Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В работе "Школьникам о Вернадском" были выделены главные темы для изучения жизни, деятельности и научных открытий великого ученого.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
Комментировать 1
Рецензировать 0
Скачать - 0 байт
Enter the password to open this PDF file:
-
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского» ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики ПРОЕКТ Школьникам о Вернадском Выполнила Студентка 1ЖМ В. В. Саяпина Симферополь, 2016 1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ 1.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….….…………....…...4 1.1. 1.2. 1.3. Начало обучения с проверки знаний о В. И. Вернадском…..………………………...4 Социологическое исследование на территории РФ. Результаты……………….……5 Социологическое исследование на территории РК. Результаты……………....…….6 РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ В.И. ВЕРНАДСКОГО……………...……………….7 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Детство и юность ученого……………………………………………………………...…7 Научная деятельность. Открытия………………………………………………..……….8 В.И. Вернадский и Крым…………………………………………………………………9 Малоизвестные факты из жизни и деятельности ученого………………...…………..10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…………..12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..…13 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………..………..14 ВВЕДЕНИЕ 2
В свое время знаменитый поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин сказал интересную фразу, которая несет смысл и актуальна на сегодняшний день как никогда, «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Пожалуй, на данный момент нет такого человека, который бы не знал Пушкина, и не учил его стихи по школьной программе. Однако, историю не всех деятелей, внесших весомый вклад в историю развития общества можно изучить в школе. Самообразование играет главную роль в развитии современного человека. Для крымчан изучение истории их Родины имеет особое значение. Целью работы является знакомство школьников с основными аспектами жизни и научной деятельности ученого и общественного деятеля, основателя главного крымского ВУЗа – Владимира Ивановича Вернадского. Задачи работы: Провести социологическое исследование в рамках изучения деятельности В. И. Вернадского; Разработать концепцию материала и провести тестирование школьников на заданную тему; Максимально понятно донести информацию о научном деятеле, о его жизни и достижениях; Подготовить наглядный материал в виде презентации. РАЗДЕЛ 1.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Начало обучения с проверки знаний о В. И. Вернадском 3
Нами было принято решение начать урок не с биографии великого ученого, а проверки знаний школьников. Насколько они разбираются в этой теме, и могут ли они без дополнительных подсказок ответить на несколько вопросов, которые мы подготовили. Начало урока пройдет в виде небольшого тестирования, на котором мы раздадим школьникам карточки с вопросами. 1.2. Социологическое исследование на территории РФ. Результаты 4
Нами был проведен опрос жителей РФ в возрасте от 25-40 лет. Цель проведения опроса – выявление познаний жителей РФ о великом ученом – В. И. Вернадском. В опросе участвовал 45 человек. Вопрос, предложенный жителям РФ для обсуждения, оценивался по двум системам оценки: 1. По шкале: знаю, не знаю; 2. По пятибальной шкале, в случае если человек дает положительный ответ, ему задаются несколько дополнительных вопросов. Ответ оценивается по пятибальной шкале. Все ответы отражены в Таблице 1. Постановка вопросов была видоизменена с целью конкретизации ответов - знаю, не знаю. В опросный лист был включен вопросы: 1. 2. Знаете ли Вы, кто такой В.И. Вернадский? Что вы о научных достижениях Владимира Ивановича? С целью сохранения анонимности мы воспользовались всероссийским анонимным чатом Nekto.me. Вопрос Ответ Знаете ли Вы кто такой Вернадский? Знаю Не знаю 29 16 Что вы о научных достижениях Владимира Ивановича? Он ученый Основатель учения о биосфере 4 14 В его честь назвали улицу 11 ТАБЛИЦА1 1.4. 1.3. Социологическое исследование на территории РК. Результаты Нами был проведен опрос жителей Крыма в возрасте от 15-40 лет. Цель проведения опроса – выявление познаний жителей Республики о великом ученом – В. И. Вернадском. 5
В опросе участвовал 45 человек. Вопрос, предложенный жителям полуострова для обсуждения, оценивался по двум системам оценки: 1. По шкале: знаю, не знаю; 2. По пятибальной шкале, в случае если человек дает положительный ответ, ему задаются несколько дополнительных вопросов. Ответ оценивается по пятибальной шкале. Все ответы отражены в Таблице 2. Постановка вопросов была видоизменена с целью конкретизации ответов - знаю, не знаю. В опросный лист был включен вопросы: 1.Знаете ли Вы, кто такой В.И. Вернадский? 2.Что вы о научных достижениях Владимира Ивановича? С целью сохранения анонимности при опросе мы использовали данные только о возрасте крымчан. Вопрос Ответ Знаете ли Вы кто такой Вернадский? Знаю Не знаю 43 2 Что вы о научных достижениях Владимира Ивановича? Он ученый 8 Основатель учения о биосфере 9 Его именем назван университет 26 ТАБЛИЦА2 РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ В.И. ВЕРНАДСКОГО 2.1. Детство и юность ученого Владимир Иванович Вернадский родился в Санкт-Петербурге в марте 1863 года. Корни его семьи уходят в украинскую старину. Интересно заметить, что их фамилия имеет литовское 6
происхождение. Истоки ведут к литовскому шляхтичу Верну, который воевал на стороне запорожских казаков против панства. Владимир был не единственным ребенком в семье. Спустя год, после его рождения на свет появились его сестры-близнецы, Екатерина и Ольга. Владимир с детства проявлял тягу к книгам, уже в пятилетнем возрасте прочел фундаментальную «Историю Российскую» Татищева. В 1868 году из-за неблагоприятного климата Санкт-Петербурга семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 году Владимир поступил в первый класс Харьковской классической гимназии.[6]После возвращения в Санкт-Петербург, Вернадский стал учеником Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил с отличием. Также он обучался на естественном отделении физико-математического факультета СанктПетербургского университета, был участником экспедиций и учеником В. В. Докучаева. В 1889 году он помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награждён золотой медалью. Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов.[6] В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. [6] Малоизвестным фактором выступает его преподавательская деятельность. По приглашению профессора А. П. Павлова, В.В. Вернадский в 1890 году занимал должность доцента на кафедре кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета. После стал профессором минералогии в Московском университете. Им был создан ряд учебников и курсы лекций по минералогии и кристаллографии. 2.2. Научная деятельность. Открытия Научные работы Вернадского на тему развития наук о Земле значительно повлияли на мировоззрение общества. 7
Владимиром Ивановичем были проведены масштабные работы по организации экспедиций. Им были созданы лабораторные базы для изучения радиоактивных материалов. Он одним из первых заострил внимание на важности в изучении радиоактивных процессов. Это непосредственно касалось общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук». В основном это были экспедиции на Урал, Байкал , на ТуяМуюнское месторождение в Ферганской области и Кавказ. В. И. Вернадский указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей. Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции. [6] Вернадский является создателем Украинской академии наук, которая появилась в 1918 году. Владимир Иванович был ее первым президентом. В 1926 году он сформулировал концепцию биологической структуры океана. По его концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба. [1] Владимир Иванович является создателем науки – биогеохимия. Это раздел геохимии, изучающий химический состав живого вещества и геохимические процессы, протекающие в биосфере Земли при участии живых организмов. Под руководством Вернадского запустили первую биогеохимическая лаборатория. Сейчас она носит название Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. [2] Философская часть наследия ученого включает в себя учение о ноосфере. Вернадский выделял в структуре биосферы следующие виды веществ: живое, биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке), косное (абиотическое, образованное вне жизни), биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва), вещество в стадии радиоактивного распада, рассеянные атомы, вещество космического происхождения. По его учению, живое и косное происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Живое развивается в реальном пространстве. Важным этапом эволюции биосферы Владимир Иванович называл её переход в стадию ноосферы. [2] В 1940 году по инициативе ученого начали проводить исследования урана на получение ядерной энергии. За годы своей жизни Владимир Иванович старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создавал крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало внимание многих ученых и позволило создать мощные научные школы мирового значения. Вернадский зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. 2.3. В.И. Вернадский и Крым 8
На рубеже 1919–1920 годов вся семья Вернадских оказалась в Крыму. Владимир Иванович приступил к чтению лекций по геохимии в Таврическом университете. В сентябре 1920 года Владимир Иванович получает письмо от капитана английского судна с предложением прибыть с семьей в Севастополь для поездки в Англию. Начинается подготовка к отъезду. Однако в связи с назначением Вернадского ректором Таврического университета эта поездка не состоялась. Университет в это время находился в тяжелом положении. В этой ситуации В.И. Вернадский принял нестандартное решение. 23 октября он встретился с Главнокомандующим русской армией П.Н. Врангелем и получил его поддержку. Студенты Таврического университета прониклись к новому ректору глубочайшим уважением. Среди студентов, учившихся тогда в университете, был и Игорь Васильевич Курчатов, который впоследствии считал себя учеником Вернадского[3] Являясь ректором университета, Вернадский боролся за сохранение университетского образования в России. Вернадский посещал Крым в разные периоды своей жизни. Он исследовал крымские горы и побережье. Посещал самые интересные в ландшафтном отношении местности, проводил полевые семинары для студентов. Владимир Иванович и его ученики собирал на различных крымских местностях образцы минералов и горных пород, которые на сегодняшний день хранятся в крупнейших музеях России и Украины Вернадский старался в полной мере передать свои знания и опыт. В каждом из своих учеников он видел потенциал и пытался максимально его раскрыть. Последние годы своей жизни Вернадский провел в Москве. 25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.[6] В. И. Вернадский являлся олицетворением единства человечества и мира. Его величие заключается в том, что он не принадлежит одной стране, или одному определенному народу. Он – великий русский ученый с украинскими корнями. 2.4. Малоизвестные факты из жизни и деятельности ученого В рамках подготовки материалов о жизни и научных открытиях В. В. Вернадского для школьников, мы включили в проект подборку интересные факты о деятельности ученого. 9
1. Одним из первых, кто в полной мере осознал силу, скрытую в атомном ядре, был не физик, а геолог В.И. Вернадский. К 9-му году, когда после открытия радиоактивности миновало более десятилетия, он дошел до понимания того, каким способом можно извлечь из ядра скрытую там энергию. За границей в то время открытие супругов Кюри оценивали иначе. Был распространен абсурдных слух о том, что радиация излечивает раковые заболевания (хотя на самом деле она их вызывает). В ограниченном масштабе добыча урана и радия была начата для прикладных и научных целей в Чехии на руднике Иоахимсталь. 100 миллиграмм чистого радия на мировом рынке тогда оценивали в 60 000 полновесных конвертируемых русских рублей. В дальнейшем Чехословакия оставалась ведущим в мире поставщиком радиоактивных руд[4] 2. В период с 1922 по 1926 год работал за границей в Праге и Париже, читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри, где исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия». Через несколько лет был переведен на русский язык. 3. В 1943 году Вернадский возвратился из эвакуации и «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию был удостоен Сталинской премии I степени. 4. Отношения Вернадского с церковью нельзя назвать простыми. Ученый был агностиком и серьезно увлекался эзотерикой. "Я по природе мистик, - писал он, - я интересовался религиозно-теологическими построениями, спиритизмом... чувствовал вокруг себя присутствие сущностей, не улавливаемых теми органами чувств, которые дают пищу логическому мышлению...". По отношению к христианству Вернадский был почти ересиархом: "Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело. Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа". Из всех "посмертных концепций" с наибольшим пиететом относился к восточным представлениях о метапсихозе, переселении душ. При этом Вернадский оставался агностиком и заявлял, что в вопросах жизни и смерти "путь решения не может привести к удовлетворению". 5. Владимир Вернадский не планировал ограничиваться наукой. В царские времена он активно занимался политикой и был одним из столпов российского либерализма. Он оставался членом ЦК на протяжении всей ее истории до 1918 года. Когда кадеты победили на выборах в 1 Государственную думу, Вернадский был направлен в Государственный Совет. В 1917 году он был приглашен занять должность вначале делового эксперта, а затем товарища (помощника) министра народного просвещения. Октябрьский переворот прервал его государственную деятельность на самом взлете, когда он строил широкие планы развития образования в стране. На этом фактически закончилась его активная политическая жизнь. В 1924 году он записал в дневнике: "Но я никогда не мог уйти всецело в общественную и 10
политическую жизнь, так как для меня главными была научная мысль и искания". Но с удвоенной энергией продолжалась его научно-организационная работа.[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ На протяжении подготовки проекта «Школьникам о Вернадском» были выполнены все поставленные задачи. Был проведен социологический опрос с целью проведения анализа знаний общества об ученом. Но, прежде всего, нашей главной задачей было проведение открытого урока и донесение подготовленного материала школьникам. Мы уверены, что в ходе урока ученики смогут лучше разбираться в жизни и деятельности ученого. 11
Принимая к сведению базу изученного материала о Владимире Ивановиче, мы пришли к выводу, что полученные знания помогут школьникам начать более углубленно изучать деятельность ученого и, возможно, пойти по его стопам. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Электронный ресурс: http://geomasters.ru/vpervye-koncepciya-biologicheskoj-strukturyokeana-byla-sformulirovana-v-i-vernadskim-v-1926-g 2.Электронный ресурс: http://big-archive.ru/biology/biosphere/1.php 3.Электронный ресурс: http://vernadsky.name/vernadskij-v-kry-mu-mne-suzhdeno-skazatchelovechestvu-novoe/ 4.Сапунов В.Б. Неизвестные страницы биографии В.И.Вернадского//ХХI век - молодежь, образование, экология, ноосфера. СПб, С.-ПбГУ, 2001, с. 133-134. 5.Электронный ресурс: http://vova-91.livejournal.com/4432025.html 12
6.Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki ПРИЛОЖЕНИЕ Презентация «Школьникам о Вернадском» 13
14
15
16
17
18
19
20
Ну нормально так! Особенно биогорехимия! )))
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывНу нормально так! Особенно биогорехимия! )))