Тенденции и проблемы политического развития республик Северного Кавказа в постсоветский период: опыт Кабардино-Балкарии

Вопросы государственно-политического развития республик Северного Кавказа на протяжении последних тридцати лет занимают важное место в академическом дискурсе и общественной повестке дня. Как соотносятся цели политического реформирования, провозглашенные при переходе от советской к современной государственности Российской Федерации и ее субъектов с результатами политического развития республик Северного Кавказа? Насколько возможно оценить структуру политических режимов в регионе по шкале «демократия-авторитаризм»? Каковы специфические факторы политических трансформаций в регионе, объясняющие специфику региональных политических режимов? В чем заключаются особенности протестной политики и как происходит взаимодействие общественных движений и государственной власти? Как выстроены взаимоотношения органов власти субъектов с федеральным центром, и какова степень влияния последнего на принятие важнейших политических решений? Насколько эффективны существующие в регионе институты государственного управления, какова степень государственной состоятельности? Ответы на эти и многие другие вопросы являются объектом пристального интереса со стороны общественности, органов государственной власти и зарубежных агентств. Поиск полноценного ответа на эти вопросы немыслим без комплексного анализа проблем и тенденций политического развития. Только совокупное исследование и поиск ответов на приведенные выше вопросы позволит выявить причины текущего положения дел, препятствий и возможностей на пути к построению демократического правового государства с модернизированной экономикой. «Политическое развитие» Северного Кавказа мы понимаем как последовательную смену качественных состояний политической организации макрорегиона в целом и его отдельных составных частей. В данном случае представляется оправданным подход к изучению всего региона через призму одного из составляющих его субъектов федерации – Кабардино-Балкарской Республики. В данном исследовании проанализировано политическое развитие Кабардино-Балкарской Республики в 1989-2018 гг. Исследование выполнено в междисциплинарном ключе, хотя фундаментально оно основано на институциональном подходе и теории общественных порядков, предложенной Д. Нортом. Согласно этой концепции, социальный порядок в естественном государстве характеризуется тем, что доступом к экономической ренте, ресурсам и властным полномочиям обладает лишь относительно малое количество акторов – индивидов и организаций, обладающих насильственным потенциалом; они формируют правящую коалицию. При подобном порядке государство не обладает монополией на насилие, поскольку она распределена между несколькими властвующими группами. Борьба за власть в естественном государстве представляет из себя, во-первых, борьбу между отдельными элитными группировками, а во-вторых – конфронтацию между правящей коалицией и «контрэлитой», которая представляет интересы отчужденных от ренты слоев населения. В этой связи особое значение принимают институты – формальные и неформальные правила распределения доступа к ренте, которые ограничивают действия акторов и делают их более предсказуемыми; таким образом, институциональный каркас естественного государства призван сохранить неравный доступ к власти и ренте при наименьшем использовании насильственного потенциала. Д. Норт и другие авторы концепта упоминают хрупкий, базовый и зрелый порядки ограниченного доступа, которые различаются степенью резистентности к вспышкам насилия, уровнем персонализированности государственных институтов и возможностью доступа к ренте элитных группировок, не аффилированных с государством. Для определения типа порядка ограниченного доступа необходимо исследовать: а) состав правящей коалиции, б) релевантные ресурсы и ренту, распределенные между элитными группировками и в) в какой степени политическая борьба подразумевает использование насилия для достижения своих целей. В широкой историко-эволюционной перспективе политическое развитие Кабардино-Балкарии в постсоветский период предстает как неудавшийся опыт перехода к порядку открытого доступа, который был бы основан на свободной конкуренции в экономической и политической сфере и верховенстве права. В современной Кабардино-Балкарии ограничение спонтанных насильственных практик и установление определенных правил олицетворяются исключительно федеральным центром. Все политические и экономические организации, все элитные группы тесно связаны с государством, как единственным стабильным институтом. Пространство для развития гражданского общества крайне ограничено. Региональная полития воплощает один из вариантов базового порядка ограниченного доступа, в котором доминируют патрон-клиентские отношения, власть и экономика тесно взаимосвязаны между собой, невозможно реализовать принцип свободной конкуренции и принцип верховенства права и т.д. Данная ВКР стала основой для кандидатской диссертации, защита которой успешно прошла 30.12.2020.

История. Исторические науки
Диссертации

Вуз: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

ID: 60aced26e4dde500012eedd2
UUID: 787ea6b0-9f82-0139-2fee-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 18

10.36

Аскер Тумов

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет