Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект

Аннотация магистерской диссертации Миньковой Ольги Викторовны «СОЗДАТЕЛЬ КИНО В ЗЕРКАЛЕ МАССМЕДИА: КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ» Movie creator in the mirror of mass media: communicative and speech aspect Н. рук. – Коняева Юлия Михайловна, канд. филол. наук, доцент Направление подготовки – Журналистика Профиль – Журналистика сферы досуга Ключевые слова: создатель кино, дискурс о кинематографе, коммуникативный сценарий, речевой жанр портрета Key words: movie creator, discourse about cinematography, communicative scenario, speech genre of portrait Кино активно реагирует на ключевые проблемы современности, осмысливая актуальные социокультурные процессы и мировую историю. Киноискусство играет роль транслятора культурных кодов, стереотипов, тем самым формируя мировоззрение аудитории. Журналист, пишущий и говорящий о кино, становится посредником между искусством и аудиторией, помогая ей не только выработать ощущение прекрасного и чувство вкуса, но и понять перипетии кинопроцесса. Кино открывает широкие возможности познания, обогащая общество духовно, и, отражаясь в медиатекстах, способствует просветительской пропаганде в социуме. Изучение информации о кино, представленной в различных типах медиа, является значимой задачей журналистской науки, поскольку именно через СМИ формируется информационное поле, непосредственно влияющее на будущее восприятие кино; расставляются акценты на те или иные аспекты фильма; посредством указания на детали, не доступные обывателю, отображается реальная повестка дня. Все чаще в разнообразных источниках обнаруживаются не только анонсы предстоящих премьер, но и тексты других жанров, в том числе обзор и рецензия. Через описание творческого процесса и его реализацию в СМИ определяется образ творца, без которого создание кинопродукта невозможно. Интерпретация такого образа различна. Дискурс о кинематографе, как и любой другой, обладает определенными стилистическими особенностями и представляется немыслимым без выделения в тексте создателя кино. Создатель кино – это творец, являющийся частью кинопроизводства и вносящий свою лепту в наполнение отдельно взятого кинопродукта. Выделяя фигуру, медиа позволяют создать единые представления о наполнении кинокартины, о ее успешности и актуальности для общества. Творец представляет новую уникальную иерархию ценностей в социуме посредством воплощения творческих идей и замыслов. Таким образом, с помощью различных средств массовой информации можно подсознательно сформировать образ творца, а будущие представления о продукте этого создателя рождаются в синтезе событий, в которых существует личность не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Такие материалы формируют изучаемый дискурс о кинематографе. Обладая чертами как искусствоведческого, так и развлекательного дискурса, дискурс о кино являет собой набор уникальных характеристик и способов его восприятия. Самый молодой вид, за век своего существования получивший стремительное развитие и занявший прочное место в ряду других видов искусства, является и самым массовым, а потому неразрывно связан с бизнесом. То, какой тональностью будет наполнен текст о кинокартине и с помощью каких средств будет представлен творец, имеет непосредственное влияние на значимость фильма для зрителей. Кино становится популярным благодаря создателю. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персона играет важную роль в представлении кинокартины, репрезентация создателя кино в тексте обусловливает успешность коллективной работы команды по производству кинофильма, претендующего на именование предметом искусства. Степень научной разработанности проблемы основана на работах исследователей категориальной лингвистики, коммуникативистики, медиастилистики, занимающихся изучением стилистико-речевых особенностей репрезентации творческой личности в медиатексте, а также на материалах о текстовой экспликации эстетической оценки в арт-журналистике. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л. В. Янбулатовой об искусствоведческом тексте, В. И. Карасика о теории дискурса, Н. С. Цветовой о чертах арт-дискурса, М. М. Бахтина о речевых жанрах, Н. Д. Арутюновой и Е. М. Вольф об оценочности в текстах, Л. Р. Дускаевой об оценивании в искусствоведческом тексте, А. В. Бондарко, Т. В. Матвеевой, М. Н. Кожиной, Л. Р. Дускаевой и Ю. М. Коняевой о текстовых категориях, М. Минского, О. С. Иссерс, В. И. Шляхова, Л. Р. Дускаевой о коммуникативных сценариях, Ю. М. Коняевой о представлении персоны в медиатексте и др.В диссертации использованы следующие научные методы: контент-анализ, типологизация, классификация, обобщение, сравнительный анализ текста, интенционально-стилистический анализ, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа. Объектом исследования является портрет создателя кино, воплощенный в медиатексте, предметом – речевые особенности репрезентации творца в дискурсе о кино. Цель исследования – выявление особенностей речевой репрезентации создателя кино в медиатексте. Цель определила постановку следующих задач: 1) выявление стилистико-речевых особенностей дискурса о кино как части арт-дискурса; 2) изучение категории персональности в аспекте репрезентации творца в журналистском тексте; 3) выявление особенностей жанра портрета в медиатексте, выделение его композиционных частей и исследование способов их воплощения в текстах дискурса о кинематографе; 4) определение основных коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте и изучение особенностей их воплощения в медиатексте. Эмпирической базой исследования послужили медиатексты о кинематографе, кинобизнесе, творчестве режиссеров, актеров и других фигур, способствующих созданию представлений о киноискусстве, опубликованные в специализированных изданиях о кино (Искусство Кино, Сеанс, Афиша (раздел Кино), The Hollywood Reporter Russia, Сinemaholics и др.), а также тексты о кино, опубликованные в универсальных изданиях (РБК, Аргументы и Факты, Фонтанка, Огонёк, Газета.ру, Esquire, Colta, Сноб и др.). Научная новизна работы заключается в применении текстовой категории персональности для представления создателя кино в медиатексте и определении стилистико-речевых особенностей изображения представителей кинопрофессий, а также в выявлении коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте. Положения, выносимые на защиту: 1. Портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению создателя портрета, а именно – с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или персону. 2. Смысловая авторская позиция непосредственно влияет на субъективность или модальность публицистической речи. 3. Интенциональная характеристика текстов, посвященных репрезентации портрета творческой личности, значима тем, что отбор языковых средств, составляющих основу категории персональности в журналистском тексте, происходит в соответствии с целеустановкой автора и выбранным коммуникативным сценарием. 4. Репрезентация личности создателя кино в тексте отражена в русле осведомительной или оценочной интенции. 5. Для репрезентации личности творца необходимо наличие у автора медиатекста специальных знаний и опыта в интерпретации произведений искусства для исчерпывающего анализа творчества создателя кино и кинематографа в целом, а также для аргументирования оценочных доводов. Структура магистерского исследования состоит из нескольких частей: введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена определению основных особенностей дискурса о кинематографе и стилистико-речевых особенностей, отраженных в материалах дискурса. Вторая глава представляет изучение речевой репрезентации создателя кино в медиатексте на основе выделения речевого жанра портрета и применения коммуникативных действий, отвечающих категории персональности, с целью представления создателя кино. В третьей главе мы выделяем основные коммуникативные сценарии репрезентации личности создателя в медиатексте и на основе лингвостилистического анализа обосновываем их применимость в дискурсе о кино.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88127966e12684ee9e90
UUID: e2ec5055-00c3-41ef-8104-1c3b9eef5eec
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 27

Минькова Ольга Викторовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,3 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет