаров и предоставления услуг.
Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы
управления
компанией,
которая
функционирует
с целью
обеспечения
стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Существует несколько важных причин, которые влекут за собой
необходимость присутствия СМК на предприятии:
−
повышение доверия потенциальных потребителей к продукции,
которую выпускает данное предприятие;
−
возможность укрепления своего положения на уже существующих
рынках, а также значительно расширить сферы влияния путём выхода на новые
отечественные и зарубежные рынки;
−
повышение конкурентоспособности;
−
повышение эффективности деятельности предприятия.
Система менеджмента качества основывается на восьми принципах
менеджмента качества. Данные принципы представлены на рисунке 4.
17
Ориентация на
потребителя
Лидерство
руковдства
Вовлечение
персонала
Взаимовыгодные
отношения с
поставщиками
Принципы СМК
Принятие решений,
основанных на
фактах
Процессный подход
Системный подход
к менеджменту
Постоянное
улучшение
Рисунок 3 – Принципы менеджмента качества
Восемь принципов менеджмента качества подробно отражены в
стандарте ИСО 9000 и являются главной и неотъемлемой его частью. Эти
принципы не только создают фундамент для остальных положений этих
стандартов, но, что более важно, дают высшему руководству основу для
внедрения хорошей практики управления с целью поддержания системы
менеджмента организации. Именно принципы менеджмента качества станут
тем инструментом, который поможет организации в постоянном улучшении.
Подтверждением
того,
что
на
предприятии
действует
система
менеджмента качества, соответствующая международным стандартам, является
сертификат соответствия, который выдаётся независимым органом по
сертификации.
На предприятии ООО «Рыбинсккабель» действует интегрированная
система менеджмента (ИСМ), которая включает в себя систему менеджмента
качества (СМК) и систему экологического менеджмента (СЭМ).
СМК
соответствует
требованиям,
определенным
международным
стандартом ISO 9001:2015 и российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и
18
распространяется на продукцию, разрабатываемую и производимую на
предприятии.
СЭМ
соответствует
требованиям
международного
стандарта
ISO
14001:2015 и распространяется на экологические аспекты, которые оказывают
или могут оказывать воздействие на окружающую среду при разработке
кабелей, проводов, шнуров и технологических процессов их производства,
производстве и поставке кабелей, проводов и шнуров. [2]
Экологические аспекты учитываются в СЭМ в двух областях:
−
разрабатываемая
кабельная
продукция,
технология
-
и
ее
воздействие на окружающую среду в течение жизненного цикла продукции;
−
деятельность
«Рыбинсккабель»
как
субъекта
хозяйственной
деятельности.
Основной целью СЭМ является практическое достижение экологических
целей, заявленных руководством группы предприятий в политике в области
качества и
экологического
менеджмента, и улучшение экологической
результативности предприятия.
Планирование ИСМ направлено на определение процессов, необходимых
для результативного выполнения целей, установленных Политикой в области
качества и экологического менеджмента.
При планировании в ИСМ учитываются внешние и внутренние факторы,
влияющие на ее способность достигать намеченных результатов, требования
потребителей, риски и возможности, подлежащие рассмотрению для:
−
обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества
может достичь своих намеченных результатов;
−
увеличения их желаемого влияния;
−
предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;
−
достижения улучшения.
На предприятии планируются:
−
действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;
19
−
то, каким образом:
а)
интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы
менеджмента качества;
б)
оценивать результативность этих действий.
Сохранение целостности ИСМ при планировании и внедрении изменений
обеспечивается за счет:
−
согласования изменений с заинтересованными службами;
−
санкционирования изменений представителем руководства.
Ко всем процессам ИСМ применяется цикл «Plan-Do-Check-Act» (РDСА):
планирование (рlan), осуществление (do), проверка (cheсk), действие (асt).
Распоряжения представителя руководства в отношении соблюдения
требований ИСМ являются обязательными для всего персонала.
Высшее руководство рассматривает процесс постоянного улучшения
результативности ИСМ как неизменную и постоянную цель и свою
обязанность.
Предприятие
постоянно
улучшает
пригодность,
адекватность
и
результативность системы менеджмента качества.
1.5 Выводы по 1 главе
ООО «Рыбинсккабель» является одним из динамично развивающихся
предприятий страны. Его история берёт начало в 1949 году, и с тех пор, оно
проделало долгий путь развития и совершенствования для того, чтобы
подняться и сохранять тот уровень, который существует на сегодняшний день.
Основные приоритеты политики «Рыбинсккабеля» — это высокое качество и
максимальная доступность продукции, а также постоянное расширение
номенклатуры выпускаемых изделий.
На предприятии осуществляют свою работу такие производства как:
−
производство кабелей с бумажной пропитанной изоляцией (БПИ);
20
−
производство кабелей с резиновой изоляцией и резиновых смесей
(КРИ);
−
производство силовых кабелей в пластмассовой изоляции и
самонесущих изолированных проводов (КРИ);
−
производство кабелей специального назначения (КСН);
−
производстве деревянной тары.
Ассортимент
предприятия
покрывает
большинство
потребностей
заказчиков из самых разных отраслей промышленности. Номенклатурный ряд
завода постоянно расширяется, сейчас он насчитывает более 40 000
маркоразмеров.
Высокое
качество
всей
продукции
обеспечивается
современным испытательным и технологическим оборудованием, а также
постоянным контролем исходных материалов.
Продукция «Рыбинсккабеля» используется на таких важнейших объектах,
как московский и санкт-петербургский метрополитен, олимпийские проекты в
Сочи, ракетоносители «Союз» и «Протон», системы радиолокации ПВО
России. Предприятие не останавливает модернизацию своих производственных
мощностей
и
постоянно
проводит
глубокую
научную
работу,
тесно
сотрудничая с исследовательскими институтами и входя в состав основных
отраслевых организаций.
На предприятии действует интегрированная система менеджмента
(ИСМ), которая включает в себя систему менеджмента качества (СМК) и
систему экологического менеджмента (СЭМ). СМК соответствует требованиям,
определенным международным стандартом ISO 9001:2015 и российским
стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и распространяется на продукцию,
разрабатываемую и производимую на предприятии. СЭМ соответствует
требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 и распространяется на
экологические аспекты, которые оказывают или могут оказывать воздействие
на окружающую среду при разработке продукции.
21
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ООО «РЫБИНСККАБЕЛЬ»
2.1 Базовые процессы
В
«Рыбинсккабель»
определены
процессы,
необходимые
для
результативного функционирования интегрированной системы менеджмента.
По классификации бизнес-процессы делятся на три группы:
М – процессы менеджмента;
Б – базовые процессы;
О – процессы обеспечения.
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов
деятельности, преобразующая входы в выходы.
Руководитель процесса – должностное лицо, несущее ответственность за
текущий менеджмент процесса с целью достижения запланированных
результатов.
Руководитель
процесса
обеспечивает
его
рабочее
функционирование. Он реализует полный управленческий цикл.
Регламент процесса – совокупность правил, определяющий порядок
деятельности.
Регламент
процесса
определяет
соответствие
процесса
требованиям ISO 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ISO 14001:2015, ГОСТ Р
ИСО 14001-2016, код, наименование, определение и цель процесса. В
регламенте представлен алгоритм взаимодействия подразделений с указанием
последовательности действий, разработки документов и ответственности. [9]
В алгоритмах процессов приняты следующие обозначения:
- вход в процесс;
- действие;
- вопрос;
- документ;
- выход из процесса.
22
Выходами из всех процессов, помимо прочих, является информация.
Руководитель процесса проводит анализ функционирования и дает
оценку результативности процесса один раз в год. К моменту проведения
оценки показатели оценки результативности процесса могут меняться и
устанавливаются
распоряжением
по
предприятию
вместе
со
сроками
выполнения за две недели до проведения оценки процессов. Оценочные листы
установленной
формы,
заполняются
руководителями
процессов
и
направляются представителю руководства по качеству для проведения анализа
функционирования, оценки и целостности всей интегрированной системы
менеджмента «Рыбинсккабель».
Процесс
считается
результативным,
если
показатели
оценки
результативности процесса полностью соответствуют установленным.
В приложении Б отображена схема базовых процессов, реализуемых на
предприятии.
2.2 Процессы производства кабельной продукции
Структуру базовых процессов разделяют на три главных стратегии:
−
управление продажами и материально-техническим обеспечением;
−
управление производством;
−
процессы производства кабельной продукции.
Остановимся на последней из представленных выше стратегий. В неё
входят такие процессы как: производство проволоки, производство силовых
кабелей и самонесущих силовых проводов, производство кабелей с резиновой
изоляцией и оболочкой, производство резиновых смесей, производство кабелей
специального назначения, производство тары и производство кабелей с
бумажно-пропитанной изоляцией. Каждый из этих процессов имеет своего
руководителя, цель и установленный регламент.
Рассмотрим подробнее процесс производства кабелей специального
назначения (КСН).
23
Руководителем данного процесса является начальник производства КСН.
Цель процесса – обеспечение выпуска готовой продукции в соответствии с
планом выпуска.
Таблица 1 – Процесс производства кабеля КСН
Вход/поставщик
- Основные
материалы / склад;
- Вспомогательные
материалы / склад;
- Распоряжение на
выпуск / ГПП;
- Бюджет
производства / ГПП;
Ресурсы
- Персонал;
- Энерго и тепло
ресурсы
Инфраструктура
- Технологическое
оборудование;
- Средства
измерений и
испытательное
оборудование;
- Здания и
сооружения;
- Информационная
система
Производственная
среда
Процесс
- Управление персоналом;
- Расчет производственной программы
по участкам:
а)
Получение основных материалов по
лимитам;
б)
Выдача основных материалов в
производство;
в)
Учет движения материалов,
составление баланса.
- План по расходу материалов и
отходам:
а)
Расчет фактического расхода
материалов, расчет отходов.
- Расчет норм выработки и
трудоемкости:
а)
Расчет фактической заработной
платы.
- Планирование сменных заданий
мастерам:
а)
Планирование заданий по рабочим
центрам;
б)
Учет фактической суточной
выработки.
- Расстановка рабочих сменным
мастером:
а)
Выдача производственных заданий
рабочим;
б)
Ведение рабочих журналов;
в)
Учет фактической выработки
рабочих.
- Производство продукции:
а)
Скрутка тпж;
б)
Изолирование тпж;
в)
Общая скрутка и изолирование;
г)
Наложение брони и экрана;
д)
Ошлангование.
- Оформление рабочим
сопроводительной документации;
- Приемо-сдаточные испытания (Б 2.3):
24
Выход
- Отходы / Б 3;
- Выбросы и стоки /
утилизация;
- План
корректирующих и
предупреждающих
мероприятий / М 2.
Окончание таблицы 1
Вход/поставщик
Процесс
Выход
а)
Готовая продукция при
положительных результатах;
б)
Акт о браке при отрицательных
результатах;
в)
Изоляция несоответствующей
продукции, учет в журнале;
г)
Анализ несоответствий;
д)
Отнесение дефекта к
окончательному браку (отходы
производства) или устранение
несоответствия (разбраковка);
Составление и выполнение плана
корректирующих и предупреждающих
действий.
- Учет и сдача готовой продукции;
- Эксплуатация и поддержание здания
в надлежащем состоянии;
- Экономия энерго и тепло ресурсов.
Управление производственной средой.
Записи
Из
Акт о браке
таблицы
1
видно,
что
этап
производства
продукции
КСН
подразделяется на определённое количество технологических операций,
которые следуют друг за другом.
Цех
по
производству
КСН
начинает
свою
работу
с
приемки
полуфабриката, а именно - скрученной токопроводящей жилы, которая
отправляется на операцию изолирования. Изоляция предназначена для
обеспечения электрической прочности ТПЖ по отношению друг к другу и
заземленной оболочке.
Изолированная ТПЖ на металлических барабанах отправляется на
аппарат сухого испытания – АСИП-20. [3] На аппарате проверяется
электрическая прочность изоляции жил испытательным напряжением согласно
карте эскизов, а также производится одновременная комплектовка длин под
заказ.
Полученная из цеха-изготовителя луженая медная проволока поступает
на операцию тростки. Процесс тростки заключается в образовании пряди из
25
нескольких проволок на тростильной машине HDR-1 1/2. Тростка достигается
путем перемотки проволок с нескольких отдающих катушек на одну приемную
катушку. [4]
Полученная проволока заправляется в оплеточную машину типа
«Дратекс» для наложения экрана на изолированную жилу.
Наложение оплетки представляет собой покрытие изолированной жилы
проволокой в два слоя, прядь из проволоки одного направления переплетается с
прядями
противоположного
направления,
то
есть
две
пряди
одного
направления, перекрыв две пряди противоположного направления проходят
под двумя следующими прядями. Основными параметрами оплетки являются
шаг оплетки, плотность оплетки. [5]
После
остановки
машины
приемная
катушка
с
экранированной
заготовкой снимается. К каждой катушке прикрепляется сопроводительный
ярлык согласно КЭ.
Далее заготовка с экранированными жилами отправляется на аппарат
АСИП–20 для испытания напряжением в соответствии с КЭ, и для перемотки с
починкой оплетки, в случае ее дефекта, на тару крутильных машин.
Перед тем как предъявить экранированные жилы на испытание ОКК, с
концов жилы снимают изоляцию и экран на длине 40–50 мм. Испытания
напряжением экранированных жил 100% проводят на испытательной станции.
Прошедшие испытания, экранированные жилы комплектуются для
дальнейшей скрутки с обмоткой.
Общая скрутка экранированных жил в кабель осуществляется на
крутильной машине фонарного типа DSK. [6]
После общей скрутки заготовка отправляется на операцию наложения
защитной оболочки. Наложение оболочки выполняется на экструзионной
линии RH–90.
Бездефектное или исправленное готовое изделие отправляется на
контрольную
перемотку.
Контрольная
перемотка
осуществляется
на
перемоточном станке ПУ–1400. [7] Во время технологического процесса кабель
26
должен идти без рывков, намотка кабеля на приемный барабан должна быть
ровной, без перепутывания витков.
После перемотки готовые кабели предоставляются на проведение
приёмо-сдаточных
испытаний
ОКК.
На
этом
этапе
контролируется
соответствие изделия требованиям технических условий.
2.3 Виды потребителей
Первым принципом системы менеджмента качества является ориентация
на потребителя. Это значит, что предприятие, выполняя свою деятельность,
должно не только понимать текущие потребности клиентов, выполнять их
требования, но и стараться превзойти их ожидания, предвидеть будущие
пожелания потребителей.
Потребитель — это лицо, использующее продукцию для удовлетворения
потребностей. Как правило, по отношению к предприятию, потребители
бывают внутренними и внешними.
Внешние потребители — это лица или организация, пользующиеся
результатами процессов деятельности предприятия для удовлетворения
потребностей.
Внутренние потребители — это лица, воздействующие на конечный
продукт
предприятия,
не
зависимо
от
того,
принимают
ли
они
непосредственное участие в его производстве или нет. Это могут быть те, кто
участвует в производственном процессе изготовления изделий, а также те, кто
обслуживает и ремонтирует готовый продукт. Именно от деятельности
внутренних потребителей в конечном счёте зависит качество продукции.
В зависимости от особенностей потребителя к одним и тем же изделиям,
их элементам и процессам их изготовления могут предъявляться различные
требования. В этой связи можно представить возможных потребителей
следующим образом:
27
Потребители
Внешние
Внутренние
Производя
Провод
Использую
ящие
щие
исходные
испыта
кабельную
полуфабри
ния
продукцию
Изготавливающие
щие
кабели
...
каты
Рисунок 5 - Совокупность основных потребителей технологического
процесса
Безусловно, для этих групп потребителей показатели качества процесса
будут оцениваться по-разному.
Например,
для
внешнего
потребителя
качество
процесса
будет
определяться качеством полученного продукта, то есть для него могут
представлять важность такие эксплуатационные свойства, как устойчивость
кабеля к различным температурам, наличие всех элементов конструкции,
отсутствие явных внешних дефектов и так далее.
Внутренние потребители, участвующие в изготовлении изделия на
последующих
операциях,
являются
соответственно
потребителями
по
отношению к предшествующим операциям ТП. Как потребители, они имеют
свои критерии оценки качества получаемых полуфабрикатов и участвуют в
формировании
параметров
качества,
оцениваемых
последующими
потребителями. Показателями качества для внутренних процессов предприятия
могут быть: наличие пор (пузырей) в оболочке, наличие пропусков,
несоответствие диаметров, повреждение поверхности, наличие загрязнений и
так далее.
28
Для достижения высокого уровня качества производимой продукции и её
высокой
оценки
потребителем,
необходимо
добиться
качественного
выполнения трудовых обязанностей персоналом организации, будь это
работники основных или вспомогательных подразделений. Не следует
забывать, что качество не формируется на каком-либо этапе проекта;
обеспечение качества — это единый процесс, проходящий через все
подразделения предприятия.
Следовательно, целью любого процесса должно стать удовлетворение
потребностей следующего за ним процесса. Внутри каждого подразделения
должны существовать свои требования и нормы приёмки продукции
Изучая процессы реализуемые на производстве КСН, можно понять, что
каждая последующая операция, является потребителем предыдущей операции.
Наглядно это можно увидеть на рисунке 6.
Приёмка скрученной ТПЖ
Изоляция ТПЖ
Испытание напряжением и комплектовка длин под заказ
Тростка для луженой медной проволоки
Наложение экрана на изолированную жилу
Испытание напряжением
Общая скрутка экранированных жил в кабель
Наложение защитной оболочки
Контрольная перемотка
Проведение приёмо-сдаточных испытаний ОКК
Рисунок 6 – Процесс производства кабеля КСН
29
Обеспечение качества — это единый процесс, проходящий через все
подразделения и производства предприятия. И только от слаженной работы
всех подразделений и производств, будет зависеть качество готовой продукции.
2.4 Выводы по 2 главе
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрены
процессы
предприятия
«Рыбинсккабель»,
которые
необходимы
для
результативного функционирования интегрированной системы менеджмента.
Структуру базовых процессов разделяют на три главных стратегии:
−
управление продажами и материально-техническим обеспечением;
−
управление производством;
−
процессы производства кабельной продукции.
Остановившись на стратегии о процессах производства кабельной
продукции, представлены виды выпускаемых кабелей, входящие в данную
стратегию. Детальное ознакомление с процессом производства КСН, привело к
выводу о том, что каждая последующая операция, является потребителем
предыдущей операции. Следовательно, необходимо оценивать качество
продукции исходя не только из внешних, но и из внутренних потребностей
потребителей.
30
3 ОБЗОР И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПРОЦЕССОВ
Процессная модель предприятия является основой для проведения
анализа процессов, который часто приводит к выводам о необходимости
изменения процессов, как с технологической, так и с организационной точек
зрения, для повышения эффективности функционирования организации в
целом – увеличения прибыли, снижения издержек, повышения качества
продукции и увеличения производственного потенциала. Для отдельного
процесса должны быть определены цели, критерии и методы, необходимые для
обеспечения результативности как при его осуществлении, так и при
управлении им.
В
работе
подразделениях
промышленных
ежедневно
предприятий
может
и
их
контролироваться
производственных
несколько
сотен
параметров, особенно тех, которые связаны с производственным процессом.
Производственный процесс – это процесс превращения исходного сырья
и материалов в готовую продукцию, удовлетворяющую потребности общества
и человека. Каждый работник предприятия должен иметь простое и ясное
представление о его ходе и понимать, какой вклад в общее дело вносит тот или
иной участок или цех.
Качество и конкурентоспособность продукции в значительной степени
определяются уровнем организации и качеством производственных процессов.
Качеством производственных процессов – это совокупность свойств
процесса,
количественно
оцениваемых
системой
организационно
производственных показателей, установленным нормативными документами
требованиям, обеспечивающих их конкурентоспособность.
Совокупность характеристик результативности выполнения процесса,
результативности управления процессом и эффективности процесса является
показателем качества процесса.
31
Показателем
качества
продукции
называется
количественная
характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её
качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её
создания и эксплуатации или потребления.
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований
количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее
качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Оценка качества есть осознание того, в какой степени те или иные
продукты труда могут удовлетворять определенные потребности человека и
общества.
Она
может
быть
определена
как
совокупность
операций,
включающая выбор номенклатуры показателей качества, определение их
численных значений, а также значений базовых и относительных показателей с
целью обоснования наилучших решений, реализуемых при управлении
качеством продукции. Другими словами, оценка уровня качества будет
складываться из следующих операций:
−
выбора системы показателей качества;
−
измерения, т. е. сопоставления с известными величинами некоторой
шкалы и получения численных значений;
−
оценки полученных результатов.
Такая структура позволяет наметить некоторые общие принципы
классификации существующих форм и методов оценки качества товаров и
услуг.
При оценке уровня качества товаров в зависимости от количества
показателей, по которым принимается решение о качестве товаров, применяют
следующие
методы:
дифференциальный,
Харрингтона.
32
комплексный,
смешанный
и
3.1 Дифференциальный метод оценки качества
Дифференциальный метод – метод, основанный на сопоставлении
значений единичных показателей качества, оцениваемого и базового образцов.
При оценке дифференциальным методом определяется, достигнут ли уровень
базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, и по каким
показателям наиболее велико его отличие от базовых значений.
Дифференциальным методом рассчитываются относительные показатели
качества продукции K по формулам (1) и (2):
(1)
(2)
где
– числовое значение i-го показателя качества оцениваемой
продукции;
– числовое значение i-го показателя качества базового образца;
= 1, ..., n — количество оцениваемых показателей качества.
Из
формул
для
оценки
выбирают
ту,
в
которой
увеличению
относительного показателя качества соответствует повышение качества
продукции. Например, относительный показатель для производительности,
мощности, коэффициента полезного действия и тому подобное вычисляют по
формуле (1), так как увеличение значения единичного показателя указывает на
улучшение
качества
продукции.
А
относительный
показатель
материалоемкости, расход топлива, содержания вредных примесей и тому
подобное рассчитывают по формуле (2), так как в этом случае улучшение
33
качества
продукции
определяется
уменьшением
значения
единичного
показателя.
Результатом оценки уровня качества продукции дифференциальным
методом являются следующие решения:
−
уровень качества оцениваемой продукции превосходит уровень
базового образца или соответствует ему при условии
−
;
уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового
образца, если все значения относительных показателей меньше единицы:
;
−
уровень
качества
оцениваемой
продукции,
для
которой
существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового,
если хотя бы один из относительных показателей меньше единицы.
В тех случаях, когда часть значений относительных показателей больше
или равна единице, а часть – меньше единицы, применяется комплексный или
смешанный метод оценки уровня качества продукции.
Достоинством дифференциального метода является то, что исключается
необходимость определения коэффициента весомости оцениваемого показателя
качества, а существенным недостатком – невозможность сопоставления
отдельных показателей между собой в связи с тем, что они выражаются в
разных единицах. Кроме того, дифференцированная оценка не позволяет
однозначно ответить на вопрос об уровне анализируемого изделия в целом. Тем
самым невозможно сопоставить и оценить разнотипные изделия, выполняющие
аналогичные функции.
3.2 Комплексный метод оценки качества
Комплексный метод – это метод оценки уровня качества продукции,
который основан на сравнении комплексных (обобщённых) показателей
качества оцениваемого и базового образцов продукции.
34
Комплексным показателем качества может быть:
1 Главный (обобщенный), наиболее значимый единичный показатель,
отражающий функциональные возможности и/или назначение продукции
(моторесурс машины, годовая производительность и другие подобные
характеристики).
При этом методе уровень качества рассчитывается по формуле (3):
(3)
где
– обобщённый показатель качества оцениваемой продукции;
– обобщённый показатель качества базового образца.
2 Средний взвешенный комплексный показатель. Комплексную оценку
по данному показателю качества продукции применяют в тех случаях, когда
затруднительно или невозможно определить главный, обобщенный показатель
качества и его функциональную зависимость от исходных показателей
качества.
Средний взвешенный показатель качества вычисляют по формуле (4):
(4)
где К — значение оценки комплексного показателя качества товара;
G — значение оценки i-го единичного показателя;
m — коэффициент весомости i-го единичного показателя;
п — количество оцениваемых показателей.
Условия применения оценки уровня качества по главному показателю:
−
оценку проводят при наличии установленной расчетным или
экспертным методом зависимости значения этого показателя от значений
исходных показателей, характеризующих технический уровень данного товара;
35
−
используют
преимущественно
на
этапах
планирования
и
прогнозирования уровня качества, разработки проекта, а также при аттестации
по категориям качества.
Если значение оценки хотя бы одного потребительского показателя
качества ниже заданного предела (по шкале оценки или исходя из достигнутой
ранее
договоренности
экспертов),
то
значение
комплексной
оценки
принимается равной нулю.
Сфера применения этого метода ограничена анализом и оценкой главной
функции товара, его основного назначения и не охватывает других важных
показателей, оценка которых может существенно влиять на потребительский
уровень качества товара. Поэтому данный метод применяют в тех случаях,
когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только
одним числом.
Следовательно, достоинством комплексного метода является то, что он
характеризует уровень качества продукции одним числом. Недостатками же
является то, что при применении этого метода, для сложных изделий довольно
затруднительно определить обобщённые показатели качества, и не всегда есть
возможность объективно учесть все значимые свойства продукции.
3.3 Смешанный метод оценки качества
Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества
продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной
продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с
помощью дифференциального метода практически невозможно сделать
обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не
позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции и
не позволяет получить выводы о группах свойств. В этих случаях оценку
уровня качества производят смешанным методом.
36
Смешанный метод – это метод оценки уровня качества продукции,
который основан на совместном применении единичных и комплексных
(групповых) показателей качества продукции.
Оценка качества продукции смешанным методом заключается в
следующем:
−
часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой
определяют соответствующий комплексный (групповой) показатель; при этом
отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как
единичные. Объединение в группы должно производится в зависимости от цели
оценки;
−
найденные величины групповых комплексных показателей и
отдельно выделенных единичных показателей подвергают сравнению с
соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принцип
дифференциального метода.
Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции
используются индексы качества и дефектности.
Индекс качества — это комплексный показатель качества разнородной
продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений
показателей качества этой продукции.
Он определяется по формуле (5):
(5)
где Вi — коэффициент весомости i-го вида продукции (определяется по
стоимости продукции);
Кi - комплексный показатель качества i-го вида продукции;
Kiб — базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;
i = 1, ..., s - количество видов продукции.
37
Индекс
дефектности
—
это
комплексный
показатель
качества
разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный
среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции:
(6)
где Bi — коэффициент весомости i-го вида продукции;
Qi - относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида,
являющийся показателем качества изготовления продукции.
Коэффициент дефектности можно вычислить следующим образом:
(7)
где Кд - значение коэффициента дефектности продукции, произведенной
в рассматриваемом периоде;
Кдб — базовое значение коэффициента дефектности продукции,
произведенной в базовом периоде.
Индексы
качества
и
дефектности
являются
универсальными
показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в
целом и проанализировать его изменения за ряд лет.
Достоинством смешанного метода заключается в том, что он совмещает в
себе и дифференциальный, и комплексный методы, т.е. учитывает и единичные
и комплексные показатели качества продукции, а также он является наиболее
точным. Недостаток данного метода – сложность в реализации.
3.4 Шкала значимости Харрингтона
Шкала значимости Харрингтона – это методика, которая основана на
использовании безразмерного обобщённого показателя. Данный показатель
38
учитывает
всю
совокупность
необходимых
потребителю
свойств
(характеристик) технологического процесса приведённых в таблице 2. В
качестве такого показателя принимается обобщённая функция желательности
Харрингтона.
Шкала значимости Харрингтона широко используется в системах
менеджмента качества организации для оценки результативности процессов.
Таблица 2 – Свойства технологического процесса
Технологические
Надёжность
Стабильность
Точность
Уровень
автоматизации
Контролируемость
Уровень выхода
годной продукции
Быстродействие
Экономические
Экономичность
Энергоёмкость
Материалоёмкость
Производительность
Технологическая
трудоёмкость
Технологическая
себестоимость
Эргономические
Удобство
обслуживания
Удобство
управления
Гигиеничность
Безопасность
Уровень шума
Уровень
токсичности
Взрывобезопасность
Степень загрязнения
окружающей среды
При построении обобщённого показателя качества технологического
процесса преобразуются единичные показатели свойств в безразмерную шкалу
желательности.
Поскольку различные показатели свойств технологического процесса
имеют различную размерность, то это не позволяет усреднить их. Поэтому
использование единой безразмерной шкалы (шкалы желательности) позволяет
избежать указанного затруднения и дает возможность объединить единичные
показатели свойств в обобщенный показатель.
Обобщенная функция желательности
рассчитывается как среднее
геометрическое из частных функций желательности с учетом значимости
каждого свойства:
39
(8)
где n – число свойств технологического процесса;
βu –
показатель
значимости
(коэффициент
весомости)
свойства
технологического процесса;
u – номер свойства в ранжированной последовательности свойств.
Частная функция желательности — это значение частного показателя,
переведенного в безразмерную шкалу желательности. Шкала желательности
имеет интервал от
свойства, до
, что соответствует неприемлемому уровню данного
, что означает самое лучшее значение свойства.
В методике Харрингтона математическая зависимость оценки от
показателя свойств выражается экспоненциальной зависимостью:
(9)
где y – кодированное значение частного показателя, то есть его значение
в условном масштабе.
Графическая зависимость (9) представлена на рисунке 7.
40
Рисунок 7 – Функция желательности
Функция (9) имеет несколько критических или базовых точек (точек
перегиба).
Задаются
границы
градаций
желательности,
руководствуясь
строгими интервальными диапазонами, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Границы градаций желательности
Желательность
Очень хорошо
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Очень плохо
Отметки на шкале частной желательности
1,00 – 0,80
0,80 – 0,63
0,63 – 0,37
0,37 – 0,20
0,20 – 0,00
Коэффициенты весомости βu показателей свойств технологического
процесса определяются экспертным опросом по методу рангов. Составляется
ранжированный ряд свойств технологического процесса в порядке возрастания
суммы рангов. Показатель значимости свойства соответствует месту u, которое
свойство занимает в полученном ранжированном ряду, и вычисляется по
формуле (10):
(10)
41
Таблица 4 – Показатель значимости свойств технологического процесса
Место
свойства
(ранг)
Показатель
значимости
1
2
3
4
5
6
…
1,00
1,00
0,75
0,50
0,31
0,187
…
∞
0,00
Обобщенная оценка технологического процесса сравнивается со шкалой
стандартных оценок (таблица 3) и между собой. Качество технологического
процесса будет тем выше, чем большее значение имеет обобщенная функция
желательности.
На основании анализа результатов делается вывод о пригодности
технологического
процесса
к
использованию,
путях
улучшения
технологического процесса, направлениях новых разработок и т. п.
Таким
образом,
количественным,
обобщенная
однозначным
и
функция
желательности
универсальным
показателем
является
качества
исследуемого объекта — технологического процесса.
3.5 Выводы по 3 главе
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрены
четыре метода оценки качества процессов. При применении на практике
каждый метод имеет свои достоинства и недостатки.
При дифференциальном методе исключается необходимость определения
коэффициента весомости оцениваемого показателя качества, но невозможно
сопоставить отельные показатели между собой, так как они выражаются в
разных единицах.
При комплексном методе уровень качества продукции характеризуется
одним числом, но не всегда есть возможность объективно учесть все значимые
свойства продукции.
42
Смешанный метод довольно сложен в своей реализации, но в силу того,
что он совмещает в себе и дифференциальный и комплексный методы,
конечный результат является наиболее точным.
Метод Харрингтона содержит в себе обобщённую функцию
желательности, которая является количественным, однозначным и
универсальным показателем качества, что делает метод доступным для любых
сфер пользования.
43
4 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО
«РЫБИНСККАБЕЛЬ»
4.1 Отдел управления качеством
Отдел
структурным
управления
качеством
подразделением
(ОУК)
предприятия.
является
В
своей
самостоятельным
деятельности
он
руководствуется действующим законодательством, Политикой в области
качества и экологического менеджмента, нормативными документами по
стандартизации
генерального
и
подтверждению
директора,
соответствия
стандартами
изделий,
организации,
указаниями
организационно-
распорядительной документацией общества, инструкциями.
Одними из главных целей отдела управления качеством (ОУК) являются:
−
планирование и совершенствование системы менеджмента качества
(СМК) на предприятии;
−
стандартах
обеспечение соответствия показателей и норм, устанавливаемых в
предприятия,
инструкциях
и
технологических
документах,
требованиям нормативной и технической документации;
−
организация
разработки
документов
по
стандартизации
на
производимую предприятием продукцию и подготовка предложений по их
своевременному пересмотру;
−
осуществление сбора и обработки исходных данных, а также расчет
показателей и оценка работы предприятия по качеству выпускаемой продукции
в соответствии с требованиями СТО;
−
участие в анализе причин возникновения дефектов на основании
"Актов о браке", производственных замечаний, рекламаций от потребителей,
результатов контроля и испытаний продукции.
44
Функции работников внутри отдела распределяет начальник ОУК на
основании должностных инструкций, соответствующих Положений, приказов и
распоряжений. Схема соподчинённости отдела представлена на рисунке 8.
Директор по
качеству и новой
технике
Начальник ОУК
Ведущий инженер
по СМК
Рисунок 8 – Схема соподчинённости отдела
4.2 Операционный контроль
На предприятии «Рыбинсккабель» операционный контроль соблюдения
технологической
дисциплины
проводится
с
целью
поддержания
на
установленном уровне состояния технологии изготовления кабельных изделий
путем контроля производства и оперативного устранения выявленных
недостатков в соответствии с требованиями ТД: карт эскизов, выписок из
технологических инструкций с указанием плана контроля на технологической
операции, маршрутных карт операционного контроля.
Операционный контроль осуществляется:
−
персоналом, изготавливающим продукцию, на рабочих местах
методом непрерывного контроля;
−
производственными мастерами участков (начальниками смен) не
реже двух раз в смену;
−
технологами ТО, кураторами цеха не реже двух раз в смену;
45
−
контролерами ОКК - периодичность контроля в соответствии с
требованиями маршрутной карты операционного контроля.
В маршрутных картах (МК) описывается весь процесс в технологической
последовательности выполнения операций.
Карты эскизов (КЭ) (технологические режимы) поясняют содержание
технологических процессов, отраженных в МК.
КЭ должны содержать:
−
информацию, необходимую рабочему для выполнения данной
операции и получения качественного изделия;
−
технологические данные, необходимые инженеру по нормированию
труда цеха для нормирования труда рабочего на данной операции;
−
информацию для технолога, контролера (угол, плотность оплетки и
т.п.).
Маршрутная карта операционного контроля ОКК (МКК) применяется для
описания технического контроля технологических операции.
В
МКК
наименование
указываются
наименование
контролируемого
технологической
параметра,
приборы
операции,
контроля
и
измерительный инструмент, методика и периодичность проверки.
Технологическая
инструкция
(ТИ)
применяется
для
описания
технологических процессов и операций, правил эксплуатации средств
технологического оснащения и приемов работы на оборудовании.
Рабочий на своем рабочем месте проверяет наличие карты-задания,
журнала-выработки, технологических режимов (допускается в электронном
виде
на
рабочем
компьютере),
инструмента
и
оснастки,
состояние
оборудования. Проверяет конструктивные размеры полуфабрикатов и готовой
продукции на соответствие требованиям ТД.
При наличии несоответствий, отклонений от заданного режима и других
замечаний рабочий обязан устранить нарушения или поставить в известность
начальника смены.
46
Начальник смены обязан принять меры по устранению несоответствия.
Заместитель начальника цеха или технолог ТО, куратор цеха, один раз в
квартал проводит анализ выявленных отклонений. Результаты обобщенного
анализа за отчетный период докладываются на «Дне качества» у Представителя
руководства по качеству.
4.3 Методы оценки показателей качества готовой продукции
ООО «Рыбинсккабель» в своей работе применяет внутренний стандарт,
который устанавливает номенклатуру показателей качества продукции и
методику их оценки для производственных цехов и предприятия в целом.
Единые показатели качества продукции устанавливаются с целью:
−
подтверждения
достижений
установленного
уровня
качества
продукции и оценки его динамики;
−
обеспечения возможности проведения анализа и выявления причин
несоответствий;
−
поиска путей повышения эффективности интегрированной системы
менеджмента.
Значения показателей качества продукции, достигнутые за определенный
период времени, являются основными исходными данными для оценки работы
по качеству цехов, склада ГП и предприятия в целом. [8]
1 Номенклатура показателей качества продукции
Установлены следующие показатели качества продукции:
−
показатель сдачи продукции с первого предъявления (Ац);
−
возврат продукции с приемки (0,01х(100-Ац));
−
количество
пропусков
несоответствующей
продукции
кооперации в другие цеха (Б);
−
показатель нарушения технологической дисциплины (Т);
−
количество обоснованных рекламаций (Г);
−
количество не проведенных цеховых дней качества (К);
47
по
−
комплексный показатель качества (К4).
2 Методы оценки показателей качества продукции
2.1 Показатель сдачи продукции с первого предъявления - Ац
Показатель
сдачи
продукции
с
первого
предъявления
–
Ац
рассчитывается по формуле (11).
(11)
где Ац - показатель сдачи продукции с первого предъявления;
V – объем выпуска продукции, для склада ГП – объем отгруженной
продукции;
Vu – объем забракованной продукции - исправимый брак, для склада ГП объем
продукции,
ошибочно
отгруженной
потребителю,
без
возврата
продукции на предприятие;
Vб – объем забракованной продукции - окончательный брак, для склада
ГП – объем забракованной продукции по вине склада в результате нарушений
условий складирования, хранения и отгрузки и объем возвращенной
продукции, ошибочно отгруженной потребителю;
V-Vu – объем продукции, принятой ОКК с первого предъявления за
отчетный период времени, для склада ГП – объем продукции, отгруженной с
первого отправления за отчетный месяц;
V+Vб – объем продукции, предъявленной ОКК цехом – изготовителем за
отчетный период времени, для склада ГП – объем продукции, предъявленной к
отгрузке за отчетный месяц.
2.2 Показатель нарушения технологической дисциплины – Т
Показатель
нарушения
технологической
рассчитывае6тся по формуле 12.
48
дисциплины
–
Т
(12)
где П – количество проверок параметров технологического процесса, для
склада ГП – количество проведенных проверок условий складирования,
хранения и отгрузки;
Н – количество выявленных нарушений.
2.3 Показатель, учитывающий пропуск брака по кооперации – Б
Для производственных цехов Б = количество актов о браке по
кооперации.
Для склада ГП – Б = 0
Для цеха 1 – Б рассчитывается по формуле 13:
(13)
где Vк – объем продукции, возвращенной по кооперации.
2.4
Показатель,
учитывающий
наличие
обоснованных
претензий
потребителя к качеству поставляемой продукции – Г
Г – количество обоснованных претензий.
При аварийном сбое оборудования, несовершенном технологическом
процессе, пересортице продукции и т.п., показатель Г = 0,3 х количество
претензий.
2.5 Комплексный показатель качества – К4
Для цехов 2, 5, 6, 7 и 12 комплексный показатель качества – К4
рассчитывается по формуле 14:
(14)
Для цеха 1 комплексный показатель качества – К4 рассчитывается по
формуле 15:
49
(15)
Для контроля за нарушением технологий, претензий от потребителей,
браком
производимой
продукции,
в
ОУК
формируются
справки
К4
(приложение В), которые позволяют рассчитать показатели по каждому цеху.
На основе готовых справок строятся диаграммы, которые отражают виды
возникающих дефектов в каждом цехе.
При построении данных диаграмм, происходит разделение дефектов на
четыре обобщённых категории: внешний вид, конструкция, электрические
параметры и несоответствие материала. Количество возникающих дефектов
рассчитывается в процентном соотношении от общего числа дефектов за
рассматриваемый период.
На рисунке 9 приведена диаграмма по видам дефектов кабеля
специального назначения.
с 01.01 по 31.01.2020
Виды дефектов, % Внешний вид Конструкция
100
18,3
Электрические
параметры
Несоответствие
материала
35,3
0,0
46,4
Виды дефектов КСН (01.01 - 31.01)
100,0
80,0
60,0
46,4
35,3
40,0
20,0
18,3
0,0
0,0
Внешний вид
Конструкция
Электрические
параметры
Несоответствие
материала
%
Рисунок 9 – Виды дефектов КСН на январь 2020 года
50
На
предприятии
используется
классификатор
дефектов,
который
отражает какие дефекты к какой категории относят.
К основным дефектам внешнего вида КСН относят такие показатели как:
−
дефекты оплетки: петли, затяжки, механические повреждения
оплетки;
−
дефекты
поверхности
изоляции
(оболочки):
пропуск,
шероховатость, пробои;
−
дефекты
поверхности
изоляции:
пропуск,
механические
повреждения, вмятины;
−
дефекты поверхности оболочки: промины, ребристость.
−
и другие.
К основным дефектам по конструктивным параметрам КСН относят
такие показатели как:
−
строительные длины не соответствуют требованиям НД;
−
строительные длины не соответствуют требованиям заказа;
−
радиальная толщина оболочки выходит за пределы допусков,
указанных в НД.
−
и другие.
К основным дефектам по электрическим параметрам кабеля БПИ относят
такие показатели как:
−
обрыв контактной проволоки;
−
обрыв тпж;
−
обрыв экрана из медных лент;
−
испытательное напряжение.
−
и другие.
К основным дефектам по несоответствию материала КСН относят такие
показатели как:
−
стойкость изоляции к продавливанию;
−
стойкость резины к воздействию масел и дизельному топливу;
51
−
нераспространение горения;
−
нарушение герметичности оболочки;
−
стойкость изделия к воздействию максимальной температуры;
−
холодоустойчивость изделия;
−
и другие.
7 Порядок расчёта показателей
Сбор и обработка исходных данных, а также расчет показателей и оценки
работы основного /или вспомогательного производства, склада ГП по качеству
выпускаемой продукции, производится до 15 числа месяца, следующего за
отчетным, ведущим инженером ОУК (приложение В), согласовывается в СЭД с
начальником производства, начальником ОКК и утверждается директором по
качеству и новой технике, рассылается заинтересованным подразделениям в
СЭД предприятия.
Расчет показателей качества продукции по предприятию производится
ведущим инженером ОУК (приложение Г) на основании данных по
производствам и складу ГП, утверждается директором по качеству и новой
технике и рассылается заинтересованным подразделениям в СЭД. [8]
4.3 Выводы по 4 главе
На предприятии «Рыбинсккабель» ведёт свою работу отдел управления
качеством
(ОУК),
которое
является
самостоятельным
структурным
подразделением.
Одними из главных целей ОУК являются:
−
осуществление сбора и обработки исходных данных, а также расчет
показателей и оценка работы предприятия по качеству выпускаемой продукции
в соответствии с требованиями СТО;
−
участие в анализе причин возникновения дефектов на основании
"Актов о браке", производственных замечаний, рекламаций от потребителей,
результатов контроля и испытаний продукции.
52
ООО «Рыбинсккабель» в своей работе применяет внутренний стандарт,
который устанавливает номенклатуру показателей качества продукции и
методику их оценки для производственных цехов и предприятия в целом.
Значения показателей качества продукции, достигнутые за определенный
период времени, являются основными исходными данными для оценки работы
по качеству цехов, склада ГП и предприятия в целом.
Для контроля за нарушением технологий, претензий от потребителей,
браком производимой продукции, в ОУК формируются справки К4, которые
позволяют рассчитать показатели по каждому цеху.
С целью поддержания на установленном уровне состояния технологии
изготовления кабельных изделий путем контроля производства и оперативного
устранения выявленных недостатков в соответствии с требованиями ТД, на
предприятии введён операционный контроль.
Производства являются промежуточными звеньями друг друга, то есть
они выполняют процессы, которые являются для кого-то последующим, для
какого-то цеха предыдущими и так далее. Поэтому производство может
оценивается с точки зрения внутреннего потребителя.
Недостатком же оценки производств на предприятии «Рыбинсккабель»
является то, что внутренние потребители оценивают свою работу исходя из
субъективного мнения, и их оценка не фиксируется в цифровом виде, что не
позволяет вести учет по статистическим данным, а это может значительно
повлиять на дальнейшее выявление брака готовой продукции.
Для совершенствования оценки, применяемой на предприятии, можно
ввести метод Харрингтона, который позволит перейти к цифровой оценке
качества выполняемого процесса.
53
5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ
5.1 Внедрение метода Харрингтона
На предприятии ООО «Рыбинсккабель» качество продукции оценивается
на всех этапах её жизнедеятельности. Качество готовой продукции проверяется
ОКК, а результаты чётко фиксируются в таблицах, для расчёта комплексного
показателя. Но на этапе полуфабриката, качество проверяют работники
конкретного процесса, исходя из субъективного мнения, не подкрепляя свои
выводы статистическими данными, что может значительно повлиять на
дальнейшее выявления брака готовой продукции.
Для совершенствования оценки, применяемой на предприятии, можно
ввести метод Харрингтона, который будет учитывать всю совокупность
необходимых внутреннему потребителю свойств технологического процесса, и
позволит оценить процесс с математической точки зрения.
В разделе 2.2 дано описание последовательности выполнения операций
на производстве КСН, на рисунке 5 данная последовательность чётко отражена.
Для примера того, как можно использовать метод Харрингтона на предприятии
«Рыбинсккабель», будет взята операция наложения защитной оболочки.
На начальном этапе, группе экспертов, необходимо выявить перечень
показателей, которые важно учитывать при оценке качества полуфабриката на
конкретной операции. Именно по этим показателям, внутренний потребитель
будет оценивать предыдущую операцию.
Для операции наложения защитной оболочки данные параметры
приведены в таблице 5.
54
Таблица 5 – Контролируемый параметр на операции наложения защитной
оболочки
Контролируемый параметр качества
Диаметр и количество проволок в жиле
Поверхность оболочки
Качество намотки изолированной жилы,
готового изделия на приемном барабане
Правильность заполнения
сопроводительного ярлыка
Радиальная толщина оболочки
Диаметр изолированной жилы, диаметр
готового изделия
Требования
Соответствие требованиям, указанным в КЭ
Отсутствие задиров, трещин, пригарин,
посторонних включений
Намотка должна быть ровной, плотной и не
доходить до краев щек барабана 20 мм
Заполнение всех граф
Соответствие требованиям, указанным в КЭ
Соответствие требования, указанным в КЭ
Результат работы конкретной операции зависит от того, какого качества
внутренний потребитель получить полуфабрикат с предыдущей операции.
Поэтому важно дать оценку полученному продукту и перевести её из
качественной в количественную.
По таблице 3, приведенной в пункте 3.4, эксперт (работник конкретного
процесса) выбирает оценку желательности от «очень хорошо» до «очень
плохо» для каждого контролируемого параметра, после чего переводит данную
оценку в количественный вид, выбирая значение показателя из предложенного
в таблице диапазона.
Группа экспертов, методом рангов, определяет коэффициент весомости βu
показателей свойств технологической операции. Показатель значимости
свойства соответствует месту, которое свойство занимает в полученном
ранжированном ряду, и вычисляется по формуле (10).
55
Для наглядности, полученные данные заносятся в таблицу 6.
Таблица 6 – Сводная таблица данных
Ранг
Контролируемый
параметр качества
1 Диаметр и
количество
проволок в жиле
2 Диаметр
изолированной
жилы, диаметр
готового изделия
3 Качество намотки
изолированной
жилы, готового
изделия на
приемном барабане
4 Поверхность
оболочки
5 Радиальная
толщина оболочки
6 Правильность
заполнения
сопроводительного
ярлыка
Требования
Желательность
Соответствие
требованиям,
указанным в КЭ
Соответствие
требования,
указанным в КЭ
Очень хорошо
1,00
1,00
Хорошо
0,75
1,00
Намотка должна
быть ровной,
плотной и не
доходить до
краев щек
барабана 20 мм
Отсутствие
задиров, трещин,
пригарин,
посторонних
включений
Соответствие
требованиям,
указанным в КЭ
Заполнение всех
граф
Удовлетворительно
0,65
0,75
Очень хорошо
1,00
0,5
Хорошо
0,70
0,31
Очень хорошо
0,95
0,19
56
По формуле (8) высчитываем обобщённую оценку технологического
процесса:
Обобщенная оценка технологического процесса сравнивается со шкалой
стандартных оценок (таблица 3) и между собой. Качество технологического
процесса будет тем выше, чем большее значение имеет обобщенная функция
желательности.
В данном случае видно, что оценка 0,88 соответствует желательности
«очень хорошо», что приводит к выводу о хорошей результативности данной
операции.
Чтобы оценить всё производство, необходимо провести оценку по шкале
Харрингтона для каждой операции или этапа производства.
Предположим, что результаты оценки всех операций были следующие:
Таблица 7 – Результаты оценки по всем операциям
Номер
операции
Наименование операции
Обобщённая оценка
технологического
процесса
1 Приемка скрученной ТПЖ
2 Изоляция ТПЖ
3 Испытание напряжением и комплектовка длин под
заказ
4 Тростка для луженой медной проволоки
5 Наложение экрана на изолированную жилу
6 Испытание напряжением
7 Общая скрутка экранированных жил в кабель
8 Наложение защитной оболочки
9 Контрольная перемотка
10 Проведение приемо-сдаточных испытаний
Тогда,
обобщённая
оценка
технологического
0,75
0,63
0,91
0,59
0,71
0,58
0,66
0,88
0,72
0,93
процесса
будет
складываться из среднего арифметического полученных параметров по
формуле (16):
57
(16)
Количественная оценка 0,74 соответствует желательности «хорошо». На
основании анализа результатов, можно сделать вывод о пригодности
технологического процесса. Обобщённая оценка по каждой операции позволяет
наглядно увидеть, какая из них является отстающей. Выявление, поиск причин
и совершенствование работы таких операций существенно снизит уровень
дефектности выпускаемой продукции.
5.2 Вывод по 5 главе
В пятой главе выпускной квалификационной работы предложен метод по
совершенствованию
оценки
производств
по
показателям
качества
на
предприятии ООО «Рыбинсккабель».
Практическим путем было выявлено, что количественная оценка
наглядно показывает на какой конкретной операции, в процессе производства,
могут выявляться дефекты и возникать недочеты.
Преимущества метода Харрингтона, по сравнению с субъективной
оценкой рабочего, которая практикуется на данный момент на предприятии,
заключается в том, что:
−
данный
метод
является
количественной
объективный характер;
58
оценкой
и
носит
−
выражается одним числом, что облегчает задачу при сравнении
показателей за определённый период;
−
прост в использовании;
−
универсален, и может использоваться под любые свойства
технологического процесса.
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день ООО «Рыбинсккабель» является одним из ведущих
предприятий кабельной отрасли, функционирующих в России. За всю историю
существования
своей
деятельности,
завод
освоил
выпуск
широкого
ассортимента кабельно–проводниковой продукции для многих отраслей
промышленности.
Миссия
предприятия
направлена
на
создание
конкурентоспособной продукции и максимально полое удовлетворение
потребителя.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были
решены поставленные задачи:
−
изложены общие сведения о предприятии ООО «Рыбинсккабель»;
−
охарактеризованы производства и процессы, реализуемые на
предприятии;
−
дан
обзор
существующих
методов
оценки
процессов
по
показателям качества;
−
изучены существующие на предприятии методы оценки качества;
−
предложены мероприятия по улучшению.
Для совершенствования оценки производств по показателям качества,
был предложен метод Харрингтона, который позволит оценить производства с
математической точки зрения.
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Официальный сайт «Рыбинсккабель» - https://rkz.ru/
2 Стандарт организации СМК К02.01-2018 Интегрированная система
менеджмента. Руководство по качеству ООО «Рыбинсккабель». – Рыбинск,
2018. – 47 с.
3
Технологическая
инструкция
К02.25000.00893.
Аппарат
сухого
испытания АСИП–20. Рыбинск, 2005. – 9 с.
4 Технологическая инструкция К02.25000.00894. Тростильные машины
HDR–1, HDR–1 1∕2. Рыбинск, 2007. – 8 с.
5 Технологическая инструкция К02.25000.00908. Оплеточные машины
типа «Дратекс». Рыбинск, 2008. – 11 с.
6 Технологическая инструкция К02.25000.00906. Крутильные машины
типа DSK. Рыбинск, 2016. – 13 с.
7
Технологическая
инструкция
К02.25000.00917.
Перемоточное
устройство ПУ -1400. Рыбинск, 2007. – 9 с.
8 Стандарт организации СТО В К189.25-2019. Интегрированная система
менеджмента. Показатели качества продукции и методы их оценки. – Рыбинск,
2019. – 9 с.
9 Стандарт организации СТО К02.01-2018. Интегрированная система
менеджмента.
Модель
взаимодействия
бизнес-процессов.
Регламенты
процессов ИСМ. Рыбинск, 2018. – 51 с.
10 Отдел управления качеством. Положение об отделе управления
качеством №П420-15. Рыбинск, 2015. – 5 с.
11 Классификатор дефектов КЛ К189.01-2019. Рыбинск, 2019. – 15 с.
12 Кравченко Е.Г., Забарина Т.Ю., Степанов А.А. Методика оценки
качества технологических процессов. // Современные материалы, техника и
технологии. – 2016. - №1. – С. 118-120.
61
13
Лекционный
материал
«Производство
кабелей
и
проводов.
Технология. Оборудование. Качество выпускаемой продукции». – Рыбинск,
2008. – 92 с.
14 Лекционный материал «Операционный контроль. Маршрутные карты.
Карты эскизов. Технологическая инструкция». – Рыбинск, 2018. – 5 с.
62
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная структура предприятия
63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Базовые процессы предприятия
64
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Форма бланка для расчёта показателей по цеху
65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Форма бланка для расчёта показателей по предприятию
66
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв