Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 39.03.01 - Социология
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 2,7 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Оглавление Введение ...................................................................................................................................... 3 1 Теоретико-методологические основы исследования уровня и качества жизни .................... 6 1.1 Основные подходы к определению уровня и качества жизни ........................................ 6 1.2 Индикаторы уровня и качества жизни и их сущность ................................................... 20 2 Исследование уровня и качества жизни населения Приморского края ............................... 28 2.1 Программа социологического исследования ................................................................. 28 2.2 Анализ основных индикаторов уровня и качества жизни населения Приморского края ................................................................................................................................................... 34 Заключение ............................................................................................................................... 52 Список использованной литературы ........................................................................................ 54 2
Введение В современном демократическом государстве, ведущем социально направленную политику, при определении уровня его экономического развития, его стабильности и устойчивости наряду с другими показателями и в качестве одного из важнейших необходимо рассматривать качество и уровень жизни населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а, следовательно, обеспечивала бы человеку достойную жизнь. Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: политические факторы; экономические факторы; социальные факторы; научно-технический прогресс, экологические факторы и др. 3
Дальний Восток входит в состав территорий опережающего развития. В настоящее время правительство РФ делает большой упор на повышения благосостояние Дальнего Востока. Одна из основных задач направлена на повышение уровня социально-экономического развития Дальнего Востока, обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке 1. В 2008-2010 годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась устойчивостью национальной валюты, ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации и рядом других положительных тенденций. Однако, качество и уровень жизни населения, если и повышаются, то незначительно, а это не может не настораживать. На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» : Постановление №308 от 15.04.2014 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 18. – Ст. 2154. 1 4
Проблема: несоответствие предпринимаемых государствами действий и базовых потребностей населения Приморского края. Объект: Уровень и качество жизни населения Приморского края. Предмет: Совокупность факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения Приморского края. Цель: анализ уровня и качества жизни населения Приморского края. Задачи: 1. Дать определения понятиям уровня и качества жизни населения. 2. Провести анализ уровня и качества жизни населения Приморского 3. Изучить систему государственного регулирования уровня и края. качества жизни населения России. 4. Сформулировать основные проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения Приморского края. Гипотеза ВКР: Действия, предпринимаемые государством для повышения уровня и качества жизни населения Приморского края, не в полной мере соответствуют потребностям его жителей. Метод исследования – статистический анализ (метод индикативного анализа). 5
1 Теоретико-методологические основы исследования уровня и качества жизни 1.1 Основные подходы к определению уровня и качества жизни Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения во благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг. Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом. Такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации. К количественным показателям уровня жизни относятся: уровень заработной платы, средний доход на душу населения, средние нормы потребления на душу населения, занятость населения и т.д. В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации. Вместе с тем, важны не только объективные показатели, охватываемые термином «уровень жизни», но и их оценка, выявление их значимости для индивида, зависящая от его культурного уровня, вовлеченности в те или иные традиции, физиологического своеобразия. В структуру образа жизни входят не только сами условия проживания человека - экономические, политические, хозяйственные и бытовые, а и их отражение в сознании людей, оценка этих условий индивидами. Один из 6
важных показателей уровня жизни - не только количество объектов культуры и быта, а и количество людей, удовлетворенных количеством и качеством этих объектов. Качество жизни, как комплексная оценка жизнедеятельности людей, представляет реализации собой систему потребностей показателей, человека, характеризующих степень уровень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества 2. Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Оно определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества. Параметры качества жизни могут служить не только целью социального развития, но и его условием. Никакие действия государства не должны вести к ухудшению качества жизни сверх пороговых значений. Статистика показывает, что качество жизни зависит на 40% от экономических факторов и на 60% от духовных, прежде всего нравственной атмосферы в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но становятся не целью, а средством. В такой ситуации государственная политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и духовные, развивая в обществе стремление к справедливости, взаимопомощи, свободе, социальной поддержке. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. – М. : Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. – С. 674. 2 7
В последние годы понятие «качество жизни» заняло прочное положение в научном обороте, наряду с понятиями уровня и образа жизни. Интерес к проблематике качества жизни наблюдается, прежде всего, в наиболее благополучных городах и регионах, руководство которых озабочено уже не столько проблемами домохозяйств и социальной слоев населения, защиты и сколько поддержки малоимущих проблемами устойчивого социального развития, т.е. такого развития, при котором каждое последующее поколение людей находится в не худших условиях жизни, чем предыдущее. Растущий интерес исследователей и практиков к качеству жизни вызван четко выраженной зависимостью всего социального развития от степени удовлетворенности населения условиями жизни. Тесная взаимосвязь между социальным развитием, с одной стороны, и уровнем и качеством жизни, с другой стороны, заключается в том, что само социальное развитие выступает в виде изменения уровня и качества жизни людей и социальных общностей относительно их прежнего состояния, а также в виде изменения уровня и качества жизни этих общностей относительно друг друга. Повышение качества жизни населения имеет особенно важное значение на местном (муниципальном) уровне. Во-первых, большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне. Во-вторых, качество жизни населения становится постепенно главным критерием оценки эффективности местного самоуправления. Однако пока еще нет общепринятой концепции повышения качества жизни населения страны, ее регионов, муниципальных образований. Отсутствует единый подход к содержанию самого понятия «качества жизни», нет общей методологии и методики его измерения. Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения исследований проблем качества жизни населения и 8
поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона. Качество жизни населения России во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти муниципального управления, направленного на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства. Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса. Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров. Все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: - политические факторы; - экономические факторы; - социальные факторы; - научно-технический прогресс. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей 9
общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно-образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессиональный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки. 10
К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях3. Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения. Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения, и ряд других. Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. По мнению большинства социологов, основным определением качества жизни является следующее: качество жизни — это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ4. Высокое качество жизни отдельного гражданина – это, когда у него: - имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование); Волгин, Н. А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения) / Н. А. Волгин. – М. : Изд-во «Экзамен», 2003. – С. 186. 3 Жеребин, В. М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня // Вопросы статистики. – 2000. – №8. – С. 3 – 11. 4 11
- сформирована система личностно значимых и, при этом, социально позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения; - удовлетворены базовые физиологические и психологические потребности; - приоритетными являются вторичные потребности – личностного роста и созидательной деятельности, имеются условия для их реализации; - осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции и чувства. Высокое качество жизни общества – это, когда: - удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, отсутствует нищета; - осуществляется общественная, производственная, хозяйственная, научная, культурная деятельность по всем направлениям социально- экономического развития с этапными достижениями, дающими вклад в качество жизни всего населения; - абсолютное большинство населения удовлетворены своей страной и тем, что в ней происходит, испытывают чувство гордости за нее. Качество жизни предполагает: - чистую окружающую среду; - личную и национальную безопасность; - политические и экономические свободы. Качество характеризующих жизни рассматривается степень реализации как система жизненных показателей, стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. 12
Во многих зарубежных странах под качеством жизни, кроме вышеуказанных критериев понимается финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое. Проблема значимости качества жизни населения затрагивалась в трудах множества исследователей еще со времен античной философии. Так, Аристотель писал, что «цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни»5. Однако, стоит отметить, что, поднимая вопрос о качестве жизни, философы того времени большее внимание уделяли ценностям духовным, нежели, материальным. Эпикур и Лукреций видели в основе достойного качества жизни такие качества как невозмутимость, разумное наслаждение жизнью, удовлетворенность собой и жизнью, достигаемые лишь мудрецами6. Но, несмотря на это, государству приписывали немаловажную роль в формировании оптимального качества жизни. Однако, мнения философов в этом вопросе рознились. Некоторые придерживались концепции «человек для государства», другие же, напротив – «государство для человека». Так, Платон считал, что «только в идеальном государстве возможно достижение достойного качества жизни»7. В средние века немалое развитие получило представление о том, что достойное качество жизни достигается через любовь к Богу. При этом качество жизни определяется не материальным достатком, а «постижением Божьей воли» и подчинением ей. Другими словами, обязанности людей в обществе устанавливаются Богом, а выполнение этих обязанностей гарантирует высокое качество жизни всего государства. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель – М. : Директ-Медиа, 2012. – С. 63. Лукреций, Т. О природе вещей [Электронный ресурс] : электрон. книга / Т. Лукреций – Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/LUKRECIJ/lukrecii1_1.txt (Дата обращения – 15.05.18) 7 Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1 / Платон. – СПб. : «Изд-во Олега Абышко», 2007. – С. 176. 5 6 13
В эпоху просвещения концепты, имеющие отношение к проблеме качества жизни, разрабатывались представителями теории общественного договора (Томас Гоббс, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Сама теория подразумевает достижение консенсуса между государством и обществом, что в свою очередь является механизмом перевода общества из состояния естественного в гражданское. Также, в число основных принципов теории входит взаимные обязательства человека и государства и верховенство закона. По мнению Гоббса, «человек при этом получает больше возможностей для удовлетворения своих потребностей, следовательно, человек приобретает новое качество жизни»8. В период становления социологии как науки (конец XVIII – начало XIX в.) критерии, определяющие качество жизни, обретают более материальный характер. Представители «утопического социализма», Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, отстаивали концепцию общего благосостояния, основной идеей которой была «равномерность распределения общественных благ без допущения баснословного богатства и ужасающей нищеты» 9. Данный подход, также, называется «социально-уравнительным». Основной причиной экономического неравенства в обществе представители этого подхода считают противоречия между интересами индивида и группы. В последствии идеи «социального равенства» получили развитие благодаря таким теоретикам социализма, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Если говорить о материальной составляющей качества жизни, то стоит также отметить, что огромный вклад в развитие представлений об экономических условиях существования человека как основном показателе качества жизни внесли представители теории «экономического человека», в частности, основоположник экономической теории – Адам Смит. Так, по его Гоббс, Т. Сочинения в 2 томах / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1991. – С. 644. Римашевская, Н.М. Народное благосостояние: тенденции и перспективы // Народонаселение. – 2000. – № 4. – С. 24 – 27. 8 9 14
мнению, человек – это «индивид, движимый двумя природными мотивами – своекорыстным интересом и склонностью к обмену» 10 . Исходя из этого принципа, Смит, выдвинул теорию «персонифицированного благосостояния», согласно которой «индивидуальное благосостояние держится на трех основных составляющих: количество труда, разделение труда, бережливость потребления». То есть, в данном случае качество жизни рассматривается не в масштабах всего общества, а в отношении индивида. В последствии данная идея получила маржинализма» свое (Карл развитие Менгер, благодаря представителям Вильфредо Парето, Леон «школы Вальрас). Представители этой школы определяли благосостояние человека как полное удовлетворение его потребностей, причем рассматривалось оно независимо от глобальной экономики. Вильфредо Парето сформулировал первую теорему общего благосостояния в условиях рыночной экономики: «если всем индивидуальным полезность, то участникам в результате сделки удаётся достигается максимизировать общественное свою эффективное распределение ресурсов (богатства), что позволяет максимизировать и общее благосостояние людей»11. Таким образом, экономика общего благосостояния – это своего рода компромисс между социальными и экономическими условиями, определяющими уровень качество жизни того или иного общества. Наиболее близкой к современной теории общественного благосостояния была «модель государства благосостояния», разработанная экономистами школы предельной полезности: Артуром Пигу, Джоном Кейнсом, Гуннаром Мюрдалем, Джоном Гэлбрейтом. Идея «внешних эффектов» Пигу предполагает введение «корректирующего налога» 12 . Под этим подразумевается налогообложение Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М. : Эксмо, 2017. – С. 837. Зубаков, В. М. Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений / В. М. Зубаков. – Ульяновск. : УлГТУ, 2012. – С. 198. 12 Агапова, И. И. История экономических учений / И. И. Агапова. – М. : Магистр, 2009. – С. 275. 10 11 15
предприятий, оказывающих негативный внешний эффект. Примером может послужить завод, деятельность которого загрязняет окружающую среду. Также, концепция предполагает поощрение предприятий, оказывающих положительный внешний эффект, посредством субсидирования. Данная идея предполагает, что предприниматели в погоне за сокращением издержек предпочтут потратиться на очистные сооружения, чтобы в будущем платить меньше налогов. Второй вариант – компании будут платить увеличенный налог, что покроет расходы государства на минимизацию отрицательного эффекта, оказанного тем или иным предприятием. Так или иначе, это заставит компании отвечать общественным интересам. Джон Мейнард Кейнс предложил теорию «эффективного спроса», тем самым, свершив революцию в представлении отношения предложения и спроса. Сама теория состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости 13 . Именно Кейнсу принадлежит утверждение «спрос рождает предложение». Что касается влияния данного подхода на качество жизни, работает это следующим образом. Высокий спрос заставляет компании расширять производство, а это требует дополнительной рабочей силы, что в свою очередь ведет к повышению уровня занятости, благодаря которому растет совокупная покупательной способности населения. Шведский экономист и государственный деятель Гуннар Мюрдаль создал концепцию «общественного благоденствия», суть которой заключается в том, чтобы мирно и без революции проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, которая приведет экономику в соответствие с интересами большинства граждан. По мнению Мюрдаля, основные признаки государства благоденствия – смешанная 13 Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М. : Эксмо, 2007. – С. 771. 16
экономика и тенденция к демократизации политической жизни 14 . Говоря о смешанной экономике, подразумевают симбиоз рыночной и плановой экономик, иными словами – рыночная экономика с государственным планированием. В данном случае, говоря о государственном планировании, Мюрдаль имеет ввиду целенаправленное вмешательство государства в рыночные отношения для предотвращения монополизации тех или иных субъектов рынка. Под демократизацией политической жизни подразумевается децентрализация государственной власти и передача части полномочий и функций в руки местного самоуправления, иными словами – федерализм. Стоит также отметить, что данная концепция сегодня довольно успешно находит свое применение в ряде развитых капиталистических государств. В рамках отечественной социологии концепции качества жизни начали разрабатываться с конца 80-х годов. Среди российских социологов бытует два направления касательно качества жизни: одни определяют духовную составляющую как главный критерий, другие – связывают его с понятием благосостояния. Так, например, Б. В. Бойцов, разрабатывая категорию качества жизни, акцент делает на его системном характере и определяющем значении духовности15. В свою очередь Р. С. Могилевский связывает понятие качества жизни с понятием м благосостояния, которое, по его мнению, должно отражать степень удовлетворенности людей всей совокупностью условий жизни и служить важным качественным показателем благосостояния народа 16. Говоря об определении уровня жизни, стоит отметить, что это скорее экономическая категория, нежели социологическая. Впервые данную категорию ввел Карл Маркс в своей работе «Заработная плата, цена и прибыль». Маркс рассматривает уровень жизни как социально-экономическую Князева, С. В. История политических и правовых учений. Шпаргалки / С. В. Князева. – М. : АСТ, 2010. – С. 54. 15 Бойцов, Б. В. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. –1999. – №5. – С.19 – 23. 16 Могилевский, Р. С. Проблемы качества жизни крупного города [Электронный ресурс] : электрон. книга / Р. С. Могилевский. – Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/Проблемы_качества_жиз.html?id=YVcrgEACAAJ&redir_esc=y (Дата обращения – 19.05.18) 14 17
характеристику уровня и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения, отдельных территорий, классов и социальных групп, семьи и отдельного человека 17. По поводу определения понятия уровня жизни мнения рознятся. Так, например, в ««совокупность Большом условий экономическом жизни словаре населения оно страны, трактуется как соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития»18. Что касается деятелей экономики и социологии, по большому счету существует два направления касательно определения данного понятия: уровень жизни как объективная оценка условий жизни общества и как субъективная оценка, то есть, степень удовлетворенности населения условиями жизни. Рассматривая направление субъективной оценки, стоит отметить определение уровня жизни В. З. Баликоева, который трактовал его как «степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комплексного и безопасного существования» 19 . Однако, по мнению автора, субъективная оценка более применима к термину «качество жизни», поскольку, его можно оценить как по отношению к обществу (пример – акции протеста, вызванные неудовлетворенностью качеством жизни того или иного общества), так и по отношению к конкретному индивиду, а «уровень жизни» – это объективная категория, которую весьма затруднительно применить к одному конкретному индивиду. Понятие «уровень жизни» в отечественной социологии наиболее четко сформулировано Н.М. Римашевской, определяющей его как «комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющийся в Маркс, К. Заработная плата, цена и прибыль [Электронный ресурс] : электрон. книга / К. Маркс. – Режим доступа: http://libelli.ru/works/m_salary.htm (Дата обращения – 15.05.18) 18 Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – М. : Институт новой экономики, 2010. – С. 583. 19 Баликоев, В. З. Краткий курс экономической теории / В. З. Баликоев. – М. : Менеджер, 2003. – С. 286 – 288. 17 18
масштабе развития потребностей людей и характере их удовлетворения. Системообразующей основой при этом выступают разнообразные потребности и нужды, возникающие и реализующиеся в сфере потребления»20. Рассматривая понятие уровня жизни как объективную оценку условий жизни общества, безусловно, стоит упомянуть объективистский концептуальный подход, в основе которого для оценки уровня благосостояния лежат три основных принципа 21: - объективность оценки уровня благосостояния населения на основе установленных и известных всем нормативов (нормативный критерий); - возможность сравнения показателей благосостояния населения по прошествии определённого периода времени (временной критерий); - возможность сопоставления показателей благосостояния населения между различными странами и регионами (географический критерий). Другими словами, уровень жизни – своего рода индикатор, отражающий эффективность внутренней социально-экономической политики того или иного государства. Объективность обеспечивается по большей части за счет сопоставления показателей по географическому критерию. Данный подход нашел свое применение в современной международной практике. Так, по рекомендации Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в международной статистике с 1978 года жизненный уровень населения определяется количеством и качеством потребляемых в стране материальных и духовных благ, для чего применяются следующие показатели: - демографическая характеристика населения; - санитарно-гигиенические условия жизни; - потребление продовольственных товаров; Римашевская, Н. М. Народное благосостояние. Методология и методика исследования. / Н. М. Римашевская. – М. : Наука, 1989 – С. 112. 21 Сафиуллин, А. Р. Измерение качества формирования благосостояния населения // Вестник ИНЖЭКОНА. – 2007. – №3. – С. 17 – 18. 20 19
- обеспеченность товарами длительного пользования (включая жильё); - доступность услуг образования и культуры; - существующие условия труда и занятости; - уровень доходов и расходов населения; - стоимость жизни и потребительские цены; - наличие транспортных средств и средств связи; - организация физической культуры и спорта; - доступность услуг социального обеспечения и отдыха; - уровень моральной и физической свободы человека. Таким образом, термин «качество жизни» используют для определения степени удовлетворенности населения условиями жизни, не только создаваемыми государством, но и собственными «достижениями» в этой сфере. Но, поскольку амбиции человека далеко не всегда совпадают с его возможностями, оценить качество жизни представляется возможным только со стороны субъективизма. Для определения общего благосостояния со стороны объективизма в международной практике используется термин «уровень жизни», поскольку его рациональнее измерять через показатели, поддающиеся реальному подсчету. 1.2 Индикаторы уровня и качества жизни и их сущность Для определения уровня и качества жизни используются системы индикаторов, причем, для каждого понятия выделяется своя система. В данном разделе мы по отдельности рассмотрим системы показателей, определяющих понятия уровня и качества жизни. Качество жизни, как комплексная оценка жизнедеятельности людей, представляет реализации собой систему потребностей показателей, человека, характеризующих степень уровень удовлетворенности его 20
осуществлением своих жизненных планов, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества 22. Качество жизни населения определяется не только уровнем жизни. Несмотря на то, что комфортность условий жизни людей в значительной степени зависят от показателей уровня жизни, последний является лишь одним из определяющих параметров, особенно, учитывая то, что уровень жизни определяется по большей части экономическими показателями. Поскольку понятие «качество жизни» является субъективным показателем благосостояния населения, основные определяющие его критерии относятся скорее к духовной сфере, нежели к экономической. Так, согласно статистике, качество жизни зависти от духовных параметров на 60%. Под этим понимаются такие факторы собственной безопасности, как а социальная также, справедливость, система чувство морально-нравственных ценностей в обществе. От экономических параметров качество жизни зависит на 40%, что безусловно, немаловажно, однако, показывает, что развитая экономика является средством достижения общественного прогресса, но никак не целью. К основным сферам качества жизни относятся 23: трудовая жизнь; сфера развития способностей людей; семейная жизнь; быт и поддержание здоровья; жизнь нетрудоспособных; досуг; окружающая среда; Аверин, А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров / А. Н. Аверин – М. : Изд-во Дашков и К, 2006. – С. 216. 23 Корчагин, В. П. Индикаторы экономико-демографического развития населения [Электронный ресурс] : электрон. статья / В. П. Корчагин. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/18780958// (Дата обращения – 15.05.18) 22 21
жизнь в экспериментальных экономических ситуациях. Государство играет, пожалуй, самую важную роль в формировании общественного благосостояния. Ведь по большей части удовлетворение духовных и материальных повседневных потребностей населения зависит от органов государственного и муниципального управления и социальной политики государства: от качества предоставляемых гражданам услуг, обратной связи государства и общества, степени защищенности населения и др. На данном этапе развития российского общества государству необходима рабочая модель постоянного социального и политического взаимодействия с обществом, позволяющая регулировать уровень благосостояния, а также, механизм получения полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса Говоря об обобщающих индикаторах качества жизни, пожалуй, стоит выделить24: коэффициент жизнеспособности населения; человеческий капитал на душу населения; индекс интеллектуального потенциала населения; индекс развития человеческого потенциала. В первую очередь стоит отметить такой индикатор качества жизни как индекс развития человеческого потенциала. Данный индикатор представляет собой среднеарифметическое трех индексов — ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования, и ВВП по паритету покупательной способности на душу населения25. Андреева, О. Н. Способы оценки уровня и качества жизни населения // Регионоведческие исследования. – 2013. – №2. – С. 112 – 114. 25 Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – С. 94. 24 22
Также, одним из важнейших индикаторов стоит выделить индекс интеллектуального потенциала населения. Он является основным показателем состояния науки и уровня образования в стране. Индекс интеллектуального потенциала представляет собой расчет таких показателей как уровень образования взрослого население, процентное соотношение студентов, научных сотрудников и прочих граждан, занятых в сфере науки к общей численности населения, а также, долю расходов на науку и образования в ВВП26. Также, как один из индикаторов можно выделить человеческий капитал на душу населения. Данный индикатор отображает расход государства, граждан и предприятий на различные отрасли социальной сферы, такие как образование, здравоохранение и тд. Это является важным показателем экономической ситуации в стране, поскольку, чем больший процент от ВВП затрачивается на человеческий капитал, тем, соответственно, выше уровень экономического развития. Одним из индикаторов также является коэффициент жизнеспособности населения. Данный индикатор отражает способность населения в условиях проводимой государством социально-экономической политики сохранения генофонда и уровня интеллектуального развития. Среди частных индикаторов, отражающих отдельные аспекты качества жизни выделяют: социально-демографические индикаторы (динамика рождаемости/смертности; продолжительность жизни) индикаторы экономической активности населения (миграция населения; уровень безработицы) Зубкова, С.П. К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 2004. – №11-12. – С. 45-43. 26 23
индикаторы социальной напряженности (динамика преступности; политические мероприятия: митинги, забастовки, акции протеста; доля теневой экономики в ВВП) экологические индикаторы (состояние окружающей среды, доля расходов на экологию в ВВП, в том числе, на повышение уровня экологической культуры населения). Понятия «уровень жизни» и «качество жизни» неразрывно связаны межу собой. Сам по себе уровень жизни при формировании социально- экономической политики государства, то есть, при выборе ее направлений и приоритетов, является самым важным критерием. Также уровень жизни отражает качество жизни населения. Большинство социологов определяют понятие качества жизни следующим образом: «качество жизни — это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ»27. Интегральными индикаторами уровня жизни являются28: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата населения; поступления доходов от вторичной занятости; реализация продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии. Бобков, В. Н. Качество жизни: сущность и показатели // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2009. – №2. – С. 26 – 35. 28 Капелюшников, Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. – 2001. – №2. – С. 73-74. 27 24
Данные индикаторы позволяют изучать и прогнозировать динамику, структуру и уровень доходов населения из различных источников. Оценка уровня социальной напряженности, определение направления политики относительно доходов и заработной платы, а также оценка текущих социальных изменений возможны благодаря дифференциации доходов и заработной платы. Выделяют следующие индикаторы дифференциации доходов и заработной платы29: распределение населения по уровню среднего дохода на душу населения – показатель процентной доли населения в заданном интервале среднедушевых доходов. распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения; децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения; Федерации коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам — соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации; коэффициент дифференциации заработной платы — соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д. Говоря о показателях дифференциации доходов, стоит выделить индекс Джини, он же – коэффициент концентрации доходов, представляющий собой Стрижакова, Л. Д. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. – 2007. – № 10. – С. 67-76. 29 25
«величину отклонения фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения»30. Среди частных индикаторов выделяют индекс потребления товаров и услуг. Он представляет собой выражение степени обеспеченности жильем, различными товарами длительного пользования, а также коммунальнобытовыми удобствами. Данные показатели могут считаться как на душу населения, так и по отдельным социальным группам или регионам. Они также делятся на натуральные и стоимостные. К натуральным показателям относят данные, отражающие уровень удовлетворения материальных потребностей граждан, иными словами – обеспеченность теми или иными товарами и услугами. Для получения достоверной информации потребности, как правило, об уровне прибегают удовлетворения к анализу определенной сразу нескольких индикаторов. К примеру, берется количество потребляемых продуктов питания и их калорийность. А далее эти показатели сопоставляются с нормами, обоснованными научно. Также в качестве примера можно привести образование. Для получения объективной информации об уровне удовлетворения граждан данной услугой используются такие данные, как общая численность учащихся, доли от общей численности, обучающихся на платной основе и за границей, техническое оснащение учебных заведений, их благоустройство, а также уровень квалификации научных сотрудников и преподавательского состава. Говоря о стоимостных индикаторах, имеют ввиду показатели затрат на удовлетворение определенных потребностей граждан и их динамику. Типология данных индикаторов строится исходя из видов потребностей Грязнова, А. Г. Макроэкономика. Теория и российская практика : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / А.Г. Грязнова. – М. : ИТД «КноРус», 1999. – С. 482. 30 26
населения: продукты питания, товары длительного пользования, коммунальнобытовые услуги, досуг, одежда и т.д. В масштабах всего населения государства стоимостное выражение потребления материальных благ и услуг представляет собой все затраты на приобретение различных товаров и услуг, в том числе, собственного производства (в денежном выражении). Данные по этому индикатору помогают дать достоверную характеристику удовлетворения личных потребностей населения, поскольку позволяет рассматривать структуру потребления в совокупности с общими доходами населения. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень жизни – понятие по большей части экономическое, следовательно, индикаторами, отражающие уровень жизни населения могут считаться денежные доходы на душу населения, прожиточный минимум, реальная заработная плата и т.д. Индикаторами же качества жизни могут выступать показатели, характеризующие состояние здравоохранения, образования, а также уровень социальной поддержки населения и демографические показатели. 27
2 Исследование уровня и качества жизни населения Приморского края 2.1 Программа социологического исследования Актуальность (проблемная ситуация) Дальний Восток входит в состав территорий опережающего развития. В настоящее время правительство РФ делает большой упор на повышения благосостояние Дальнего Востока. Одна из основных задач направлена на повышение уровня социально-экономического развития Дальнего Востока, обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке 31. В 2008-2010 годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась устойчивостью национальной валюты, ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации и рядом других положительных тенденций. Однако, качество и уровень жизни населения, если и повышаются, то незначительно, а это не может не настораживать. На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» : Постановление №308 от 15.04.2014 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 18. – Ст. 2154. 31 28
которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. Методологический раздел программы Сроки проведения исследования: 14.05.2018 – 26.05.2018 Объект исследования – население Приморского края Предмет исследования – уровень и качество жизни населения Приморского края. Цель исследования – Анализ уровня и качества жизни населения и практическое изучение этого вопроса на примере населения Приморского края. Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести анализ уровня и качества жизни населения Приморского 2. Произвести математический расчёт индикаторов уровня и качества края. жизни населения Приморского края. 3. Сформулировать основные проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения Приморского края. Гипотеза данного исследования: Индикаторы уровня и качества жизни населения Приморского края сигнализируют о предкризисном положении. Метод исследования – статистический (метод индикативного анализа). 29
Теоретическая интерпретация понятий: Уровень жизни – комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, проявляющийся в масштабе развития потребностей людей и характере их удовлетворения. Качество жизни – совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. Реальные доходы на душу населения – показатель экономического благосостояния страны, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом в стране за год32. Индекс потребления товаров и услуг – выражение степени обеспеченности жильем, различными товарами длительного пользования, а также коммунально-бытовыми удобствами. Коэффициент фактического концентрации распределения доходов доходов – населения величина от их отклонения равномерного распределения33. Коэффициент дифференциации заработной платы – соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации. Реальная заработная плата населения – покупательная способность населения. Коэффициент жизнеспособности населения - способность населения в условиях проводимой государством социально-экономической политики сохранения генофонда и уровня интеллектуального развития. Капелюшников, Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. – 2001. – №2. – С.73-74. 33 Грязнова, А. Г. Макроэкономика. Теория и российская практика : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / А.Г. Грязнова. – М. : ИТД «КноРус», 1999. – С. 241. 32 30
Человеческий капитал на душу населения - расходы государства, граждан и предприятий на различные отрасли социальной сферы, такие как образование, здравоохранение и тд. Индекс интеллектуального потенциала населения - основной показатель состояния науки и уровня образования в стране. Индекс развития человеческого потенциала - среднеарифметическое трех индексов — уровня образования, ожидаемой средней продолжительности жизни, и ВВП по паритету покупательной способности на душу населения 34. Эмпирическая интерпретация: Понятие Индикаторы Реальные доходы на душу населения Номинальный среднедушевой доход Проценты по вкладам населения Индекс потребления товаров и услуг Уровень жизни Коэффициент концентрации доходов Коэффициент дифференциации заработной платы Размер пенсий, пособий, стипендий Номинальная заработная плата населения Коэффициент жизнеспособности населения Человеческий капитал на душу населения Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян. – М. : ЦЭМИ РАН, 2000. – С. 72 – 73. 34 31
Качество жизни Индекс интеллектуального потенциала населения Индекс развития человеческого потенциала Операционализация понятий: Индикатор Источник информации Тип шкалы Реальные доходы на душу Метрическая населения Проценты по вкладам Метрическая потребления Метрическая населения Индекс товаров и услуг Коэффициент Метрическая концентрации доходов Коэффициент Метрическая дифференциации заработной платы Размер пенсий, пособий, Данные с официального сайта Метрическая Федеральной стипендий Номинальная службы заработная государственной статистики Метрическая плата населения Коэффициент Метрическая жизнеспособности населения Человеческий капитал на Метрическая 32
душу населения Индекс интеллектуального Метрическая потенциала населения Индекс развития Метрическая человеческого потенциала Номинальный Метрическая среднедушевой доход Поступления доходов от Метрическая вторичной занятости 33
Методический раздел программы Описание стратегического плана исследования. Исследование носит описательный характер. Оно нацелено на получение целостной информации об уровне и качестве жизни населения Приморского края. В силу специфики исследования в качестве метода было выбрано сплошное статистическое наблюдение. Обоснование выборочной совокупности: В качестве генеральной совокупности выступает все население Приморского края. В данном случае мы имеем дело с данными, описывающими ситуацию касательно всего населения Приморского края в целом. Это позволяет провести сплошное статистическое наблюдение. Данный вид исследования подразумевает охват всей генеральной совокупности. Метод сбора данных: В исследовании будут использованы уже собранные данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Метод обработки данных: Поскольку исследование требует выявление динамики по тем или иным индикаторам, наиболее рационально выбрать программу IBM SPSS для обработки статистических данных. 2.2 Анализ основных индикаторов уровня и качества жизни населения Приморского края В настоящее время региональные органы власти активно вырабатывают свои механизмы управления качеством жизни, формируют стратегические цели и пути их достижения в данном направлении. Об этом свидетельствует 34
широкая практика разработки законодательных документов по вопросам качества жизни населения на региональном уровне. Насколько эффективно использованы бюджетные средства и правильно расстановлены приоритеты при разработке целевых программ социально-экономического развития региона можно судить на основе мониторинга, обеспечивающего всех субъектов управления объективной информацией о результатах деятельности. Традиционно для оценки эффективности управления используются методы экономического анализа, которые сводятся к расчету частных показателей технико-экономической эффективности использования ресурсов 35 . Они характеризуются простотой расчета, однако для целей стратегического управления неприменимы, поскольку затрагивают лишь отдельные аспекты экономической деятельности. Как отмечают специалисты в области государственного управления, сложность данной проблемы, во-первых, предопределена отсутствием в государственном секторе единого показателя результатов, каким в коммерческом секторе является прибыль. Во-вторых, продукция организаций государственного сектора, как правило, трудно поддается измерению и не предназначена для конкуренции 36 . В-третьих, оценка должна учитывать, как непосредственные, так и опосредованные результаты. Одним из инструментов, повышающих эффективность регулирования и побуждающих государственную власть к большему учету интересов граждан, является мониторинг качества жизни и развития человек 37. Об эффективности управления можно судить по степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством жизни, состоянием здоровья, результатами Локосов, В.В. Качество населения как основной фактор системной модернизации российского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №6. – С. 100-109. 36 Сморгунов, Л. В. Государственная политика и управление / Л. В. Сморгунов. – М. : РОССПЭН, 2006. – С. 74. 37 Кундакчян, Р.М. Методологические подходы к оценке и управлению качеством жизни населения // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. – №1. С. 18-21. 35 35
развития социальной сферы и экономики, состоянием окружающей среды 38 . Однако, несмотря на всю важность исследования степени удовлетворенности общества результатами деятельности органов управления, подобная субъективная оценка не отменяет необходимость разработки и принятия официальной методики оценки эффективности публичного управления социально-экономическим развитием территорий 39. В 2007 г. была утверждена официальная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в рамках которой разработана система показателей по основным сферам, характеризующим уровень социальноэкономического развития региона40. Использование рекомендованной системы показателей не решает проблемы их обоснованности, поскольку система показателей ориентирована не на интересы населения, а на отчетность региона. С этой точки зрения данный методический подход можно оценить, как ресурсно-ориентированный. С целью смещения акцентов от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» разработан подход к оценке эффективности управления качеством жизни в регионе и карта выбора управления. Социально-экономические тенденции в субъектах Приморского края. Для субъектов Приморского края характерен невысокий воспроизводственный потенциал населения. В 2013 г. естественная убыль населения составила 1608 человек (табл. 1). В 2017 г. естественная убыль населения в Приморском крае составила 4488 человек, что втрое больше. Начиная с 2014 года динамика естественной убыли населения в Приморском Бобков, В. Н. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. – 2012. – №2. С. 10 – 28. 39 Фадейкина, Н.В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично-правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. – 2013. – №4. С. 43-54. 40 Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ : Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №27. – Ст. 3256. 38 36
крае растет в «геометрической последовательности», увеличиваясь с каждым годом почти в два раза (рис. 1). Таблица 1 – Естественный прирост (убыль) населения в субъектах Приморского края, чел, значение показателя за год (2013-2017 г.) 2013 2014 2015 2016 2017 Приморский край -1608 -1260 -1509 -2683 -4488 Анучинский район -64 -22 -32 -49 -73 Дальнереченский район -21 -35 -43 -60 -56 Кавалеровский район -132 -184 -170 -169 -187 Кировский район -56 -21 -103 -97 -110 Красноармейский район 16 16 -26 -59 -59 Лазовский район -39 -55 -23 -89 -78 Михайловский район -45 -56 -14 -102 -61 Надеждинский район -52 -33 -68 -48 -143 Октябрьский район -93 -6 -148 -150 -168 Ольгинский район -33 -18 -82 -39 -47 Партизанский район 26 -1 5 -3 -55 Пограничный район 63 113 16 8 10 Пожарский район -7 11 -137 -173 -155 Спасский район -81 -134 -93 -78 -134 Тернейский район 44 -18 -10 -38 -46 Ханкайский район 0 -4 -76 -75 -22 Хасанский район -26 10 -6 -27 -114 Хорольский район -71 -96 -164 -115 -137 Черниговский район 10 -34 -132 -124 -102 Чугуевский район -37 7 -41 -53 -88 Шкотовский район -8 -37 -42 -75 -125 Яковлевский район 58 -56 -44 -17 -56 Владивосток 67 208 727 404 -433 Арсеньев -176 -192 -207 -209 -239 37
Артем -198 -68 -46 -261 -188 Дальнегорск -194 -188 -279 -316 -328 Дальнереченск -54 -15 4 -14 -141 Лесозаводск 1 -4 -132 -156 -157 Находка -105 -197 -23 -198 -366 Партизанск -370 -238 -342 -392 -377 Спасск-Дальний -190 -165 -192 -163 -170 Уссурийск 66 222 389 307 98 -86 -169 Большой Камень Приморский край 0 -2000 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 -1260 -1509 -1608 -2116 -2683 -3989 -4000 -4145 -4810 -6000 -6665 -4488 -6342 -8000 -9117 -10000 -10058-10042 -10492-10514 -11120 -11638 -12000 -14000 Рисунок 1 – Динамика естественного прироста (убыли) населения в Приморском крае (2000 – 2017 г.) 38
Низкая рождаемость является главной причиной сокращения населения. Однако, в отличие от чрезвычайно высокой смертности, не представляет собой исключительное явление. Сходный уровень рождаемости наблюдается во многих развитых странах. Несмотря на положительные тенденции, уровень смертности населения продолжает оставаться высоким, особенно населения трудоспособного возраста, каждый третий умерший в Приморском крае находился в трудоспособном возрасте. Основными причинами смертности населения в Приморском крае являются болезни системы кровообращения (в 2017 г. – 49,8 %), новообразования (16,9 %) и внешние причины (8,6 %) (табл. 2). В структуре смертности от внешних причин значительная доля приходится на самоубийства, уровень которых на территории края в 2017 г. составлял 21,5 случая на 100 тыс. человек населения, а на сегодняшний день (май 2018 г.) – уже 20 случаев на 100 тыс. человек. Таблица 2 – Распределение умерших в Приморском крае по причинам смерти На 100 Количество В % ко всем умерших умершим Всего умерших 8708 – 1378,0 Болезни системы кровообращения 4338 49,8 686,5 Новообразования 1475 16,9 233,4 Внешние причины смерти: 747 8,6 118,2 несчастных 66 0,8 10,4 Отравление алкоголем 24 0,3 3,8 Самоубийства 136 1,6 21,5 Убийства 89 1,0 14,1 Причина смерти Все виды транспортных тыс. человек населения случаев 39
Болезни органов пищеварения 515 5,9 81,5 Болезни органов дыхания 353 4,0 55,9 Болезни нервной системы 295 3,4 46,7 Инфекционные и паразитарные болезни 238 2,7 37,7 Симптомы, не квалифицированные в 457 5,2 72,3 3,7 50,6 других рубриках (старость, смерть по неустановленным причинам и т.д.) Из них старость 320 В результате улучшения общей экономической ситуации за период с 2016 г. в крае происходит постепенная стабилизация на рынке труда (рис. 2). В 2017 г. уровень общей безработицы составил в среднем по краю 5,6 %, что существенно ниже уровня 2013-2015 гг. (6,9% – 7,1%). Наиболее высокое значение по данному индикатору отмечено в Хасанском районе (в 2017 г. – 7,5 %), что связано, в первую очередь, со значительной долей сельских жителей, дефицитом мест на рынке труда и этнокультурными особенностями населения некоторых сельских районов (табл. 3). По итогам 2014 г., в условиях экономической нестабильности в Пожарском и Михайловском районах безработица возросла и составила 6,1 и 6,2 %. Специфика занятости в этих районах заключается в наличии моногородов, в которых занятость зависит от одного предприятия. Таблица 3 - Численность жителей Приморского края, имеющих статус безработных, человек, значение показателя за год (2013-2017 г.) 2013 2014 2015 2016 2017 Приморский край 15741 13783 16504 14702 10700 Анучинский район 458 399 459 430 377 Кавалеровский район 397 371 454 460 331 Кировский район 486 318 424 392 275 40
Красноармейский район 571 554 502 475 308 Лазовский район 401 320 355 323 281 Михайловский район 284 226 366 344 248 Октябрьский район 293 260 314 310 280 Ольгинский район 422 326 399 401 350 Пограничный район 174 164 194 216 155 Пожарский район 593 520 547 489 321 Тернейский район 277 244 234 217 163 Ханкайский район 638 455 472 462 405 Хасанский район 261 184 228 152 99 Хорольский район 746 593 540 534 501 Черниговский район 364 323 410 384 320 Чугуевский район 436 339 378 394 292 Яковлевский район 457 384 531 458 387 Владивосток 1253 1114 1555 1284 690 Арсеньев 492 462 484 420 239 Артем 510 371 615 478 389 Дальнегорск 401 386 454 466 342 Дальнереченск 680 572 791 742 540 Лесозаводск 574 444 616 524 342 Находка 725 737 1017 802 607 Партизанск 1044 1103 1282 1042 607 Спасск-Дальний 968 895 997 900 719 Уссурийск 728 776 1087 933 625 462 366 238 Партизанский район Спасский район Большой Камень 41
Численность граждан, имеющих статус безработных 18000 16504 15741 16000 14702 13783 14000 12000 10700 10000 8000 6000 4000 2000 0 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 2 – Динамика численности граждан, имеющих статус безработных в Приморском крае (2013 – 2017 г.) В 2015 г. положительная динамика замедлилась, а в Приморском крае отмечено уменьшение данного соотношения, что отражает общероссийскую тенденцию. Отличительная черта сжатия экономики в России, отмечаемая в докладе Всемирного банка о новейших тенденциях в экономике России – не рост безработицы, а уменьшение реальных доходов и реального потребления. Снижение курса рубля относительно доллара США примерно вдвое в конце 2014 г. привело к повышению вдвое и темпов прироста Индекса потребительских цен (ИПЦ) в России в 2014 г. по сравнению с 2013 г. В январе 2015 года ИПЦ превысил отметку января 2014 г. на 15 % (цены на продовольствие повысились на 20,7 %). Реальные доходы в 2013 г. впервые с 1999 г. снизились. Несмотря на то, что уровень номинальной заработной платы населения с 2013 по 2017 г. вырос, показатели соотношения денежных доходов населения к прожиточному минимуму в 2016 году упали (табл. 6). Хотя величина прожиточного минимума и увеличивается пропорционально размеру 42
номинальной заработной платы, в 2017 году он составил 12556 рублей (табл. 4), хотя с учетом инфляции (44,6% с 2013 по 2017 г.) он должен был составить 13114 рублей. То же самое можно сказать и о среднедушевых денежных доходах на душу населения. В Приморском крае в 2017 году он составил 33738 рублей (табл. 5), с учетом же инфляции – 35199 рублей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реальные доходы населения Приморского края падают. Таблица 4 – Величина прожиточного минимума, рубль, Приморский край (2013-2017 г.) 2013 2014 2015 2016 2017 Все население 9203 9993 12247 12689 12556 Трудоспособное население 9714 10530 12896 13373 13223 Пенсионеры 7381 8008 9749 10146 10058 Дети 9731 10647 13173 13809 13601 Таблица 5 – Среднедушевые денежные доходы, рубль, значение показателя за год (2013-2017 г.) Приморский край 2013 2014 2015 2016 2017 24342,5 28339,6 32983 32446 33738 Таблица 6 – Среднедушевые денежные доходы, к прожиточному минимуму, значение показателя за год (2013-2017 г.) Приморский край Состояние 2013 2014 2015 2016 2017 2,6 2,8 2,6 2,5 2,6 здравоохранения - один из ключевых факторов, определяющих качество жизни населения. На территории Приморского края в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданами Российской Федерации бесплатной медицинской помощи 43
участвовало 87 больничных (табл. 7) и 315 амбулаторно-поликлинических учреждений (табл. 8). Таблица 7 – Количество больничных учреждений в Приморском крае (2013 – 2017 г.) 2013 2014 2015 2016 2017 Приморский край 91 91 88 88 87 Анучинский район 1 1 1 1 1 Дальнереченский район - - - - - Кавалеровский район 1 1 1 1 1 Кировский район 1 1 1 1 1 Красноармейский район 1 1 1 1 1 Лазовский район 1 1 1 1 1 Михайловский район 1 1 1 1 1 Надеждинский район 1 1 1 1 1 Октябрьский район 1 1 1 1 1 Ольгинский район 1 1 1 1 1 Партизанский район 1 1 1 1 1 Пограничный район 2 2 2 2 2 Пожарский район 1 1 1 1 1 Спасский район - - - - - Тернейский район 2 1 1 1 1 Ханкайский район 2 2 2 2 2 Хасанский район 2 2 2 2 2 Хорольский район 1 1 1 1 1 Черниговский район 3 3 3 3 3 Чугуевский район 1 1 1 1 1 Шкотовский район 1 1 1 1 1 Яковлевский район 2 2 2 2 2 Владивосток 37 38 35 35 34 Арсеньев 1 1 1 1 1 44
Артем 4 4 4 4 4 Дальнегорск 2 2 2 2 2 Дальнереченск 1 1 1 1 1 Лесозаводск 1 1 1 1 1 Находка 3 3 3 3 3 Партизанск 3 3 3 3 3 Спасск-Дальний 3 3 3 3 3 Уссурийск 6 6 6 6 6 1 1 1 Большой Камень Количество стационарных больничных учреждений в Приморском крае уменьшается с каждым годом. В период с 2013 по 2017 год их количество сократилось с 91 до 87 единиц, то есть в среднем на одну в год (табл. 7). Таблица 8 – Количество амбулаторно-поликлинических учреждений в Приморском крае (2013 – 2017 г.) 2013 2014 2015 2016 2017 Приморский край 235 227 301 294 315 Анучинский район 1 1 3 4 4 Дальнереченский район - - - - - Кавалеровский район 1 1 5 5 6 Кировский район 1 1 1 2 2 Красноармейский район 1 1 5 5 5 Лазовский район 1 1 2 2 2 Михайловский район 2 2 4 3 3 Надеждинский район 2 2 3 3 3 Октябрьский район 1 1 3 2 2 Ольгинский район 1 1 5 6 6 Партизанский район 3 3 7 5 5 Пограничный район 2 2 5 5 5 45
Пожарский район 3 3 7 4 7 Спасский район 3 3 4 1 1 Тернейский район 2 1 2 3 3 Ханкайский район 2 2 2 2 2 Хасанский район 3 3 6 6 6 Хорольский район 3 2 2 2 2 Черниговский район 2 2 3 3 3 Чугуевский район 2 2 3 2 2 Шкотовский район 1 1 5 6 6 Яковлевский район 3 2 5 4 5 Владивосток 109 104 109 109 117 Арсеньев 4 5 8 8 9 Артем 13 14 15 11 15 Дальнегорск 2 3 10 10 10 Дальнереченск 3 2 5 5 5 Лесозаводск 4 4 7 7 7 Находка 16 16 19 22 24 Партизанск 6 6 6 9 7 Спасск-Дальний 6 6 6 5 5 Уссурийск 20 19 23 23 26 6 5 5 Большой Камень Ситуация с амбулаторно-поликлиническими учреждениями по краю в целом куда благоприятнее, нежели с больницами. За последние 5 лет (2013 2017 г.) число АПУ в Приморском крае выросло на 80 единиц (табл. 8). Тем не менее, количество специализированных больничных учреждений в Приморском крае сокращается с каждым годом, что отрицательно влияет на общее состояние здравоохранения в регионе. Доля от консолидированного бюджета Приморского края на здравоохранение в 2018 году составила 8 млрд. руб., а расходы Приморского 46
краевого территориального фонда обязательного медицинского страхования 4,6. млрд. руб. Дефицит финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи уменьшился с 33,3 до 31,5%. В отрасли продолжаются мероприятия по повышению результативности бюджетных расходов, в том числе вывод на аутсорсинг немедицинских услуг, внедрение энергосберегающих технологий. Создается сервис-ориентированная система оказания бесплатной медицинской помощи населению. В рамках государственных гарантий предусматриваются лечебные мероприятия с участием санатория «Сахарный ключ», ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи», обновление лечебной базы противотуберкулезной службы. Продолжается ввод новых высокотехнологичных лечебных заведений. Спектр высокотехнологичной медицинской помощи в госучреждениях здравоохранения Приморского края растет с каждым годом. Сегодня у пациентов есть возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе и по полису ОМС на территории Приморского края. В 2017 году расширился также спектр высокотехнологичных нейрохирургических операций, операций по восстановлению ритма сердца и других. Так, например, в Приморской краевой клинической больнице №1 сегодня есть возможность использовать эндоваскулярные методы лечения при различных заболеваниях. По данным Росстата численность постоянного населения Приморья по состоянию на 1 января 2017 года составила 1 924 554 человека. Статистика за первые пять месяцев текущего года демонстрирует, что общая демографическая ситуация в крае остается прежней. Вместе с тем количество умерших ежегодно продолжает снижаться. Так, с января по май 47
2017 года умерло на 170 человек меньше, чем в аналогичный период 2016 года. Данные Росстата показывают, что снижение смертности отмечается по четырем классам причин. Смертность от внешних причин в Приморье упала на 7% – с 129,2 до 120,1 промилле на 100 тысяч населения. Отметим, что данный показатель на 17% ниже, чем в среднем в Дальневосточном федеральном округе. Число умерших от случайных алкогольных отравлений сократилось более чем на 40% – с 6,4 промилле в 2016 году до 3,8 в 2017 году на 100 тысяч населения. В крае данная проблема стоит не так остро, как, например, в России, где средний показатель смертности от отравления алкоголем за пять месяцев 2017 года составил 5,3 промилле на 100 тысяч населения. Снизилось в Приморье и количество умерших от инфекционных и паразитных болезней на 3,9% – с 38 до 36,5 промилле на 100 тысяч населения. Что касается инфекционных заболеваний, на 18,7% меньше больных умерло от туберкулеза, на 15,6% – от болезней органов дыхания, на 9% – от болезней органов пищеварения. Отмечено также снижение показателей смертности от новообразований – на 0,1%, в том числе злокачественных – на 1,3 %. Данные статистики показывают, что на особом контроле должна оставаться работа по профилактике болезней системы кровообращения. Основной мерой по снижению смертности от инфарктов миокарда, гипертонической болезни и других специалисты называют диспансеризацию. В диспансеризации медицинских направлена взрослого учреждений. и работа На врачей населения в своевременное медицинских Приморье участвуют выявление 56 заболеваний автопоездов «Забота», организованная по инициативе Администрации Приморского края. 48
Учитывая тенденцию сокращения смертности, можно предполагать, что эффективная реализация мероприятий, направленных на повышение рождаемости, и, соответственно, рост данного показателя приведут к сокращению естественной убыли населения. Работа по повышению рождаемости в Приморье ведется сразу по нескольким направлениям. На особом контроле – помощь беременным женщинам. В настоящее время в крае действует перинатальный центр с отделениями патологии беременности, реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных. Современным оборудованием оснащают роддома края. С 2012 года младенческая смертность снизилась с 12 до 6,1 промилле. Более того, за первые пять месяцев 2017 года не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности. Еще одна важная мера, призванная повысить рождаемость в регионе, – содействие в устройстве малышей в детские сады. На сегодняшний день в Приморье полностью удалось ликвидировать очередь в дошкольные образовательные учреждения для детей до трех лет. Аналогичные меры предпринимаются в отношении детей в возрасте от трех до семи лет. Хороший стимул для родителей, задумавшихся об увеличении семьи, – финансовая поддержка. С 2013 года в Приморье выплачивают региональный материнский капитал, сумма которого за это время увеличилась со 100 до 163 тысяч рублей. Выплата на третьего или последующего ребенка – еще одна важная мера по улучшению демографической ситуации в крае. Благодаря ей ежемесячно семейный бюджет пополняется на 13 680 рублей. Поддержка семей с детьми – один из приоритетов социальной политики государства. В Приморье действуют 16 демографических пособий. Все выплаты производятся в срок и в полном объеме. 49
Стимулировать приморцев обзавестись большой семьей призван упрощенный порядок получения земли. Многодетным семьям гарантирован бесплатный участок для индивидуального жилищного строительства. Получить в пользование землю по упрощенной схеме также можно по новому федеральному закону о дальневосточном гектаре. Земля предоставляется сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования, в случае ее освоения за этот период – передается в собственность. В рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» приморцам выплачивается 30% от стоимости квартиры, молодым семьям с детьми – 35%. В программе, которая реализуется на условиях софинансирования из федерального, краевого и муниципального бюджетов, участвуют большая часть муниципалитетов края. Все более доступной в Приморье становится ипотека. Ставки на приобретение квартир в новостройках начинаются от 9,25% годовых, а с учетом возможных выплат в рамках закона «О социальной поддержке граждан в сфере ипотечного кредитования в Приморском крае», могут получиться еще ниже. Таким образом, позитивная динамика по некоторым показателям социально-экономического развития свидетельствует о том, что экономика Приморского края постепенно восстанавливается после кризисных явлений 2008 – 2009 годов. Однако, стоит обратить внимание на такие индикаторы, как состояние здравоохранения и уровень смертности у населения от внешних причин и болезней. Данные проблемы должны решаться модернизацией больничных учреждений за счет государственной поддержки, а также некоторыми изменениями в законодательстве, как, например, уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде. Также, немаловажно уделять внимание экологической обстановке и качеству продуктов питания 50
посредством, к примеру, введения «корректирующего налога» – налогообложения предприятий, оказывающих негативный внешний эффект для окружающей среды. 51
Заключение Сегодня в России по сведениям официальной статистики около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Одной из основных причин бедности населения стала безработица 90-х годов. Главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население. Только в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения. Но, экономический рост государства не гарантирует автоматическое улучшение уровня и качества жизни всех без исключения слоев общества. Существуют особые категории граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, уровень и качество жизни которых напрямую зависит от пособий государства. Необходимо признать и понять, что в условиях свободного функционирования рыночных отношений нельзя обеспечить равномерное распределение денежных доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня. 52
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально-экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей. На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов. В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения. 53
Список литературы 1. Аверин, А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров / А. Н. Аверин. – М. : Изд-во Дашков и К, 2006. – 280 с. 2. Агапова, И. И. История экономических учений / И. И. Агапова. – М. : Магистр, 2009. – 304 с. 3. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – М. : Институт новой экономики, 2010. – 860 с. 4. Айвазян, С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян. – М. : ЦЭМИ РАН, 2000. – 117 с. 5. Андреева, О. Н. Способы оценки уровня и качества жизни населения // Регионоведческие исследования. – 2013. – №2. – С. 112 – 114. 6. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. – М. : Директ-Медиа, 2012. – 202 с. 7. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. – М. : Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. – 703 с. 8. Баликоев, В. З. Краткий курс экономической теории / В. З. Баликоев. – М. : Менеджер, 2003. – 328 с. 9. Бобков, В. Н. Качество жизни: сущность и показатели // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2009. – №2. – С. 26 – 35. 10. Бобков, В. Н. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. – 2012. – №2. – С. 10 – 28. 11. Бойцов, Б. В. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. –1999. – №5. – С.19 – 23. 54
12. Волгин, Н. А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения) / Н. А. Волгин. – М. : Изд-во «Экзамен», 2003. – 294 с. 13. Гоббс, Т. Сочинения в 2 томах / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1991. – 14. Государственная программа «Социально-экономическое развитие 731 с. Дальнего Востока и Байкальского региона» : Постановление №308 от 15.04.2014 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 18. – Ст. 2154. 15. Учебник Грязнова, А. Г. Макроэкономика. Теория и российская практика : для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / А.Г. Грязнова. – М. : ИТД «КноРус», 1999. – 544 с. 16. Жеребин, В. М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня // Вопросы статистики. – 2000. – №8. – С. 3 – 11. 17. Зубаков, В. М. Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений / В. М. Зубаков. – Ульяновск. : УлГТУ, 2012. – 243 с. 18. Зубкова, С.П. К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 2004. – №11-12. – С. 45-43. 19. Капелюшников, Р. И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. – 2001. – №2. – С. 73-74. 20. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М. : Эксмо, 2007. – 960 с. 21. Князева, С. В. История политических и правовых учений. Шпаргалки / С. В. Князева. – М. : АСТ, 2010. – 94 с. 55
Корчагин, 22. В. П. Индикаторы экономико-демографического развития населения [Электронный ресурс] : электрон. статья / В. П. Корчагин. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/18780958// (Дата обращения – 19.05.18) Кундакчян, Р. М. Методологические подходы к оценке и 23. управлению качеством жизни населения // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. – 2007. – №1. – С. 1821. Локосов, В.В. Качество населения как основной фактор 24. системной модернизации российского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №6. – С. 100 – 109. Лукреций, Т. О природе вещей [Электронный ресурс] : электрон. 25. книга / Т. Лукреций. – Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/LUKRECIJ/lukrecii1_1.txt (Дата обращения – 15.05.18) Маркс, К. Заработная плата, цена и прибыль [Электронный 26. ресурс] : электрон. книга / К. Маркс. – Режим доступа: http://libelli.ru/works/m_salary.htm (Дата обращения – 15.05.18) 27. Могилевский, Р. С. Проблемы качества жизни крупного города [Электронный ресурс] : электрон. книга / Р. С. Могилевский. – Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/Проблемы_качества_жиз.html?id=YVcrgEACAAJ&redir_esc=y (Дата обращения – 19.05.18) 28. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1 / Платон. – СПб. : «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 752 с. 29. Римашевская, Н. М. Народное благосостояние. Методология и методика исследования. / Н. М. Римашевская. – М. : Наука, 1989. – 143 с. 30. Римашевская, Н.М. Народное благосостояние: тенденции и перспективы // Народонаселение. – 2000. – № 4. – С. 24 – 27. 56
31. Сафиуллин, А. Р. Измерение качества формирования благосостояния населения // Вестник ИНЖЭКОНА. – 2007. – №3. – С. 17 – 18. 32. Смит, А Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М. : Эксмо, 2017. – 1056 с. 33. Сморгунов, Л. В. Государственная политика и управление / Л. В. Сморгунов. – М. : РОССПЭН, 2006. – 384 с. 34. Стрижакова, Л. Д. Качество жизни в российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) // Экономист. – 2007. – № 10. С. 67-76. 35. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ : Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №27. – Ст. 3256. 36. Фадейкина, Н.В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично-правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. – 2013. – №4. С. 43 – 54. 57
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв