Почему IT-образование не интересно студентам?
Мир беспрерывно меняется, появляются новые изобретения, а вместе с ними новые
профессии. 21 столетие стало поистине информационным веком, веком компьютеров и
высоких технологий. Именно поэтому потребность в IT-специалистах ежегодно растет.
Многие школьники, задумываясь о своей будущей карьере, делают свой выбор в пользу
программирования. Тем не менее, есть и те молодые люди, кто находит IT-образование
неинтересным. Возникает вопрос: почему?
Согласно статистике, в 2004 году число выпускников российских вузов по
специальности «Информатика и вычислительная техника» составило 17,5 тысяч человек, в
2006 году оно увеличилось до 20 тысяч. Сравним эти данные с количеством студентов,
которые получили диплом по профилю «Экономика и управление». В 2004 году их было
порядка 270 тысяч, а в 2006 – 326. Несложно заметить разницу и сделать
соответствующие выводы. Однако картина меняется уже в 2012 году. Теперь
программисты обогнали экономистов и составили 30% от общего количества
выпускников. Интерес к профессии, безусловно, возрос. Причин тому множество.
Назовем некоторые из них. Во-первых, как уже было сказано, в настоящее время ITспециалист востребован на рынке труда. Во-вторых, у программиста достаточно высокая
заработная плата. В-третьих, работая на приличном месте, компьютерный мастер
получает возможность карьерного роста. И, в-четвертых, профессионалы в данной сфере
вынуждены постоянно заниматься самообразованием, что развивает эрудицию, делает
человека начитанным, интересным и уважаемым.
Плюсов достаточно много, но есть и свои минусы. Первый и, пожалуй, самый главный
это монотонность. Именно однообразность, пассивность данной работы делает ее такой
скучной в глазах молодежи. Согласитесь, что далеко не каждый человек способен
заставить себя сидеть несколько часов перед монитором и выполнять одни и те же
операции. Самое опасное здесь, то, что такой образ жизни ведет к ухудшению здоровья. К
сожалению, не все программисты имеют возможность или желание делать перерывы для
отдыха, прогулки, зарядки, как для мышц всего тела, так и глаз, которые, кстати говоря,
страдают больше всего. Общительному и активному человеку такая специальность вряд
ли покажется интересной. Другим минусом является огромный пласт информации,
которую работнику приходится проводить через себя. Программирование, безусловно,
включает в себя постоянную умственную работу. Каждодневное напряжение может также
пагубно сказаться на психическом здоровье личности. Помимо всего этого рабочий день
IT-специалиста не нормирован в силу особенностей данной профессии. К тому же,
получив когда-то образование по специальности «Информатика и вычислительная
техника», выпускник не может с полученными знаниями продолжать работать всегда.
Компьютеры обновляются, а значит необходимо получать новые знания, которые далеко
не везде можно найти. Не все преподаватели могут похвастаться рассказами о новейших
технологиях. Они привыкли применять старые методики, многие из которых уже давно
неактуальны.
Отсюда следует, что, как само IT-образование, так и работа в этой сфере
действительно могут показаться для многих людей непривлекательными. Пожалуй,
только по-настоящему влюбленные в это дело молодые люди смогут сделать процесс
обучения и работы приятными и интересными.
Почему IT-компании
студентов?
не
удовлетворены
качеством
образования
«Забудьте все, чему вас учили» - как много в этой фразе.… Как часто она звучит на
приеме на работу в IT-компанию! Действительно, многие работодатели не удовлетворены
качеством образования студентов, и им проще самим объяснить, что молодым
специалистам нужно делать, чем ждать, пока те вспомнят все то, чему их якобы когда-то
научили. «Но зачем же тогда учиться в вузе?», спросите вы. Мы, в свою очередь,
постараемся вам дать развернутый ответ.
Поступая в университет на IT-специальность, студент должен учитывать ряд факторов,
которые могут навредить его будущей карьере. Во-первых, будущий программист должен
помнить, что IT-образование – это не та сфера, которую можно записать в одну методику
и читать ее из года в год, совершенно не меняя. К сожалению, не все преподаватели вузов
согласятся с этим. У них на то свои причины. Одной из таких является недостаток
заработной платы, которая бы их вдохновила на совершенствование своих лекций. Вовторых, большая часть преподавательского состава – пожилые люди, которым некогда
заниматься самообразованием и изучать новейшие технологии. В-третьих, теоретические
знания в вузе превалируют над практическими. К тому же не все вузы могут позволить
себе современную технику. Преподавателям ничего не остается делать, как проводить
практику на старом обеспечении. Итак, представьте, что происходит в университетах со
студентами: они ходят на лекции, большая часть из которых не несет полезной
информации, т.к. устарела. Преподаватели в возрасте не способны вдохновить молодых
людей к учебе в силу своего консерватизма и отсутствия важных актуальных знаний.
Практика, которая, кстати говоря, и дает нам настоящие знания, сведена до минимума и
проводится на устаревшей технике. Неудивительно, что студент может начать
прогуливать занятия, а диплом вовсе купить. Кому нужны такие «специалисты»? Верно,
никому! Но это не значит, что вузы не нужны. Все же это было только одна сторона
медали. Высшее IT-образование может и является эффективным и необходимым, если сам
студент поистине заинтересован в получаемой профессии. Чтобы стать первоклассным
специалистом, абитуриент должен внимательно подойти к выбору высшего учебного
заведения. Для этого следует изучить данные об институте, почитать отзывы, пообщаться
со студентами, выпускниками; в процессе учебы фильтровать полученную информацию,
как можно больше применять теоретические знания на практике, и, конечно,
самообразовываться путем изучения дополнительного материала, посещения различных
курсов, семинаров.
Итак, система IT-образования в нашей стране далеко не идеальная, но мы можем ее
улучшить. Самое главное – по-настоящему этого захотеть! Чем больше молодых людей
вдохновится этой идеей, тем быстрее это произойдет. Все в наших руках, а, значит, их
нельзя опускать!
Почему практики IT не идут преподавать в вузы?
Спросите любого студента, получающего IT-образование, и он подтвердит, что их
преподавателей можно подразделить на два вида: теоретики и практики. Причем первые
из них составляют большую часть. Их задача заключается в том, чтобы дать сугубо
теоретические знания, читать лекции, а на семинарах спрашивать, что было записано на
этих самых лекциях. К тому же половина всего материала является устаревшей и
ненужной. Все мы не понаслышке знаем, что настоящие знания мы получаем, подкрепляя
их на практике. Можно перечитать целую кипу книг, учебников, но так и не стать
хорошим программистом. Зато если изначально применять полученную теорию на деле,
то шансы достичь успеха в области информационных технологий увеличивается в десятки
раз. За это как раз и отвечают преподаватели-практики. Они, как правило, обладают
новейшими знаниями в своей области, т.к. работают в ней каждый день. Но, к сожалению,
по статистике таких людей в вузах считанные единицы, а если они и есть, то работают на
полставки и приходят на занятия всего несколько раз за семестр. Спросите с чем это
связано?
Ответ будет следующим: работа программиста и учителя занимают много времени,
поэтому, даже имея большое желание передать свои знания, зачастую специалист просто
не в состоянии добиться этого. Многие говорят, что преподавательская деятельность – это
не просто профессия, а образ жизни. И совмещать два дела – задача под силу далеко не
каждому. Кроме того заработная плата учителей оставляет желать лучшего. Какой
практикующий программист откажется от драгоценных часов своей основной работы
ради того, чтобы проводить свое время в вузе, где не факт, что его вклад будет по
достоинству оценен? Пожалуй, на такое пойдет только по-настоящему благородный
человек, осознающий проблемы современного образования и желающий изменить эту
систему в лучшую сторону. Именно благодаря таким личностям студенты получают
истинные знания, вдохновляются на достижение высот. Именно таких преподавателей
любят и ценят. Каждый уважающий себя и свою профессию специалист должен
задуматься об этом. Необязательно посвящать всю свою жизнь вузу, даже небольшой
вклад в развитие IT-образования может сделать эту область значительно совершеннее.
Должен ли вуз готовить IT-специалистов?
Послушав рассказы многих IT-специалистов, можно придти к выводу, что система
нынешнего образования в сфере информационных технологий оставляет желать лучшего.
Кто-то утверждает, что без диплома будет тяжело найти достойную работу, другие
уверены, что настоящие программисты способны получить необходимые знания
самостоятельно. Возникает вопрос: должен ли вуз готовить IT-специалистов?
Поступив в университет, будущий программист, как правило, сталкивается с рядом
проблем. Он осознает, что многие лекции, читаемые преподавателями, можно найти в
учебниках. Информация, которую дают в вузе, несколько устарела, а материал о
новшествах в сфере технологий на занятиях почти никогда не затрагивается. Внимание
больше уделяется теории нежели практике. Безусловно, такое положение дел может
пошатнуть веру студента в необходимость прохождения обучения в данном заведении.
Однако на самом деле не все так плохо, как это может показаться. Получение высшего
образования подразумевает под собой подготовку эрудированной уважаемой в обществе
личности. Поэтому не стоит раздражаться по поводу того, что в университете дается
слишком много ненужной информации. Конечно, что-то действительно покажется вам
лишним, таким материалом не надо забивать себе голову. Вуз учит будущих специалистов
работать с информацией, выделять из нее главное, общее и частное. Говоря конкретно о
профильных предметах, то высшие учебные заведения хороши в том, что дают глубинные
знания в этой области, которыми далеко не каждый программист-самоучка может
похвастаться. Никогда не знаешь, где полученные навыки придется применять. Возможно
то, чему вас когда-то обучали, придется вспомнить и использовать в работе. Отсюда
следует, что поверхностные IT-знания, полученные самостоятельно не всегда достаточны.
Помимо этого, в вузе есть профессионалы, к которым можно обратиться за помощью,
получить дельный совет, что является не всегда возможным путем обучения
исключительно своими силами. К тому же учебные заведения со своими правилами и
порядками имеют свойство приучать человека к организованности и дисциплине.
Таким образом, несмотря на ряд минусов, получение IT-образования в вузе приносит
свои положительные плоды. Здесь важно помнить, что не следует ограничиваться
исключительно посещением лекций и семинаров. Будущий специалист должен учиться
работать с информацией, заниматься саморазвитием, находить время для практики.
Диплом – важная составляющая при устройстве на работу, но за ним должны стоять и
настоящие знания, которые были получены великим трудом.
Почему IT-специалисты уезжают за рубеж?
С каждым годом количество студентов, выбирающих в качестве будущей карьеры
сферу IT, увеличивается. Несмотря на это, спрос на программистов и системных
администраторов в России также продолжает расти. Причина тому – эмиграция.
Как бы плачевно это не звучало, но в настоящее время наша страна находится в
замкнутом круге IT-развития. Высшее образование по специальности «Информационные
технологии» остается несовершенным в силу отсутствия молодых преподавателей,
желающих поделиться с будущими программистами своими новейшими и ценными
знаниями. Лучшие умы страны предпочитают работе в университете сотрудничество с
иностранными компаниями, или того лучше эмиграцию. Получается, что все специалисты
покидают свою родину и не дают ей шанса развиться в столь важной для 21 века области.
Почему это происходит? Во-первых, уровень заработной платы. На Западе ITспециалисты получают огромные средства за свой вклад, их труд высоко ценится. Вовторых, за рубежом у наших соотечественников появляется больше творческих
возможностей для личностного и карьерного роста. Ни для кого не секрет, что уровень
развития компьютерных технологий в России в разы отстает от показателей США и
Европы. Неудивительно, что жизнь за границей для айтишников после всего этого
кажется настоящей малиной. Кому не захочется почувствовать себя успешным и важным
для общества?!
Жаль, что покидающие страну специалисты не думают о том, что они могут стать
гораздо успешнее и важнее здесь, на родине, внеся вклад в область отечественных
информационных технологий. Кто знает, может и среди нас есть тоже свой «Билл Гейтс»,
способный внести свою лепту в развитие программирования и стать настоящим героем
для своей страны.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывСовременное образование современного поколения в эпоху цифровизации и проникновения интернета во все сферы сейчас переживает самый непростой период. Молодежь хочет учиться быстро и тому, к чему у неё лежит душа, а не тому, "что надо". И именно в этом отрасль IT сильно помогает, трансформируя образование в новые форматы: курсы, вебинары, мастер-классы, онлайн-тестирования и т.п. Создают даже онлайн-библиотеки с подборками обучающих статей (пример – сайт Единорог https://theunicorn.info/ru)