ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ
ПОЛИМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
очной формы обучения, группы 05001422
Исакова Артёма Андреевича
Научный руководитель
старший преподаватель
Дахова М.Н.
БЕЛГОРОД 2018
Оглавление
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты управления качеством
продукции ............................................................................................................ 6
1.1 Понятие и сущность качества продукции ..................................................... 6
1.2 Факторы, влияющие на качество продукции .............................................. 11
1.3 Система управления качеством и принципы ее формирования ................ 16
Глава 2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия
ООО «РосЭкоПласт» и предложения по ее улучшению ............................ 24
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия.............. 24
2.2 Анализ системы управления качеством ООО «РосЭкоПласт» ................. 29
2.3 Пути повышения качества продукции предприятия .................................. 37
Заключение ....................................................................................................... 47
Список литературы ......................................................................................... 50
Приложения ...................................................................................................... 55
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глобализация
экономики и развитие международных связей выдвигают более высокие
требования к качеству продукции. Соответствие продукции международным
и
национальным
стандартам
определяет
устойчивость
положения
предприятия на рынке, его конкурентоспособность. В условиях насыщенного
рынка и преобладания неценовой конкуренции качество продукции
относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия.
Повышение технического уровня и качества продукции определяет рост
эффективности производства в целом.
В
сложившихся
условиях
менеджмент
качества
должен
рассматриваться руководством любого предприятия как ключевая функция
корпоративного управления, направленная на достижение и поддержание
требуемого уровня конкурентоспособности.
Преобладающую роль в обеспечении функционирования предприятия
играет эффективная структура и организация менеджмента качества. В
последние годы во многих развитых государствах стало развиваться
направление по управлению качеством на нормативной основе. Это, в
первую очередь, создание систем обеспечения качества на предприятиях в
соответствии со специально разработанными международными нормами.
На данном этапе развития отечественной экономики категория
качества продукции приобретает большее значение в сознании потребителей
и к товару предъявляются повышенные требования по качеству. Именно
поэтому управление качеством является одним из главных направлений
деятельности каждого предприятия, и от эффективности используемых
методов управления качеством зависят как экономические показатели
организации, так и занимаемая предприятием доля рынка.
Управление
подтверждающим
качеством
является
возможности
предприятия
важнейшим
фактором,
по
продукции
выпуску
4
высокого качества.
Объектом
исследования
выступает
общество
с
ограниченной
ответственностью «РоссошьЭкоПласт» (ООО «РосЭкоПласт»).
Предмет исследования – система управления качеством продукции на
ООО «РосЭкоПласт».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка
рекомендаций по повышению качества продукции ООО «РосЭкоПласт»,
путем совершенствования системы менеджмента качества на данном
предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1)
рассмотреть теоретико-методологические аспекты обеспечения
качества продукции;
2)
дать
организационно-экономическую
характеристику
предприятия;
3)
проанализировать имеющуюся систему управления качеством
ООО «РосЭкоПласт»;
4)
предложить
пути
совершенствования
системы
управления
исследования
составляют
качеством продукции ООО «РосЭкоПласт».
Теоретико-методологическую
основу
труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления
качеством.
В работах В.Н. Фомина [48], В.Ю. Огвоздина [34], В.В. Радионова [40],
Е.О. Ермолаевой [17], С.В. Шарипова [54] подробно проанализирован
процесс управления качеством. На примерах рассмотрены факторы,
оказывающие влияние на качество, методы и принципы управления
качеством.
Эмпирической базой исследования явилась документация ООО
«РосЭкоПласт» за 2015-2017 гг., а именно устав, организационная структура,
бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, сведения об объемах
5
производства и объемах продаж.
Методы исследования: анализ, синтез, статистический, графический,
системный анализ, прогнозирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы,
положения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть
использованы в практике предприятий, имеющих сходную политику по
управлению качеством продукции.
Структура выпускной квалифицированной работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
6
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты обеспечения качества
продукции
1.1
Понятие и сущность качества продукции
В условиях рыночной экономики проблема качества определяется как
один из ключевых факторов повышения уровня жизни населения,
экономической, социальной, а также экологической безопасности. Качество
определяется
как
комплексное
понятие,
которое
является
мерилом
эффективности всех этапов деятельности: от разработки стратегии и
организации производства до разработки плана маркетинга и сбыта
продукции. Основным аспектом при рассмотрении системы качества
является качество готовой продукции.
Понятие
качества
формировалось
под
влиянием
различных
обстоятельств, складывающихся в процессе производства. Подобные условия
определяются спецификой производства разных видов продукции, так как
каждому товару выдвигаются свои объективные требования относительно
качества.
Повышение уровня сложности изделий повлекло за собой увеличение
количества оцениваемых свойств. Фокус внимания сместился к комплексной
проверке функциональных способностей изделия. При запуске массового
производства вопрос качества стал изучаться не с позиций отдельного
экземпляра, а с позиций нормы уровня качества всех производимых в
массовом производстве изделий.
По мнению В.Я. Белобрагина [5, c. 92], с развитием научнотехнического прогресса, повлекшего за собой автоматизацию производства,
понятие качества расширилось и стало включать в себя такой аспект как
«надежность».
Желание предприятий производить пользующийся спросом товар
выдвигало необходимость усиления контроля его качества, что привело к
разработке методов сбора и анализа дополнительной информации о качестве.
7
Предприятия, функционировавшие
в
условиях
рыночной
экономики,
стремились организовать комплексное наблюдения за качеством в процессе
производства. Упор был сделан на предупреждение появления дефектов.
Таким образом, по мере развития производства, понятие качества
постоянно развивалось и уточнялось. Уходят в прошлое подходы к качеству
как
к
чисто
технологической
проблеме,
решаемой
отдельными
специалистами. В настоящее время достижение высокого качества и
постоянное
совершенствование
всех
сторон
деятельности
являются
стратегическими задачами каждой эффективно действующей организации.
Лидерство, вовлечение персонала, ориентация на потребителя и управление
взаимоотношениями
с
заинтересованными
сторонами,
улучшения,
процессный подход и принятие решений на основе фактов – все эти
принципы управления качеством служат основой реализации эффективной
стратегии развития современных предприятий.
В
настоящее
время
под
качеством
продукции
понимается
совокупность ее свойств, которые характеризуют ее пригодность для
использования по назначению. Качество продукции – это совокупность ее
свойств, сформированных производителем, уровень которых наиболее полно
удовлетворяет потребителей. Современный рынок диктует такие условия,
при которых качество выпускаемой продукции должно соответствовать
общепринятым стандартам и превосходить качество продукции конкурентов
[1, с. 19].
На международном уровне требования к качеству определены
стандартами ИСО серии 9000 [14, с. 5], первая редакция которых вышла в
конце 1980-х годов и положила начало возникновению самостоятельного
направления менеджмента – менеджмента качества. Согласно ГОСТ ИСО
9000:2015 качество – это степень соответствия совокупности присущих
характеристик объекта требованиям.
Уровень качества продукции может быть оценен сопоставлением
важнейших технических или экономических показателей приобретенного
8
продукта с показателями международных требований к этому продукту.
Соответствующая количественная оценка свойства продукции или
группы свойств называется показателем качества продукции.
Существует множество показателей для оценки уровня качества
(рисунок. 1.1.1).
Уровень агрегирования
исследуемых свойств
Характер размерности
показателей
• единичные
• комплексные
• количественные
• качественные
Соответствие
жизненным стадиям
продукции
•
•
•
•
прогнозируемые
проектные
производственные
эксплуатационные
Рисунок 1.1.1 – Система показателей, характеризующих качество
продукции
Традиционно показатели качества продукции можно разделить на
группы по следующими критериями:
уровень агрегирования исследуемых свойств;
характер размерности показателей;
соответствие жизненным стадиям продукции.
В зависимости от уровня агрегирования оцениваемых свойств
продукции показатели качества делятся на:
1) единичные – независимые характеристики изделия, которые
способны обеспечить его потребителю какую-либо полезность (например,
габариты изделия, производительность, срок эксплуатации);
2) комплексные – характеризуют определённый набор полезных для
потребителя свойств изделия (например, стоимость использования, уровень
надёжности).
9
В зависимости от характера своей размерности показатели качества
делятся на следующие виды:
1.
Количественные, включающие в себя:
a)
абсолютные, которые в свою очередь подразделяются на:
–
балльные – инструментами измерения которых служат разного
рода балльные шкалы;
–
натуральные
–
измеряются
общепринятыми
физическими
единицами, например, метр, килограмм и т. п.;
–
стоимостные.
b)
относительные, характеризующие свойства, значения единиц
измерения которых имеют ситуативную природу (например, себестоимость
продукции, трудоёмкость её изготовления и т.д.).
2.
Качественные, характеризующие таких свойства предметов,
проявление которых невозможно количественно измерить (например,
эстетические показатели, вкусовые характеристики и т.д.).
По критерию соответствия жизненным стадиям продукции показатели
качества делятся на:
1)
прогнозируемые, значения которых носят ориентировочный
характер и определяются на предпроектных стадиях;
2)
проектные,
закладываемые
в
изделие
на
стадии
его
проектирования и формирующиеся в зависимости от результата конкретных
конструкторско-технологических решений;
3)
производственные, выражающие особенности, свойственные
производственной системе, в рамках которой разработанный проект находит
своё практическое воплощение;
4)
эксплуатационные,
конструкторских
характеристик,
определяющиеся
производственных
как
совокупность
условий
создания
продукта и условий его использования целевым потребителем.
Каждый товар имеет ряд показателей качества, которые можно
измерить и проконтролировать. Качество товара, характеризующегося
10
несколькими показателями, определяется взвешенной суммой значений
отдельных признаков [22, c. 171].
Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:
показатели качества самой продукции;
показатели качества процесса производства;
показатели эксплуатационных качеств продукции.
Улучшение качества товаров – основа процветания не только
предприятий, но и государства в целом. Для управления качеством
продукции и его повышения в первую очередь требуется произвести оценку
уровня качества. Наука, связанная с количественной оценкой качества
продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции
является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в
системе управления качеством продукции. В общем виде процесс оценки
уровня качества отражен на рисунке 1.1.2 [9, c. 15].
Цель оценки
уровня качества
Выбор базовых
показателей качества
Выбор метода
оценки уровня
качества
Определение
значений
показателей
Сопоставление
базовых и реальных
значений
Обоснование
рекомендаций
Рисунок 1.1.2 – Этапы оценки уровня качества продукции
11
Рекомендации по повышению качества продукции разрабатываются
исходя из результатов анализа качества выпускаемой продукции, при этом
учитывая такие параметры как:
потребности платежеспособной доли потребителей в продукции
определённого качества;
специфика отрасли и направлений её развития;
требования актуальных стандартов;
прогнозы технического прогресса [33, с. 68].
Значение показателей качества могут быть сформированы на основе:
стандартов или нормативов;
прогнозируемых значений;
рекомендуемых лидирующими в отрасли организациями значений;
лучших существующих значений в мировой или национальной
практике.
Показатель качества продукции ‒ комплексная характеристика одного
или
нескольких
свойств
продукции,
составляющих
её
качество,
рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и
эксплуатации или потребления.
1.2
Факторы, влияющие на качество продукции
Качество продукции – это совокупность объективно присущих
продукции свойств и характеристик, уровень которых формируется при
создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей
[30, с. 19].
Качество продукции является ключевым показателем хозяйственной
деятельности предприятия, поскольку в значительной степени определяет его
выживаемость в условиях рынка. Выпуск качественной продукции – это один
12
из наиболее надежных способов обеспечить организации достижение и
поддержание высокой прибыли.
На качество продукции оказывает влияние большое количество
факторов, которые условно можно разделить на два крупных блока: внешние
и внутренние (рисунок 1.2.1) [8].
Факторы, влияющие на качество продукции
Внешние
- экономические
- политические
- рыночные
- технологические
- социальные
- международные
Внутренние
- информационной
оперативности
- технические
- эксплуатационные
- организационные
- экономические
- социальные
Рисунок 1.2.1 ‒ Факторы, влияющие на качество продукции
Организация не в силах влиять на факторы внешней среды, но
способна вести их своевременный учет с целью прогнозирования возможных
изменений, что в итоге может обеспечить более быструю и точную
адаптацию к внешним условиям [33, с. 7].
Каждая организация уделяет особое внимание факторам внутренней
среды. Данные факторы напрямую зависят от действий организации. От
умения менеджеров точно оценить влияние каждого фактора на продукт и
способности найти оптимальное решение для фактора зависит уровень
качества готовой продукции [43, с. 15].
К внутренним факторам относятся:
1.
Технические факторы. Группа технических факторов является
ключевой в вопросах обеспечения качества продукции. Она предполагает
внедрение современного оборудования и технологии, применение сырья
13
более
высокого
своевременной
качества,
использование
модернизации
новейших
технических
линий
материалов,
производства.
Использование современного оборудования позволяет повысить уровень
качества с наименьшими затратами, позволяет использовать сырьё наиболее
рационально, при этом потребляя меньше электроэнергии. Так же
использование
современных
линии
при
производстве
позволяет
минимизировать ошибки человеческого фактора и повышает уровень
производительности труда.
Для формирования технических условий труда, при которых появление
бракованной
продукции
будет
сведено
к
минимуму,
предприятию
необходимо учитывать следующие факторы (рисунок 1.2.2) [4, с. 159].
качество
средств труда
качество
технологического
процесса
качество предметов
труда
качество
продукта
Рисунок 1.2.2 – Влияние компонентов технического фактора на качество
продукции
К техническим факторам относятся:
–
качество предметов труда: используемое сырье, комплектующие
изделия, документация и др. Качество обеспечивается за счет повышения
эффективности
входного
комплектующих изделий;
контроля
исходного
сырья,
материалов
и
14
–
качество средств труда: оборудование, инструменты, аппаратура,
технологическое
оснащение,
измерительное
оборудование,
средства
автоматизации труда и пр. Основными средствами реализации данного
фактора
являются
техническое
перевооружение
и
реконструкция
производства, автоматизация и комплексная механизация производственных
процессов, установка и использование высокоточного оборудования;
–
данного
качество технологических процессов. Усиление воздействия
фактора
обеспечивается
путем
типизации
технологических
процессов, активного контроля качества в процессе производства, внедрения
прогрессивных технологий.
Данные
мероприятия
составляют
основу
для
выпуска
конкурентоспособной продукции.
2.
Организационные факторы. Факторы, связанные с решением
вопросов, к которым относится рациональная организация труда, рост
ответственности
за
качество
производимой
продукции,
повышение
квалификации персонала и т.д. Повышение качества продукции за счет этого
фактора достигается путем внедрения эффективных форм внутризаводской
специализации,
разработки
организации
цикловых
и
оптимального
оперативных
способа
производства;
графиков
производства,
обеспечивающих ритмичную работу предприятия.
3.
Экономические
факторы определяются
затратами,
необходимыми для организации выпуска и реализации продукции, для
обеспечения необходимого уровня качества, политикой ценообразования и
системой экономического стимулирования персонала, а также включают в
себя учет, анализ и регулирование издержек на обеспечение требуемого
уровня качества продукции.
4.
Социальные
факторы.
Группа
социальных
факторов
характеризуют квалификацию работников, профессиональную структуру
кадров, уровень их образования, социально-психологический климат в
коллективе, повышение квалификации, мотивация персонала и др.
15
5.
Эксплуатационные факторы – это факторы, влияющие на
качество изделия в процессе его эксплуатации. К данной группе относится
текущий, плановый и капитальный ремонт, проведение регламентных работ,
соблюдение технической документации.
6.
Факторы
информационной
оперативности
–
факторы,
обеспечивающие своевременное поступление всей необходимой информации
лицам, в обязанности которых входит предотвращение появление брака [42].
Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество продукции,
представлена в виде диаграммы Исикавы (рисунок 1.2.3) [38, с. 43].
точность
измерений
производительность
стоимость
соблюдение
технологии
свойства
автоматические
устройства
механические
устройства
тип оборудования
Качество
продукции
образование
квалификация
эстетические
требования
отношение к работе
Рисунок 1.2.3 – Факторы, влияющие на качество продукции
Исходя из рисунка 1.2.3, следует, что в рассматриваемой диаграмме
основной акцент сделан на факторы внутренней среды организации.
Факторы, оказывающие влияние на качество продукции, были рассмотрены в
работе Н.С. Сачко [36, с. 3]. В своём подходе автор располагает факторы
последовательно, учитывая при этом порядок прохождения продукцией
этапов её жизненного цикла: проектирование (проект продукции, исходные
16
материалы), производство (оборудование, персонал), контроль продукции.
Автор отдает приоритет таким факторам, как состояние оборудования,
обеспеченность материалами, качество трудовых ресурсов и контроль
качества продукции.
Таким образом, качество продукции – это многоуровневая, системная
категория, на которую оказывает влияние множество факторов. Качество
отражает способность предприятия организовать производственный процесс
и тем самым удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон.
Одной из характерных черт развития мирового рынка являются
растущие требования к уровню качества продукции, и в условиях
конкурентной борьбы успешно развиваться могут только те предприятия,
которые ведут грамотное управление качеством продукции.
1.3
Система управления качеством и принципы ее формирования
Система управления качеством (СМК) вводится на предприятии с
целью управления качеством. Под системой менеджмента качества принято
понимать совокупность методов управления качеством на всех этапах
жизненного цикла продукции.
Система управления качеством включает действия, с помощью
которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и
ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
Целью
внедрения современной
системы менеджмента качества
является как повышение степени удовлетворения конечного потребителя,
ввиду получения на выходе высокого качества продукции, так и поиск
наиболее рациональных способов достижение данной цели.
Главной
задачей
СМК
является
обеспечение
безошибочного
протекания производственных процессов, то есть система направлена на
исключение действий, которые могли бы вызвать отклонения характеристик
продукции от нормы. Благодаря внедрению системы менеджмента качества
17
на
предприятии
гарантированно
обеспечивается
высокое
качество
продукции, оправдываются ожидания потребителей.
Предпосылки внедрения системы менеджмента [13, с. 74]:
– нестабильность качества продукции;
– неэффективное использование ресурсов;
– возникновение ошибок на всех стадиях производства продукции;
– несогласованность действий сотрудников и подразделений;
– отсутствие опыта и знаний у молодых специалистов.
Система менеджмента качества на предприятии всегда разрабатывается
исходя из особенностей деятельности предприятия, при этом учитываются
характеристики конечной продукции, рынка её потребления, охватывая все
этапы жизни производимой продукции. Разработка СМК включает в себя
следующие аспекты деятельности предприятия [12, с. 75]:
– проведение маркетинговых исследований, изучение рынка сбыта
продукции;
– разработка структуры производственных процессов;
– организация производства и материально-технического снабжения;
– организация контроля, проведение испытаний и исследований;
– хранение и реализация готовой продукции;
– монтаж и эксплуатация продукции;
– предоставление технической помощи и гарантийное обслуживание.
При этом определяющую роль в построении системы менеджмента
качества играет соответствие международным стандартам качества. Одним
из наиболее распространенных стандартов является стандарт ISO 9001,
задающий методологию функционирования системы менеджмента качества.
Система управления качеством предполагает ориентацию деятельности
предприятия на ряд принципов [13, с. 5] (рисунок 1.3.1).
18
Ориентация на
потребителей
Менеджмент
взаимоотношений
Лидерство
Принятие решений,
основанное на
свидетельствах
Взаимодействие
работников
ISO 9001
Улучшение
Процессный подход
Рисунок 1.3.1 ‒ Принципы менеджмента качества
Согласно стандарту, существуют следующие принципы менеджмента
качества:
1.
Ориентация на потребителей. Высшее руководство должно
демонстрировать лидерство и приверженность в отношении ориентации на
потребителей посредством повышения уровня их удовлетворенности.
2.
Лидерство. На всех уровнях существуют лидеры, которые
устанавливают единство цели, формируют направления, а также создают
условия, при которых люди заинтересованы в достижении конкретных целей
относительно качества организации.
3.
Взаимодействие работников. Для организации важно, чтобы все
люди были компетентными, обладали полномочиями и были вовлечены в
создание ценности, поскольку такой персонал увеличивает возможности
организации по созданию ценности.
4.
Процессный
подход.
Последовательные
и
предсказуемые
результаты достигаются эффективнее, когда действия понятны и ими
управляют как взаимосвязанными процессами, функционирующими как
19
согласованная система.
5.
Улучшение. Для того чтобы поддерживать текущий уровень
функционирования, реагировать на изменения в ее внутренних и внешних
условиях и создавать новые возможности, организациям необходимо
ориентировать свою деятельность на улучшение.
6.
Принятие решений, основанное на фактах. Такие решения с
большей вероятностью приводят к намеченным результатам, поскольку
фактические данные и их анализ приводят к большей объективности и
уверенности в принятых решениях.
7.
Менеджмент взаимоотношений. Устойчивый успех достигается,
когда организация управляет взаимоотношениями с ее заинтересованными
сторонами так, чтобы оптимизировать их воздействие на ее характеристики.
Система менеджмента качества является комплексным понятием и
объединяет в себя принципы, методы, функции, формирующие схему
оптимального управления качеством. Под функциями СМК понимают
совокупность близких задач, стоящих перед системой управления качеством,
дифференцированных
по
этапам
жизненных
циклов
продукции,
конкретизируя их особенности [5, с. 25] (рисунок 1.3.2).
Планирование
потребительского
качества
Формирование
проектного
качества
Обеспечение
качества
Контроль и оценка
качества
Сохранение
качества
Улучшение
качества
Рисунок 1.3.2 – Функции СМК
20
Существуют следующие функции качества:
1. Планирование потребительского качества продукции. На данном
этапе выполняется разработка свода требований потребителя к продукту,
учитывая рыночную конъюнктуру.
2. Формирование проектного качества продукции. Данный этап
подразумевает составление проектной документации, учитывающей все
ранее представленные потребительские требования к продукту.
3. Обеспечение качества продукции. На данном этапе проводится
разработка нормативной и технологической документации, установка и
монтаж необходимого оборудования для запуска производства продукции.
4. Контроль качества. Данный этап подразумевает под собой анализ
комплексной оценки качества продукции путем анализа соответствия
полученных
характеристик
продукции
требованиям
нормативной
и
технологической документации.
5. Сохранение качества. Периодическая оценка качества продукции и
выполнение мероприятий по закреплению полученного уровня качества.
6. Улучшение
мероприятия,
качества.
основанные
на
На
данном
новых
этапе
разрабатываются
технологиях,
способствующие
повышению уровня качества продукции.
Планирование
СМК
не
является
разовым
мероприятием,
оно
рассматривается как процесс. Система подвержена влиянию и формируется в
зависимости от того как развивается предприятие. План включает в себя все
виды деятельности, относящиеся к области качества [23, с. 26].
Стандарт ИСО 9001 рекомендует применять процессный подход,
который включает цикл «Планируй ‒ Делай ‒ Проверяй ‒ Действуй» (PDCA)
и
риск-ориентированное
мышление.
Процессный
подход
позволяет
организации планировать свои процессы и их взаимодействие. Реализация
цикла
PDCA
позволяет
организации
обеспечивать
ее
процессы
необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и
21
реализовывать возможности для улучшения [14, с. 57] (рисунок 1.3.3).
Планируй
Делай
Проверяй
Действуй
Рисунок 1.3.3 – Цикл PDCA
Цикл «Планируй ‒ Делай ‒ Проверяй ‒ Действуй» можно описать так:
процессов,
планируй - разработка целей системы управления качеством и ее
определение
необходимых
ресурсов
в
соответствии
с
требованиями потребителей, анализ рисков и возможностей организации;
делай - выполнение запланированных мероприятий;
проверяй - мониторинг и измерение процессов, продукции и
услуг в сравнении с целями, требованиями и запланированными действиями
и сообщение о результатах;
действуй
-
принятие
мер
по
улучшению
результатов
деятельности в той степени, насколько это необходимо.
Разрабатывая и внедряя СМК, предприятие самостоятельно выбирает
способы и приемы воздействия на организацию производственного процесса
для достижения поставленных перед системой целей.
Существует следующая классификация методов [15, с. 95] (рисунок
1.3.4).
22
Экономические
•
•
•
•
•
•
внедрение системы экономического стимулирования;
внедрение системы материального стимулирования;
ценообразование с учетом уровня качества;
модернизация производства ;
модернизация продукции;
внедрение экономических мер воздествия на поставщиков.
Организационно-распорядительные
•
•
•
•
регламентирование;
стандартизация;
нормирование;
инструктирование.
Социально - психологические
•
•
•
•
моральное стимулирование;
формирование мотивов труда;
учет психологических особенностей персонала;
сохранение традиций предприятия.
Рисунок 1.3.4 – Классификация методов управления уровнем качества
1. Экономические методы. Данная группа методов подразумевает
создание экономических условий, побуждающих сотрудников предприятия
не только поддерживать заданный уровень качества, но и постепенно
повышать его.
2. Организационно-распорядительные методы внедрены через издание
приказов, распоряжений, главная цель которых заключается в повышении и
обеспечении необходимого уровня качества.
3. Социально-психологические методы. Данная группа методов имеет
психологический характер, оказывая влияние на социально-психологические
процессы трудового коллектива.
Подводя итог, создание системы менеджмента качества способствует
приобретению предприятием ряда преимуществ [25, с. 195]:
– обеспечение декларируемого качества продукции;
– совершенствование
эффективности
системы
предприятии;
– оптимизация документооборота предприятия;
управления
на
23
– общее повышение качества продукции предприятия;
– удовлетворение требований потребителей;
– усиление
ответственности
сотрудников,
ориентированность
на
конечный результат;
– минимизация коммерческих и имиджевых рисков, связанных с
ответственностью производителя;
– получение долгосрочных конкурентных преимуществ.
Таким образом, в данной главе рассмотрены основные теоретикометодологические аспекты обеспечения качества продукции предприятия.
Было выявлено, что качество продукции является одним из основных
факторов, способствующих повышению объёмов реализации продукции и
повышению прибыли. На качество продукции оказывает влияние большое
количество факторов как внутренних, так и внешних. С целью управления
качеством на предприятии вводится система менеджмента качества. Система
менеджмента качества является комплексным понятием, она включает
действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и
определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых
результатов.
24
Глава 2 Анализ системы менеджмента качества продукции предприятия
ООО «РосЭкоПласт» и предложения по их улучшению
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «РоссошьЭкоПласт»
(далее – «РосЭкоПласт») - создано в соответствии с действующим
Гражданский Кодексом
Российской Федерации, Законом Российской
Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании
решения об учреждения от 12 апреля 2011 г.
Местонахождение: 396650, Воронежская область, г. Россошь, 50 Лет
СССР, 78/2.
Генеральный директор: Моргунов Игорь Алексеевич. Действует на
основании Устава.
Основной
целью
деятельности
Общества
является
извлечение
прибыли. Уставный капитал Общества составляет 35 000 (тридцать пять
тысяч) рублей. Общество имеет круглую печать, содержащую его фирменное
наименование на русском языке и указание на место его нахождения
(приложение А).
ООО «РосЭкоПласт» - это современное предприятие замкнутого цикла
по переработке вторичных полимеров.
Основным видом деятельности предприятия является производство
вторичной гранулы полиэтилена разных сортов, таких как:
1) вторичная гранула полиэтилена высокого давления;
2) вторичная гранула полиэтилена низкого давления;
3) вторичная гранула стретч;
4) вторичная гранула полипропилена.
Также компания производит различные виды стретч-пленок и пакетов,
бытового, медицинского и сельскохозяйственного применения, соблюдая при
25
этом требования заказчика, касаемо внешнего вида, материала производства
и его качества.
Весь ассортимент компании является продукцией собственного
производства. Исходным сырьем для производства выступают отходов
вторичной пленки (полиэтилен), жестких пластиков (ящики, канистры),
вторичных полимеров стирольной группы (АБС, полистирол), а также все
виды полипропиленовых отходов (полипропиленовые мешки из-под сахара,
круп, удобрений, сыпучих веществ), жесткий полипропилен (литники, трубы
и т.п.). предприятие перерабатывает полимерные отходы высокой степени
загрязнения, получая на выходе вторичную гранулу высокого качества.
ООО
«РосЭкоПласт»
расположенных
Воронежской,
Саратовской
в
имеет
Астраханской,
Московской,
областях,
что
собственные
базы
Белгородской,
Оренбургской,
обеспечивает
сбора
сырья,
Волгоградской,
Ростовской
областях
бесперебойные
и
поставки
качественного сырья для производства в течение всего года.
В настоящее время предприятие вышло на стабильный объем и,
перерабатывает до 700 тон полимерных отходов ежемесячно.
Помимо производственной деятельности, компания оказывает широкий
спектр услуг по переработке вторичных полимеров на современном
оборудовании, к ним относятся:
1)
дробление твердых пластиков, ПЭ, полистирол, ПП;
2)
агломерация ПНД, ПВД, ПП, стретч, полистирол, АБС;
3)
грануляция давальческого сырья;
4)
мойка давальческого сырья;
5)
переработка жестких пластиков на шредере.
Имущество компании зарегистрировано на дочернее предприятие ‒
ООО «Точка опоры», которое не взаимодействует с внешними компаниями в
ходе ведения основной деятельности, занимается только передачей в аренду
основных средств компаниям внутри группы. Данная структура работы была
выбрана группой с целью минимизации внешних рисков.
26
Дочернее предприятие ООО «Точка опоры» зарегистрировано 12
апреля 2011 года. Свидетельство № 36 00 3323235 выдано Межрайонной
инспекцией ФНС № 4 по Воронежской области.
Общество является коммерческим негосударственным предприятием.
Основными видами деятельности дочернего предприятия являются:
1)
сдача внаем собственного имущества;
2)
производство общестроительных работ по возведению зданий;
3)
монтаж металлических строительных конструкций.
Все движимое и недвижимое имущество – земельные участки,
производственные цеха, административное здание, складское помещение,
транспортные средства и производственное оборудование, находящееся в
собственности ООО «Точка опоры», передается по договорам аренды в
пользовании ООО «РосЭкоПласт».
Производственные площади компании составляют более 12000 кв.
метров. В постоянном режиме работают 7 производственных участков и
цехов, таких как:
1) цех грануляции по выработке вторичной гранулы;
2) цех экструзии;
3) лаборатория;
4) склады первичной сортировки сырья;
5) склад готовой продукции;
6) транспортный цех;
7) механический участок.
В настоящее время ведется строительство цеха по переработке
полипропилена.
Численность
персонала
предприятия
составляет
170
человек.
Основную долю в категории персонала занимает производственный персонал
- основные и вспомогательные рабочие. В виду того, что компания работает
круглосуточно, производственный персонал имеет сменный график работы.
27
Важным элементом, характеризующим предприятие с точки зрения
эффективности управления при осуществлении своей деятельности, является
организационная структура.
Структурная схема управления ООО «РосЭкоПласт» представляет
собой комплекс взаимосвязанных подразделений. Предприятие имеет
линейно-функциональную структуру управления, основным достоинством
которой
является
то,
что
она
дает
возможность специализировать
выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность
управления в целом (рисунок 2.1.1). Также в компании создан отдел
технического контроля, который осуществляет контроль качества входящего
сырья и материалов, а также контролирует качество готовой продукции.
Генеральный директор
Директор по
экономике и
финансам
Бухгалтерия
Отдел кадров
Коммерческий
директор
Исполнительный
директор
Начальник
производства
Главный
инженер
Технолог цеха
экструзии
Главный
механик
Мастера смен
сортировки
Главный
механик
Коммерческая
служба
Мастера смен
гранулирования
Рисунок 2.1.1 – Организационная структура ООО «РосЭкоПласт»
28
Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным
директором общества.
На основании данных бухгалтерской отчетности за 2015-2017 годы
(приложение Б), в таблице 2.1.1 представлены и проанализированы основные
финансовые показатели хозяйственной деятельности ООО «РосЭкоПласт».
Таблица
2.1.1
–
Технико-экономические
показатели
ООО
«РосЭкоПласт» за период 2015 – 2017 гг., тыс. руб.
Отклонение
Показатели
2017
2016
2015
1
2
3
4
1.Выручка
2. Себестоимость
продаж
3. Прибыль (убыток)
от продаж
Темп роста, %
20172016
2016 –
2015
2017 2016
2016 –
2015
5
6
7
8
341263 306624 157187
34639
149437
111,3%
195,1%
341574 303907 155040
37667
148867
112,4%
196,0%
-311
2717
2147
-3028
570
-11,4%
126,5%
4. Прочие доходы
6203
25
-
6178
25
24812%
-
5. Прочие расходы
-5013
-244
-
-4769
-244
2055
-
802
1310
287
-808
1023
38,3%
456,4%
633
1026
203
-625
823
39,1%
505,4%
102437
79092
56724
23345
22368
129,5%
139,4%
-0,09
0,89
1,37
-0,98
-0,48
-10,3%
64,9%
170
155
108
15
47
127,8%
116,1%
5. Прибыль (убыток)
до налогообложения
6. Чистая прибыль
(убыток)
7. Среднегодовая
стоимость активов
8. Рентабельность
продаж
9. ССЧ
На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что
в 2016 г. по сравнению с 2015 г. ООО «РосЭкоПласт» существенно улучшило
свои финансовые показатели: на фоне роста выручки от продаж и снижения
процентов к уплате существенно увеличилась чистая прибыль.
29
Одной из причин значительного увеличения прибыли в 2016 году
является установка и запуск в экструзионном цехе высокопроизводительных
линий по изготовлению полиэтиленовой пленки различного назначения.
Новое
оборудование
позволило
пополнить
ассортимент
продукции
следующими товарами: агростретч, плёнка для мульчирования, стретчплёнка, цветная стретч плёнка, термоусадочная плёнка. И, как следствие,
значительно повысить объемы продаж.
В 2016 году рентабельность продаж снизилась на 0,48%, так как темпы
роста затрат в 2016 году превысили темпы роста выручки на 0,9%, что также
является следствием изменения структуры ассортимента продукции. Однако,
чистая рентабельность выросла на 0,2%, что стало результатом снижения
процентов к уплате. В 2017 году прибыль предприятия от продаж
сократилась, поскольку себестоимость продаж превысила выручку. При этом
чистая прибыль была получена за счет оказания услуг по переработке
полимеров на давальческих условиях.
Таким образом, ООО «РосЭкоПласт» - это активно развивающееся
производственное
предприятие.
Используя
передовые
технологии
переработки вторичных полимеров, предприятие ежегодно повышает объемы
реализации продукции и расширяет её ассортимент.
2.2
Анализ системы управления качеством ООО «РосЭкоПласт»
Основной
вид
производимой
продукции
предприятия
ООО
«РосЭкоПласт» – вторичная гранула полиэтилена – термопластичный
полимер,
получаемый
в
процессе
переработки
вторичного
сырья.
Переработка вторичных полиэтиленов подразумевает термомеханическую
деструкции, в результате которой получается структурированная масса,
используемая для дальнейшей выплавки изделий.
Свойства вторично переработанного полиэтилена при соблюдении
технологии близки к свойствам исходного полимера, так как при
30
краткосрочном использовании деструкция, испытываемая полиэтиленом,
минимальна.
Вторичная гранула так же является сырьем для производства других
видов предоставляемой предприятием продукции – плёнки, пакетов и др.
Поскольку исходным сырьём для вторичной гранулы являются отходы
полиэтилена и прочие продукты утилизации, относящиеся к IV классу
опасности, от предприятия требуется особый подход как в вопросах
управления производственным процессом, так и в вопросах обеспечения
качества продукции.
Деятельность предприятия ООО «РосЭкоПласт» осуществляется на
основании лицензии серии 036 №00167 от 17.03.2016 года, выданной УРПН
по Воронежской области по сбору, обработке и утилизации отходов IV
класса опасности.
Продукция – пропилен вторичный гранулированный – не подлежит
обязательной сертификации, однако для подтверждения качества продукции
в 2016 году на основе государственных стандартов предприятием было
разработано и подтверждено соответствующее Техническое Условие 2298001-91186039.
Для упаковки из полимерных пленочных материалов так же было
разработано
соответствующее
ТУ
2293-002-91186039
и
проведена
добровольная сертификация по ГОСТ Р 52903-2007 на основании протокола
№573ЮК.10/2013от
18.10.2013
г.
Испытательная
лаборатория
ООО
«ЮгРесурс», рег. №РОСС RU.001.21АВ93 от 28.10.2011.
Действующая система менеджмента качества ООО «РосЭкоПласт» не
сертифицирована. Управление качеством на предприятии включает:
1) контроль качества поступающего сырья;
2) плановый контроль состояния производственного оборудования;
3) контроль готовой продукции.
На предприятии функционирует отдел технического контроля, в
обязанности которого входит осуществление приемки, селективной ручной
31
сортировки, а также визуальной проверки качества поступающего сырья и
материалов.
Механический участок своевременно обслуживает оборудование,
установленное на предприятии. На механическом участке осуществляются
ремонтные работы, тестирование оборудования и его отдельных элементов.
Для
определения
физико-механических
свойств
выпускаемой
продукции на предприятии создана располагающая всем необходимым
оборудованием лаборатория. Средства измерений калибруются и проходят
аттестацию на плановой основе. По завершении работы смены, каждая
партия готовой продукции отправляется на лабораторную экспертизу, по
итогам которой определяется её качество. Продукция предприятия может
быть
реализована
только
после
подтверждения
соответствия
её
характеристик принятым нормам.
Однако созданные условия не всегда позволяют добиться высокого
качества продукции. Предприятие периодически несет дополнительные
расходы, поскольку по завершении производственного цикла имеет место
внутренний брак. Конечная продукция не всегда отвечает заданным
характеристикам, следовательно, становится непригодной для дальнейшей
реализации и отправляется на еще один цикл переработки.
Переработка полимеров – энергоёмкий процесс, требующий больших
затрат энергии и труда. При таких условиях, появление брака влечет
необходимость повторной переработки сырья, что ведет к резкому скачку
значения
себестоимости
продукции,
а
также
негативные последствия:
1)
понижение сорта партии;
2)
внеплановое потребление ресурсов;
3)
снижение объемов производства;
4)
снижение прибыли.
вызывает
следующие
32
Для анализа причин появления продукции низкого качества на
предприятии необходимо рассмотреть карту технологического процесса
ООО «РосЭкоПласт» (рисунок 2.2.1).
Приемка сырья
Сортировка
сырья
Дробление
сырья
Мойка сырья
Сушка сырья
Гранулирование
продукции
Расфасова
продукции
Рисунок 2.2.1 – Карта технологического процесса переработки
вторичных полимеров ООО «РосЭкоПласт»
Приемка сырья и его сортировка осуществляется отделом технического
контроля. На данном этапе сотрудники оценивают качество поступившего
сырья
и
отбирают
сырье,
наиболее
соответствующее
требованиям
производственного процесса. Прошедшее проверку сырье поступает в цех
грануляции, где происходит его дальнейшая подготовка и переработка в
гранулу.
Готовая
вторичная
гранула
отправляется
в
лабораторию,
где
оцениваются ее свойства. Продукция, свойства которой соответствуют
принятому Техническому Условию 2298-001-91186039, отправляется на
расфасовку и дальнейшую реализацию, а несоответствующая требованиям
продукция отправляется на последующую переработку.
33
Вторично переработанные полимеры испытывают, как минимум, дватри цикла переработки, каждый из которых вызывает дополнительную
деструкцию
материала.
Данный
факт
означает,
что
на
качество
переработанных полимерных материалов влияет не только свойства
исходного утилизированного сырья, но и характер переработки, а также
количество циклов переработки.
Свойства исходного полимера и вторичного очень близки друг к другу
(таблица 2.2.1). Небольшие изменения в свойствах продукта обусловлены
операциями переработки, через которые прошел материал [18, с. 234].
Таблица 2.2.1 – Молекулярные и механические свойства исходного
и вторично переработанного образца полиэтилена
№
1
2
3
4
Свойство
Модуль упругости, Мпа
Прочность при растяжении,
МПа
Относительное удлинение при
разрыве, %
Ударная прочность, Н
596
Вторично
переработанный
полимер
640
33,7
34,2
69,7
36,9
135
120
Исходный полимер
При механической переработке полимеров необходимо избежать
дальнейшей деструкции в ходе технологического процесса. Этого можно
достичь правильным выбором оборудования для переработки, а также
созданием оптимальных условий переработки.
Проанализировав существующее оборудование, было выяснено, что
предприятие для переработки полимеров использует гранулятор YE I
Machinery YDN-V85, функционирующий на базе одного одношнекового
экструдера мощностью 140 кВт/ч и производительностью до 220 кг/ч.
34
С помощью данного оборудования возможна грануляция следующих
видов отходов:
1)
без предварительного дробления: пленочные отходы полиэтилена
высокого и низкого давления, полипропилена стрейтч пленок, вспененного
полиэтилена и полипропилена с маленькой площадью печати;
2)
с предварительным дроблением до фракции не более 25 х 25 х 5:
твердые пластиковые отходы, таких как бочки, биг-бэги и пр.
Потребности ООО «РосЭкоПласт» в отходах различной полимерной
продукции составляет более 1000 тонн в месяц, в результате чего
предприятие на постоянной основе в неограниченных количествах закупает
бытовые и производственные полимерные отходы.
Однако использование гранулятора YDN-V85 накладывает некоторые
ограничения на предприятие, а также выдвигает особые требования к
перерабатываемому
сырью.
Ограничения
обусловлены
тем,
что
использование одного одношнекового экструдера, входящего в состав линии
грануляции, не достаточного для переработки таких распространённых видов
отходов
как
полипропиленовые
ящики,
полиэтиленовые
бутылки
и
полигонное сырье.
Согласно
исследованиям
М.
Костадинова-Лолчева
[17,
с.
77],
переработка полимеров на одношнековом экструдере не позволяет добиться
максимального приближения параметров качества переработанной гранулы к
параметрам качества первичного полимера.
При использовании оборудования подобного типа наблюдается
ухудшение ключевых характеристик полимера в сравнении с результатами
переработки линией грануляции с использованием двух шнеков. На рисунке
2.2.2
приведены
данные,
характеризующие
влияние
числа
циклов
переработки и типа используемого при этом оборудования на конечные
механические свойства вторичной гранулы.
Более выраженное уменьшение удлинения при разрыве образца,
переработанного на одношнековом экструдере, отражает факт более
35
значительной деструкции сырья в этой машине, что свидетельствует о более
низком качестве конечного продукта.
Одношнековый
Двухшнековый
Относительное удлинение при
разрыве, %
800
700
600
500
400
300
200
100
0
0
1
2
3
Число циклов переработки
Рисунок 2.2.2 - Относительное удлинение при разрыве образца полимера
в зависимости от количества циклов переработки
Таким образом, недостатком гранулятора YDN-V85 является то, что в
процессе гранулирования материал проходит через один экструдер, в
котором в течение длительного промежутка времени на него оказывается
воздействие высоких температур, что вызывает деструкцию материала и
влечет снижение качества готовой гранулы.
За поддержание требуемого уровня качества продукции и соблюдение
технологии производства на предприятии отвечает начальник производства.
В его подчинении находятся мастера смен гранулирования, технолог цеха
экструзии, мастера смен сортировки (рисунок 2.2.3).
Согласно должностной инструкции, в его обязанности входит как
стратегическое, так и оперативное управление процессом производства.
36
Однако на практике все своё рабочее время начальник производства
проводит в цехе гранулирования, контролируя производственный цикл. Он
занимается поиском оптимальных рецептур для гранулы, их корректировкой;
производит выборочный контроль сырья, осмотр визуального качества
готовой продукции, сбор информации о работе от операторов, поиск
решений на месте в случае возникновения отклонений в технологическом
процессе.
Начальник
производства
Мастера смен
гранулирования
Отдел
технического
контроля
Технолог цеха
экструзии
Рисунок 2.2.3 – Структура производства ООО «РосЭкоПласт»
Вследствие чего управление качеством на предприятии осуществляется
по большей мере на оперативном уровне.
Результатом подобного управления становится то, мероприятия по
повышению
качества
разрабатываются
только
по
мере
появления
отклонений, а информация, содержащая характеристики как плохого сырья,
так и продукции с несоответствующим качеством, не регистрируется и, как
следствие, не анализируется, что ведет к искажению характера и
распределения затрат на обеспечение качества, поскольку управлять
качеством на предприятия возможно только на основе фиксированной
достоверной информации о состоянии дел, касающихся качества.
Таким образом, предприятие не ведет систематизированной работы по
повышению и стабилизации качества производимой продукции.
37
Проанализировав
систему
управления
качеством
в
ООО
«РосЭкоПласт», были выявлены следующие проблемы:
1)
использование оборудования, не способного перерабатывать
полимеры с максимальной эффективностью;
2)
отсутствие управления качеством на стратегическом уровне.
Можно сделать вывод, что для сокращения появления продукции
несоответствующего качества, а также брака, предприятию необходимо
создать на условия, при которых на производстве будет обеспечиваться как
безупречно налаженный технологический процесс, так и действиям со
стороны руководства, направленные на исключение появления бракованной
продукции и продукции несоответствующего качества. Если же технология
производства нарушается хотя бы на одном из этапов, то качество вторичной
гранулы значительно понижается, что критически сказывается на всех
показателях деятельности предприятия.
2.3
Пути повышения качества продукции предприятия
С целью устранения проблем в производственном процессе и
повышения качества выпускаемой продукции, а также для организации
управления качеством на всех уровнях управления в ООО «РосЭкоПласт»,
предложены следующие рекомендации:
1)
модернизировать существующую линию грануляции;
2)
реорганизовать структуру управления качеством на предприятии;
3)
обеспечить
производственный
процесс
современными
справочными материалами.
Опираясь на результаты исследования М. Костадинова-Лолчева,
согласно которым переработка полимеров одношнековым экструдером не
позволяет
добиться
предлагается
максимальных
модернизировать
показателей
существующую
качества
продукции,
линию
грануляции
38
предприятия путём добавления еще одного каскада ‒ дополнительного
экструдера EX-YDN-V65.
Установка
дополнительного
экструдера
повлечет
изменения
в
технологическом процессе. Благодаря наличию двухступенчатой системы,
весь процесс производства разделится на две стадии, что повысит
независимость процессов друг от друга и улучшит качество готовой гранулы.
Схема расположение экструдеров в линии грануляции после установки
экструдера YDN-V65 представлена на рисунке 2.3.1.
1 – экструдер YDN-V65; 2 – экструдер YDN-V85-P
Рисунок 2.3.1 – Предполагаемая схема расположение экструдеров в
двухкаскадном грануляторе ООО «РосЭкоПласт»
За счет разделения процессов на два этапа сократится время
воздействия высоких температур на исходное сырьё, что позволит исключить
возможность деструкции материалов.
В первом экструдере производится кратковременное воздействие
высоких температур на сырье, в результате чего сырьё плавится и из него
удаляется влага. Далее полученный расплав проходит через фильтр-сетку,
где
происходит
очищение
расплава
от
инородных
материалов,
продавливается во второй экструдер путем перелива расплава.
и
39
При переходе из одного экструдера в другой происходит естественная
дегазация, благодаря чему исключаются появление снижающих качество
продукции характеристик ‒ шероховатости и завоздушенности в расплаве.
Во втором экструдере материалы обрабатываются при низкой
температуре и скорости, что исключает потерю механических свойств
расплава и гарантирует качественное смешивание сырья и добавок.
В результате применения такой каскадной линии, получаемые гранулы
имеют одинаковый размер и физико-механические свойства.
Линия грануляции приобретёт систему двойной фильтрации в
результате перехода сырья из одного экструдера в другой, благодаря этому
сырье проходит двойную очистку, и требования к чистоте входящего сырья
снижаются.
Усовершенствованное оборудование расширит возможности компании,
позволив закупать и перерабатывать сильно загрязненные и сложные
полиэтиленовые отходы, такие как полигонные отходы, многослойные
материалы, вспененные материалы, материалы с большой площадью печати
красками и пр.
Подобное расширение возможностей позволит повысить объемы
производства и, как следствие, выручку предприятия.
Для комплексного управления качеством предлагается реорганизовать
структуру управления качеством на предприятии. С целью повышения
эффективности управления качеством предлагается разделить управление на
два уровня – стратегический и операционный.
Подобное разделение обязанностей позволит ООО «РосЭкоПласт»
реализовать
процессный
подход
в
управлении
качеством,
создать
документированную информацию, отражающую состояние показателей
качества на предприятии, а также сформирует условия для постоянного
улучшения и своевременного реагирования на изменения как на уровне
производства, так и на уровне планирования.
Предлагаемая структура представлена на рисунке 2.3.2.
40
Стратегический
уровень
Начальник
производства
Управление
качеством
ООО
"РосЭкоПласт"
Оперативный
уровень
Технолог цеха
гранулирования
- разработка и контроль мероприятий по
повышению качества продукции;
- ведению учета показателей качества
продукции, брака и его причин;
- обучение и мотивация персонала;
- разработка политики и планов качества;
- изучению причин возникновения
дефектов;
- проведение выборочных проверок
качества продукции.
- планирование работ;
- разработка рецептур;
- принятие оперативных решений;
- сбор информации о работе от
операторов;
- текущий контроль качества
производственного процесса.
Рисунок 2.3.2 ‒ Структура и функции управления качеством в масштабе
компании
На стратегическом уровне управление будет осуществлять текущий
начальник производства, поскольку он имеет опыт работы в ООО
«РосЭкоПласт», а также обладает следующими знаниями:
1)
технология
производства
продукции,
производимой
предприятием;
законодательные и нормативные правовые акты, методические
2)
материалы по управлению качеством продукции;
3)
организация учета, порядка и сроков составления отчетности о
качестве продукции;
4)
системы, методы и средства технического контроля качества;
5)
правила проведения испытаний и приемки продукции;
6)
основы
экономики,
организации
производства,
труда
и
управления;
7)
основы трудового законодательства.
Для осуществления управления на оперативном уровне предлагается
ввести новую должность – технолог цеха гранулирования. На данную
41
должность предлагается назначить наиболее опытного мастера из цеха
гранулирования, который обладает знанием технологии гранулирования,
умеет разрабатывать рецептуры приготовления гранулы, также способен
планировать деятельность цеха.
Для
расчёта
эффективности
предложенных
мероприятий
по
совершенствованию СМК на предприятии ООО «РосЭкоПласт» необходимо
оценить затраты на покупку оборудования, его доставку и установку, а также
затраты
на
обеспечение
производственного
процесса
современными
методическими и справочными материалами (таблица 2.3.1).
Таблица 2.3.1 – Затраты на модернизацию существующей линии
грануляции, тыс. руб.
Наименование статьи затрат
Покупка экструдера
Доставка и установка экструдера
Обеспечение производственного процесса современными
справочными материалами
Итого затрат
Закупить экструдер
YE
I
Machinery
Стоимость, тыс. руб.
535
70
5
610
YDN-V65
планируется
у
крупнейшего российского поставщика оборудования для производства и
переработки полимерных изделий ‒ компании «Эксимпак-Оборудование».
Преимуществом данного поставщика является то, что компания обеспечивает
высокий
уровень
профессиональный
сервиса
монтаж
в
послепродажном
оборудования,
периоде,
предоставляет
проводит
техническую
документацию на русском языке, проводит консультацию персонала
относительно работы оборудования, а также имеет долгосрочный контракт с
производителем YE I Machinery.
Таким образом, совокупные затраты на реализацию мероприятий
составят 610 тыс. рублей. Затраты на реализацию мероприятий предлагается
произвести во II полугодии 2018 г.
42
Для
расчета
эффективности
воспользуемся
методами
оценки
инвестиций с учетом фактора времени на период 2018-2020 гг. (таблица 2.3.2)
Таблица 2.3.2 – Прогнозируемые показатели деятельности без учёта
реализации мероприятий, тыс. руб.
Показатель
1. Выручка от продаж
2. Себестоимость продаж
3. Прибыль (убыток) от продаж
Фактические показатели
2015
2016
2017
157187 306624 341263
155040 303907 341574
2147
2717
-311
Плановые показатели
2018
2019
2020
393340 453363 522547
393244 452730 521215
96
633
1332
Исходя из плановых показателей, можно сделать вывод, что если
условия деятельности не будут изменены, то финансовые показатели ООО
«РосЭкоПласт» в 2018-2020 гг. будут демонстрировать незначительный рост.
В 2018 году, согласно плановым показателям, предприятие получит прибыль,
а в 2019 и 2020 будет наблюдаться тенденция у ее незначительному
увеличению.
Увеличение
циклов
переработки
гранулы
влечет
за
собой
дополнительные расходы энергии и труда, в следствие чего, повышается
себестоимость продукции.
Процент брака в 2017 году в общей доле себестоимости составил 2,5%.
Учитывая специфику деятельности, данный процент является существенным.
Предполагается, что модернизация линии гранулирования, а также
управление качеством на двух уровнях – операционном и стратегическом,
позволит снизить процент брака до 1 %.
Согласно плановым показателям, выручка во II полугодии 2018 года
составит 196 670 тыс. руб., а себестоимость 196 622 тыс. руб.
В таблице 2.3.3 представлены прогнозируемые показатели деятельности
предприятия после реализации данных мероприятий.
43
Таблица 2.3.3. – Показатели деятельности после модернизации
существующего оборудования, тыс. руб.
Отклонение от
плановых показателей до
внедрения мероприятий
Плановые показатели
после изменений
Показатель
1. Выручка от продаж
2. Себестоимость
продаж
3. Прибыль (убыток)
от продаж
2018
(II полугодие)
2019
2020
2018
2019
2020
196670
453363
522547
-
-
-
193672
445939
513397
-2950
-6791
-7818
2998
7424
9150
2950
6791
7818
Снижение уровня брака на 1,5% ключевым образом отразится на
финансовых
результатах
деятельности
предприятия.
Существенные
изменения прибыли объясняются спецификой деятельности предприятия,
подразумевающей высокое значение себестоимости.
Для наглядности на рисунках 2.3.3, 2.3.4 и 2.3.5 представлены
прогнозируемые значения себестоимости и прибыли за 2018-2020 гг.
196 000
194 000
192 000
190 000
188 000
186 000
184 000
182 000
180 000
До внедрения
После внедрения
Рисунок 2.3.3 – Планируемые значения себестоимости во II полугодии
2018 г., тыс. руб.
44
На рисунке 2.3.3 видно, что после внедрения предложенных
мероприятий прослеживается существенное снижение себестоимости во II
полугодии 2018 года.
520000
500000
480000
460000
440000
420000
400000
2019
2020
До внедрения
После внедрения
Рисунок 2.3.4 – Планируемые значения себестоимости в 2019-2020 гг.,
тыс. руб.
На рисунке 2.3.4 также прослеживается снижение себестоимости в 2019
и 2020 годах в результате внедрения предложенных мероприятий.
9000
8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
2018
2019
До внедрения
2020
После внедрения
Рисунок 2.3.5 – Планируемые значения прибыли от продаж
45
в 2018-2020 гг. тыс. руб.
График, изображенный на рисунке 2.3.5, наглядно демонстрирует
изменение прибыли, значения которой стремятся к увеличению.
Расчет дисконтированного денежного потока по годам представлен в
таблице 2.3.4.
Таблица 2.3.4 – Дисконтированный денежный поток по годам, тыс.
руб.
Год
Затраты
2018
2019
2020
Итого
610
-
Денежный
поток
2998
7424
9150
18962
Накопительный
Накопительный
Дисконтированный
денежный
дисконтированный
денежный поток
поток
денежный поток
2388
2763
2763
9812
5866
8629
18962
6180
14809
14809
Срок окупаемости рассчитывается следующим образом:
Срок окупаемости =
= 0,22 (года), что свидетельствует о том, что
затраты на предложенные мероприятия окупятся примерно на 3 месяц, что
подтверждает высокую отдачу от предложенных рекомендаций.
Чистая текущая стоимость проекта составит:
NPV = 2 763 + 5 866 + 6 180 = 14 809 тыс. руб.
Значение NPV больше нуля, таким образом, мероприятия эффективны,
так как за II полугодие 2018 года и последующие 2 года реализации
мероприятий ООО «РосЭкоПласт» получит прибыль от продаж в размере
14 809 тыс. руб.
Индекс доходности составит: PI = 14 809 000 / 610 000 = 24 руб.
То есть, на 1 рубль затрат приходится 24 рубля прибыли.
Соответственно, отдача от инвестиций в мероприятия высокая.
46
Таким образом, с целью совершенствования системы управления
качеством и повышения качества продукции на ООО «РосЭкоПласт» было
предложено модернизировать существующее оборудование, обеспечить
производственный процесс современными справочными материалами и
реорганизовать
структуру
управления
качеством
путем
изменения
обязанностей начальника производства и введения новой должности –
технолог цеха гранулирования.
Совокупные затраты на реализацию предложенных мероприятий
составят 610 000 руб. Проведя расчет дисконтированного денежного потока,
было выяснено, что за II полугодие 2018 года и последующие 2 года
реализации мероприятий ООО «РосЭкоПласт» получит прибыль в размере
14 809 тыс. руб., а затраты на мероприятия окупятся примерно через 3
месяца. На основе данного анализа можно сделать вывод, что предложенные
мероприятия
являются существенно изменят
результаты финансовой
деятельности предприятия в лучшую сторону, что говорит об их
эффективности.
47
Заключение
Качество продукции – это совокупность объективно присущих
продукции свойств и характеристик, уровень которых формируется при
создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей.
На качество продукции оказывает влияние большое количество
факторов, которые условно можно разделить на два крупных блока: внешние
и внутренние.
Организация не в силах влиять на факторы внешней среды, однако
факторы внутренней среды напрямую зависят от действий организации. От
умения менеджеров точно оценить влияние каждого фактора на продукт и
способности найти оптимальное решение для фактора зависит уровень
качества готовой продукции.
технические,
К ним относятся такие факторы как:
экономические,
социальные,
организационные,
эксплуатационные и фактор информационной оперативности.
Таким образом, качество продукции – это многоуровневая, системная
категория, на которую оказывает влияние множество факторов. Качество
отражает способность предприятия организовать производственный процесс
и тем самым удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон.
Улучшение качества товаров – основа процветания не только
предприятий, но и государства в целом. С целью управления качеством на
предприятии вводится система управления качеством. Под системой
менеджмента качества принято понимать совокупность методов управления
качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
Целью
внедрения современной
системы менеджмента качества
является как повышение степени удовлетворения конечного потребителя, в
виду получения на выходе высокого качества продукции, так и поиск
наиболее рациональных способов достижение данной цели.
Главной
задачей
СМК
является
обеспечение
безошибочного
протекания производственных процессов, то есть система направлена на
48
исключение действий, которые могли бы вызвать отклонения характеристик
продукции от
нормы. При совершенствовании системы управления
качеством особую роль играет соответствие международным стандартам
качества.
Развитие
химической
промышленности
привело
к
внедрению
полимерных материалов во все сферы жизни человека, однако изделия из
полимеров имеют один общий недостаток: они не разлагаются в
естественных условиях, что отрицательно сказывается на экологической
ситуации в стране.
В настоящее время, проблема переработки отходов полимерных
материалов обретает актуальное значение не только с позиций охраны
окружающей среды, но и связана с тем, что в условиях дефицита
полимерного сырья отходы пластмасс становятся мощным сырьевым и
энергетическим ресурсом.
ООО «РосЭкоПласт» - это современное предприятие замкнутого цикла
по переработке вторичных полимеров. Изучив деятельность предприятия,
было выяснено, что система менеджмента качества на предприятии включает
следующие элементы: контроль качества поступающего сырья, плановый
контроль состояния производственного оборудования, контроль готовой
продукции.
Однако созданные условия не всегда позволяют добиться высокого
качества продукции. Предприятие периодически несет дополнительные
расходы, поскольку по завершении производственного цикла имеет место
внутренний брак.
Проанализировав
возможные
причины
появления
брака,
были
выявлены следующие проблемы в системе управления качеством:
1)
использование оборудования, не способного перерабатывать
полимеры с максимальной эффективностью;
2)
отсутствие управления качеством на стратегическом уровне.
49
С целью устранения проблем в производственном процессе и
повышения качества выпускаемой продукции, предложены следующие
рекомендации:
1)
модернизировать существующую линию грануляции;
2)
реорганизовать структуру управления качеством на предприятии;
3)
обеспечить
производственный
процесс
современными
справочными материалами.
Просчитав финансовую эффективность мероприятий, было выяснено,
что совокупные затраты на реализацию предложенных мероприятий составят
610 000 руб. За II полугодие 2018 года и последующие 2 года реализации
мероприятий ООО «РосЭкоПласт» получит прибыль в размере 14 809 тыс.
руб., а затраты на мероприятия окупятся примерно через 3 месяца. Таким
образом, предложенные мероприятия существенно изменят результаты
финансовой деятельности предприятия в лучшую сторону, что говорит об их
эффективности и необходимости их реализации.
50
Список литературы
1)
Адлер, Ю.П. Управление качеством [Текст] : учебное пособие /
Ю.П. Адлер, Т.М. Полховская, Р.А. Нестеренко. – Москва : МИСиС, 2014. –
235 с.
2)
Анализ
методов
определения
конкурентоспособности
организаций и продукции [Текст] / Л.В. Баумгартен, // Маркетинг в России и
за рубежом. – 2015. – №4. – С. 23
3)
Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] : финансы
и статистика : учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 5-е изд., доп. и
перераб. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 251 с.
4)
Басовский, Л.Е. Управление качеством [Текст] : учебник /
Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 212 с.
5)
Белобрагин, В.Я. Качество: Уроки прошлого и современность
[Текст] / В.Я. Белобрагин. – Москва : АСМС, 2016. – 102 с.
6)
Белобрагин, В.Я. Основы стандартизации [Текст] : учебное
пособие : для вузов по направлению подготовки 221400 «Управление
качеством» / В. Я. Белобрагин, А.В. Зажигалкин, Т. И. Зворыкина – 2-е изд.,
доп. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 515 с
7)
В помощь предприятиям, готовящим продукцию к сертификации
[Текст] / В.И. Галеев, Т.Ю. Дворук // Сертификация. – 2016. – №2. – С. 4
8)
Варакута, С.А. Стандартизация, метрология и сертификация
продукции, процессов и услуг [Текст] : учебное пособие / С.А. Варакута. –
Москва : ИНФРА – М, 2015. – 207 с.
9)
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст] : учебник
для ВУЗов / Б.М. Генкин. – Москва : HOPMA-ИНФРА-М, 2013. – 246 с.
10)
Герасимов, Б.Н. Управление качеством [Текст] : учебное пособие
/ Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 304 c.
11)
Гиссин, В. И. Управление качеством продукции [Текст] : учебное
пособие / В. И. Гиссин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 256 с.
51
12)
Главное эффективность производства [Текст] / Г. Краузе //
Экономист. ‒ 2016. ‒ №10.
13)
Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст] : учебник для
бакалавров / Е.А. Горбашко. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 450 c.
14)
ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Системы менеджмента качества.
Основные положения и словарь [Текст] : нац. стандарт Рос. Федерации /
разраб. Всероссийск. научн.-исслед. ин-том сертификации. ‒ Введ. 2015-1101. – Офиц. изд. – Москва : Стандартинформ, 2015. – 49 c.
15)
ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества.
Требования» [Текст] : нац. стандарт Рос. Федерации / разраб. Всероссийск.
научн.-исслед. ин-том сертификации. ‒ Введ. 2015-11-01 . – Офиц. изд. –
Москва : Стандартинформ, 2015. – 24 c.
16)
Григорьев, В.В. Организация, планирование и управление
промышленным предприятием [Текст] / В.В. Григорьев. – Москва : ИнфраМ, 2015. – 452 с.
17)
Ермолаева, Е.О. Контроль качества продукции и услуг [Текст] :
учебное пособие / Е.О. Ермолаева. – Кемерово : КУЗБАСС, 2017. – 160 с.
18)
Зайцев,
Л.А.
Экономика,
организация
и
управление
предприятием [Текст] : учебное пособие / Л.А. Зайцев – Москва : ИНФРАМ, 2014. – 146 с.
19)
Зорин, Ю.В. Стандартизация, метрология и сертификация
продукции, процессов и услуг [Текст] : учебное пособие / Ю.В. Зорин. –
Москва : АСМС, 2016. – 45 с.
20)
Интеграция
управления
качеством,
сертификация.
Новые
возможности и пути развития [Текст] / В.Г. Версан // Сертификация. – 2017.
– №3. – С. 3
21)
Кostadinova Loultcheva, M. Recycling of hifh density polyethylene
containers [Текст] / M. Кostadinova Loultcheva, M. Proietto, N.Jilov // Polymer
Degradation and Stability. – 2014. – Vol. 57, P. 78-81
52
22)
Калиновская, Т.Н. Качество продукции [Текст] : экономический
словарь / Т. Н. Калиновская. – Москва : Экономика, 2016. – 96 с.
23)
Кожекин, Т.Я. Организация производства [Текст] : учебное
пособие / Т.Я. Кожекин, Л.М. Синица. – Минск : Перспектива, 2015. – 58 с.
24)
Кризисный период экономики и проблемы управления качеством
[Текст] / И.И. Чайка // Сертификация. – 2015. – №5. – С. 13
25)
Крылова, Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством [Текст] /
Г.Д. Крылова. – Москва : Издательство стандартов, 2015. – 140 с.
26)
Любушкин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия [Текст] / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова – Москва :
ЮНИТИ-ДАНА, 2015. ‒ 254 с.
27)
Мазур, И.И. Управление качеством [Текст] : учебное пособие :
для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» /
И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 3-е изд., стер. – Москва : Омега-Л, 2016. – 400 с.
28)
Математическое моделирование менеджмента качества [Текст] /
В.С. Мирошников // Инженерный журнал. – 2015. – № 6. – 34 с.
29)
Миронов, М. Г. Управление качеством [Текст] : учебное пособие
/ М.Г. Миронов – Москва : Проспект, 2015. – 288 с.
30)
студентов
Мишин, В.М. Управление качеством [Текст] : Учебник для
вузов,
обучающихся
по
специальности
«Менеджмент
организации» / В.М. Мишин – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИДАНА, 2015. – 463 с.
31)
Направления совершенствования работ по управлению качеством
в регионах мира [Текст] / М.К. Варгина // Сертификация. – 2014. – №1. – 9 с.
32)
Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятиях
[Текст] : учебно-методическое пособие / Н.И. Новицкий. –
Москва :
Проспект, 2015. – 235 с.
33)
Новые подходы к управлению качеством продукции [Текст] /
В.Н. Воскобойников // Экономика и жизнь. – 2014. – №50 – 15 с.
53
34)
Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и
практики [Текст] : учебное пособие / В.Ю. Огвоздин. – Москва : Дело и
Сервис, 2014. – 304 с.
35)
Организация учёта и оценки затрат предприятия на качество.
[Текст] / К.М. Рахлин // Стандарты и качество. ‒ 2016. ‒ №3. ‒ С. 34
36)
Официальный сайт ООО «РосЭкоПласт» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://rosecoplast.ru.
37)
Оценка
эффективности
менеджмента
в
реализации
цели
политики в области качества [Текст] / А.А. Довбня, И.И. Поединщиков //
Стандарты и качество. – 2016. – №3. – 12 с.
38)
Пивоваров, К.В. Планирование на предприятии [Текст] : учебное
пособие / К.В. Пивоваров – Москва : Дашков и К, 2014. – 87 с.
39)
Политику качества ‒ до каждого исполнителя [Текст] /
Л.Г. Павленко // Сертификация. – 2016. – №1. – 7 с.
40)
Радионов, В.В. Управление качеством [Текст] : учебное пособие
// В.В. Радионов. – Новосибирск : 2016. – 44 с.
41)
Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] /
Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева ‒ Москва, 2015. – 420 с.
42)
Сачко,
Н.С.
Организация
и
оперативное
планирование
машиностроительного производства [Текст] : учебное пособие для вузов /
Н.С. Сачко. – Минск : Выш. шк., 2015. – 591 с.
43)
Система менеджмента качества [Текст] / Е.Н. Рузаев
//
Стандарты и качество. – 2015. – № 4. – С. 61
44)
Система
обеспечения
конкурентоспособности
[Текст]
/
Р.А. Фатхутдинов // Стандарты и качество. – 2015. – №5. – С. 48
45)
Туровец,
О.Г.
Организация
производства
и
управления
предприятием [Текст] : учебник / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родинов
– Москва : ИНФРА-М, 2016. – 406 с.
54
46)
Факторы, влияющие на качество продукции в промышленном
производстве [Текст] / Е.А. Шацких // Альманах современной науки и
образования. – 2014. – № 12. – 140 с.
47)
Федюкин,
В.К.
Управление
качеством
производственных
процессов [Текст] : учебное пособие / В.К. Федюкин. – Москва : КноРус,
2015. – 232 c.
48)
Фомин,
В.
Н.
Квалиметрия.
Управление
качеством.
Сертификация [Текст] : учебное пособие / В.Н. Фомин. – Москва : Ось-89,
2015. – 384 с.
49)
Фрейдина, Е.В. Управление качеством [Текст] : учебное пособие /
Е.В. Фрейдина. ‒ Москва : Омега-Л, 2015. ‒ 189 c.
50)
Харрингтон,
Дж.
Управление
качеством
в
американских
корпорациях [Текст] : сокр. пер. с англ. – Москва : Экономика, 2016 – 272 с.
51)
Хофманн
Д.
Измерительно-вычислительные
системы
обеспечения качества [Текст] : пер. с нем. – Москва : Энергоатомиздат,
2014. – 231 с.
52)
Четырнадцать пунктов Деминга ‒ программа действий для
выживания производителей России [Текст] / Рубанюк, Ю.Т. // Стандарты и
качество. ‒ 2016. ‒ №7. ‒ С. 39
53)
Чечин, Н.А. Основы организации производства [Текст] : учебник
/ Н.А. Чечин. – Самара : СГЭА, 2015. – 153 с.
54)
Шарипов, С.В. Система менеджмента качества [Текст] : учебник
для вузов / С.В. Шарипов, Ю. В. Толстова – Санкт-Петербург : Питер, 2014. –
192 с.
55)
Шевелёва Г.И. Контроль качества продукции [Текст] : учебный
комплекс / Г.И. Шевелёва – Кемерово : КТИПП, 2015. – 140 с.
Примечание [Mi MIX 21]: Список
источников увеличить до 60
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв