Трагедия Марии Стюарт в интерпретации британских авторов конца XVIII – XIX веков

Аннотация к выпускной квалификационной работе Мартовицкой Нины Павловны «Трагедия Марии Стюарт в интерпретации британских авторов конца XVIII- начала XIX вв.» Мария Стюарт – одна из самых ярких фигур не только в шотландской, но и в британской истории. Ее трагическая судьба, полная головокружительных взлетов и падений, вызывает неизменный интерес писателей, историков, кинематографистов. Объектом данного исследования нами был выбран образ Марии Стюарт, складывавшийся в произведениях британских писателей XVIII-XIX вв. Материалом для исследования послужили «Элегия Марии, Королевы Шотландской, на приближение весны» (Lament Of Mary, Queen Of Scots, On The Approach Of Spring, 1791 г.) Роберта Бернса, «Жалоба Мэри, Королевы Шотландцев, в канун нового года» (Lament of Mary Queen of Scots, on the Eve of a New Year, 1817 г.) Уильяма Вордсворта, роман Вальтера Скотта «Аббат» (The Abbot, 1820 г.) и драматическая трилогия Алджернона Чарльза Суинберна, посвященная Марии Стюарт, в которую входят пьесы «Шателяр» (Chastelard, 1865 г.), «Босуэлл» (Bothwell, 1874 г.), «Мария Стюарт» (Mary Stuart, 1881 г.). Цель исследования — выявить особенности интерпретации образа Марии Стюарт в творчестве выбранных нами авторов. Можно сказать, что перед нами произведения литераторов, принадлежащих к трем разным поколениям, следовательно, рассмотрение образа Марии Стюарт в произведениях каждого из них может позволить нам увидеть не только отражение индивидуальной творческой философии писателей, но и отражение исторической ситуации, в контексте которой они создавали свои произведения. Достижение поставленной цели требует выполнения нескольких задач: - изучить биографию Марии Стюарт; - рассмотреть взаимоотношения Марии с Елизаветой Тюдор; - проанализировать выбранные произведения; - выявить отношения авторов к фигуре Марии Стюарт. Данное исследование может способствовать уточнению оттенков одного и того же события, одного и того же исторического факта или лица в рамках единого литературного направления, — этим обусловлена его актуальность. Новизна работы заключается в том, что выбранные нами произведения малоизучены и никогда прежде не анализировались в аспекте сопоставления. Структура работы складывается из введения, основной части, состоящей, в свою очередь, из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 66 наименований. Первая глава, состоящая из двух параграфов, содержит очерк жизни Марии Стюарт и ее отношений с Елизаветой Английской, составленной на основе работ Р. Грэма, И.И. Буровой, А. Фрэзер, И. Питаваля. Вторая глава посвящена образу Марии Стюарт в произведениях выбранных нами авторов. В первом параграфе анализируются поэмы Р. Бернса и У. Вордсворта. Сопоставление двух поэм приводит к выводу, о наличии преемственности между ними. Оба автора, принадлежащие к разным поколениям и национальностям, испытывают симпатию к Марии Стюарт, но, если для Бернса Мария является символом старины, борьбы за независимость Шотландии, то Вордсворт, потрясенный событиями Великой французской революции, осуждает ее казнь, поскольку она является нарушением установленного Богом порядка. Второй параграф второй главы содержит анализ образа Марии Стюарт в романе В. Скотта «Аббат». Скотт также симпатизирует Марии, но взгляд историка приводит его к осознанию обреченности на поражение в исторической борьбе шотландской королевы и ее сторонников. В своем романе Скотт старается не идеализировать Марию, изображая ее полной очарования, но не лишая присущих ей слабостей. Так же он поступает с участниками изображаемой им политической борьбы, показывая достоинства и недостатки персонажей сражающихся по обе стороны баррикад. В третьем параграфе рассматривается образ Марии Стюарт в посвященной ей трилогии А.Ч. Суинберна. Для Суинберна шотландская королева, прежде всего, не историческая, а романтическая героиня. Выступая против викторианской морали, Суинберн изображает королеву порочной и притягательной роковой женщиной, femme fatale, несущей гибель влюбленным в нее мужчинам. Тем не менее, отношение автора к Марии безусловно положительное. Об этом свидетельствуют некоторые автобиографические черты, присутствующие в созданном Суинберном образе Марии. В результате, мы видим, что каждый из рассматриваемых авторов видоизменял образ Марии в соответствии с собственной философией и творческим методом, но все они с неизменной симпатией относились к шотландской королеве.

Языкознание
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88177966e12684ee9f42
UUID: 61c8c838-4322-48b9-861e-5ce2c441e5d1
Язык: Русский
Опубликовано: почти 7 лет назад
Просмотры: 302

Мартовицкая Нина Павловна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 521,1 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет