ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
Стратегии создания новостного сюжета на региональном
телевидение
(творческая ВКР)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
студентки очного отделения группы 86001404,
Фёдоровой Анастасии Олеговны
Научный руководитель:
доцент кафедры журналистики, к. филол. наук
Карпенко Ирина Ивановна
БЕЛГОРОД, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОСТНОГО
СЮЖЕТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ГТРК
«БЕЛГОРОД») ……………………………………………………………………8
1.1.
Особенности
работы
новостного
журналиста
на
региональном
телеканале………………………………………………………………………8
1.2.
Новейшие
технологии
в
стратегии
подготовки
новостного
телевизионного сюжета………………………………………………………...13
1.3.
Подготовительный этап в работе над новостным телевизионным
сюжетом. ………………………………………………………………………..16
Вывод к Главе 1………………………………………………………………….....18
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ НОВОСТНОГО СЮЖЕТА НА
РЕГИОНАЛЬНОМ
ТЕЛЕКАНАЛЕ
КОРРЕСПОНДЕНТА
ГТРК
(НА
ПРИМЕРЕ
«БЕЛГОРОД»
МАТЕРИАЛОВ
А.
О.
ФЁДОРОВОЙ)………………………………………………….…………………20
2.1. Процесс съёмки телевизионного новостного сюжета………………………20
2.2. Предмонтажная подготовка новостного телевизионного сюжета…………32
2.3. Редактирование и монтаж новостного телевизионного сюжета……………35
Вывод к Главе 2………………………………………………………………….…37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…39
Библиографический список использованной литературы………………………41
Список использованных источников………………………………………...……44
Приложения…………………………………………………………………….…...49
2
ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке представить социум без телевидения достаточно сложно. На
сегодняшний день оно является самым распространённым и популярным
источником информации. Человечество каждый день нуждается в информации.
Целевая аудитория такого источника информации, как телевидение имеет
наибольший охват и представлена различными возрастными категориями. По
статистическим данным Всероссийского центра изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) − чаще всего россияне по-прежнему узнают информацию из
телевизора. На момент 2017 года (август) более двух третей всех опрошенных
(69%) практически постоянно используют в качестве источника новостей и
знаний центральное телевидение, еще 44% - региональное. Хотя бы раз в месяц
практически 100 % населения, так или иначе, контактирует с телевидением,
включая телевизор хотя бы на минуту [ВЦИОМ, исследование 2017 г.].
Одними из наиболее значимых в сетке вещания большинства
российских телеканалов являются телепрограммы новостей.
Наибольшее
количество зрителей приходится на новостные программы. Этим и может
объясняться регулярность их функционирования, точное, ничем и никогда
ненарушимое место в программе. Как правило, телевизионный корреспондент
имеет дело с актуальными событиями и явлениями общественной жизни. В
сфере его профессионального интереса в основном новости.
Новостная
журналистика – сфера информационной деятельности журналиста, в которой:
⎯
факт важнее, чем его интерпретация или анализ;
⎯
решающую роль играют не языковые изыски журналиста, а
скорость обработки и передачи информации;
⎯
события должны освещаться объективно и беспристрастно;
⎯
умение репортера распознавать важные и общественно-
значимые события и его способность своевременно доносить их до
массовой аудитории ценятся выше всего.
Требования к работе новостного корреспондента достаточно высоки.
Прежде всего, он должен иметь особый
3
взгляд на мир и обладать
профессиональным умением работать с информацией, ко всему прочему - знать
теорию новостей и уметь подавать событие, сочетая сенсационность с
содержательной составляющей. По сути, именно с новостей начинается
журналистика. Можно указать на два основных признака, в соответствии с
которыми должны дифференцироваться такие новостные телепрограммы.
Признаки эти взаимосвязаны между собой. Во-первых, речь идёт о
географических, экономических и социокультурных особенностях региона, и,
во-вторых, об особенностях региональной аудитории. Впрочем, здесь можно
говорить о том, что особенности аудитории в значительной мере зависят от
особенностей региона.
Если в проведении социологических исследований по данным ВЦИОМ
на 2017 год
региональные медиа уступают, то в плане эксклюзивности
региональные журналисты вне конкуренции, когда речь идет о местных
новостных программах.
Региональное телевидение в какой-то степени всегда будет побеждать
любой федеральный канал, потому как обсуждает проблемы местного
масштаба, а не общероссийского. Людям хочется знать в первую очередь о
своём регионе и о самих себе.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на федеральном и
региональном каналах стратегии создания новостного телевизионного сюжета
расходятся. Обуславливается это несколькими причинами. На региональном
телевидении журналист универсален. Сфера деятельности обширна, и исходит
из особенностей региона. Аудитория местных СМИ достаточно сильно
отличается от центральных каналов по своей численности. Вопросами о
региональной тележурналистике занимались многие авторы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении и
определении стратегий создания новостного сюжета на региональном канале.
В частности, в выявлении условий и особенностей создания новостного
телесюжета на региональном телеканале.
4
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие
задачи:
1) Изучить научную литературу по исследуемой нами теме;
2) Выявить условия и особенности создания новостного телесюжета на
региональном телеканале;
3) Рассмотреть новейшие технологии в стратегиях подготовки новостного
телевизионного сюжета;
4) Разобрать, в чём состоят этапы в работе новостного телевизионного
сюжета;
5) На примере новостных телевизионных материалов корреспондента
ГТРК
«Белгород»
А.
О.
Фёдоровой
провести
анализ
телевизионных
материалов.
Объект
телевизионного
исследования
сюжета
на
–
стратегии
создания
государственной
новостного
телевизионной
и
радиовещательной компании «Белгород».
Предмет исследования – этапы, методы и технологии создания
новостного телевизионного сюжета регионального новостного телеканала,
реализуемые в рамках заявленных стратегий.
В
качестве
эмпирического
материала
использованы
работы
собственные творческие материалы автора выпускной квалификационной
работы, штатного корреспондента ГТРК «Белгород» Анастасии Фёдоровой.
Для проведения исследования применен ряд методов:
⎯
метод наблюдения при описание этапов создания новостного
телевизионного сюжета;
⎯
метод анализа и синтеза в эмпирических материалах;
⎯
метод классификации материалов;
⎯
метод
систематизации
творческого
материала
в
ходе
самонаблюдения;
⎯
описательный метод при рассмотрении этапов создания
новостного телевизионного сюжета.
5
Теоретическая базой исследования при анализе этапов создания
новостного телевизионного сюжета стали работы К. В. Гаврилова, А. А.
Князева, Н. В. Зверевой, А. Н. Дедова, А. М. Шестериной.
Эмпирическая база исследования включает в себя 34 новостных
телевизионных сюжетов
А. О. Фёдоровой, а именно: видеосюжеты и
видеоряды, вышедшие в эфир ГТРК «Белгород», вышедшие в эфир в период с
2016 по 2018 год.
Новизна данного исследования состоит в том, что в работе выявляются
стратегии создания новостного телевизионного сюжета, именно на примере
регионального канала ГТРК «Белгород». Раннее исследования подобного рода
проведены не были.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день тему
регионального телевидения затрагивали многие исследователи. Так, например,
особенности регионального телевидения были исследованы на примерах
телеканала 6ТВ Медиахолдинг "Губерния" и новостной службы телевидения
Тулы, технология создания новостей на примерах «Волковыск ТВ» и
Ростовской области. Тема регионального телевидения на примере ГТРК
«Белгород» была затронута в квалификационной научной работе А. К.
Алексеевой, выполненной в рамках учебного процесса на факультете
журналистики НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы определяются указанными целью,
методологическими установками данного исследования, и соответствуют
поставленным задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, выводов к главам, заключения, библиографического
списка использованной литературы, списка использованных источников,
приложения.
Во введении дается обзор изученности проблемы, излагаются
актуальность, цели, задачи исследования, методы,
эмпирическая база,
хронологические рамки исследования, степень научной разработанности темы.
6
В первой главе «Условия и особенности создания новостного
телесюжета на региональном телеканале»
рассматриваются новейшие
технологии в стратегии подготовки новостного телевизионного сюжета.
Выявляются особенности работы новостного телевизионного журналиста, при
которых мы сможем выявить стратегии создания сюжета. Изучается детально
подготовительный этап в работе над новостным телевизионным сюжетом.
Во второй главе «Этапы подготовки новостного телесюжета на
региональном
телеканале»
рассматриваются
все
этапы,
проходящие
корреспондентом во время создания новостного сюжета. Проводится анализ
сюжетов на региональном канале.
В заключении сформулированы основные выводы выпускной
квалификационной работы.
7
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
НОВОСТНОГО СЮЖЕТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ (НА
ПРИМЕРЕ ГТРК «БЕЛГОРОД»)
1.1.
Особенности работы новостного журналиста на белгородском
региональном канале
На ГТРК «Белгород», как и на любом центральном канале, есть точная
технология производства, здесь каждый сотрудник выполняет только то, что он
обязан делать согласно своей должностной инструкции. Корреспондент –
собирает информацию по событию, которое будет освещать в своём сюжете,
пишет текст и создаёт, непосредственно, структуру сюжета, оператор – снимает
«картинку» для этого сюжета, редактор – вносит необходимые коррективы в
текст сюжета, монтажёр – отвечает за монтаж сюжета на завершающем этапе
перед выходом в эфир. Тем самым каждый создаёт сюжет на своём этапе.
Корреспондент является главным создателем такого медиапродукта, как
новостной телевизионный сюжет. На примере материалов А. О. Фёдоровой мы
выявим
стратегии
создания
новостного
телевизионного
сюжета
на
государственной телевизионной и радиовещательной компании «Белгород».
На центральном канале журналист работает на абстрактного
зрителя. Проблемы страны в целом и за её границами – главное, о чем должен
иметь представление федеральный журналист центрального канала. Его
аудитория – весь субъект Российской Федерации. Напротив, региональный
журналист – жизнь и проблемы в регионе должны интересовать его больше,
чем события в стране и за рубежом.
Нужно учесть тот факт, что телевизионные новостные программы на
региональном канале играют не менее значимую роль, чем на центральных
каналах.
Задачей, также как и на центральных каналах,
телевизионной
новостной региональной журналистики является посредничество между
жизнью области и её аудиторией. Существует два признака, по которым можно
8
дифференцировать телевизионные новостные программы регионального канала
- это:
➢
географические, экономические и культурные особенности
региона;
➢
особенности региональной аудитории.
Впрочем, последняя особенность в какой-то мере будет зависеть от
первой.
В Белгородской области есть ряд особенностей, которые отличают
её от остальных, и каждый региональный журналист, за счёт своей
универсальности, может затронуть любую тему в своих телевизионных
материалах.
Географические особенности. «Белгородская область входит в
состав Центрально-Чернозёмного экономического района и Центрального
Федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с
Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северозападе – с Курской, на востоке - с Воронежской областью. Белгородская
агломерация кроме областного центра включает в себя населённые пункты
ещё 5 районов: Белгородского, Корочанского, Шебекинского, Яковлевского,
Борисовского. В том числе посёлки Северный, Разумное, Дубовое, Стрелецкое,
Майский, Таврово и другие близлежащие населённые пункты, общее население
агломерации составляет около 600 тысяч человек» [Википедия]. Этот факт −
позволяет журналисту писать также о близлежащих поселках, районах, а также
городах, с которыми граничит Белгород. Зрителю будет интересно знать, что
происходит за пределами города, следить за события происходящими в районах
и соседних областях. Геотитр новостных сюжетов А. О. Фёдоровой «Лагерь
«Парус мечты»» − Шебекинский район, «Праздник детства в Поколение» −
город Старый Оскол, «Безопасное колесо» − город Губкин. Региональное
телевидение снимает жизнь всего региона, что даёт нам основание полагать,
что создание новостного сюжета намного шире, чем на телевидении,
ограничивающимся событиями в пределах одного города.
9
«В области сосредоточено более 40% разведанных запасов
железных руд страны. Выявлены и в разной степени разведаны крупные
месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод (радоновых
и
лечебно-столовых),
многочисленные
месторождения
строительных
материалов (мела, песка, глин и т.д.). Известны проявления золота, графита и
редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления
платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых».
«По территории города Белгорода протекают реки Северский
Донец, Везелка, Разумная, Гостенка и Нижегородка. Экологическое состояние
рек города оценивается как удовлетворительное, этому способствует
благоустройство городских пляжей, работы по санитарной уборке акватории
рек и санитарной очистке их водоохранных зон. В городе начинается
Белгородское водохранилище».
«В настоящее время на территории города Белгорода известны
два месторождения писчего мела кампанского яруса меловой системы:
Зеленая Поляна и Стрелецкое».
«Белгород находится в лесостепной полосе, в чернозёмной зоне. В
черте города расположены хвойные и лиственные лесные урочища общей
площадью 1495 га. На левом берегу водохранилища расположены рукотворные
сосновые боры — лесные урочища «Сосновка» и «Пески», правый высокий берег
покрыт нагорной дубравой — лесным урочищем «Массив»».
«Современный
индустрию,
Белгород
предприятия
имеет
мощную
энергетического
строительную
машиностроения,
металлообработки и радиоэлектроники, развитую социальную и культурную
инфраструктуру» [Википедия].
Полезные ископаемые, гидрография, растительность, почвенные
покров – всё, чем богата Белгородчина, являются темами для сюжета. Зритель
будет заинтересован этим, особенно, если он некоренной.
Экология и охрана окружающей среды Белгорода – востребованная
тема в нашей области. Ей занимаются многие организации, привлекаются
10
волонтёры на поддержание природы города. Примером может служить сюжет
«Экопрограмма», в котором рассказывается о «ДЕМО-ЭКО центре». Проекте,
который создаёт условия по вовлечению молодёжи в социальную практику и
охрану окружающей среды.
Экономические
сбалансированную
особенности.
структуру
«Белгородская
хозяйства.
область
Особенно
имеет
развиты:
сельскохозяйственное производство, чёрная металлургия, промышленность
стройматериалов и пищевая промышленность. Относительно небольшая по
численности населения, Белгородская область играет значительную роль в
производстве сразу нескольких видов промышленной продукции: добыча
железной руды, производство проката чёрных металлов, цемента, шифера,
сахара, растительного и животного масла.
Структура ВРП региона:
➢
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 17,3 %;
➢
Добыча полезных ископаемых — 16 %;
➢
Обрабатывающие производства — 18,1 %;
➢
Производство и распределение электроэнергии, газа и
воды — 3,5 %;
➢
Строительство — 8,2 %;
➢
Оптовая и розничная торговля — 15,2 %;
➢
Гостиницы и рестораны — 0,4 %;
➢
Транспорт и связь — 5,5 %;
➢
Финансовая деятельность — 0,2 %;
➢
Операции
с
недвижимым
имуществом,
аренда
и
предоставление услуг — 5,5 %;
➢
Государственное
управление,
обеспечение
военной
безопасности и социальное страхование — 3,8 %;
➢
Образование — 2,6 %;
➢
Здравоохранение и предоставление социальных услуг — 2,8 %;
11
Предоставление
➢
прочих
коммунальных,
социальных
и
персональных услуг — 0,9 % [Википедия].
Белгородская область является одним из наиболее развитых
сельскохозяйственных регионов России. Посевы: пшеницы, ячменя, кукурузы,
гречихи, сахарной свёклы, подсолнечника; картофелеводство; овощеводство;
плодоводство; мясо-молочное скотоводство, свиноводство; птицеводство». В
эфир программы «Вести-Белгород» сюжеты сельскохозяйственной тематики
выходят достаточно часто.
Социокультурные особенности. Прежде всего, культура – это
материальные и духовные ценности, которые создаются и накапливаются в
ходе всей жизни человека. Чем выше уровень развития культуры, тем выше
уровень
развития
общества. «Белгородская
область имеет
давнюю
и
чрезвычайно интересную историю культуры: здесь жили и творили
многие известные люди, знаменитые музыканты, театральные деятели,
писатели и художники, чье творчество вошло в сокровищницу русского
искусства. Белгородская область - родина великого русского артиста
М.С.Щепкина, поэта-публициста, декабриста В.Ф.Раевского, полководца
Н.Ф.Ватутина,
писателя
и
переводчика
В.Я.Ерошенко,
инженера-
изобретателя В.Г.Шухова, авиатора и кинематографиста Н.Д.Анощенко,
композиторов
Г.Я.Ломакина
и
С.А.Дегтярева,
ученого,
инженера-
мотостроителя Л.Д.Проскурякова.
Белгородская земля дала немало известных писателей,
оказавших
значительное
В.Ф.Раевский,
влияние
Н.В.Станкевич,
на
развитие
А.В.Никитенко,
русской
литературы.
С.Т.Славутинский,
И.Н.
Шидловский, Н.Н.Страхов - все они прославили наш край и внесли заметный
вклад в историю России. С Белгородчиной связаны имена геолога И.М.Губкина,
писателей И.Е.Вольнова, Д.И.Крутикова, А.П.Гайдара, Ф.И.Панферова. Мы по
праву гордимся именем нашего земляка святителя Иоасафа, епископа
Белгородского и Обоянского» [Википедия].
12
В Белгородской области сохранились певческие, хореографические
и музыкальные народные традиции. Восстанавливаются и сооружаются новые
храмы. Создаются более благоприятные условия для повышения качества
информационной,
просветительной,
культурно-досуговой
деятельности
учреждений культуры и искусства. Сохраняются историческое и культурное
наследия области. В программах «Вести-Белгород» сюжеты социальнокультурного характера выходят в эфир ежедневно. Выставки и фестивали,
сюжеты про известных деятелей культуры освещаются региональными СМИ не
только с цель. Информирования, но и с точки зрения духовно-просветительской
функции.
Среди материалов А. О. Фёдоровой немало новостных сюжетов
социокультурной тематики. «Презентация мультимедийной выставки «Ольга
Ландер. Дополненная реальность войны»», «Межрегиональная выставка
«Графика-2017»», «Куклы из сказок и Легенд», «Выставка «Серебряный век.
Живопись и графика из собрания Вятского художественного музея имени
Виктора и Апполинария Васнецовых», «Патриотический фестиваль» и другие.
Доказывает факт о том, что Белгородчина богата культурно-духовными
особенностями.
Средства
массовой
информации
ежедневно
имеют
возможность освещать культурную сторону города.
1.2.
Новейшие технологии в стратегии подготовки новостного
телевизионного сюжета
С каждым разом процесс создания медиапродуктов меняется в
лучшую сторону. Так, журналисты-телевизионщики регионального канала,
раньше первым этапом должны были «отсматреться» и в точности знать таймкод синхронов. Расшифровать синхроны, написать текст, отдать сюжет на
монтаж.
Сейчас в век развития технологий, создание сюжетов значительно
облегчилось. В 2017 году на ГТРК «Белгород» полностью обновили
13
оборудование. Была установлена новая комплектация «NewsHouse». Она
включает в себя несколько программных модулей: DataBase, NewsPlan,
NewsEdit, NewsPlay, NewsPrompter.
Для
телевизионного
того
чтобы
сюжета
на
выявить
стратегии
региональном
создания
уровне,
мы
новостного
рассмотрим
программнные модули NewsPlan и NewsEdit.
Программный модуль NewsPlan [см. Приложение 1, рис 1] является
многопользовательской работой журналистов, редакторов и выпускающих в
единой сетевой среде.
Обеспечивает планирование выпусков, подготовку сценарных
планов новости, контроль над исполнением. Позволяет готовить новости с
различными типами подачи материала: синхрон, студия и так далее.
Обеспечивает совместную работу журналистов над одним выпуском
или
новостью.
корректировать
Позволяет редактору
работу
журналиста.
удалённо
следить и
Позволяет
оперативно
выполнять
простой
видеомонтаж «в стык», определять титры и графику, синхронизировать видео,
текст и графику, формировать монтажные проекты для дальнейшей передачи в
системы нелинейного монтажа. Обеспечивает просмотр сюжетов и выпуска в
целом в высоком и низком разрешениях.
Рассмотрим подробно программный модуль NewsPlan. Каждый
компьютер, закрепленный за журналистом компании ГТРК «Белгород» имеет
доступ к данной системе. При включении компьютера требуется ввод данных:
Логин (фамилия корреспондента) и Пароль. При входе в систему компьютера
программный модуль NewsPlan попросит ещё раз вести пользовательские
данные [см. Приложение 1, рис 2]. Открывается окно, в котором журналист
может приступать к предмонтажной работе своего сюжета [см. Приложение 1,
рис 3, 4]. В правой части верхнего угла расположены главные вкладки, с
которыми корреспондент работает: «Графика», «События», «Клипы».
Вкладка
«Событие».
В
программе
событие
уже
задается
редактором на том этапе, когда выезд на съемку обозначен в графике. Для этого
14
достаточно вести в поисковую строку фильтра название или фрагмент названия
сюжета – по такому принципу зачастую поиск осуществляют корреспонденты
ГТРК «Белгород» [см. Приложение 1, рис 5]. Существует и другие виды поиска
[см. Приложение 1, рис 6, 7]. В главном окне высветятся результаты поиска [см.
Приложение 1, рис 8]. Но журналист может создать в свойствах и новое
событие [см. Приложение 1, рис 9]. Для этого достаточно вести: название, тип,
категорию, плановую длительность.
Вкладка «Клипы». Заблаговременно, до начала работы (зачастую,
это происходит фактически после прибытия на компанию с выезда на съёмку) в
инжест корреспондент сбрасывает отснятое оператором видео, который входил
в съёмочную группу выезда. В программном модуле просмотреть видео можно
с помощью вкладки «Клипы». Поиск осуществляется по тому же принципу, что
и с вкладкой «События» [см. Приложение 1, рис 10, 11]. Посередине окна
появляются видеофрагменты, с правой стороны окно с просмотром выбранного
видео.
Вкладка
«Графика».
Данная
вкладка
помогает
подобрать
подходящие титры для синхронов, которые выбирает корреспондент для своего
сюжета. А также геотитры для всего сюжета [см. Приложение 1, рис 12].
Создание сюжета в программном модуле NewsPlan включает в себя
– написание закадрового текста, выбор и вставка синхронов, титрование [см.
Приложение 1, рис 13, 14, 15].
Программный модуль NewsEdit в свою очередь обеспечивает
взаимодействие NewsPlan с системами нелинейного монтажа Adobe Premiere и
Apple FinalCut Pro на уровне монтажных проектов. Позволяет передавать
подготовленный журналистом в модуле NewsPlan аудио-видео-графический
проект в систему нелинейного монтажа. Автоматически получать обратно из
NLE монтажный проект или скомпилированный файл и помещать его в
новость.
С появление обновленного программного модуля на региональном
телеканале работа корреспондента в разы облегчилась и ускорила свой процесс.
15
Каждая из рассмотренных нами вкладок имеет простой интерфейс. Подробное
описание их мы исследовали с целью дальнейшего выявления стратегий.
Анализ позволит нам вывести методы и приёмы в стратегиях новостного
телевизионного сюжета.
1.3.
Подготовительный этап в работе над новостным телесюжетом
Новость на региональном телевидение – это событие, которое
напрямую связано с жизнью города и области, интересами её аудитории. Чем
важнее информационный повод новости, тем большее количество людей она
будет затрагивать.
По сути, каждый профессиональный журналист знает, что любой
темой, даже малозначимой можно заинтересовать своего зрителя, достаточно
сделать грамотный сюжет.
Профессионализм команды, которая делает
новости, состоит в оперативности подачи свежего событийного материала.
Примерно, до 2005 года на ГТРК «Белгород» найти тему для сюжета −
было
задачей
самого
журналиста.
На
сегодняшний
день,
найти
информационный повод, который станет темой для выезда на съёмку, является
задачей продюсера.
Каждый занимается своим делом и в компании четко
распределены обязанности сотрудников.
Источники поиска тем разнообразны. Зачастую, это могут быть
звонки
продюсеру
или
пресс-релизы
различных
организаций
и
государственных служб по факсу с приглашением освещения какого-либо
мероприятия. Интернет является также одним из источников поиска темы.
Нередко происходит и возвращение к теме, которую уже освещали раннее.
Личные наблюдения всех сотрудников компании могут принести свои плоды в
поиске информационного повода для сюжета.
Задача корреспондента на подготовительном этапе состоит в том,
чтобы по прибытию на съёмку иметь точное представление о том, что будет
происходить на месте. Для этого журналист должен ознакомиться с пресс16
релизом, если он имеется. Найти контактные данные людей, с которыми ему
необходимо будет иметь коммуникацию. Составить примерный план вопросов
и структурировать примерный ход съёмки. А. М. Шестерина в своём учебном
пособие «Авторская телепередача» пишет, что «на подготовительном этапе
созревание замысла и его развитие происходит всё же в глубинах психики
автора. И процесс этот весьма индивидуален» [А. М. Шестерина, «Авторская
телепередача»].
«Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах
будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены
определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор
для репортерской изобретательности и операторского творчества. «Каждый
информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт,
проблему и ее разрешение, развитие и свертывание действия, т. е. начало,
середину и конец», – пишет продюсер вечерних новостей Эн-би-си Ройвен
Франк»» [А. М. Шестерина, «Авторская передача»].
Основой
для
сюжета
всегда
будет
информация
добытая
журналистом. «Так, Виталий Третьяков, рассуждая о важности авторства на
телевидении, отмечает: «Главное, конечно, содержательная часть ваших
материалов. Здесь и только здесь вы можете уйти в далекий отрыв от других»»
[А. М. Шестерина, «Авторская передача»]. В телевизионных СМИ главной
составляющей будет являться и видеоряд. Журналист на подготовительном
этапе должен собрать всю информацию по событию, которое он будет
освещать. Учесть все подробности, найти и раскрыть все детали, не лежащие на
поверхности. А. Шестерина в своём учебном пособие выделяет три уровня, на
которых возможен сбор материала:
➢
сбор информации для программы в целом, её планирование,
выбор тем, создание досье;
➢
добыча информации для конкретной программы, подготовка к
созданию сценария;
17
➢
поиск
информации,
потребность
в
которой
возникла
непосредственно в ходе создания программы, охота за «горячими
данными».
Выводы к Главе I
Новостной телевизионный сюжет имеет свои определенные технологии
создания.
Существует
формула,
которая
позволяет
правильно
сделать любой сюжет новостей, независимо от действующих лиц, места,
времени и прочих обстоятельств происшествия и политических предпочтений.
Формула с математической точностью показывает, что есть сюжет на самом
деле. Выглядит великая формула на удивление просто:
Сюжет = 1 Событие = 1 Информационный повод = 1 История - 1
Эмоция = 1 Мысль [Н. В. Зверева, «Школа регионального телжурналиста»].
Так,
мы
выявили,
что
на
государственной
телевизионной
и
радиовещательной компании «Белгород», как и на любом центральном канале,
есть собственная технология производства медиапродукта. Каждый сотрудник
выполняет только то, что он обязан делать согласно своей должностной
инструкции.
В
стратегии
создания
новостного
телевизионного
сюжета
на
подготовительном этапе будет входить: после получения редакционного
задания, процесс работы заключается в точном представление о том, что будет
происходить на месте съёмки. Для этого новостной телевизионный журналист
структурирует задачи, которые ставит перед собой и оператором на месте
съёмки.
Мы рассмотрели новейшие технологии - комплектацию «NewsHouse».
Она включает в себя несколько программных модулей: DataBase, NewsPlan,
NewsEdit, NewsPlay, NewsPrompter. Нами был проведён подробный анализ
программного модуля NewsPlan.
Мы пришли к выводу, что с появление
18
обновленного программного модуля на региональном телеканале работа
корреспондента в разы облегчилась и ускорила свой процесс.
19
ГЛАВА II. ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА НОВОСТНОГО СЮЖЕТА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ
2.1. Процесс съёмки телевизионного новостного сюжета
Процесс сбора информации в работе каждого журналиста − это самый
главный и ответственный этап при создании журналистского материала. А. Н.
Дедов в своём учебном пособие «Основы телевизионной журналистики»
выделяет основные понятия, которые включает в себя сбор информации.
Главная задача репортера на съемке, которая роднит его с разведчиками и
следователями, – сбор информации. Это означает:
➢
фиксировать факты;
➢
задавать вопросы свидетелям, экспертам и участникам,
записывать их синхроны;
➢
находить важные документы и артефакты;
➢
выискивать интересные подробности, детали;
➢
определить основной конфликт для будущего сюжета;
➢
проникнуться духом, эмоциями события, чтобы придумать
историю [А. Н. Дедов, «Основы телевизионной журналистики»].
Цель этого этапа, чтобы проблема была раскрыта со всех сторон. Для
этого необходимо выявить все подробности и детали. Важно не только
количество собранной информации, но здесь преимущественно, чтобы
информация была качественной, достоверной и относилась к событию,
освещаемого журналистом или к проблеме, раскрываемой им.
Для новостного телевизионного корреспондента на этом этапе − это
процесс съёмки. Для такого журналиста важна, как информация, так и
«картинка». На телевидении процесс съёмки – это работа не только одного
корреспондента, но и оператора. Иными словами, это коллективное творчество.
Здесь корреспондент должен обсудить замысел с оператором, объяснить, что
именно журналист хочет видеть в кадре, какие планы ему нужны. Оператор
20
должен понять, что ему предстоит снимать. Можно с уверенностью сказать, что
оператор – это и есть соавтор.
Мы рассмотрим все компоненты, которые включает в себя процесс
съёмки новостного телевизионного сюжета на региональном телевидение. Они
включают в себя:
1.
Синхрон
2.
Видеоряд
3.
Лайв
4.
Стендап
Синхрон. В первую очередь, корреспондент связывается по
телефону с лицом, непосредственно, значимым в событие, которое приехала
освещать съёмочная группа. Если контактных данных нет, то журналист сам
находит человека, который сможет предоставить подробную информацию о
событие и людях, которые присутствуют на нём.
По прибытию на место съёмки стоит отталкиваться от события и темы
сюжета. Зачастую, первым делом, корреспонденту и оператору необходимо
записать синхроны. «Синхрон − видеоматериал, в котором используется кусок
прямого интервью с участниками сюжета. Название осталось с тех времен,
когда
новости
снимали
на
кинопленку.
Для
интервью
приходилось
синхронизировать снятое кинокамерой и запись звука на отдельной пленке. Это
называлось «съемкой на две пленки» или просто «синхроном». Техника ушла
далеко вперед, а термин остался (во всяком случае, в России)» [К. В. Гаврилов,
«Как делать сюжет новостей»].
В начале съёмки синхроны стоит снимать потому, как они могут
нести характер комментария, в том случае, когда событие ещё не началось.
Также, в начале, стоит записывать синхроны тех людей, которых, есть
вероятность, что по окончанию события, можно не застать, а его интервью на
камеру носит важный характер для сюжета. В других случаях, синхроны
записываются по ходу всего съёмочного процесса, если в этом есть
необходимость.
21
Стоит учитывать и тот факт, что для новостного телевизионного
сюжета должно быть записано, как минимум два синхрона, соответственно,
разных людей. Одного синхрона будет недостаточно для того, чтобы получился
полноценный сюжет. Но и, зачастую, сюжет не должен быть переполнен ими. В
основном, от двух до трёх синхронов используется в новостном телевизионном
сюжете.
Нельзя полагаться и на тот факт, что интервьюированный даст
нужную информацию. Или кадр синхрона по техническим или иным причинам
не будет испорчен. Поэтому следует записывать «запасные» синхроны.
Допустим, эксперта разбирающегося по теме события не хуже уже выбранного
до этого, но не столь значимого в должности. На региональном телевидение
такого
рода практика бывает
не всегда
удачной
по
отношению к
интервьюированному. Объясняется это тем, что человек согласившийся дать
ответы на камеру, уже рассчитывает, что сможет увидеть себя в сюжете. Но
нет гарантии, что этот синхрон обязательно попадёт в сюжет местного
телевидения.
Процесс записывания синхронов включает в себя:
➢
интервьюированный не должен обращать внимания на
камеру, его взгляд должен быть устремлён на корреспондента;
➢
если синхрон записан в естественном процессе за каким-либо
делом, относящегося к событию или проблеме – его можно назвать
«выигрышным», потому, как зритель погружается вместе с героем в
атмосферу этого события, и прослеживается «эффект присутствия»;
➢
фон, не малозначимая часть синхрона. Он обязательно должен
относиться к теме/проблеме сюжета, а также соответствовать внешнему
виду интервьюированного.
Корреспондент
должен
построить
беседу
так,
чтобы
интервьюированный не переживал (потому что на камере это выглядит нелепо),
чтобы вопросы не ставили его в тупик и относились к сфере его деятельности.
22
Какая постановка человека должна быть перед камерой, какой
будет план кадра
и каким будет правильно подобранный свет − отвечает
оператор. Также, обязательно важна и «перебивка». На тот случай, если
содержание текста интервьюированного нам необходимо, а «картинка» не
позволяет по различным причинам использовать этот синхрон (неудачная
мимика человека, перебои света камеры, посторонние люди в кадре и так
далее), исправить эту ситуацию помогает «перебивка». Элементы костюма
интервьюированного, руки и глаза крупным планом, детали фона за его спиной,
микрофон корреспондента – всё это может использоваться в качестве
«перебивки» [см. Приложение 3, рис 1 − 10].
«В качестве условий успешного интервью опытные журналисты
называют:
1) подготовленность корреспондента. Ему следует:
➢
знать содержание темы;
➢
заранее узнать максимум информации о человеке, с которым
придется разговаривать;
➢
предварительно
составить
вопросы,
ориентируясь
на
особенности своей аудитории, при этом не следует бояться, а иногда и
полезно
показаться
собеседнику
«глупым»:
«Разъясните
мне,
неспециалисту…»; если требуется, вопросы направляют заранее;
2) организованность корреспондента:
➢
нужно заранее провести переговоры об интервью; если
необходимо – установить партнерские отношения с посредником (пресссекретарём, помощником и т.п.);
➢
не опаздывать;
➢
договориться о продолжительности интервью и не перебирать
время без согласия интервьюируемого;
3) умение установить контакт:
23
➢
позиция при общении – доброжелательная объективность;
следует отделять себя от критики собеседника: «Некоторые говорят,
что…»;
➢
стиль одежды – в соответствии с ситуацией;
➢
при общении проявлять интерес к собеседнику, применять
«активное слушание»;
➢
при длительном интервью имеет смысл сначала «разогреть»
собеседника: например, дать ему немного поговорить о том, о чем ему
интересно; как правило, «рабочими» могут быть второй или третий
вопросы;
➢
не терять спокойствия;
➢
не
отказываться
от
чашки
чая,
поблагодарить
за
гостеприимство;
➢
выполнять просьбы собеседника:
а) не публиковать некую информацию;
б) не указывать источник;
в) дать возможность ознакомиться с текстом интервью перед
публикацией;
г) после окончания интервью не забыть поблагодарить
собеседника;
4) настойчивость и предприимчивость:
➢
договариваясь об интервью, быть вежливым, но настойчивым;
позвонить ньюсмейкеру в обход пресс-службы, если иначе договориться
не получается;
➢
если ньюсмейкер куда-то едет, постараться поймать его по
дороге – на выходе из его офиса или на входе у места назначения;
➢
если
ньюсмейкер
избегает
давать
комментарий
на
неприятную для него тему, можно сообщить, что это не в его интересах:
вам ничего другого не остаётся, как записать стендап у его офиса и
сообщить, что он от комментария отказался;
24
➢
не стесняться задавать «острые» вопросы, но быть при этом
корректным;
5) умение общаться:
➢
не вступать в дебаты: работа репортёра – задавать вопросы;
➢
не
терять
контроля
над
ситуацией,
например,
когда
собеседник отвечает вопросом на вопрос и таким образом может
перехватить инициативу;
➢
говорить четко и разборчиво;
➢
быть настойчивым, не идти на поводу, но избегать
«прокурорского» тона;
➢
обращать внимание не только на слова, но и на позы и жесты
интервьюируемого;
➢
не заигрывать с представителями власти; не флиртовать с
представителями противоположного пола;
➢
не говорить бесконечно «да» или «угу» во время интервью:
это может раздражать собеседника и зрителей, которые будут смотреть
запись интервью;
6) умение фиксировать информацию:
➢
не полагаться исключительно на камеру, иметь блокнот и
надёжную ручку, помечать для себя основные моменты: это позволит
быстрее обработать материалы интервью и написать сценарий;
➢
установить
эффективную
систему
взаимодействия
с
оператором;
➢
осваивать скоропись и навыки конспектирования;
➢
первым делом точно зафиксировать фамилию, имя, отчество и
должность собеседника;
➢
заканчивая интервью, записать координаты собеседника на
случай, если возникнет необходимость что-то уточнить;
➢
в заключение следует спросить собеседника, хочет ли он что-
либо добавить к сказанному;
25
➢
после интервью имеет смысл сразу зафиксировать детали,
свежие впечатления и мысли, пока не забылись» [М. М. Лукина,
«Технология интервью»].
Видеоряд. Закадровый текст корреспондента в сюжете будет
сопровождаться
«картинкой»,
другими
словами
видеорядом.
Пока
корреспондент собирает информацию, посредством:
➢
беседы с участниками события;
➢
изучения каких-либо документов, относящихся к теме и
проблеме события;
➢
наблюдения события;
оператор «набивает» то, что будет считаться «картинкой» сюжета. Цель
корреспондента – точно объяснить, что именно требуется от оператора (какие
места подснять лучше, какие люди должны быть побольше в кадре, какие
мелочи снять, которые корреспонденту будут необходимы и другие детали
видеоряда). Во всем остальном оператор – профессионал своего дела, и знает,
что должно быть видеорядом.
Немало важно знание, которым должен обладать корреспондент
является характеристика кадра (план кадра). Классификация подразумевает 6
видов:
➢
деталь;
➢
крупный план;
➢
общий план;
➢
дальний план;
➢
первый средний план;
➢
второй средний план [см. Приложение 2, рис 1], [см.
Приложение 3, рис 11-16].
Крупность плана основывается на том, как требуется преподнести героя.
«Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план
использовать нецелесообразно. С другой стороны, если герой кадра говорит
26
или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный,
так как он несет в себе личностное значение».
Лайв. Корреспондент – связующее звено между событием и зрителем.
Задача новостного телевизионного журналиста передать, как происходило
событие со всех его сторон. В этом случае новостной телевизионный
журналист прибегает к лайву. Это фрагмент «живого» видео с оригинальным
интершумом (интершум − термин, который используется в видеосъёмке, −
набор
звуковых
событий,
имитирующий
или
передающий
атмосферу
окружающего пространства) Приём «Лайв» использовался в следующих
телевизионных материалах А. О. Фёдоровой: [см. Приложение 3, рис 17-24].
Стендап. При освещение события корреспондент должен не только
осветить событие, но и создать «эффект присутствия». Так, зритель сможет
проникнуться и почувствовать себя участником события. Такой прием в
новостном телевизионном сюжете называется стендап. Журналист находится в
кадре и сообщает информацию по теме сюжета. Стоит отметить, что такой
приём должен быть оправдан.
«Стендап делают для того, чтобы:
➢
подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события;
➢
подвести итог или рассказать о перспективах событий;
➢
привлечь внимание зрителя к важной информации;
➢
показать интересный объект;
➢
плавно перейти от одной части сюжета к другой;
➢
решить проблему нехватки видеоряда.
В сюжете «Новый 1943» освещается выставка экспонатов Великой
Отечественной Войны 1941-1945 гг. Для того, чтобы зрителю передать всю
значимость этой выставки, на которой он сможет (а точнее, после
просмотренного сюжета, захочет) побывать, автор прибегнул к стендапу.
«Солдаты мечтали о мире, о возвращении домой, туда, где тепло, где есть
ощущение праздника. Ощутить атмосферу Нового 1943 года сможет
каждый. Выставка продлится до февраля 2017 года», - текст стендапа.
27
В сюжете «Пойдём домой» рассказывается об акции, в которой каждый
желающий может прийти и выбрать себе домашнего питомца в виде собаки. В
этом случае стенд-ап направлен на то, чтобы зритель захотел не только
посетить подобного рода акцию, но и обзавестись лучшим другом – собакой.
«Каждый в этом мире заслуживает доброго отношения к себе. И верные и
совершенно безобидные четвероногие неисключение. Они подарят частичку
своей заботы и ласки каждому, кто обязательно скажет им «Пойдём
домой!», - текст стендапа [см. Приложение 3, рис 25].
В сюжете «Куклы из сказок и легенд» демонстрируется выставка
персонажей сказок и легенд. Чтобы передать эффект присутствия и всю красоту
коллекции, автор прибегает к стендапу. «Принцессы диснеевских сказок, герои,
таких легендарных историй, как «Гарри Потер» и «Алиса в стране чудес»
помогают окунуться в сказку. Многообразие и превосходство этих кукол не
оставит никого равнодушным. Выставка продлится до 26 ноября» - текст
стендапа [см. Приложение 3, рис 26].
Целью сюжета «Праздник детства в Поколение» освещение
события в медицинском центре «Поколение» в городе Старый Оскол. Дети не
только побывали на празднике, но и смогли пройти необходимое обследование
в офтальмологии. Для того, чтобы показать, как работает оборудование и, как
происходит диагностика у врача, автор прибегнул к стендапу. [см. Приложение
3, рис 27].
Сюжет «Выставка «Ольга Ландер. Дополненая реальность войны»»
освещает выставку, на которой впервые демонстрируется уникальное для музея
и города сопровождение. Чтобы изучить экспозиции посетителям предлагается
использовать мобильное приложение. «Для того чтобы воспользоваться
режимом
дополненной
реальности, посетителю выставки
необходимо
скачать бесплатное приложение ARTEFAKT из AppStore или Google Play,
выбрать страницу выставки «Ольга Ландер. Дополненная реальность войны»
и наведя камеру мобильного устройства на фотографию с красным значком,
посетитель сможет воспользоваться дополненной реальностью» - текст
28
стендапа. Функции стендапа в этом сюжете направлены не только на то, чтобы
заинтересовать зрителя посетить выставку, но и на то, чтобы наглядно
продемонстрировать, как воспользоваться этим приложением [см. Приложение
3, рис 28].
«Возможна съемка всего сюжета в режиме стендапа – лайв-ту-тейп.
Такого рода практика на региональном телевидение отсутствует.
Основные требования к стендапу:
➢
продолжительность, как правило, не более 30 секунд;
➢
фон за журналистом должен иметь отношение к теме
сюжета;
➢
если
стендап
статичный,
предпочтительная
позиция
репортёра – четверть оборота корпуса от камеры: таким образом
обозначается перспектива и, кстати, человек кажется стройнее;
➢
обычно в стендапе используется средний план, чтобы
совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый
фон;
➢
говорить следует примерно в таком же темпоритме и с
такой же громкостью, что и закадровая начитка текста;
➢
внешний вид журналиста должен соответствовать теме и
атмосфере сюжета;
➢
надо стараться выглядеть хорошо; сбившийся на сторону
галстук или торчащие волосы – это коммуникативный барьер, они
отвлекают внимание от того, что говорит репортёр;
➢
нужно быть свободным, не напрягаться;
➢
нужно избегать «вирусных» движений: не следует теребить
что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п.,
однако не надо и замирать: естественные движения корпуса делают
стендап выразительнее;
➢
нельзя говорить полушёпотом, например, в комнате, где
идёт собрание;
29
➢
следует стремиться общаться со зрителем, а не просто
проговаривать заученные слова;
➢
жесты
должны
быть
уместными,
их
лучше
прорепетировать и посоветоваться с оператором;
➢
в начале и в конце рекомендуется делать 5-секундные паузы;
это облегчает монтаж;
➢
следует записать по крайней мере два удачных дубля на
случай технического брака;
➢
если репортёр пытается сделать в кадре что-то необычное,
нужно на всякий случай записать и «обычный» стендап;
➢
надо быть осторожным с материалом, снятым в разное
время суток: если основные события снимаются днём, а стендап – при
вечернем освещении, нужно хотя бы соблюдать хронологию и
поместить
стендап
в
конце
сюжета»[А.
Н.
Дедов,
«Основы
телевизионной журналистики»].
Во время всего процесса съёмки следует наблюдать за тем, что
снимает оператор. По дороге с места журналистского задания – это поможет
обдумать и составить примерный план написания сюжета с учетом отснятого
видеоряда.
На примере рассмотрения процесса съёмки новостного телевизионного
сюжета мы выявили ряд методов, которыми пользуется журналист во время
съёмки.
Для наглядности представим процесс съёмки новостного телевизионного
сюжета графически (рис. 1):
30
1. Запись синхронов
организаторов
и
1. Съёмка
Определенного
видеоряда.
порядка нет.
участников
события.
Съёмка видеоряда
2. Запись синхронов с
организаторов
2. Съёмка
видеоряда.
последующим
и записывания синхронов
участников
организаторов
и
события.
участников события.
Рис. 1. Стратегия «Процесс съёмки». Методы.
Выбор метода на этом этапе зависит от условий прохождения
события. В сюжете «Автольлюки» была применена стратегия − запись
синхронов организаторов и участников события − съёмка видеоряда.
Обуславливается это тем, что на мероприятиях подобного рода корреспондент
заблаговременно до начала, может
записать стенд-апы интересующих его
людей потому, как есть вероятность не успеть задать вопросы в процессе
съёмки.
Этот метод был применен и в сюжетах «”Праздник детства” в
Поколении»,
«Безопасное
колесо»,
«Грайворон
–
хороводная
столица
Белгородчины». Для событий, имеющих официальное начало, как правило,
используется именно эта стратегия.
Вторая стратегия применена на съемках сюжетов: «Музей
мотоцтклетного спорта», «Шлюпочный поход», «нам года – не беда».
Зачастую, стратегия смешанного вида, где нет определенного
порядка, применяется для съёмок спортивного характера. «Акватлон»,
«Велопробег», «ГТО», «Марафонский пробег» − сюжеты создавались на этапе
процесса съёмки без определенной систематизации.
31
2.2. Предмонтажная подготовка новостного телевизионного сюжета
«Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть картинка
расскажет о событии. Это в идеале. На практике наиболее оптимальным
оказывается такое сочетание текстовой и видео-информации, когда они не
противореча друг другу, не дублируя, а гармонично дополняя друг друга дают
максимально полное и насыщенное представление зрителю о происходящем»
[А. А. Князев, «Основы тележурналистики и телерепортажа»].
Именно с написания закадрового текста начинается предмонтажная
подготовка новостного телевизионного сюжета. Синхроны, видеоряд, лайвы и
стендап: всё это под закадровый текст корреспондента становится сюжетом.
Новостной телевизионный журналист должен учитывать при этом требования,
выдвигаемые той компанией, где он работает при написании текста. На
региональном телевидение ГТРК «Белгород» мы можем выделить следующие
требования:
1. самостоятельный предмонтаж в программе NewsPlan, который включает
в себя:
1.1.
написание подводки для диктора. Подводка должна содержать
главную цель сюжета, но не раскрывать его всего. Плавно наводить
зрителя на то, что будет в следующем сюжете. На телевидение
подводку можно назвать лидом новостного телевизионного текста
сюжета;
1.2.
самостоятельный выбор синхронов и их обрезка. Новостной
телевизионный журналист выбирает для себя главные синхроны,
что именно должно в них говориться интервьюированным.
Расшифровывать
слова
человека
в
синхроне.
Делать
самостоятельную графику титров;
1.3.
по необходимости выбрать нужные стендапы и лайвы. В
предыдущем параграфе нами был приведены аргументы, когда
32
стенд-ап
и
лайв
считаются
в
новостном
телевизионном
журналистском тексте значимыми;
2. грамотное и логичное построение структуры текста;
3. факты, комментарии и мнения, непосредственно, должны относиться к
теме сюжета;
4. текст должен быть понятен для восприятия зрителю;
5. правильно орфографически и стилистически должен быть оформлен
текст;
6. закадровый текст должен соответствовать видеоряду;
7. язык текста разговорно-деловой;
8. хронометраж сюжета от 30 секунд (видеоряд) до 2 минут (в крайнем
случае, до 2 с половиной);
9. количество синхронов не меньше 2 и не больше 3 (в крайнем случае
допускается – 4).
Ускорить время работы на данном этапе нам помогает программный
модуль NewsPlan. Методы, которыми пользуются корреспонденты на
региональном телевидение, при создании новостного телевизионного
сюжета, на предмонтажном этапе работы в программном модуле NewsPlan,
выглядят примерно так:
33
1. Снх; Зкд.
2. Зкд; снх.
Синхроны.
1)
Отбор,
1) Закадровый текст.
определение временных границ,
2)
вставка в текст, расшифровка.
определение временных границ,
+Графика. Вставление в текст.
вставка в текст, расшифровка.
2) Закадровый текст.
+Графика. Вставление в текст.
3)
Лайв,
стендап.
Отбор,
3)
Синхроны.
Лайв,
Отбор,
стендап.
Отбор,
определение временных границ,
определение временных границ,
вставка в текст.
вставка в текст.
3. Снх/лайв/стендап;
зкд;
графика/расшифровка.
4. Смешанный.
1)Пошаговое
1) Синхроны, лайв, стендап.
закадровых
Отбор, определение временных
вставкой
границ,
стендапа.
вставка
в
текст,
написание
фрагментов
синхронов,
с
лайвов,
расшифровка.
2)Добавление
2) Закадровый текст.
расшифровка синхронов, лайвов,
3)
Добавление
графики,
графики,
стендапа.
расшифровка синхронов, лайфов,
стенд-апа.
5. Поэтапное написание закадрового текста, добавление синхронов
(+графика, расшифровка), лайвов, стендапа.
Рис. 2. Стратегия «Предмонтажняа подготовка новостного
сюжета». Методы.
В выпускной квалификационной работе нами были выделены 5
основных методов на предмонтажном этапе. Исследование опирается на
анализ исследования создания материалов. Каждая стратегия была
разработана из сюжетов.
34
Приёмы
создания
новостного
телевизионного
сюжета
по
классификации структурной композиции текста:
1. От общего к частному
2. От частного к общему
1) Герой.
1) Освещение события.
2) Освещение события.
2) Опрос участников события.
Смешанный.
Событие и участники чередуются через закадровый текст и синхроны.
Рис. 3. Рис. 2. Стратегия «Предмонтажная подготовка новостного
сюжета». Приёмы создания текста..
Данная стратегия была разработана на основе 34 материалов А. О.
Фёдоровой, вышедших в эфир ГТРК «Белгород».
2.3. Редактирование и монтаж новостного телевизионного
сюжета
Следующий
журналистским
этап
текстом
над
работой
новостным
осуществляется
в
телевизионным
определенной
последовательности:
1.
редакторская правка текста;
2.
завершающий результат − монтаж.
Редакторская правка текста. Исправлением текста занимаются
шеф-редакторы. Редактор должен проверить текст по всем критериям. Они
ставились перед корреспондентом при создании закадрового текста, но
даже, если автор учёл всё, тексту потребуется правка редактора. Дело в
35
том, что редактор имеет иной профессиональный взгляд на то, каким
должен быть сюжет в эфире. Так происходит подготовка материала к
эфиру.
«Редактор новостей наделен большими правами по отношению к
корреспондентам. Он может потребовать от него сократить материал или
изменить его компоновку; редактор, наконец, может и вовсе не выпустить
сюжет в эфир».
Монтаж. Завершающий этап создания сюжета. Под монтажом
понимается процесс соединения видеоряда, синхрона, лайвов, стендапов с
закадровым текстом. Последовательность та, которая была уже выстроена
корреспондентов на предмонтажном этапе.
«Видеомонтаж – это единый комплекс творческих и технических
приемов
создания
телевизионного
произведения.
В
принципе,
непосредственная работа с видеотехникой не является профессиональной
обязанностью корреспондента. Однако, как и в любой профессии,
минимум
знаний
по
смежной
профессии
(тем
более,
учитывая
необходимость постоянного контакта корреспондента и оператора,
режиссера монтажа, комплексный характер их работы) необходим.
Кроме того, корреспондент, как правило, является руководителем
съемочного, а иногда и монтажного коллектива и некоторое представление
о технике, на которой производится продукт совместного труда, является
необходимым и в этом контексте».
Монтажеры при выполнение своей работы опираются на следующие
критерии:
➢
один снятый план используется только единожды;
➢
планы, которые заведомо испорчены, не используется
при монтаже;
➢
людей
планы, на которых присутствуют движения и эмоции
максимально
преимущественнее
происходит;
36
тех,
где
ничего
не
➢
при
монтаже
учитывается
накладка
осмысленной
«картинки» на закадровый текст;
➢
текст и кадр должны быть смещены друг относительно
друга не меньше, чем на секунду;
➢
временные рамки события монтируются в той же
последовательности и так далее.
При создании сюжета на этапе монтажа, главное помнить, что
«картинка» должна работать на закадровый текст. Зритель не только
смотрит сюжет, но и слушает, пытаясь уловить всю суть события в сюжете
через слова корреспондента.
Выводы к Главе II
Рассмотрев, этапы подготовки новостного телевизионного сюжета
на региональном телеканале: процесс съёмки, предмонтажная подготовка,
редактирование и монтаж. Мы можем выделить главные составляющие,
при создании телевизионного сюжета:
1.
Главная задача репортера на съемке - сбор информации.
Это означает:
➢
фиксировать факты;
➢
задавать
вопросы
свидетелям,
экспертам
и
участникам, записывать их синхроны;
➢
находить важные документы и артефакты;
➢
выискивать интересные подробности, детали;
➢
определить основной конфликт для будущего
сюжета;
➢
проникнуться духом, эмоциями события, чтобы
придумать историю.
2.
Главные компоненты, которые включает в себя процесс
съёмки:
37
3.
1.
Синхрон
2.
Видеоряд
3.
Лайв
4.
Стендап
Написание закадрового текста – есть основа и начало
предмонтажной подготовки новостного телевизионного сюжета.
Синхроны, видеоряд, лайвы и стендап: всё это под закадровый текст
корреспондента становится сюжетом.
На данном этапе мы выделяем следующие стратегии при создании
новостного телевизионного сюжета:
1. Процесс
съёмки
новостного
телевизионного
сюжета.
Стратегия включает в себя ряд методов.
2. Предмонтажная подготовка новостного телевизионного
сюжета. Методы, которые мы выделили на уровне данной
стратегии включают в себя приёмы создания текста.
3. Редактирование и монтаж новостного телевизионного
сюжета.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На российском телевидение, не уступая своей позиции, попрежнему остается наиболее значимыми в сетке вещания большинство
российских телеканалов − телепрограммы новостей. Государственная
телевизионная и радиовещательная компания «Белгород» пользуется
значительной популярностью у аудитории области. Зона охвата, по
официальным данным Белгородского областного радиотелевизионного
передающего центра, составляет почти 98% — это около полутора
миллионов потенциальных зрителей. Зона вещания охватывает не только
территорию региона, но и прилегающие районы соседних областей России.
ГТРК «Белгород» — крупнейшая телерадиокомпания Белгородской
области, выходит в эфир 7 дней в неделю.
Целью квалификационной
дипломной работы была в
выявление и определение стратегий создания новостного сюжета, именно
на региональном телеканале.
Для достижения данной цели нами были поставлены задачи.
Мы изучили литературу по исследуемой нами теме. Выявили условия и
особенности
создания
новостного
телесюжета
на
региональном
телеканале.
Рассмотрели подробно новейшие технологии в стратегии подготовки
новостного телевизионного сюжета. Разобрали, в чём состоят этапы в
работе новостного телевизионного сюжета.
На
примере
новостных
телевизионных
материалов
корреспондента ГТРК «Белгород» А. О. Фёдоровой, вышедшие в эфир
программы «Вести-Белгород», провели анализ телевизионных материалов.
Самым
журналистики
распространенным
является
сюжет.
жанров
«Универсальный
телевизионной
термин
«сюжет»
означает, что это полноценный авторский материал журналиста: он
готовит текст, сам озвучивает его и участвует в подготовке видеоряда».
39
Рассмотрение этапов создания сюжета и анализ новостных
телевизионных материалов А. О. Фёдоровой на региональном телевидение
позволили нам в выпускной квалификационной дипломной работе
разработать стратегии (включающие методы и приёмы) создания
новостного телевизионного сюжета на региональном телевизионном
канале ГТРК «Белгород»:
«Новости — это не только то, что сделано профессионально.
Новости — это то, что интересно! Причем интересно буквально все. Все
вызывает доверие, и все интересно!
Сделать настоящий сюжет — значит сделать его интересным.
Это основа мастерства. Настоящий сюжет можно характеризовать
по-разному: профессиональный, динамичный, драматичный, стильный,
пафосный,
глубокий,
умный,
смешной,
прикольный,
удивительный,
сенсационный, забойный, ударный, актуальный, вышибающий слезу,
сумасшедший, яростный, оперативный — есть еще бог знает сколько
эпитетов. И всех их заменяет одно слово — интересный».
Чтобы сделать сюжет интересным нужно иметь представление о
том, как должна выглядеть структура, какую информацию будет нести
закадровый текст, какие синхроны и видеоряды будут интересны зрителю.
Эти вопросы легко решаемы, с помощью разработанных нами стратегий на
региональном телеканале ГТРК «Белгород».
Отсюда актуальное событие и образуется в сюжет, где есть
драматичная история, яркая эмоция и точная мысль, которые вызывают в
сознании захватывающий информационный образ сюжета.
Главное
отличие
новостного
телевизионного
журналиста
на
региональном телевидение - это знание своей аудитории и расчет именно
на своего зрителя. «Региональный журналист успешен ровно настолько,
насколько хорошо он представляет жизнь и проблемы своего края,
менталитет своей аудитории».
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Автореферат диссерт. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук.
ИПК ТВ и РВ. - М., 1999.
2.
Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование
(Учебное пособие). – Спб., 1997.
3.
Валгина Н.С. Теория текста (учебник). - М., 2003.
4.
Вартанов
А.С.
Актуальные
проблемы
телевизионного
творчества. На телевизионных подмостках. – М., 2003.
5.
Васильева Л.А. «Делаем новости!». – М.: Аспект Пресс, 2003.
6.
Гаврилов К. В. Как сделать сюжет новостей и стать
медитворцом, - Спб.: Амфора, 2007.
7.
Гринберг П., Вагнер Д., Маркоф Ш. Творческий телевизионный
менеджмент (Учебно-методическое пособие). – М., 2002.
8.
Гришанина А.Н. Компетентность журналиста: региональный
фактор в системе подготовки // Сборник материалов международной
научно-практической
конференции.
-
М.:
МедиаМир;
Факультет
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014.
9.
Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. – М.: Аспект
Пресс, 2004.
10. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. - М.:
Аспект-Пресс, 2004.
11. Интернет-ресурс: Википедия,
[https://ru.wikipedia.org/wiki/Белгородская_область#Географическое_
положение]
12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения //
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
13.
Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. –
Бишкек, КРСУ – 2001.
41
14. Колесниченко
А.В. Практическая журналистика. Учебное
пособие. – М., 2008.
15.
Коновалова О. Основные тенденции развития регионального
телевидения в современных условиях (на материалах Юга России).
16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.
17.
Кузнецов А. Л. Теория и практика монтажа - учебное пособие,
Санкт-Петербург : СПбГУП, 2012.
18.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ, Телевизионная
журналистика.
Учебное
пособие.,
М.:
Издательство
Московского
университета., 2004.
19.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная
журналистика / Г.В Кузнецов и др.. - М.: Высшая школа, 2002.
20.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.
Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
21.
Левашов
Р.А.
Проблема
качества
подачи
социальной
информации в телевизионном эфире. - М.: Факультет журналистики МГУ
имени М.В. Ломоносова, 2012.
22.
Литвинцев А.Э. Тенденции развития российского телевидения в
условиях противостояния и взаимодействия мировых моделей вещания (на
примере канала «Культура»).
23. Материалы тренинга тренеров для региональных СМИ –М.:
Internews Network, 2006.
24. Материалы тренинга тренеров для региональных СМИ. – М.:
Internews Network, 2006.
25.
Муратов С.А. «ТВ – эволюция нетерпимости». – М.: Б.И., 2000.
26.
Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. -
М., 2003.
27.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М.: РИП-
холдинг, 2003.
42
28.
Орлова
В.В.
Глобальные
телесети
новостей
на
информационном рынке. – М.; Изда-во РИП-холдинг, 2003.
29.
Основы творческой деятельности журналиста. (Под ред. С.Г.
Корконосенко). – Спб, 2000.
30.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2006.
31.
Самусевич
О.М.
Персонификация
в
журналистской
деятельности //- М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,
2009.
32. Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 1963.
33.
Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2003.
34.
Смирнов
С.В.
Формирование
творческой
личности
журналиста//Логос. Общество. Знак/Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб.,
1997.
35. Устинова 3.К. Моя профессия – репортер. – Спб, 2004.
36.
Фортунатов
А.Н.
Проблемы
истории
телевидения:
философский и культурологический подход. Курс лекций,
37.
Шендерович В. «Здесь было НТВ» и другие истории. – М.,
2004.
38. А. М. Шестерина, учебное пособие «Авторская телепередача». –
В.: 2017.
39.
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. – 1991.
40.
Шостак М.И. «Репортёр: профессионализм и этика». – М.: Изд-
во РИП – холдинг, 2001.
41.
Яковенко И. Журналисты о журналистике (Опрос журналистов
2004 г.).
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Название
Жанр
1. «Безопасное
колесо»
Выходные данные
Новостной
сюжет 15. 05. 2018 г.
(г. «Вести-Белгород»
Губкин).
2. «Куклы
из Новостной
сказок
сюжет 29. 08. 2017 г.
и «Вести-Белгород»
легенд».
3. «Праздник
детства»
Новостной
сюжет 05. 06. 2018 г.
в «Вести-Белгород»
Поколение» (г.
Старый Оскол).
4. Автолюльки.
Новостной
сюжет 04. 06. 2017 г.
«Вести-Белгород»
5. Акватлон.
Новостной
сюжет 30. 06. 2016 г.
«Вести-Белгород»
6. Акция «Пойдём Новостной
домой».
7. Велопробег.
сюжет 19. 10. 2016 г.
«Вести-Белгород»
Новостной
сюжет 13. 07. 2017 г.
«Вести-Белгород»
8. Трёхдневные
Всероссийские
Новостной
сюжет 18. 08. 2017 г.
«Вести-Белгород»
соревнования по
велосипедному
спорту.
Групповая
гонка.
44
9. Межрегиональн
ая
Новостной
сюжет 08. 08. 2017 г.
выставка «Вести-Белгород»
«Графика2017».
10.Выставка
«Новый
Новостной
сюжет 09. 12. 2017 г.
1943 «Вести-Белгород»
год».
11.Выставка
Новостной
«Серебряный
сюжет 24. 10. 2016 г.
«Вести-Белгород»
век. Живопись и
графика
из
собрания
вятского
художественног
о музея имени
Виктора
и
Апполинария
Васнецовых».
12.Компьютерное
многоборье
Новостной
сюжет 23. 05. 2018 г.
«Вести-Белгород»
среди
пенсионеров.
13.Коррекционный Новостной
лагерь
сюжет 10.08. 2017 г.
«Парус «Вести-Белгород»
мечты». Встреча
с Иоанном.
14.Костюмированн Новостной
ый велопарад.
15.Лучший
сюжет 23. 05. 2018 г.
«Вести-Белгород»
Новостной
45
сюжет 30. 06. 2016 г.
молодой
«Вести-Белгород»
государственны
й
«муниципальны
й»
служащий
Российской
Федерации.
16.Марафонский
Новостной
сюжет 09. 08. 2017 г.
пробег, в честь «Вести-Белгород»
героев курской
битвы
(Яковлевский
район).
17.Международны
й
Новостной
сюжет 21. 04. 2018 г.
фестиваль «Вести-Белгород»
«Мир – это мы».
18.Музей
Новостной
сюжет 26. 11. 2016 г.
мотоциклетного «Вести-Белгород»
спорт.
19.Новый
год
в Новостной
детской
сюжет 26. 12. 2016 г.
«Вести-Белгород»
больнице
(ГИБДД).
20.Новый
год
в Новостной
детской
сюжет 26. 12. 2016 г.
«Вести-Белгород»
больнице (Фонд
«Поколение»).
21.Оскол-данс-
Новостной
сюжет 30. 11. 2016 г.
2016 (г. Старый «Вести-Белгород»
46
Оскол).
22.Открытый
Новостной
кубок
сюжет
10.09. 2017 г.
«Вести-Белгород»
Белгородской
области
по
баскетболу.
23.Патриотический Новостной
фестиваль.
сюжет 07. 04. 2018 г.
«Вести-Белгород»
24.Пилотный
Новостной
сюжет 21. 06. 2018 г.
проект - экзамен «Вести-Белгород»
по направлению
парикмахер.
25.Подведение
Видеоряд
20. 06. 2018 г.
итогов «Зелёная
волна».
26.Презентация
Новостной
мультимедийно
й
сюжет 03. 11. 2017 г.
«Вести-Белгород»
выставки
«Ольга Ландер.
Дополненная
реальность
войны».
27.Презентация
Новостной
проекта
«Грайворон
сюжет 21. 06. 2018 г.
«Вести-Белгород»
–
хороводная
столица
Белгородчины
(Грайворонский
47
район).
28.Работа детского Новостной
сюжет 30. 07. 2017 г.
коррекционного «Вести-Белгород»
лагеря
«Парус
мечты».
29.Сдача
ГТО Новостной
(Белгородский
сюжет 17. 06. 2017 г.
«Вести-Белгород»
район).
30.Соревнования
по
рыбалке
Новостной
сюжет 28. 01. 2017 г.
зимней «Вести-Белгород»
2017
(Вейделевский
район).
31.Фестиваль «Нам Новостной
года – не беда».
«Вести-Белгород»
32.Фестиваль ГТО Новостной
среди детей.
33.Шлюпочный
сюжет 15. 04. 2017 г.
сюжет 23. 06. 2018 г.
«Вести-Белгород»
Видеоряд
17. 06. 2017 г.
поход
(Белгородский
район).
34.Экопрограмма.
Новостной
сюжет 29. 12. 2017 г.
«Вести-Белгород»
48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Скриншоты программного модуля NewsPlan.
Рис. 1. Вкладка NewsPlan.
Рис. 2. Ввод данных.
49
Рис. 3. Окно NewsPlan.
Рис. 4. NewsPlan.
50
Рис. 5. «Событие» NewsPlan.
Рис. 6. NewsPlan.
51
Рис. 7. NewsPlan.
Рисунок 8. NewsPlan.
52
Рисунок 9. «Клипы» NewsPlan.
Рисунок 10. NewsPlan.
53
Рисунок 11. NewsPlan.
Рис. 12. NewsPlan.
54
Рис. 13. Структура готового новостного телевизионного материала в
NewsPlan.
Рис. 14. Структура готового новостного телевизионного материала в
NewsPlan.
55
Рис. 15. Структура готового новостного телевизионного материала в
NewsPlan.
56
Приложение 2.
Разновидность плана кадра.
Рисунок 1.
57
Приложение 3.
Скриншоты новостных телевизионных сюжетов.
Рисунок 1. Синхрон. Новый Год в детской областной больнице
(ГИБДД).
Рисунок 2. Синхрон. Выставка «Серебряный век. Живопись и
графика из собрания вятского художественного музея имени
Виктора и Апполинария Васнецовых».
58
Рисунок 3. Синхрон. Марафонский пробег.
Рисунок 4. Синхрон. Открытый кубок Белгородской области по
баскетболу.
59
Рисунок 5. Синхрон. Музей мотоциклетного спорта.
Рисунок 6. Синхрон. Фестиваль «Нам года – не беда».
60
Рисунок 7. Синхрон.
Новый Год в детской областной больнице
(«Поколение»).
Рисунок 8. Синхрон. Оскол-данс 2016.
61
Рисунок 9. Синхрон. Соревнования по зимней рыбалке 2017.
Рисунок
10.
Синхрон.
Лучший
молодой
государственный
«муниципальный» служащий Российской Федерации.
62
Рисунок 11. Деталь. Велопробег.
Рисунок 12. Крупный план. Выставка «Графика-2017».
63
Рисунок 13. Первый средний план. Коррекционный детский лагерь
«Парус мечты». Встреча с Иоанном.
Рисунок 14. Второй средний план. Лучший молодой государственный
«муниципальный» служащий Российской Федерации.
64
Рисунок 15. Общий план. Оскол-данс 2016.
Рисунок 16. Дальний план. Фестиваль ГТО.
65
Рисунок 17. Лайф. Открытый кубок Белгородской области по
баскетболу.
Рисунок 18. Лайф. Фестиваль «Нам года – не беда».
66
Рисунок 19. Лайф. Велопробег.
Рисунок 20. Лайф. Марафонский пробег.
67
Рисунок 21. Лайф. Оскол-данс 2016.
Рисунок 22. Лайф. Соревнования по зимней рыбалке 2017.
68
Рисунок 23. Лайф. «Грайворон – хороводная столица Белгородчины».
Рисунок 24. Лайф. Акватлон.
69
Рисунок 25. Сенд-ап. Акция «Пойдём домой».
Рисунок 26. Стенд-ап. Куклы из сказок и легенд.
70
Риунок 27. Стенд-ап. «Праздник детства» в медицинском центре
«Поколение».
Рисунок 28. Стенд-ап. Презентация мультимедийной выставки
«Ольга Ландер. Дополненная реальность войны».
71
Приложение 4.
Графический вид текстов сюжетов.
Рис. 1. Текст до появления программного модуля NewsPlan.
72
Рис. 2. Текст в программном модуле NewsPlan.
73
Рис. 2.1. Текст в программном модуле NewsPlan.
74
Приложение 5.
Стратегии создания новостного телевизионного сюжета.
(Включают методы и приёмы).
1.
Стратегия: Подготовительный этап.
Продумывание плана съёмки. Предварительное планирование структуры
сюжета.
2.
Стратегия: Процесс съёмки новостного телевизионного
сюжета.
Сбор информации.
1.Запись
1.Съёмка
Определенного
синхронов
видеоряда.
порядка нет.
организаторов и
участников
события.
Съёмка
видеоряда
2.Запись
последующим
синхронов
записывания
с
организаторов и синхронов
2.Съёмка видеоряда.
участников
организаторов
события.
участников события.
75
и
1. Стратегия: Предмонтажная подготовка новостного
телевизионного сюжета.
Методы создания новостного телевизионного сюжета в ходе данной
стратегии (предмонтажный этап работы) в программном модуле NewsPlan.
1. Снх; Зкд.
2. Зкд; снх.
1) Синхроны. Отбор, определение
1) Закадровый текст.
временных границ, вставка в текст,
2) Синхроны. Отбор, определение
расшифровка. +Графика.
временных границ, вставка в текст,
Вставление в текст.
расшифровка. +Графика.
2) Закадровый текст.
Вставление в текст.
3) Лайф, стенд-ап. Отбор,
3) Лайф, стенд-ап. Отбор,
определение временных границ,
определение временных границ,
вставка в текст.
вставка в текст.
3. Снх/лайф/стенд-ап; зкд;
4. Смешанный.
графика/расшифровка.
1)Пошаговое написание
1) Синхроны, лайф, стенд-ап.
закадровых фрагментов с
Отбор, определение временных
вставкой синхронов, лайфов,
границ, вставка в текст,
стенд-апа.
расшифровка.
2)Добавление графики,
2) Закадровый текст.
расшифровка синхронов, лайфов,
3) Добавление графики,
стенд-апа.
76
расшифровка синхронов, лайфов,
стенд-апа.
5. Поэтапное написание закадрового текста, добавление синхронов
(+графика, расшифровка), лайфов, стенд-апа.
Приёмы создания новостного телевизионного сюжета по классификации
структурной композиции текста:
3. От общего к частному
4. От частного к общему
3) Герой.
3) Освещение события.
4) Освещение события.
4) Опрос участников события.
Смешанный.
Событие и участники чередуются через закадровый текст и синхроны.
2. Стратегия: Редактирование.
Внесение правок и коррективов шеф-редактора в закадровый текст.
Структура сюжета остается прежней.
77
3. Стратегия: Монтаж новостного телевизионного сюжета. Это
завершающий этап создания сюжета.
Монтаж - процесс соединения видеоряда, синхрона, лайвов, стендапов с
закадровым текстом. Последовательность определяется корреспондентов на
предмонтажном этапе.
78
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв