Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.03 - Управление персоналом
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 4,0 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра управления персоналом и экономики труда Маланина Елизавета Юрьевна СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» профилю «Аудит и контроллинг персонала» г. Владивосток 2018
Оглавление Введение ............................................................................................................... 4 1 Теоретические аспекты управления безопасностью труда на предприятии.. 7 1.1 Охрана здоровья и управление безопасностью сотрудников ...................... 7 1.2 Вредные и опасные производственные факторы ....................................... 10 1.3 Документационное обеспечение системы управления безопасностью труда на предприятии ........................................................................................ 14 2 Совершенствование системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин» ................................................................................................. 21 2.1 Характеристика предприятия и анализ кадровой структуры в ООО «Инсоф-Марин» ................................................................................................. 21 2.2 Анализ системы управления безопасностью труда в ООО «ИнсофМарин» ................................................................................................................ 28 2.3 Мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин» ........................................................................... 36 Заключение ......................................................................................................... 43 Список использованных источников ................................................................ 46 Приложение А .................................................................................................... 51 Приложение Б ..................................................................................................... 52 Приложение В .................................................................................................... 57
Введение Все мероприятия по охране труда направлены, как известно, на обеспечение сохранности жизни и здоровья работников. Для этих целей работодатель проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда, организует обязательные медицинские осмотры, обеспечивает обучение и проверку соответствующих знаний работников. Но обеспечить соблюдение норм по охране труда недостаточно, необходимо еще и правильно оформить все документы. Здесь, как и в случае с совершением любых кадровых действий, работодателю желательно иметь письменное подтверждение того, что все мероприятия были организованы и проведены согласно требованиям закона. Высокие темпы жизни, современная организация производства, которая нацеленa на повышение производительности, интенсивности и качества труда, приводят к преждевременному износу и старению человеческого организма, к повышению частоты возникновения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, росту производственного травматизма и числа профессиональных заболевaний. Отсюда вытекaет необходимость в повышении качества трудовой жизни, в частности, в улучшении условий и охраны трудa, расширении сети медицинского обслуживaния, создании систем медицинской, социaльной и профессиональной реабилитации пострадaвших на производстве, улучшении материального положения работающих в связи с потерей заработка. Политические и социально-экономические процессы нынешнего XXI века существенно снизили уровень охраны труда и социально-экономической защиты работников, в особенности при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Это свидетельствует о необходимости совершенствования системы социально-экономической защиты работников, которая бaзируется на принципах экономической структуры общества. 4 и подходах, адекватных новой
В связи с этим представляется aктуальным решение целого ряда теоретико-методологических и практических проблем, связанных с совершенствованием социально-экономических механизмов охраны труда, встроенных в систему социальной защиты работников. Актуaльность темы выпускной квалификационной работы определяется возрастающей значимостью управления безопасностью трудa в системе социально-экономической защиты работников, направленной на сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности. Цель работы – проанализировать и разработать мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда на предприятии. Поставленная цель выявила необходимость решения следующих задач: 1. Изучить теоретические основы формирования системы управления безопасностью труда. 2. Проанализировать кадровый состав и систему управления безопасностью труда на предприятии. 3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления безопасностью труда на примере ООО «Инсоф-Марин». Объект исследования – персонал организации. Предмет исследования – система управления безопасностью труда на предприятии. При написании работы использованы методы: исследовательский, аналитический, табличный и прочие. В работе использованы законодательные акты, регулирующие документационное обеспечение и Правила безопасности труда организаций: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс, Конституция РФ; учебные пособия, отражающие работу кадровой службы, отделов по технике безопасности, документоведению, экономике труда, охране труда, которые широко освещены в работах отечественных и зарубежных исследователей, 5
таких как: Г.И. Беляков, Т.В. Лукъянова, В.Л. Кукин, В.Г. Еремин, С. Сальминен, П. Кайнс и др. Практическая значимость выпускной работы заключается в разработке новых мероприятий по совершенствованию системы управления безопасностью труда в организации, внедрение которых позволит повысить эффективность ее деятельности. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе раскрыта сущность системы управления безопасностью труда в организации, рассмотрены производственных факторов, а виды вредных и опасных также документационное обеспечение системы управления безопасностью труда в организации. Во второй главе изучена и проанализирована деятельность организации ООО «Инсоф-Марин», ее система управления безопасностью труда, и предложены мероприятия по ее совершенствованию. 6
1 Теоретические аспекты управления безопасностью труда на предприятии 1.1 Охрана здоровья и управление безопасностью сотрудников Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Нанесение травм человеку в условиях производства обусловлено наличием физических и химических опасных производственных факторов[18]. Физические опасные производственные факторы – это движущиеся машины, незащищенные подвижные элементы оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы и т.п.[18]. Серьезную опасность для жизни и здоровья людей представляют отлетающие части обрабатываемого материала и инструмента, которые обладают большой кинетической энергией. Возникновение тех или иных опасных производственных факторов зависит от характера технологического процесса, конструкции оборудования, уровня организации труда и т.д. Химически опасные производственные факторы характеризуются возможностью воздействия на организм человека едких, ядовитых и раздражающих веществ [20]. Для гарантии выполнения требований безопасности труда, государство придало ему силу закона. Требования безопасности отражены в следующих нормативно правовых актах: соответствующие нормы Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; Трудовой Кодекс, принят 31 декабря 2001 г., с изменениями и дополнениями в 2016 году; ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 02 июля 1998 г., введенный в 2000 г. Все разработанные требования объединены в ГОСТы и стандарты. Одним из важных аспектов обеспечения безопасности на предприятии является поддержание здоровья персонала. Проекты по поддержанию 7
здоровья и благосостояния работников – это действия, предпринимаемые работодателями с целью совершенствования образа жизни и здоровья сотрудников. Так же это может быть эффективным методом профилактики хронических заболеваний. Более эффективные программы применяют единый подход, базирующийся на определении здоровья, данного Всемирной Организацией Здоровья: «Здоровье – это не только лишь отсутствие заболеваний, но состояние полного физического, ментального (эмоционального и интеллектуального), социального и духовного благополучия» [22]. Таким образом, учитывается связь физического здоровья с социальным, психологическим и духовным состоянием человека. Для успешной реализации проекта безопасности труда необходимо: оценка уровня здоровья работников; стратегия, план действий на основе данных оценки ситуации; вовлечение персонала; поддержка руководства компании; оценка эффективности программы; оценка рисков для здоровья персонала; анализ данных об уровне здоровья сотрудников; стратегия по поддержанию здоровья и план ее реализации; оценка эффективности программы по поддержанию здоровья персонала; индивидуальное консультирование менеджеров и работников; четкая политика компании в отношении поддержки уровня здоровья. Компоненты программ по поддержанию физического и душевного здоровья сотрудников (программы по укреплению здоровья за счет изменения образа жизни): консультирование персонала; 8
помощь при рисках или заболеваниях сотрудников (сердечнососудистые заболевания, рак, диабет, депрессия и т. д.); физическая нагрузка; оценка рисков (вес/рост, артериальное давление, содержание глюкозы и холестерина в крови); здоровое питание; выработка устойчивости к стрессу; оценка состояния здоровья; соблюдение сотрудниками баланса личная жизнь/работа; снижение/прекращение курения; снижение злоупотребления алкоголем; предоставление сбалансированного питания в столовой. Охрана здоровья и безопасность сотрудников предусматривает: контроль юридических аспектов, технических руководств и других требований во всех областях, связанных с охраной здоровья и безопасностью на рабочем месте, а также контроль за своевременным и правильным внедрением этих требований в практику; совместная работа с сотрудниками, поставщиками, потребителями, институтами и другими людьми и учреждениями в области охраны здоровья и безопасности, и уведомление их; предотвращение возможного риска получения травмы или ущерба здоровью персонала или клиентов компании; постоянное применение мер безопасности для обеспечения снижения риска получения травмы и вреда здоровью; периодический мониторинг, оценка и информирование о состоянии здоровья сотрудников и безопасности в системе работ, включая цели и программы усовершенствования; постоянное обновление декларации безопасности в соответствии с изменениями законодательств и изменениями рабочих процессов; 9
обучение в этой сфере, повышение осведомленности всех сотрудников и внешних клиентов о важности охраны здоровья и безопасности на работе; обеспечение безопасных и благоприятных для сотрудников условий труда в соответствии с характером его деятельности, используя соответствующее, эргономичное оборудование для обеспечения возможностей для работы; проведение профилактических медицинских осмотров и прием сотрудников на позиции с учетом состояния их здоровья. Исходя из вышеперечисленного возникает необходимость более подробно изучить тему вредных и опасных производственных. 1.2 Вредные и опасные производственные факторы В процессе своей трудовой деятельности человек подвергается определенному воздействию опасностей. Опасности возникают в так называемой производственной среде человека. В совокупности, производственная среда идет бок о бок с вредными и опасными факторами, которые, в свою очередь, оставляют свой след на жизнедеятельности человека. Вредный производственный фактор – фактор производства, ведущий к заболеванию работника [7]. Опасный производственный фактор – фактор производства, ведущий к травме работника [7]. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 небезопасные и вредоносные факторы производства подразделяются на: 1. Химические 2. Физические 3. Биологические 4. Психофизиологические Классификация вредных и опасных факторов представлена в схеме 1. 10
Источник: [29]. Рисунок 1 – Классификация вредных и опасных факторов Одни и те же опасные/вредные факторы могут соотноситься одновременно к разным группам. Отбор способов и приемов обеспечивания безопасности обязано выполняться на базе обнаружения этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Физические факторы: Движущиеся машины и механизмы, подвижные части торгово- технологического оборудования, перемещаемые товары, тара, обрушивающиеся штабели складируемых материалов; Повышение/понижение температуры на поверхностях оборудований, Повышение запыленности воздуха рабочих зон; Повышение/понижение температур воздуха рабочих зон; Повышение уровня шумов, вибраций, влажности воздуха при рабочей зоне; Затрудненное дыхание, сухость на слизистых дыхательных путей; Повышение/понижение подвижности в воздухе; 11 оболочках
Повышение напряжения на электро-цепи, перемыкание которой сможет пройти сквозь человеческое тело; Повышенный уровень электромагнитного излучения; Неимение или дефицит естественного освещения и т. д. Химические факторы – включают в себя кислоту, едкую щелочь, дезинфицирующее, моющее средство. Психофизиологические факторы – включают в себя физический нервно-психический перегруз, монотонный труд. Биологические факторы – включает в себя реакцию в окружающей среде. Согласно Руководству Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий труда по степени вредных и опасных обстоятельств среды на производстве, тяжесть и напряженность процесса труда» трудовые условия разделяются на 4 класса: –приемлемые условия труда; I. –разрешенные условия труда. Данные УТ могут понизить II. сопротивляемость к заболеваниям, но по прошествии необходимого отдыха работник прибывает в оптимальное для здоровья состояние. –вредоносные условия труда. Данные УТ отличаются наличием III. губительных факторов на производстве, которые превышают нормативы гигиены. Эти условия труда наносят пагубное влияние на состояние работника, которые в дальнейшем повлияют на продолжение рода. Вредоносные УТ также подразделяются по уровню превышенных норм гигиены, а также по уровню выраженности изменений в организме работников (3.1, 3.2, 3.3, 3.4). (3.1) – Данные условия труда отличаются своим расхождением от норм гигиены, которые способны вызвать у работника отклонения, потребующие в дальнейшем период восстановления здоровья работника (3.2) – Данные условия труда могут вызвать сбой в самочувствии сотрудника и вызвать в дальнейшем, так называемые производственные или 12
профессиональные заболевания. Чаще всего данное ухудшение состояния работника возникает после 15-летней работы в данных условиях. (3.3) – Данный вид условий труда отличается появлением у сотрудника легкой/средней форм профессиональных заболеваний, перерастающие в дальнейшем в хронические заболевания. В свою очередь, это может вызвать в дальнейшем временную нетрудоспособность работника. формой (3.4) – Данный вид условий труда, характеризуется уже тяжелой проф. Заболеваний, вызывающий также увеличение числа хронических заболеваний и временную нетрудоспособность работника. – Угрожающие (критические) условия труда. Данные условия IV. труда отличаются тем, что вероятна опасность для жизни или нанесение работнику тяжелых травм в период рабочего дня. Выполнение работы в период критических условий труда исключается в период ремонтных работ или до полной ликвидации опасности. Оценивание гигиенических условий и характеристики труда согласно «Положению о порядке выполнения аттестации рабочих по условиям труда» рабочее место проходит оценку по 3 главным критериям: 1. Гигиеническая оценка уже имеющихся условий и характеристик труда. 2. Безопасность от травм на рабочем месте 3. Учет и оценивание обеспечения сотрудников СИЗ, обучения и т.д. Согласно вышеперечисленному, все эти 4 класса условий труда подходят большинству предприятий. Тем не менее, многие компании предлагают несколько улучшить и упростить перечень вредных и опасных факторов производства, подстроив их под политику своей организации. Исходя из этого, можно выделить следующий перечень вредных и опасных факторов на производстве: 1. Химический фактор 2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия(АПФД) 13
3. Шум 4. Вибрация 5. Электромагнитные поля Персональной электронно- вычислительной машины (ЭМП ПЭВМ) 6. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ) 7. Микроклимат 8. Освещение 9. Тяжесть трудового процесса 10. Напряженность трудового процесса 11. Травмоопасность 12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) Подбор способов и возможностей обеспечения охраны труда обязан реализоваться на базе раскрытия вредных и небезопасных условий, свойственных определенному производственному оснащению или технопроцессу. Весьма немаловажно обладать способностью выявить угрозу и установить ее свойства. Охрана от вредоносных и небезопасных условий на производстве несет гарантию по снижению их уровня в источнике и использованию профилактических и защитных мер. Таким образом, профессионализм людей в сфере угроз на производстве и методик защиты от них это важное требование обеспечения их безопасности. Изучение темы безопасности труда, а также вредных и производственных факторов невозможна без изучения документационного обеспечения охраны труда на предприятии. 1.3 Документационное обеспечение системы управления безопасностью труда на предприятии Создание системы управления безопасностью труда компании начинается с создания соответствующих документов – положений, приказов, инструкций, программ, журналов. Наличие большинства таких документов – обязательно в силу закона. 14
Требования о наличии этих документов, их типовые формы предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами: Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Федеральный закон от 21.06.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ «Об административных правонарушениях». Федеральный закон от 26.12..2013 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Другая часть документооборота создается юридическим лицом в процессе своей деятельности по реализации норм и правил по охране труда по собственной инициативе, с учетом специфики производственной деятельности, актуальных проблем безопасности на производстве. К таким документам предъявляется два основных требования – они должны соответствовать требованиям действующего законодательства и не должны ухудшать права работников, по сравнению с установленными законом. Документационное обеспечение по охране труда среди прочего преследует несколько целей: соответствие системы охраны законодательству РФ 15 труда компании действующему
преемственность процесса внедрения мероприятий по охране труда на всех этапах работы юридического лица документальное подтверждение выполнения требований закона юридическим лицом упорядочивание системы охраны труда компании контроль за выполнение мер по охране труда, планирование мероприятий по реализации процедур, установление лиц, ответственных за разработку и утверждение документов по охране труда. Наличие документов, их надлежащее оформление, актуальность – первое, что проверяется представителями государственных органов при проведении проверки юридического лица. Итак, следующие документы необходимо оформить каждому юридическому лицу в целях соблюдения действующих нормативных требований охраны труда: 1) Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) В типовых ПВТР закреплены основные права и обязанности работника и работодателя: право работника на обеспечение рабочим местом, соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (при его наличии); право работодателя требовать от работников соблюдения правил охраны труда и пожарной безопасности. обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового Кодекса РФ). 2) Трудовой договор работника содержит права и обязанности сторон договора. В силу прямого указания закона - Трудового Кодекса РФ, договор обязательно должен содержать: 16
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия труда на рабочем месте (абзацы 12 и 14 статьи 57 Трудового Кодекса РФ); условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (статья 220 Трудового Кодекса РФ). Именно с целью предоставления работнику объективной информации об условиях труда на рабочем месте проводилась аттестация рабочих мест, а с 1 января 2014 года ей на смену введена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). С 01.01.2017 года, согласно статье 309.2 Трудового кодекса РФ трудовой договор компаний, отнесенных к категории микропредприятий, может быть заключен в соответствии с типовой формой. Таким образом, работодатель имеет право полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы охраны труда. Эти нормы закрепляются непосредственно в тексте трудового договора (в типовой форме - раздел VI Охрана труда): на рабочем месте работника установлены следующие условия труда. В частности должны быть указаны условия труда (класс и/или подкласс) условий труда на рабочем месте, номер карты специальной оценки условий труда, проводится ли с работником первичный инструктаж и его причины, предусмотрены для данного рабочего места медицинские осмотры, их вид, какие средства индивидуальной защиты выдаются, основания их выдачи. Это право, а не обязанность микропредприятия, решение принимается руководителем самостоятельно – в зависимости производственной деятельности микропредприятия. 17 от особенностей
3) Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) разрабатывается работодателем на основании типовой формы, самостоятельно или с привлечением организаций и специалистов извне, утверждается приказом работодателя. В Положении определяется отражается организация специфика управления деятельности системой компании, охраной труда (распределение обязанностей должностных лиц), процедура и порядок функционирования СУОТ, устанавливается система локальных нормативных актов, фиксирующей (журналы, акты, записи) документации (Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда"). 4) Должностные инструкции профильных специалистов. В должностной инструкции специалиста по охране труда, должностных инструкциях по охране труда руководителей и специалистов, а также в Положении о службе охраны труда устанавливаются непосредственно права и обязанности, ответственность руководителей и специалистов компании, положение разрабатывается на основании Постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14 и статьи 217 Трудового Кодекса РФ (в зависимости от того, каким образом распределены обязанности по охране труда в организации). 5) Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии. Подпись ответственного лица об ознакомлении с этим приказом обязательна, назначение возможно только после прохождения обучения и получения удостоверения (статья 217 Трудового Кодекса РФ). 6) Программа вводного инструктажа по охране труда разрабатывается специалистом по охране труда, как правило, она общая для всех категорий работников, работников подрядчиков, гостей компании. Вводный инструктаж проводится абсолютно для всех новых сотрудников компании, вне зависимости от их опыта, квалификации, занимаемой должности. Вводный инструктаж носит ознакомительный характер, содержит описание основных корпоративных положений охраны труда, ссылки на локальные 18
нормативные акты. Инструктаж проводят лично, при поступлении на работу, в устной форме либо путем демонстрации видеоматериалов (Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»). Программы проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте руководителями разрабатывается специалистом соответствующих по подразделений. охране Цель труда, проведения первичного инструктажа – ознакомление с безопасными методами работы непосредственно на рабочем месте (используемые СИЗ, правила, требования, инструкции). Программы разрабатываются на основании ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда», постановлении Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации». 7) Журналы регистрации вводного инструктажа, регистрации первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, регистрации несчастных случаев (статья изготовления, 230.1 либо пронумеровываются, ТК РФ) можно распечатать приобрести самостоятельно. прошнуровываются, сшивки типографского Их страницы подписываются ответственным лицом, заверяются печатью юридического лица. Подпись работника в журнале – основное доказательство надлежаще проведенного инструктажа (ГОСТ 12.0.004-90. «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»). 8) Приказ об утверждении Перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте. Законом предусмотрена возможность, когда сотрудники могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте, если такой перечень утвержден работодателем (Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об 19
утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»). 9) Приказ об утверждении Перечня инструкций по охране труда и Инструкции по охране труда для всех профессий и рабочих мест компании Порядок разработки инструкций определяется юридическим лицом самостоятельно, для создания инструкций используются межотраслевые или отраслевые требования к безопасным условиям работы, типовые инструкции. Необходимо вести журналы учета и выдачи инструкций. Результаты проведенной аттестации рабочих мест, специальной 10) оценки условий труда. Результаты специальной оценки условий труда должны быть оформлены в виде отчета (Приложение № 3 к Методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ. Отчет составляется организацией, проводившей СОУТ, должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии. Таким образом, документооборот по охране труда является сложноорганизованной системой, полный перечень документов всегда будет отличаться в зависимости от особенностей производственной деятельности различных компаний. Корпоративные документы по охране труда закрепляют нормы и правила охраны труда, обязательные для всех работников компании, фиксируют сложившиеся на определенный момент времени события, факты по охране труда. Подводя итог всему вышесказанному и имея представление о том, что такое безопасность труда в организации и какими нормативными документами регламентирована безопасность труда на предприятии, имеет место необходимость перейти к самому анализу безопасности труда и анализу травматизма в ООО «Инсоф-Марин». 20
2 Совершенствование системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин» 2.1 Характеристика предприятия и анализ кадровой структуры в ООО «Инсоф-Марин» ООО «Инсоф-Марин» зарегистрировано Администрацией города Находки, свидетельство о государственной регистрации № 3538 от 19. 09. 1995 года. Общество осуществляет следующие виды деятельности: 1. Добыча морских биоресурсов (рыбы, беспозвоночных и иных морских ресурсов) и выполнение иных операций, связанных с их куплейпродажей, переработкой, хранением, транспортировкой (в том числе по импортно-экспортным контрактам и иным сделкам). 2. Аренда и фрахт российских и иностранных судов с целью добычи морских биоресурсов в экономической зоне Российской Федерации и других стран, организация и руководство транспортным процессом на этих судах. 3. Строительство, ремонт, приобретение, переоборудование, арена и эксплуатация переработке транспортных и морских рыбопромысловых судов, биоресурсов, навигационного заводов оборудования по и материалов, зданий, квартир, иной недвижимости. 4. Разработка новых нетрадиционных зон лова и добыча с использованием современной технологии и оборудования, получение, приобретение и переуступка лицензий и квот на добычу морских биоресурсов для собственных, арендуемых или зафрахтованных судов. 5. Посреднические и агентские услуги в области перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и иной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте. 6. Торгово-закупочные операции, в том числе оптовая и розничная торговля товарами народного потребления, автотранспортом, запасными частями к нему, продуктами питания, 21 продукцией бытового и
производственно-технического назначения, медицинскими (лекарственными) препаратами, медицинской техникой и оборудованием, иными товарами национального и импортного производства через объекты торговли. 7. Оказание услуг по договорам комиссии, поручения, хранения, агентские, дилерские, брокерские услуги и иное торговое посредничество. 8. Бартерные (товарообменные) сделки, встречные поставки, компенсационные сделки с оплатой натурального и денежного обмена. 9. Иная деятельность, обеспечивающая достижение целей Общества и не противоречащая действующему законодательству РФ. ООО «Инсоф-Марин» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным решением Участников ООО «Инсоф-Марин» от 18 сентября 1995г. Цель деятельности: осуществление коммерческой деятельности и получения прибыли. Структура компании включает высшее руководство и подчиненный ему управленческий персонал Компании, суда с возглавляемыми капитаном судовыми службами. Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на безопасность, определены и документально закреплены в настоящем Основном руководстве по управлению безопасностью, Руководстве по процедурам, Положении по береговому персоналу, должностных, рабочих инструкциях, функциональных обязанностях. Согласно коллективному договору ООО «Инсоф-Марин», принятому на собрании трудового коллектива 25 сентября 2012г., трудовые договоры, заключаемые работниками компании, не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством РФ и настоящим трудовым договором. Действие настоящего коллективного договора распространяется на всех работников организации. Во исполнение настоящего коллективного договора в компании 22
могут приниматься локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Трудовой договор заключается в письменной форме с указанием должности, места работы, даты возникновения трудовых правоотношений и размера должностного оклада. Работники предприятия пользуются всеми правами, касающимися режима рабочего страхования и времени, времени обеспечения, отдыха, которые отпусков, установлены социального учредительными документами и Законодательством о труде. Гарантированная заработная плата выплачивается только при условии полностью отработанного контракта и неукоснительного исполнения работником своих обязанностей, согласно производственной предприятия пользуются необходимости пособиями и и поведения. льготами по Работники обязательному социальному страхованию. Работники имеют право на возмещение и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками, переводом. Размеры компенсаций, порядок их предоставления и выплаты работникам устанавливаются администрацией не ниже предусмотренных действующим законодательством. В стратегической перспективе Компании — работа с активами в основных рыбодобывающих российских регионах, увеличение активов и расширение присутствия на международных рынках. Общая численность сотрудников ООО «Инсоф-Марин» — 64 чел. Для более подробного анализа персонала организации необходимо обратится к структуре организации. Структурная схема организации ООО «Инсоф-Марин» отображена в схеме 2. 23
Кадровая служба Генеральный директор ООО «Инсоф-Марин» Заместитель генерального директора по безопасности мореплавания Начальник отдела кадров Инспектор отдела кадров Технический директор Водитель Финансовая служба Заместитель генерального директора Главный бухгалтер Бухгалтер Секретарь-референт Специалист по снабжению СТР «Ником» Консультант СТР «Тихий океан» Источник: [Нормативная документация системы управления безопасностью ООО «Инсоф-Марин»]. Рисунок 2 – Структурная схема организации ООО «Инсоф-Марин» В структурной схеме четко показаны управляющий и подчинённый персонал компании. Генеральному директору непосредственно подчиняются: заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по безопасности, главный бухгалтер, секретарь-референт, специалист по снабжению, начальник отдела кадров, водитель, технический директор, консультант и СТР «Ником» и «Тихий океан». Самой крупной категорий работников, которые принимаются участие в процессе производства являются работники СТР «Ником» и СТР «Тихий океан». В отношении кадровой документации и отчетности отдел кадров руководствуется в своей работе: – действующим трудовым законодательством РФ; – постановлениями государственных органов РФ; – действующими нормативными и технологическими документами предприятия и иными локальными актами предприятия; 24
– политикой предприятия в области качества; – положением об отделе кадров; – документацией системы менеджмента качества предприятия; – приказами, распоряжениями, указаниями руководства предприятия; – указаниями, распоряжениями начальника отдела кадров. Основные направления деятельности отдела кадров ООО «ИнсофМарин»: 1) найм и отбор персонала; 2) адаптация; 3) должностные инструкции; 4) оценка персонала; 5) повышение квалификации персонала; 6) создание кадрового резерва. Основными задачами отбора персонала являются: – создание резерва кандидатов для приема на работу; – формирование требований к профессиям и должностям; – оценка потенциальных кандидатов. Поиск кандидатов на вакантные места осуществляется как внутри предприятия, так и вне его. Причиной отбора и найма персонала в ООО «Инсоф-Марин» является определение потребности в персонале. Независимо от того, имеется ли уже конкретная привлечение кандидатура сторонних на заполнение кандидатов, вакансии, или руководитель потребуется структурного подразделения заполняет заявку потребности в кадрах, требование к кандидату и должностную инструкцию. Заявка потребности в кадрах заполняется ежегодно в начале года, а также в случаях необходимости, но не менее чем за месяц до фактической даты, с которой новый работник должен приступить к работе. Хозяйственно-финансовая деятельность ООО во обуславливается состоянием трудовых ресурсов и их использованием. 25 многом
При анализе эффективности использования персонала организации учитывается численность, состав персонала, уровень образования, возраст и некоторые другие показатели, связанные с использованием рабочей силы. Структура среднесписочной численности персонала ООО «ИнсофМарин» за отчетный год и за 2015–2017 гг. приведена в ниже представленной таблице 1. Таблица 1 – Структура среднесписочной численности персонала ООО «Инсоф-Марин» за отчетный год и за 2015–2017 гг. № п/п Наименование показателя Среднесписочная численность работников 2015 2016 2017 Общая среднегодовая 1 численность 63 64 64 12 12 12 8 8 8 47 48 48 51 52 52 работающих 2 Администрация 2.1. Из них: – с высшим образованием – со 2.2. среднетехническим СТР «Ником» и 3 «Тихий океан» Источник: [годовой отчет ООО «Инсоф-Марин»]. Среднесписочная численность сотрудников СТР «Ником» и СТР «Тихий океан» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 5 %, это было связано с увеличением объёмов выполнения рыбодобывающих работ. Среднесписочная численность административных работников за 20152017г не изменилась. Для более подробного анализа кадрового состава необходимо рассмотреть данные о численности работников по половому признаку, которые представлены в таблице 2, а также данные о распределении численности персонала по возрасту, которые представлены в таблице 3. 26
Таблица 2 – Распределение численности персонала по половому признаку в ООО «Инсоф-Марин» в 2015-2017 годах. Пол Год 2016 5 59 64 2015 5 58 63 Женщины Мужчины Итого: 2017 5 59 64 Источник: [данные предприятия]. Анализируя численность персонала, можно увидеть, что количество работников мужского пола в ООО «Инсоф-Мари» сравнительно больше, чем женщин, так в 2015 года численность работающих женского пола составила 10%, в 2016 и 2017 году 10%, это связано со спецификой работы в открытом море, где основную работу выполняют мужчины. Продолжая анализ кадрового состава, требуется далее рассмотреть распределение численности персонала по возрасту в организации, представленные в таблице 3. Таблица 3 – Распределение численности персонала по возрасту в ООО «Инсоф-Марин» в 2015-2017 годах. Возраст 20-30 30-45 За 45 Итого: 2015 15 20 28 63 Год 2016 15 21 28 64 2017 15 21 28 64 Удельный вес, % 2015 2016 23,8 23,43 31,7 32,8 44,4 43,7 100 100 2017 23,43 32,8 43,7 100 Источник: [данные предприятия]. Свыше 40% состава работников в 2015 - 2017 годах составляет категория сотрудников в возрасте старше 45, это обуславливается тем, что эти сотрудники имеют длительный стаж работы в компании, около 15 – 20 лет и обладают большим опытом работы в сфере мореплавания, поэтому являются ценными сотрудниками организации. Основная часть сотрудников находиться в возрасте от 30 и старше, а наименьший удельный вес из всех возрастных категорий имеет категория от 20 до 30 лет. Анализируя качественный и количественный состав персонала в ООО «Инсоф-Марин», следует отметить, 27 что численность сотрудников
организации напрямую зависит от тяжести труда и количества объемов работ. Основная часть сотрудников, это плавсостав, преимущественно сотрудники мужского пола, в возрасте от 30 и старше, что связано со спецификой деятельности организации. 2.2 Анализ системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин» Главным нaпрaвлeниeм пoлитики государства в сфере безопасности труда является – выделение преимущества сoхранению жизни и здоровья работников, а также другие мероприятия, описанные в статьей 210 Трудового кодекса РФ. В соответствии со статьей 212 ТК РФ в прямые обязанности работодателя вхoдит исполнение мерoприятий по обеспечению безопасными условиями работы, а также планирование мероприятий по улучшению условий безопасности труда. Целями компании в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения являются: обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, сохранение жизни людей и охраны окружающей среды. Согласно Основному руководству по управлению безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин», задачами в Политике безопасности труда являются: Обеспечение безопасной практики эксплуатации судов и безопасных для человека условий труда и отдыха; Обеспечение защиты от всех выявленных рисков, связанных с эксплуатацией судов; Обеспечение подготовленности к предотвращению аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией судов; Постоянное улучшение навыков берегового и судового персонала в управлении безопасностью. 28
Достижение целей компании и выполнение поставленных задач обеспечивается поддержанием в компании эффективно Функционирующей Системы Управления Безопасностью, отвечающей требованиям Международного Кодекса по Управлению Безопасностью (МКУБ). Система Управления Безопасностью основана на выполнении международных и национальных стандартов (правил и норм), касающихся судоходства. Компания заявляет: 1. Обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, сохранение жизни людей и охрана окружающей среды являются приоритетной и основной обязанностью каждого ее работника. 2. Запрещается приносить и употреблять на судах спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде. 3. Компания строго запрещает иметь, распространять и использовать на борту любые виды наркотиков. Исключение составляют лишь случаи, предписанные врачом в случаях болезней в ограниченных дозах и на определенный период и только с разрешения и под надзором капитана. Политика Компании в области охраны труда предусматривает предотвращение травматизма и профессиональных заболеваний на судах, достигаемое неукоснительным соблюдений правил охраны труда и надлежащим медицинским обеспечение судового персонала. Руководство компании учредив Политику в области Безопасности и Защиты Окружающей среды, исходит из того, что она правильно понимается и признается всем береговым и судовым персоналом. При этом руководство обеспечивает, чтобы весь персонал компании был ознакомлен с Политикой в Области Безопасности и Защиты Окружающей среды: Предпринимает действенные меры по выработке у персонала внутреннего осознания необходимости высокой культуры безопасности мореплавания; 29
Направляет усилия на предотвращение опасных ситуаций на судах за счет понимания и осознания персоналом важности соблюдения стандартов (правил и норм) безопасности и личной дисциплинированности и предосторожности; Требует от персонала применения безопасных методов эксплуатации и выполнения работ недопущения использования опасных приемов; Создает социальные предпосылки (в том числе и служебного продвижения), стимулирующие персонал в принятии позитивных решений, способствующих повышению безопасности мореплавания. Касаемо охраны труда, администрация обязуется: Обеспечить мероприятия по охране труда Не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, перечисленное проводится за собственный счет работника. Организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников предприятия. одежды, Обеспечить бесплатную предохранительных выдачу приспособлений плавсоставу и специальной защитных средств (Приложение А). Ответственность за выдачу на судне несет старший помощник капитана. Соблюдать установленные сроки пребывания с/экипажа в море. Судовладелец обеспечивает безопасность труда члена экипажа в соответствии с общепринятыми международными нормами, российским законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Судовладелец обеспечивает обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30
24. 07. 98 № 125-ФЗ. (Приложение Б). Согласно данному Договору морского страхования, Страховщик возмещает убытки, связанные с потерей заработной платы или иных сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа, а также расходами на репатриацию, происшедшие в результате наступления следующих событий: стихийные бедствия (ураган, шторм, буря, землетрясение и т.д.), авария машин и оборудования судна, пожар, взрыв, столкновение с другими судами или с плавучими и неподвижными предметами, и т.д. Ответственным за состояние охраны труда в целом по предприятию является заместитель генерального директора по безопасности мореплавания. Своим приказом он ежегодно назначает из числа должностных лиц ответственных за состояние и организацию работы по охране труда на конкретных производственных участках. Служба безопасности на предприятии представлена комиссией, в состав которой входят начальник отдела кадров и заместитель генерального директора по безопасности мореплавания. В обязанности начальника отдела кадров входит методологической рабочих и выполнение работы: служащих соответствующей проведение о инструктажа, состоянии организационноинформирование производственных условий, природоохранные мероприятия по снижению вредных выбросов, безопасные приёмы и методы работы, обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, медосмотры, страхование от несчастных случаев. За активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий и охраны труда в ООО «Инсоф-Марин», работники по охране труда могут быть награждены в установленном порядке моральным и материальным поощрением. С каждым работником проводят определённые виды инструктажей по технике безопасности. К ним относят: вводный и повторный. Вводный инструктаж заполняется в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда. 31
На суднах также проводится повторный инструктаж для проверки и повышения знаний по технике безопасности индивидуально или с группой работников. Проводится он не реже, чем один раз в год. Данный инструктаж заполняется в Протоколе проверки знаний по охране труда комсостава судов ООО «Инсоф-Марин» в соответствии с п. 1.1.30 Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности. На основании статьи 212 Трудового кодекса РФ, Приказа №342 от 26.04.2011г. «Об утверждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Компания обязуется проводить аттестацию рабочих мест каждые 5 лет. Специалист по снабжению и начальник отдела кадров, под руководством генерального директора создают комиссию для проведения работ по аттестации рабочих мест. Во время проведения аттестации фиксируются Сведения об использованных средствах измерения испытательной лаборатории. На каждого работника администрации и плавсостава создается персональная карта аттестации рабочего места по условиям труда, в которой фиксируются результаты проверки каждого рабочего места. По окончании проведения аттестации все результаты фиксируются в Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 499н г. Москва "Об утверждении порядка установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника" руководство ООО «Инсоф-Марин» обеспечивает оба судна СТР «Ником» и СТР «Тихий океан» необходимыми медикаментами. (Приложение В). Выпускать суда в море с отсутствующими аптечками запрещено. В ходе проведения анализа труда в ООО «Инсоф-Марин» было выявлено, что требуемые мероприятия по охране труда выполняются, необходимая документация по охране труда ведется. Тем не менее, для 32
полноты картины требуется провести анализ травматизма в ООО «ИнсофМарин». Рассмотрим количество и характер травм в целом по предприятию за 2015 – 2017 гг. (таблица 4). Таблица 4 – Распределение несчастных случаев по годам и характеру. Годы Характер травм Вывих и ушиб Перелом Растяжение Ожог Черепно-мозговая травма Отравления Обморожения Итого Источник: [данные предприятия]. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 1 1 1 1 - За анализируемый период наиболее распространенными происшедшие на производстве случаи оказались переломы, как правило, по причине невнимательности, неосторожности и халатности работников. В 2017 году не произошло ни одного несчастного случая на производстве, что говорит об улучшении на предприятии трудовой дисциплины. Причины травматизма чрезвычайно многообразны, а точная оценка затруднена. Особое внимание отводится анализу материальных последствий несчастных случаев. За все 3 года при возникновении несчастных случаев на предприятии не было испорчено ни оборудование, ни инструменты, ни здания. Поэтому для хозяйства материальные последствия – это денежные выплаты по больничному листу пострадавшим показанные в таблице 5. Таблица 5 – Материальные последствия несчастных случаев в ООО «Инсоф-Марин», руб. Материальный ущерб Выплачено по листкам нетрудоспособности – всего: Источник: [данные предприятия]. 33 2015 Годы 2016 2017 5033 7560 -
Основную массу убытков хозяйство имеет вследствие выплат по листам нетрудоспособности. Данный вид затрат включает заработную плату за период отсутствия на работе, стоимость медицинского обслуживания, лекарств и другие затраты, являющиеся непосредственным результатом несчастного случая и рассчитываются исходя из стажа работы и заработной платы работника. В 2016 году этот показатель достиг своего наибольшего значения 7560 руб., в то время как в 2017 году данных затрат не наблюдалось, поскольку несчастные случаи отсутствовали. При условии снижения травматизма и заболеваемости работников убытки могут быть минимизированы. Общий экономический ущерб, вызванный травматизмом, определяют по формуле: Э = Му+ Мм + Мс , (1) где Му – условные потери (потери, связанные с недополучением продукции вследствие потери рабочего времени ), руб.; Мм – материальные потери (связанные с выводом из строя техники, оборудования зданий и т.д.), руб.; Мс – социальные потери (связанные с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, пенсий вследствие потери трудоспособности на производстве, затраты на лечение) руб. В свою очередь эти потери определяются по формулам: где Му = В/Тр*Дт (2) Мм = Ми + Мзд + Мрем (3) Мс = Мб + Мп + Ма.л. (4) , В – стоимость валовой продукции, руб.; Тр – число отработанных дней в хозяйстве; Дт – число дней временной нетрудоспособности, вызванной травматизмом, связанным с производством; Ми – стоимость испорченных инструментов, оборудования, выведенного из строя в результате аварии, руб.; 34 материалов,
Мрем – стоимость ремонтных и восстановительных работ; Мб – выплата по больничным листам, получившим травмы, руб.; Мзд – стоимость поврежденных зданий, сооружений, руб.; Мп – выплата пенсий по инвалидности, увечью, полученных на производстве в результате несчастного случая, руб; Ма.л. – затраты на амбулаторное лечение, руб определяются по формуле: Ма.л. = 2Н*Т, Где Н – число травмируемых за (5) отчетный период с утратой трудоспособности на срок более одного рабочего дня; Т – стоимость одного посещения, руб. (Т=20% минимальной заработной платы). Общий экономический ущерб, вызванный заболеваниями на производстве вследствие неудовлетворительных условий труда, определяют по формуле: Э = 0,3 * (В/Тр* Дз + Мб + Мэ), где Дз – число дней временной (6) нетрудоспособности, вызванных заболеваниями, связанными с производством, руб.; Мэ – затраты на предупреждение заболеваний, руб. Таблица 6 - Расчет общего экономического ущерба вследствие травматизма и заболеваний Показатель Условные потери Материальные потери Социальные потери Общий экономический ущерб Ущерб в расчете на 1 случай травматизма - 1 день нетрудоспособности Общий экономический ущерб, вследствие заболевания на производстве, тыс. руб. Источник: [данные предприятия]. 2015 2768,19 3032 5800,19 2900,1 414,3 Годы 2016 1496,88 3256 4752,88 - 2017 2002 2002 - 746,9 844,7 421,9 Общий экономический ущерб предприятия вследствие травматизма имеет тенденцию снижению, так к 2017 г. он снизился почти в 2 раза, чему 35
способствовала проведенная работа со стороны заместителя генерального директора по безопасности мореплавания. На основании проведенного анализа состояние охраны труда и экологии в ООО «Инсоф-Марин» можно признать удовлетворительным. Для улучшения общего состояния по охране труда и экологии рекомендуется провести следующие мероприятия: 1) увеличить финансирование денежных средств на мероприятия по охране труда и экологии (На основании статьи 226 ТК РФ, не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции)[1]; 2) главному бухгалтеру - осуществлять постоянный контроль за израсходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с безусловным осуществлением природоохранных мероприятий; обеспечить потребность в основных и оборотных материальных средствах на охрану природы, определив источники их финансирования. Для более качественной и безопасной работы в ООО «Инсоф-Марин» требуется более тщательно проработать и усовершенствовать мероприятия по безопасности труда, которые подробно рассматриваются в следующем подразделе. 2.3 Мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин» В совокупности, мероприятия по безопасности труда делятся на несколько групп. Поскольку наименования этих групп находятся в зависимости от того, в какой сфере деятельности организации они проходят обеспечение. Итак, группы мероприятий по безопасности труда на предприятии выглядят так: 1. Организационные – данные мероприятия занимают все сферы жизни организации, начиная от мед. Осмотров, и вплоть до прогноза ЧС. 36
В данной группе мероприятий происходит планирование профилактики и ремонта техники, образование списка небезопасных и угрожающих жизни мест в организации, а так же формируется табель уборки тех. Помещений. Также в данную группу мероприятий следует включить обучение и инструктаж сотрудников. 2. Технические – снабжение и управление защитой сотрудников со стороны технического оснащения и рабочих помещений, коммуникаций, различных ТС и т.д. В данной группе мероприятий происходит восстановление старого оборудования, в частности покупка и установка более свежего и улучшенного оборудования. 3. Правовые – данный вид мероприятий охватывает юридические и документационные аспекты предприятия. 4. Санитарные – к данному виду мероприятий относятся такие действия, как оборудование бытовых комнат всем нужным для удобного функционирования, улучшение вентиляций и освещений и т.д. Данный вид мероприятий должен быть распланирован еще на этапе проекта помещений. Не маловажной частью в планировании безопасности труда является вопрос о несчастных случаях на производстве. Но каждый случай должен быть отдельно изучен и анализирован для сокращения дальнейших рисков. Разработка и планирование мероприятий по совершенствованию системы управления безопасностью труда, осуществляются работодателем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза или иного представительного органа работников. В случае с ООО «Инсоф-Марин», разработкой и планированием данных мероприятий занимаются заместитель директора по безопасности мореплавания и начальник отдела кадров. В свою очередь, согласовывает и подтверждает данные мероприятия генеральный директор. Разработка и планирование мероприятий по совершенствованию системы управления безопасностью труда выполняются на базе нормативных 37
правовых актов по безопасности труда и исходной информации о состоянии условий безопасности труда в организации. В ООО «Инсоф-Марин» проводятся мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда: главным и единственным мероприятием по улучшению и оздоровлению условий труда для всех категорий сотрудников компании является представление работнику установленных льгот и компенсаций согласно Постановлению Правительства РФ №870 от 20.11.2008г. Исходя из вышеописанного, в ООО «Инсоф-Марин» следует провести дополнительные мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда. Ниже представлен примерный перечень мероприятий для совершенствования системы управления безопасностью труда в ООО «Инсоф-Марин»: 1. Работники, загруженные работой на вредных или же небезопасных условиях труда, в том числе на работе, вырабатываемой в определенных температурных и погодно-климатических условиях или же взаимосвязанных с загрязнением, должны быть снабжены дополнительными (либо более качественными) СИЗ. В том числе смывающимися и обезвреживающимися средствами. 2. Проверить и по необходимости дополнительно установить предохранительные, защитные и сигнализирующие устройства (приспособления) ввиду снабжения безопасного использования и аварийной защиты производственных связей и построек. 3. По необходимости обеспечить или улучшить гардеробные, душевые, умывальные, уборные, места личной гигиены и размещения душей, хранения и выдачи спец. одежды и т.д., т.е. оборудованием по установленным нормам санитарно-бытовых помещений 4. Обучить и проверить сотрудников на знания по безопасности труда в организации. 5. Обучить сотрудников первой помощи пострадавшим 38
6. Купить стойки, тест-тренажеры и т.д для инструктажа по безопасности труда Распланирование данной деятельности следует осуществить на период от 1 до 3 лет. Поскольку планирование данной работы требуется осуществить с помощью подготовки проекта бюджета организации на очередной плановый период, следовательно, требуется предложить идеи по финансированию данных мероприятий по совершенствованию системы управления безопасностью труда. Для совершенствования системы управления безопасностью труда рекомендуется провести следующее мероприятие в сфере финансирования: увеличить финансирование денежных средств на мероприятия по охране труда и экологии (На основании статьи 226 ТК РФ не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции). Не менее важным мероприятием, в сфере финансирования является то, что главному бухгалтеру требуется осуществлять постоянный контроль за израсходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с безусловным осуществлением природоохранных мероприятий; обеспечить потребность в основных и оборотных материальных средствах на охрану природы, определив источники их финансирования. В свою очередь, финансирование мероприятий по безопасности труда можно следующими способами: 1. С помощью целевых банковских кредитов на улучшение хозяйства. 2. Использовать амортизационный фонд в то время, пока проходит ремонт на ОС производства. 3. Привлечь новые инвестиции. 4. С помощью взносов в фонд социального страхования. Рентабельность данных мероприятий очевидно взаимосвязана со сроком выполнения и контролем исполненной работы. 39
Все мероприятия по безопасности труда обязаны сопутствоваться актом исполненных работ, где записываются все действия и затратность на них. Учет всех затрат подтверждается сопутствующей документацией и подтверждается участниками организационной комиссии Данный способ проведения финансирования станет соответствующим законам. В том числе, требуется тщательное, как можно более полное их толкование с точки зрения технического оснащения, кадрового и финансового обеспечения. Все это обязано приниматься к сведению в плане работы по безопасности труда. Не смотря на планирование и финансирование мероприятий по совершенствованию системы управления безопасностью труда, считается целесообразным внедрить на предприятии дополнительные документы по безопасности труда, с целью улучшения безопасной работы и профилактики травматизма среди работников. Среди таких дополнительных документов можно выделить следующие экземпляры: 1) Приобрести дополнительно другие Нормативно-Правовые акты 2) Приобрести дополнительную литературу в сфере безопасности труда для сотрудников имеющих дело с контролем безопасности труда, а также для остальных сотрудников, в частности. 3) Разработать план по безопасности труда Общей формы плана мероприятий по безопасности труда для всех предприятий не существует, поскольку каждое предприятие уникально, имеет персональные и уникальные условия труда. Тем не менее, работодатель имеет право опираться на соответствующий типовой перечень ежегодных мероприятий по безопасности труда и уменьшению проф. Рисков. (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н). Этот документ выгодно взять в качестве базы и обновить его под требования конкретной организации. 40
Данное положение включает в себя список рекомендованных мероприятий по безопасности труда. В соответствии с этим, в плане мероприятий обязана учитываться деятельность с оборудованием, его постоянная реставрация или замещение. В процессе производства должно быть необходимое количество протекционных, сигнальных и предохранительных приспособлений, а также инструментов запасной защиты. Деятельность по транспортировке и накоплению материалов, утиля и готовой продукции должны быть как можно более техничны. Не маловажно упомянуть в этом сотрудников. В том числе, списке нужно проведение учитывать в инструктажа ежегодном для плане оснащенность кабинетов по безопасности труда зрительным материалом, тренажерами, стойками, интерактивной аппаратурой и т.д. Говоря об оценке результативности внедрения данных дополнительных документов, можно выделить то, что они не только благоприятно помогают улучшить и усовершенствовать систему управления безопасностью труда, но и уменьшают наличие юридических проблем у работодателя. Так, ответственность работодателя за неимение плана мероприятий по безопасности труда устанавливается руководством предприятия на 12 месяцев. Неимение ежегодного плана несет за собой административное наказание, в случае найденных нарушений. Говоря об оценке результативности совершенствования системы управления безопасностью труда можно предположить, что данная оценка результативности должна выполняться с помощью выявления социального и экономического эффектов мероприятий по улучшению безопасности труда на производстве. Исходя из этого, целесообразно выделить следующие результаты, характеризующие эффективность применения указанных выше мероприятий: 1. Социальные результаты проведения совершенствования системы управления безопасностью труда определяются разностью значений «до» и «после» внедрения мероприятий по данным показателям: 41
a. Количество служащих, для которых условия труда соответствуют нормам увеличится. b. Снизится травматизм и заболеваемость. c. Сократится текучесть кадров по неблагоприятным условиям труда. d. Повышается престиж должности. e. Создадутся условия для полноценного развития личности сотрудника. Некоторые из этих показателей могут выражаться в денежном эквиваленте, в том числе и через рабочее время. Поэтому такие показатели можно называть так же социально-экономическими. 2. Экономические результаты проведения совершенствования системы управления безопасностью труда проявляются в экономии живого, а также общественного труда и выражаются в таких показателях, как: a. Снизятся потери по нетрудоспособности в связи с заболеваниями и травмами. b. Т.к. улучшатся гигиенические и санитарные нормы, то вероятна прибыль, связанная увеличением производительности труда. c. Снизятся издержки сотрудникам по льготам за вредные условия труда. d. Снизятся расходы и материальные потери на устранение аварий и пожаров. В следствии чего, можно еще раз подчеркнуть, что совершенствование системы управления производительностью безопасностью труда труда в организации, благоприятно а на соответственно и на дальнейший финансовый успех и процветание предприятия. 42 влияет
Заключение Актуaльность темы выпускной квалификационной работы определяется возрастающей значимостью управления безопасностью трудa в системе социально-экономической защиты работников, направленной на сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности. В ходе выполнения данной работы была выявлена цель, заключающаяся в выполнении анализа и разработки мероприятий по совершенствованию системы безопасности труда на предприятии ООО «Инсоф-Марин». Изучены теоретические основы формирования системы безопасности; проанализированы кадровый состав, уровень травматизма и управления безопасностью труда на предприятии, а также разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления безопасностью труда на предприятии. Цель выпускной квалификационной работы была достигнута. При выявлении цели, были сформированы такие задачи, как изучение теоретических основ формирования системы управления безопасностью труда, проведение анализа кадрового состава и системы управления безопасностью труда на предприятии, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью труда на примере ООО «Инсоф-Марин». Данные задачи были выполнены и сформированы следующие выводы. 1. Анализируя качественный и количественный состав персонала в ООО «Инсоф_Марин», следует отметить, что численность сотрудников организации напрямую зависит от тяжести труда и количества объемов работ. Основная часть сотрудников, это плавсостав, преимущественно сотрудники мужского пола, в возрасте от 30 и старше, что связано со спецификой деятельности организации. 2. В ходе проведения анализа труда в ООО «Инсоф-Марин» требуемые мероприятия по охране труда выполняются, необходимая документация по охране труда ведется. 43
3. За анализируемый период наиболее распространенными происшедшие на производстве случаи оказались переломы, как правило, по причине невнимательности, неосторожности и халатности работников. В 2017 году не произошло ни одного несчастного случая на производстве, что говорит об улучшении на предприятии трудовой дисциплины. Основную массу убытков хозяйство имеет вследствие выплат по листам нетрудоспособности. Данный вид затрат включает заработную плату за период отсутствия на работе, стоимость медицинского обслуживания, лекарств и другие затраты, являющиеся непосредственным результатом несчастного случая и рассчитываются исходя из стажа работы и заработной платы работника. В 2016 году этот показатель достиг своего наибольшего значения 7560 руб., в то время как в 2017 году данных затрат не наблюдалось, поскольку несчастные случаи отсутствовали. При условии снижения травматизма и заболеваемости работников убытки могут быть минимизированы. Общий экономический ущерб предприятия вследствие травматизма имеет тенденцию снижению, так к 2017 г. он снизился почти в 2 раза, чему способствовала проведенная работа со стороны заместителя генерального директора по безопасности мореплавания. Исходя из проведенного анализа состояние охраны труда и экологии в ООО «Инсоф-Марин» можно признать удовлетворительным. На основании данных анализов имеет место предложить следующие мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда в организации: 1. Работники, загруженные работой на вредных или же небезопасных условиях труда, в том числе на работе, вырабатываемой в определенных температурных и погодно-климатических условиях или же взаимосвязанных с загрязнением, должны быть снабжены дополнительными (либо более качественными) СИЗ. В том числе смывающимися и обезвреживающимися средствами. 44
2. Проверить и по необходимости дополнительно установить предохранительные, защитные и сигнализирующие устройства (приспособления) ввиду снабжения безопасного использования и аварийной защиты производственных связей и построек. 3. По необходимости обеспечить или улучшить гардеробные, душевые, умывальные, уборные, места личной гигиены и размещения душей, хранения и выдачи спец. одежды и т.д., т.е. оборудованием по установленным нормам санитарно-бытовых помещений 4. Обучить и проверить сотрудников на знания по безопасности труда в организации. 5. Обучить сотрудников первой помощи пострадавшим 6. Купить стойки, тест-тренажеры и т.д для инструктажа по безопасности труда Данные мероприятия по совершенствованию системы управления безопасностью труда благоприятно повлияют на производительность труда в организации, а соответственно и на дальнейший финансовый успех и процветание предприятия. В свою очередь стоит отметить, что планирование и внедрение работ по охране труда – живой процесс, который нельзя бездумно повторять из года в год. Для повышения безопасности производства необходимо постоянно выявлять факторы риска, оценивать их и принимать меры для их снижения. Это является прямой обязанностью работодателя по международным стандартам СУОТ (Системы управления охраной труда). И именно это служит обоснованием планирования работ по охране труда. По итогам мониторинга производственной деятельности на предприятии следует регулярно разрабатывать профилактические и корректирующие мероприятия по ОТ и вносить их в годовой план. Любое мероприятие по охране труда должно анализироваться с точки зрения: цели мероприятия; планируемых результатов; количества охваченных работников. 45
Список использованных источников 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. 27.09.2014 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление. – 20.03.2016 г. 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // Справочная- правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление. – 20.03.2016 г. 3. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 (ред. от 28.07.2005) «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда». 4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". 5. Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 N 65 (ред.от. 09.04.1996) «Об утверждении Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций. 6. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда". 7. Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях". 8. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации". 46
9. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". 10. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4209). 11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010)"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". (Ст. 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.) 12. Федеральный Закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 13. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной аналогичное управляющий заключении ответственностью". условие, будут (Согласно ст. следовательно, выступать коллективного управляющая представителем договора, 42, если предусмотрено организация или работодателя при уставом организации не предусмотрено иное). 14. Федеральный закон от 24.07.1998г № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Ст.3). 15. Федеральный Закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». 16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». 17. Кляуззе, В. П. Управление профессиональными рисками в системах управления охраной труда : монография / В. П. Кляуззе ; 47
Белорусский государственный экономический университет. - Минск : БГЭУ, 2011. - 203 с. : ил. 18. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 352 c. 19. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. т.1 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c. 20. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. — М.: Юрайт, 2012. — 572 c. 21. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. — М.: Юрайт, 2013. — 572 c. 22. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда: учебник для бакалавров. 2-е изд., пер. и доп. / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 572 c. 23. Бурашников, Ю.М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях пищевых производств / Ю.М. Бурашников. — СПб.: Гиорд, 2007. — 416 c. 24. Гридин, А.Д. Охрана труда и безопасность на вредных и опасных производствах / А.Д. Гридин. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 160 c. 25. Гридин, А.Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д. Гридин. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 224 c. 26. Еремин, В.Г. Безопасность труда в машиностроении в вопросах и ответах / В.Г. Еремин и др… — М.: Машиностроение, 2004. — 192 c. 27. Еремин, В.Г. Безопасность труда в машиностроении в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.Г. Еремин, А.Г. Схиртладзе, В.В. Сафронов, Г.А. Харламов. — Ст. Оскол: ТНТ, 2009. — 240 c. 48
28. Ковалев, В.П. Охрана труда и промышленная безопасность при эксплуатации строительных мачтовых подъемников / В.П. Ковалев. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 200 c. 29. Кукин, В.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / В.Л. Кукин. — М.: Высшая школа, 2003. — 439 c. 30. Кукин, П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда). 5-е изд., стер. / П.П. Кукин, В.Л. Лапин. — М.: Высшая школа, 2009. — 335 c. 31. Куликов, О.Н. Безопасность труда на предприятиях строительных материалов, изделий и конструкций: Учебник для студентов учрежд. высш. проф. образования / О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. — М.: ИЦ Академия, 2011. — 368 c. 32. Куликов, О.Н. Безопасность труда на предприятиях строительных материалов, изделий и конструкций / О.Н. Куликов, Е.И. Ролин. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2011. — 368 c. 33. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. — М.: Проспект, 2012. — 72 c. 34. Михайлов, Ю.М. Промышленная безопасность и охрана труда. Справочник руководителя (специалиста) опасного производств-ого объекта / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2014. — 232 c. 35. Пасютина, О.В. Безопасность труда и пожарная безопасность при механической обработке металла на станках и линиях: Учебное пособие / О.В. Пасютина. — Мн.: РИПО, 2012. — 108 c. 36. Сибикин, Ю.Д. Безопасность труда при монтаже, обслуживании и ремонте электрооборудования предприятий: Справочник / Ю.Д. Сибикин. — М.: КноРус, 2013. — 288 c. 49
37. Сибикин, Ю.Д. Охрана труда и электробезопасность / Ю.Д. Сибикин. — М.: Радио и связь, 2012. — 408 c. 38. Сибикин, Ю.Д. Охрана труда и электробезопасность. Издание 3- е / Ю.Д. Сибикин. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2014. — 448 c. 39. Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в строительстве: Учебное пособие / А.В. Фролов, В.А. Лепихова, Н.В. Ляшенко. — Рн/Д: Феникс, 2010. — 704 c. 40. Salminen, S. Have young workers more injuries than older ones? An international literature review (2011) Journal of Safety Research, Vol. 35, pp. 513521. 41. Mučenski, V., Peško, I., Trivunić, M., Ćirović, G., Dražić, J. Identification of Injury Risk in Building Construction –Education (2013) Technical Gazette, Vol. 20(6), pp. 189-197. 42. Kines, P. Construction workers' falls through roofs:: Fatal versus serious injuries (2002) Journal of Safety Research, Vol. 33(2), pp. 195-208. 50
Приложение А Согласовано: Протокол собрания Трудового коллектива «25» сентября 2012г. Сроки выдачи спецодежды № п/п Наименование СИЗ Костюм х/б 1. Костюм рыбацкий 2. Свитер 3. Белье теплое 4. Сапоги кирзовые или резиновые 5. Портянки 6. Нарукавники прорезиненные 7. Шапка-ушанка 8. Фартук прорезиненный 9. Куртка на утепленной прокладке 10. Полушубок, тулуп 11. Валенки, галоши 12. Плащ непроникаемый 13. Пояс теплозащитный 14. Ответственный – ст. пом. Капитана Количество 10 6 10 10 10 10 20 10 20 10 4 10 2 20 Срок носки 12 мес 16 мес 24 мес 24 мес 16 мес 12 мес 6 мес 36 мес 12 мес 24 мес 48 мес 24 мес 36 мес 24 мес Генеральный директор ООО «Инсоф-Марин» Н.Н. Хегай 51
Приложение Б 52
53
54
55
56
Приложение В 57
58
59
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв