Ценностное содержание культурно-просветительского дискурса (по материалам литературно-художественной критики в СМИ)

Актуальность работы определяется научным интересом к проблемам, связанным с аксиологией журналистики, модернизационными процессами в культурно-просветительском журналистском дискурсе, значительностью литературно-художественной критики как транслятора эпохальных ценностных представлений. Новизна работы заключается в системном описании средств выражения ценностного содержания литературно-критических публикаций в СМИ, а также во введении в научный дискурс нового эмпирического материала, презентующего современную культурно-просветительскую журналистику. Цель работы: систематизация речевых средств, используемых для трансляции ценностного содержания литературно-критических журналистских текстов, публикуемых в культурно-просветительском интернет-издании. Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач: - создание теоретической базы исследования; - определение факторов, влияющих на ценностное содержание текстов, формирующих сегодня литературно-критический дискурс; - систематизация средств, применяемых сегодня для презентации концептосферы культурно-просветительской журналистики; - описание специфики системы речевых средств, использующихся для выражения оценки в культурно-просветительских журналистских текстах; - выявление влияния ценностного содержания дискурса на речевой облик текста. Методы исследования. В ходе работы применяются описательный, индуктивный методы, метод системного анализа. При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов; модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии. Объект исследования – культурно-просветительский журналистский дискурс, создаваемый литературно-критическими интернет-изданиями. Предмет – речевое выражение ценностного содержания литературно-критических текстов, направленных на формирование читательских предпочтений современной массовой аудитории. Эмпирическая база исследования: журналистские произведения рубрики «Рецензия» интернет-журнала «Прочтение» за 2014 год. Всего 95 публикаций. Степень изученности проблемы и теоретическая база. Культурно-просветительский журналистский дискурс в настоящее время является предметом глубокого научного интереса. Этой темой занимаются О. В. Седельникова, Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. Также активно изучается вопрос ценностного содержания, в частности, такие его компоненты, как концепты (В. И. Карасик, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов) и оценка (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова). Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе раскрывается содержание ключевых понятий, описываются основные функции культурно-просветительского дискурса, а также выявляются факторы, влияющие на его аксиологическое наполнение. Вторая глава посвящена средствам выражения ценностного содержания дискурса, таким как концепты и текстовая категория оценочности. Положения, выносимые на защиту: 1. Культурно-просветительский дискурс характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), определенными жанровыми предпочтениями. 2. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и современные периодические арт-издания. Поскольку арт-журналистика носит информационно-рекламный, а не аналитически-оценочный характер, при изучении аксиологического аспекта дискурса наиболее информативным представляется традиционная литературно-критическая периодика, в которой публикуются преимущественно рецензии. 3. Жанр рецензии обладает ярко выраженным аксиологическим потенциалом. В этом жанре ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом – через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки). 4. Концептосфера культурно-просветительского дискурса транслируется с помощью концептов, трансформирующихся в журналистском тексте под воздействием индивидуально-авторского осмысления в аксиологемы, и средств выражения концептуального содержания (метафор, повторов, приемов языковой игры и др.). 5. Средства выражения оценки в культурно-просветительском журналистском издании делятся на дискурсивные и индивидуально-авторские. Дискурсивные средства влияют на интенциональность текста и на аналитический аспект. Индивидуально-авторская специфика проявления категории оценочности определяет аксиологическое содержание журналистского текста, влияет на авторский (индивидуальный) стиль.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d368b5f1be77c40d591fa
UUID: 446be67e-dea1-457f-b7ee-e59a0dc14f81
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 183

Самсонова Анастасия Александровна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 586970 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет