САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
Факультет журналистики
На правах рукописи
БЫКОВА Эжена Романовна
Тематическая концепция и композиционно-графическая модель
музыкального издания
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(профессионально-практическая работа)
по направлению «Журналистика»
Научный руководитель –
ст. преподаватель В.Д. Бертельс
Кафедра медиадизайна
и информационных технологий
Очно-заочная форма обучения
Вх. №_______________от____________
Секретарь ГАК ____________________
Санкт-Петербург
2017
2
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Музыкальные издания России ................................................................ 6
§1. Исторический обзор отечественных музыкальных изданий .................... 6
§2. Состояние музыкальной журналистики в России в XXI веке ................ 13
Глава 2. Дизайн современных печатных музыкальных изданий ..................... 21
§1. Дизайн российских журналов о музыке ................................................... 21
§2. Дизайн зарубежных журналов о музыке .................................................. 25
Глава 3. Разработка музыкального журнала ...................................................... 30
§1. Тематическая концепция ............................................................................ 30
§2. Композиционно-графическая модель ....................................................... 34
Заключение ............................................................................................................ 41
Библиографический список литературы ............................................................ 43
Приложения ........................................................................................................... 47
3
Введение
Музыка является неотъемлемой частью нашего мира. Люди слушают
ее дома и в метро. Музыка звучит в кино и рекламе, ее слышно на
оживленных улицах, она провожает пассажиров на вокзале и встречает
героев, вернувшихся на родину. Это неосязаемая, но существенная
составляющая нашей жизни, о которой можно говорить бесконечно. Именно
поэтому о музыке так часто пишут не только поэты и писатели, но и
журналисты. Музыковед Т.А. Курышева делит духовную составляющую
музыкальной культуры на три части: собственно музыкальное творчество,
дальнейшее
его
потребление
и
музыкально-эстетическое
сознание.
Журналистика охватывает все эти три сферы: она знакомит читателей
посредством текстов с музыкальными произведениями, обеспечивает их
«потребление»
(от
нотных
листов
в
прошлом
–
к
плей-листам
Яндекс.Музыки в XXI веке) и, конечно, формирует музыкально-эстетическое
сознание1. Вот почему так важно именно сегодня, в эпоху огромного
количества музыкальных жанров и исполнителей, направлять людей,
знакомить их с безграничным музыкальным потенциалом и прививать вкус к
качественной
музыке.
Именно
такие
цели
стоят
перед
проектом
музыкального журнала, который будет описываться в данной работе.
Для начала же определим, в каком состоянии находится музыкальная
журналистика в России в наши дни, познакомимся с традициями и
тенденциями музыкальной критики и дизайна изданий о музыке, а в
дальнейшем представим концепцию собственного журнала, отвечающего
требованиям
современной
печатной
прессы,
что
обуславливает
практическую значимость работы.
1
Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие.
М, 2007. С. 43.
4
Почти полное отсутствие на рынке качественных печатных изданий,
всесторонне освещающих современную музыку, включая материалы как об
известных исполнителях, так и о дебютирующих музыкантах, обуславливает
актуальность выбранной темы. Новизна проекта состоит в том, что издание
будет наполнено уникальным качественным контентом, выходящим за рамки
жанров «Рецензия» и «Интервью», которыми ограничиваются многие
современные музыкальные СМИ, а также будет уделять особое внимание
новым именам и тенденциям в музыке.
Объектом исследования являются музыкальные издания, предметом –
новый журнал о музыке.
Целью работы является разработка нового музыкального журнала. Для
достижения этой цели нам поможет решение следующих задач:
Исторический анализ музыкальной журналистики в России;
Выявление тенденций современных изданий о музыке;
Определение
проблем
в
современной
музыкальной
журналистике;
Разработка тематической концепции нового журнала;
Создание композиционно-графической модели издания.
Хронологические рамки исследования – с появления первого
отечественного музыкального издания (в 1774 году) по настоящее время.
Эмпирическую
базу
составили
музыкальные
издания
дореволюционной России и СССР, журналы Российской Федерации
(печатные: «Музыкальная жизнь», «InRock», «Артист»; электронные:
«Apelzin», «British wave», МИА «Музыка», «Mixmag», «Звуки.ru»), а также
зарубежные печатные издания («Rolling Stone», «Billboard», «Classic rock»).
Методологическую
функциональный,
базу
составили:
визуальный,
проектирования и конструирования.
исторический,
сравнительный
структурно-
анализ,
методы
5
В теоретическую базу вошли: работы по истории (М.М. Иванова, Н.Ф.
Финдейзена, А. Кушнира, материалы Советской энциклопедии) и теории
(Т.А. Курешевой, Б.В. Асафьева, М. Иванова-Борецкого) музыкальной
журналистики, современные проблемные статьи о музыке (А. Горохова, Ю.
Сапрыкина, А.А. Михеева, Р. Шеридана), книги о визуальном искусстве (Р.
Арнхейма, Дж. Нельсона), работы ведущих специалистов в области
модульных сеток (А. Хёрлберта, В. Лаптева), типографики (В. Кричевского,
Дж. Феличи, Э. Рудера) и конструирования (С.М. Гуревича, С.И. Галкина).
Работа состоит из введения, трех глав из шести параграфов,
заключения и приложений.
6
Глава 1. Музыкальные издания России
§1. Исторический обзор отечественных музыкальных изданий
Первой и основной функцией прессы принято считать коммуникацию –
создание и поддержание связи с аудиторией для передачи той или иной
информации. Не случайно именно общественно-политические издания
появились первыми и до сих пор сохраняют главенствующее положение в
журналистской среде. Однако прошло не так много времени, как к
коммуникации
добавилась
еще
одна
достаточно
важная
–
культуроформирующая функция. Согласно социологу Е.В. Прохорову,
журналистика должна заниматься активным распространением «высоких
культурных ценностей» и «всесторонним гуманистическим развитием
человека»2. С увеличением количества функций расширилась и сфера
журналистики: к универсальным СМИ добавились специализированные
издания, сосредоточившие свое внимание на отдельных сферах жизни:
истории, литературе, спорте,
географии, музыке и т.д. А чем уже
специализация, тем выше требования к журналистам: нужно не только
обладать общими знаниями, но и разбираться на уровне профессионала в
конкретной сфере, а также уметь перерабатывать сложную специфическую
информацию в широко доступную3. В России первый музыкальный журнал
появился уже в конце XVIII века, однако музыкальную критику в нашей
стране стали преподавать гораздо позже: музыковедческая специализация,
включающая историю и теорию музыки, критику и этнографию, появилась
лишь в 1929 году4.
Это не значит, что до XX века в России не существовало успешных и
качественных музыкальных изданий, как и не значит, что после их уровень
2
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. М, 2003. С. 59-60, 269-295.
Курышева Т.А. Указ соч. С. 10-13, 28-35.
4
Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи // «De
Musiса» (№1), 1925. С. 13-16.
3
7
заметно вырос. Рассмотрим хронологию изданий о музыке, чтобы
проследить, как на самом деле развивалась эта сфера. Но прежде
определимся с терминами «музыкальная журналистика» и «музыкальное
издание».
Музыковед Т.А. Курышева называет музыкальную журналистику
«формой
реализации
принадлежащей
особой
системе
музыкально-литературной
прикладного
деятельности,
музыковедения».
Тексты
преимущественно публицистического характера, имеющие своей целью
просвещение, популяризацию и критику музыкально-культурного процесса,
можно отнести к сфере музыкальной журналистики5. Музыкальным
изданием, согласно «Музыкальной энциклопедии», можно назвать такое
периодическое издание, которое публикует критические статьи, обзоры,
хронику,
рецензии,
исторические
и
теоретические
исследования,
посвященные темам музыкального искусства6.
Итак, первое в России издание о музыке вышло в 1774 году и имело
чрезвычайно длинное название, традиционно сокращаемое до «Музыкальных
увеселений…». Издателями его являлись X.Л. Вевер и И.Б. Керцелли. За два
года существования журнала вышло четыре тетради с произведениями
самого Керцелли, Баха, Флейшера, а также с псалмами и народными
песнями. Это был нотный журнал, как и многие другие («Северный
трубадур» 1804-1811 гг., «Азиатский музыкальный журнал, издаваемый
Иваном Добровольским» 1816-1818 гг., «Северная Арфа» 1822-1829 гг.) на
протяжении еще почти века, что означало практически полное отсутствие
оригинальных журналистских материалов. Однако новости и статьи о музыке
появлялись в газетах и литературных журналах. Иногда для них был отведен
целый отдел («Почта духов» 1789 г., «Литературная газета», 1830-1831 гг.,
5
Курышева Т.А. Указ. соч. С. 32-36.
Музыкальная энциклопедия / Советская энциклопедия/ Т.6 / под ред. Келдыша Ю.В.
М, 1982. С. 274.
6
8
«Отечественные записки» 1818-1884 гг.). Кроме того, в это время активно
выпускались музыкальные альманахи, в которых можно было найти
терминологические словари, статьи о музыкальных инструментах и
биографии великих композиторов («Карманная книга для любителей музыки
на 1795 год», «Драматический альбом для любителей театра и музыки на
1826 год»). В 50-е годы XIX века началась мода на смешанные издания
(«Музыкальный и театральный вестник» 1856-1857 гг., «Ежегодник
императорских театров» 1892-1915 гг.)7.
Родоначальником первых собственно музыкальных (а не нотных)
журналов считается «Нувеллист» 1842-1906 гг. (с 1906 по 1916 гг. «Музыка
для всех»), редактором и издателем которого был М.И. Бернард, а с 1872 года
– А.Л. Гензельт и другие. Впрочем, сам «Нувеллист» был нотный, а вот в
«Литературном прибавлении» (1844-1874 гг.) к нему можно было найти
хроники, новости, переведенные статьи и оригинальные критические
материалы (одного из первых музыкальных критиков А.Д. Улыбышева,
композитора Б. Дамке, писателя Н.В. Кукольника, редактора О.И.
Сенковского)8.
Расцвет музыкальной журналистики приходится на 60-80-е годы XIX
века. В это время начинают выходить серьезные издания, освещающие
историю и теорию музыки, современные тенденции, музыку в России и за
рубежом: «Музыкальный сезон» 1869-1871 гг., «Музыкальный листок» 18721873 гг., 1876-1877гг., «Музыкальное обозрение» 1885-1888 гг., «Баян» 18881890 гг. Правда, издаются все они не долго.
Лучшим дореволюционным изданием о музыке признают «Русскую
музыкальную газету», выпускавшуюся чуть дольше остальных (с 1894 по
1918 гг.) музыковедом Н.Ф. Финдейзеным. Поначалу газета выходила раз в
7
Там же. С. 327-365.
Иванов М.М. Исторический очерк 50-летней деятельности музыкального журнала
Нувеллист. СПб, 1889. С. 63.
8
9
месяц, но впоследствии стала еженедельником, так как пользовалась
большой популярностью. Главной задачей издания являлось широкое
освещение значимых явлений в российской музыкальной культуре. В нем
публиковались
статьи
о
великих
композиторах,
исторические
и
теоретические обзоры, материалы по педагогике и этнографии, хроники
концертной жизни столиц и зарубежья, библиографии и ноты. Журнал был
приостановлен в надежде на скорое возобновление, которое стало
невозможным в новых политических условиях9.
В XX веке отмечается подъем культурной жизни, а вместе с этим и
появление новых музыкальных изданий. Выходят: «Музыка и жизнь» 19081912 гг. (рассказывает о народной музыке и уделяет большое внимание
популяризации классической музыки в обществе), «Музыкальный труженик»
1906-1910 гг. и «Оркестр» 1910-1912 гг. (повествуют о жизни, быте и работе
современных музыкальных деятелей), «Музыка» 1910-1916 гг. (о музыке в
Европе), «Музыкальный современник» 1915-1917 гг. (под редакцией А.Н.
Римского-Корсакова, выпускают качественные исторические материалы и
авторитетные критические тексты)10. Наблюдается активное появление
музыкальной прессы в провинции. Именно в России в 1902 г. впервые в мире
начинает выходить журнал, посвященный грампластинке «Граммофон и
фонограф».
В послереволюционное время сохраняется тенденция к созданию
новых музыкальных изданий, однако общее их число значительно
уменьшается. Люди читают такие журналы, как «Музыкальная новь» 19231924 гг., «Современная музыка» 1924-1929 гг., «Музыка и революция» 19261929 гг. Появляется разделение на журналы для любителей музыки и
профессиональных музыкантов. На широкую аудиторию были рассчитаны
9
Финдейзен Н., Музыкальные журналы в России // Русская музыкальная газета (№ 52).
С. 24.
10
Иванов-Борецкий М. К истории музыкальной культуры в России / История русской
музыки в исследованиях и материалах / Т.1. М, 1924. С. 101-107.
10
журналы «Музыкальная жизнь», основанный в 1957 г. и выходящий по
настоящее время, и «Ровесник» 1962-2014 гг. Продолжительность выпуска
изданий говорит о том, что они были действительно популярны и писали на
актуальные темы.
«Музыкальная жизнь» была официальным печатным органом Союза
композиторов и Министерства культуры СССР. В ней публиковались статьи
об эстетике и истории, рецензии, интервью с выдающимися музыкальными
деятелями, прилагались ноты, пьесы и грампластинки. Это самый старый
журнал о музыке на данный момент, который до сих пор выходит в печатном
варианте и имеет электронную версию11.
«Ровесник» (существовавший под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР)
был первым молодежным изданием, тиражи которого доходили до
нескольких миллионов экземпляров. В нем впервые писали о рок-музыке и
западной культуре. Начиная с 1980-ых годов в «Ровеснике» начинают
печататься статьи журналиста С.Е. Кастальского, которые к 1997 году
составили уникальную «Рок-Энциклопедию» из более 10 тысяч текстов о
рок-исполнителях, жанрах и т.д.12
Академические музыкальные издания появляются в 1930-е годы. Такие
журналы выпускались не для большой аудитории, а были направлены на
узкий круг профессионалов. Подтверждение тому – сухой академический
язык с большим количеством нерасшифрованных узкоспециализированных
терминов. Основное наполнение таких журналов – научные музыковедческие
статьи, критические обзоры и ноты. В этой сфере можно выделить:
«Советскую музыку» 1933-1993 гг. (с 1993 г. по настоящее время
выпускается
под
названием
«Музыкальная
музыкознания» 1952-1956 гг13.
11
Музыкальная энциклопедия. Указ. соч. С. 351-390.
Кастальский С.Е. Рок Энциклопедия. М, 2003. С. 3-8.
13
Иванов М.М. Указ. соч. С. 83-85.
12
академия»),
«Вопросы
11
С 1960-х годов начинается время «золотого подполья» – музыкального
самиздата. Самые первые попытки предпринимает Сергей Коротков в
Харькове, печатая рок-н-ролльный журнал «Бит-Эхо» (1966 г.). Однако
большой популярностью впервые начинает пользоваться издание под
названием «Рокси», основанное в 1977 году Геной Зайцевым, Наташей
Васильевой и Борисом Гребенщиковым. Журнал сменил три состава
редакции
и
даже
название
(на
«Рок-бюллетень»),
вырос
из
пяти
любительских страниц, держащихся на скрепке, в полноценное 100страничное издание и стал официальным органом
Ленинградского рок-
клуба. С самого начала в нем публиковались аналитические статьи на тему
рока, обзоры текстов, интервью, хит-парад и новости, позднее появились
переводные материалы, репортажи и отдел смежных искусств. Если «Рокси»
был скорее любительским журналом, то составивший ему большую
конкуренцию «РИО» (1986-1992 гг.) являлся образцом качественной
журналистики: в нем была четкая структура, всесторонний обхват тем и
объективная информация. Это были ленинградские издания, а в Москве в это
же время выходили «Зеркало» (1981-1982 гг.), «Ухо» (1982-1983 гг.),
«Урлайт» (1985-1991 гг.) и «Контркультура» (1989-2001 гг.).
К 1990-ым годам начинают появляться официальные музыкальные
журналы, которые могут себе позволить качественную печать, большой
тираж и законное распространение. Выходят издания: «Рок» (1988-1990 г.),
полностью посвященный зарубежной музыке, «Рокада» (1990-1993 гг.),
отличающийся профессиональными материалами, «Роккор» (1991-настоящее
время), который сумел дожить до наших дней14.
В последнем десятилетии XX века случается так называемый бум
музыкальной журналистики, который, впрочем, в новом столетии сменяется
серьезным кризисом. Новые издания часто обращаются не только к теме
14
Кушнир А., Гурьев С. Золотое подполье: полная иллюстрированная энциклопедия роксамиздата. Нижний Новгород, 1994. С. 24-305.
12
музыки, но и к современной культуре в целом. В 1990 г. конкурентом
молодежному «Ровеснику» становится литературно-художественный журнал
«Мы» (с 1990 года), посвященный музыке лишь наполовину. С 1994 по 2003
гг. выходит яркое и оригинальное издание «Птюч», а с 1995 по 2006 гг. с ним
соревнуется журнал «Ом». С подписью «первый музыкальный журнал
России» выпускается легендарный «Fuzz» (1991-2009 гг.) с многообразием
материалов. После закрытия редакция попыталась продолжить свою
деятельности в Интернете, но ресурс, хоть и обновлялся до 2016 года,
популярностью не пользовался. Про рок также писал «Rockmusic.ru», а вот
нишу популярной музыки занимал журнал «Cool». Одним из самых
качественных
музыкальных
изданий
в
2001
году
стал
«Play»,
просуществовавший до 2008 года. В отдельную группу можно выделить
аналоги зарубежных изданий, которые попытались выйти на российский
рынок: «NME» (2001-2003 гг.), «Billboard» (2007-2010 гг.), «Classic rock»
(2001-2016 гг.) и «Rolling stone», выходящий с 2004 года15.
Так, музыкальные журналы в России появились еще в XVIII веке,
однако долгое время оставались нотными: собственно журналистские
материалы в них почти или полностью отсутствовали). Журналы в
современном понимании стали издаваться в середине XIX века, а на 19601980-е годы пришелся расцвет музыкальной журналистики. В XX веке жизнь
людей меняется, и с повышением уровня культуры увеличивается и
количество прессы. После революции, однако, общее количество изданий о
музыке сокращается, и возрождаться музыкальная журналистика начинает
только к середине века сначала в виде самиздатовских, а затем и в виде
официальный популярных журналов. Начало XXI века и новые технологии
породили в современной музыкальной прессе новый кризис.
15
Музыкальное
чтиво,
русская
версия.
Look
at
http://www.lookatme.ru/flow/posts/magazines/61924-muzyikalnoe-chtivo.
me.
URL:
13
§2. Состояние музыкальной журналистики в России в XXI веке
В XXI веке музыкальная журналистика, в частности музыкальная
пресса, переживает серьезный кризис. В Санкт-Петербурге в газетных
киосках и супермаркетах не продается ни одного издания о музыке. Те
редкие печатные экземпляры, которые еще продолжают выходить, можно
найти лишь в специализированных магазинах и клубах. На смену печатной
прессе пришли интернет-ресурсы, но и они существуют не без проблем. В
этом параграфе мы постарались выявить основные причины сложившейся
ситуации.
Главной помехой поддержанию в наши дни качественного и
интересного журнала почти все издатели (Илья Буц, Александр Кушнир,
Руслан Шебуков, Глеб Лисичкин16) в один голос называют недостаток
финансирования. Все, кто раньше вкладывал деньги в печатные СМИ, ушли
на радио, телевидение и, конечно, в интернет. Единственным решением
подобной проблемы является внешняя деятельность со стороны журналов,
которая могла бы заинтересовать рекламодателей: фестивали, премии и
другие сайд-проекты. Такая схема работает в Европе, но почему-то
совершенно не осуществима в России17.
Потребность в финансировании породило и другую проблему:
постепенный отказ журналов от конструктивной критики. Журналист
Андрей Горохов в своей книге «Дыра, прикрытая глянцем» объясняет это
тем, что представители звукоиндустрии, за счет которых и пополняется
бюджет изданий, по вполне понятным причинам не хотят читать о своих
артистах негативные отзывы. Пропали разгромные статьи, постепенно
исчезает
вообще
какая-либо
критика
и
Magazine
club
наступает
эра
16
Там же.
Кушнир
М.
Медиа-музыка.
http://mag.clubconcept.ru/media/media/
17
concept.
URL:
14
«музполиткорректности». С этим может быть связано и отсутствие
профессиональных
журналистов,
умеющих
писать
объективную
и
конструктивную аналитику. Музыкальный критик отмечает, что в изданиях
стали
работать
молодые
выпускники
журфаков,
которые
получили
возможность ходить на концерты и общаться со своими кумирами, отчего их
тексты превратились в «подобострастные статьи», которые найдут отклик в
сердцах фанатов, но не дадут никакой информации другим читателям. Это
происходит также из-за того, что сегодня практический любой может создать
интернет-ресурс, назвать себя журналистом и начать писать о музыке. У
кого-то получается, но у большинства – нет, а потому уровень доверия
аудитории к подобным СМИ заметно падает. Даже сами блогеры указывают
на то, что в современной музыкальной журналистике не хватает структуры,
строгости
и
профессионализма.
А
найти
в
общем
хаосе
самопровозглашенных изданий действительно качественные становится все
труднее18.
Еще одна отрицательная тенденция, которую выделяет Андрей
Горохов, заключается в том, что журналы перестали быть цельными:
материалы не связаны друг с другом внутри одного номера, а номера никак
не перекликаются один с другим. Из них пропали проблемные статьи и
обзоры, на место которых пришли сплошные разрозненные материалы об
отдельно взятых исполнителях, отчего аудитория перестала читать выпуск
целиком, а ищет лишь знакомые имена19. Однако этот новый формат многие
журналисты признают чуть ли не единственным возможным в современных
условиях. Главный редактор российского «Rolling Stone» Александр
Кондуков отмечает, что сегодня людям не интересно чужое мнение и
«переосмысленный
18
кем-то
продукт»
(потому
жанр
рецензий
так
Пророков Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском интернете. АфишаВолна. URL: http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3
19
Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. М, 2007. C 58-234.
15
стремительно умирает), им интересен сам продукт, соответственно, СМИ
должны помогать ему в поисках20. Это же явление предсказал журналист
Юрий Сапрыкин, назвав его «информационным диджейством». Сейчас
читателю важнее рассказать не про музыку, какой она несет смысл и какую
роль сыграет в истории, а о том, что она существует и где ее можно найти,
причем в максимально сжатом виде21.
Причиной этой и еще многих других проблем печатной прессы стал
интернет. Раньше все представители музыкальной индустрии нуждались в
прессе как в посреднике между ними и собственно аудиторией. Сегодня у
каждой
музыкальной
группы,
каждого
концертного
агентства,
звукозаписывающей студии, лейбла и т.д. есть официальные сайты и
страницы в социальных сетях, через которые люди из первых рук получают
всю
информацию22.
Коммуникация
перестала
быть
вертикальной
и
превратилась в горизонтальную, музыканты больше не хотят давать
интервью: они сами могут написать пост в интернете23.
Еще одно значительное преимущество интернета заключается в
оперативности. И здесь печатные СМИ, конечно, не могут соперничать с
электронными. В связи с этим
представители индустрии говорят о
печальном будущем музыкальной прессы. Александр Кушнир называет ее
«чем-то средним между архаизмом и сувениром», а Илья Буц уверен в том,
что вскоре все журналы передут на онлайн-формат24. В то же время главный
редактор все еще существующего «Rolling Stone» оставляет печатным
изданиям надежду при условии, что они обратятся к европейской традиции и
20
Сколков С. Александр Кондуков: кому нужна музыкальная пресса? Look at me. URL:
http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/103109-media
21
Сапрыкин
Ю.
Кого
возьмут
в
будущее?
OpenSpace.Ru.
URL:
http://www.openspace.ru/society/world/details/17429/page1
22
Михеев А.А. Новые задачи современной музыкальной журналистики. Электронный
научный журнал «Медиаскоп». URL: http://www.mediascope.ru/node/918
23
Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. М, 2005. С.
201-217.
24
Кушнир М. Указ. соч.
16
будут
зарабатывать
на
параллельно
существующем
хорошем
мультимедийном сайте и постоянных спецпроектах25. Так же оптимистично
настроен и представитель западной музыкальной индустрии Роб Шеридан,
подчеркивающий тот факт, что сегодня новости можно узнать из тысячи
ресурсов, однако «New York Times» все еще печатается, а значит, люди не
готовы полностью отказаться от бумажных версий и то, что заставляет их
продолжать покупать «New York Times», и нужно использовать при выпуске
любых других журналов26.
Чтобы понять, какой контент создают современные музыкальные
издания, мы проанализировали 5 электронных ресурсов и 3 печатных
журнала27. Мы также выявили сильные и слабы стороны изданий, чтобы
учесть их при создании собственной тематической концепции.
В список электронных ресурсов попали: музыкальный интернетжурнал «Apelzin», портал о современной музыке «British wave», московское
информационное агентство «Музыка», издание «Mixmag» и музыкальное
электронное издание «Звуки.ru». В критерии отбора входили: тематика
изданий (выбраны разноплановые издания: освещающие музыку в целом,
рок, поп и электронику), присутствие в социальных сетях (издания с
активным присутствием в соцсетях, с малым количеством подписчиков и
полностью отсутствующие в соцсетях), выдача в поисковых системах по
запросам «музыкальный журнал», «современные издания о музыке» и др. (на
первых страницах и труднонаходимые). Было выявлено наличие и отсутствие
на выбранных порталах самых распространенных рубрик, а также наличие
уникальных рубрик.
Практически все выбранные порталы ведут самые распространенные
для музыкальных изданий рубрики. Новости представлены у всех ресурсов.
25
Сколков С. Указ. соч.
Шеридан Р. Краткая история самоубийства музыкальной индустрии. Перевод
MetalB1aze для Last.fm. URL: http://www.last.fm/ru/user/MetalB1aze/journal
27
Приложение 7 и 8.
26
17
Рецензии также продолжают писать все издания, даже информационные.
Кроме того, 4 из 5 присваивают музыкальным новинкам свою оценку (по
пятибалльной или десятибалльной шкале). Рубрика «Интервью» является
важной составляющей любого журнала, так как читателям в первую очередь
интересно получить информацию от своих кумиров, так что за исключением
информационного агентства, все они активно берут интервью у музыкантов.
Репортажи можно найти в каждом музыкальном издании, и связано это даже
не столько с актуальностью таких материалов (хотя они всегда собирают
много просмотров), сколько с тем фактом, что во многих изданиях
«проходки» на мероприятия являются бонусами за успешную работу. Это
отсылает нас уже упомянутой проблеме непрофессионализма современных
журналистов, так как зачастую они идут на мероприятия как фанаты и пишут
соответствующие репортажи28. Впрочем, это относится лишь к текстовому
наполнению, так как фоторепортажи во всех порталах отвечают высоким
стандартам качества.
Интересно, что жанр биографии также сохраняется во всех изданиях.
Несмотря на существование таких ресурсов, как «Википедия», журналы
продолжают писать собственные интерпретации «пути звезд». Удачными
приемами здесь являются обращения к первоисточникам (интервью) и
публикация неизвестных фактов. Почти все порталы имеют отдельную
рубрику для видео, а вот афиша предстоящих мероприятий представлена
только в 3 из 5.
Больше возможностей для уникальности проектам дает жанр статьи, в
котором каждое из них проявляет свою фантазию. Здесь распространены
рейтинги и тематические подборки, статьи на смежные темы (кино,
литература и др.), итоги (недели, месяца, года), исторические справки,
технические обзоры. Из дополнительных материалов, которые предлагают
28
Горохов А. Указ. соч. С. 128.
18
своей аудитории СМИ, мы отметили медиатеку (возможность слушать
музыку и смотреть клипы), адресный указатель заведений, связанных с
музыкой, образовательные статьи (музыкальный менеджмент, обучение игре
на
музыкальных
инструментах),
актуальные
спецразделы
(Грэмми,
Евровидение и др.), календарь (напоминание об исторических музыкальных
событиях в конкретный день).
Мы выделили сильные стороны музыкальных интернет-ресурсов,
которые следовало бы учесть при создании печатного издания:
1. Большой новостной охват;
2. Переводные материалы (как дополнительный, а не основной
контент);
3. Анонсы мероприятий;
4. Уникальные тематические статьи;
5. Обучающие статьи;
6. Статьи на смежные темы;
7. Информация «из первых уст»;
8. Дополнительные мероприятия / ресурсы (фестивали, радио,
конкурсы);
9. Качественный визуальный контент;
10. Мультимедийность.
Мы также определили слабые стороны интернет-изданий о музыке,
чтобы избежать ошибок при создании собственного печатного издания:
1. Сложная система рубрикаций;
2. Малое разнообразие материалов;
3. Внимание к одним и тем же персонам;
4. Навязывание собственного мнения и вкуса;
5. Повышенное внимание к личной жизни артистов;
6. Скучные лонгриды.
В качестве печатных изданий были выбраны представители трех
разных временных отрезков: «Музыкальная жизнь», выходящая с 1957 года,
19
«InRock», стартовавший в 2000 году, и «Артист», издаваемый лишь с 2015
года. Стоит добавить, что все издания имеют электронные версии.
«Музыкальная жизнь» продается в некоторых магазинах Москвы и на сайте
издательства
«Композитор»;
«InRock»
продается
в
Москве,
Санкт-
Петербурге и многих других российских и даже зарубежных городах, его
также можно заказать через многие интернет-магазины и приобрести в
электронном варианте; «Артист» распространяется бесплатно в электронном
виде, а печатную версию можно найти в Москве и некоторых других
российских городах.
При анализе этих изданий удалось выяснить, что пресса на своих
страницах еще не отказалась от новостных материалов, афиши и репортажей
(для которых важна оперативность). Основными рубриками журналов
являются интервью, рецензии, биографии музыкантов и статьи на актуальные
и исторические темы.
Журнал «Музыкальная жизнь» оказался многогранным: помимо
перечисленных рубрик, он также публикует материалы для детей, статьи «на
стыке жанров» (о театре, кино и литературе), зарубежные новости,
рассказывает о фестивалях, исполнителях нового века и «лабиринтах
профессии». Кроме того, в журнале присутствует рубрика «In memoriam»,
которая также есть в «InRock». В последнем ей уделяется значительное
количество полос. Однако рок-издание не забывает и о молодых
исполнителях в начале своего пути. Необычные рубрики появляются в
журнале
«Артист».
«экспертный
совет»
Среди
(где
них
«вредные
авторитетные
вопросы
представители
исполнителю»,
музыкальной
индустрии оценивают материал начинающих музыкантов) и даже совсем не
относящаяся к музыке рубрика «конфликт интересов», где сравнивается
рассказ человека о себе и то, что о нем подумали другие люди по
фотографии.
Так, кризис печатной музыкальной прессы связан с развитием новых
медиа (телевидения и интернета), недостатком финансирования, нехваткой
20
критического мнения и профессионалов, а также необходимостью поиска
новых форматов существования. Однако не все представители музыкальной
индустрии предсказывают смерть печатных СМИ, некоторые уверены, что у
музыкальных журналов есть шанс на выживание при грамотном ведении
сайд-проектов. Что касается контента, сегодня почти все издания сохраняют
такие рубрики, как новости, интервью, рецензии, репортажи, биографии и
стараются выделиться на фоне остальных при помощи статей и уникальных
рубрик, вроде «образование», «на стыке жанров» и др.
21
Глава 2. Дизайн современных печатных музыкальных изданий
§1. Дизайн российских журналов о музыке
Для анализа дизайна современных печатных СМИ, освещающих
музыку в России, мы взяли те же три журнала, которые были выбраны ранее
для
ознакомления
с
их
тематической
концепцией.
Это
журналы
«Музыкальная жизнь», «InRock» и «Артист». Большой интервал во времени
их появления кажется нам интересным фактором для оценки дизайна, к
которому они пришли сегодня.
Журнал «Музыкальная жизнь»29 выходит с 1957 года: за это время
издание претерпело несколько смен облика, последний редизайн был
проведен в 2010 году, к 2017 году были внесены незначительные изменения в
сторону упрощения. Журнал перешел на глянцевую бумагу и стал
полноцветным30. Обложка журнала выглядит минималистично. На ней
помещается фотография (портрет) с затемнением по краям и логотип издания
(сверху или снизу в зависимости от иллюстрации). Анонсы отсутствуют.
Логотип представляет собой надпись антиквой «Музыкальная жизнь» в две
строки. Выходные данные (номер журнала и год выпуска) помещаются
справа на одной линии со словом «жизнь».
Основные цвета журнала – белый (фон), черный (текст), серый
(некоторые декоративные элементы) и светло-бежевый (подложки). На фоне
остальных разворотов выделяется полоса с анонсами. Ее обрамляет тонкая
красная рамка, заголовок также набран красным. Больше цвет нигде не
встречается, заголовки текстов набраны черным. Рамка также не повторяется,
однако на страницах можно встретить декоративные уголки и линейки
(черного или серого цветов). Присутствуют верхний и нижний колонтитулы.
29
Приложение 1.
Музыкальная жизнь запустилась в обновленном формате. Гуру Кен Шоу. URL:
http://www.guruken.ru/node/3659
30
22
В нижнем помещены выходные данные с обложки и номер страницы, в
верхнем – название рубрики.
В начале материалов часто помещается большая фотография на всю
ширину или длину полосы. Особенностью таких открывающих иллюстраций
является градиентное осветление по краям. Другие иллюстрации имеют
гораздо меньший размер. Заголовок и лид набраны одним шрифтом с
засечками. Лид имеет больший кегль по сравнению с основным текстом,
выровнен по левому краю. Основной текст заверстан в две или три колонки и
выравнен по ширине. Некоторые тексты помещаются на подложке.
Присутствуют абзацные отступы. Автор материала указывается в начале на
выделенном сером прямоугольнике. Подписи к фотографиям идут единым
блоком, набраны серым цветом.
В целом, минималистичный дизайн издания соответствует заявленной
тематике (приоритет классической музыки), однако его элементы не в
полной мере соответствуют современным тенденциям31, из-за чего может
теряться значительная часть молодой аудитории32.
Журнал «InRock»33 является ровесником XXI века (впервые вышел в
2000 году), и его главой на протяжении всей истории является бессменный
Владимир Импалер, в связи с чем можно предположить, что кардинальных
изменений в журнале не происходило. Это действительно так: визуальный
облик менялся постепенно от номера к номеру. Пробуя различные
актуальные на том или ином этапе развития приемы, издание пришло к
аккуратной неагрессивной верстке с качественной полиграфией.
31
Федорова Н. Тренды графического дизайна в 2017 году. Trade marketing.ru. URL:
http://trademarketing.ru/trendi-graficheskogo-dizajna
32
Мульченко О. Тренды в графическом дизайне, которые выходят из моды. Freelance
today. URL: https://freelance.today/trendy/trendy-v-graficheskom-dizayne-kotorye-vyhodyat-izmody.html
33
Приложение 2.
23
Обложка сегодня выглядит практически так же, как и 17 лет назад:
фотография (портрет) музыкантов, две узкие плашки по краям вверху и
снизу, логотип, часть которого перекрывается фигурами с фотографии и
анонсы (текстовые и с иллюстрациями). Даже выходные данные (номер
журнала и год) остались на своем месте (чуть ниже логотипа справа).
Логотип представляет собой подчеркнутую надпись «InRock» рубленым
шрифтом с обводкой (цвета в каждом номере разные – в зависимости от
фотографии). Над буквой «I» располагается иллюстрация с круглым
предметом, который каким-либо образом относится к герою номера,
меняющаяся от номера к номеру. Изначально там был рисунок в форме
круга, в котором тыквенная голова читала журнал, затем ее заменил
«тотемный зверь» журнала Снусмумрик34. Позже Снусмумрик переместился
внутрь издания.
Журнал «InRock» наполовину черно-белый, наполовину цветной:
начало, середина и конец – цветные, страницы между ними – черно-белые.
«Фирменный» цвет полосы, отведенной для содержания, – фиолетовый (им
выделены подзаголовки и подложка под колонку с выходными данными),
однако больше этот цвет нигде не встречается. В журнале присутствуют и
другие цветовые выделения (рубрики в верхнем колонтитуле, некоторые
заголовки и подзаголовки, некоторые подложки). Разные рубрики могут быть
разного цвета, однако от номера к номеру цвета меняются, отсутствует
закономерность. Верхний колонтитул содержит название рубрики и имя
героя материала (название группы), нижний – номер страницы и выходные
данные с обложки.
Тексты помещаются на белом фоне или на цветной плашке. Иногда
используются прозрачные иллюстрации в качестве подложки. В журнале
много иллюстраций, но они редко занимают значительную площадь полосы.
34
Импалер
В.
InRock:
История
сквозь
обложки.
http://www.inrock.ru/articles/inrock_cover_history_2000_2007
InRock.
URL:
24
Фотографий на разворот нет (за исключением рекламы). На фотографиях
часто присутствует подпись к ним, иногда на них помещается часть
заголовка. На черно-белых страницах встречается текст в рамках, иногда
материалы разделяются жирными линейками. Повторяющимся графическим
элементом в заголовочном комплексе являются стрелки (одинарные «>» и
двойные «>>»). Основной текст набран гротескным шрифтом, тексты
заголовочного комплекса – антиквой (все буквы заглавные). На черно-белых
полосах есть материалы, основной текст который набран антиквой. В
некоторых материалах присутствует абзацный отступ, в некоторых нет.
В
целом,
направления,
тенденциям35
дизайн
многие
и
«InRock»
его
являются
отвечает
элементы
успешными,
требованиям
соответствуют
однако
выбранного
современным
журналу не
хватает
единообразия и целостности. Создается впечатление, что цветные полосы –
это вариант после редизайна, а черно-белые – до.
Журнал «Артист»36 выходит с 2015 года, но и он успел претерпеть
изменения в дизайне. Издание отказалось от «фирменного» оранжевого
цвета, сменило логотип и стало помещать больше текстового материала на
полосы. Сейчас логотип представляет собой надпись «Артист», использован
гротескный шрифт. Буква «А» прозрачная и помещается на плашке с
загнутым уголком одного цвета со шрифтом, над буквой стоит точка. Слева
от плашки под углом 90 градусов помещаются выходные данные (номер,
месяц, год и ссылка на сайт). Логотип располагается сверху обложки, над
ним есть тонкая цветная плашка с надписью «бесплатный журнал о музыке и
не только». Как и в предыдущих журналах, здесь используется фотография
на всю полосу. Поверх нее идут анонсы: текст и дополнительные
иллюстрации.
35
36
Федорова Н. Указ. соч.
Приложение 3.
25
Цветовые выделения в журнале теперь не оранжевые, а разные, в
зависимости от иллюстраций на полосе. Фон некоторых полос темный
(темно-серый),
остальных
–
светлый
(белый,
светло-серый),
часто
используются подложки в виде иллюстраций, что, однако, не сказывается на
читабельности. Некоторые материалы помещаются на подложках отличного
от основного фона цвета. В журнале много иллюстраций: некоторые
фотографии занимают полстраницы, страницу или целый разворот (плакаты).
Многие фотографии и рисунки имеют нестандартную форму (применяется
обтравка), что придает полосам неформальный вид и создает уникальную
атмосферу для каждой полосы. В журнале используется один шрифт для
заголовочного комплекса и основного текста в разных гарнитурах и
начертаниях. Лид и текст выровнены по левому краю, создается «рваный»
эффект, но в то же время за счет этого появляется много «воздуха», который
выравнивает баланс с обилием иллюстраций.
«Артист» во многом соответствует современным стандартам дизайна,
имеет
уникальный
стиль
и
производит
впечатление
качественного
молодежного музыкального издания.
§2. Дизайн зарубежных журналов о музыке
Так как рынок музыкальной прессы в России представлен малым
количеством журналов, мы также решили проанализировать дизайн ведущих
зарубежных музыкальный изданий. Для этой цели были выбраны: «Rolling
Stone», «Billboard» и «Classic Rock».
Американский журнал «Rolling Stone»37 выходит с 1967 года до сих пор
под началом его основателя Янна Уэннера, имеет официальные аналоги
более чем в 15 странах мира, в том числе и в России. Его обложка выглядит
37
Приложение 4.
26
стандартно: фотография музыканта (или рисунок), сверху посередине
располагается логотип, иногда перекрываемый фигурой с фотографии,
иногда поверх нее, справа или слева одной колонкой помещаются анонсы.
Логотип представляет собой объемную надпись «Rolling Stone» чаще всего
красного цвета (но бывают и исключения), справа внизу мелким шрифтом
указаны выходные данные (номер выпуска, дата и цена). Цвета журнала:
белый (фон), черный (текст), красный (заголовки и акценты).
Журнал активно использует тонкие линейки (для выделения цитат,
отделения материалов друг от друга), а также сочетание толстых и тонких
линеек. В верхнем колонтитуле встречаются различные варианты сочетаний,
посередине поверх линеек помещается плашка с названием рубрики. В
нижнем колонтитуле располагаются выходные данные (дата, название
журнала) и страница, размер не превышает кегль текста. В журнале много
иллюстраций разных размеров, чаще всего прямоугольные, но встречаются и
фигурные с обводкой. Некоторые иллюстрации имеют наклон.
Материалов на подложках нет (или встречается крайне редко), за счет
чего дизайн выглядит минималистично и свободно38, но при этом на полосе
умещается большое количество материалов. Почти весь текст в журнале
(основной и заголовки) набран одним шрифтом, используются разные
гарнитуры и начертания. Лишь некоторые тексты заголовочного комплекса
(подписи, дополнительная информация) набраны рубленым шрифтом. У
«Rolling Stone» также есть фирменный прием для выделения, когда в одном
слове пишутся заглавные буквы разного размера. Чаще всего текст заверстан
в три колонки.
Дизайн российской версии «Rolling Stone» повторяет американскую. В
целом, издание выглядит аккуратно и качественно. Выдержан спокойный
тон, есть декоративные элементы, вносящие разнообразие. Некоторые
38
Федорова Н. Указ. соч.
27
развороты
стилизованы
под
тему
материалов,
что
также
вносит
разнообразие.
Журнал «Billboard»39 издается в США с 1894 года. В России выходил с
2007 по 2009 гг. Обложка «Billboard» с недавних пор (после редизайна в 2015
году) приятно отличается от всех остальных: хоть на ней так же традиционно
помещена фотография музыкантов, логотип, повернутый вертикально,
занимает свое место на левом краю полосы. Он представляет собой надпись
«Billboard» строчными буквами, цвет меняется от номера к номеру. Прием
вертикального расположения текста поддерживается и внутри журнала
(таким образом представлены некоторые рубрики и подписи). На обложке
помещается несколько анонсов, которые аккуратно вписываются в общую
композицию, а не заполняют собой все свободное пространство.
Открывает журнал большой чарт «Billboard» из 100 позиций,
оформленных в таблицу на несколько полос. Наряду с таблицей идут
небольшие прямоугольники с текстом о некоторых музыкантах из чарта.
Другие чарты в виде таблиц занимают много разворотов в конце журнала.
Содержание выглядит весьма нестандартно: оно занимает одну полосу, на
которой помещена фотография, а анонсы располагаются на свободных частях
фотографии (фон, небо, однородная поверхность). Таким образом, сам текст
занимает лишь 50% всей полосы.
«Billboard» отошел от разноцветных кружочков в логотипе, однако
сохранил их цвета для оформления разделов внутри журнала. Издание
использует множество графических приемов привлечения внимания, из-за
чего полосы выглядят немного сумбурно, однако верстка не плотная и на
полосах хватает воздуха. Активно используются рамки, линейки, подложки,
диаграммы и др. Еще одной особенностью является нарушение придуманных
ими же правил (например, полосу может обрамлять рамка, внутри которой
39
Приложение 5.
28
располагается весь контент, а одно изображение выходит за ее пределы, или
фотографии могут помещаться одна на другой и т.д.). В журнале много
изображений: от маленьких до фотографий на целую полосу. Их компановка
на каждой странице индивидуальна. Встречаются прямоугольные, круглые и
фигурные (с обтравкой) иллюстрации.
В журнале используется антиква разных гарнитур и начертаний для
основного текста и заголовков, а также шрифт без засечек для подписей и
некоторых заголовков. Основной текст выравнен по левому краю, что
дополняет свободный стиль издания. Используются буквицы. Некоторые
части текста выделяются цветными плашками.
Как уже было упомянуто, дизайн выглядит сумбурным, однако он,
безусловно, яркий и уникальный, что соответствует современности и героям,
о которых пишет издание40.
Журнал «Classic Rock»41 выходит в Великобритании с 1998 года. Уже с
2001
года
в
России
появился
его
аналог,
однако
издание
было
приостановлено в 2016 году. Обложка журнала выглядит стандартно:
фотография музыкантов, сверху посередине – логотип, часть которого
перекрывают фигуры с фотографии, и множество текстовых анонсов,
набранных разными шрифтами, заполняющих все свободное пространство.
Логотип представляет собой надпись «Classic Rock». Слово «Rock» занимает
всю ширину полосы, первая и последняя буквы большие, в пространстве
между ними над буквами «о» и «с» располагается слово «Classic», с двух
сторон обрамленное звездами. Над логотипом умещаются анонсы. Основные
цвета издания: красный (заголовки и выделения), черный (текст, фон), серый
(подложки, выделения). Каждый отдельный материал может быть выполнен
в своем дополнительном цвете. В журнале много иллюстраций: от маленьких
до фотографий на весь разворот. Часто фотографии помещаются в рамки,
40
41
Федорова Н. Указ. соч.
Приложение 6.
29
некоторые из них имеют наклон. Единой системы в расположении
изображений не наблюдается: фотографии могут перекрывать одна другу,
могут выходить за поля. Чаще всего они сосредотачиваются в начале
материала, но встречаются и в середине, и в конце.
В журнале активно используются цветные плашки для выделения
подзаголовков, цитат и колонок. Также для журнала типично использование
уголков и разнообразных линеек. В верхнем колонтитуле обозначаются
рубрики, каждая оформлена индивидуально. В нижнем – номер страницы и
ссылка на электронную версию. Разные тексты набраны разными типами
шрифтов (антиквой и рубленым), заголовки также разные. Используются
буквицы.
В целом, дизайн «Classic Rock» является отражением культуры, о
которой он пишет: в ней есть хаос, разнообразие и лишь некоторые
элементы, которые связывают это воедино. Полосы, отведенные под один
материал, имеют общий стиль, но могут сильно отличатся от полос другого
материала. В этом и состоит уникальность издания.
30
Глава 3. Разработка музыкального журнала
§1. Тематическая концепция
Приступая к разработке собственного журнала, прежде всего, следует
определиться с его тематической концепцией. Профессор С.М. Гуревич
приравнивает это определение к «выражению замысла», который должно
осуществлять издание. В тематическую концепцию входит определение ее
цели, направления, аудитории, а также формальных характеристик, таких как
периодичность, объем, тираж, системы рубрикаций и т.д.42
Наш замысел состоит в том, чтобы создать музыкальный журнал,
который бы: всесторонне освещал современную музыку, уделял особое
внимание новым явлениям (артистам, жанрам, событиям), было интересно
перечитывать
(статьи
«на
все
времена»),
отличался
от
аналогов
разнообразием рубрик, не только развлекал, но и был просвещающим и
обучающим, отвечал современным визуальным стандартам и можно было
купить в каждом газетном киоске и супермаркете.
Опишем особенности разрабатываемого нами журнала в соответствии с
типологией профессора С.Г. Корконосенко43:
1. Регион распространения: общероссийское издание (Москва, СанктПетербург, города-миллионники и столицы областных центров).
2. Аудитория. Профессионалы (С.Г. Корконосенко, М.И. Алексеева44,
Г.С. Мельник45 и др.) сходятся во мнении, что определение целевой
аудитории является одним из самых важных этапов создания нового
издания. Неправильное понимание собственной аудитории может
серьезно помешать развитию журнала, даже если его контент и
42
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие. М, 2004. С. 37-42.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М, 2004. С. 86-100.
44
Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России:
учебное пособие / под ред. Засурского Я.Н. М, 2006. С. 261.
45
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1999. С. 115.
43
31
дизайн соответствуют высшим критериям качества. Итак, наше
издание является специализированным (музыкальная тематика),
рассчитано на молодую аудиторию (14-35 лет)46, интересующуюся
современной музыкой, со средним специальным и высшим
образованием47. Ядро аудитории: интеллектуальная молодежь,
активно участвующая (заинтересованная) в культурной жизни
страны; подписчики музыкальных пабликов в социальных сетях,
частые посетители концертов, молодые музыканты.
3. Качественность и массовость. Предполагается, что издание будет
печатать
только
качественные,
уникальные
и
достоверные
материалы, рассчитанные на образованного читателя. Учитывая
музыкальное направление, издание будет обладать некоторыми
признаками массовой прессы (развлекательный характер, обилие
иллюстраций, яркие заголовки), однако оно будет соответствовать
высоким стандартам как наполнения, так и полиграфии. В журнале
не будут освещаться скандальные темы, печататься непристойные
фотографии, также он будет максимально далек от политических
тем.
4. Издательские характеристики. Периодичность: раз в месяц (такая
периодичность позволит делать объемный журнал и наполнять его
большими качественными текстами). Формат: приближенный к
размеру А4 (205x290 мм (60×84/8)). Объем: 64 полосы. Тираж: 30
тыс. экз.
5. Техника производства журналистской продукции: печатное издание,
журнал (мелованная глянцевая бумага). Предполагается наличие
интернет-ресурса, на котором публикуются оперативные материалы
46
У каждого поколения — своя музыка. Или нет. Яндекс. URL:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_music_and_age
47
Связь музыкальных предпочтений с интеллектом. Muz-flame. URL: http://www.muzflame.ru/svyaz-muzyikalnyih-predpochteniy-s-intellektom
32
(новости, репортажи, афиша и др.) и приложение для смартфонов
(для прослушивания музыки).
Важным пунктом в разработке нового издания является «нейминг», то
есть, генерация названия. Прежде всего, оно должно отражать тематику
журнала. Так как территория его выпуска ограничивается пределами России,
вторым
условием
стало
использование
русского
языка.
Приоритет
лаконичности и минимализма в современном дизайне породил третье
условие – одно слово48. В итоге, перебрав несколько вариантов, мы
остановились на названии «Послушай» – простом, легко запоминающемся
слове, которое также побуждает к действию, что в нашем случае является
плюсом (так как задача журнала не только проинформировать читателей, а
открыть им новую музыку, с которой они захотели бы ознакомиться «на
практике»).
Определив, для кого и какое издание выпускать, мы перешли к
главному вопросу – чем заполнять журнал. Для этого была придумана
система рубрикации, которая отвечала бы следующим требованиям: была
простой и понятной (чтобы было удобно ориентироваться, если нет желания
читать весь номер), постоянной (чтобы читатель мог вскоре запомнить
рубрики и ориентироваться еще легче), а также имела бы определенную
динамику (чтобы читатель не утомлялся от однородности материалов,
следующих друг за другом)49. Мы решили выделить по рубрике на каждую
букву из слова «послушай». Таким образом, у нас получилась следующая
система:
П – «Привет» – колонка редактора. На эту рубрику отводится от
двух до трех разворотов, так как в данной колонке предусмотрен
не только краткий обзор номера, но и рассуждение редактора о
какой-либо
48
49
актуальной
на
данный
момент
проблеме
Берек О. Naming по-русски. Cossa. URL: http://www.cossa.ru/264/139417
Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. М, 2008. С. 230-241.
33
(информационное
пиратство,
дискриминация
артистов
по
половому признаку, бездуховность «Евровидения» и др.).
О – «#ОКОЛОБАХА» – музыка в соцсетях. В названии рубрики
присутствует хештэг, так как она посвящена публикациям
музыкантов в социальных сетях. Слово «Околобаха» отсылает к
персонажу с таким именем из мультсериала «Масяня» Олега
Куваева. Имя представляет собой игру слов. Есть несколько
вариантов интерпретаций, в нашем случае применим вариант
«около Баха», так как социальные сети как будто сближают
людей с их кумирами. Один-два разворота.
С – «Стартрек» – о звездном пути музыкантов. «Star trek» –
название знаменитой фантастической франшизы. Дословно
переводится как «звездный путь», что подходит для рубрики,
уделяющей внимание тому, как знаменитые на данный момент
музыканты
прошли
безызвестности.
элементами
свой
длинный
и
сложный
путь
от
Включает главный материал (статью с
интервью),
«Дурацкие
вопросы
музыканту»,
дополнительные материалы «Кем вдохновлялись музыканты» и
«Кого вдохновили», а также обзор новых альбомов, выпущенных
известными группами. Занимает от трех до шести разворотов.
Л – «Легендарно» – фотоотчет. Рубрика с кратким описанием
состоявшегося (по каким-либо причинам значимого: юбилей
группы, редкий зарубежный гость и др.) концерта и большим
количеством фотографий, которые можно использовать как
постеры или открытки. Будут легко открепляться от журнала по
пунктирной линии. Три-шесть разворотов.
У – «Утром я проснулся знаменитым» – о начинающих
музыкантах. Большой раздел, посвященный новой современной
музыке. В каждом номере – тематическая подборка («Женские
34
имена в музыке» к Международному женскому дню, «Из
российской глубинки» и т.д.). Дополнительные материалы: «Кем
вдохновлялись» и обзор дебютных альбомов месяца начинающих
музыкантов. От четырех до шести разворотов.
Ш – «Шалость удалась» – музыка и другие сферы. Название
рубрики – цитата из фильмов о Гарри Поттере. Здесь будут
размещаться статьи на тему того, как музыка проникла в другие
сферы. Объем: два-три разворота.
А – «Актуально» – тема месяца. Большой материал на
актуальную в данном месяце тему (День Святого Патрика,
Рождество, Фестиваль классической музыки, Открытие сезона
крышных концертов и т.д.). Включает исторический обзор,
справочную информацию, обучающие элементы, музыкальные
советы по теме. От четырех до шести разворотов.
Й – «Йодль о помощи» – о технике. Обзоры новинок в мире
музыкальной техники (наушники, проигрыватели, усилители и
т.д.). Два-три разворота.
§2. Композиционно-графическая модель
Завершительным этапом нашей работы над новым музыкальным
журналом стало построение композиционно-графической модели. Дизайнер
Джордж Нельсон заявил, что процесс воплощения замысла в готовый
продукт определяется двумя факторами: традицией и техникой50. К традиции
оформления музыкальных изданий мы уже обращались в предыдущей главе,
сейчас же обратимся к технике. В нашем случае готовый продукт – номер
музыкального
50
журнала
«Послушай».
Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М, 1971. С. 42.
Визуальным
оформлением
35
журналистских материалов занимаются дизайнеры и верстальщики. У
термина «дизайн» насчитываются сотни дефиниций, мы не будем уделять
внимание абстрактным определениям и остановимся на следующей
трактовке:
«Дизайн
–
термин,
обозначающий
различные
виды
проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических
и функциональных качеств предметной среды». Проще говоря, это
«художественное конструирование»51. Начиная работу над оформлением
полосы, дизайнер создает формы, которые состоят из «шрифтовых,
пробельных, декоративных и иллюстрационных оформительских элементов»,
которые в свою очередь вместе создают формально законченные комплексы.
Именно из таких комплексов и складывается полоса, развороты и номер в
целом. Такое художественное конструирование в издательской сфере
называется
моделированием,
композиционно-графическую
следующим
главным
в
результате
модель,
требованиям:
чего
которая
дизайнер
создает
соответствовала
удобочитаемость,
бы
эстетическая
привлекательность, формирование бренда («лица») издания52.
Прежде всего, следует определиться с форматом. Так как наш журнал
не предполагает никаких специфических нестандартных материалов, мы
остановились на общепринятом формате для журналов (205x290 мм
(60×84/8)), близкому к формату А453. Важным показателем здесь является то,
что с печатью такого издания не возникнет проблем в любой типографии.
Журнал такого размера привычно держать в руках, удобно читать в
транспорте, он также легко поместится в сумку или рюкзак. Предполагается,
что журнал будет печататься на мелованной глянцевой бумаге с клеевым
51
Российский энциклопедический словарь. М, 2001. С. 456.
Галкин С. И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и
журнала. М, 2005. С. 15-26.
53
Лаптев В. Модульные сетки: проектирование многополосных изданий. М, 2007. С 3739.
52
36
бесшовным скреплением. Плотность обложки (200 г/м2) в два раза больше
страниц (100 г/м2).
Следующим важным шагом является построение модульной сетки.
Модульная
сетка
–
один
из
основных
приемов
конструирования
многополосных изданий. Дизайнер В. Лаптев называет ее «скелетом
страницы». Все элементы полосы располагаются именно в соответствии с
сеткой54. Она представляет собой систему вертикалей и горизонталей,
образующих
структуру
типографической
композиции55.
Дизайнер
А.
Хёрлберт в своей книге «Сетка» рассказывает, что у подобного приема
организации полосы много сторонников, но есть и противники. Если неверно
построить сетку или пользоваться ей неумело, она станет своеобразными
«оковами» для дизайнера, в результате чего
полоса будет плохо
восприниматься читателями. Если же сетка построена верно (для этого
нужно учитывать тематику изданий, особенности контента и аудитории), то
это
придаст
полосе
единообразие,
поможет
создать
гармоничную
композицию и повысит удобочитаемость. Для журнала «Послушай» была
выбрана стандартная для журналов шестиколонная верстка, позволяющая
создавать как симметричные, так и ассиметричные конструкции56. По
горизонтали полосу разделили чередующиеся три и одна строки, создающие
ритм и предусматривающие «воздух» на странице. Размер строк был выведен
исходя из интерлиньяжа (расстоянием между базовыми линиями) и составил
4,233 мм при кегле в 11 пунктов и интерлиньяже в 12 пунктов57. Поля были
определены по методу Душана Шульца58 и составили 16 мм (сверху), 23 мм
(снизу), 13 мм (внутри) и 18 мм (снаружи).
54
Там же.
Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М, 2000. 83-96.
56
Херлберт А. Сетка: модульная система конструирования и производства газет,
журналов, книг. М, 1982. С. 54-58.
57
Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб, 2004. С 211-249.
58
Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. М, 1982. С. 131-142.
55
37
Как справедливо отмечает Э. Рудер в своей работе «Типографика»59,
сегодня перед дизайнерами стоит огромный выбор шрифтов, гарнитур и
начертаний. В этом многообразии очень легко сделать неправильный выбор,
сделав полосу скучной или, наоборот, слишком пестрой. В современном
графическом дизайне господствует принцип использования двух шрифтов –
акцидентного и наборного. Акцидентный – для привлечения внимания. Это
выразительный, однако не слишком удобочитаемый шрифт, вследствие чего
им не советуют набирать большие объемы текста. Такой шрифт используют
для элементов заголовочного комплекса. В качестве акцидентного мы
выбрали шрифт Archive: для заголовков, подзаголовков и цитат. Это жирный
рубленый шрифт, сложенный из геометрических фигур, при этом, имеет
плавные элементы, которые придают неформальности. Для основного текста
был взят шрифт Segoe UI, начертание Light. Для лида и подписи авторства
используется начертание Semibold. Семейство шрифтов Segoe относятся к
стилю
гуманистический
гротеск,
это
также
рубленый
шрифт,
что
соответствует тенденциям современного графического дизайна60.
Отдельный вид шрифта (Kaputt) был выбран для логотипа журнала.
Это декоративный дизайнерский шрифт, особенность которого заключается в
практически полном отсутствии пробельных элементов, из-за чего шрифт
плохо читаем, однако обладает эстетической привлекательностью. Он имеет
плавные округлые элементы, которые можно ассоциировать с музыкальной
сферой (округлые края рояля, круглые ноты и т.д.). Именно поэтому поверх
белых букв шрифта Kaputt продублировано название «Послушай» шрифтом
Archive в черном цвете. Логотип отбрасывает четкую черную тень61.
Под логотипом располагаются декоративные элементы в виде двойных
стрелок вправо и влево – символы, которыми в музыкальных плеерах
59
Рудер Э. Типографика. М, 1982. С. 218-223.
Федорова Н. Указ. соч.
61
Как создать логотип – пошаговая инструкция от А до Я. Logowiks. URL:
http://www.logowiks.com/create-a-logo/
60
38
принято обозначать переход к предыдущей и следующей песням. Их
функция заключается в том, чтобы обозначить тематику издания. При этом в
элементах слева располагаются выходные данные издания, а в элементах
справа – анонс одной из главных тем выпуска. Логотип и стрелки
помещаются на цветной плашке, занимающей одну треть обложки. Нижний
край плашки косой – этот же прием будет поддерживаться на протяжении
всего номера. Внизу полосы – треугольная плашка такого же цвета, на
которой располагается анонс темы, фотография героя которого помещена на
обложке. Остальные анонсы (один-два) располагаются в двух крайних
колонках справа. Таким образом, на обложке присутствует три цвета –
черный,
белый
и
акцидентный
(меняется
от
номера
к
номеру),
соответствующий теме, к которой относится фотография. На фотографии,
размещаемой навылет, может быть как один музыкант, так и целая группа.
Цветность значения не имеет. Такой вариант обложки был обусловлен
традицией, которая сложилась в журнальной среде, в частности, в
музыкальных журналах, ведь люди обращают больше внимание на лица
других людей, чем на другие предметы. Соответственно, чтобы журнал
замечали, желательно, чтобы с него на читателя смотрел герой выпуска. С
другой стороны, этот прием нельзя назвать наиболее эффективным, так как
его использует большинство журналов. Поэтому мы добавили на обложку
декоративных элементов в виде ярких плашек и стрелок. Они, во-первых,
выделят журнал среди других, а, во-вторых, создадут узнаваемый образ
журнала. При этом обложка не перегружена анонсами, как это часто
встречается среди других музыкальных изданий. На обложке могут быть
даны анонсы одного из четырех главных материалов номера (об известных
музыкантах, о начинающих музыкантах, музыка и другие сферы или тема
месяца).
Как уже было сказано, плашки со скошенным нижнем краем являются
оформительским приемом, использующимся на протяжении всего номера.
Это может быть подложка на две колонки для отдельного материала,
39
дополнительной информации, анонсов или цитаты, а может быть элементом
фона. Цветовое решение каждой из рубрик разное – в зависимости от
задумки для оформления материала, однако планируется не использовать
больше трех-четырех цветов в одном номере.
Планируется, что в журнале будет большое количество иллюстраций:
от маленьких до фотографий на всю полосу. Преимущественно это
горизонтальные или квадратные изображения, реже – вертикальные.
Иллюстрация также может иметь форму со скошенным нижним краем.
В рубриках «Привет», «Стартрек», «Легендарно», «Утром я проснулся
знаменитым»
и
«Йодль
о
помощи»
применяется
единый
принцип
оформления материалов: создается абстрактная композиция из текста,
фотографий, плашек и цитат. Отличие рубрики «Привет» в том, что для нее
используется изображение в качестве подложки на весь разворот, также на
первом развороте помещается большой треугольник – символ музыки в XXI
веке. Этот элемент также будет встречаться и на других полосах.
Особенность рубрики «Легендарно» заключается в темном фоне, который
создает концертную атмосферу.
Отличные от других оформительские концепции имеют рубрики
«#Околобаха», «Шалость удалась» и «Актуально». Рубрика «#Околобаха»
оформлена как нотный лист, к линиям которого прикрепляются фотографии.
В рубриках «Шалость удалась» и «Актуально» из номера в номер будут
меняться задумки, так как в каждой из них будет новая тема. В
подготовленном нами номере, например, в рубрике «Шалость удалась» речь
идет о музыкантах, которые играли в белом доме, соответственно, развороты
выполнены в сине-бело-красных цветах, а один разворот по композиции
напоминает американский флаг. Также и в рубрике «Актуально», где речь
идет о кельтской музыке, используется кельтский орнамент и изумрудный
цвет.
Каждый материал состоит из заголовка, подзаголовков, которые
выделяются косыми с двух сторон, лида, основного текста, цитат, подписи
40
автора и фотографий. Колонтитул располагается внизу полосы и содержит
страницу, а также название рубрики.
Так, журнал «Послушай» – это качественное издание, которое
стремится к широкому охвату тем, связанных с современной музыкой.
Журнал уделяет внимание уже известным музыкантам и знакомит читателей
с новой, достойной внимания музыкой. Журнал обладает большим жанровым
разнообразием
(колонки,
интервью,
статьи,
обзоры,
мини-рецензии,
репортажи) и обилием рубрик, сохраняя при этом понятную структуру.
Дизайн
издания
соответствует
современным
тенденциям,
насыщен
музыкальными элементами-символами, отражает тему и атмосферу каждого
материала.
41
Заключение
Итак, в результате написания данной работы мы выяснили, что
музыкальные издания в России существуют с XVIII века, пройдя длинный
путь эволюции от нотных тетрадей к авторитетным музыкально-критическим
журналам, от самиздата к интернет-порталам в наши дни. Новые технологии
XXI века породили в современной музыкальной прессе кризис, преодоление
которого определит дальнейшую судьбу журналов: перейдут ли они
полностью в интернет или у печатных приложений все же останется шанс на
выживание, учитывая недостаток финансирования и снижение уровня
критического профессионализма. Некоторым представителям индустрии
последний вариант кажется возможным при условии существования журнала
наряду с другими медиа-проектами и трансформации музыкальных журналов
из навязывающих мнение поучающих изданий в своеобразные путеводители
по огромному музыкальному разнообразию современного мира.
Было также выявлено, что все музыкальные журналы имеют примерно
одну систему подачи материала, они публикуют: новости, интервью,
рецензии, репортажи, биографии и статьи. Именно за счет статей и
некоторых уникальных рубрик проявляется индивидуальность изданий.
Мы также определили, что дизайн современных печатных изданий о
музыке, которые еще продолжают выходить, часто является отражением
заявленной ими тематики: журналы о классической музыке имеют
минималистичный дизайн, а рок-издания могут отличаться сумбурностью
верстки. Как среди российских, так и среди зарубежных есть журналы,
которые «идут в ногу со временем», предпринимая шаги редизайна с учетом
меняющихся тенденций, а есть издания, которые уделяют больше внимания
контент-наполнению, нежели подаче.
Практическим
результатом
данной
работы
стала
разработка
музыкального журнала «Послушай». При его создании мы постарались
учесть опыт уже существующих изданий, позаимствовав удачные решения
42
(уникальные рубрики, роль «информационного диджея», соответствующий
теме конкретных материалов дизайн разворотов, вынесение оперативных и
мультимедийных материалов в электронную версию и приложение) и
избежав проблем (сосредоточение внимания на одних и тех же героях,
скудность
жанрового
разнообразия,
сложная
система
рубрикаций,
несоответствие внешнего облика издания представлениям современности).
43
Библиографический список литературы
1. Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. Средства массовой
информации России: учебное пособие / под ред. Засурского Я.Н. М,
2006
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М, 1974
3. Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические
задачи // «De Musiса» (№1), 1925
4. Берек О. Naming по-русски. Cossa. URL: http://www.cossa.ru/264/139417
5. Галкин
С.
И.
Техника
и
технология
СМИ:
художественное
конструирование газеты и журнала. М, 2005
6. Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. М, 2007
7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие. М, 2004
8. Иванов
М.М.
Исторический
очерк
50-летней
деятельности
музыкального журнала Нувеллист. СПб, 1889
9. Иванов-Борецкий М. К истории музыкальной культуры в России /
История русской музыки в исследованиях и материалах / Т.1. М, 1924
10. Импалер В. InRock: История сквозь обложки. InRock. URL:
http://www.inrock.ru/articles/inrock_cover_history_2000_2007
11. Как создать логотип – пошаговая инструкция от А до Я. Logowiks.
URL: http://www.logowiks.com/create-a-logo
12. Кастальский С.Е. Рок Энциклопедия. М, 2003
13. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М, 2004
14. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М, 2000
15. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика:
учебное пособие. М, 2007
16. Кушнир А., Гурьев С. Золотое подполье: полная иллюстрированная
энциклопедия рок-самиздата. Нижний Новгород, 1994
17. Кушнир
М.
Медиа-музыка.
Magazine
http://mag.clubconcept.ru/media/media
club
concept.
URL:
44
18. Лаптев В. Модульные сетки: проектирование многополосных изданий.
М, 2007
19. Маклюэн
М.
Галактика
Гутенберга:
становление
человека
печатающего. М, 2005
20. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты.
СПб, 1999
21. Михеев А.А. Новые задачи современной музыкальной журналистики.
Электронный
научный
журнал
«Медиаскоп».
URL:
http://www.mediascope.ru/node/918
22. Музыкальная жизнь запустилась в обновленном формате. Гуру Кен
Шоу. URL: http://www.guruken.ru/node/3659
23. Музыкальная энциклопедия / Советская энциклопедия/ Т.6 / под ред.
Келдыша Ю.В. М, 1982
24. Музыкальное
чтиво,
русская
версия.
Look
at
me.
URL:
http://www.lookatme.ru/flow/posts/magazines/61924-muzyikalnoe-chtivo
25. Мульченко О. Тренды в графическом дизайне, которые выходят из
моды. Freelance today. URL: https://freelance.today/trendy/trendy-vgraficheskom-dizayne-kotorye-vyhodyat-iz-mody.html
26. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М, 1971
27. Пророков Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском
интернете.
Афиша-Волна.
URL:
http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3
28. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. М, 2003
29. Российский энциклопедический словарь. М, 2001. С. 456
30. Рудер Э. Типографика. М, 1982
31. Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. М,
2008
32. Сапрыкин Ю. Кого возьмут в будущее? OpenSpace.Ru. URL:
http://www.openspace.ru/society/world/details/17429/page1
45
33. Связь музыкальных предпочтений с интеллектом. Muz-flame. URL:
http://www.muz-flame.ru/svyaz-muzyikalnyih-predpochteniy-s-intellektom
34. Сколков С. Александр Кондуков: кому нужна музыкальная пресса?
Look at me. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/103109media
35. У каждого поколения — своя музыка. Или нет. Яндекс. URL:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_music_and_age
36. Федорова Н. Тренды графического дизайна в 2017 году. Trade
marketing.ru. URL: http://trademarketing.ru/trendi-graficheskogo-dizajna
37. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб, 2004
38. Финдейзен
Н.,
Музыкальные
журналы
в
России
//
Русская
музыкальная газета (№ 1, 3, 48, 52), 1894-1918
39. Херлберт
А.
Сетка:
модульная
система
конструирования
и
производства газет, журналов, книг. М, 1982
40. Шеридан Р. Краткая история самоубийства музыкальной индустрии.
Перевод
MetalB1aze
для
Last.fm.
http://www.last.fm/ru/user/MetalB1aze/journal
41. Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. М, 1982
URL:
46
Эмпирическая база
1. Журнал «Музыкальная жизнь» №1, 2, 3 2017
2. Журнал «InRock» №1 2015, №1 2016, №1 2017
3. Журнал «Артист» №1 2015, №4 2016, №2 2017
4. Журнал «Rolling Stone» №1287 2017, №1286 2017, №1285 2017
5. Журнал «Billboard» №2 2015, №7 2016, №4 2016
6. Журнал «Classic rock» №5 2017, №5 2016, № 9 2016
47
Приложение 1. Журнал «Музыкальная жизнь»
48
Приложение 2. Журнал «InRock»
49
Приложение 3. Журнал «Артист»
50
Приложение 4. Журнал «Rolling Stone»
51
Приложение 5. Журнал «Billboard»
52
Приложение 6. Журнал «Classic rock»
53
Приложение 7. Таблица «Анализ рубрикации музыкальных интернетпорталов»
соцсети
новости
рецензии
интервью
репортажи
биографии
Apelzin (музыкальный
интернет-журнал,
apelzin.ru)
ВК: 20 921 /
FB: 2 306
да
да (пятибалльная система, нет
альбома, видео)
да
да
да
British wave (портал о
современной музыке,
britishwave.ru)
ВК: 14 297 /
FB: не
ведется
да
да (десятибалльная система, нет
да (нет отдельного
альбома, видео, перечислена
раздела, помещаются в
дискография, ссылки на соцсети, разделе "статьи", есть
тексты песен)
переводы)
да
да (большая
коллекция по
алфавиту)
МИА "Музыка"
(московское
информационное агентство,
miamusic.ru)
нет
да
да (десятибалльная система, нет
альбома)
нет
да
да (артисты и
продюсеры)
Mixmag (издание,
mixmag.io)
ВК: 11 979 /
FB: 12 312
да
да (называется "обзоры",
патибалльная система, есть
альбом)
да (есть переводы)
да
да
Звуки.ru (музыкальное
электронное издание,
zvuki.ru)
ВК: 2 756 /
FB: 2 302
да
да (без оценки, есть подборки с
краткими рецензиями, есть
отдельные рецензии, нет альбома,
видео)
да
да
да (большая
коллекция)
афиша клипы
Apelzin (музыкальный
интернет-журнал,
apelzin.ru)
да
British wave (портал о
современной музыке,
britishwave.ru)
нет
МИА "Музыка"
(московское
информационное агентство,
miamusic.ru)
нет
да
статьи
да (раздел "блог":
рейтинги и списки, фото,
музыка из кино и др.)
еще
музыкальный календарь
да
да (списки, интервью,
итоги, визуальные
материалы и др.)
медиатека (альбомы, которые можно скачать),
адреса (алфавитный список концертных площадок),
проекты (сборники музыки, хит-парады, конкурсы,
литература и др.), кинообзор (фильмы о музыке),
сделай сам (статьи о музыкальном менеджменте)
да
да (раздел "аналитика":
преимущественно статьи
о финансах)
люди говорят (официальные заявления звезд),
спецраздел о Евровидении
Mixmag (издание,
mixmag.io)
да
нет
Звуки.ru (музыкальное
электронное издание,
zvuki.ru)
да
да
обложка (большой главный материал месяца), чарт
дня, места (алфавитный список концертных
да (списки, история)
площадок), образовательный раздел "академия"
(видео и статьи)
медиатека для прослущивания, раздел "Music pro"
да (тренды, фестивали,
(обзоры технических новинок и статьи для
техника, хит-парады и др.)
профессионалов), новости портала, календарь,
видеоблоги, конкурсы, опросы, радио
54
Приложение 8. Таблица «Анализ рубрикации музыкальных печатных
журналов»
периодичность /
тираж
колонка
редактора
новости
рецензии
интервью
репортажи
1 раз / месяц,
3 тыс. экз
нет
да
(развернутые)
да
да
да ("событие",
"крупный план")
да (+ анонсы
альбомов)
да (много)
да
да ("showtime")
нет
да
да
да
Критико-публицистический
журнал "Музыкальная
жизнь", с 1957 г.
да ( о номере и
его героях)
да
1 раз / 2 месяца,
Журнал "Артист", с 2015 г.
(размышление
3 тыс. экз
на тему)
Журнал «InRock», с 2000 г.
5 раз / год,
10 тыс. экз
биографии
афиша
статьи
еще
раздел "детский уголок" с материалами для детей,
"театральные страницы", "In memoriam", "книги",
"юбилеи", "конкурсы", "за рубежом", "звезды XXI
века", "лабиринты профессии", "фестивали", "на
стыке жанров"
Критико-публицистический
журнал "Музыкальная
жизнь", с 1957 г.
да
да
да (тема номера,
специальные темы,
исторические справки и
др.)
Журнал «InRock», с 2000 г.
да (с разделением
по жанрам)
да
да (исторические
справки)
"In memoriam", "новые имена"
Журнал "Артист", с 2015 г.
да
да
да
постеры, "вредные вопросы", "экспертный совет",
немузыкальный раздел "конфликт интересов"
(люди оценивают друг друга по фото)
55
Приложение 9. Обложка журнала «Послушай»
56
Приложение 10. Варианты обложек журнала «Послушай»
Приложение 11. Рубрика «#Околобаха»
57
Приложение 12. Рубрика «Привет»
58
Приложение 13. Рубрика «Стартрек»
59
Приложение 14. Рубрика «Легендарно»
60
Приложение 15. Рубрика «Утром я проснулся знаменитым»
61
Приложение 16. Рубрика «Шалость удалась»
62
Приложение 17. Рубрика «Актуально»
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв