Участие СМИ в формировании идентичности национальных меньшинств России

Актуальность исследования обусловлена как научно-познавательными, так и социально-практическими задачами, которые стоят перед современным российским обществом в условиях глобализации мировой культуры и возникновения мультикультурной среды. Всестороннее изучение различных аспектов национальной и этнической идентичности необходимо для налаживания культурного обмена, гармонизации межнациональных отношений, налаживания эффективной межэтнической коммуникации и достижения гражданского мира. Кроме того, подобные исследования необходимы для развенчивания этностереотипов, а также для предотвращения и урегулирования конфликтов на этнической почве. Научная новизна настоящей работы связана с тем, что при явном преобладании количественных исследований СМИ национальных меньшинств России прослеживается очевидный дефицит на качественный анализ данного вида медиа. Мы постарались заполнить этот пробел, тем более что этнические газеты России являются важным фактором формирования этнической и национальной идентичности. Несмотря на то, что этническая пресса является нишевым феноменом и с точки зрения востребованности уступает федеральным СМИ, ее воздействие на сознание представителей разных этнических групп зачастую оказывается более глубоким и эффективным. Таким образом, исследование СМИ малых народов может обогатить российское научное сообщество ценным эмпирическим материалом и открыть новые подходы к изучению межнациональных отношений в нашей стране. Цель исследования заключается в выявлении той роли, которую этнические СМИ играют в плане поддержания этнической и формирования национальной идентичности малых народов России. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:  определить понятия «идентичность», «идентификация», «национальная идентичность», «этнос» и «нация»;  установить степень влияния СМИ на формирование идентичности в условиях информационного общества;  выявить жанровое и тематическое своеобразие газет национальных меньшинств России, а также организационные особенности их функционирования;  определить политические, социокультурные и социально-психологические функции этнических газет в Российской Федерации;  определить уровень влияния этнических СМИ на формирование идентичности национальных меньшинств России. Объектом исследования является национальная идентичность России. Предметом – этнические СМИ России. Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы социальных психологов, социологов и философов, разработчиков теории идентичности. В их числе – Э. Х. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Мид, Ч. Кулей, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Т. Парсонс, Т. Лукман, С. Ф. Арутюнян, В. С. Агеев и другие. Анализируя феномен этнической и национальной идентичности, автор опирался на исследователей этничности как примордиалистского (Л. Н. Гумилев, Ю. В. Бромлей), так и конструктивистского (Б. Андерсон, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум) направлений. Наконец, для изучения роли СМИ как одного из факторов, формирующих идентичность, были использованы работы отечественных и зарубежных медиаисследователей – И. Н. Блохина, А. С. Смоляровой и так далее. Эмпирической базой послужила выборка материалов газеты «Российские корейцы» в период за 2016-2017 гг. Это издание стало предметом научного анализа впервые. В основу методической базы легли: исторический метод, метод сравнения, анализ научной литературы, структурно-функциональный анализ материалов этнических газет, обобщение. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава представляет собой теоретическую базу исследования проблем этнической и национальной идентичности, а также их соотношения в современном мультикультурном обществе. В этой главе мы определяем роль СМИ в формировании национальной и этнической идентичности. Во второй главе мы подробно рассмотрим особенности этнической журналистики России. Будет проведен анализ публикаций в этнических газетах «Туран» и «Гул». В третьей главе мы ознакомимся с множественной идентичностью российских корейцев и разберем русскоязычные корейские СМИ России. Кроме того, будет проведен структурно-функциональный анализ материалов этнической газеты «Российские корейцы».

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f883b7966e12684eea3e5
UUID: aeaef396-49a9-490e-b95c-60c8410f0076
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 677

Ким Евгения Валерьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 902,7 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет