Теневая экономика в природопользовании как угроза экономической безопасности региона (на примере лесозаготовительной деятельности)

Проблема теневой экономики в природопользовании является актуальной ввиду ее существенного влияния на экономическую безопасность государства. Пренебрежительное отношение «теневиков» к природным богатствам оборачивается катастрофическим ущербом окружающей среде. Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость усиленного контроля со стороны государства за природопользованием, пресечение нелегитимных форм последнего. Экономическая безопасность государства тесно сопряжена со стабильным и устойчивым функционированием национального производства. Достижение этого состояния невозможно без надежного обеспечения его исходными ресурсами, значимую роль при этом играют природные ресурсы, выступающие в качестве средств трудовой деятельности. Стремление производителей максимизировать выгоду от экономической деятельности провоцируют поиск нелегитимных способов хозяйствования, способствующих минимизации издержек и увеличению поступлений. У теневого сектора есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, он способствует уменьшению противоречий в социуме, с другой - порождает отрицательные экстерналии. Российская Федерация относится к странам с высокой ресурсообеспеченностью, и в отношении природных ресурсов мы занимаем лидирующие позиции в плане обеспеченности лесными ресурсами, что выступает в качестве одного из фактора, влияющего на развитие теневых отношений, формирование незаконных подходов при ведении хозяйства в данном секторе. К формам проявления нелегального лесопользования можно отнести незаконные рубки, фиктивные санитарные рубки, контрабанду редких видов деревьев, браконьерство, но мы остановимся, непосредственно, на лесозаготовительной деятельности. Нелегальное лесопользование порождает ряд угроз экономической безопасности. За последние годы наблюдается положительная тенденция, связанная с уменьшением масштабов теневого лесопользования на территории РФ. При этом, размер материального ущерба от рук «черных» лесорубов в период с 2012 по 2020 возрос примерно на 11%, и последние 3 года держится примерно на одном уровне. За период с 2012 по 2020 год наблюдается постепенно снижение количества незаконных рубок (25% за период в целом). Роль государства в минимизации теневых экономических процессов в сфере природопользования достаточно велика, и проявляется через применение административных и экономических мер. При этом структуры, в чью компетенцию входит регулирование законности лесозаготовительной деятельности, можно разделить на органы, отслеживающие теневую экономику исключительно в отрасли природопользования и лесопользования. По данным на 2018 год, регионами РФ, в наибольшей мере богатыми ресурсным лесным потенциалом, являются Дальневосточный федеральный округ и Сибирский федеральный округ. При этом, наибольшей лесистостью на территории СФО обладают Иркутская область, а наименьшей – Омская. СФО является лидером по незаконным лесным рубкам, при этом с 2001 по 2013 года их число увеличивалось. В 2016 году масштаб теневого лесопользования в СФО составил 77% от количества изъятой нелегально древесины в охватах всей страны. За последние три года наблюдается сокращение негативной тенденции, и количество незаконных деяний идет на убыль. Так, только в период с 2019 по 2020 год масштабы теневой рубки сократились в два раза, благодаря авиационному и космическому контролю. Наибольший удельный вес в структуре незаконных рубок по стране, среди субъектов СФО, занимают Иркутская и Кемеровская области, а наименьший Республика Хакасия, Омская и Томская области. При исследовании теневого сектора Иркутской области, было выявлено, что число преступлений там постепенно увеличивалось с 1997 года по 2017 год, с 2018 по 2020 год наблюдается их заметное снижение благодаря предпринятым мерам и проектам по маркировке древесины. Число выявленный нарушений на территории региона в последние годы становится все меньше. Позитивную тенденцию наглядно характеризует процент соотношения ущерба от нелегальных рубок к ВРП, и процент его соотношения к древесине в официальном секторе, уменьшающиеся в течение последних трех лет. При этом, показатель сравнения теневого материального ущерба с налоговыми поступлениями в бюджет от ЛПК снижается уже с 2016 года. Перечисленные выше позитивные тенденции в регионе обусловлены эффективной деятельностью государственных структур, обеспечивающих контроль за санитарными рубками, инвентаризацию древесины, патрулирование и мониторинг. На территории Иркутской области к таких органам следует отнести Отдел охраны и защиты леса, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Иркутскую таможню и др. В ряде субъектов СФО действуют законы, направленные на защиту лесных комплексов, в основе которых лежит официальная фиксация точек, где осуществляется складирование ресурсов, их обработка и последующий отпуск. Поддержанию положительной динамики по снижению объемов незаконных промыслов способствует также введение в действие усовершенствованной программы учета древесины «ЕГАИС».

Экономика и экономические науки
Дипломы

Вуз: Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)

ID: 60db3c15e4dde5000191e838
UUID: 8f834db0-bb1c-0139-372e-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 13

10.26

Яна Бордунова

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 4,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет