МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
РЕФЕРАТ
на тему: «Сроки охраны авторского права»
Группа / курс __13ЮР11.2, 3_курс
Студент
__________________ Успенский М.А.
(подпись)
Москва 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ ..................................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................... 3
Глава 1. Срок охраны в законодательстве США и международном праве ................... 4
Глава 2. Срок охраны в советском и российском законодательстве ............................. 6
Глава 3. Предложения по реформе .................................................................................... 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................... 8
1
АННОТАЦИЯ
Реферат на тему «Сроки охраны авторского права» выполнен студентом Московского
городского
университета
управления
Правительства
Москвы,
направления
«юриспруденция», Успенским Максимом Арамовичем. Реферат посвящен отрасли
авторского права в Российской Федерации, предметом исследования являются нормы
российского, советского, американского и международного законодательств,
регулирующих отношения в сфере авторского права.
The theme of the abstract "The term of protection of copyright" made student Moscow City
Government University of Management , specialization "Jurisprudence" , Maxim Aramovich
Assumption . The abstract dedicated to copyright industry in the Russian Federation, the subject
of the study are the norms of Russian , Soviet , American and international legislations regulating
relations in the field of copyright
2
ВВЕДЕНИЕ
Довольно очевидно, что длительный срок охраны исключительных прав в течение
жизни автора +70 лет после смерти (что в совокупности может составлять около 100-150
лет с момента создания произведения) не соответствует реалиям изменившегося цифрового
мира, мешает свободному распространению культуры, а также широкому использованию
сиротских произведений и существованию цифровых библиотек и архивов. Отцыоснователи США считали достаточным сроком 14 лет, с возможностью продления еще на
столько же, если автор жив. Это вполне способствовало основной цели авторского права,
в соответствии с которой обеспечивался достаточный стимул для авторов и производителей
контента продолжать его производить. Однако постоянное продление срока охраны начало
превращать авторское право из ограниченной по сроку монополии в вечную. Подобное
правовое регулирование лишает автора (производителя) контента стимула на создание
новых произведений, ограничивает общественную потребность на доступ и использование
произведения, и не может быть ни коим образом оправдано в условиях современного
информационного общества.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос о сроках охраны прав
поднимается в наше время очень часто, так как его нынешняя длительность не
соответствует реалиям современного информационного мира.
Современный период развития общества является весьма сложным и
противоречивым. Состояние и права в целом, и законодательства далеки от совершенства.
Целью настоящей работы является рассмотрение законов об сроках охраны
авторских прав в мире и в России в частности, и предложить пути решения сложившейся
проблеме.
Для наиболее полного выполнения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
– рассмотреть сроки охраны в международном праве и на примере США;
– рассмотреть сроки охраны в советском и российском законодательствах;
– выделить проблему сроков охраны авторского права и предложить пути по ее
разрешению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные со
сроками охраны авторского права.
Предмет исследования составляют нормы российского, советского, американского
и международного законодательств, регулирующих отношения в сфере авторского права;
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы
познания, как: метод диалектического познания, позволяющий комплексно исследовать
тему; сравнительно-правовой и исторический методы позволили выявить и исследовать
тенденции и перспективы развития; формально-юридический метод, позволяющий
толковать правовые нормы.
Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и включает
в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
3
Глава 1. Срок охраны в законодательстве США и международном праве
С момента создания первого технического средства для копирования произведений
— печатного станка — исключительное авторское право (копирайт) охранялось вечно.
Автор после продажи произведения терял на него всякие права, а издатель приобретал
бессрочное право на копирование и распространение произведения. Подобное положение
дел продолжалось вплоть до принятия в Англии в 1710 г. первого закона об авторском
праве, Статута королевы Анны, которым впервые было введено ограничение, призванное
установить баланс между экономическими интересами автора и издателя, с одной стороны,
и общественными интересами с другой стороны.
С принятием Статута исключительное авторское право сохранялось в течение 14 лет
с момента его создания. По истечении указанного срока издатель терял право на
дальнейшее монопольное право печатать и продавать произведение. Далее, автор мог
продлить указанное право еще на 14 лет, после чего произведение окончательно
переходило в общественное достояние, и любое лицо получало возможность копировать и
распространять произведения без согласия правообладателя, и без выплаты ему какоголибо вознаграждения.
Аналогичная норма попала в 1790 г. и в закон США об авторских правах, в
соответствии с которым все частные копирайтные законы штатов были вытеснены. В 1831
году максимальный период действия авторского права в США был увеличен с 28 до 42 лет
– посредством повышения начального срока с 14 до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14
лет.
С течением времени срок охраны исключительных прав постоянно увеличивался. В
1886 году была принята Бернская конвенция, первое международное соглашение о защите
авторских прав, подписанное 166 странами. Довольно интересно, что США
присоединились к Конвенции только спустя век, когда назрела необходимость создания
ВТО.
Так, Бернская конвенция, которая легла в основу нового международного
законодательства об авторском праве устанавливала, что срок охраны исключительного
права на произведение должен составлять не менее всей жизни автора + 50 лет с момента
его смерти. В то же время конвенция также содержала положение, в соответствие с которым
в национальном законодательстве договаривающихся государств могут предусматриваться
более длительные сроки охраны.1
После начала бурного развития технологий и международной торговли стоимость
объектов культуры поэтапно начинает расти. В разных отраслях культуры стали
образовываться новые бизнес модели по торговле произведениями (музыка, кино, игры,
книги), ориентированные прежде всего на скупку прав у талантливых авторов, а также
размещение заказов на создание произведений у авторов. С набирающим оборот
техническим прогрессом и доступностью средств для создания и копирования
произведений, компании, специализирующиеся на изготовлении и продаже объектов
культуры начали все более ориентироваться на создание объектов массовой культуры, и
следовательно, конвейерному производству произведений, ориентированных на
извлечение прибыли от доставки до конечных потребителей произведений на
материальных носителях.
Спустя некоторое время после невероятно быстрой капитализации отраслей кино и
музыки, крупнейшие корпорации США, мирового лидера в области создания объектов
культуры, понимая огромную ценность исключительных прав на произведения, начали
активное лоббирование новых законов, увеличивающих срок охраны произведений, и
ужесточающих ответственность за их нарушение.
1
Бернская конвенции по охране литературных и художественных произведений, с
изменениями от 1979 года
4
Во второй половине 20 века срок охраны копирайта неуклонно растет, и планка срока,
в течение которого охраняется монопольное авторское право, поднимается.
В 1976-м году с принятием американского Закона о Копирайте корпорации издателей
удалось добиться увеличения срока охраны исключительных авторских прав на все
корпоративные авторские произведения до 75 лет с момента смерти автора. В 1998 году с
принятием Закона Сонни Боно (CTEA или Закон о Микки-Маусе) срок действия
имущественных авторских прав в США снова был продлен. Теперь он действует в
отношении произведений до смерти автора и плюс 70 лет после этого, и в отношении
корпоративных произведений до смерти последнего из авторов плюс 95 лет. Закон также
повлиял на сроки действия копирайта для защищенных копирайтом работ, опубликованных
до 1 января 1978 г., также увеличив срок их защиты на 20 лет, таким образом продлив срок
охраны таких произведений до 2047 г. Это позволило «заморозить» дату перехода в
общественное достояние в США работ, подпадавших под действие старых правил,
фиксирующих срок копирайта. За последние 40 лет сроки действия существующих
авторских прав продлевались одиннадцать раз.
Увеличенные в США сроки охраны позволили и другим развивающимся и зависимым
странам установить срок охраны, больше 1 века Так например, в Мексике этот срок сегодня
равен 99 годам со смерти автора,а в Гондурасе и Кот-д’Ивуар — 75 лет.
В соответствии с современным законодательством срок охраны исключительных прав
на произведения, в том числе созданные в соавторстве либо обнародованные после смерти
автора, должны быть не ниже сроков, установленных Бернской и Римской конвенциями, а
также принятой на их основе Соглашением ТРИПС.
5
Глава 2. Срок охраны в советском и российском законодательстве
Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что
авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с
1 января года, следующего за годом смерти автора. Для того времени данный срок был весь
не однозначным явлением.1
Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право
организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское
право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути,
указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в
средневековой Англии.
Россия, принимая в 2006 г. четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующего
отношения по обороту результатов интеллектуальной деятельности , переняла указанную
норму из законодательства США и установила аналогичный срок охраны.
Таким образом, в соответствие с действующей нормой ст. 1281 ГК РФ
«Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет,
считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а в случае если было
обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права
истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного
обнародования.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора,
действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года,
следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было
обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Федеральный закон №231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации» продлил срок охраны исключительных
прав также и на произведения, созданные во время СССР.
Согласно ст.6 №231-ФЗ 70-летний срок охраны прав применяется также в случаях,
когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993
года, а исключительное авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993
года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N
5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня
правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня
создания произведения.2
1
Гражданский кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)
2
Федеральный закон №231-ФЗ от 18.12.2006
6
Глава 3. Предложения по реформе
1. Необходимо поэтапное сокращение срока охраны исключительных прав. Первым
этапом срок охраны исключительных прав на произведения должен быть уменьшен до 50
лет с даты смерти автора, что соответствует Бернской конвенции и не нарушает
международных соглашений по ВТО.
2. Вторым этапом необходимо рассмотреть вопрос об изменении или выходе из
Бернской конвенции (т. к. внесение изменений в нее представляется маловероятным в связи
с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми
подписавшими конвенцию государствами) с возвратом к положениям Всемирной
конвенции об авторском праве (Женевской конвенции 1952 г.), предусматривающей
минимальный срок охраны исключительных авторских прав в течение 25 лет с момента
смерти автора и специальный порядок депонирования и регистрации произведения в целях
охраны.
3. Третьим этапом необходимо заключение новой международной конвенции, которая
могла бы установить более короткий срок охраны произведений. В соответствие с
предложением профессора Лоуренса Лессига
предельный срок охраны должен
ограничиваться до 14 лет, а согласно предложению активиста Пиратской Партии Рика
Фалквинге, а также Партии Зеленых и Европейского свободного альянса срок охраны
произведения должен быть сокращен до максимальной предела в 20 лет с момента
публикации произведения.
Учитывая, что большинство произведений имеют сегодня весьма небольшую
коммерческую и творческую ценность, но в связи с тем, что будучи под охраной копирайта
они не могут быть использованы или распространены каким-либо способом, срок охраны
должен быть установлен автоматически с момента создания произведения на 5 лет с
момента публикации. Для дальнейшей охраны произведения правообладателю необходимо
зарегистрировать свои права таким образом, чтобы любое лицо, сделав соответствующий
поисковый запрос в публичном реестре авторских прав на произведения, имело бы
возможность найти правообладателя по соответствующей базе данных на исключительные
права. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в
современную цифровую эпоху.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторское право — в объективном смысле — право, позволяющее регулировать
правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением,
показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных
результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы
данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным
произведениям и сборникам, соответственно.
Жесткое законодательство об авторском праве и практика его применения,
накладывающие суровые ограничения на использование произведений, являются большой
помехой для режиссеров, музыкантов и других творческих людей, которые хотят создавать
новые произведения, используя фрагменты ранее существующих.
Таким образом можно сделать вывод, что законодательная база авторского права в
России не является исчерпывающей. Она требует повсеместного переосмысливания в
сложившихся реалиях информационного общества.
Примером может служить понятие «добросовестное использование». В России не
существует законодательного определения “добросовестного использования”, однако в
Гражданском кодексе РФ (ст.ст. 1273-1280) есть близкий по смыслу аналог — свободное
использование произведения. Основное отличие «добросовестного» и «свободного»
использования состоит в том, что в первом случае разрешается абсолютно любое
использование произведения, если такое использование является добросовестным и оно
способствует «прогрессу науки и полезных искусств»; а во втором — имеются лишь
закрытый перечень строго определённых исключительных случаев, когда произведение
можно использовать без разрешения автора и выплаты ему вознаграждения.
Нормы российского гражданского законодательства предусматривают возможность
свободного использования произведения, без разрешения правообладателя и без выплаты
ему вознаграждения, однако такие исключения представляются довольно узкими, и не
решают проблемы новых форм творчества, которые стали довольно популярны с развитием
Интернета, такие как ремиксы, пародии, мэшапы, домашнее видео, а так же различные
формы генерируемого пользователями контента (UGC).
Данного примера достаточно чтобы понять, что авторское право отстает во времени
от современного общества. За все время существования авторского права срок охраны
авторского права только увеличивался.
Но главная проблема авторского права на сегодняшний день это несоразмерная
длительность защиты авторских прав:
• Привязка к сроку жизни автора ставит в неравные условия авторов-долгожителей и
авторов, ушедших в раннем возрасте.
• Ранние произведения могут находиться под защитой до 150 лет (зависит от срока
жизни автора), тогда как поздние только 70 лет после смерти автора.
• Патент на изобретение выдаётся только на 20-25 лет, тогда как авторское право
защищается всю жизнь и 70 лет после смерти. Это ставит изобретателей и инженеров
в неравные условия с авторами, находящимися под защитой авторского права.
• В некоторых странах компьютерные программы приравнены к литературным
произведениям и имеют такие же сроки действия авторского права, при этом они
быстрее устаревают.
• Большинство авторских прав принадлежит не авторам, а «правообладателям» — то
есть: продюсерам, издателям, звукозаписывающим компаниям.
• Если имущественное авторское право принадлежит организации, срок защиты
произведения всё равно исчисляется исходя из продолжительности жизни автора,
которому оно больше не принадлежит.
Авторские права охраняются всю жизнь автора произведения, что ставит в неравные
условия исполнителей и производителей фонограмм.
8
Подводя итоги всего вышеперечисленного, можно смело говорить об острой
необходимости изменения авторского права, а именно сроков охраны авторского права, в
ближайшее время, так как оно не соответствует реалиям современного информационного
общества.
9
Список источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации «принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г.» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ; от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5
февраля 2014 №2- ФКЗ, от 21 июля 2014 №11- ФКЗ) // Собрание законодательства
РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. –
№ 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)
4. U.S. Code: Title 17 – COPYRIGHTS
5. Digital Millennium Copyright Act
6. Текст Бернской конвенции по охране литературных и художественных
произведений, с изменениями от 1979 года (Официальный перевод) (рус.) в базе
данных WIPO Lex
7. Текст Договора ВОИС по авторскому праву (рус.) в базе данных WIPO Lex
8. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.
9. Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав
авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на
вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального
произведения или звукозаписи произведения»
10. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в
области охраны авторского права и смежных прав»
10
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв