Террористическая организация XXI века как медиафеномен

За последние три года террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) остается одним из главных мировых ньюсмейкеров. Менее чем через два года они создали власть над сотнями тысяч квадратных километров и миллионами людей. ИГ обладает самой большой и самой разнообразной волонтерской силой со времен Второй мировой войны. Однако ИГ не только сумела привлечь в свои ряды тысячи сторонников из самых разных точек земного шара, но и создать высказывание, существенно отличающееся от своих предшественников по степени воздействия. В расчёте на то, что внимание всех мировых СМИ будет приковано к их деятельности, террористы умело пользуются своим положением в медиапространстве, совершая теракты в прямом эфире, как это было 11 сентября, или выпуская «телешоу с обезглавливанием». Фильмы-катастрофы и боевики становятся реальностью, и это не только вызывает эффект устрашения, но и позволяет террористическим группировкам создавать вокруг себя ореол силы и уверенности в противовес Западу, который терпит поражения во время терактов. Джихадисты подрывают демократические институты, усиливая полемику между сторонниками безопасности и верховенства права, усиливая страх, что наши общества взорвутся, и начнется гражданская война между мусульманами и «другими». То, что мы привыкли видеть в фильмах-катастрофах, «Аль-Каида» 11 сентября превратила в реальность. Тем не менее, это была реальность, не лишенная символизма и говорящая на языке эпохи. Сегодня же теракты, совершаемые исламскими фундаменталистами, скорее можно назвать постсобытием или превращением события в рутину. Постепенно вытесняя насилие из медиапространства в реальную жизнь, насилие для ИГ становится лучшим элементом саморекламы. То, что делает ИГИЛ, превращая насилие в элемент повседневности, свидетельствует о том, что эпоха символизма подходит к концу. Видеоролики с казнями в Сирии стали привычным контентом, сделанным в расчете на современное информационное общество. Эта война перемещается в виртуальное пространство, которое в свою очередь становится всё более глобальным, - так «медиаактивистам ИГ» удаётся создавать качественный контент, ориентируясь на западный опыт. Феномен ИГ стал выразителем духа именно современной эпохи, наступившей в масштабах всей планеты. Это эпоха постмодерна - эпоха жонглирования словами, слоганами и дискурсами и отказа от больших «нарративов». Наиболее ярким примером преодоления постмодерна стало появление ИГ, - характерного социально-политического феномена современности, который смог задеть какой-то важный «нерв эпохи» и предложить мир, наполненный новыми смыслами, и удовлетворить желания тех, кому нынешняя реальность не дает ответы на основные экзистенциальные вопросы. Провал «войны с террором» начинается со страха, гневной реакции и чувства мести, что порождает еще больше жестокости и насилия, не оставляя времени на то, чтобы понять глубинные причины этого революционного движения. А такое понимание необходимо - ведь главной проблемой становится не военное и даже не идеологическое противодействие терроризму в целом, а противодействие ценностное. Но какие ценности должна предложить «сторона Добра» для того чтобы одолеть Халифат? Достаточно ли сил у западного мира для того, чтобы обеспечить как выживание собственной цивилизации, так и триумф её ценностей? Именно этот вопрос стал предпосылкой к началу данного исследования. Научная новизна настоящей работы связана с тем, что на данный момент русскоязычных исследований на тему медиафеномена ИГ не существует. Если на Западе современные теракты провоцируют огромное количество исследовательских работ, то для российской традиции скорее характерно исследование «исламизма» как явления. Несмотря на обилие работ об истории исламистских организаций, медиатехнологии современных радикальных исламистов остаются в тени, хотя именно благодаря ним боевики завоевали успех не только у многочисленных мусульман, пополняющих их ряды, но и среди европейцев, оказывающихся под воздействием насильственного контента. Цель исследования состоит в том, чтобы разобраться, что из себя представляет феномен Исламского Государства и обозначить основные приёмы, используемые ИГ для распространения своего влияния и вербовки новых сторонников, доказать, что пропаганда ИГ по степени воздействия зачастую превосходит западную. Для этого необходимо понять, как в западных СМИ представлен феномен ИГ и придерживаются ли западные медиа предложенных стратегий или альтернативных «нарративов», позволяющих разрушить столь привлекательный образ «Халифата»: В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: • определить понятия «исламизм», «исламский фундаментализм», «джихад», «халифат» и «терроризм»; • установить соотношение современного исламистского терроризма и ислама как религии; • на основе этого понять, почему современные радикальные исламисты обращаются к «золотому веку ислама» и как они используют религию для оправдания насилия; • произвести анализ факторов, которые заставляют молодых людей присоединяться к ИГ; • определить, каково соотношение архаичного и современного в призывах террористов; • понять как устроена медиастратегия современной террористической организации; • определить уровень влияния Исламского Государства на западные средства массовой информации. Объектом исследования является феномен современной террористической организации, а именно Исламского Государства, группировки, претерпевшей изменения под влиянием как внешних факторов, так и внутренней эволюции самих исламистских течений. Предметом – специфика функционирования информационной политики Исламского Государства и особенности освещения феномена ИГ в западных СМИ. Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы по проблематике исламского фундаментализма, исламизма и исламистского терроризма специалистов по Ближнему Востоку Г.И. Мирского, А. Малашенко; исследования по истории возникновения современных террористических группировок журналистов Майкла Вайса и Хасан Хасана, работы по анализу тактики действий массмедиа французского философа Жана Бодрийяра и работы по исследованию феномена насилия и его восприятия. Эмпирической базой послужили как пропагандистские материалы террористической группировки «Исламское Государство», так и материалы западных англоязычных медиа (The Atlantic, The Guardian, The Economist), рассматривающие феномен ИГ. Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 2014 года по апрель 2017 года, то есть с момента провозглашения «Халифата» «Исламским государством». В основу методической базы легли: исторический метод, метод сравнения, анализ научной литературы, качественный анализ материалов англоязычных СМИ, обобщение. Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88157966e12684ee9efe
UUID: 1b06c81a-0499-4d25-9baa-8cbdbfb1c007
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 139

Стародубцева Марина

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет