Трошкова Н. В. Сущность понятия «классическое образование» в историкопедагогическом контексте // Педагогическое образование и наука. № 3, Москва:
МАНПО, 2016. – 160 с. - С. 37- 40.
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ
«КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Н. В. Трошкова
аспирант кафедры теории и практики начального образования
Московского педагогического государственного университета
E-mail: navatr2@mail.ru; тел.: 8(985)729-54-82
Статья посвящена существующей в современной педагогике проблеме интерпретации
понятия «классическое образование», обусловленной тем, что термин имеет
разнообразное, не вполне ясное и зачастую противоречивое словоупотребление. В
работе анализируются различные подходы к его пониманию, факторы возникновения
данной проблемы, предлагается классификация видов классического образования и
делается попытка дать определение, наиболее отражающее его сущность.
Ключевые слова: классическое образование, древние языки, классические языки,
латинский и древнегреческий языки, история педагогики.
TO THE ISSUE OF THE CONCEPT “CLASSICAL EDUCATION” IN
THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXTS
N. V. Troshkova
postgraduate student, department of theory and practice of primary education,
Moscow Pedagogical State University
This article is devoted to the problem of definition the term “classical education” caused by
the fact that the term has a various and not entirely clear usage. The paper analyzes factors
produced the problem, different approaches to its interpretation, proposes a classification of
its types and makes an attempt to provide the definition most reflecting its essence.
Keywords: classical education, ancient languages, classical languages, Latin, Greek, liberal
education, history of education.
Несмотря на то, что выражение «классическое образование»
довольно часто употребляется в различных контекстах, значение его
представляется довольно неопределённым. В данной статье ставится
задача представить объёмную и многостороннюю характеристику этого
термина с целью освободить его от запутанности и противоречивости
употребления в современной историко-педагогической науке.
Наибольшие затруднения вызывает слово «классический» по той
причине, что оно является заимствованным из латинского языка (classicus),
где оно имело ряд значений: 1. относящийся к первому классу римских
граждан; 2. образцовый, первоклассный; 3. флотский, морской [1]. В
современных европейских языках, как и в русском языке, куда это слово
проникло через французский, термин «классический» имеет еще более
разнообразное
словоупотребление,
в
котором
античное
значение
превосходства смешивается с самой принадлежностью к античному миру и
приобретает новые значения в ходе истории.
Классиками (classici) в античное время назывались те, кто
принадлежал к первому, самому богатому и влиятельному классу, и
позднее classicus приобретает значение «первоклассный», «образцовый»,
«обладающий
особым
преимуществом
или
превосходством».
Классическими писателями (scriptores classici) уже в античности стали
называть лучших римских писателей «золотого века», а потом и всех
древних греческих и римских писателей. Возникает значение классической
литературы как произведений лучших, образцовых античных авторов,
достойных составлять основу школьного образования [2]. В этом
отношении классическим является школьное образование, базирующееся
на изучении образцовых римских и греческих писателей.
Кроме того, термин «классический» с исторической точки зрения
имеет конкретные временные и территориальные рамки, определяемые
классическим периодом античной истории. В наиболее узком смысле это
время правления Августа в Риме, или «золотой век» (I в. до н.э. – I в. н.э.),
а в Греции – в период наивысшего расцвета древнегреческих полисов (VIV вв. до н.э.). В более широком значении – это вся греко-римская
древность, охватывающая эпоху существования античных цивилизаций (I
тыс. до н.э. - 476 г. н.э.). С такой позиции классическое образование можно
охарактеризовать как образование, представленное у древних греков и
римлян, а в еще более узком значении – существовавшее в классические
периоды развития этих народов.
В эпоху Возрождения термин «классический» становится синонимом
слова
«античный»,
при
этом
тесно
смешивается
со
значением
«образцовый». «Классическое» противопоставлялось всему варварскому и
средневековому и приобрело значение «правильный», «строгий» в
отношении стиля. Возникает понятие классического образования как
построенного на изучении образцовых произведений римских и греческих
классиков, язык и стиль которых был признан гуманистами эталоном [3].
С возникновением в XVII в. направления классицизма в литературе и
искусстве, базировавшегося на положении, что античное наследие
представляет собой образец, «классическим» станут именовать не только
то, что отражает античные принципы, но и относится к эпохе классицизма.
А значение классического как «отличного, превосходного» в Новое время
послужило причиной того, что «классическим» стали называть также то,
что получило признание у современников и вошло в традицию.
Впоследствии возникают представления о классическом образовании как
традиционном, в противоположность прогрессивному, образованию эпохи
классицизма, а также основанном на изучении произведений авторовклассиков, признанных лучшими в определенной культуре и эпохе.
По мнению ряда российских учёных [5 – 7], классическое
образование
формируется
в
эпоху
Возрождения.
Однако
такое
представление видится слишком суженным и привязанным к появлению в
это время классических гимназий. В зарубежной педагогике более
распространена другая точка зрения на возникновение и развитие
феномена классического образования. Большинство авторов сходятся в
том, что классическое образование возникло в античности [4; 8 – 10]. А.-И.
Марру,
считает
«чистым»
классическим
образованием
собственно
педагогические методы и систему образования древних греков. По его
мнению, его развитие происходило, начиная с Платона, и достигло своей
окончательной совершенной формы в эпоху эллинизма [8]. Другие
исследователи утверждают, что развитие классического образования
никогда не прекращалось и продолжается в настоящее время [4; 9]. С. У.
Бауэр [11] законно предлагает называть его «неоклассическим» («neoclassical») по той причине, что в современной школе невозможно в полной
мере воспроизвести то классическое образование, которое было при
Платоне и Аристотеле.
Имея истоки в почти трёхтысячелетней истории, современное
классическое образование приобрело несколько форм в зависимости от
того, как понимается его сущность и на какую традицию или эпоху оно
ориентируется: христианское, гуманистическое и неогуманистическое.
Сторонники классического христианского образования считают, что
классическое образование, возникшее у греков, адаптированное у римлян,
было перенято, переработано и систематизировано в христианском
средневековье, достигнув своей совершенной формы в системе семи
свободных искусств. В христианском классическом образовании делается
акцент на изучении средневековой богословской литературы. К. А. Перрин
предлагает выделять как отдельную форму, образование, основанное на
тривиуме («trivium-based education») [4, c. 7]. По мнению Д. Л. Сайерс,
возродившей интерес к классическому образованию в Европе и США,
целью и сущностью классического образования является научить
использовать «инструменты обучения». В этой системе компоненты
тривиума (грамматика, диалектика, риторика) представляются не как
учебные предметы, а как методы овладения любыми предметами [10].
В наиболее общем представлении приверженцы гуманистической
традиции ориентируются на античный образовательный идеал и на
видение
гуманистов
эпохи
Возрождения.
Содержание
обучения
составляют классические языки и произведения античных авторов, и его
главная цель – овладение формой, стилем и красноречием древних
авторов. Представители неогуманистического течения [12], возникшего в
Германии во второй половине XVIII века и оказавшего сильнейшее
влияние на развитие классического образования в дореволюционной
России, стремятся воссоздать античный идеал всесторонне развитого,
образованного и высокоморального человека. Неогуманистами (Ф. А.
Вольф) введено понятие формального развития ума, наилучшими
средствами которого признавалось изучение грамматики древних языков,
античной литературы и математики. Под влиянием неогуманистов
главенствующим типом средней школы до начала XX века являлась
классическая гимназия, практической целью которой была научная
подготовка учеников для дальнейшего обучения в университетах.
Рассмотрев
различные
значения
термина
«классическое
образование», попытаемся сформулировать его определение в историкопедагогическом контексте. Классическое образование – это традиционное
образование, возникшее в античности, принявшее ряд форм на протяжении
истории, направленное на всестороннее воспитании гармоничной личности
и приобщение к общеевропейским культурным ценностям посредством
освоения античного наследия через изучение классических языков и
литератур. В заключение следует отметить, что данное определение
классического
образования
ни
в
коей
мере
не
претендует
на
окончательность и совершенность, а лишь принимается автором в качестве
рабочего в процессе дальнейшего исследования феномена классического
образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., «Русский язык», 1976.
2. Чешихин-Ветринский В. Классики, классический // Литературная
энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. / Под ред. Н.
Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогаческого, М. Розанова,
В. Чешихина-Ветринского. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
3. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. - М.: Юлрайт,
2011. – 675 с.
4. Perrin C. A. An Introduction to Classical Education. A Guide for Parents. Camp Hill, PA: Classical Academic Press, 2004. – 46 p.
5. Вах К. А. Классическое образование // Российская педагогическая
энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. – М., 1993
6.
Бим-Бад
Б.
М.
Классическое
образование
//
Педагогический
энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2002.
7. Левит М. В. Классическое образование в постнеклассическую эпоху //
Проблемы
современного
образования.
-
2011.
-
№3.
-
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskoe-obrazovanie-vpostneklassicheskuyu-epohu (дата обращения: 16.05.2016).
8. Марру А.-И. История воспитания в античности. - М.: ГЛК, 1998. - 427 с.
9. Hart R. D. The Trivium of Classical Education: Historical Development
Decline in the 20th Century and Resurgence in Recent Decades. A Dissertation
for the Degree of Doctor of Philosophy. - USA, Florida, Melbourne: Greenleaf
University, 2004. – 209 p.
10. Sayers D. L. The Lost Tools of Learning. - London: Methuen, 1948. – 30 p.
11.
Bauer
S.
W.
What
is
Classical
Education?
-
URL:
http://www.welltrainedmind.com (дата обращения: 16.03.2016).
12. Бим-Бад Б. М. Неогуманизм // Педагогический энциклопедический
словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002,
с. 167
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв