Ценностные ориентиры современной спортивной журналистики

Аннотация магистерской диссертации Горновой Натальи Игоревны «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ» Values orientation of modern sports journalism Н. рук. – Горячев Алексей Александрович, канд. филол. наук, ст. преп. Направление подготовки – Журналистика Профиль – Журналистика сферы досуга Ключевые слова: аксиология, ценность, ценности спорта, спортивная журналистика, массовый спорт; спорт высших достижений. Key words: axiology, value, sport values, sports journalism, mass sport, the sport of records. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день спортивная журналистика выполняет не только функцию информирования, но и функцию ценностного ориентирования социума посредством транслируемых журналистами ценностей. Поэтому изучение ценностной ориентации современной спортивной журналистики необходимо для того, чтобы сформировать представления о её актуальном аксиологическом содержании, которое напрямую влияет на систему ценностей общества. В этом состоит и практическая значимость исследования. Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в изучение проблемы аксиологии журналистики внесли работы В. А. Сидорова. Он первым стал разрабатывать вопросы об аксиологическом методе исследования журналистских произведений, а также предложил новые методы ценностного анализа. Изучением функции ценностного ориентирования индивида, которую выполняет журналистика, занималась Г. В. Лазутина. Исследователи делают акцент на том, что ценностная ориентация присуща индивиду, который определяет значимость объектов, связанных с процессом своей деятельности. Однако в трудах исследователей вопрос о ценностной ориентации самого медиасубъекта, выполняющего функцию ценностного ориентирования, не рассматривался. И, как следствие, не проработаны вопросы, связанные с ценностной ориентацией спортивного СМИ. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области философии (П. Ганчев, П. А. Рачков, Г. Риккерт, М. Хайдеггер, М. Шелер, В. К. Шохин и др.); аксиологии (М. Вебер, Г. П. Выжлецов, И. Г. Гарванов, М. З. Гарванова, Б. С. Ерасов, А. А. Ивин, Р. Инглхарт, М. С. Каган, М. Рокич, К. С. Романова, Л. Х. Рыкова и др.); аксиологии журналистики (И. В. Ерофеева, Г. В. Лазутина, М. В. Малинович, Е. В. Поликарпова, В. А. Сидоров и др.); теории и истории спорта (Н. Блейн, Р. Бойл, А. Г. Егоров, Е. П. Ильин, А. В. Кыласов, П. К. Кузнецов, В. И. Столяров, А. И. Чикуров и др.); аксиологии спорта (А. В. Лукянов, Н. Ю. Мазов и др.), теории и истории спортивной журналистики (К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко, Е. Г. Малышева, С. А. Михайлов, А. Г. Мостов и др.); аксиологии спортивной журналистики (Н. П. Бродская, К. В. Прохорова и др.). Методы исследования: классический анализ, аксиологический анализ, дискурс-анализ, обобщение, описание, сравнение, классификация, интерпретация. Объект исследования – система ценностей современного спортивного телевизионного контента. Предмет исследования – ценности спорта высоких достижений и ценности массового спорта в контенте телеканала «МАТЧ ТВ». Цель исследования – анализ аксиологического содержания спортивной журналистики на примере спортивного телеканала «Матч ТВ». Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования: • формирование терминологической базы исследования; • определение понятия спорта как специфического вида человеческой деятельности; • выявление аксиологической основы спорта; • определение понятия ценностной ориентации медиасубъекта; • изучение опыта российских спортивных телеканалов в трансляции передач, посвященных массовому спорту; • анализ концепции и ценностной ориентации телеканала «МАТЧ ТВ»; • аксиологический анализ содержания базисных топиков контента телеканала «МАТЧ ТВ» на предмет ценностей массового спорта и спорта высоких достижений. Гипотеза исследования. В ценностную систему современной российской спортивной тележурналистики входят не только ценности спорта высоких достижений, но и массового спорта. Однако, несмотря на эти изменения в ценностной системе спортивной тележурналистики, доминантными по-прежнему остаются ценности спорта высоких достижений. Эмпирическую базу исследования составили: • эфирная сетка программ телеканала «Матч ТВ»; • 200 выпусков телепередач, составляющих оригинальный контент «Матч ТВ» в период с 1.11.2015 по 1.03.2017, а именно: «1+1» – 4 выпуска; «Анатомия спорта» – 8 выпусков; «Биатлон с Дмитрием Губерниевым» 13 выпусков; «Все на Матч!» – 10 выпусков; «Все на футбол: Афиша» – 9 выпусков; «Все на футбол» 13 выпусков; «Второе дыхание» – 4 выпуска; «Деньги большого спорта» – 3 выпуска; «Десятка» – 9 выпусков; «Детский вопрос» – 7 выпусков; «ЖИВИ СЕЙЧАС» – 5 выпусков; «Звезды премьер лиги» – 3 выпуска; «Звезды футбола» – 3 выпуска; «Инспектор ЗОЖ» – 10 выпусков; «Континентальный вечер» – 10 выпусков; «Кто хочет стать легионером?» 4 выпуска; «Кубок войны и мира» 6 выпусков; «Культ тура» – 11 выпусков; «Лучшая игра с мячом» – 5 выпусков; «Мама в игре» – 5 выпусков; «Особый день» – 8 выпусков; «Передача без адреса» 2 выпуска; «ПОВЕРЬ В СЕБЯ. СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ» – 6 выпусков; «После футбола с Георгием Черданцевым» – 10 выпусков; «Спорт за гранью» – 4 выпуска; «Спортивный заговор» – 6 выпусков; «Спортивный репортер» – 9 выпусков; «Тотальный разбор с Валерием Карпиным» –3 выпуска; «Точка» – 5 выпусков; «ТЫ МОЖЕШЬ БОЛЬШЕ» – 5 выпусков. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обозначена актуальность и практическая значимость данной исследовательской работы, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза. В первой главе рассматриваются философские, социальные и психологические подходы к определению понятия «ценность», изучаются основные подходы к классификации ценностей. Во второй главе выявляется аксиологическая основа спорта, изучаются подходы к определению основного предмета деятельности спортивных журналистов, выявляется система ценностей спорта высших достижений и массового спорта и определяется понятие ценностная ориентация медиасубъекта. В третьей главе обосновывается выбор эмпирического материала, изучается опыт российских спортивных телеканалов в трансляции передач, посвященных массовому спорту, проводится анализ концепции «Матч ТВ», выявляются заявленные в концепции ценности, исследуется эфирная сетка программ и аксиологическое содержание контента телеканала «Матч ТВ». В заключении подводятся итоги исследования, определяется соотношение ценностей массового спорта и спорта высших достижений в аксиологическом содержании контента «Матч ТВ», обобщаются в систему базовые ценности, обнаруженные при анализе концепции и контента «Матч ТВ». Научная новизна исследования заключается в том, что проблема ценностной ориентации спортивной журналистики прежде не являлась приоритетной для исследователей. Кроме этого, данная исследовательская работа является первой попыткой анализа концепции спортивного телеканала «Матч ТВ» и его ценностной ориентации. Положения, выносимые на защиту: 1. ценностная ориентация медиасубъекта – это совокупность ценностей, на которые опираются журналисты и другие участники создания контента определенного СМИ при отборе фактов, их анализе и интерпретации, а также при формировании информационной картины дня; 2. система базовых ценностей спорта составляет аксиологическую основу ценностной ориентации спортивной журналистики; 3. аксиологическое содержание контента спортивного телеканала формируется в его концепции и проявляется на уровне базовых топиков, содержания и смысловой структуры контента; 4. ценностная ориентация в концепции спортивного телеканала «Матч ТВ» строится на интеграции ценностей спорта высших достижений и массового спорта; 5. объем представленных ценностей массового спорта в реальном контенте «Матч ТВ» не соответствует заявленному в концепции телеканала.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f882c7966e12684eea20f
UUID: b88b74c8-c9e2-4609-9106-1a2cf7361f99
Язык: Русский
Опубликовано: почти 7 лет назад
Просмотры: 124

Горнова Наталья Игоревна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет