САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Факультет журналистики
На правах рукописи
ГУСЕВА Александра Владимировна
Тематическая концепция и композиционно-графическая модель
музыкального издания
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
(творческий проект)
Научный руководитель –
старший преподаватель
Е. В. Малиновская
Кафедра медиадизайна и информационных технологий
Очная форма обучения
Вх. №______от__________________
Секретарь ГАК_____________________
Санкт-Петербург
2016
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 3
Глава 1. Анализ российского рынка периодических музыкальных изданий .... 6
1.1. Отечественные периодические издания о музыке ..................................... 6
1.2. Анализ композиционно-графических моделей музыкальных изданий ... 9
Глава 2.
Разработка
тематической
концепции
и
композиционно-
графической модели журнала для пианистов ..................................................... 21
2.1. Тематическая концепция журнала «Триоль»............................................ 22
2.2. Композиционно-графическая модель журнала «Триоль» ....................... 25
Заключение ................................................................................................................ 39
Список литературы ................................................................................................... 42
Список источников ................................................................................................... 43
Приложения ............................................................................................................... 44
Приложение 1. «Музыкальный журнал».......................................................... 44
Приложение 2. Журнал «Старинная музыка». ................................................ 49
Приложение 3. Журнал «Учитель музыки» ..................................................... 53
Приложение 4. Газета «Российский музыкант» .............................................. 58
Приложение 5. Журнал «Триоль». .................................................................... 62
3
ВВЕДЕНИЕ
Рынок музыкальных изданий в России стремительно меняется. Наряду
с закрытием средств массовой информации создаются новые, у ряда
журналов и газет о музыке появились интернет-версии. Кроме того, ввиду
существования полноценных интернет-изданий, которые имеют свои
преимущества, – среди них возможность публиковать аудиоматериалы,
восприятие в качестве платформы для коммуникации в режиме реального
времени, скорость распространения материалов и другие – печатные СМИ
все больше теряют свои позиции. Однако в то же время потенциал газет и
журналов о музыке до конца не раскрыт.
В связи с тем, что большинство печатных музыкальных СМИ
ориентированы на содержание издания, их внешний вид часто остается на
втором плане. Верстка многих из них выглядит однообразно, подобранные
для оформления цвета практически не взаимодействуют друг с другом, что,
на наш взгляд, не может создать имидж качественного СМИ. Исходя из
этого, мы решили создать издание, визуальное оформление которого будет
соответствовать уровню содержания материалов. Так ввиду вышесказанного
актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью найти
приемлемый вариант равного взаимодействия содержания и графического
оформления музыкального издания для их успешной совместной работы на
одну цель.
Новизна данного исследования заключается в том, что впервые был
проведен
визуальный
анализ
специализированных
средств
массовой
информации о музыке и были выявлены достоинства и недостатки их
композиционно-графических моделей. Ввиду того, что на рынке существует
как минимум два журнала для пианистов1, нам представляется важным
обратить внимание и на новизну проекта. Новым в разработке издания стало
включение в журнал разворотов с нотами произведений великих классиков, а
1
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и традиционные / Культура в
современном мире. № 1/2014. С. 10-11.
4
также современных композиторов с целью знакомить с ними потенциальную
аудиторию. Такую практику в разное время осуществляли редакции
музыкальных изданий, однако до настоящего момента в журналах для
пианистов такого не было. Помимо этого было введено разнообразие в
верстку основного текста издания, чтобы создать диалог между содержанием
и формой. Кроме того, мы обратили большое внимание на цветовое
оформление журнала с целью выделения последнего в ряду изданий схожей
направленности. Для этого мы изучили свойства цветов, их ассоциативные
связи с внешним миром и эмоциями аудитории и использовали полученные
знания применительно к проекту.
Объект исследования — российский музыкальный медиарынок.
Предмет исследования — тематическая концепция и композиционнографическая модель нового музыкального издания для пианистов «Триоль».
Целью данной работы является создание тематической концепции и
композиционно-графической модели музыкального периодического издания
для пианистов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели:
создать карту рынка периодических изданий о музыке в России;
проанализировать
составляющие
композиционно-графических
моделей отечественных периодических музыкальных изданий;
определить актуальную и современную концепцию и тематическую
модель музыкального издания;
выстроить композиционно-графическую модель журнала «Триоль»
в соответствии с традициями создания печатного издания и учетом
современных тенденций в области визуального оформления.
Теоретической базой исследования послужили следующие работы о
цвете, шрифтах и оформлении периодических изданий: «Новая типографика»
Я. Чихольда,
«Живая
типографика»
А. Корольковой,
«Редактируем
дизайном» Я. Уайта, «Искусство цвета» И. Иттена, монография Б. А. Базымы
«Цвет и психика» и другие.
5
В процессе работы над темой был использован метод визуального
анализа элементов композиционно-графических моделей периодических
изданий, проведенный в первой главе. При создании нового периодического
издания применялся творческий метод конструирования.
Эмпирической базой исследования послужили периодические издания
о музыке, выпускаемые в России с 2014 по 2016 гг. Для удобства мы
разделили СМИ на четыре группы и изучили визуальное оформление одного
издания каждой из них. Так, мы проанализировали «Музыкальный журнал»
(выходит с 2013 г.), журналы «Старинная музыка» (с 1998 г.) и «Учитель
музыки» (с 2000 г.) и газету «Российский музыкант» (с 2009 г.). Для
визуальной интерпретации данных мы взяли по одному номеру из архива
перечисленных изданий, так как композиционно-графическая модель
остается неизменной на протяжении всего существования СМИ (за
исключением некоторых случаев).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
6
Глава 1. Анализ российского рынка периодических музыкальных
изданий
1.1. Отечественные периодические издания о музыке
В 2014 г. в России насчитывалось 26 специализированных изданий о
музыке2. К 2016 г., согласно официальным данным Федеральной службы по
надзору
в
сфере
связи,
информационных
технологий
и
массовых
коммуникаций3, из них закрылось только одно: журнал «Орган», с 2009 г.
публиковавший материалы о событиях и людях, связанных с одноименным
музыкальным
инструментом.
Ввиду
стремительного
увеличения
информационного потока некоторые издания запускают интернет-версии. К
таковым
относятся,
например,
журналы
«Электронная
музыка»
и
«Музыкальное обозрение». Кроме того, специализированные музыкальные
издания появляются в интернете самостоятельно, без опоры на печатные
СМИ. К таковым можно отнести портал культурного наследия России
Культура.рф, собирающий материалы информационных агентств о музыке,
сайты ClassicalMusicNews.ru, форум «Классика», электронное издание
Operanews.ru, портал Belcanto.ru и другие. Безусловно, они имеют
преимущества перед печатными СМИ благодаря возможности публиковать
аудиоматериалы, позиционированию себя в качестве платформы для
коммуникации в режиме реального времени, скорости распространения
материалов. Однако мы считаем, что потенциал печатных изданий раскрыт
не до конца. Ниже мы представим краткую характеристику печатных СМИ о
музыке с целью составления общего представления о музыкальном
информационном поле страны.
К числу журналов, ориентированных на широкую аудиторию и
публикующих информацию о музыкальной жизни всей страны и за рубежом,
2
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и традиционные / Культура в
современном мире. № 1/2014. С. 1.
3
Роскомнадзор [Электронный ресурс] URL: http:// rkn.gov.ru. Доступен 05.05.2016.
7
относятся в первую очередь издания-долгожители: «Музыкальная академия»
(«Советская музыка» с 1933 до 1992 г.) и «Музыкальная жизнь» (существует
с 1957 г). Они продолжают оставаться авторитетными изданиями в
культурной и научной сфере музыкального искусства. Кроме того, к этой
группе можно причислить «Музыкальный журнал» (выходит с 2013 г.),
журналы «Музыка и время» (с 1999 г.), «Музыковедение» (с 2003 г.) и газету
«Музыкальный Клондайк» (с 2002 г.). Эти издания публикуют материалы
информационного, аналитического и методического характера, анонсы
мероприятий,
программы
конкурсов
и
фестивалей.
Некоторые
из
перечисленных СМИ регулярно размещают статьи о научных достижениях в
сфере музыки. Издания ориентированы как на профессиональную, так и на
любительскую аудитории.
К СМИ, специализирующимся на более узких аудиториях, можно
отнести журнал «Старинная музыка» (существует с 1998 г.), публикующий
материалы о бытовании такой музыки в современном мире, журнал
«Филармоник», с 1990 г. рассказывающий о музыкальной жизни столицы
России, журналы «Электронная музыка» (с 2009 г. выходит в формате
«журнал в журнале» внутри «Музыки и времени») и «Музыка и
Электроника» (издается с 2004 г.), специализирующиеся на материалах,
связанных с освоением
электронных технологий в сфере музыкального
искусства. Кроме того, нам показалось важным отнести сюда издания,
главной темой которых стал, согласно исследователю Л. Б. Баяхуновой4,
определенный музыкальный инструмент. В числе таких журналы для
пианистов «Фортепиано» (выходит с 1998 г.) и «Piano Форум» (с 2010 г.) и
журнал для гитаристов «Музыкальное просвещение: Мир гитары» (с 1991 г.).
Существенными признаком для объединения в группу может стать
ориентирование изданий на студентов и преподавателей музыкальных
учебных заведений. К таковым СМИ относятся журналы «Музыкант4
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и традиционные / Культура в
современном мире. № 1/2014. С. 10-12.
8
классик» (существует с 2001 г.), «Музыкальное просвещение» (с 1999 г.),
«Учитель музыки» (с 2000 г.), а также газеты «Музыкальное обозрение»
(1989 г.) и «Играем с начала. Da capo al fine» (с 2003 г.). Особенностями
изданий данного профиля являются наличие методических рекомендаций по
организации
преподавания
музыкальных
дисциплин,
освещение
мероприятий в соответствующей сфере. Кроме того, авторами многих
материалов являются преподаватели музыкальных вузов, а некоторые
журналы прилагают к выпускам диски с электронными книгами для
музыкантов.
И, наконец, стоит сказать, что еще один пласт изданий представлен
СМИ, выпускаемыми
музыкальными
заведениями
самостоятельно
и,
соответственно, освещающими их жизнь. К числу таких можно причислить
журнал Санкт-Петербургской филармонии «Скрипичный ключ» (издается с
середины 1990-х гг.), газеты Московской государственной консерватории им.
П.И.
Чайковского
«Российский
музыкант»
(с
указанным
названием
существует с 2009 г.) и «Трибуна молодого журналиста», где авторами
материалов являются, в том числе и сами студенты, а также «Научный
вестник Московской консерватории» (с 2010 г.). У Санкт-Петербургской
государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова выходят
музыкальный журнал «MUSICUS» и научный журнал «Opera musicologica».
Таким образом, мы убедились, что с 2014 г. в данном информационном
сегменте произошли заметные изменения. Несмотря на то, что большая часть
указанных выше изданий все еще включена в рынок и продолжает оставаться
востребованной, существует тенденция к переходу в интернет-пространство.
Последнее не лишено оснований ввиду наличия преимуществ у музыкальных
интернет-изданий относительно печатных СМИ. Однако на наш взгляд,
потенциал журналов и газет ожидает своего раскрытия. С целью составления
более детального представления об изданиях четырех перечисленных нами
групп, рассмотрим подробнее некоторые из них.
9
1.2. Анализ композиционно-графических моделей музыкальных изданий
Зрение является ведущим анализатором (некоторые специалисты
утверждают, что почти до 90% процессов информации, которую приходится
обрабатывать человеку, проходит через зрительную систему), а также
считается, что воспринимать информацию лучше всего именно через органы
зрения5. Это объясняет наше обращение к визуальному анализу элементов
содержания.
В работе с оформлением средств массовой информации важно не
только учитывать субъективное восприятие элементов дизайна, но и
оценивать их связь с эмоциями, ассоциациями, ориентироваться на тематику
издания, обращать внимание на гармонию расположения, иными словами,
думать объективно6. В данном параграфе мы проведем визуальный анализ
четырех периодических изданий, отобранных из каждой из перечисленных
выше групп.
Первым мы решили рассмотреть «Музыкальный журнал», глянцевое
издание, ориентированное на широкую аудиторию, специализирующееся на
освещении музыкальной жизни страны (с учетом региональных событий) и
мира7. В числе читателей жители не только российских городов, но и
ближнего зарубежья. Журнал выходит с 2013 г. ежемесячно тиражом 3000
экземпляров. В процессе анализа нами был рассмотрен выпуск №1(2) за
январь/февраль 2013 г., находящийся в открытом доступе на сайте издания
(см. Приложение 1. «Музыкальный журнал»).
Рассмотрим композиционно-графическую модель издания. Обложка
журнала выполнена в цветах, гармонично сочетающихся между собой и
меняющихся в зависимости от основной иллюстрации на обложке, что
5
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова.
Москва, 2002 . С. 41.
6
Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2004. С. 17.
7
Музыкальный журнал [Электронный ресурс] URL:
http://www.themusicalmagazine.ru/about/magazine/. Доступен 23.04.2016.
10
позволяет закреплять в сознании читателя фирменный стиль издания и в то
же время допускать в дизайн что-то новое. Анонсы за редким исключением
удачно обрамляют главное изображение номера. В данном случае оно
содержит в себе цвета от белого до темно-синего, что выгодно дополняет
цвет логотипа и заголовков материалов. Крупным кеглем выделяется тема
номера, что помогает читателю сразу определиться с необходимостью
приобретать данный журнал. В целом обложка выглядит хорошо, благодаря
контрасту цветов8: ярким пятном является иллюстрация, а анонсируемые
заголовки и логотип ее дополняют.
Ввиду отсутствия рубрикации есть смысл говорить только об
оформлении колонтитула, который располагается внизу страницы и
включает в себя название, дату выхода и колонцифру (см. Приложение 1.
«Музыкальный журнал». Рис. 2. Полоса 1). Колонцифры, разместившись на
сером фоне, работают ненавязчиво и помогают читателю ориентироваться в
журнале, оставаясь в то же время единственными ориентирами. До конца
печатной области колонтитул продлевает тонкая линейка, что может служить
слабой отсылкой к нотному стану.
В большинстве случаев материалы сверстаны на три (реже две)
колонки, что удобно для чтения, но выглядит однообразно и не способствует
долгому удержанию внимания читателя. Визуальная вариативность внутри
самих материалов осуществляется лишь благодаря наличию нечастых врезок,
выполненных на невзрачном, цвета слоновой кости фоне.
При оформлении материалов, лидов и заголовков используется только
один шрифт, что делает шрифтовое расписание журнала узнаваемым и
простым, но в то же время скучным.
Определенных цветов у полос нет, что представляется нам упущением
в работе с цветом, которое может стать причиной потери внимания читателя.
Яркими пятнами становятся иллюстрации, выполненные навылет или же
вписанные в сетку издания. Изображения сюжетно выверены, качественно
8
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 47.
11
обработаны и имеют подписи. Однако расположение последних прямо на
фотографиях, и не всегда удачное, порой затрудняет чтение. Вдобавок
иллюстрации размещаются на полосе с отсутствием равных отступов, что
заставляет изображения сливаться с текстом и мешает гармоничному
восприятию.
Таким образом, проанализировав «Музыкальный журнал», мы пришли
к нескольким положительным выводам. Во-первых, в большинстве случаев
цветовое оформление подобрано с учетом взаимодействия цветов друг с
другом. Во-вторых, работа с иллюстрациями идет достаточно грамотно, что
выражается в подборе визуального наполнения.
Однако в числе слабых сторон хочется отметить, во-первых, отсутствие
разнообразия в верстке основного текста, во-вторых, ошибки в расположении
иллюстраций, в-третьих, отсутствие рубрикации в издании и, в-четвертых,
слабую работу с внутренним цветовым оформлением, которая может стать
причиной потери внимания читателя.
В качестве второго издания рассмотрим журнал «Старинная
музыка», выходящий с 1998 г. периодичностью 4 раза в год тиражом 1000
экз. СМИ специализируется на материалах о профессиональной музыке,
созданной в период с Античности до середины XIX века. Нами был изучен
выпуск №4, подписанный в печать в декабре 2015 г. (см. Приложение 2.
Журнал «Старинная музыка»).
В издании отсутствует постоянный набор рубрик, так как от номера к
номеру они, за редким исключением, меняются. К числу повторяющихся
относятся «Страницы истории оперы», «Из истории музыкальной науки»,
«Из
истории
русской
музыкальной
науки»,
«Наследие»,
«Книги»,
«Первоисточник» и другие. Издание, такие образом, представляет собой
сборник статей о старинной музыке с опорой на современность, созданных
профессиональными музыкантами и исследователями музыки. Тем самым,
отсутствие жанрового разнообразия существенно обедняет текстовый
контент журнала.
12
Обложка журнала выполнена в одном цвете, выбор которого остается
непонятен читателю. Если рассмотреть цвета четырех изданий одного года,
то никакой закономерности замечено не будет. Так, например, обложки
журналов 2015 г. имели следующие цвета: голубой, бордовый, зеленый и
фиолетовый (см. Приложение 2. Журнал «Старинная музыка». Рис. 1.
Обложки за 2015 г.). Прослеживается непродуманное желание редакции
привлечь внимание читателей к журналу цветом, так как расположенное в
центре невзрачное изображение композитора или музыкального деятеля,
материал о котором присутствует в номере, очевидно, не может этому
способствовать. Таким образом, несмотря на академичность издания, к
которой отсылает нас логотип, журнал все же вызывает ассоциации с
изданием для детей из-за ничем не обоснованного использования ярких
цветов снаружи. Однако желтая обводка у изображения и всей обложки
смотрится гармонично ввиду работы контраста дополнительных цветов9.
Кроме того, в данном выпуске на обложке издания представлены чистые
цвета,
что
позволяет
им
проявлять
свои
естественные
свойства:
болезненность фиолетового, согласно, например, системе Кандинского,
уменьшается благодаря его взаимодействию с активностью желтого10.
Рубрики оформлены сдержанно согласно серьезности издания и
привлекают к себе внимание, выполняя свою основную функцию.
Шрифтовое расписание журнала представлено антиквенными шрифтами
разных
кеглей
и
начертаний,
что
позволяет
сделать
вывод
о
консервативности издания, стремлению к удобочитаемости.
Это неудивительно, учитывая формат материалов. Ввиду отсутствия
изображений, иллюстрирующих прошлое, и большого объема публикаций
можно сказать, что первостепенным для журнала является текст. Колонтитул
находится внизу полосы и с успехом выполняет свою функцию по
ориентации читателя.
9
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 18.
Кандинский В. Язык форм и красок [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. –
URL: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/7.htm. Доступен 14.12.2015.
10
13
Издание сверстано с использованием простой сетки: все
материалы
разбиты на две колонки (см. Приложение 2. Журнал «Старинная музыка».
Рис. 2-4). Это, как нам кажется, оправдано тематикой журнала и уверенно
демонстрирует ориентацию редакции и ее аудитории на аналитические
материалы. Выравнивание по ширине структурирует тексты, наличие
переносов позволяет выровнять расстояния между словами. В целом из-за
такой верстки СМИ больше похоже на книгу, что, на наш взгляд, отдаляет
его от периодики, не способствует узнаваемости в качестве журнала.
Внутри издания мы не встретим хроматических цветов – дизайн
выполнен в черно-белой гамме. Нам кажется, что так редакция сумела
соединить современность и прошлое, ведь большая часть изображений ранее
XIX века сохранены в черно-белом виде. Все иллюстрации имеют подписи,
расположенные рядом, и грамотно вписаны в сетку издания. Все это говорит
о достаточно качественной работе с отбором и размещением визуального
материала.
Рассмотрев
следующие
журнал
плюсы
«Старинная
музыка»,
композиционно-графической
мы
можем
модели.
отметить
Во-первых,
прослеживается некоторая работа с взаимодействием цветов на обложке. Вовторых, простые верстка и шрифтовое расписание говорят об академичности
издания и важности содержания материалов. В-третьих, достоинством стоит
считать также отбор и расположение иллюстративного материала.
С другой стороны, издание не лишено недостатков. Во-первых,
отсутствует ясно выраженная позиция по цветовому оформлению обложек
журнала. Во-вторых, в дизайне не используются элементы, которые могли бы
стать отсылкой к музыкальной тематике. В-третьих, верстка скорее отсылает
нас к книжному дизайну, нежели говорит о том, что перед нами
периодического издание.
Рассмотрим журнал из группы изданий для преподавателей и
студентов музыкальных учебных заведений «Учитель музыки», который
начал выходить ежеквартально в 2007 г. Тираж – 250 экз. Журнал публикует
14
материалы для преподавателей музыки, ориентирован скорее на школьных
учителей. Мы проанализировали выпуск №4, подписанный в печать в
декабре 2015 г. (см. Приложение 3. Журнал «Учитель музыки»).
К наиболее часто используемым рубрикам относятся «Еще раз о
главном», под которой скрываются материалы о методиках преподавания,
«Из опыта методической работы», где преподаватели делятся своими
секретами относительно работы, «Музыкознание», отсылающая нас к
истории, «Нотная библиотека», в которой публикуются ноты песен для
исполнения на занятиях с детьми, «Диалоги», где можно почитать интервью,
«Даты и события», «Нам пишут» и другие.
Теперь проанализируем графическое оформление издания. Обложка
рассматриваемого журнала выполнена в персиковом, желтом и оранжевых
цветах. При обращении к оформлению всех четырех изданий года становится
понятна логика выбора цветов: обыгрывается ассоциация с временами года
(см. Приложение 3. Журнал «Учитель музыки». Рис. 1. Обложки за 2015 г.).
Кроме цвета, обложка имеет постоянную иллюстрацию в центре –
фотография пишущего нотные записи человека. Наличие изображения
позволяет мысленно отнести издание к числу периодических, однако его
неизменность от выпуска к выпуску снижает содержательный компонент
данной иллюстрации. Совмещение плавных линий при обыгрывании
цветного фона вкупе с прямоугольным черно-белым изображением в центре,
которое размещено под углом, создает дисгармоничную композицию. Ввиду
наличия на обложке пастельного цвета рождается ассоциация скорее с
нотной тетрадью, нежели с качественным периодическим изданием. На наш
взгляд это объясняется направленностью СМИ и вполне допустимо. Логотип
журнала выглядит разрозненно из-за использования разных начертания и
трекинга при написании названия. Кроме этого, размещенная на обложке
цитата из записных книжек композитора Д. Б. Кабалевского, не меняется в
течение года и выглядит неуместно, так как ее наличие там возможно
15
объяснить лишь причастностью Кобалевского к идеям, которые редакция
постаралась возобновить при создании материалов журнала.
Рубрики размещены вверху полосы на нотном стане, что становится
прямой отсылкой к музыке (см. Приложение 3. Журнал «Учитель музыки».
Рис. 2-5). Для набора текста в журнале использованы только антиквенные
шрифты разных кеглей и начертаний, что говорит о стремлении редакции к
постоянству. В издании практически отсутствуют изображения, что
объяснимо методической направленностью содержания и главенством
текста. Колонтитул находится внизу полосы и также размещен на нотных
линейках. Таким образом, прослеживается обрамляющая композиция на всех
полосах издания, что в какой-то степени может показаться чрезмерным.
Сетка журнала проста: материалы сверстаны на две колонки. На полосах
присутствуют врезки в виде реплик, стихотворений. Иногда текст сверстан
на подложке. Это, на наш взгляд, демонстрирует стремление дизайнеров к
разнообразию в условиях строгих рамок. С другой стороны, простая верстка
все же оправдана тематикой издания.
Журнал выполнен в черно-белых цветах, возможно, из-за экономии, так
как нет смысла печатать все страницы в цвете, если изображения, ради
которых это обычно делается, практически отсутствуют. Все иллюстрации
имеют подписи, расположенные рядом, и грамотно вписаны в сетку издания.
Так мы изучили композиционно-графическую модель издания «Учитель
музыки», и можем обозначить ее положительные стороны. Во-первых,
прослеживается связь элементов дизайна с тематикой издания. Во-вторых,
простота верстки и шрифтового расписания поддерживают направленность
журнала и стилистику его материалов. В-третьих, оправдано использование
ключевых цветов обложек, которые сменяют друг друга в зависимости от
времени года.
Однако нам кажется важным отметить и недочеты оформления. Вопервых, элементы обложки не согласуются между собой и представляют
собой скорее разобщенную композицию. Во-вторых, наличие на каждой
16
полосе нотного стана и сверху и снизу кажется нам чрезмерной отсылкой к
музыкальной сфере.
И закончим рассмотрение изданий анализом газеты Московской
государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Российский
музыкант», которая выходит с целью освещения жизни вышеупомянутого
учебного заведения. Нами был изучен выпуск №6 за сентябрь 2015 г. (см.
Приложение 5. Газета «Российский музыкант»). Газета выходит ежемесячно
(кроме летнего времени года ввиду каникул у студентов консерватории) с
1938 г. До начала 1990-х гг. носила название «Советский музыкант». Тираж
издания установить не удалось из-за отсутствия данной информации в самой
газете и на сайте.
Согласно сайту, газета имеет 32 различные рубрики, появление
которых нерегулярно. На наш взгляд это не обоснованно для издания
объемом в 4 полосы. Рубрики с той или иной стороны рассказывают о людях
и жизни консерватории, предстоящих конкурсах, страницах музыкальной
истории и прочем. Наиболее часто встречающими рубриками можно назвать
«Юбилей», «Консерваторская жизнь», «Событие» и «Конкурс».
Далее рассмотрим композиционно-графическую модель издания.
Главные цвета логотипа – черный и белый – гармонично связаны между
собой (см. Приложение 5. Газета «Российский музыкант». Рис. 1. Полоса 1).
Они относят нас к типичным антонимичным парам (жизнь-смерть,
осознанное-неосознанное,
свет-тьма)11,
ассоциируются
с
классикой,
взаимодействуют друг с другом приятно для глаз. Очевидно, что они также
рождают правильную ассоциацию с клавишами фортепиано. Схожим
образом работает фрагмент скрипичного ключа в логотипе, который
отсылает нас к нотным записям. Это, как нам кажется, достаточно весомый
плюс оформления.
Третий цвет – темно-бежевый – искусственен по отношению к двум
другим, так как он отсутствует в базовом наборе цветов спектра. Кроме того,
11
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 4-5.
17
очевидно, что данный цвет затемнен, что привело к подавлению свойств
наиболее близкого к нему чистого цвета – желтого, ассоциирующегося с
движением наружу, активацию, радостью, и сделало его болезненным,
депрессивным12. На наш взгляд, этот факт не является положительным для
издания.
Номер газеты, месяц и год выглядят неряшливо, так как эти данные
расположены с разными отступами и с наложением на графический рисунок.
Красный цвет, присутствующий в оформлении темы номера и
заголовков первой полосы, хорошо дополняет белый и черный цвета13 и,
несмотря на затемнение и его малое количество относительно других
цветовых пятен, все же выполняет требуемую от него функцию привлечения
внимания, активации и возбуждения. Колонтитул не отсылает нас ни к каким
музыкальным элементам, сливается с невзрачным затемненным цветом
рубрики.
Верстка выполнена с использованием многофункциональной сетки,
возможности которой, однако, раскрываются в издании не полностью.
Единственное разнообразие, которые мы можем наблюдать, заключается в
верстке на пять и реже на четыре колонки. Выравнивание по ширине
выглядит организованно, структурировано, но предсказуемо и однообразно.
Иллюстративный материал издания привлекает вариативностью, но не
имеет
определенной
концепции
выражения
касательно
цветового
оформления. Некоторые фотографии имеют подписи, сделанные прямо на
них самих белым цветом, что выглядит неряшливо, мешает восприятию
содержания иллюстрации. Кроме того, отсутствие подписей у части
изображений, непропорционально сдавленный и растянутый на неполное
количество колонок визуальный материал, наличие крупного и общего плана
на фотографиях одинакового размера говорят о поверхностной работе с
иллюстративным материалом.
12
13
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 16-17, 20-21.
Там же. С. 6.
18
Проанализировав
визуальное
оформление
газеты,
мы
выявили
следующие достоинства. Во-первых, очевидна ассоциативная связь логотипа
с черно-белыми клавишами вследствие использования соответствующих
цветов и нотными записями ввиду наличия части скрипичного ключа. Ввторых, прослеживается внимание к акцентированию из-за выбора красного
цвета для ряда заголовков. В-третьих, в целом газета смотрится достаточно
сдержанно, что показательно для издания учебного учреждения, в частности
консерватории.
В числе недостатков мы можем указать следующее. Во-первых,
использование темно-бежевого цвета в логотипе может стать причиной
угнетенности в процессе чтения материалов издания. Во-вторых, слишком
предсказуемая и однообразная верстка может навевать скуку. В-третьих,
скудный цветовой набор, в котором отсутствуют чистые цвета с
естественной яркостью, является препятствием на пути к запоминанию
фирменного стиля издания. В-четвертых, откровенно слабая работа с
визуальным материалом явно заметна в подборе фотографий, оформлении
подписей к ним и размещении изображений на полосе.
В завершение первой главы обозначим ключевые моменты, к которым
нам удалось прийти.
В России, по данным исследования 2014 г.14, существует 26
периодических изданий о музыке, из которых одно к настоящему моменту
закрыто. Условно их можно разделить на четыре группы в зависимости от
потенциальной аудитории: охватывающие широкий круг читателей, включая
профессионалов и любителей; ориентирующиеся на более узкую аудиторию
в зависимости от тематики издания; специализирующие на информации
методического характера, а также материалах, интересных преподавателям и
студентам; выпускаемые музыкальными учебными заведениями с целью
информировать о деятельности соответствующего учреждения.
14
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и традиционные / Культура в
современном мире. № 1/2014. С. 1.
19
Проанализировав несколько изданий, взятых из разных групп, мы
можем обобщить полученные данные следующим образом. Элементы
обложки в большинстве изданий композиционно связаны друг с другом,
однако работа с цветом ведется поверхностно: не всегда ясны мотивы
использования тех или иных тонов, в некоторых случаях цвет ассоциативно
вовсе не работает. Верстка отличается простотой и сдержанностью; это или
оправдывается содержанием издания или же, наоборот, кажется излишним
консерватизмом. Ориентация осуществляется благодаря рубрикации и
колонтитулам, которые присутствуют в большинстве изданий и грамотно
устроены. Однако нам удалось обнаружить журнал, пренебрегший введением
рубрик на полосы. Связь с музыкальной тематикой прослеживается не в
каждом издании. Там же, где она есть, заметна тенденция к чрезмерному
использованию
определенных
элементов.
Работа
с
иллюстративным
материалом чаще всего идет на высоком уровне: отбираются яркие
изображения, ведутся их качественная обработка и подготовка к публикации,
осуществляется продуманное распределение на полосе. Тем не менее, в
настоящее время все еще существуют музыкальные СМИ, иллюстрации
которых
заранее
не
подготовлены
к
публикации,
размещены
с
пренебрежением композиционными закономерностями, а также имеют
подписи, расположенные на изображении и мешающие его восприятию.
Мы можем заключить, что проанализированные СМИ в большинстве
своем обнаруживают следующие недостатки композиционно-графических
моделей, мешающие им сохранять конкурентоспособность на рынке
музыкальных изданий: слабая связь между используемыми оттенками цветов
и тематикой СМИ, односложность верстки, отсутствие или чрезмерное
использование элементов музыкальной среды, поверхностная работа с
иллюстративным материалом.
Таким образом, несмотря на то, что на рынке периодических изданий о
музыке существует тенденция к переходу в интернет-пространство,
печатные СМИ, на наш взгляд, все же способны претендовать на удержание
20
своей аудитории и сохранение конкурентоспособности в информационной
среде. И если к числу преимуществ сетевых ресурсов относится способность
не только публиковать аудиоматериалы, а также информацию в большем
объеме, но и делать это на порядок быстрее, то для печатных СМИ таковой
нам представляется возможность распространения непосредственно в местах
проведения мероприятий для пианистов. И для того, чтобы выжить на рынке,
этим СМИ следует повысить уровень оформления.
21
Глава 2. Разработка тематической концепции и композиционнографической модели журнала для пианистов
Так как на российском рынке существует достаточно много изданий о
музыке для широкой аудитории, то при выборе направления для создания
музыкального периодического издания мы остановились на узкой тематике и
решили разработать дизайн СМИ, связанного с определенным музыкальным
инструментом – фортепиано.
Перед началом работы нам удалось сформулировать следующие
принципы тематической концепции и композиционно-графической модели
издания. Во-первых, мы планируем разнообразить верстку: ввести несколько
моделей оформления основного текста с целью отхода от потенциальной
консервативности подобных СМИ. Во-вторых, нам кажется уместным
избавить
обложку
от
большого
количества
анонсов
и
ограничить
использование на ней цвета ввиду стремления к минимизации контента во
всей информационной среде. В-третьих, мы нацелены на продуктивную
работу с цветом на протяжении всего издания для привлечения большей
аудитории (в том числе из молодежной среды), а также для создания
узнаваемого имиджа СМИ. Сюда входит использование ассоциативных
связей с музыкой и фортепиано и применение данных о воздействии
различных цветов на мышление и эмоции. В-четвертых, мы планируем
включение в композиционно-графическую модель музыкальных элементов и
символов для упрочения привязки дизайна к тематике издания. В-пятых, мы
намерены ввести публикацию нот произведений классиков и современных
композиторов в качестве приложения к журналу с целью продвижения
фортепиано как музыкального инструмента в среде музыкантов-любителей,
популяризации творчества талантливых музыкантов, а также привлечения
внимания к классическим произведениям. Таким образом, мы надеемся, что
журнал для пианистов сумеет занять нишу в соответствующем сегменте
22
рынка, найти своего потребителя и стать конкурентоспособным изданием
благодаря продуманному и качественному визуальному оформлению.
2.1. Тематическая концепция журнала «Триоль»
Тематика
нового
журнала
–
фортепианная
музыка
прошлого,
настоящего и будущего России и стран зарубежья, а также связанные с ней
события, люди, идеи.
В аудиторию издания входят пианисты от 16 до 30 лет, в числе
которых профессиональные музыканты: исполнители, преподаватели и
студенты музыкальных учреждений – и любительская аудитория, которую
составляют люди, имеющие некоторое представление о теории и истории
музыки и нотной грамоте, интересующиеся фортепианной музыкой, но
избравшие в качестве своей профессиональной деятельности иную стезю.
Чтобы создать представление о содержательной части журнала,
обозначим задачи, которые ставит перед собой новое издание. На наш взгляд,
исходя из тематики СМИ и в соответствии с потребностями обозначенной
выше аудитории, задачи можно сформулировать следующим образом:
1. информировать аудиторию о важнейших, могущих заинтересовать
потенциального читателя и связанных с пианистами событиях,
произошедших в стране и мире (в том числе мероприятиях,
проведение которых только планируется);
2. знакомить
аудиторию
с
мнениями
экспертов
и
критиков
относительно современных композиторов и их произведений;
3. предоставлять
молодым
композиторам
и
исполнителям
возможность заявить о себе и своем творчестве;
4. создавать и пополнять теоретическую базу пианистов, чья
профессиональная деятельность не связана с музыкой;
5. создать площадку для коммуникации профессионалов и любителей,
которые в жизни не имеют возможности часто общаться;
23
6. популяризировать фортепиано как инструмент.
Исходя
из
потенциальной
аудитории
и
задач
издания,
мы
предполагаем, что финансовую поддержку может осуществить Федеральное
агентство
по
делам
молодежи
(Росмолодежь),
так
как,
согласно
постановлению15, данный орган осуществляет проведение мероприятий,
направленных, в том числе, на поддержку талантливой молодѐжи.
Возможная сфера распространения журнала – территория нашей
страны. Предполагается, что аудитория будет получать издание в различных
учреждениях с помощью привязанных к агентству молодежных организаций:
в музыкальных
на мероприятиях,
школах,
колледжах,
связанных
с
консерваториях,
фортепианной
музыкой.
а
также
Благодаря
последнему доступ к журналу получит и любительская аудитория.
Мы приняли решение выпускать именно печатное СМИ о музыке,
чтобы, с одной стороны, распространять издание на концертах фортепианной
музыки. Так, во время ожидания выступления, а также в процессе
прослушивания бессловесных композиций сознание читателя открыто для
восприятия текстовой информации. Кроме того, музыка в данном случае
становится тем дополнением, которое как раз нужно печатному изданию для
создания полного погружения читателя в содержание материалов. Второй
причиной,
по
которой
печатное
издание,
на
наш
взгляд,
станет
востребованным, является наличие нотных приложений с фортепианными
партиями не только известных классиков (такие ноты сейчас легко найти в
Интернете), но и современных композиторов. Произведения последних,
таким образом, будут представлены общественности и получат возможность
занять свое место в музыкальной среде.
Название музыкального журнала – «Триоль» – было выбрано из числа
музыкальных терминов по трем причинам. Во-первых, оно оригинально, так
как не содержит в себе слов с корнем «музык-», что предсказуемо для СМИ
15
Постановление от 29 мая 2008 г. №409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».
[Электронный ресурс] Росмолодежь. URL: URL: https://fadm.gov.ru/agency/docs/position.
Доступен: 05.05.2016.
24
подобной тематики и часто встречается, как мы могли заметить. Во-вторых,
само слово «триоль» ввиду своей длины произносится легко и быстро,
ассоциируется с перебором нот, а также обладает благозвучием благодаря
взаимодействию
[р’]
и
[л’].
В-третьих,
символичным
оказывается
содержанием самого термина, потому что триоль – это три ноты одинаковой
длительности, время звучания которых равно звучанию двух нот той же
длительности16. Так создается впечатление, что содержание стремится
обогнать форму и время. Применительно к нашему журналу это
символически можно охарактеризовать как желание уместить в ограниченное
количество полос максимально возможное количество контента. Кроме того,
содержание издания будет подчинено трем временным отрезкам (прошлое,
настоящее и будущее музыкальной жизни пианистов), которые, как три ноты
в триоли, проследуют друг за другом в особом ритме.
Задачи издания помогли нам сформировать тематическую концепцию
журнала. Так материалы мы решили объединить в три блока рубрик, которые
привязаны к трем временным рамкам: прошлому, настоящему и будущему.
Блок прошлого носит название «Эхо истории» и включает материалы о
жизни и творчестве великих пианистов, классической музыке, музыкальной
теоретической базе. Представленные в данном блоке тексты являются не
просто справочными материалами, а развернутыми повествованиями, в
которые включены комментарии современных исследователей.
Блок настоящего называется «Симфония присутствия». В нем собраны
публикации о состоянии современного мира пианистов: о людях, их
произведениях, интересных и значимых событиях, а также о родственных
фортепиано инструментах и их бытовании в настоящем.
Будущее в журнале представлено блоком «Зарисовки звуков». Здесь
можно обнаружить анонсы мероприятий, прогнозы развития музыкальной
сферы, материалы об экспериментах, связанных с концертной деятельностью
16
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный источник] URL:
http://www.efremova.info/word/triol. Доступен: 25.04.2016.
25
пианистов, о дизайне фортепиано. Полный комплект рубрик представлен в
Приложении 5. Журнал «Триоль». Табл. 1. Рубрики.
Отличительная черта нашего журнала – наличие нотных приложений,
которые располагаются
в
середине издания,
чтобы
читатель
имел
возможность вытащить их и сохранить отдельной тетрадью. Здесь
публикуются популярные и забытые произведения известных классиков, а
также
новые
и
наиболее
интересные
произведения
современных
композиторов. Таким образом, любительская аудитория имеет возможность
коллекционировать наиболее интересные композиции, чтобы впоследствии
исполнять их в своем кругу. Профессиональная аудитория же в свою очередь
сможет ближе познакомиться с молодыми талантами и зарекомендовать, в
том числе и себя, на музыкальном поприще.
Таким образом, мы определили тематическую концепцию издания.
Новое СМИ ориентировано на узкую аудиторию – профессионалов и
любителей сферы фортепианной музыки, в числе которых люди в возрасте от
16 до 30 лет, – и ставит перед собой задачу удовлетворять потребность
данной аудитории в издании, качественном с точки зрения и содержания, и
визуального оформления.
Рассмотрев в общих чертах содержательный компонент издания, мы
можем перейти к оформительской части.
2.1. Композиционно-графическая модель журнала «Триоль»
Дизайн журнала подчинен строгой концепции, так как известно, что
содержание тесно связано с формой. В так называемой технике изложения
содержания Ян Уайт, консультант в сфере коммуникативного дизайна,
выделяет три направления: физические свойства носителя информации,
способы привлечения внимания, способы организации пространства17. К
17
Jan V. White Editing by Design. New York, 2003. C. 2.
26
первой группе относятся размер полосы, способ скрепления бумаги, тип
бумаги и тому подобное. Ко второй группе – способы размещения элементов
заголовочного
комплекса,
ритмическая
организация
(повторяющиеся
элементы, указатели рубрик, типы шрифтов, цветовое оформление и другое).
И, наконец, в третью группу включены различные способы верстки, которые
включают размещение текста и визуального материала, иными словами
организацию разворота в целом. Разумеется, представленная классификация
не может быть названа полной и исчерпывающей, однако для цели
выполняемого нами проекта она представляется подходящей.
Рассмотрим для начала элементы первой группы. Формат издания
выбран с учетом пропорций, близких к пропорциям золотого сечения и
благоприятных для восприятия, согласно исследованиям18. Так ширина к
высоте полосы нашего журнала относится как 1:1,415. Стороны полосы
имеют длину 205 мм и 290 мм соответственно. Макет издания был построен
по методу Д. Шульца19, что позволило гармонизировать васприятие полосы
набора. Далее мы создали сетку журнала, которая работает и на удержание, и
на структуризацию чтения. Она должна быть многофункциональной20, чтобы
дизайнер мог использовать всю свою фантазию для создания визуального
оформления и верстка издания выглядела интересно и привлекала внимание.
У нас получилось 12 колонок (см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 1.
Сетка), благодаря чему мы получили возможность верстать материалы на 2, 3
и 4 колонки.
Периодичность выхода номера с учетом отсутствия территориального
ограничения для событий и героев, о которых публикуются материалы,
составляет один месяц.
Планируемый тираж издания – 1000 экземпляров.
Объем журнала составляет 32 страницы.
18
Чихольд Я. Облик книги. С. 55.
Там же. С. 69.
20
Jan V. White Editing by Design. New York, 2003. С. 43.
19
27
Для печати СМИ используется бумага с покрытием Soft-touch,
имеющая плотность 115 м/м2. Это позволит печатать и текст, и фотографии,
не уступающие по качеству тем, что выполнены на глянцевой бумаге.
Журнал имеет крепление с помощью скрепки ввиду сравнительно
небольшого количества страниц.
Основное
содержание
материалов
издание
текстовое,
однако
иллюстрациям тоже уделено достаточное внимание. Таким образом,
соотношение текстовой информации и визуальной будет выглядеть как
3:2 (60% против 40%).
Цветность. Журнал выходит в цвете. Обложка в большинстве своем
оформлена в ахроматических тонах, тогда как внутри издания использованы
гармонично взаимодействующие друг с другом, согласно треугольной
цветовой системе, тона цветового спектра. Кроме того, весь иллюстративный
материал планируется делать цветным.
Предполагается, что в издании будет присутствовать реклама, однако
ей будет уделено лишь около 10% содержания. Это объясняется тем, что
редакция планирует получать основную финансовую поддержку от
Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), а с помощью
небольшого количества рекламы получать средства на дополнительные
расходы.
Согласно Я. Уайту, следующим элементом техники изложения,
который нам стоит рассмотреть, станут способы привлечения внимания.
Другими словами, далее мы объясним концепцию дизайна, расскажем, как
тематическая концепция издания находит свое визуальное выражение.
Логотип (см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 2. Логотип)
представляет собой название журнала, набранное шрифтом
(современный шрифт с полузасечками, принадлежащий семейству
OpenType). Название расположено на пяти тонких линейках и имитирует
собой ноты, скачущие по нотному стану. Благодаря контрасту шрифта и
линеек действительно создается такое впечатление. Слоган издания, номер,
28
месяц и год выпуска выполнены шрифтом
в начертании ExtraLight,
что также создает контраст с названием. Слоган, месяц и год расположены
под линейками. Подразумевается, что у читателя, привыкшего видеть ноты
довольно часто, возникнет ассоциация с подписями, которые он, возможно,
делает себе на листах перед выступлениями. Номер издания находится на
линейках
возле
названия,
что
отсылает
нас
к
нотным
знакам,
располагающимся перед нотами (диезу, бемолю или бекару).
Обложка журнала выполнена с использованием двух ключевых
цветов: черного и белого (см. Приложение 5. Журнал «Триоль».
Рис. 3. Варианты обложки). С другой стороны, мы сделали попытку
применить и трехцветное оформление рубрик для изображения обложки с
целью сблизить внутренний дизайн издания с лицевой частью. Данный
вариант также представлен в приложении.
Определяя цветовую гамму для оформления издания, мы обратились к
работам по теории и психологии цвета. Известно, что цвет есть явление,
присваиваемое субъектом тому или иному объекту и возникающее при
воздействии на органы зрения видимого излучения21. Исходя из этого, его
можно рассматривать не только относительно объективно измеримых
характеристик (к ним причисляются светлота, насыщенность, относительная
яркость и другие22), но и с точки зрения восприятия его каждым человеком
(опора на эмоции, характер, тип мышления и ассоциативный ряд). Как сказал
кандидат психологических наук Борис Базыма, «цвет вызывает определенные
и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация
которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и
символами, впечатлениями от цвета»23. И это говорит о том, что взаимосвязь
цвета и психики может оказаться полезной для зарождения ассоциаций при
создании журнала.
21
Энциклопедия физики и техники [Электронный ресурс] / URL:
http://www.femto.com.ua/articles/part_2/4490.html. Доступен 17.11.2015.
22
Голубева О. Л. Основы композиции, Москва, 2004. С. 27.
23
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 22.
29
По словам исследователя цвета И. Иттена, «исходной точкой теории
цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в
природе. Это значит, что нам следует изучать впечатления, которые цветные
объекты производят на наше зрение»24. Действительно, культура возникала в
результате наблюдений человека за природой, а впоследствии и за собой, как
частью
этой
закономерности
природы.
Чтобы
цветового
проследить
восприятия,
изменения
важно
и
учитывать
выявить
этапы
исторического развития.
Так, согласно исследованию Б. Базымы, на пути исторического развития
цивилизации выявлено три типа восприятия цвета: «космологический»,
«религиозный» и «социально-психологический»25. В первом случае цвет
воспринимается как символ стихий и начал, и этот тип в большей степени
присущ первобытным народам и античности. На втором этапе, относящемся
к Средневековью, цвет приобретает божественное толкование и становится
атрибутом верований. И, наконец, наиболее близкий нам тип восприятия –
«социально-психологический» – связан с массовыми и личностными
процессами и явлениями, появился в эпоху Возрождения и привлекает к себе
внимание исследователей до сих пор.
Несмотря на это, интересен факт существования архетипа триады
цветов. Как удалось выяснить исследователю Базыме, есть три цвета,
которые в сознании людей, относящихся к разным эпохам и проживающих в
различных частях света, связаны с одними и теми же символическими
значениями. Из этого следует вывод, что три цвета, которые будут
рассмотрены ниже, можно рассматривать в целом как архетип человека26.
Таковыми цветами являются белый (ассоциируется с жизнью, здоровьем,
светом, миром, чистотой), черный (связан с ночью, неясностью, хаосом,
неизвестностью) и красный (ассоциируется с кровью, однако с белым он
создает приятное впечатление, символизирует могущество, власть, теряет
24
Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2004. С. 70.
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 22.
26
Там же. С. 4-7.
25
30
свои негативные свойства; при взаимодействии с черным появляется
ассоциация со злом). В. Кандинский в своем исследовании цвета писал, что
белый – «это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная
пауза, временное, но не окончательное завершение»27. Черный – это «мертвое
ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие»28.
Видимо
отсюда
происходит
и
ассоциация
серого
с
«безнадежной
неподвижностью», так как он получается при смешении белого и черного.
Нам представляется интересным существование архетипа белого,
черного и красного цветов, так как это можно использовать применительно к
нашему изданию. Несмотря на то, что достаточно сложно проследить его
взаимосвязь с клавишами фортепиано, при знакомстве с этим инструментом
у человека на бессознательном уровне могут возникнуть ассоциации с
добром и злом, жизнью и смертью. С другой стороны, на осознанном уровне
два цвета, использованные нами на обложке, приведут в большинстве
случаев к ожидаемой ассоциации.
В центре обложки находится изображение, фон которого тоже играет
большую роль: его должно быть много. Кроме того, эта полоса должна быть
свободна от анонсов, которыми заполнена большая часть современных
изданий. Так мы предполагаем сосредоточить внимание читателя на
изображении и главной новости (один анонс все же остается).
Далее рассмотрим подробнее систему рубрикации. В журнале, как мы
уже упоминали, предусмотрено три блока рубрик, которые мы изначально
постарались проработать в цветовом плане. В процессе знакомства с
исследованиями о цвете мы заметили параллель между тематикой блоков
рубрик и тремя цветами: синим, зеленым и желтым. Было очевидно, что
характеристики
физиологического
воздействия
цвета
на
человека,
полученные исследователями Гете29, Кандинским30, Базымой31, Голубевой32,
27
Кандинский В. Язык форм и красок [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. –
URL: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/7.htm. Доступен 14.12.2015.
28
Там же.
29
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 18.
31
во многом схожи и близки к содержанию частей нашего издания. Синий
пронизан мистицизмом, ассоциируется с холодом и печалью, замедляет
активность, тормозит. Зеленый являет собой приятную гармонию, говорит об
отдыхе, успокаивает и снимает напряжение. Желтый цвет соотносится с
радостью, тонизирует, обозначает движение из центра, наружу. Исходя из
этого, мы избрали для оформления рубрик оттенки синего, зеленого и
желтого цветов.
Использование чистого тона должно было стать основой, потому что
естественно яркие, незатемненные и неосветленные цвета обладают
«жизнеутверждающей материальностью»33, то есть они несут в себе радость
и первородную силу. Как мы помним, в газете «Российский музыкант»
использован сильно затемненный оттенок желтого, что можно расценивать
как уход от положительных ассоциаций. Однако до конца соблюсти этот
принцип не удалось ввиду работы с насыщенностью оттенков. И так
получилось,
что
желтый
у
нас
приблизился
к
оранжевому
из-за
необходимости создания гармоничного сочетания между тремя оттенками
цветов рубрик, которые теперь взаимодействуют друг с другом по
треугольной цветовой системе.
Шмуцтитулы представляют собой определенный цветовой фон, с
подложкой на музыкальную тематику. Так блок прошлого привязан к синему
цвету и ассоциируется с движением внутрь, к тому, что уже свершилось
(см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 4. Разворот 1). В данном случае
шмуцтитул имеет подложку с изображением нот, а также отсылает читателя
к фортепианной клавиатуре ввиду наличия вверху полосы трех черных,
выполненных
с
непрозрачностью
65%
графических
элементов,
ассоциирующихся с черными клавишами. Название рубрики набрано
30
Кандинский В. Язык форм и красок [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. –
URL: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/7.htm. Доступен 14.12.2015.
31
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001. С. 34.
32
Голубева О. Л. Основы композиции / М.: ИД «Искусство», 2004. С. 19-28.
33
Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2004. С. 26.
32
шрифтом, родственным шрифту логотипа (
) и выполнено
в черном и белом цветах с вышеуказанной непрозрачностью. Под названием
находится краткое содержание рубрики.
Блок настоящего оформлен схоже, но в зеленом цвете (см. Приложение
5. Журнал «Триоль». Рис. 6. Разворот 3). Предполагается, что в данном
случае зеленый ассоциируется со статикой, отдыхом. То, что происходит в
настоящее время в музыкальной жизни страны – своеобразная остановка,
длиной в мгновение, запечатленная на страницах журнала. Шмуцтитул имеет
подложку с изображением внутреннего устройства фортепиано. Кроме того,
вверху
полосы,
подобно
шмуцтитулу
предыдущего
блока
рубрик,
расположена композиция из нескольких нот. Связанная с названием
«Симфония
присутствия»,
она
ассоциируется
со
сложностью
и
противоречивостью настоящего, о котором повествуется в материалах блока.
Третий блок – оранжевый (см. Приложение 5. Журнал «Триоль».
Рис. 9. Разворот 6). Так как этот цвет образуется слиянием красного и
желтого, можно говорить в данном случае об усилении свойств желтого. Так
стремление
к
движению,
являющееся
своеобразной
характеристикой
прогресса, как нельзя кстати вписывается в символический ряд журнала.
Подложкой у шмуцтитула выступает нотная запись, сделанная от руки и
говорящая о хрупкости будущих идей, которые только возникают у
композиторов. В верхней части полосы находится силуэт наушников, что
отсылает читателя к техническим новшествам не только в области
фортепианной музыки, но и в других сферах жизни.
На остальных полосах, примыкающих к тому или иному блоку,
ориентация осуществляется благодаря колонтитулам, расположенным по
левому краю левой полосы и по правому краю правой. Слева шрифтом
заголовков и лидов Segoe UI серого цвета выполнено название журнала,
месяц и год выпуска. Эта наименее нужная в процессе чтения информация
остается скрытой от глаз аудитории. Справа появляется более важное:
название рубрики, выполненное тем же шрифтом, но белого цвета на
33
соответствующей блоку цветной плашке. Такая работа с ориентацией
читателя представляется нам наиболее приемлемой ввиду необходимости
быстро искать материалы. При перелистывании страниц журнала взгляд
читателя будет в определенном месте искать сначала нужный цвет,
характеризующий определенный блок рубрик, а уже затем обращаться к
тому, что на нем написано.
Особенная роль в нашем издании отводится наличию в нем нотных
приложений (см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 12-13). Они
расположены в центре журнала, чтобы читатель мог с легкостью забрать их в
коллекцию после прочтения текстовых материалов. Ноты открываются
отдельным шмуцтитулом на нечетной полосе. То есть получается, что они
представляют собой книжку, которая является своеобразным «журналом в
журнале». Логотип приложения и его обложка оформлены схожим с
логотипом и обложкой издания образом. Так при извлечении приложения и
использовании его без обращения к самому журналу читатель все же будет
помнить имидж СМИ, в котором он нашел данное нотное приложение, а
также номер конкретного выпуска. Нотные развороты оформлены с
использованием рубрикации на соответствующей одному из блоков цветной
плашке. Цвет плашки связан с тем, какой эпохе принадлежат ноты.
Например, если это произведение известного композитора прошедших
столетий, то оно будет помещаться в журнал под рубрикой «Нотная
коллекция», расположенной на синей плашке.
Завершая блок акцентуации, рассмотрим шрифтовое расписание
журнала. Основной текст набран шрифтом
, так как последний, на
наш взгляд, обладает «музыкальностью» благодаря наличию у элементов
навылет засечек, напоминающих ноты. Такой шрифт, как и все антиквенные
шрифты, хорошо подходит для набора сплошного текста34. В качестве
дополнения к нему для заголовков и лидов мы подобрали гротескный шрифт
34
Королькова А. Живая типографика. Москва, 2007. С. 57.
34
Segoe UI и использовали его в начертании Light. Так между заголовочным
комплексом и основным текстом происходит взаимодействие, потому что
блоки текстов обладают максимальной разницей, но не теряют своей
значимости35. Благодаря этому страница выглядит гармонично. Как известно,
использовать больше двух шрифтов на развороте непрофессионально36: их
начертаний достаточно, чтобы создать необходимое количество блоков.
Потому, как мы упоминали выше, в колонтитулах также используется шрифт
заголовка, а в подписях под фотографиями – шрифт текста меньшего кегля.
И заканчивая характеристику издания, коснемся третей группы
элементов техники изложения содержания – способов организации
пространства. Согласно Я. Уайту, важно, чтобы визуальная организация
выполняла основные цели оформления: привлекала внимание читателя и
структурировала чтение материала37. Для этого стоит представлять все
развороты
в
едином
движении,
то
есть
демонстрировать
наличие
разворачивающегося действия. Иными словами все развороты издания
должны быть построены на основе определенной идеи и дополнять друг
друга в развитии на протяжении всего номера. Это важно для того, чтобы
читатель чувствовал систему издания.
Этому в какой-то степени помогает ритм38, который добавляет
необходимую динамику и позволяет удержать изначальное внимание
читателя. В нашем случае ритм поддерживается с помощью ранжирования
длинных и коротких материалов, статей и заметок. Кроме того, ярко работает
контраст расположения иллюстраций и текстовых блоков. Мы нашли
интересным помещать большие изображения навылет, чтобы создать
впечатление пространства за границами издания.
Так как мы сделали многофункциональную сетку, это позволило нам
создать вариативность верстки: появилась возможность менять количество
35
Королькова А. Живая типографика. Москва, 2007. С. 137.
Там же. С. 132
37
Jan V. White Editing by Design. New York, 2003. С. 29.
38
Там же. C. 39.
36
35
колонок, экспериментировать с расположением текстовых блоков и
иллюстраций (см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 2, 4, 5, 10, 11).
Например, в издании применяется верстка на две, на три и на четыре
колонки, которые имеют выравнивание по левому краю, а также
неодинаковую длину. Это, на наш взгляд, может ассоциироваться с
фортепианной музыкой, которая такая же непостоянная: перемещается с
высоких тонов на низкие и обратно, следуя лишь логике звучания. Эти ее
движения можно визуально представить на полосе как «рваные» колонки.
При работе с текстом нами учитывалась и удобочитаемость. Известно, что в
колонке для комфортного чтения обычно должно быть около 40 знаков39. В
нашей верстке на две колонки 46 знаков, а на четыре – 30 знаков.
В современное время в журналах мы имеем достаточно большую
рабочую площадку, пространство которой нужно грамотно использовать.
Важно выделять существенные элементы, которые являются средствами
привлечения
внимания
(заголовки,
иллюстрации,
лиды)40,
грамотно
отграничивать их друг от друга и от текста «пустотой». Мы оформляем
заголовки с использованием выключки влево, чтобы осталось пространство
справа для более свободного «дыхания» данного элемента и произошло
желаемое привлечение внимания читателя.
Изображения в журнале располагаются в границах сетки или навылет,
на подложках или без них. Все это тоже в какой-то степени говорит о
непостоянстве музыкальных строк и работает на привлечение внимания.
Кроме того, ввиду необходимости размещения большого количества
иллюстраций на некоторых разворотах и желании сохранить свободное
пространство между элементами композиции мы используем подписи под
изображениями как обязательный элемент полос. Так визуальный контент
издания гармонично вписывается в сетку, легко взаимодействует с текстом, а
39
40
Jan V. White Editing by Design. New York, 2003. С. 103.
Там же. С. 64.
36
аудитория
получает
возможность
беспрепятственно
воспринимать
иллюстрации.
На одном из разворотов из рубрики «Дизайн» (блок будущего) есть
большое скопление фотографий, где они играют первостепенную роль
(см. Приложение 5. Журнал «Триоль». Рис. 10-11). Там они сформированы
сюжетно и текст в этом случае второстепенен. Таким образом мы
демонстрируем частоту использования различных вариантов размещения
элементов на полосе.
Еще одно визуальное решение связано с использованием элементов,
имеющих отношение к музыкальной среде. В логотипе наличествует
нотный стан, на котором располагается название. Как уже говорилось,
название само отсылает читателя к музыке и к тому же оно оформлено
соответствующим образом: буквы имитируют ноты благодаря измененному
относительно базовой линии положению.
Шмуцтитулы оформлены с использованием подложек с изображениями,
отсылающими к музыке. В числе таких иллюстраций нотные записи,
выполненные от руки, напечатанные ноты, а также изображения внутреннего
устройства фортепиано. Кроме того, шмуцтитулы имеют и другие
музыкальные элементы. Например, «Эхо истории» оформлено с помощью
черных клавиш, расположенных вверху полосы подобно фортепианной
клавиатуре. Это отсылает читателя к музыкальному инструменту, с которым
связаны люди и события прошлого, информация о которых публикуется в
данном
разделе.
Шмуцтитул
«Симфонии
присутствия»
содержит
комбинацию из нот, что ассоциируется с названием блока (симфония
считается сложным музыкальным жанром), а также говорит о сложности и
противоречивости настоящего музыкальной сферы, о чем повествуется в
материалах. И, наконец, «Зарисовки звуков» оформлены с использованием
силуэта наушников как символа эпохи развивающихся технологий.
Первая страница после шмуцтитула содержит вверху полосы три ноты –
триоль. Это отсылает читателя к названию журнала. Внутри издания
37
наличествует знак «пауза», которым отмечены врезки с дополнительной
информацией, что напрямую ассоциативно связано с «остановкой» в музыке.
На протяжении всего журнала можно встретить овалы, точно
повторяющие форму нот. Например, на них, залитых оранжевым цветом,
написаны даты анонсов или в такую форму вписаны фотографии экспертов
рубрики «Критика». Нами представлены образцы использования данного
оформительского элемента, и предполагается, что этим не исчерпываются
его возможности, так как он напрямую связан с содержанием СМИ.
На наш взгляд, вышеперечисленные детали музыкальной среды, влитые
в концепт издания, работают с читателем в процессе изучения материалов и
связывают сознание аудитории с тематикой журнала.
Обобщая содержание второй главы, мы можем представить следующие
выводы.
Тематическая концепция нового издания состоит в следующем. Новое
СМИ публикует информацию о прошлом, настоящем и будущем сферы
фортепианной музыки. Издание ориентируется на узкую аудиторию –
профессионалов и любителей в возрасте от 16 до 30 лет. Главная задача
издания – удовлетворять потребность читателей в издании, качественном с
точки зрения и содержания, и визуального оформления.
Далее рассмотрим приемы, использованные нами при создании
композиционно-графической модели журнала. Мы ввели разнообразие в
верстку издания, в котором используются различные варианты размещения
иллюстраций, а также несколько моделей оформления основного текста: на
две, три и четыре колонки. Благодаря последнему была создана ассоциация
между текстом и музыкальным произведением: как звуки способны
перемещаться сверху вниз, так и текстовые блоки на полосе находятся один
выше или ниже другого. Мы освободили обложку от анонсов и оставили на
ней только главный, что поставило иллюстрацию на первый план. Мы
провели большую работу с цветом при оформлении блоков рубрик в трех
цветах, согласованных между собой и подобранных согласно тематической
38
концепции.
Мы использовали
в композиционно-графической
модели
элементы музыкальной среды, что упрочило тематику издания. И, наконец,
мы ввели публикацию нот произведений композиторов прошедших эпох, а
также
малоизвестных
современных
композиторов.
Это
позволит
популяризировать фортепиано в качестве музыкального инструмента среди
любителей,
познакомить
потенциальную
аудиторию
с
молодыми
композиторами и привлечь внимание к творчеству уже известных. Таким
образом, заключим, что новый журнал для пианистов благодаря своим
отличительным
особенностям
и
продуманному
оформлению
может
претендовать на достойное место в числе периодических изданий о музыке.
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящей работы была предпринята попытка создать
тематическую
концепцию
и
композиционно-графическую
модель
музыкального периодического издания для пианистов. Считаем, что данное
исследование может иметь продолжение.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что в России, по
данным 2014 г.41, существует 26 музыкальных периодических изданий, из
которых одно к настоящему моменту закрыто. Кроме того, на рынке
периодических изданий о музыке существует тенденция к переходу в
интернет-пространство,
преимуществами:
так
как
возможность
оно
обладает
публиковать
существенными
звуковую
информацию,
способность вместить объемные материалы, скорость распространения. И
для того, чтобы выжить на рынке, печатным СМИ следует повысить уровень
оформления и приблизить себя к качественным изданиям, ведь достоинства у
них
также
есть.
К
последним
мы
причисляем
распространение
непосредственно в местах проведения мероприятий для пианистов и
возможность публикации нот, которые невозможно найти в сети интернет.
Мы проанализировали несколько печатных изданий о музыке и
пришли к следующим выводам. Элементы обложки изданий композиционно
связаны друг с другом, однако в большинстве случаев отсутствует
ассоциация между цветом и тематикой СМИ. Верстка выглядит односложно,
что, с одной стороны, оправдывается содержанием, а с другой, говорит о
чрезмерном консерватизме. В некоторых изданиях отсутствует рубрикация.
Не все СМИ поддерживают связь с музыкальной тематикой путем
использования в дизайне соответствующих элементов или же, наоборот,
склонны
использовать
чересчур
много
таких
деталей.
Работа
с
иллюстрациями в большинстве изданий идет на высоком уровне, однако
сейчас все еще выходят журналы, изображения в которых заранее не
41
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и традиционные / Культура в
современном мире. № 1/2014. С. 1.
40
подготовлены
к
публикации,
размещены
с
пренебрежением
композиционными закономерностями, что мешает их восприятию.
С учетом проведенного анализа мы создали тематическую концепцию
нового журнала, который отличается несколькими особенностями и может,
на наш взгляд, занять достойное место на рынке музыкальных изданий. Это
узкоспециализированное средство массовой информации, которое публикует
материалы о прошлом, настоящем и будущем фортепианной музыки, а также
связанных с нею людях, событиях и идеях. Журнал ориентирован на
аудиторию профессионалов и любителей в возрасте от 16 до 30 лет. Главная
задача – удовлетворять потребность читателей в издании, качественном с
точки зрения и содержания, и визуального оформления.
Определившись с концепцией издания, мы выстроили композиционнографическую модель журнала «Триоль» в соответствии современными
тенденциями в области визуального оформления СМИ. В процессе работы
нам удалось воплотить следующее. Мы разнообразили верстку издания: в
нашем журнале текст верстается на две, на три и на четыре колонки. Это
позволило
создать
произведением,
при
ассоциацию
между
воспроизведении
текстом
которого
и
музыкальным
звуки
перемещаются
тонально вверх и вниз, точно текстовые блоки относительно полосы издания.
Мы избавили обложку от большого количества анонсов и ограничились
одним, что перенесло внимание читателя на изображение, поставило
иллюстрацию на первый план. Мы провели большую работу с цветом, что
проявилось в продуманном использовании в блоках рубрик трех цветов,
согласованных в треугольной системе и связанных с тематикой материалов,
которые открываются данными блоками. Мы включили в композиционнографическую модель элементы музыкальной тематики, что позволило
упрочить концепцию издания и создать дополнительную привязанность к
аудитории. И, наконец, мы продумали публикацию нот произведений
знаменитых и неизвестных композиторов прошедших эпох, а также наиболее
интересных современных композиторов. Это, на наш взгляд, способствовует
41
популяризации
фортепиано
как
музыкального
инструмента
в
среде
музыкантов-любителей, знакомству с новыми талантливыми музыкантами, а
также привлечению внимания к классическим произведениям. Таким
образом, несмотря на то, что изменения некоторых элементов дизайна
возможны, мы считаем, что журнал для пианистов в целом способен
претендовать на свое место в соответствующем сегменте рынка благодаря
продуманному визуальному оформлению, прочно связанному с заявленным
содержанием.
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск, 2000.
2.
Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001.
3.
Баяхунова Л. Б. Периодические издания о музыке: новые и
традиционные / Культура в современном мире. № 1/2014.
4.
Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Москва, 2006.
5.
Бхаскаран Л. Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы.
Москва, 2006.
6.
Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных
пропорций. Москва, 2005.
7.
Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное
конструирование газеты и журнала. Москва, 2005.
8.
Гете И. В. Учение о цвете. Теория познания. Пер. с нем. Москва, 2012.
9.
Голубева О. Л. Основы композиции. Москва, 2004.
10. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. Москва, 2006.
11. Ефремова
Т.
Ф.
Новый
словарь
русского
языка.
Толково-
словообразовательный. Москва, 2000.
12. Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2004.
13. Иттен И. Искусство формы. Москва, 2001.
14. Кандинский В. Язык
форм
и
красок
[Электронный
ресурс]
URL: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/7.htm.
15. Кимберли Э. Геометрия дизайна. Пропорция и композиция. СанктПетербург, 2011.
16. Когнитивная психология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Дружинина,
Д. В. Ушакова. Москва, 2002.
17. Комолова Н. В. Компьютерная верстка и дизайн. Учебное пособие.
Санкт-Петербург, 2003.
18. Королькова А. Живая типографика. Москва, 2007.
19. Ларченко Д. А. Интерьер: дизайн и компьютерное моделирование,
Санкт-Петербург, 2011.
43
20. Мак-Кью К. Допечатная подготовка: профессиональные методы в
полиграфии. Москва, 2007.
21. Основы журналистской деятельности: учеб. для вузов. Под ред.
С. Г. Корконосенко. Москва, 2014.
22. Постановление от 29 мая 2008 г. №409 «О Федеральном агентстве по
делам
молодежи»
[Электронный
ресурс]
Росмолодежь.
URL: https://fadm.gov.ru/agency/docs/position.
23. Роскомнадзор [Электронный ресурс] URL: http:// rkn.gov.ru.
24. Рудер Э. Типографика. Москва, 1982.
25. Румянцева А. Н. Экспериментальная проверка методики исследования
индивидуального предпочтения цвета / Вестник МГУ. Москва, 1986.
Серия 14. «Психология». N 1.
26. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Пер. с англ. и
коммент. С. И. Пономаренко. Санкт-Петербург, 2004.
27. Херлберт А. Модульная система конструирования и производства
газет, журналов, книг. Москва, 1982.
28. Чихольд Я. Облик книги. Москва, 1980.
29. Шрифты. Разработка и использование. Под ред. Барышникова Г. M.
Москва, 1997.
30. Шульц Д. Исторические критерии типизации изданий. Москва, 1982.
31. Энциклопедия
физики
и
техники
[Электронный
URL: http://www.femto.com.ua/.
32. Jan V. White Editing by Design. New York, 2003.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. «Музыкальный журнал», выпуск №1(2), январь/февраль 2013 г.
2. Журнал «Старинная музыка», выпуски № 1–4 за 2015 г.
3. Журнал «Учитель музыки», выпуски № 1–4 за 2015 г.
4. Газета «Российский музыкант», выпуск № 6, сентябрь 2015 г.
ресурс]
44
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Журнал «Музыкальный журнал», выпуск №1(2)
(январь/февраль, 2013)
Рис. 1. Обложка
49
Приложение 2. Журнал «Старинная музыка».
Рис. 1. Обложки за 2015 г.
53
Приложение 3. «Учитель музыки».
Рис. 1. Обложки за 2015 г.
58
Приложение 4. Газета «Российский музыкант»
Рис. 1. Полоса 1
62
Приложение 5. Журнал «Триоль»
Табл. 1. Рубрики
«Эхо истории»
1
2
3
4
5
«Симфония
присутствия»
Персона. Материалы о Персона. Материалы о
жизни и творчестве
жизни и творчестве
известных
современных
композиторов и
композиторов и
музыкантов
музыкантов.
прошедших эпох.
Критика. Мнение
Произведение.
Материалы о
экспертов о
произведениях
современных
композиторов
композиторах и
ушедших эпох.
музыкантах и их
творчестве.
Теория. Информация
Клавиши. Материалы,
об основах теории
связанные с
музыки, поданная с
родственными
опорой на
фортепиано
современные
инструментами:
тенденции.
аккордеоном, органом,
клавикордом и
другими)
Событие. Материалы о
Музыка в кино / в
недавно
театре / в музее / на
улице. Материалы об
произошедших в
использовании
области фортепианной
композиций для
музыки событиях.
фортепиано в других
сферах жизни и
искусства.
Нотная коллекция.
Нотная коллекция.
Приложение к журналу Приложение к журналу
в виде отдельных
в виде отдельных
разворотов с обложкой, разворотов с обложкой,
где публикуются
где публикуются ноты
неизвестные и
современных
известные ноты
композиторов.
композиторов
ушедших эпох.
«Зарисовки звуков»
Анонсы. Информация
о ближайших
мероприятиях, которые
могут быть интересны
пианистам.
Дизайн. Материалы о
декорировании
фортепиано.
Импровизация.
Материалы о
нововведениях в
области музыкального
искусства.
Развитие. Материалы
о развитии таланта,
труде и поиске
вдохновения.
Нотная коллекция.
Приложение к журналу
в виде отдельных
разворотов с обложкой,
где публикуются ноты
современных
композиторов,
существующие в
данные момент в виде
набросков.
65
Рис. 3. Варианты обложки
74
Рис. 12. Шмуцтитул нотного приложения
75
Рис. 13. Нотное приложение
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв