Визуальный облик азиатских интернет-СМИ: трансформация в условиях медиаконвергенции

Актуальность. Современная медиа индустрия претерпевает серьезные изменения как в локальном, так и в глобальном масштабах. Реализация тенденций глобализации и кросс-платформенности в современном медиадизайне сопровождается процессом обезличивания культур, потерей ими признаков традиционного художественного своеобразия и формированием некоего усредненного стиля, принципы которого негласно становятся общепринятыми. Процесс диалога западной и восточной культур порождает новые синтетические подходы, однако дизайн многих медиа, несмотря на влияние универсальных принципов глобальной медиа сферы, все же сохраняет черты национальной культурной идентичности. В условиях глобализации странам с уникальным культурным наследием важно сохранить узнаваемую самобытность и индивидуальность, не отвергая в то же время современных технологий и высоких достижений мирового дизайна. Анализ технологии и традиции как факторов дизайнерской практики значительно углубляет понимание современных межкультурных взаимодействий и связанных с ними процессов – регионализации, глокализации и т.д., чем и определяется актуальность данного исследования. Сформированные на протяжении многовекового культурно-исторического развития менталитет, традиции и эстетика определяют особый визуальный облик не только печатных, но и сетевых СМИ любой страны. Однако при всей прочности традиции и уникальности визуального языка процесс адаптации интернет-СМИ Юго-Восточной Азии (ЮВА) к глобальной медиа среде активно продолжается и отличается неоднородностью. Большинство интернет-СМИ Юго-Восточной Азии провели редизайн в 2010-х годах и во многом стали слишком похожи на западные. Другие же до сих пор используют устаревшие и неудобные по западным меркам подходы к дизайн-проектированию. Почти все новостные онлайн-СМИ ЮВА не просто создают англоязычную версию своего издания, а разрабатывают качественно иной сайт, по внешнему виду сильно отличающийся от оригинала, а зачастую вообще не имеющий с ним ничего общего. Для английских версий иногда даже меняются название и логотип издания. Возникает вопрос: почему? Поиск ответа на данный вопрос и определил методологическую стратегию нашего исследования. В формировании эмпирической базы и выборе методов анализа мы исходили из гипотезы, что традиционалистские паттерны в дизайне используются только в тех интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, которые лингвистически ориентированы на местную целевую аудиторию. Соответственно, в дизайне англоязычных интернет-СМИ мы ожидали увидеть действие тенденций, характерных для глобальных трендов визуальной коммуникации, в большей степени ориентированных на западную культуру. Для проверки данной гипотезы был осуществлен анализ визуального облика ведущих интернет-СМИ Китайской Народной Республики, Южной Кореи и Японии. Новизна данного исследования состоит в том, что анализ визуального облика интернет-СМИ Юго-Восточной Азии в аспекте межкультурного взаимодействия Востока и Запада ранее не осуществлялся. При этом, как показывает ряд исследований Бондарчука А. И., Демшиной А.Ю., Мошняги П.А., Мальковской И.А., Этуева А.Б., Борзова Е.П., Гревцевой А.А., Пименова П.А. вопросы о визуальных факторах межкультурных коммуникаций и идентичности культур являются одними из наиболее актуальных в современной науке. Цель предлагаемого исследования – выявить особенности воздействия современных глобальных тенденций в области веб-дизайна на визуальную организацию интернет-СМИ Юго-Восточной Азии. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научно-практических задач: 1.определить ключевые философско-эстетические принципы, составляющие основу художественной культуры в целом и дизайнерской практики в частности, характерные для региона Юго-Восточной Азии; 2.изучить и систематизировать традиционные подходы к дизайн-проектированию, ответственные за формирование визуального облика СМИ Юго-Восточной Азии, проследив их историческую обусловленность; 3.определить ключевые критерии композиционно-графической модели, существенные для исследования взаимодействия традиционных и глобальных тенденций в дизайне восточных интернет-СМИ; 4.выявить типологические закономерности в визуальной организации интернет-СМИ Юго-Восточной Азии, отражающие взаимодействие традиции и тенденций глобальной медиа сферы в структуре их композиционно-графической модели. Объектом данного исследования является визуальная организация интернет-СМИ КНР, Южной Кореи и Японии. Предметом предлагаемого исследования выступают изменения в исторически обусловленных подходах к дизайн-проектированию, вызванные воздействием западных по происхождению технологических и оформительских тенденций. Теоретическую базу исследования составляют монографии, сборники и научные статьи, посвященные культурологическому исследованию региона Юго-Восточной Азии (Мещеряков А.Н., Ознос Э., Скоттон Дж. Ф. и Хатчен В.А.), вопросам межкультурной коммуникации и национальной идентичности (Бондарчук А. И., Демшина А.Ю., Мошняга П.А., Мальковская И.А., Этуев А.Б., Борзов Е.П., Гревцева А.А., Пименова П.А.), основам композиции, правилам работы с цветом и шрифтами, принципам современного веб-дизайна (Шайх А.Д., Нильсен Я., Уолтер А., Маркотт И., Киссейн Э., Уэйншенк С.). Эмпирическую базу исследования составили 40 ведущих китайских, южнокорейских и японских онлайн-газет. Хронологические рамки исследования охватывают период с сентября 2012 г. до мая 2016 г., т.к. к настоящему времени большинство рассматриваемых нами онлайн-газет уже провело редизайн. Методы исследования включают в себя структурно-функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ по заданным критериям. Структура исследования соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первом параграфе определяются глобальные тенденции в дизайне интернет-СМИ и их проявление в композиционно-графической модели исследуемого класса изданий. Во втором параграфе определяются ключевые философско-эстетические принципы, составляющие основу художественной культуры и дизайнерской практики Юго-Восточной Азии, рассматриваются традиционные подходы к дизайн-проектированию СМИ данного региона. Во второй главе производится анализ визуального облика интернет-СМИ Юго-Восточной Азии с точки зрения взаимодействия традиции и тенденций глобальной медиасферы в структуре их композиционно-графической модели. Диссертационное исследование завершается выводами об особенностях воздействия современных глобальных тенденций в области веб-дизайна на визуальную организацию интернет-СМИ данного региона. Тезисы диссертационного исследования прошли апробацию на 15-ой международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Типографика: история, теория, практика». Положения, выносимые на защиту: 1.Процесс взаимодействия технологии и традиции в дизайне интернет-СМИ Юго-Восточной Азии отличается гетерогенностью. Интернет-СМИ Японии в наибольшей степени стремятся сохранить признаки культурной идентичности с помощью традиционных подходов. В то же время южнокорейские интернет–СМИ отвечают всем требованиям конвергентных медиа, активно внедряют современные технологии и учитывают глобальные тенденции в подходах к дизайн-проектированию, однако в более существенной мере теряют признаки культурной идентичности. В китайской практике в процесс взаимодействия технологии и традиции просматривается некоторая сбалансированность: больше половины изданий активно используют современные технологии и руководствуются глобальными тенденциями в области веб-дизайна, в то же время почти половина изданий в значительной мере сохраняют признаки идентичности. 2.Традиционалистские паттерны в веб-дизайне используются главным образом в тех интернет-СМИ, которые лингвистически ориентированы на местную целевую аудиторию. Соответственно, в дизайне англоязычных интернет-СМИ отражается действие тенденций, характерных для глобальных трендов визуальной коммуникации, в большей степени ориентированных на западную культуру. Несмотря на то, что южнокорейские интернет-СМИ, лингвистически ориентированные на местную целевую аудиторию, с уверенностью можно назвать высокотехнологичными, внешний облик целого ряда англоязычных изданий Южной Кореи выглядит немного устаревшим, упрощенным и совсем не отвечает конвергентным параметрам.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d59079
UUID: 7cb72aee-cda1-4c1d-be0a-74b2694516b6
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 138

Трясцина Елена Романовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 8857061 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет