Тема безумия в романе "Школа для дураков" Саши Соколова

Егорова Елена Владимировна Тема безумия в романе «Школа для дураков» Саши Соколова Аннотация выпускной квалификационной работы магистра филологии Научный руководитель – А. О. Большев В настоящей работе исследуется тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков» (1973 г., опубликован в 1976). Феномен безумия всегда представлял интерес для писателей и ученых, заслуживает пристального внимания в настоящее время. Предметом исследования выбраны сюжетные, стилистические, мотивные, тематические и интертекстуальные особенности прозы Саши Соколова. Цель работы – исследование и описание особенностей и приемов, с по-мощью которых решена тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков». Анализируется связь сюжета с теориями о безумии, в частности, о ши-зофрении, рассматриваются проявления темы безумия на разных уровнях романа. Прослеживается литературная эволюция в изображении умственных и психических отклонений в различных литературных направлениях (вплоть до постмодернизма), исходя из тезисов теоретических работ по этой пробле-ме, написанных К. Ясперсом, М. Нордау, В. М. Бехтеревым, М. Фуко, А. М. Панченко, М. М. Бахтиным, В. П. Рудневым, Ю. М. Лотманом, И. П. Смирновым, М. Н. Липовецким, Н. Л. Лейдерманом, О. В. Богдановой, М. А. Зиминой, В. Тумановым, Е. В. Шабалдиной и другими учеными. Выяв-ляются аспекты влияния сюжетов, характеров, мотивов на прозу Саши Соко-лова, традиционные и новаторские приемы в его первом романе. Материалами исследования являются произведения, в которых наибо-лее выразительно с точки зрения сюжета и нарратива затронута тема безумия – от немецкого и русского романтизма к реализму, символизму, авангарду, модернизму и постмодернизму. Методология диссертационной работы включает сравнительный, куль-турно-исторический, типологический методы изучения текста с элементами структурного, мотивного и интертекстуального анализа. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, за-ключения и библиографического списка использованной литературы. Во введении определены актуальность и новизна работы, предмет и объ-ект анализа, материалы, цель и задачи исследования, теоретическая база. В первой главе проводится обзор теоретических работ о феномене безу-мия как такового и изображенного в художественной литературе; дается об-щая характеристика постмодернистского творчества и романа «Школа для дураков»; приводятся критические отзывы о произведении. Во второй главе осуществлен анализ романа с точки зрения того, как проявляется тема безумия на следующих уровнях: сюжетном (с включением категории мотива), нарративном, образном, уровнях персонажей, хронотопа, композиции. Рассмотрены варианты значений заглавия. Доказано, что многие персонажи многомерны. Выявлен мотив замкнутого круга, по которому ор-ганизованы мышление Нимфеи и его повествование и который реализуется на уровне хронотопа, и поставлен вопрос о том, удалось ли герою из него вырваться. Опровергнута однозначная невозможность влияния прозы В. В. Набокова и предложена рабочая гипотеза об опосредованном влиянии этого писателя на сюжеты, поэтику, приемы и образы романа. Обосновываются выводы о традиционных и новаторских приемах Соколова. В заключении сделан вывод о том, что конец романа дает читателям не-однозначную трактовку происшедшего с главным героем и его умственных и творческих способностей. Обозначено возможное направление дальнейшей работы.

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367f5f1be77c40d590bb
UUID: ee937dec-55b0-474b-94d8-559631f60cb1
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 1662

Егорова Елена Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 3653738 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет