САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
На правах рукописи
Вагнер Вероника Евгеньевна
Тематическая концепция и композиционно-графическая модель
периодического издания по литературе
для школьников старших классов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Журналистика»
(творческий проект)
Научный руководитель:
старший преподаватель Хан П.Ч.
Кафедра медиадизайна и информационных технологий
Очная форма обучения
Вх. №______от__________________ Секретарь _____________________
Санкт-Петербург
2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ... 6
1.1. Журнал о литературе в системе современных российских СМИ ............................................. 6
1.2. Тематические особенности журнала для школьников ...........................................................10
1.3. Композиционно-графическая модель печатного издания и ее составляющие ..................13
1.4. Анализ композиционно-графической модели современных российских литературных
журналов ............................................................................................................................................19
ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛА
«ПЕЛЕНА» ...............................................................................................................................................22
2.1. Дизайн периодических изданий как средство коммуникации ..............................................22
2.2. Тематическая концепция журнала «Пелена» ..........................................................................26
2.3. Композиционно-графическая модель журнала «Пелена» .....................................................28
Заключение ............................................................................................................................................38
Список литературы ................................................................................................................................40
Приложение ...........................................................................................................................................43
Развороты и варианты обложек журнала «Пелена»..........................................................................43
.................................................................................................................................................................43
3
Введение
Самообразование является важным элементом любого учебного
процесса. Значимым фактором при выборе сферы научных интересов
подростков является окружающая их медиа среда. Благодаря популяризации
научного знания, подростки имеют доступ к различным журналам, которые не
только удовлетворяют необходимость в потреблении информации, но и
выполняют образовательную функцию СМИ. В России культурным
феноменом являются «толстые» литературные журналы, которые на
протяжении нескольких веков занимали большой сегмент рынка журнальной
периодики. Сегодня «толстые» литературные журналы не так актуальны у
молодёжи. Массивные блоки текста отвергаются подростками, которые
предпочитают сократить время, затраченное на поиск нужной информации.
На наш взгляд, школьники старших классов, увлечённые литературой,
могли бы стать потенциальной аудиторией для журнала, публикующего
литературные произведения. Одним из отталкивающих факторов является
устаревший подход к дизайну литературных журналов. Мы считаем
необходимым создание композиционно-графической модели литературного
издания, которая отвечала бы всем современным представлениям о
современном дизайне, включала в себя опыт оформления «толстых» журналов
в России и при этом составляла единое целое с содержанием, дополняя и
подчеркивая его.
Актуальность исследования заключается в проблеме уменьшения
способности детей школьного возраста читать длинные тексты. Современные
подростки разучились воспринимать большие объёма текста, стремясь
сократить время, затрачиваемое на поиск информации, часто не подозревая,
что качество таких знаний может быть существенно низким.
4
Создавая журнал о литературе, мы хотим возродить интерес
подростков к изданиям, позволяющим получить более широкие знания в
области литературы.
Объектом исследования стали периодические печатные издания,
частично или полностью являющиеся литературными журналами: журналами,
публикующими
произведения
художественной
литературы,
а
также
литературно-критические статьи.
Предмет исследования: тематическая концепция и композиционнографическая модель современного литературного журнала для школьников
старших классов.
Цель работы – разработка тематической концепции и создание
композиционно-графической модели современного литературного журнала
для школьников старших классов.
В
соответствии
с
поставленной
целью
необходимо
решить
следующие задачи:
1.
определить
место
журнала
о
литературе
в
системе
современных СМИ;
2. выявить типологические особенности познавательных журналов;
3. разработать и обосновать тематическую концепцию издания;
4. на основе сделанных выводов создать дизайн-макет журнала
о литературе.
В работе были использованы следующие методы исследования:
историко-культурный метод, метод визуального анализа и интерпретации,
метод конструирования.
Теоретическую базу исследования составляют как работы по истории
журналистики (Манохина С.Я., Овсепян Р.П., Кузнецов И.В., Жирков Г.В.,
5
Есин Б.И., Громова Л.П.), так и исследования дизайнеров-графиков,
художников шрифта, типографов и психологов визуального восприятия
(Чихольд Ян, Кричевский В.В., Рудер Э., Арнхейм Р., Херлберт А. и другие).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
используемой литературы и приложения.
В первой главе производится анализ типологических особенностей
«толстого» литературного журнала и научно-популярных изданий для
выявления места журнала о литературе для школьников старших классов в
системе современных СМИ. Также произведен анализ эмпирической базы, в
которую вошли журналы для школьников советского и послесоветского
периода, и литературные «Новое литературное обозрение» и «Новый мир».
Вторая глава состоит из описания тематической концепции и
композиционно-графической модели журнала «Пелена».
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Приложение содержит фотографии разворотов и обложек журнала
«Пелена» и иллюстрации, нарисованные специально для журнала.
6
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЕГО
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ
1.1. Журнал о литературе в системе современных российских СМИ
Любой системе, состоящей из множества компонентов, которые имеют
некоторые
черты
упорядочивания
сходства
элементов.
и
различия,
Так
и
в
необходима
системе
иерархия
СМИ
для
необходима
дифференциация изданий по тематическим концепциям, определяющих их
формат.
Однако
в
современной
журналистике
имеется
проблема
идентификации изданий, особо сложно выполнить эту задачу в научнопопулярной журналистике.
В теории журналистики вместо термина «классификация» принято
использовать понятие «типология». Доктор филологических наук и
исследователь в области теории журналистики А. И. Акопов предлагает
следующее определение: «Типология периодических изданий – это область
теории журналистики, включающая историко-теоретическое системное
описание изданий по типоформирующим признакам, составление различных,
зависящих от конкретных задач исследования, классификаций изданий;
выяснение взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации
изданиями в пределах данной системы»1.
Так как предметом нашего исследования является журнал о литературе
для школьников старших классов, необходимо понять, какое место в системе
современных СМИ занимают издания такого формата. На первый взгляд,
журнал можно назвать литературным, но, рассмотрев функции издания,
можно утверждать, что оно имеет черты и научно-популярного СМИ.
Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: дис. … канд. филол.
наук: 10.01.10 / МГУ. М., 1979. С. 47.
1
7
Для
выявления
типологических
особенностей
современного
литературного журнала необходимо обратиться к истории формирования и
развития данного вида издания.
Первый литературный журнал в России появился в середине XVIII
века при правлении королевы Елизаветы. Журнал «Трудолюбивая пчела»,
главным редактором которого являлся А. П. Сумороков, был наполнен
фельетонами,
не
вызывающими
особого
уважения
у
современного
литературного круга.
Более серьезный облик литературные журналы приобретают во время
правления Екатерины II, когда такие издания, как «Всякая всячина»,
«Трутень» и «Живописец» становятся рупором общественного мнения,
формируя новое понятие – «толстый» литературный журнал.
По мнению исследователя В.А. Капустиной, рассвет литературных
журналов приходится на XIX век, в эпоху развития изданий «Современник»,
«Отечественные записки», «Вестник Европы» и др2. Именно эти журналы
стали платформой для публикации выдающихся писателей и вызвали
невероятный интерес читательской публики всех слоев населения.
Два столетия развивались типологические особенности литературного
журнала. Постепенно они встали в ряд журналистских изданий, включая в свое
содержание, помимо художественных произведений, все больше общественно
значимых материалов. «Толстые» литературные журналы стали не только
площадкой для реализации творческих способностей поэтов и писателей, но и
важным социокультурным феноменом.
О. Г. Шилникова, рассматривая контент и структуру «толстого»
журнала, выявила главную их особенность – взаимодействие двух
социокультурных
сфер
(журналистики
и
литературы).
Также
автор
Капустина В.А. «Толстые»: прошлое, настоящее и будущее // Вестник КГУ им. Н.А
Некрасова №3. С.105
2
8
акцентирует
внимание
на
многообразии
функциональных
стилей,
специфической текстовой структуре и кросс-жанровости таких изданий3.
Независимый исследователь А. Вичкитова выделяет несколько
функций литературного журнала:
селекция (включающая в себя экспертную оценку), то есть
отбор текстов из общего потока и формирование (производство и
воспроизводство) синхронного компендиума современных текстов;
презентация
современного
литературного
процесса
в
большом разнообразии (но в рамках «высокой литературы»);
ретрансляция,
поддержание
культурной
связи
между
столицей и провинцией;
патронаж наиболее достойных текстов или авторов,
выдвижение на премии, рекомендация к отдельной публикации и пр.;
помощь в профессионализации начинающего писателя4.
После рассмотрения данных функций становится очевидно, что не
каждый журнал о литературе можно назвать литературным журналом.
Особенность журнала о литературе для школьников, в первую очередь,
заключается
в
образовательной
функции,
которая
не
является
основополагающей в литературных журналах.
Образовательная функция одной из первых стоит в перечне функций
научно-популярных
журналов.
Рассмотрим
другие
типологические
особенности этой группы изданий и определим место журнала для
школьников в данной системе.
Филолог и журналист Э. А. Лазаревич в своей научной работе о
научно-популярной журналистике описывает дифференциацию журналов к
Шильникова О.Г. Типогологический алгоритм «толстого» журнала в России XIX – XX
веков // URL: http://cyberleninka.ru
4
Вичкитова А. Роль «толстых» журналов в современном русском литературном процессе.
Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. №3. С.68
3
9
середине 70-х годов XX века. Они делились на литературные, научные,
политические, отраслевые, иллюстрированные и неиллюстрированные, для
молодежи, детей и другие5. Удивительно, но научно-популярные журналы не
входили в эту систему, хоть и уже многие издания такого толка завоевали
любовь и уважение читателей. Самыми популярными из таких изданий стали:
«Вокруг света», «Техника – молодёжи», «Наука и жизнь» и некоторые другие.
Проанализировав
типологические
особенности
имеющихся
классификаций журналов, Э. А. Лазаревич выявила следующие особенности
научно-популярных журналов:
периодичность, система рубрикации, преемственность в
содержании и оформлении и ориентацию на определённую аудиторию;
как элемент системы научно-популярной литературы
соответствуют ее задачам и характеристикам, то есть рассказывают о
науке и технике, преследуя мировоззренческие, общеобразовательные и
практические цели, и предназначенные для неспециалистов в этой
области знания6.
В связи с ростом популярности научно-популярной периодики
увеличивается количество научных работ, связанных
с выявлением
типологических особенностей таких изданий. В 2007 году М. В. Шкодин и
Л. Л. Реснянская определили, что помимо научно-популярных изданий
выделяются
также
научно-публицистические
и
познавательные7.
Особенностью познавательных журналов является более доступный слог
повествования с дополнительными описаниями и информационными
сносками, которые помогают читателю разобраться в той или иной теме.
Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестн. моск. ун-та. Сер. 10.
Журналистика. 1979. № 1. С. 12.
6
Там же.
7
М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. Типология периодической печати: учеб. пособие для
вузов М., 2007. С. 236.
5
10
Попытка создать полную классификацию научно-популярных изданий
была предпринята В. А. Парфёновой. В своей работе автор подразделяет всё
их многообразие на два типа: универсальные и специализированные.
Специализированные
издания,
в
свою
очередь,
подразделяются
на
монотематические и политематические8.
Рассмотрев типологические особенности периодических изданий,
можно сделать вывод, что журнал о литературе для школьников старших
классов является научно-популярным. А в системе научно-популярных
журналов
относится
к
познавательным,
специализированным
и
монотематическим. При этом структура и наполнение журнала отсылает нас к
классическим «толстым» изданиям.
1.2. Тематические особенности журнала для школьников
Советский психолог Д. Б. Эльконин, изучающий вопросы детской и
педагогической
психологии,
выявил
несколько
особенностей
психологического развития ребенка к концу его обучения в школе. Как
утверждает ученый, в старшей школе у подростков формируются этические и
нравственные нормы, которые очень важны в общем формировании
личностных качеств9. В подростковом возрасте повышается зависимость от
внешних факторов, оказывающих влияние на психологическое развитие
индивида.
Одним из таких факторов являются средства массовой информации,
выполняющие роль трансляторов дополнительного образования. Опираясь на
Парафонова В.А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных
журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10:
Журналистика. 2009. № 6. С. 156–167.
9
Эльконин Д.Б. Период детства. URL:
http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html#8.3
8
11
работу данного ученого, можно сделать вывод, что контент научнопопулярного журнала для школьников старших классов должен быть
сформирован таким образом, чтобы вызвать правильные моральнонравственные ассоциации, которые бы не травмировали психику подростка,
выполняя образовательную функцию.
Материалы, наполняющие издания для подростков, формируют
читательский вкус. Л. М. Матюшкин под «вкусом» понимает способность
читателя
самостоятельно
интерпретировать
рассуждать,
материалы
в
чувствовать,
свете
понимать
ценностных
и
категорий
(прекрасное / безобразное). «Вкус проявляется в отборе литературы для
чтения, выявляется как определенное умение – в первую очередь, находить в
произведении интересное, привлекательное (проводить дифференциацию,
самостоятельно делать выводы о том, что тебе интересно, что тебя
привлекает)»10.
Главной особенностью научно-популярной журналистики является
реализация просветительской и образовательной функции прессы. Таким
образом можно утверждать, что научно–популярная журналистика тесно
связана с понятием научного знания и интеллектуального развития11.
Тематика современных научно-популярных изданий очень разнообразна.
Особенно актуальны периодические издания о путешествиях и истории. Но,
как правило, такие издания не являются специализированными и знакомят
читателей с широким кругом знания. Рассмотрим подробнее особенности
узконаправленных журналов на примере журнала о литературе.
Несмотря на позднее выявление типологических особенностей научнопопулярных изданий в России, можно говорить о активном развитии таких
журналов еще со времен Советского Союза. Помимо политематических
Матюшкин М. Л. Работа с читателями. М., 1981. С. 202.
Соловьева Ю.В. Зависимость интеллектуального развития детей от социокультурных условий их жизни: дис. … канд. психол. наук. М, 1999. С. 175.
10
11
12
журналов, которые были более популярны, появлялись и специализированные
издания о литературе. «Вопросы литературы» – литературоведческий журнал,
содержащий не только историческую информацию об авторе, но и
литературно-критические стати. Схожими по тематической концепции можно
выделить журналы «Звезда», «Дружба народов», «Знамя», «Зарубежная
литература» и некоторые другие.
Особое внимание необходимо уделить литературно-художественному
журналу «Юность». С 1955 года журнал стал выходить по инициативе
Валентина Катаева, который и стал первым главным редактором. Помимо
литературного
обозрения
в
журнале
активно
освещались
вопросы
общественной жизни и различных направлений искусства. «Юность» является
важной частью нашей эмпирической базы в связи с тем, что образовательная
функция была главной в этом издании. Аудиторией журнала выступали
подростки
и
молодежь,
интересующиеся
не
только
современными
проблемами, но и историей.
Важным фактором вовлеченности подростка в процесс чтения является
слог изложения материала. В своем учебнике по стилистике русского языка
М. Н. Кожина выделяет несколько особенностей написания материалов для
научно-популярных изданий, определяя грани научного и публицистического
стилей12. В научном стиле нормой является активное использование
профессиональной
терминологии,
которая
не
обязана
быть
прокомментированной. Такой стиль изложения материала не уместен в
познавательном журнале для школьников, так как не всегда юный читатель
ориентируется в теме, и сложные лексические конструкции могут его
оттолкнуть. Более
подходящий
стиль для
изданий такого рода
–
публицистический. Этот функциональный стиль предполагает пояснение
специальной лексики, четкую структуру последовательности повествования,
логическую связность и образность. Каждая из этих характеристик сильно
12
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
13
влияет на восприятие материала. Текст, написанный научным языком, может
быть воспринят подростком как скучный и непосильно тяжелый. С помощью
эмоционально окрашенной лексики школьник погружается в процесс
изучения, осваивая сложную тему в процессе увлекательного чтения.
Информационные сноски и дополнения также играют важную роль, так как
помогают ученику разобраться в вопросе в полном объеме.
«Говоря о таком важном средстве популяризации науки, как научнопопулярных или научно-практических журналах, также можно сказать, что в
настоящее время единого рынка изданий этого профиля фактически нет. Есть
несколько
сегментов
изданий,
объединенных
некоторой
схожестью
контента»13. Основываясь на всех вышеупомянутых работах, можно сделать
вывод, что система современной журналистики очень лояльна к жанровым и
тематическим характеристикам издания. В современной системе средств
массовой информации происходит конвергенция форм и типологических
особенностей.
Таким образом, современный журнал о литературе для школьников
старших классов может сочетать в себе черты как научно-популярного
издания, так и классического «толстого» журнала.
1.3. Композиционно-графическая модель печатного издания
и ее составляющие
Композиционно-графическая модель (далее КГМ) печатного издания,
по мнению исследователей, – это «модель, включающая в себя наиболее
типичные особенности содержания и формы (тематику, структуру, формы
Яковенко И. «Рынок научно-популярных журналов». Аналитический обзор. М, 2012.
URL: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/
13
14
организации и подачи материалов) и способы графического выражения всех
содержательных компонентов»14. Рассмотрим базовые составляющие модели.
Формат и полосность издания
Первым шагом к созданию КГМ становится выбор формата и
определение полосности издания. В дизайне можно выделить несколько
основных способов определения формата издания. Как уже было упомянуто,
самым распространенным из них является система DIN – «Deutsches Institut für
Normung e.V.» В основе системы лежит идея прямоугольника, соотношение
сторон которого при сложении по длинной стороне не менялось и составляла
около 1:1,4142. На данный момент наиболее популярным и распространенным
форматом представленного выше стандарта является лист А4.
Формат издания напрямую зависит от тематической концепции и
служит одним из формообразующих элементов композиционно-графической
модели. Ян Чихольд утверждает, что безобразный формат создаёт
безобразную книгу15. Значимость формата как элемента КГМ нельзя
недооценивать, ведь именно он определяет большинство других элементов
дизайна. «Человек находит плоскости, имеющие геометрически ясные,
сознательно выбранные пропорции более приятными или красивыми, чем
плоскости, наделенные случайными пропорциями»16, – пишет Чихольд.
Помимо
эстетических
соображений
форматы
печатного
листа
подчинены практической целесообразности. Форматы системы DIN плотно
вошли в наш обиход. Благодаря единообразию пропорций эти форматы не
только удобны в использовании, но и экономичны в процессе создания
Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Дизайн периодических изданий. Воронеж,
2005. С. 56.
15
Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М, 2008. С.80
16
Чихольд Я. Облик книги. М., 1980. С. 55.
14
15
издания. С другой стороны, стандартизированные форматы привлекают к себе
меньше внимания.
Как уже было сказано, на выбор формата сильное влияние оказывает
тематическая концепция. Кричевский выделяет основные характеристики,
определяющие наиболее удачный формат. К ним дизайнер относит: характер
и объём контента, основную функцию издания, удобство использования, а
также технические и экономические возможности редакции. Помимо
технических характеристик нельзя забывать о эстетичности и визуальной
убедительности формата.
Бумага
Выбор бумаги для печати того или иного издания зависит от
экономических факторов и затрат на типографские расходы. Существует
множество типов бумаги: матовая, глянцевая, мелованная и другие. Еще одной
характеристикой бумаги становится ее плотность, которая измеряется в
граммах на квадратный метр. Самой распространенной является бумага с
плотностью 50 – 350 гр/м2.
Цветность издания
Цветность журналистского издания – это палитра цветов, которая
используется при типографской печати. К этому определению относится и
количество полос, на которых использованы цвета помимо монохромных
черного и белого.
Обложка
После выявления технических особенностей издания необходимо
приступить
к
проектированию обложки.
Нельзя
отрицать
важность
идентификации издания аудиторией, поэтому обложка и титульный комплекс
должны быть не только информативными, но и визуально привлекательными.
16
Помимо логотипа и данных о конкретном выпуске, обложка может содержать
анонсы, информацию о теме номера и другие ориентирующие элементы. При
создании КГМ издания, необходимо продумать все детали оформления и
информации, находящихся н первой старице. Принцип оформления обложки
может отличаться от всего остального издания, но более удачными считаются
варианты гармоничного единения элементов всего журнала.
Модульная сетка
О значимости модульных систем говорят многие дизайнеры. «Сетка –
это система вертикалей, горизонталей, а иногда и диагоналей, образующих
своего рода каркас композиции в масштабе листа, страницы или разворота»17.
Ориентирование на модули при верстке не только делают процесс создания
журнала более быстрым и удобным, но и упорядочивают все элементы на
полосе. Благодаря этому издание выглядит целостным и аккуратным.
Современные дизайнеры находятся в постоянном поиске новых удобных
модульных решений.
Модульные сетки могут строиться по разному принципу. Простейшая
классификация модульных систем выделяет два их вида: колончатые и
модульные. Названия сами говорят за себя. При колончатой сетке все
материалы выстраиваются относительно друг друга ориентируясь на систему
вертикалей. Верстка по такой сетке удобна в случае необходимости деления
текстов на колонки. Модульные сетки строятся по иному принципу. Главными
направляющими в них выступают не только вертикальные линии, но и
горизонтальные, при пересечении которых образуются блоки.
Каждая из этих сеток имеет множество вариантов построения, давая
возможность каждому изданию выстроить систему модулей подходящим для
них лучшим образом.
17
Указ. Соч. С. 117
17
Иллюстративный материал
Иллюстрации в современной периодике зачастую не уступают тексту
по значимости. Важность изобразительного ряда отмечает С. И. Галкин. Как
он утверждает, иллюстрации могут пояснять, развивать, дополнять, оживлять
текст, а иногда и составлять его основу18. Помимо своей информационной
содержательности изображения помогают создать визуальный образ издания.
Весь изобразительный ряд журнала должен быть подвергнут систематизации
и отбору, прежде чем попасть в номер. Редакция изначально должна
продумать варианты всех возможных иллюстраций, для создания единой
системы оформления выпусков. Продуманная система отбора визуального
контента играет важную роль в формировании собственного стиля издания,
ведь регулярное использование единообразного контента в определённых
рубриках служит системой навигации для читателя.
Помимо
тематического
определения
визуального
контента,
необходимо продумать место иллюстраций на печатной полосе. В разных
рубриках это место может меняться, но нельзя забывать о комфортном
восприятии материалов читателем. В зависимости от расположения
иллюстрация может в большей или меньшей степени обращать на себя
внимание. Для уравновешивания текста и изображения, необходимо четкое
понимание значимости каждого из этих элементов.
Шрифтовое расписание
Текстовый комплекс является основой периодического издания. Вне
зависимости
от
типа
дизайна
(текстового,
графического,
текстово-
графического, иллюстративно-новостного) именно текст и передача той
воздействующей и изменяющей объективную реальность информации,
которая в нем содержится, становятся архитектонической основой журнала.
Эта особенность печатных изданий определяет основополагающую роль
Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и
журнала. М., 2005. С. 119
18
18
наборного шрифта как элемента, обеспечивающего доступность текста для
читателя.
Правильно
подобранный
наборный
шрифт
создает
также
экономическую мотивацию для читателя: неудобство восприятия может стать
одной из причин отказа от покупки издания.
Текст должен иметь одну фактуру, набираться определенным
шрифтом: одной гарнитурой одного начертания и кегля19. В таком случае
текст выглядит «серым», однородным. Типографы говорят о «серебре
набора», описывая «гладкий» текстовый блок. Выбор наборного шрифта во
многом определяет визуальный образ издания в целом, именно он
устанавливает
отношения
с
читателем,
ведь
от
того,
настолько
удобочитаемыми и комфортными для восприятия в целом будут текстовые
блоки, зависит впечатление от издания, уровень удовлетворенности им.
Удобочитаемым признан строчной, прямой, светлый шрифт средней
плотности. Также визуально удобными считаются шрифты с широко
открытыми
внутрибуквенными
просветами
и
не
слишком
тонкими
соединительными штрихами20.
Классифицировать шрифты по разным признакам пытались многие
теоретики дизайна. Г. А. Виноградов21 выделяет пять видов шрифтов:
текстовые;
выделительные;
заголовочные;
акцидентные;
афишно-плакатные.
Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и
журнала. М., 2005. С. 88
20
Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М., 2000. С. 129
21
Виноградов Г.А., Жуков И.А. Полиграфическое производство: учеб. пособие.
2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. С. 40
19
19
Необходимо отметить, что сегодня функции шрифтов могут меняться. Нельзя
забывать о том, что в дизайне полиграфии тоже есть определённые модные
течения, которые могут искажать основную функцию шрифта.
1.4. Анализ композиционно-графической модели современных
российских литературных журналов
При создании собственного издания необходимо проанализировать
современные литературные журналы. Так как наше издание, как уже
выяснилось, не имеет абсолютных аналогов, в качестве эмпирической базы
выступают журналы максимально приближенные к журналу «Пелена» по
тематической концепции. Анализ основных конкурентов поможет выявить
предпочтения аудитории и избежать ошибки, допущенные в разработке этих
изданиях.
«Новое литературное обозрение»
Журнал
«Новое
литературное
обозрение»
появился
на
рынке
журнальной периодики в 1992 году. Позиционирует себя как филологический
журнал, освещающий состояние русской литературы.
На страницах журнала публикуются материалы по следующей
проблематике:
- Статьи о современном состоянии литературы в контексте мирового
дискурса, важнейшие классические работы западных и отечественных
теоретиков литературы;
-
Историко-литературные
труды,
достоверную картину литературных эпох;
позволяющие
сформировать
20
- Непосредственно сами художественные тексты;
- В выпусках часто публикуются интервью, рецензии и эссе
Разнообразие жанров помогает привлечь и удержать внимание
читателей, чередуя объемные тексты художественных произведений и
небольшие интересные материалы. Таким образом, тематическая концепция
данного издания предполагает всестороннее погружение в вопросы
литературы и представляет собой классический «толстый» литературный
журнал.
Помимо
особенностей
тематической
концепции,
необходимо
рассмотреть композиционно-графическую модель журнала. Формат «Нового
литературного обозрения» по пропорциям приближен к DIN стандарту
формата а5, но немного больше. Для литературных журналов такой формат
считается привычным, ведь на вытянутой полосе удобно располагаются
материалы как в две, так и в одну колонку. Несмотря на имеющуюся
возможность расположения материалов в две колони, таких полос мы не
обнаружили. Все текстовые блоки верстаются в одну широкую колонку,
занимающую всю полосу набора. На наш взгляд, подобный способ подачи
информации является неэффективным в работе с молодой аудиторией.
Безусловно журнал «НЛО» уже завоевал свою аудиторию, но для привлечения
новых читателей в лице молодёжи необходимо изменить подачу текса.
Обложка журнала за всё время существования издания менялась
несколько раз. Последний стандарт оформления введён в начале 2000-х годов,
с тех пор обложка трансформировалась незначительно. Главным ее
компонентом выступает массивный логотип, благодаря стабильности и
единообразию которого издание легко узнаваемо.
Изобразительный материал занимает в журнале очень небольшое место.
В качестве иллюстраций к материалам служат как фотографии, так и рисунки.
Единой системы иллюстрирования материалов выявлено не было.
21
Количество страниц издания варьируется в пределах 400-500 полос.
В целом можно сказать, что КГМ данного журнала нацелена на
удобочитаемость материалов уже имеющейся аудиторией, но не стремиться
заинтересовать новых читателей.
«Новый мир»
«Новый мир» - ежемесячный журнал художественной литературы,
выходящий с 1925 года. С первого выпуска в журнале публиковались
литературно-критические
статьи,
художественные
произведения
и
биографические очерки писателей. «Новый мир» пользовался популярностью
на протяжении нескольких десятилетий, привлекая внимание всё большей
аудитории. На сегодняшний день тираж составляет 3000 экземпляров,
учитывая, что в лучшие времена издание выходило тиражом 2 000 000
экземпляров. Это свидетельствует о существенном сокращении уровня
интереса к журналу.
Оформление журнала можно назвать стандартным для «толстых»
литературных изданий. Большие по объёму тексты верстаются в одну
широкую колонку, занимающую всю площадь наборной полосы формата А4.
Из-за отсутствия каких-либо иллюстраций, тексты выглядят очень массивно.
Обложка на протяжении всей истории выхода журнала не менялась и
подставляет собой минималистичную полосу голубого цвета с логотипом.
Важно отметить, что
вероятнее всего
«Новый
мир» потерял
актуальность из-за несоответствия стандартам визуальной привлекательности
нового мира. Не сумев привлечь новое поколение читателей, журнал утратил
прежнюю мощь и популярность. Вероятнее всего, если бы редакторы журнала
сделали редизайн, адоптировав его под современного читателя, «Новый мир»
мог бы снова стать конкурентоспособным изданием.
22
ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И КОМПОЗИЦИОННОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛА «ПЕЛЕНА»
2.1. Дизайн периодических изданий как средство коммуникации
Внешний облик любого печатного издания играет важную роль в
восприятии контента аудиторией. По мнению В. Кричевского, дизайн – это
придание чему-либо окончательной, необходимой формы. Работая над
творческим проектом, дизайнер решает широкий спектр задач: формирование
уникального стиля издания, создание логичной системы иерархии материалов,
разработка удобной навигации как в тексте, так и между рубриками.
Работа дизайнера не ограничивается только оформлением издания.
Благодаря собственным художественным решениям дизайнер становится
соавтором любого материала на сверстанной им полосе. Это обусловлено тем,
что при выборе иллюстраций к тексту или же расположении колонок,
дизайнер вносит дополнительные смыслы, интерпретируя материалы.
Всестороннее рассмотрение дизайна и как инструмента визуального
единства изданий, и как авторской работы, позволяющей находить и
раскрывать новые смыслы материалов, указывает на особую значимость
работы дизайнера в создании фирменного стиля периодического издания.
Важными
факторами
работы
дизайнера
является
понимание
специфики издания, знание аудитории и умение заинтересовать. Необходимо
отметить, что дизайнер работает с текстовыми и визуальными материалами,
часто не совпадающими с представлениями дизайнера о высоком качестве
контента. В таком случае от дизайнера зависит, будет воспринят этот материал
аудиторией или нет. Не меняя суть текста или фотографии, с помощью
23
типографики и графических элементов можно создать более расположенное к
себе отношение аудитории.
Таким образом, можно утверждать, что помимо основных сотрудников
редакции (журналисты, фотографы), информационный контент формируется
и дизайнерами.
Систематизировать все элементы в целостное издание помогает
композиционно-графическая модель. Четкая система строения полосы в
разных
разделах
и
рубриках
выстраивает
архитектонику
журнала.
Соблюдение КГМ не только формирует фирменный стиль издания, но и
выстраивает систему навигации, помогая читателю ориентироваться в
переходах между разделами.
При создании КГМ необходимо опираться не только на личный вкус
дизайнера, но и на содержание издания и его аудиторию. Создание целостного
продукта
возможно
только
при
взаимодействии
дизайна,
контента,
наполняющего журнал и интересов аудитории. Помимо этого, дизайн должен
не только гармонировать с материалами, но и выделять более важные детали
и дополнять тот или иной контент.
КГМ влияет не только на восприятие материалов аудиторией, но и на
работу всей редакции. Определив четкую систему шрифтового расписания,
размера и стиля фотографий, расположение заголовочного комплекса, члены
редакции работают на создание единой концепции издания.
В. Кричевский утверждает, что осознанное соответствие содержания
издания и его внешнего облика не просто не вызывает проблем с освоением
материала, но и преумножает его значимость22.
22
Кричевский В. Идеальный дизайн. М., 2012. С. 36.
24
Известный типограф и дизайнер Ян Чихольд в своей работе «Облик
книги» негативно высказывается о художниках, ставящих визуальное
оформление выше содержания. По мнению автора, хороший дизайнер должен
уметь отказаться от привычного ему стиля в пользу выполнения целей и задач
определённого издания23.
Важно отметить, что до создания «Облика книги» Чихольд написал
книгу «Новая типографика», в которой были выражены более радикальные
идеи визуального оформления. Автор утверждал, что при создании КГМ
необходимо использовать исключительно современные шрифты и макеты
полос, отвергая взаимосвязь материалов и дизайна. Все необходимые
логические и интонационные акценты можно выделить с помощью
начертаний шрифта и простейших графических элементов. Но позднее автор
сам отказался от своей теории, подтверждая значимость логической связи
между контентом и дизайном.
Ознакомившись с трудами авторитетных дизайнеров, можно сделать
вывод, что современный дизайн периодических изданий служит не только для
формирования единого фирменного стиля, но и для создания дополнительных
смыслов и образов.
Несмотря на уже доказанный факт важности единения формы и
содержания, композиционно-графическую модель может испортить и
чрезмерное украшательство. Многие современные дизайнеры создают
слишком много дополнительных смыслов даже там, где они не уместны. Такая
ошибка будет не только негативно сказываться на восприятии контента
аудиторией, но и вызывать трудности при работе над изданием. Дизайнер
иногда должен отказаться от некоторых хороших идей в пользу удобного
освоения материала.
23
Чихольд Я. Облик книги. М., 1980. С. 17
25
В «Новой типографике» описаны истины, актуальные и до сих пор.
Чихольд говорит о ясности и целесообразности дизайна. То есть визуальное
оформление должно быть художественным ровно настолько, насколько
позволяет это понятная архитектоника издания.
Формирование гармоничной и удобной КГМ, в первую очередь,
подразумевает распределение контента по степени важности. Основой для
дизайна может выступать текстовый блок или же иллюстрация. Этот выбор
формирует основной вектор направления при создании КГМ. Чаще всего в
современных изданиях используется смешанный текстово-графический тип,
позволяющий использовать в равной степени и текст, и изображения.
Отличаться в этом случае будет только последовательность расположения
контента на полосе. Как правило, в литературных журналах сначала
верстается текст, а потом располагаются иллюстрации.
Основными факторами функциональности дизайна и КГМ являются
графические элементы, к которым можно отнести формат издания, колонки,
шрифтовое расписание, иллюстрации и цвет. Не менее важными являются
композиционные элементы: система рубрикаций, название и логотип.
Отдельно хотелось бы упомянуть модульную сетку. Дизайнер Аллан
Херлберт, написавший несколько важных научных работ по созданию
модульных систем, утверждает, что именно сетка формирует общность
концепции и является основным фактором при создании фирменного стиля24.
Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет,
журналов, книг. М., 1982. С. 59
24
26
2.2. Тематическая концепция журнала «Пелена»
По
данным
официального
информационного
портала
единого
государственного экзамена, результаты проверки работ по литературе в 2016
году демонстрируют рост числа участников, сдавших ЕГЭ на высокий
тестовый балл. Приведённые данные вычислены с учетом демографического
кризиса и рассчитаны в процентном соотношении от общего числа
выпускников. Количество не преодолевших минимальный порог значительно
сократилось. Если в 2014 году набрать минимальный балл не смогли 8%
участников, а в 2015 году – 5,3%, то в 2016 году число таких участников
снизилось до 4,3%. Эти данные говорят как о повышении интереса к
литературе у школьников, так и о улучшении качества их знаний. На основе
этих данных можно сделать вывод, что журнал о литературе, основанный на
школьной программе, но предоставляющий своей аудитории более глубокие
знания, будет востребован.
В рамках нашей работы была создана композиционно-графическая
модель журнала «Пелена». Это издание – журнал о литературе для
школьников старших классов, который выполняет образовательную функцию.
Основной аудиторией журнала являются школьники старших
классов, интересующиеся литературой не только в рамках школьной
программы, но и изучая предмет самостоятельно. Как уже описывалось ранее,
последние несколько лет литература как предмет всё чаще выбирается для
сдачи Единого государственного экзамена, что подтверждает необходимость
создания дополнительных образовательных ресурсов по этому предмету.
Безусловно нельзя утверждать, что современная школьная программа по
литературе не позволяет ученикам подготовиться к итоговому тестированию,
но с уверенностью можно сказать, что дополнительная систематизированная
информация по этому предмету будет полезна для успешной сдачи экзамена.
27
Помимо учеников, выбравших литературу для сдачи ЕГЭ, наш журнал
может быть интересен широкому кругу читателей. Благодаря доступной
подаче информации и своеобразному внешнему виду, издание может
заинтересовать как более юную, так и более взрослую аудиторию.
Важной деталью в формировании фирменного стиля является
нейминг. Название «Пелена» было выбрано по нескольким причинам. Вопервых, само слово «пелена» – чёткое и короткое, что способствует лёгкому
запоминанию. Во-вторых, оно гармонирует с композиционно-графической
моделью, в основе которой лежит принцип «просвечивания» определённых
графических элементов сквозь страницы.
При первичной проработке
концепции мы представляли, что знания, полученные учениками в школе о
литературе достаточно поверхностны. С помощью слогана «Смотри вглубь»
мы акцентируем внимание на этом, предлагая своим читателям более серьезно
разобраться в смысле произведений и жизни авторов.
На наш взгляд, основной проблемой изучения литературы в рамках
школьной программы является недостаток информации о личностных
особенностях
авторов.
Большинство
биографий
рассматриваются
на
ознакомительном уровне, что не позволяет подросткам соотнести этап жизни
писателя и произведение его творчества. Мы осознаём силу влияния
определенного периода жизненного пути на формирование произведения,
поэтому при создании тематической концепции сделали акцент именно на
этом соотношении.
Система рубрикации носит гибкий, но стабильный характер, не
приводит
читателя
к
дезориентации.
Стабильность
проявляется
в
установленной в соответствии с концепцией очередностью материалов и их
последовательности в зависимости от содержания контента.
Основными материалами в журнале являются биографические
очерки поэтов и писателей, которые сопровождаются произведениями,
28
созданными в описываемый период жизни. Такой подход к подаче
информации не только формирует причинно-следственные связи в восприятии
материалов, но и структурирует материалы в журнале.
Учитывая цели и задачи самого журнала, была установлена
периодичность издания – раз в три месяца. Такая периодичность позволит
школьникам освоить достаточно информации и поддерживать интерес к
изданию.
Объём каждого выпуска составляет примерно 500 страниц. Такой
объём
обоснован
необходимостью
располагать
в
журнале
большие
художественные произведения. Несмотря на массивность печатного блока,
печать самого продукта очень экономична.
2.3. Композиционно-графическая модель журнала «Пелена»
Композиционно-графическая
модель
представляет
собой
фиксированный свод принципов и приемов оформления, употребляемых для
конкретного издания. КГМ предполагает создание фирменного стиля,
который, в свою очередь, способствует лучшему восприятию контента.
Правильно построенная КГМ служит архитектонике издания, выстраивая
логическую последовательность как между материалами, так и внутри них.
Все элементы дизайна должны способствовать правильному восприятию
информации, при этом полностью поддерживая тематическую концепцию
журнала.
Т. Н. Блинкова подчеркивает важность каждого визуального элемента
в формировании общего стиля любого бренда. По мнению исследователя, при
29
создании фирменного стиля особое внимание стоит уделить цветности
издания, шрифтовому расписанию и графическим элементам25.
При создании композиционно-графической модели журнала «Пелена»
было необходимо решить несколько задач. Во-первых, важным критерием для
дизайна молодежных изданий является его современность. Подростки
уделяют большое внимание моде, даже когда это касается периодических
изданий.
Во-вторых,
так
как
проект
ориентирован
на
реализацию
образовательной функции СМИ, необходимо решить задачу логической
последовательности материалов и их визуальное оформление.
Композиционно-графическая
модель
состоит
из
двух
формообразующих элементов:
Графика – формат, колонки, шрифтовое расписание, иллюстрации,
цвет;
Композиция
–
распределение
тем
по
полосам,
рубрикационное членение, название, логотип, выходные данные.
Каждый из этих элементов требует детального рассмотрения и
логического обоснования. Любой компонент, входящий в систему КГМ,
должен соответствовать тематической концепции и фирменному стилю
издания. Чтобы все элементы гармонировали между друг другом, требуется
четко представлять не только один разворот, но и весь журнал в целом. Этот
визуальный образ поможет выстроить модульную сетку, являющуюся основой
композиционно-графической модели и реализует множество графических и
композиционных задач.
Блинова Т. Н. Современные маркетинговые коммуникации: монография / Т. Н.
Блинова, Н. М. Герасименко, А. Н. Король, С. А. Пиханова, Т. А. Торопова; под науч. ред.
проф. А. Н. Короля. – Хабаровск, 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26090955
25
30
Формат издания
Большинство стандартизированных форматов построены по принципу
золотого
сечения.
«Этот
ряд
отношений
основан
на
правильном
пятиугольнике, который вместе с вписанным в него правильным звездчатым
многоугольником образует десятки золотых сечений. Прямоугольником
золотого сечения называют такой прямоугольник, короткая сторона которого
наибольшему сечению его длинной стороны»26.
«Золотое сечение — не единственный способ получения гармоничных
пропорций. Важную роль при делении пространства имеют некоторые
сочетания, основанные на простом квадрате»27. Аллен Херлберт утверждает,
что, работая над созданием квадратного дизайн-макета, оформитель
сталкивается с необычайно ценной практикой проектирования.
При создании КГМ журнала «Пелена» был выбран квадратный формат
размером 170 x170 мм. Если опираться на эмпирическую базу, то можно
сказать, что наш выбор очень специфичен. Как правило, большинство
журналов с акцентом на массивные текстовые блоки имеют вытянутую форму.
Наш выбор обусловлен необходимостью привлечения аудитории, сильно
зависящей от современных модных течений и нестандартных визуальных
форм. Учитывая все особенности аудитории, мы сделали вывод, что
квадратный формат издания будет уместен при создании КГМ данного
журнала.
Тематическая концепция журнала предполагает объемные текстовые
блоки, которые на первый взгляд, могут быть неудобными для расположения
на небольшой квадратной полосе. Решить проблему расположения контента
помогают модульные сетки, варианты которых мы рассмотрим далее.
26
27
Хёрлберт А. Сетка. М., 1982. С. 6.
Там же.
31
Модульная сетка
Создавая композиционно-графическую модель журнала «Пелена»,
принципиально важным мы обозначили вопрос о реализации модульных
систем. Как уже было описано ранее, в журнале использованы материалы
разной жанровой направленности. Каждый из них имеет свои особенности
верстки. При этом все материалы очень объёмны, что тоже можно назвать
особенностью журнала, учитывая небольшой формат.
Как уже упоминалось, бессознательное чувство идеальных пропорций
неделимо от человека. Модульная сетка издания строится на основе
определённых пропорций и стремится к единению функциональности
разворота и его эстетической составляющей. Безусловно, дизайнер, как и все
остальные, от рождения обладает внутренним чувством распознавания
приятных глазу форм и пропорций. Однако, не стоит опираться только на
интуитивный метод создания сетки. «Правильно организовать пространство
на макете и создать правильную конструкцию без знания принципов
пропорционирования нельзя»28, – пишет Херлберт.
Для проектирования удачной для каждого конкретного журнала сетки,
дизайнеру необходимо четко понимать тематическую концепцию издания и
ясно представлять себе способы решения задач издания. Херлберт выделяет
несколько этапов, обязательных к рассмотрению перед созданием модульной
сетки:
– Оценить аудиторию и основные положения тематической концепции.
– Определить и взвесить реальные требования, к которым относятся:
характер контента, его количество и уровень выразительности. Основываясь
на этих данных, дизайнер сможет сделать вывод о выразительности будущей
сетки.
Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет,
журналов, книг. М., 1982. С.5
28
32
– Следующим этапом будет анализ и выбор объединяющих элементов.
Каждый материал имеет собственные композиционные акценты. Если
рассматривать их целостно, объединяя в один журнал, необходимо выявить
схожие черты смысловых акцентов.
– Создание сетки. Назвать хорошей модульную сетку можно только
при одном условии – если она не противоречит тематической концепции и
способствует
формированию
архитектоники
издания.
Даже
самая
элементарная модульная система способна уравновесить и систематизировать
контент, наполняющий издание.
Для журнала «Пелена» была создана модульная сетка 9х9 модулей.
Такая сетка формирует удобное расположение как текстовых блоков, так и
иллюстраций. Деление полосы набора на квадратные модули свойственно
Новой типографике и соответствует модернистской концепции графического
дизайна. Помимо швейцарского стиля, квадратные блоки также важны в
культуре оформления японской школы дизайна.
Данная модульная сетка помогает формировать разные полосы набора.
В нашем журнале, для визуального членения текстовых блоков, было решено
размещать тексты от редакции перпендикулярно текстам произведения.
Благодаря небольшому квадратному формату этот прием не затрудняет
процесс чтения.
Бумага
Выбор бумаги в данной композиционно-графической модели носил
принципиальный характер. В тематической концепции описано обоснование
выбора названия для журнала «Пелена», спецификой которого является
просвечивание графических элементов сквозь страницы. Для реализации этой
идеи стало необходимостью выбрать один из самых тонких офсетных
вариантов бумаги плотностью 70 г/м2. Эта бумага не только помогает
33
реализовать особенность тематической концепции и КГМ, но и существенно
сокращает расходы, которые могли бы быть гораздо больше, учитывая
количество страниц журнала.
Эмиль Рудер писал, что качество и плотность бумаги значительно
влияют на финальное полиграфическое исполнение всего издания. Бумага
низкой плотности сделает границы графических элементов немного
размытыми29. Для удобочитаемости массивных текстовых блоков на тонкой
бумаге была создана специальная модульная сетка, позволяющая объединить
эти две особенности КГМ. Для обложки используется бумага толщиной 300
г/м2. Такая высокая плотность бумаги для обложки обусловлена большим
количеством страниц издания.
Помимо вышеперечисленных категорий необходимо отметить, что
журнал «Пелена» очень экологичен. Используя тонкую офсетную бумагу мы
намерено сокращаем не только финансовые расходы на реализацию проекта,
но и вред, принесённый окружающей среде. Обложка журнала не
ламинируется, что тоже является важным фактором для переработки бумаги.
Способ крепления
Переплет в мягкой обложке.
Цвет
Издание выполнено в чёрно-белой гамме. Это решение было принято
исходя из экономических соображений.
Большой объём полос издания
компенсируется отсутствием цвета (цветная печать обходится дороже чёрнобелой). Также это соответствует нашей концепции, в которой необходимо
использование самого контрастного цвета по отношению к белому, для
передачи эффекта просвечивания за счет тонкой бумаги.
29
Рудер Э. Типографика. М., 1982. С. 105
34
Структура титульного комплекса и обложки
С. Галкин к структуре титульного комплекса относит название
журнала, порядковый номер за текущий год и с момента первого выпуска, год
основания журнала, дату выхода данного номера30. Титульный комплекс
является главным элементом обложки журнала. Его стабильность определяет
уровень узнаваемости издания, ведь обложка – первое, что видит аудитория.
В журнале «Пелена» в титульный комплекс входит логотип журнала,
год и месяц выпуска, а также номер журнала. Обложка журнала очень
минималистична. Помимо заголовочного комплекса на ней располагаются
тема номера и анонсы, выполняющие ориентировочную функцию.
Шрифтовое расписание
Кричевский пишет, что правильно выбранный наборный шрифт
является залогом освобождения от заботы о красоте и правильности
текстового блока и позволяет больше внимания уделить композиционным
решениям
внутри
текстового
комплекса.
Выбор
наборного
шрифта
определяется по следующим характеристикам: компактность, комплектность,
соответствие технологическим требованиям. Художественное совершенство,
стилистическая окраска, декоративные и экспрессивные качества, традиции
его употребления также будут напрямую влиять на выбор наборного шрифта31.
Наборный шрифт также напрямую взаимодействует с модульной
сеткой в целом – кегль определяет интерлиньяж, который задает расстояние
между
модулями.
Кроме
того,
компактность
шрифта
определяет
минимальную ширину текстовой колонки.
Галкин С. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и
журнала. М., 2005. С. 73
31
Указ. Соч. С. 74.
30
35
Для композиционно-графической модели журнала «Пелена» основным
был выбран шрифт Helvetica. Этот шрифт является знаковым в формировании
швейцарского стиля типографики, сочетая в себе лаконичность линий и
удобочитаемость.
Благодаря качественному исполнению кириллической
версии шрифта, плотность набора очень удобна для восприятия информации
в больших текстовых блоках. Ещё одним важным фактором выбора данного
шрифта является большое количество различных начертаний. Используя их,
можно выделять определённые текстовые блоки, формируя понятную и
логичную структуру текста.
Помимо удобочитаемости шрифт Helvetica наделен множеством
других положительных сторон. Одной из них является узнаваемость этой
гарнитуры. Например, Helvetica используется в
оформлении
всех
операционных системах компании Apple. Этот факт не был основным
аргументом в пользу выбранного шрифта, но мы отмечаем важность
визуального опыта нашей аудитории, так как именно он формирует отношение
к изданию.
Для логотипа журнала был выбран шрифт Trajan Pro. Этот шрифт –
тонкая антиква. Увеличивая межбуквенное расстояние, мы формируем
уникальный образ логотипа.
Изображения
В созданной нами композиционно-графической модели, изображения
занимают важное место. Помимо иллюстрирования текста, фотографии и
другие изображения могут выступать в роли самостоятельного материала.
Изображения в журнале «Пелена» можно распределить на несколько
основных групп:
36
– Портреты авторов. Специально для проекта «Пелена» были
нарисованы портреты поэтов и писателей. Помимо того, что эти рисунки
заменяют некачественные фотопортреты авторов начала ХХ века, когда
технические возможности просто не позволяли сделать снимок, который
можно было бы поместить на всю полосу набора без потери качества, они
также помогают формировать уникальный фирменный стиль издания.
– Фотографии. Как уже было упомянуто выше, с фотографиями начала
прошлого века имеются определённые трудности. Некоторые, наиболее
важные из них, размещены в журнале в уменьшенном размере. Формат и
модульная сетка издания позволяют располагать маленькие изображения без
вреда для концепции. Помимо документальных фотографий из жизни авторов,
в журнале размещаются самостоятельные крупные карточки, которые
вставляются между рубриками. Эти смысловые акценты помогают читателю
создать более точную картину того, о чем идёт речь.
–
Иллюстрации.
КГМ
и
тематическая
концепция
позволят
использовать при верстке и различные иллюстрации. Рисунки и гравюры
также вносят дополнительные смыслы в материалы.
Сформировав все элементы КГМ, необходимо обратить внимание на
количество элементов, обращённых к швейцарскому стилю типографики.
Акцентированные контрасты различных графических элементов, ритмическая
и архитектоническая визуальная организация материала, применение
геометрических композиционных модулей и структурной разметки, – таковы
важнейшие координаты швейцарской типографики 1940 – 1960-х годов.
Философия формы и пространства, развивавшаяся теоретиками
Баухауза и группы Де Стиль, достигла своей кульминации в основанных на
модульной сетке работах Тео Боллмера (1902 – 1965), ученика Э. Келлера и
слушателя Баухауза. Именно модульная сетка определила художественный
кодекс швейцарского международного стиля, элементами которого стали
37
математически выверенная компоновка материала, строгая закономерность,
ясность смыслового структурирования и сдержанность цветовых решений.
Гарнитуры sans serif (особенно часто применялись разработанная
Максом Мидингером в 1951 и усовершенствованная в 1954 – 1955 годах
Helvetica и спроектированная Адрианом Фрутигером в 1957 году Univers),
отказ от заглавных букв, выравнивание текста по левому краю, а также
использование черно-белых фотографий вместо рисованных иллюстраций –
таковы константы безупречного типографского оформления в швейцарском
стиле32.
Таким образом, тематическая концепция и композиционно-графическая
модель
журнала
о
литературе
«Пелена»
отвечает
традиционным
типологическим характеристикам «толстого» журнала, а также реализует
образовательную функцию СМИ, заключая в себе и особенности научнопопулярного издания. Этот факт обеспечит конкурентоспособность журнала,
так как абсолютных аналогов ему мы не нашли. Помимо формообразующих
характеристик были решены задачи, касающиеся специфики как тематической
концепции, так и композиционно-графической модели.
КГМ журнала сформирована с учетом тематической концепции и
создает удобный и лаконичный образ. Модульная сетка издания помогает в
реализации расположения больших текстовых блоков, которые несмотря на
свой объем удобны для прочтения. Выбранный шрифт также способствует
удобочитаемости материалов. Разнообразный визуальный контент привлекает
внимание и привносит новые смыслы. Каждый элемент композиционнографической модели соотнесен друг с другом и направлен на понятное
изложение контента.
Ващук О.А. Швейцарская школа графического дизайна: генезис, основные этапы
развития. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18511786
32
38
Заключение
Развитие «толстого» литературного журнала в настоящее время
находится в состоянии стагнации. Типологические особенности и стандарты
оформления,
выявленные
в
прошлом
веке,
устарели
и
требуют
переосмысления. Существующие издания, даже самые авторитетные, не
привлекают нового читателя, об этом свидетельствует существенное
сокращение тиража журналов. Несмотря на активное развитие технологий в
сфере типографского дела, редакторы
недооценивают их
важность.
Качественный контент литературных изданий, существующих уже несколько
десятилетий, не получает достойного оформления, что влечёт за собой
отвержение издания современной аудиторией.
Обращаясь к типологическим особенностям периодических изданий
разных жанров, было выявлено место литературного журнала для школьников
в системе современных средств массовой информации. При анализе работ
авторитетных специалистов, изучающих этот вопрос, было выявлено, что
современная система СМИ не имеет строгих формообразующих элементов для
каждого вида изданий. Таким образом, можно утверждать, что периодическое
издание о литературе для школьников старших классов по типу подачи
информации относятся к научно-популярным изданиям, но имеет отсылки к
«толстым» литературным журналам.
Ещё одним важным этапом нашей работы стал анализ научнопопулярных изданий и реализации в них научной функции СМИ. Так как наш
журнал ориентирован на школьников, было выявлено, что необходимо
преподносить материалы не только доступно, но и формируя нравственно
правильное отношение к миру. Эти знания были применены нами в создании
тематической концепции журнала «Пелена».
В эмпирическую базу нашей работы вошли литературные издания,
которые относятся к «толстым» журналам и формируют образ этого вида
изданий в современной системе СМИ. Рассмотрев эмпирическую базу, стало
39
понятно, что для разработки привлекательного издания для молодёжи,
необходимо найти новый подход в создании «толстого» журнала.
В анализе эмпирической базы более детально были рассмотрены
журналы «Новое литературное обозрение» и «Новый мир», которые помогли
сформировать облик классического «толстого» литературного журнала и
выявить сильные и слабые стороны оформления и тематической концепции
подобных изданий. Основными отталкивающими характеристиками КГМ
данных журналов являются массивность текстовых блоков и отсутствие
системы иллюстрирования материалов. Так как эти элементы являются
основной частью структуры КГМ, мы учли все недостатки и сформировали
более удобную для молодой аудитории систему подачи информации.
Тематическая концепция нашего журнала отличается комплексным
подходом к изучению литературы. Материалы, опубликованные в журнале
«Пелена»,
позволяют
школьникам
не
только
сформировать
общее
представление о том или ином авторе, но и проследить причинноследственные связи написания конкретного произведения. Система сносок
исключает вероятность образовательных пробелов в знаниях учащихся,
позволяя создать более точную картину описываемого. Такой подход
характерен для научно-популярных изданий.
Композиционно-графическая модель литературного журнала «Пелена»
соответствует целям и задачам издания для школьников старших классов и
учитывает особенности современного дизайна печатных СМИ. В процессе
проектирования были изучены основные научные работы по теории дизайна,
что помогло сформировать композиционно-графическую модель основываясь
не только на собственном профессиональном опыте, но и учитывая мнение
практикующих специалистов в области дизайна.
40
Список литературы
1. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: дис.
… канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ. М., 1979.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – Б.: БГК им. И.А.
Бодуэна де Куртенэ, 2000.
3. Асташкин
А.Г.
Дизайн
типологической
и
модели
оформление
«Мира
искусства»
журнала-манифеста.
в
URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31081/1/journ-2015-prep-26.pdf.
4. Багданян А.В. Условия обеспечения конкурентоспособности печатных
СМИ.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-
obespecheniyakonkurentosposobnosti-pechatnyh-smi.
5. Бешукова Ф.Б. Литературно-художественные журналы и проблема
«новой
критики».
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/literaturno-
hudozhestvennye-zhurnalyi-problemy-novoy-kritiki.
6. Волкова В.В. Дизайн газет и журналов. – М: «Аспект Пресс», 2003
7. Галкин
С.И.
Техника
и
технология
СМИ.
Художественное
конструирование газеты и журнала. – М.: «Аспект Пресс», 2005.
8. Головин Ю.А. Региональные литературно-художественные журналы в
постсоветский период: структурно-функциональные обязанности. URL:
http://jq.isea.ru/classes/pdf.ashx?id=19833&l=1.
9. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917) / Учебнометодичекий комплект (Учебное пособие). – М: Флинта: Наука, 2000
10.Западов А.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков.
URL: http://evartist.narod.ru/text3/01.htm.
11.Иттен И. Искусство цвета. – М.: «Издатель Дмитрий Аронов», 2007.
12.Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
13.Кричевский В. Идеальный дизайн. – М.: «Типолигон – аб», 2012.
14.Кричевский В. Типографика в терминах и образах. – М.: «Слово», 2000.
41
15.Ляхов В. Проблемы методики художественного конструирования книги
/ Книга как художественный предмет. – М.: «Книга», 1990
16.Манохина С.Я. История русской журналистики начала XX века. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text1/84.htm.
17.Мисюров Н.Н., Тесля Е.В. Отечественные литературно- художественные
и
филологические
URL:
журналы:
история
и
современность.
http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-literaturno-
hudozhestvennyei-filologicheskie-zhurnaly-istoriya-i-sovremennost.
18.Носаев Д.А. Современные тенденции развития графической модели.
URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2012.4/2241/nosaev2012_4.pdf.
19.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text/51.htm.
20.Парафонова В.А. Некоторые тенденции в развитии современных
научно-популярных журналов: уточнение типологической картины //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6.
21.Рудер Э. Типографика. – М.: «Книга», 1982.
22.Рябихина Н.З. Технология редакционно-издательского дела. URL: 47
http://www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/tehnologija_redakcionno_izdatelsko
go_processa/index.php
23.Самара Т. Дизайн публикаций. Практикум. – М.: «РИП-Холдинг», 2008.
24.Самара Т. Создавая и ломая сетку. – М.: «РИП-Холдинг», 2005.
25.Снигирева Т.А., Подчиненов А.А. «Толстый» журнал в России как текст
и сверхтекст. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23477/1/iurg-199913-01.pdf.
26.Тулупов В.В. Дизайн полиграфических изданий. – СПб: «Издательство
Михайлова В.А.», 2006.
27.Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – Спб: «БХВПетербург», 2004.
28.Херлберт,
А.
Сетка.
Модульная
система
производства газет, журналов, книг. – М., 1982.
конструирования
и
42
29.Чихольд Я. Новая типографика. – М.: Издательство студии Артемия
Лебедева, 2011.
30.Чихольд Я. Облик книги. – М. «Книга», 1980.
31.Шильникова О.Г. Типогологический алгоритм «толстого» журнала в
России
XIX
–
XX
веков.
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskiy-algoritm-tolstogo-zhurnalavrossii-xix-xx-vekov.
32.Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий: Пер. со словац. Л.
Ф. Широковой под ред. и с коммент. Е. Б. Адамова. М., 1982.
33.Элам К. Графический дизайн. Принцип сетки. – СПб: Питер, 2014.
43
Приложение
Развороты и варианты обложек журнала «Пелена»
48
Портреты авторов для журнала «Пелена»
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв