Д. А. Грибанов,
студент V курса
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
(Псков, Россия)
dianab81@mail.ru
С. П. Иванова,
доктор психологических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
(Псков, Россия)
svetlana97551@mail.ru
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ
РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ *
Во всех официальных документах последних лет (Закон об образовании,
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного
и общего среднего образования [1; 2] в качестве одного из приоритетов заявляется право и обязанность родителей в том, чтобы заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако несмотря на большой объем информации о развитии и воспитании детей, его качество и умение грамотно применять его в реальном процессе взаимодействия
с детьми остается очень невысоким.
Специалисты в области педагогики и психологии все чаще говорят, что
многие трудности, с которыми сталкиваются дети, связаны, в первую очередь,
с их родителями, а именно с ошибками семейного воспитания, неумением родителей учитывать возрастно-физиологические, возрастно-психологические, индивидуальные особенности своих детей и, следовательно, выстраивать взаимодействие с ними. Несмотря на большой объем информации о развитии и воспитании
детей, его качество и умение грамотно применять его в реальном процессе взаимодействия с детьми остается очень невысоким. Последствия такого воспитания
общество увидит не сразу, однако его жертв с каждым годом будет становиться
все больше и больше. В 2016 году Министерство образования и науки объявило
о необходимости создания профессиональных родительских университетов, задача которых – оказывать поддержку родителей в воспитании своих детей с учетом их особенностей и в современных социально-экономических условиях, то
есть повышать уровень родительской компетентности.
Именно поэтому выявление конкретных психолого-педагогических предпосылок в современных социально-экономических, демографичесих и культурных условиях, связанных с установлением осознаваемых затруднений в воспитании детей, неправильных стилей семейного воспитания, неумением выстраи*
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области
в рамках научного проекта № 17-16-60003.
7
вать взаимодействие как с детьми, так и с другими членами семьи, является актуальной научной проблемой.
В данной статье будет рассмотрен один из компонентов родительской
компетентности – ценностно-смысловой [3], а основной выборкой исследования стали 18 матерей детей раннего возраста (1–3 г.). Для выявления специфики
и сформированности родительской компетентности была разработана авторская
анкета для родителей детей разного возраста: раннего, дошкольного и младшего школьного.
Рассмотрим ответы на вопросы анкеты касательно семейных традиций
и ценностей.
Подавляющее большинство опрошенных матерей детей раннего возраста
характеризуют свою семью как крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки (66 %) или как очень крепкую, в которой царит полная гармония между супругами (22 %). Лишь один респондент (6 %) отметил, что семья
в целом устойчивая, хотя ссоры между супругами бывают часто. Одна семья
является неполной (6 %).
На вопрос «Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей
семьи?» 28 % матерей не дали ответа. Такое же число ответили, что такими семейными традициями являются совместные прогулки и поездки, экскурсии, отпуск. Выезды на природу, походы также называются в 22 % ответов. Самым
популярным ответом является празднование семейных праздников (33 %). 17 %
считают семейной традицией, укрепляющей семью, посещение храма либо совместные молитвы. А 11 % отмечают просто «отдых», не конкретизируя его содержание. В отдельных ответах были названы такие семейные традиции, как
совместное посещение бассейна, езда на велосипедах, общее хобби, игры, фотографирование или просто посещение магазинов и визиты к родственникам.
Несколько вопросов данного раздела анкеты посвящены религиозному аспекту жизни семьи. На первый из таких вопросов «Можно ли сказать, что вы верующий человек?» 94 % опрошенных матерей детей раннего возраста ответили
положительно и, соответственно, один человек (6 %) – отрицательно. Однако уже
при ответе на следующий вопрос «Считаете ли вы, что Православная церковь способствует укреплению семьи?» лишь 38 % респондентов высказали согласие
с данным утверждением. Более половины затруднились (56 %) с ответом, а 6 %
считают, что православная церковь не может способствовать укреплению семей.
Последний вопрос в данном блоке касался использования ценностей православной культуры в воспитании детей. Почти половина матерей, принявших
участие в анкетировании, ответили, что не используют православные ценности
в воспитании. По 28 % либо опираются на них, либо стараются частично использовать.
Таким образом, у родителей частично сформирован лишь когнитивный
компонент ценностных ориентаций, а аффективный и поведенческий у большей части из них не проявляется.
В идеале матери хотели бы видеть семью крепкой и дружной (39 %), любящей (33 %), понимающей (33 %), помогающей, поддерживающей, отзывчи8
вой (22 %), полной (19 %), где царит взаимоуважение (19 %) и равноправие
(11 %). Были даны такие уникальные ответы о том, что идеальная семья должна
быть верующей, терпеливой, вместе проводить свободное время, совместно
принимать решения и в ней родители должны быть примерами для своих детей,
однако и материальная обеспеченность одной из респонденток была названа
важной характеристикой в идеальном представлении о семье. 22 % матерей не
дали своего описания идеальной семьи.
На вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо сделать для укрепления
семейно бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?» не
ответило уже 33 % респондентов. Среди полученных ответов были следующие:
повысить взаимопонимание, умение выслушать, внимательнее относиться друг
к другу, чаще идти на уступки, больше отдыхать вместе с детьми. Также рождение детей может улучшить семейный микроклимат. Приобретение собственного жилья или, наоборот, продажа имеющейся машины также могут укрепить
семью.
Таким образом, большинство традиций семей связаны с совместным времяпрепровождением. При описании своего идеала семьи опрошенные мамы
подчеркивают в первую очередь межличностные отношения между членами
семьи. Соответственно, и для улучшения семейного микроклимата респонденты в основном указывают так же совершенствование процесса коммуникации
между членами семьи.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. с изм. от 01.05.2017 г. [Электронный ресурс].–
URL: минобрнауки. РФ/документы/2974
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р г. Москва [Электронный ресурс].– URL: минобрнауки.
РФ/т/проекты/стратегия
3. Быстрова, Н. Н. Компетентность родителей как результат компетентной
работы специалистов системы образования / Н. Н. Быстрова // Мир науки, культуры, образования.– 2011.– № 4.– С. 20–24.
9
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывДействительно, практика показывает, что ценностный компонент в семейном воспитании на сегодняшний момент сильно западает.