Управление вниманием пользователя в Интернет-СМИ: стратегии и практика

Актуальность данной магистерской диссертации продиктована интеграцией визуальных средств коммуникации во все сферы жизни, что способствует необходимости детального изучения особенностей влияния зрительно воспринимаемых элементов в процессе визуальной коммуникации на сознание аудитории. Выявление ключевых методов управления вниманием с целью повышения эффективности источников коммуникации и уровня запоминаемости информации. Научная новизна. В магистерской диссертации предпринята попытка соотнесение понятийного аппарата психического феномена внимания в рамках группы процессов познания со специфическим языком визуальной коммуникации, на котором «говорит» веб-дизайн сетевого издания. Рассматривается сложная совокупность методов управления вниманием на основе объединения раздробленных приемов в единые стратегии, представленные сочетанием целостной концепции, ожиданий, обоснованных данной концепцией, и методами практической реализации. Целью данного исследования является выведение и описание центральных стратегий управления вниманием в рамках специфики визуального языка веб-дизайна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практических задачи: • рассмотреть феномен внимания как свойство психологических процессов человеческой деятельности с трех ключевых сторон: внимание как элемент психической деятельности, внимание как свойство личности, внимание как определенное состояние психики; • провести анализ качественных проявлений внимания; • определить факторы функционирования различных видов внимания в рамках специфических особенностей функционирования визуальной коммуникации; • исследовать детерминанты произвольного, непроизвольного и послепроизвольного видов внимания в рамках визуальной коммуникации; • изучить семантику визуальной коммуникации, а именно веб-дизайна в системе методов восприятия окружающей действительности; • исследовать специфику медиасообщения как метода отражения и осмысления окружающего мира; • провести анализ ключевых характеристик веб-дизайна Интернет-СМИ; • дать понятийный аппарат эргономики как основы функционального подхода к веб-дизайну; • дать понятийный аппарат понятия юзабилити, изучить формы взаимодействия пользователя с Интернет-ресурсами; • выделить ключевые методы управления вниманием; • составить целостные стратегии на основе методов управления вниманием; • составить критерии анализа стратегий веб-дизайна; • провести анализа таблоидных изданий в соответствии с выведенными критериями; Объектом исследования в данной магистерской диссертации является веб-дизайн Интернет-версий изданий, а предметом - применение и уровень работы конкретных методов управления вниманием в формате целостных стратегий. Научно-теоретическую основу магистерской диссертации составили труды по основам общей психологии и психологии внимания, материалы о природе селективности и динамике внимания (В.И.Страхова, Ю.Б.Дормашева, В.Я. Романова, Т.К. Комаровой, Ф.Н.Гоноболина, Р.С.Немова, Е.Н. Соколова, П. Я.Гальперина, Н.Н. Ланге, Л.Д. Столяренко), работы исследователей в области веб-дизайна, эргономики и юзабилити (Д. Гаррета, В. Головача, А. Калиновского, Д. Кирсанова, Н. Вроблевски, Дж. Кита¸ С. Круга, А. Купера, Р. Лэла, П. Макнейла, И. Маркотта, Я. Нильсена, Г. Подъярны, О. Райхенштайна, Д. Раскина, Д. Синдерхолма, Р. Уинглера, К Чендлера и др.), материалы о семиотике и законах визуального восприятия (У. Эко, В.Л. Авербуха, Р. Арнхейма). Эмпирическую базу исследования составили десять веб-сайтов, представленных в формате Интернет-версий ведущих таблоидных изданий Германии (B.Z., Frankfurter Rundschau, Hamburger Morgenpost, Welt kompakt, Handelsblatt, Titanic) и Великобритании (The Sun, Daily Mail, The Daily Telegraph и The Daily Mirror). Для проведения исследования использовались общенаучные и статистические методы исследования, а именно методы медиа-анализа в рамках структурно-функционального подхода, сравнительный анализ. Отдельные положения магистерской диссертации прошли апробацию на 15-той международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в период с 9 по 11 марта 2016 года и были удостоены диплома за лучший доклад в рамках секции «Типографика: история, теория, практика». В данный момент статья по тематике выступления готовится к публикации в сборник. На основании представленных на конференции материалов была проведена лекция по программе "Веб-дизайн и оформление электронных СМИ" у студентов третьей группы первого курса магистратуры по профилю медиадизайн. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава разделена на три основных параграфа. В первом параграфе рассматриваются факторы функционирования процесса внимания. Во втором параграфе приведено исследование визуальной коммуникации как метода передачи информации, изучено понятие визуализации. В третьем параграфе представлены особенности управления вниманием пользователя в пространстве Интернет-СМИ. Вторая глава описывает структурно-функциональный анализ методов управления вниманием пользователя в Интернет-СМИ на основе описания обоснования выбора анализируемых источников и приведения характеристик критериев структурно-функционального анализа. В приложении представлены результаты структурно-функционального анализа. Положения, выносимые на защиту: 1. Качество восприятия, усвоения и запоминания визуальных объектов, функционирующих в рамках композиции веб-страницы, напрямую связано с естественным уровнем внимания и полностью зависят от выбранного способа систематизации. Таким образом, проявляется категория избирательности внимания, основанная на выборе центральных и второстепенных элементов за счет дробления информации в соответствии с учетом возможностей психики обрабатывать данные. 2. На устойчивость внимания существенное влияния оказывают специфические особенности самого объекта, среди которых динамичность, изменчивость, уровень сложности и возможность взаимодействия. Однако ключевым параметром наличия устойчивости внимания является интерес человека к предмету, понимание и признание его значимости для дальнейшего развития личности или для достижения поставленных целей. Таким образом, качество воспринимаемой информации зависит не только от организации визуальной композиции с точки зрения расположения информационных блоков, но и от характеристик usability. 3. Средства массовой информации таблоидного типа за счет параметра сенсационности во многом ориентированы на категорию внимания по объекту, а именно на аффективное внимание, в основе которого лежит совокупность чувств и эмоции, представленных в качестве естественной реакции на визуальный объект. 4. Особое значение в условиях проводимого исследования имеет непроизвольное внимание за счет физиологической основы, проявляющейся в возникновении универсальных биологических проявлений, опосредованных ориентировочным рефлексом: ответной реакцией организма на изменения любого порядка, происходящие в окружающем мире. Наибольшее отражение получают раздражители, субъективно воспринимаемые человеком, как наиболее существенные и актуальные в условиях визуальной коммуникации. Исключения составляют социогенные потребности личности: даже малозначительный раздражающий фактор, направленный на принципиальные потребности, может вызвать мощную реакцию. 5. Под визуальной коммуникацией понимается передача некоторого сообщения или информации, воспринимаемой зрительно, посредством различных систем. Когнитивной базой визуальной коммуникации является свойство максимально эффективного донесения актуальной информации и обеспечение ее адекватного понимания и успешного усвоения.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36735f1be77c40d58f75
UUID: 8b8c09e3-5419-48ec-ab47-306cfc056e38
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 315

Сафонова Юлия Андреевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2393379 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет