1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра журналистики
СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ
ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «ПЕРВАЯ СТУДИЯ» («ПЕРВЫЙ» КАНАЛ)
Выпускная квалификационная работа
студентки очной формы обучения
направления подготовки 42.03.02 Журналистика
4 курса группы 86001404
Колесовой Анны Олеговны
Научный руководитель:
канд. филос. наук,
доц. кафедры журналистики
В.Ю. Меринов
Допущена к защите
«___»_________________2018 г.
________ ____________________
Подпись
(расшифровка подписи)
Оценка______________________
«___»____________2018 г.
________ ____________________
Подпись
(расшифровка подписи)
БЕЛГОРОД 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА «ТОКШОУ».......................................................................................................................6
I.I. Определение понятия «ток-шоу», история его возникновения,
классификация жанра и особенности подготовки ток-шоу................................6
I.II. «Первая студия»: общие характеристики токшоу..........................................................................................................................18
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ ............................................................................................21
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ «ТОК-ШОУ» НА ПРИМЕРЕ
«ПЕРВАЯ СТУДИЯ» ПЕРВЫЙ КАНАЛ ..........................................................24
II. I. Организация и тематика ток-шоу «Первая студия»..................................24
II. II. Образ ведущего и его роль в ток-шоу «Первая студия». Приемы ведения
программы..............................................................................................................27
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II..........................................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................45
3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития отечественного телевидения жанр
«ток-шоу» становится всё более популярным. На протяжении последних лет
лидирующую
позицию,
среди
всех
его
разновидностей,
занимают
политические «ток-шоу». Передачи общественно-политического характера
прежде всего интересны аудитории в связи со сложившейся политической
обстановкой в мире, а так же с потребностью в социально-политическом
информировании.
Телевидение, стараясь отвечать запросам аудитории, заполняет часы
прайм-тайма преимущественно политическими программами. Создатели
программ приглашают гостей, с разными политическими позициями, в том
числе, из-за рубежа, показывая, таким образом, высокий уровень развития
демократии и свободы слова в стране.
Актуальность нашей работы состоит в том, что «ток-шоу» на
сегодняшний день это один из самых распространенных и востребованных
жанров на российском телевидении. Политическое «ток-шоу» «Первая
студия» - программа с очень высокими рейтингами. Однако, научных трудов,
которые были бы посвящены изучению особенностям структуры и методов
работы, в рамках отдельно взятых политических «ток-шоу», практически нет.
Объектом нашего исследования являются политические ток-шоу на
отечественном телевидении.
Предметом
выпускной
квалификационной
работы
являются
специфика и особенности ведения политического ток-шоу «Первая студия» с
Артемом Шейниным на «Первом канале».
Цель исследования состоит в том, чтобы провести проблемнотематический анализ выпусков программы, а также выявить основные
приёмы ведения политического ток-шоу «Первая студия».
Исходя из поставленной цели, мы обозначили несколько задач:
1)
Изучить научную литературу, посвященную данному вопросу.
2)
Изучить понятие «ток-шоу» и историю его возникновения.
4
3)
Представить классификацию и особенности подготовки ток-шоу.
4)
Провести проблемно-тематический анализ телепередач «Первая
Студия».
5)
Определить
особенности
ведения
политического
ток-шоу
«Первая студия».
6)
Выявить роль ведущего и его образ в программе.
Теоретическая база дипломного исследования строится на основе
разноаспектных
работ
нескольких
известных
исследователей
и
медиакритиков: Э. Могилевской, А.П. Короченского, И. Петровской, К.
Лариной, Е. Лариной, А. Салихова, В. Ершова и др.
Эмпирическая
база
исследования
включает
в
себя
выпуски
политического ток-шоу «Первая студия» на «Первом канале» за период с
23.01.2017 года по 20.07.2017 года.
В процессе своей работы мы применили следующие методы
исследования: метод научного наблюдения и описания, метод анализа, метод
типологизации, метод индукции, метод дедукции, метод контент-анализа.
Практическая ценность исследования заключается в возможности
использования результатов исследования в учебных курсах, посвященных
современному отечественному телевизионному контенту.
Структура дипломной работы подчинена логике, целям и задачам
исследования и состоит из введения, главы I, выводов из главы I, главы II,
выводов из главы II, заключения и списка использованной литературы, и
источников.
Во Введении мы излагаем актуальность, ставим цели, задачи
исследования, определяем методы исследования, говорим о теоретической и
практической значимости работы.
Глава I «Теоретические основы изучения жанра «ток-шоу».
В ней мы рассматриваем теоретические аспекты изучения «ток-шоу»
как жанра. Раскрываем историю создания и научные классификации «ток-
5
шоу». Выделяем особенности подготовки программ «ток-шоу». А так же
даём историческую справку о «Первой студии» на «Первом канале».
Глава II «Специфика политических ток-шоу на примере «Первая
студия» «Первый канал» посвящена анализу особенностей организации и
ведения
данной
передачи,
жанрово-тематическим
особенностям
исследуемого ток-шоу. Кроме того, мы рассмотрели особенности программы
сквозь призму образа ведущего.
В Заключении обобщаются итоги проделанной нами работы.
6
Глава I. Теоретические основы изучения жанра «ток-шоу»
I.I. Определение понятия «ток-шоу», история его возникновения,
классификация жанра и особенности подготовки «ток-шоу»
Ток-шоу – разговорный жанр, который является современным
аналогом теледискуссии. Словарь иностранных слов под редакцией Н.Г.
Комлева определяет «ток-шоу» (англ. talk – говорить, show – показ) как
массовую
коммуникативную
телепередачу
в
форме
беседы
видных
общественных деятелей «за круглым столом», нередко с возможностью
задавать вопросы ведущему и гостям [Комлев, 2010].
Жанр «ток-шоу» зародился в 1960-х годах на американском
телевидении. Его появление объясняют легендой: во время интервью в
прямом эфире, Фил Донахью понял, что у него закончились вопросы для
гостя. Журналист не растерялся, подойдя к одному из зрителей, которые
были в студии, он спросил «У вас есть вопрос к нашему гостю?». У зрителя
вопрос был. Отсюда и происходит жанр «ток-шоу» в изобретении Донахью
(Могилевская, http://).
Впервые программа Донахью вышла на телевизионном канале «WHIOTV», где с 1963 по 1967 год он работал утренним ведущим в прямом эфире с
участием приглашенных в студию гостей. Однако бюджет был маленьким и
Филу Донахью с трудом удавалось привлечь гостей из числа звезд. Для того,
чтоб заинтересовать аудиторию, а так же известных политиков и
представителей шоу-бизнеса, журналист решился на важное нововведение:
сосредоточение внимания не на знаменитых личностях, а на скандальных
проблемах в обществе, которые открыто обсуждались в эфире. Теледебют
«The Phil Donahue Show» состоялся в Дейтоне (штат Огайо).
7
В конце 1980-х годов, благодаря Филу Донахью, жанр «ток-шоу» стал
настолько популярен, что практически на всех телеканалах появились свои
ток-шоу. В условиях скрытого соревнования ток-шоу стали все меньше
фокусироваться на социальных и политических вопросах, приобретая всё
больше скандальный характер.
Становление жанра «ток-шоу» на Российском телевидении произошло
в 1982 году. Его создателем считается Владимир Познер, который был
партнером Фила Донахью по телемосту со стороны СССР. Другим
популярным ведущим ток-шоу стал В. Листьев, со своей передачей «Тема».
Журналист неоднократно отмечал, что создавал свои передачи, полагаясь
больше на интуицию, собственное видение журналистики, представление об
аудитории и текущий исторический фон (Меркулов, 1994, 94). Появление
западных программ на российских телеэкранах было вызвано рядом
объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей
идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие
все стороны жизни, в том числе и систему телевещания [Могилевская,
http://].
На начальном этапе, когда ток-шоу только появились в эфирах
российских телеканалов, они транслировались исключительно в вечернее
время. Во второй половине 1990-х годов по данным социологических
исследований аудитории, ни одно «ток-шоу» не входило в двадцатку лидеров
телепрограмм [Могилевская, http://]. Впрочем, изменение данной ситуации
произошло довольно быстро и ток-шоу начали занимать большую часть
дневного эфира на телевидении.
На современном российском телевидении «ток-шоу» обладают новым
форматом и самым разнообразным спектром направлений. Это и советы для
домохозяек, и народные рецепты, и поиск близких и знакомых, обсуждение
вопросов политики, культуры [Зверева, http://].
8
Жанр «ток-шоу» сочетает в себе журналистские и сценические приемы.
У каждого участника «ток-шоу», какую бы он не выполнял служебную
функцию внутри программы, есть роль, заданная ему авторами «ток-шоу».
Отличие «ток-шоу» так же состоит в тематической и функциональной
широте жанровой разновидности. Исследователи отмечают, что «ток-шоу»
вмещает в себя сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также
концентрируется вокруг личности ведущего.
За счет наибольшей популярности «ток-шоу» на современном
медиарынке данный жанр может включать в себя большое количество
подвидов. Например, ту же «телевизионную пресс-конференцию» мы можем
отнести к жанру «ток-шоу». Это связано с тем, что сам ведущий задает
большую часть вопросов, он заранее готовит сценарий или сценарный план.
Для человека компетентного лишь актуализируется информация, которая
уже существует у аудитории. Информационные программы, в том числе
информационно-аналитические, так же могут включать в себя элементы
«ток-шоу»
–
это
отличительная
черта
современного
российского
телевидения. Жанр «ток-шоу» имеет скорее развлекательный характер,
нежели информационный. Стоит заметить, что иногда термином «ток-шоу»
называют любую передачу, которая является «разговорной».
Современная журналистская наука предлагает несколько типов
классификаций ток-шоу по различным основаниям. Так, Н.В. Вакурова
предлагает широкий подход к понятию ток-шоу и выделяет несколько типов:
1)
Телемост – вариант разговорного жанра типа ток-шоу, в котором
используют возможность зрелищного противопоставления контрастных по
ментальности аудиторий (двух и более) с помощью техники спутниковой
связи, обычно удалённых друг от друга географически. Каждая из аудиторийучастниц имеет своего ведущего, от личных данных которого (харизмы,
лидерских качеств и т.п.) зависит частота включений и успех доставляемой
его аудиторией стороны.
9
2)
Теледебаты – вариант разговорного жанра типа ток-шоу или
дискуссии, совмещающий в себе элементы дискуссии, репортажа и интервью
с присутствием, использующий зрелищность предвыборной конкуренции
кандидатов.
Теледебаты
предвыборной
кампании.
–
неотъемлемая
В
вариантах
составляющая
теледебатов,
современной
предлагаемых
отечественным телевидением, вопросы могут задавать не только ведущий, но
и присутствующие в студии члены «команды» каждого из политических
оппонентов – представители его партии.
3)
Беседа. Представляет собой жанр аналитической публицистики,
проходит в формате диалога или полилога без резко выраженной
конфронтации сторон. Нередко в беседе присутствуют вспомогательные
интерактивные элементы типа видео- и фотодокументов. Существует в двух
форматах: беседа, посвященная какой-либо общественно-значимой теме или
с участием коммуникантов, способных вызвать интерес у смотрящей
аудитории. Часто является составляющей ток-шоу.
4)
Дискуссия
–
это
жанр
аналитической
публицистики,
представляющий из себя полилог с непосредственным участием в нём
ведущего и как минимум двух выражающих контрастные точки зрения на
поднятую общественно-значимую проблему сторон. На телевидении чаще
всего дискуссии транслируются без видеоряда, поэтому успех и рейтинг
передачи зависит от правильно подобранных участников, проработки
проблемы и умения импровизировать по ходу развития дискуссии.
Теледебаты – разновидность дискуссии, но сама дискуссия – нередко часть
ток-шоу [Вакурова, 2004, 24-36].
Место «ток-шоу» среди других разговорных передач определяется его
типологическими особенностями: с одной стороны – классические интервью,
а с другой – развлекательные программы. Мы, в нашей работе, опираемся на
следующую
классификацию
направленности:
жанра
«ток-шоу»
по
тематической
10
1.
Политические ток-шоу. Это особый вид «ток-шоу», в эфире
которого обсуждают политической ситуации в стране и на мировой арене, а
так же анализ отдельных законопроектов.
2.
Социальные ток-шоу. В студии происходит разбор социально
важных общественных проблем, например, алкоголизм, курение, наркомания
и др.
3.
Культурно-просветительские ток-шоу. В них рассматривается
состояние культуры, искусства в современном обществе, а так же ситуации в
сфере образования и просвещения.
4.
Бытовые
ток-шоу.
Затрагивают
сферу
житейских
взаимоотношений, советы по обустройству дома и быта, а так же по
воспитанию детей.
Учитывая современное положение жанров, в целом, и жанра «токшоу», в частности, мы считаем необходимым обратить внимание на то, что
«чистых» жанров на современном медиапространстве практически нет. В
связи с этим мы дополнительно выделяем еще:
5.
Общественно-политические ток-шоу – такие ток-шоу, где темы
выпусков затрагивают социальные и политические проблемы.
6.
Социально-бытовые ток-шоу – разновидность ток-шоу, когда
происходит освещение важных социальных вопросов, так и бытовых.
7.
Специализированные «ток-шоу» – те ток-шоу, выпуски которых
строятся на одной конкретной тематической линии.
Сам термин «talk show» появился не случайно, в нём упор делается на
слово «говорить». И говорить в ходе передачи должны как ключевые герои,
так и рядовые участники. В этом, собственно и был смысл новации Фила
Донахью. Неотъемлемым элементом ток-шоу как телевизионного жанра
является именно участие, а не простое присутствие в нём обычных людей,
11
непрофессионалов. Для этого организаторам необходимо создавать условия
для того, чтобы рядовые зрители могли высказывать свое мнение, задавать
вопросы экспертам, участвовать в диалоге с ведущим.
При этом свобода и демократизм определенным образом сочетается с
довольно четкой структурой и планированием. Создание и проработка
сценария любого ток-шоу совершается заранее сценаристами, режиссёрами и
ведущими. Таким образом, все ток-шоу имеют продуманную композицию,
которая, как правило, состоит из следующих элементов: зачин – развитие –
кульминация – развязка.
1.
Зачин заключает в себе приветственное слово ведущего зрителю;
оглашение темы выпуска; представление приглашенных гостей студии и
экспертов.
2.
Развитие ток-шоу – обсуждение обозначенной темы, раскрытие
характеров героев, представление разных мнений о проблеме, поиск
совместных решений.
3.
Кульминация – событие, вызвавшее наивысшее эмоциональное
напряжение участников ток-шоу.
4.
Развязка включает в себя: слова благодарности ведущего в адрес
людей, которые были вовлечены в процесс съёмки передачи за внимание и
участие; презентацию вывода; прощальные слова (Ларина, 2004, 75-77).
Ток-шоу имеют определенные особенности в процессе подготовки
выпусков. Сценарная разработка ток-шоу – это некоторое направление
тематической линии, которое необходимо для того, чтоб правильно
направить поток мыслей приглашенных гостей, обозначить постановку
проблемы и позицию ведущего, продумать возможные выводы [Кузнецов
2004: 78]. Журналист должен учитывать многие обстоятельства, связанные
со съемками. Это связано с тем, что даже для простого в техническом
отношении материале (например, запланированном интервью) необходимо
провести большую работу. «Съёмочная группа в нужном составе, полностью
12
оснащённая и готовая к работе, выступающий журналист – все должны быть
в нужном месте в строго оговоренные сроки» [Самарцев 2013: 39].
Первое звено в ток-шоу – это её ведущий. Именно он является тем, кто
привлекает внимание. К примеру, какая бы интересная не была тема ток-шоу,
если ведущий вызовет у аудитории антипатию, то провал программы
обеспечен. [Енин 2006: 139]
По мнению Дэвида Рэндала, ведущий – центральная фигура в ток-шоу.
Он должен соответствовать целому комплексу требований для того, чтобы
данная передача стала рейтинговой и действенной: знание и применение
этических, языковых, поведенческих и внешних норм. Каждая передача
обязана позаботиться о собственном типе ведущего, в то время как сам
ведущий должен создавать для себя определённый позитивный образ на
экране [Рэндал, 1999, 183].
Далее, следует тема передачи. Чаще всего сам ведущий определяет
тему программы. Важно заметить, что необходима четкая формулировка
темы, иначе двусмысленность каких-либо терминов станет удобным случаем
для препирательств сторон. Это может привести к тому, что ток-шоу
обернется простой ссорой, у которой нет ни целей, ни следствий. Стоит
отметить, что чем более серьезная тема, тем сложнее гарантировать легкость,
популярность и логичность действий.
Не всякая тема подходит для ток-шоу. Есть темы постоянные, которые
сменяются, к примеру, в зависимости от времени года. Ток-шоу не дает
информацию о проблеме, а разбирается в её причинах и предлагает решение.
От этого и зависит выбор темы передачи. Тем не менее, каждое ток-шоу
обладает своей тематической направленностью.
После того как определена тема передачи, необходимо решить кого на
неё пригласить. Гости – это те люди, которые прославились чем-либо, или же
они просто интересны своими поступками, мыслями, образом жизни. Это
замечательные специалисты, яркие личности и звёзды. Они отличаются тем,
13
что у них конкретные роли, исходя из которых, ведущий задает разные типы
вопросов. Евгений Енин говорит о таких ролях гостей на ток-шоу:
1.
Звезда – это известный человек, актер, политик и т.д. Есть модель
программ, где присутствие таких гостей является основополагающим. Это
связано с тем, что именно присутствие знаменитостей является «крючком»
для аудитории. Данный вид достаточно распространён, так как в
большинстве случаев программа является успешной, а роль ведущего может
сводится к минимуму. «В данном случае предполагается, что зрителям
интересно все, что может сказать этот человек, все, что с ним связано: его
мысли по какому-либо поводу, где он проводит отпуск, что ест на завтрак.
Эти незначительные в общем-то факты приобретают значение в глазах
аудитории именно потому, что их сообщает известный, интересный им
человек. Зрителю интереснее следить за обсуждением, если в нём участвуют
звёзды» [Енин 2006: 134].
2.
Личность – не имеет значения известный это человек для
аудитории или нет. Он интересен как человек, с каким-то уникальным
личным опытом, о котором он рассказывает. Это может быть всё, что угодно,
– изобретение нового гаджета, удачная попытка похудеть, большое
количество пластических операций и т.п. Известный человек так же может
выступать личностью, рассказывая о том, как он добился такого успеха.
Вопросы ведущего должны быть направлены на то, чтоб раскрыть личный
опыт приглашенного. Вопросы, например, для человека, который удачно
похудел, задаются именно в этой связи, либо они каким-то образом связаны с
его данным достижением. Если человек, который смог похудеть будет
рассказывать о том, как изменить политическую ситуацию в России, это
будет неуместно и комично. «Лицо» и «личность» – это редкий пример того,
как разные роли могут совмещаться в одном участнике программы.
Известный человек может рассказывать о своем личном опыте, то есть
«звезда» может переходить «в личность». А вот обратный переход уже
невозможен» [Енин 2006: 134].
14
3.
Тип – это человек, который представляет какую-либо группу
людей, которые объединены одними типичными признаками. Такой человек
представляет интерес для аудитории. «Вопросы к нему подразумевают
множественное число: «вы, космонавты...», «вы, гомосексуалисты...», «вы,
живодеры...», «вы, дворники...», «вы, студенты...» [Енин 2006: 135].
4.
Специалист – это человек, который приглашен исключительно
из-за его знаний в какой-то области. Вопросы для него направлены на его
познания. «Он интересен не сам по себе как человек, интересно его мнение
как специалиста» [Енин 2006: 137].
5.
Очевидец – человек, который никому не известен, не интересен,
так как является личностью с заурядной социализацией. Он приглашен на
программу лишь по тому, что он стал свидетелем событий или явления,
интересных для зрителей. Ценность для ток-шоу несет не он, а его
наблюдения. «Вопросы ведущего адресуются к его случайно полученным
знаниям, наблюдениям, опыту. Это может быть участник военного
конфликта, человек, спасшийся в катастрофе, киномеханик Сталина, студент,
сдавший сессию» [Енин 2006: 138]
6.
Болтун – интерес аудитории вызван самим процессом разговора –
монолога, что он говорит – не особо важно. Чаще всего, это люди комики или
юмористы, но не всегда.
7.
Носитель идеи – идея, которую человек приносит в студию
должна быть актуальной и интересной для аудитории. «Вопросы ведущего
должны помочь гостю изложить эту идею, ведущий должен помочь
аудитории найти ее слабые и сильные стороны» [Енин 2006: 131].
Как известно, одно из главных правил написания хорошего текста – это
запоминающиеся первый и последний абзац. Таким же образом строятся и
вопросы ток-шоу. «Дело в том, что вопросов в том виде, в каком они звучат в
15
эфире, до эфира, заранее просто не существует. Невозможно написать
вопросы, а потом выучить их наизусть до буковки» [Енин 2006: 47].
Количество вопросов для отдельной передачи напрямую зависит от
собеседника. Важно отметить одно условие – важность первого вопроса.
«Кто как его называет. Кто «крючок», кто «гарпун», кто «гвоздь». Считается,
что первый вопрос принципиально важен. Он должен «зацепить»,
«пригвоздить» зрителей, чтобы они не отрываясь, как прибитые, посмотрели
всю программу» [Енин 2006: 54]. В построении ток-шоу не должно быть
понятия «из крайности в крайность», поэтому необходимо, чтоб первый
вопрос захватил внимание зрителя, но вот удержать это внимание – это уже
задача второго вопроса.
Последний вопрос – это финальная точка, подведение итогов. Евгений
Енин в своей книге «Дао разговорной программы» предлагает три варианта
последнего вопроса для разговорной программы:
1.
«Вариант
первый.
Резюмирующий
вопрос.
«Итак,
вы
утверждаете, что все у нас будет хорошо?»
2.
Вариант второй. Вопрос, не имеющий отношения к теме
разговора. Раскрывающий гостя с неожиданной стороны. Маленький такой
взрыв, финальный фейерверк. Нет, это не переход на новую тему, это
«одиночный» вопрос, предполагающий возможность короткого ответа. «Это
правда, что вы стали дедушкой?»
3.
Вариант третий. Без финального вопроса. «Сбить» на лету. Гость
что-то эмоционально говорит, ведущий: «Вот на этой высокой ноте...». Но
такой вариант не всегда направлен на то, чтоб «сбить» человека. Зачастую
ведущий подобным образом просто прибегает к помощи говорящего.» [Енин
2006: 56]
То, какие вопросы задаст ведущий, напрямую зависит от темы
разговора, от его участников, а так же от аудитории, на которую нацелена
программа. Необходимо преподносить информацию не только актуальную,
но и новую.
16
Если участник ток-шоу сам по себе интересен, то не важно, что и как
он говорит и какие вопросы ему задают. Если удастся заполучить в студию
такого гостя, то достаточно даже самых примитивных вопросов для того,
чтоб все прилипли к телевизорам. [Енин 2006: 4]
Когда вопросы определены, Енин предлагает перейти к следующему
шагу – предынтервью. Из него мы можем понять, правильно ли
представляется ситуация, уточнить, есть ли что-то важное, что следует
выделить, но в вопросах этого не предусмотрено. Предынтервью проходит в
два этапа. «Первый этап - это когда звонишь потенциальному гостю и
приглашаешь его в эфир. Определяется, того ли ты человека зовешь. Вдруг
тема разговора совершенно не его тема? Просто звонишь: «Иван Иваныч, тут
у нас такое событие, можете ли вы прийти сегодня вечером на «Стенд»
поговорить об этом?». Иван Иванович или согласится, или скажет: «Ну что
вы, я этим не занимаюсь, а вот Иван Петрович как раз курирует это
направление». – «Иван Петрович, тут у нас такое событие, можете ли вы
прийти сегодня вечером на «Стенд» поговорить об этом?» - «Да, конечно».
Гость найден. Начинается второй этап». [Енин 2006: 45] Второй этап может
быть двух видов:
1)
Встреча ведущего и гостя заранее, для того, чтоб подробно
обсудить, о чем будет идти речь в программе
2)
Отличается
от
первого
тем,
что
разговор
происходит
непосредственно перед эфиром.
Важную роль в ток-шоу играет аудитория. У неё есть свои функции.
Прежде всего, вопросы из аудитории – некая помощь для ведущего, если у
него они закончатся, ведь так и появился сам жанр «ток-шоу». Так же,
аудитория – это создатель настроя и эмоционального фона в студии.
Спецификой
современных
политических
ток-шоу
является
то,
что
организаторы съемок точно следят за тем, чтоб аудитория выполняла все
17
заданные действия, никаких возгласов и хлопков от себя, они должны
говорить и делать лишь то, что им сказали. Зрителям в ток-шоу вовсе не
обязательно задавать вопросы. Таким образом они исключают главную
составляющую классического жанра «ток-шоу».
Когда все вышеперечисленные звенья определены, остается лишь
решить проблемы второстепенные, но не маловажные. Довольно сложно
определится со временем съемок, ведь необходимо, чтоб у всех гостей
получилось прийти, особенно, если ток-шоу идет в прямом эфире.
«Есть время начала программы. Фиксированное. Нужно успеть. Нужно,
чтобы были готовы все сюжеты. Нужно, чтобы не опоздал гость. Отложить
начало новостей минуток на десять, чтобы гость успел выехать из пробки, а
репортер домонтировать сюжет, - нельзя. На телевидение - или сделали к
началу программы, или все пропало» [Енин 2006: 82].
Общепризнанными канонами жанра «ток-шоу» являются лёгкость
разговора, высокий уровень артистизма ведущего, обязательное присутствие
гостей-экспертов, аудитории и сценарий. Однако, успех программы зависит в
основном от личности её ведущего и от того, какими способами он будет
удерживать аудиторию.
По мнению исследователя Т. Колокольцевой, эффект воздействия на
аудиторию усиливается посредством речи за счет широкого привлечения в
разговор
элементов
публицистичности.
Для
этого
ведущие
задают
риторические вопросы, а также вопросы с призывом обдумать поднятую
проблему [Колокольцева, 2012, 229].
Для поддержания и сохранения рейтингов ток-шоу практически всегда
используют следующие типы воздействия на телезрителей:
1)
вторжение – активное воздействие на зрителя без учёта его
готовности к восприятию информации. Данный тип воздействия присущ
ситуации отсутствия информации о характере аудитории;
2)
уход
–
тип
воздействия,
выстроенный
на
взаимной
отчуждённости автора передачи и аудитории: зритель не пытается понять
18
авторов программы, которые, в свою очередь, не ставят цели проникать в
души зрителей;
3)
самораскрытие – тип воздействия, который характеризуется
активным самовыражением коммуникатора. Его позиция адресуется зрителю
не как другому человеку, а как самому себе. В итоге такого монолога зритель
оказывается отстранённым;
4)
вовлечение предполагает единство зрителя и коммуникатора,
другими словами, их взаимное участие в происходящем на программе
действе и содействие ему, единое переживание прошлого, настоящего и
будущего.
I.II. «Первая студия»: общие характеристики «ток-шоу»
«Первая студия» – политическое «ток-шоу», которое выходило на
«Первом канале» с понедельника по пятницу в 18.25 (вечерний прайм-тайм)
в период 23 января – 20 июля 2017 года.
«Первый канал» позиционирует «Первую студию», как Прямой
информационный канал.
Ведущий программы Артём Григорьевич Шейнин – родился в Москве
26 января 1966 года. Сразу после получения аттестата о среднем образовании
в 1983 году в институт он не поступил, поэтому через год попал на срочную
службу в Афганистан, чего и желал (по его словам). В составе контингента
советских войск ему пришлось поучаствовать в десятках опасных боевых
операций. На «необъявленной войне» он многое испытал и пережил, и в 1986
году вернулся домой в звании сержанта воздушно-десантных войск.
Поступил на истфак МГУ им. М.Ломоносова, на кафедру этнографии (с 1992
г. – этнологии), который окончил в 1993 году.
19
В 1996 году работал антропологом, много путешествовал по Чукотке и
Сахалину. В этом же году увидел в газете объявление о том, что в программу
«Бесконечное путешествие» на телеканале РТР требуется ведущий. Шейнин
пришёл на кастинг, но не прошёл его. Тогда продюсер передачи Татьяна
Фонина назначила его на должность редактора, кем он и проработал в
течение года. Занимал аналогичную должность в ток-шоу «Национальный
интерес с Дмитрием Киселёвым».
Затем в качестве редактора и корреспондента принимал участие в
работе над документальными фильмами из серии «Новейшая история» на
НТВ
(«Афганский
капкан»,
«Съезд
побеждённых»,
«Красный
день
календаря», «Первая Первая леди» и др.). Параллельно — шеф-редактор
телепрограмм «Вместе» (программа о жизни стран СНГ, ОРТ и МГТРК
«Мир»), «Забытый полк» с Евгением Кириченко (НТВ) и «Однокашники» с
Егором Пироговым (ТВС).
С 2000 года по инициативе Татьяны Фониной Артём Шейнин стал
сотрудничать с известным телеведущим Владимиром Познером. В 2000-2002
годах – шеф-редактор программы «Времена», в 2002-2008 годах –
руководитель этой программы. С 2008 года – руководитель программы
«Познер»; в данной должности, по словам Познера, занимается организацией
съёмок, к содержанию программы не имея отношения.
В 2007-2009 годах принимал участие в закадровом озвучивании
сериалов для телеканала «2x2», среди которых «Рино 911», «Aqua Teen
Hunger Force» (ATHF), «Злобный мальчик», «Доктор Кац», «Майти Буш»,
«Доктор Морф».
В конце августа 2016 года, после избрания ведущего ток-шоу «Время
покажет» Петра Толстого депутатом Государственной думы, Шейнин занял
его место. До этого он неоднократно принимал участие в этой программе в
качестве эксперта. В первой передаче 2017 года Шейнина сменил ведущий
Анатолий Кузичев.
20
С 23 января по 20 июля 2017 года — ведущий ток-шоу «Первая
студия». С апреля этого же года периодически продолжает вести передачу
«Время покажет», после закрытия «Первой студии» становится основным
ведущим «Время покажет». В 2017 году был номинирован на премию ТЭФИ
в категории «Вечерний прайм» в номинации «Ведущий общественнополитического ток-шоу прайм-тайма» за свою работу на передаче «Первая
студия».
Параллельно с основной работой журналист занимался литературным
творчеством: в 2012 году издал повесть о годах службы в Афганистане «Мне
повезло вернуться», в 2015-м написал книгу «Десантно-штурмовая бригада».
При содействии Шейнина в 2017 году Союз писателей ЛНР выпустил
сборник прозы, поэзии и драматургии «Выбор Донбасса».
В начале 2018 года в интервью на радио MediaMetrics сравнил свою
работу телеведущим с боевыми действиями в Донбассе. При этом он
отметил, что сам не поехал воевать из-за возраста.
Цель программы – формирование общественного мнения за счет
обсуждения важных тем и главных событий, происходящих как в Российской
Федерации, так и в других странах мира. В дискуссии, происходящей в
студии ток-шоу, принимают участие политики, политологи, журналисты и
другие эксперты.
История создания и появления программы не известна. Ведь она
появилась на экранах «Первого канала» даже без анонсов. В этот день
выпуск
программы
«Давай
поженимся»
вовсе
отменили,
вечерние
шестичасовые новости сократили на 25 минут, запустив еще один их выпуск
в 19.50, а программа «Пусть говорят» отодвинулась на 15 минут.
Открытие
ток-шоу
«Первая
студия»
связано
с
конкурентной
необходимостью. Под конец 2016 года «Первый канал» впервые за много лет
отстал от «России 1», своего главного конкурента. Представители канала
«Россия 1» связали это тем, что они точно выстроили вечернюю сетку
вещания: когда политическое ток-шоу «60 минут» как бы подводит зрителей
21
к «Вестям», а потом к сериалу и следующему за ним «Вечеру с Владимиром
Соловьевым». «Первый канал» не стал придумывать что-то новое, а просто
повторил данную схему в своей сетке вещания. Таким образом, без
предварительных анонсов, вечерний прайм-тайм открыл Артём Шейнин в
«Первой студии». Сам ведущий в шутливой форме, в первых выпусках токшоу говорит о том, что так же звал свою жену ведущей к себе в программу,
но она не пошла, таким образом он даёт отсылку на прямых конкурентов «60
минут», которую ведут супруги Екатерина Скабеева и Евгений Попов.
Последний выпуск программы вышел 20 июля 2017 года. Официально
«Первая студия» ушла в отпуск и её сменила «На самом деле» с Дмитрием
Шепелевым. В сентябре «Первая студия» должна была вернуться в эфир,
однако, мы наблюдаем, что летний отпуск превратился в бессрочный.
Появится ли «Первая студия» в вещательной сетке «Первого канала» вновь
на данный момент не известно.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I
«Ток-шоу»
–
это
разговорный
жанр,
современный
аналог
теледискуссии, был заимствован с Запада. Передачи в жанре «ток-шоу»
адресованы «не всем, но каждому», за счет чего они и являются наиболее
популярными
и
распространенными
на
отечественном
телевидении.
Необходимо пояснить, что адресацию ток-шоу мы характеризуем таким
образом, что сами выпуски программы за счёт своей скандальности и
многоуровневой
подготовке
оказывают
влияние
на
аудиторию.
Политические ток-шоу и характерны тем, что их смотрят огромное
количество телезрителей, за счёт выхода в эфир (вечерний прайм-тайм),
однако разбираются в вопросах, обсуждаемых в программе единицы.
22
История жанра «ток-шоу» на телевидении начинается с имени
американского журналиста Фила Донахью. В 1960-е годы он на одной из
своих передач применил оригинальный на тот момент приём работы, а
именно: во время интервью в прямом эфире у него закончились вопросы для
гостя и он спросил у одного из сидящих в зале зрителей, есть ли у того
вопрос для гостя, вопрос у него нашелся. С тех пор жанр ток-шоу стал
активно
развиваться.
Создателем
жанра
«ток-шоу»
на
российском
телевидении является Владимир Познер. В 1992 году он совместно с Филом
Донахью проводил телемост между США И СССР.
Так как «ток-шоу» – один из самых просматриваемых жанров передач
на телевидении, поддержанию и сохранению рейтингов способствуют
изученные типы манипуляторного воздействия на телезрителей. Ток-шоу
существует в виде некоего «треугольника», в котором находятся ведущий,
приглашённые эксперты и зрители в студии. Каждый из них является
персонажем с определённой ролью.
Мы разделили «ток-шоу» на:
1.
Политические ток-шоу.
2.
Социальные ток-шоу.
3.
Культурно-просветительские ток-шоу.
4.
Бытовые ток-шоу.
А так же, мы учли, что «чистых» жанров на современном
медиапрострнастве практически нет и, таким образом, дополнительно
выделили еще:
5.
Общественно-политические ток-шоу.
6.
Социально-бытовые ток-шоу.
7.
Специализированные ток-шоу.
«Первая студия» – политическое ток-шоу, которое выходило на
«Первом канале» с понедельника по пятницу в 18.25 (вечерний прайм-тайм)
в период 23 января – 20 июля 2017 года. «Первый канал» позиционирует
23
«Первую студию», как Прямой информационный канал. Ведущий
программы Артём Шейнин.
Цель программы – формирование общественного мнения за счет
обсуждения важных тем и главных событий, происходящих как в Российской
Федерации, так и в других странах мира.
В дискуссии, происходящей в студии ток-шоу, принимают участие
политики, политологи, журналисты и другие эксперты.
Возникновение
программы
обусловлено
конкурентной
борьбой
«Первого канала» и «Россия1».
На данный момент программа находится в бессрочном отпуске. Она
как неожиданно появилась, так неожиданно и исчезла с экранов
телезрителей.
24
ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТОК-ШОУ «ПЕРВАЯ СТУДИЯ»
ПЕРВЫЙ КАНАЛ: КОМПОЗИЦИЯ, ТЕМАТИКА, ОСНОВНЫЕ
ПРИЕМЫ
II. I. Организация и тематика ток-шоу «Первая студия»
Политическое ток-шоу «Первая студия» четко структурировано. Мы
зафиксировали
наличие
классической
драматургической
структуры,
присущей всем ток-шоу: зачин, развитие, кульминация, развязка.
Зачин – заставка ток-шоу и приветственное слово ведущего, в котором
он обозначает тему выпуска. Характерно, что стэнд-ап Артёма Шейнина в
начале программы всегда разный. Например:
«Добрый вечер, это «Первая студия», я – Артем Шейнин. Сегодня,
глядя новости несколько раз в день, все выпуски новостей я вспоминал своего
любимого
Маяковского,
помните?!
«Послушайте
ведь
если
звёзды
зажигают, значит это кому-нибудь нужно. Ведь если они появляются,
значит кто-то хочет, чтоб они были. Почему я это вспоминал?!...»
(«Первая студия» за 13.07.17 («НАТО vs. Россия»)
«Добрый вечер, это «Первая студия» я – Артём Шейнин. Я не знаю,
как где, в Москве сегодня 19 апреля и сегодня в Москве, вот утром, у меня на
термометре было ноль. Вероятно, поэтому, народ при всех международных
событиях разворачивающихся на этих днях, он больше всего комментирует
погоду...» («Первая студия» от 19.04.17 («Мировые конфликты: кому
выгодно?»)
Таким образом, мы видим, что в зачине всегда одинаково лишь то, что
ведущий здоровается со зрителем, представляет себя, говорит название
программы и далее уже идёт рассказ, который даёт отсылку к теме выпуска.
Стоит выделить тот факт, что в зачине ведущий программы зачастую
приводит смешные случаи, житейские истории, факты из своей жизни. На
25
основе этого, можно полагать, что Артём Шейнин таким приемом
показывает аудитории, что он «свой парень».
Развитие мы видим в том, что ведущий даёт слово кому-либо из
приглашенные гостей, комментирует или задаёт дополнительные вопросы
эксперту. Нет определенных экспертов, которым Шейнин задавал вопрос
первыми, нет структуры выбора последовательности отвечающих, ведущий
обращается к тому, к кому считает нужным.
Кульминация,
практически
для
всех
ток-шоу
характерна
скандальность. В связи с этим, под кульминацией мы понимаем момент,
когда эксперты в студии и, иногда, ведущий переходят на скандал, перебивая
друг друга.
Все выпуски ток-шоу «Первая студия» имеют индивидуальное
название. С самого начала трансляции и на протяжении всего выпуска (за
исключением использования экранов в студии для видеосвязи с людьми,
которые находятся на месте событий или, по каким-то причинам, не смогли
прибыть в студию, либо для цитирования текстов других изданий, либо для
выведения
на
экраны
какой-либо
статистики
и
инфографики)
на
многочисленные экраны в студии выводятся микро темы внутри одной
заданной темы программы.
Темы выпусков «Первая студия», в основном, имеют утвердительную
интонацию. С момента открытия «ток-шоу» «Первая студия» с 23 января по
20 июля 2017 года 61% (58 выпусков) были озаглавлены в утвердительной
форме,
например,
«Сирийский
противоречия»
(«Первая
студия»
от
05.04.2017), «Трамп: до и после инаугурации» («Первая студия» от 23.01.17)
и 39% (37 программ) заканчивались вопросительным знаком, например,
«Россия – угроза для НАТО?» («Первая студия» от 25.05.17), «Украина –
окно в Европу?» («Первая студия» от 24.04.17), «Евровидение: политика
превыше всего?» («Первая студия» от 22.03.17)
26
В ходе программы в студии находятся шесть или восемь основных
экспертов, которые стоят, соответственно, по трое или четверо слева и справа
от прямой линии, которая разделяет студию. Линию, которая делит студию,
как бы на два поля, мы символизируем, как разделение между двумя
различными
сталкиваются.
мнениями.
Ведь
Помимо
основных
всегда
противоположные
экспертов
в
обсуждении
взгляды
активно
принимают участие приглашенные гости, которые так же разделены по
взглядам и находятся «по разные стороны баррикад». Присутствующих
гостей обычно по 2-3 человека с каждой из сторон.
Развязка программы представляет собой подведение итогов ведущим
программы – стэнд-ап Артёма Шейнина. Он может вернутся к началу токшоу и повторить тематическую направленность выпуска, а может
подытожить слова экспертов.
Всего с 23 января 2017 года по 20 июля 2017 года вышло в эфир 95
выпусков ток-шоу «Первая студия». Главными темами ток-шоу являются
другие
государства,
в
особенности
Украина
и
США,
а
так
же
внешнеполитические отношения России с другими государствам, а так же .
По нашим подсчётам, большинство передач (44 единицы, 46,3% от общего
количества) посвящено теме Украины; на втором месте – обсуждение тем,
связанных с несколькими странами сразу (15 передач; 15,8%); третьей темой
по популярности стали отношения России и США (11 программ; 11,6%). На
четвёртом месте – обсуждение истории и дальнейшего политического курса
России (9 выпусков, 9,5%). На пятом месте передачи о политической
ситуации в мире (6 программ, 6,3%). На шестой позиции темы посвященные
Сирии (3 выпуска, 3,2%). На седьмом месте тема, которая посвящена
позициям НАТО (2 программы, 2,1%). В число других тем вошли
обсуждения Ближнего Востока, Евросоюза, Польши, Великобритании,
Северной Кореи (по одному выпуску, 1,05%).
27
II. II. Образ ведущего и его роль в «ток-шоу» «Первая студия»
Нам кажется важным отметить военное прошлое ведущего, так как это
несомненно отобразилось на манере его ведения программы. Артём Шейнин,
как ведущий «ток-шоу» «Первая студия» являет собой образ брутального
парня.
Стиль его одежды говорит нам о его свободном поведении: всегда
строгие костюмы темных тонов (оттенки синего и черного) с расстёгнутой
верхней пуговицей – это олицетворяет его, как человека более простого, чем
строго. На манере его поведения однозначно отразилось то, что он воевал и,
по его собственному заявлению «тоже убивал», мы видим это в его
командно-приказных жестах, его тоне голоса.
Артём Шейнин не является журналистом в классическом понимании
этого слова. Как говорит сам Артем «Ведущий с точки зрения журналистики
— это человек, упакованный в костюм, у которого нет своего мнения, он
просто задает вопросы. Это фигня.»
Таким образом, мы видим, что
ведущий считает,
Задача Шейнина, как ведущего политического «ток-шоу» на «Первом
канале», организовать в студии горячую дискуссию. Это должно быть
интересно, эмоционально, с фактами, разными точками зрения, которые он
дозирует. «Я не учился никогда на журфаке, вирусом «как бы высокой
журналистики» я не заражен, поэтому могу высказывать свое личное
мнение» – слова самого ведущего. Мы видим, что по мнению Шейнина
«высокая журналистика» исключает возможность высказывать собственное
мнение.
До того, как стать ведущим программы Шейнин работал за кадром, был
продюсером, режиссёром, по нашему мнению ведущим он так и не стал. По
заявлению самого ведущего в программе «Первая студия» он находится «на
передовой информационной войны».
28
Своё обсуждение международных проблем Артем Шейнин объясняет
тем, что внутренние проблемы страны чаще всего не дают рейтингов,
которые так важны для современного теле-формата. Это связано с тем, что
аудитории,
которая
смотрит
такого
рода
ток-шоу
нужны
эмоции,
сопереживание.
Обычные истории из жизни мало интересны зрителям ток-шоу из-за
того, что мало тем, которые касались бы всей страны, а не какого-то
определенного региона. Для внутренней темы, которая бы набрала рейтинги
нужно что-то «из рядя вон выходящее».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Артём Шейнин
манипулирует мнением аудитории. Ведь граждан России всегда волнует их
собственная жизнь и то, что связано с ними напрямую, больше, чем ситуация
на Украине, Западе или в США.
Что касается стилистических особенностей Артема Шейнина, то он
используется исключительно стилистически сниженную лексику. Как
говорит сам ведущий: «Я действительно этим грешу, потому что исхожу
из того, что все, что не запрещено, разрешено. Мат, за который канал
могут оштрафовать, я не употребляю, а если я считаю нужным сказать,
что американцы убедили целое поколение наших людей в том, что мы
«рукожопые», то так и говорю».
По мнению самого Артема он ведет себя так, как вел бы себя каждый
житель нашей страны и задает вопросы только те, которые могли бы задать
простые граждане. Таким образом, он выражает личную позицию ведущего,
которой, по его личным убеждениям, ранее практически не было на
телеэкранах. Как нам кажется, вполне возможно, что в современной реалии
«ток-шоу» и потребностей аудитории из него просто делают человека из
народа, такого «своего парня».
Важно отметить стиль поведения Шейнина по отношению к тем, кто не
придерживается его политических взглядов. Гости его программы зачастую
оказываются «мальчиками для битья».
29
Отдельно стоит выделить жестикуляцию Артема Шейнина. Она всегда
командная, он поднимает руки, когда пытается навести тишину в студии,
указывает руками на тех, с кем говорит или на тех, кого пытается заставить
замолчать. В целом, его жесты говорят о его властном характере, что нельзя
не заметить просматривая выпуски программы.
Чаще всего критике подвергается поведение ведущего, которое мы
можем назвать вызывающим, в некоторых ситуациях, а так же достаточно
экспрессивным и негативным. Он может давить на гостей своим авторитетом
и открыто оспаривать их мнение в категоричной форме.
Необходима ориентация на потенциальную аудиторию, в первую
очередь для того, чтобы ток-шоу не только состоялось, но и удалось. Так же
стоит отметить, что важным моментом является тот факт, что любой, кто
включил передачу, пусть даже случайно, должен задержаться на данном
канале как можно дольше. Для того, чтоб узнать, в каком положении
находится ток-шоу руководство канало ежедневно проводит мониторинг,
обычно перепроверяет данные TNS и проводит свои исследования. Низкий
процент просмотров – это то, что может дать толчок к закрытию ток-шоу.
Для того, чтоб выпуски «Первой студии» были более увлекательными,
редакторы придумывают интересные заголовки:
Заголовки,
вызывающие
определенные
ассоциации
(например, выпуск от 15.03.2017 «Блокада Донбасса: снять нельзя
узаконить?»
(ассоциация
с
крылатым
выражением
«казнить
нельзя
помиловать»), выпуск от 24.04.2017 «Украина – окно в Европу?» (крылатая
фраза, пришедшая из 18 века, автором её был итальянский путешественник
Ф. Альгароте, в России данное выражение стало известно благодаря поэме
А.С. Пушкина «Медный всадник»).
Заголовки, говорящие напрямую тему выпуска. Например,
от 12.04.2017 «Визит Тиллерсона в Москву: прогнозы экспертов», от
23.05.2017 «Атака на Манчестер: как противостоять терроризму?», от
15.06.2017 «Прямая линия. Итоги» (о прямой линии с В.В. Путиным).
30
Гости студии – специалисты, которые являются представителями не
только разных профессий: редакторы СМИ, политики, учёные, но в то же
время
и
представители
разных
стран.
На
передаче
приглашаются
представители таких стран как Соединённые Штаты Америки, Польша,
Грузия, Украина, Германия и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
Гости на ток-шоу «Первая студия», как правило, делятся на два
полюса: пророссийская сторона и антироссийская сторона. Каждый из
присутствующих представителей государств и позиций высказывает свое
мнение, как личность, которая хорошо ознакомлена с ситуацией и событиями
в своей стране. Позиция зарубежных спикеров может совпадать или же
наоборот опровергать мнение российских экспертов. Этот аспект для жанра
ток-шоу немаловажен и характерен для «Первой студии». Отметим, что в
большом количестве выпусков ток-шоу «Первая студия» эксперты в студии
не всегда могут заявить свою позицию в первой половине эфира.
Проанализировав все выпуски ток-шоу «Первая студия» мы смогли
выделить экспертов, которые чаще всего появлялись в программе:
1.
Александр Бом – журналист из США посетил 65% (62 выпуска) –
он единственный из всех приглашенных экспертов, кто посетил такое
количество программ.
2.
Более 20% эфиров «ток-шоу» посетили: Якуб Корейба –
журналист из Польши; Александр Сытин – доктор исторических наук,
руководитель Центра политических исследований стран Северной и
Восточной
Европы,
Максим
Юсин
–
международный
обозреватель
издательского дома «КоммерсантЪ», Григорий Амнуэль – директор
Открытого
клуба
«Международный
диалог»,
Янина
Соколовская
–
политолог, журналист из Украины, Борис Надеждин – президент Института
региональных проектов и законодательств, Вячеслав Ковтун – директор
Центра исследований общественных процессов из Украины, Сергей
Кургинян – политолог, лидер движения «Суть времени», Игорь Драндин –
политик, Леонид Гозман – президент общероссийского движения «Союз
31
Правых
Сил»,
Руслан
Осташко
–
главный
редактор
общественно-
политического интернет журнала, Максим Шевченко – член
Совета по
развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ,
журналист.
3.
Менее чем на 20% выпусков присутствовали: Дмитрий Абзалов –
президент стратегических коммуникаций, политолог, Константин Затулин –
первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Александр Хинштей
– советник директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ,
Томаш Мацейчук – журналист из Польши, Татьяна Воронина – эксперт по
стратегическим коммуникациям, журналист из Украины, Максим Делягин –
директор Института проблем глобализации, Александр Проханов – писатель,
Андрей Окара – политолог и другие.
На протяжении всего периода, когда выходила «Первая студия» в
прямых эфирах мы наблюдали одни и те же приемы ведения программы,
которые дают нам некоторые основания предположить, что все они имеют
манипулятивный характер. Это отражается и в обсуждаемых темах, которые
идентичны с повесткой на других ток-шоу государственных каналов.
Выбранные темы, как правило, не касаются проблемных вопросов
политического и экономического характера, возникающих в самой России.
Рассмотрим подробнее эти приемы:
Первая группа приемов, которые можно назвать ограничение доступа
к микрофону участников с альтернативной политической позицией (данные
приемы используются Артёмом Шейниным в каждом выпуске «Первой
студии»:
1)
Ведущий может не дать выступающему закончить свою мысль,
оборвать его на середине высказывания, комментировать во время того, как
он говорит. Во всех случаях это представители альтернативной позиции,
которую не разделяет сам ведущий и управляемое им большинство.
32
Возможность высказаться по теме программы у некоторых
2)
зарубежных участников появляется лишь к концу программы. Чаще всего их
точка зрения прямо противоположна высказываниям стороны российских
экспертов.
3)
Ассистентов, которые бы держали микрофон возле экспертов, в
программе нет. Однако, мы обратили внимание, что в момент, когда
начинается скандал между экспертами и атмосфера становится напряженной,
то звук микрофонов у приглашенных лиц, представляющих альтернативные
точки зрения, делается тише и его становится плохо слышно на фоне
остальных высказываний. Например, в выпуске от 06.07.2017 «На кануне
саммита» Жириновский говорил своё мнение по поводу обсуждаемой
ситуации, его попытался перебить Григорий Амнэль, однако его слова на
фоне слов депутата не были слышны и ему пришлось замолчать.
Вторая
группа
–
агрессивное
и
негативное
отношение
к
присутствующим экспертам:
1) В момент, когда эксперт высказывает свое мнение, ведущий
небольшим комментарием или вопросом может кардинально изменить
течение беседы, уводя её в сторону. Так, в выпуске (за 06.06.2017
«Украинские визы») Артём Шейнин, ведя разговор с Вячеславом Ковтуном,
отвечает Майклу Бому, который пытался дать свой комментарий: «Рот
ровно. Тебе вообще я вопрос пока не задавал, постой помолчи. Здесь славяне
между собой разбираются. Отдохни, отдохни славянин. Вот назначу тебя
славянином буду с тобой разговаривать».
Майкл Бом достаточно часто становится для ведущего «мальчиком для
битья», так в выпуске от 13.04.17 «Политика по-американски» он говорит
американскому журналисту: «Стоп, нет, нельзя, нельзя. Ты будешь только
отвечать на мои вопросы, потому что такие правила игры. Правила игры
такие, что я – ведущий, а ты – участник ток-шоу»
33
2) Нередко
Артём
Шейнин
проявляет
нарочитую
грубость,
недоверие, подозрительность в адрес экспертов в студии. Он старается
дискредитировать участника, ослабить позицию, которая неприемлема для
ведущего. Например, в речи ведущего проскальзывает сарказм в отношении
зарубежных представителей, так как Майкл Бом (выпуск от 28.02.2017
«Донбасс: снимут ли блокаду?»), Вячеслав Ковтун (выпуск от 22.06.2017 «О
прошлом и будущем»), Якуб Корейба (выпуск от 01.02.2017 «Кто
разыгрывает украинскую карту?») и других. Некоторые зарубежные гости
программы (например, Томаш Мацейчук из Польши) не всегда имеют
возможность быстро ответить на реплики оппонентов, чем и пользуется
ведущий, не только обрывая их полуслове, но сатирически используя
неточные обороты в речи зарубежных гостей, фонетические особенности
произношения.
3) Речь ведущего в прямом эфире часто не соответствует
нормативному стилю речи. Довольно часто используется ненормативная и
просторечная лексика, «полублатной» сленг. Например:
«...Не
начинал
прогонять...»,
«...Эти
уроды...»
(от
06.06.2017)
«...Ты ваще кто такой?!...» (от 31.05.2017)
«...Ну-ка снимай микрофоны дяденька и давай сюда руки в
браслетики...» (от 15.05.2017)
«...Ребят, да высокий суд Лондона просто натянет вас
таким злобным образом...» (от 30.03.2017)
«...Собака лает...» (от 21.03.2017)
Ни одна передача не обходится без колкого словосочетания или грубой
шутки в адрес оппозиционных зарубежных политиков. Например, в выпуске
от 20.07.2017 А. Шейнин смеётся над журналистом из Польши Якубом
Корейба: «Вот Якуб-то как озадачился, да?! Он приехал, тут это, нас
жизни учить, а мы ему так «АССА».
34
Стоить отметить, что гости и эксперты студии так же позволяют себе
шутки и грубые выражения в адрес друг друга. Они так же перебивают и
перекрикивают отвечающего. Это общие черты данного ток-шоу, к ним мы
так же относим грубость, фамильярность, невоспитанность, беспардонность.
Выпусков, где ведущий оказывал какое-либо физическое воздействие
нет. Однако, он вполне мог в издевательской форме с шуточкой похлопать
эксперта по плечу. Стоит отметить, что Артём Шейнин позволял себе
физическое воздействие в общественно-политическом ток-шоу «Время
покажет» в выпуске от 12.10.2017 «Попытка провокации» ведущий не
сдержал своих эмоций и схватил Майкла Бома за шею наклонив его при этом
на себя, его смогла успокоить только соведущая Екатерина Стриженова.
4) Наиболее
используемый
прием
–
якобы
«спонтанная
и
эмоциональная» реакция зрителей, а также включения их слова в диалоги
экспертов в данном ток-шоу отсутствуют. Это связано с тем, что зрители,
которые подбираются очень тщательно, не имеют права голоса. Из чего
можно сделать следующий вывод: базовый жанровый принцип ведения токшоу (участие в общении трёх стороны: ведущего, экспертов и зрителей в
студии) не соблюдается. Остается вопрос, корректно ли при таком
положении дел называть «Первую студию» ток-шоу? Мы считаем, что да.
Причиной нашего ответа является то, что в студии сидят гости, у которых
есть право голоса, их по 2-3 человека с каждой из сторон, а вот у «массовки»
действительно нет возможности высказаться. Участие людей из массовки
заметно лишь в начале эфира ток-шоу, когда они аплодируют ведущему.
Следующую группу приемов мы называем визуальной. К визуальной
информации, мы относим:
1)
инфографика (рейтинги, диаграммы, числа);
2)
цитаты мнений зарубежных специалистов в обсуждаемой теме,
цитаты журналистских материалов в зарубежной прессе;
3)
видеоряды из новостных зарубежных программ, любительские
35
видео из сети Интернет;
4)
прямые включения с участниками обсуждаемых событий,
которые не находятся в студии.
Мы полагаем, что перечисленные приемы носят манипулятивный
характер, в связи с тем, что их содержание всегда поддерживает мнение
одной из сторон, а именно ведущего и его «патриотическую» позицию, либо
содержит материалы, которые дискредитируют точку зрения оппонентов.
Например, в выпуске от 06.06.2017 «Украинские визы» инфографика,
которая
демонстрировала,
какое
количество
жителей
Украины
проголосовало на референдуме, на котором спрашивали, кто хочет остаться в
СССР, а кто нет. Данная инфографика являлась контраргументом Артёма
Шейнина в перепалке с Вячеславом Ковтуном из Украины. Данной
иллюстрацией ведущий показывал гостю, почему ему, он, как представитель
России, так интересуется делами Украины.
В выпуске от 19.04.2017 («Мировые конфликты: кому выгодно?») был
использован видеофрагмент из международного суда в Гааге, где судья
оглашал приговор, когда Украина подала в суд на Россию. Перед
демонстрацией непосредственно видео, на экран был выведен скриншот с
интернет источника, где был представлен текст приговора. Ведущий не читал
текст полностью, а лишь озвучил главные, по его мнению, тезисы. После
того, как Шейнин озвучил свой стенд-ап, на экраны вывели непосредственно
видеофрагмент с заседания в зале суда.
Кроме
видео
и
видеоцитат,
в
программе
используются
фотоиллюстрации, так называемые «фотожабы», с известными политиками
из крупных стран, часто грубого или глумливого содержания. А так же
скриншоты и тексты с сайтов как каких-либо изданий, так и социальных
сетей. Например, в выпуске от 10.07.2017 «Украина: после саммита»
показывают скриншот с сайта golos-ameriki.ru с комментарием специального
представителя США по Украине Курта Волкера по поводу Минских
соглашений.
36
Важным
визуальным
приемом
«Первой
студии»
является
непосредственное разделение студии декорациями. Прямая линия, которая
сделана в виде клавиш пианино, делит студию на два поля. Характерно, что
слева от линии всегда стоят оппозиционеры, а справа – те, кто поддерживают
позицию самого ведущего. Таким образом создатели ток-шоу строят
биполярный мир и разделяют всех на своих и чужих.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II
Политическое ток-шоу «Первая студия» четко структурировано и
включает в себя такие драматургические действия, как зачин, развитие
действия, кульминацию и развязку.
Каждый выпуск содержит определенную тему, в рамках которой
происходит обсуждение. Главными экспертами и приглашенными гостями
выступают отечественные и зарубежные политики, политологи, журналисты,
историки и специалисты разных профессий.
Чаще
всего,
в соответствии
с данными
проведённого
нами
количественного анализа, на анализируемом ток-шоу обсуждают проблемы и
тонкости отношений с Украиной, Донбассом, европейскими странами и
Соединёнными Штатами Америки. Самым частым гостем программы, по
нашим подсчетам, стал журналист из Соединённых Штатов Америки Майкл
Бом, который посетил более половины прямых эфиров.
«Первая студия» с Артёмом Шейниным на Первом Канале имеет свои
приёмы, особенности ведения передачи:
1)
Ведущий, преимущественно, имеет право голоса и использует
достаточно грубые приемы, чтоб обозначить свою точку зрения.
2)
По сути, ведущий не является нейтральным модератором, а
37
открыто придерживается своей политической позиции.
3)
В каждом выпуске программы используются многообразные
методы дискредитации противника и дезавуирования его высказывания (от
приемов саркастических высказываний до манипуляций аудиторией).
Политическое ток-шоу должно строиться на том, чтоб дать экспертам
и гостям возможность высказать свою точку зрения. Однако, манера ведения
ток-шоу «Первая Студия» (перебивания говорящего, разрешение говорить
только в конце передачи, цитирование зарубежных и отечественных
массовых изданий, речей политиков, а инфографика, аудио- и видеозвонки в
студию корреспондентов с места событий, ненормативную лексика,
вульгаризмы,
«полублатной»
сленг.)
отражает
скорее
ряд
прямо
противоположных принципов – играет роль цензура.
Мы видим, что ток-шоу являет собой спектакль, действия которого
разворачивает на сцене драматического театра. Роль зрителей, так
называемой массовки, нами не была понята до конца. Так как единственное
действие, которое они совершают, это гвалт аплодисментов в сторону
ведущего во время открытия эфира. На протяжении выпусков гости не
«хлопают» восторженно и галдят недовольно.
Формат
политического
ток-шоу «Первая студия»
значительно
отличается от того, который начинал развиваться в 1990-е годы. К различиям
мы относим интеллигентные манеры ведущего, активная роль рядовых
участников, тональность и тематика передач.
За период исследования программы в эфире студии ни разу не
затронули темы, с которыми жители России сталкиваются регулярно. В
центре внимания «Первой студии» исключительно внешнеполитические
ситуации.
Мы определили, что важную роль в формировании общественного
мнения, за счет ток-шоу «Первая студия», играет роль и образ его ведущего –
Артема Шейнина. Он имеет огромное влияние на то, какую позицию займут
38
зрители при просмотре «Первой студии», за счёт его собственного мнения и
патриотических, пропагандистских взглядов.
У Артёма Шейнина четко выстроен образ, которому он вполне
соответствует.
Для зрителя учитывается всё, его стиль в одежде, в его
разговоре и поведении. Именно он отражает специфику ток-шоу «Первая
студия» на «Первом канале», как политического ток-шоу.
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Ток-шоу»
–
это
разговорный
жанр,
современный
аналог
теледискуссии, был заимствован с Запада. На современном этапе развития
телевещания
«ток-шоу»
–
один
из
наиболее
распространенных
и
рейтинговых программ на отечественном телевидении.
В рамках выпускной квалификационной работе мы изучили научную
литературу посвященную развитию и истории возникновения жанра «токшоу», а так же само понятие «ток-шоу». Мы выявили классификацию и
определили особенности подготовки ток-шоу. В проделанной работе мы
провели проблемно-тематический анализ телепередач «Первая Студия», а так
же сформулировали особенности ведения политического ток-шоу на примере
ток-шоу «Первая студия» на «Первом канале» за счет образа ведущего.
История жанра «ток-шоу» на телевидении начинается с имени
американского журналиста Фила Донахью. Создателем жанра «ток-шоу» на
российском телевидении является Владимир Познер.
Так как «ток-шоу» – один из самых просматриваемых жанров передач
на телевидении, поддержанию и сохранению рейтингов способствуют
изученные типы манипуляторного воздействия на телезрителей. Ток-шоу
существует в виде некоего «треугольника», в котором находятся ведущий,
приглашённые эксперты и зрители в студии. Каждый из них является
персонажем с определённой ролью.
Формат «ток-шоу» за период становления и развития потерпел
значительные изменения. На современном этапе политические ток-шоу
лишены главного элемента данного жанра – общение с простыми зрителями.
Разговор ведется только в кругу определенных «экспертов» и отсутствуют
вопросы от зрителей в зале и телезрителей. Политические ток-шоу не
стараются подать информацию наиболее полно и объективно, показывая все
аспекты обсуждаемой темы. Они делают шоу, устраивая и провоцируя
скандалы и перепалки в студии.
40
«Первая студия» – политическое «ток-шоу», которое выходило на
«Первом канале» в период 23 января – 20 июля 2017 года. Ведущий
программы Артём Шейнин. Программа формирует общественное мнение за
счет обсуждения важных тем и главных событий, которые, в основном
происходят в других государствах, а так же в Российской Федерации.
Главными
экспертами
и
гостями
программы
становятся
политики,
политологи, общественные деятели и другие.
Исследованное нами ток-шоу являет собой четко построенное
драматургическое действие, которое основывается на зачине, развитии
действия, кульминации и развязке.
В каждом выпуске программы
обсуждается определенная тема, которая задает вектор дискуссий.
Чаще
всего,
в
соответствии
с
данными
проведённого
нами
количественного анализа, в «Первой студии» обсуждают проблемы и
тонкости отношений с Украиной, Донбассом, европейскими странами и
Соединёнными Штатами Америки. Самым частым гостем, по нашим
подсчетам, стал журналист из Соединённых Штатов Америки Майкл Бом,
который посетил более половины прямых эфиров.
«Первая студия» с Артёмом Шейниным на Первом Канале активно
использует
манипулятивные
приемы,
для
формирования
мнения
телезрителей. Мы разделили приемы на три наиболее распространенные
группы:
o
Ограничение доступа к микрофону участников с альтернативной
политической позицией. Ведущий использует данные приемы в каждом
выпуске. Он обрывает участников разговора, не давая им возможности
высказаться, либо даёт им слово в конце программы.
o
Агрессивно-властная и издевательская манера ведения ток-шоу.
Выражается в отношении ведущего к присутствующим в студии гостям, он
может задать вопрос или вставить реплику, которые меняют направление
разговора.
o
Визуальная, характеризуется тем, что картинки, инфографики и
41
видеоматериалы подобраны таким образом, чтоб поддержать точку зрения
Артёма Шейнина и его соратников.
Важнейшую роль в специфике ток-шоу «Первая студия» играет образ
ведущего Артёма Шейнина. Мы пришли к выводу, что его военное прошлое
наложило отпечаток на манеру ведения программы. Он выражает свою
позицию открыто и, временами, навязчиво. Он полностью владеет ситуацией
в прямом эфире. Он позволяет себе в течении впусков негативно шутит в
адрес присутствующих гостей.
«Прямая студия» с Артёмом Шейниным на «Первом канале», по
нашему мнению, является ярким примером специфики политических токшоу на современном телевидении. Когда используются различные приемы,
для выстраивания определенной позиции у аудитории.
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения. – М., 1978. – 318 с.
2.
Бирбом М. Хозяин ток-шоу [текст] / М. Бирбом // Спутник-ТВ. –
2005. – №7. – С. 35.
3.
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной
экранной продукции. – М., 2004. – 98 с.
4.
Гаврилов А. А. Средства массовой информации и современные
мифы: к вопросу об основании социально-политического мифотворчества
[Электронный ресурс]/ А.А. Гаврилов // Молодой ученый. – 2012. – №11 –
Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5601/
5.
Грачев
Г.В.
Информационно-психологическая
безопасность
личности: состояние и возможности психологической защиты [Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm
6.
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью:
организация, способы и технологии информационно-психологического
воздействия
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://www.evartist.narod.ru/text3/72.htm
7.
Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nemaloknig.com/read-294725/
8.
Зверева Н. Школа тележурналиста. – Нижний Новгород:
Издательский дом Минакова, 2009. – 288 с.
9.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. –
СПб., 2011. – 198 с.
10.
Князев А. Основы журналистики и телерепортажа: учеб. Пособие
/ А. Князев; КРСУ, – Бишкек, 2001. – 144 с.
11.
Козлова О.А. Особенности развития
жанра общественно-
политического ток-шоу на российском телевидении [Текст] / Козлова О.А.,
Бондарев Д.А. // Вестник ВолГУ. – 2011. – №10. – Серия 8.
12.
Колокольцева Т., Интернет-коммуникация как новая речевая
43
формация.
Коллективная
монография
[Текст]:
учеб.-метод.
пособие
/ Т.Колокольцева, О. Лутовинова, 2012. – 328 с.
13.
Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / М.: Эксмо-Пресс, 2010.
– 1308 с.
14.
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста;
под. общ. ред. С.Г. Корконосенко. – СПб. и Лен, обл., 2012. – 356 с.
15.
Корконосенко С. Г. Политическая журналистика: учебник для
бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Г. Корконосенко. — М. : Изд-во
Юрайт, 2015. – 319 с. : бакалавр и магистр. Академический курс.
16.
Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. [Текст]:
учеб.пособие / В.И. Кузин– СПб: СПбГУ, 2004. 205с.
17.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ [Текст]: учеб.
пособие / Кузнецов Г. В. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 397 с.
18.
Кузнецов Г. Ток-шоу: неизвестный жанр? [Текст] / Г. Кузнецов //
Журналист. – 1998. – № 11. – 98 с.
19.
Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В.
Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я Юровский. – 5-е изд., перераб. и доп. редколл. –
М. – 2005. – 102 с.
20.
Ларина Е.Г. Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса и его
конститутивные
признаки,
сборник
«Лингвистика
и
межкультурная
коммуникация: Материалы региональной научной конференции Поволжья и
Северо-Кавказского региона. – 2004. – 316 с.
21.
Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. [Текст]
/ Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. – М.: РИП-холдинг Москва,
2004. – 316с.
22.
Меркулов С. Человек новой формации / С. Меркулов //
Московский комсомолец. – 1994. – № 3.
23.
Могилевская Э. «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение,
разновидности, приёмы манипулирования». – М. – 2006. – 228с.
44
24.
Моноградова К. Е. Творческие методы научно-популярной
журналистики... СМИ как фактор общественного диалога» [Текст], МГУ, –
М. –Факультет журналистики, 2015. – 144 с.
25.
Муратов
С.А.
Хронология
отечественного
телевидения
//
Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М. – Изд-во
Моск. ун-та «Наука», 2005. – 548 с.
26.
Науменко
Т.В.
Психологические
методы
воздействия
на
массовую аудиторию [Электронный ресурс] // Ruskolan. – Режим доступа:
http://ruskolan.com/tolpa/psih.htm
27.
Рэндал Д. Универсальный журналист. – СПб: Великий Новгород.
– 1999. – 196 с.
28.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки
теории и практики: учебное пособие / О.Р. Самарцев; под. общ. ред. Я.Н.
Засурского. – М.: Академический Проект, 2007. – 356 с.
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mediajobs.ru/career/elenahanga-veduschij-tok-shou-chto-kroetsya-za-vneshni
2.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://efremova-online.ru/
3.
//
Зверева В. Истории, рассказанные для всех [Электронный ресурс]
Kinoart.
–
–
2005.
№
10.
–
Режим
доступа:
https://www.kinoart.ru/archive/2005/10/n10-article15
4.
Науменко
Т.В.
Психологические
методы
воздействия
на
массовую аудиторию [Электронный ресурс] // Ruskolan. – Режим доступа:
http://ruskolan.com/tolpa/psih.htm
5.
«Первый» канал, «Время покажет» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/.
Выпуск:
6.
http://www.tefi.ru/biografii/562
7.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/27/71301-chudische-
oblo-ozorno-ogromno-stozevno-i-layay
8.
Первый» канал «Первая студия» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.1tv.ru/shows/pervaya-studiya/
Выпуски с января по июль 2017 года.
9.
http://www.mk.ru/social/2016/10/21/ya-ubival-vedushhiy-pervogo-
kanala-sdelal-priznanie-v-efire.html
10.
http://lug-info.com/news/one/elektronnaya-versiya-literaturnogo-
sbornika-vremya-donbassa-poyavilas-v-svobodnom-dostupe-24770
ludah/
11.
https://ura.news/articles/1036274716
12.
http://thr.ru/tv/artem-sejnin-vojna-pomogla-razobratsa-v-sebe-i-v-
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв