Тема власти в романе Г. Мелвилла "Моби Дик" и повести Дж. Конрада "Сердце тьмы"

Середина 19-го века в США и конец 19-го века в Британии различным образом повлияли на картину литературного процесса, но могут быть равно охарактеризованы как переломные периоды. Они подарили мировой литературе американского классика Германа Мелвилла и выдающегося английского писателя польского происхождения Джозефа Конрада. Несмотря на различия в эстетических позициях и мировоззрениях, оба писателя схожим образом разрабатывают некоторые темы, в частности, тему власти. Актуальность диссертации обусловлена отсутствием стабильного интереса в современной компаративистике к сопоставлению творчества двух авторов. Лишь в 2007 году в Щецине (Польша) прошла совместная конференция «Мелвилловского общества» и «конрадианцев», которая вынесла на повестку дня вопрос о критически малом числе работ, посвящённых общему вкладу двух писателей в мировую культуру. Научная новизна исследования обоснована панорамным взглядом на творчество Мелвилла и Конрада с привлечением разработок постколониальной теории и критики идеологических феноменов. Объектами исследования являются роман Германа Мелвилла «Моби Дик» (1851) и повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1899, 1902). Целью работы стало изучение трактовки обоими писателями проблемы власти в контексте своих культур и эпох. В рамках данной цели в исследовании ставятся следующие задачи: 1) проследить процесс демифологизации власти в обоих произведениях; 2) проанализировать принципы создания авторами образа «властной личности»; 3) изучить строение авторского художественного универсума на уровне иерархических отношений между «вселенной» и человеком. В соответствии с целями, работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых насчитывается четыре параграфа, и заключения. Общий объём работы составляет 106 страниц. Список использованной литературы включает в себя 139 источников, из них 111 – на английском языке. Во введении затронут вопрос преемственности между двумя авторами, дана краткая характеристика их творчества по отношению к современным им литературным традициям, а также обозначен комплекс тем, выделенных в предшествующих исследованиях как общие в произведениях обоих писателей. В первой главе анализируется роман Германа Мелвилла «Моби Дик». Она разделена на четыре параграфа, каждый из которых посвящён отдельному аспекту заглавной темы: «Американский имперский проект и творчество Мелвилла», «Власть идеи», «Власть личности» и «Власть природы». Вторая глава также насчитывает четыре параграфа - «Имперский проект в творчестве Конрада», «Власть идеи», «Власть личности», «Власть природы» - однако в ней речь идёт о повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Первый параграф даёт представление о творчестве писателей в его соотнесённости с современной им имперской парадигмой. С учётом специфики каждого произведения (авторской разработки темы) во втором параграфе обоих глав анализируется мифопоэтическая составляющая текстов (национальные, культурные мифы и мифологемы). В третьем параграфе каждой главы изучаются особенности образов главных героев, «властных личностей», их образные доминанты и характеристики, а также их связь с ключевыми для произведений мотивами. Четвёртый параграф посвящён разработке обоими авторами иерархии человек-природа. В заключении формулируются следующие выводы: 1) Мелвилл и Конрад творчески переосмысляют некоторые культурные (национальные) мифы, существовавшие во времена их творчества в статусе официальных установок: изводы «американского мифа», «mission civilisatrice», миф о героях цивилизации и цивилизованном человеке 2) художественные образы «властных личностей», или репрезентантов власти, в обоих произведениях строятся по формулам, специфичным для своих эпох, и при этом «заимствуют» многие черты у современных писателям исторических личностей; 3) основные организующие мотивы в текстах, связанные с властными фигурами, – мотив богоборчества в «Моби Дике» и богооставленности (отсутствия бога и его замены человеком) в «Сердце Тьмы»; 4) оба автора в своих произведениях освещают процесс «разворачивания» - перехода творческой энергии власти в рестриктивную, подавляющую, разрушающую; 5) в определении места человека относительно «вселенной» авторы стоят на сходных философских позициях, квинтэссенцию которых мы находим в философии А. Шопенгауэра; 6) Конрад ставит в теме власти морально-социальный акцент, Мелвилл – метафизический.

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367b5f1be77c40d5904c
UUID: 77ed4e48-202f-44f3-9ede-85108ba1f0d3
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 263

Красун Ирина Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1029422 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет