Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.03 - Управление персоналом
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 1,3 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра управления персоналом и экономики труда Чумаченко Виктория Сергеевна Влияние молодежной безработицы на социально-экономическое развитие Российской Федерации ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 38.03.03 «Управление персоналом» г. Владивосток 2018
4
Оглавление Введение……………………………………………………………………………..6 1 Теоретические основы молодежной безработицы и её влияние на социальноэкономическое развитие территории ........................................................................ 8 1.1Молодежная безработица как феномен ............................................................ 8 1.2 Понятие и сущность социально-экономического развития территории ... 16 1.3 Молодежная безработица и её влияние на социально-экономическое развитие территории .............................................................................................. 18 2 Исследования влияния молодежной безработицы на социальноэкономическое развитие Российской Федерации .................................................. 23 2.1 Анализ молодежной безработицы в РФ ........................................................ 23 2.2 Исследования социально-экономического развития РФ ........................... 29 2.3 Мероприятия по сокращению молодежной безработицы и её влияние на социально-экономическое развитие РФ .............................................................. 34 Заключение ................................................................................................................ 41 5
Введение Особенностью противоречивость, современного нестабильность российского и общества неравномерность в является обеспечении устойчивого развития. Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдающегося с начала XXI в., социально-экономическая ситуация характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной [5]. Молодежь, выступая в качестве инновационного потенциала общества, является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей. В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы как самой молодежи, так и всего государства. В связи с этим актуальным и стратегически важным становится осуществление государственного регулирования молодежной безработицы, направленного на решение проблемы безработицы молодежи и обеспечение ее занятости, социальной защиты, а также сохранение и развитие трудовых ресурсов страны [8]. Цель работы – раскрыть социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается безработная молодежь на пути формирования трудовой деятельности, а также исследовать влияние молодежной безработицы на социально-экономические развитие Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие «молодежная безработица». 2. Исследовать социально-экономическое Федерации. 6 развитие Российской
3. Проанализировать молодежную безработицу. 4. Выявить причины возникновения молодежной безработицы. 5. Изучить мероприятия по сокращению молодежной безработицы. Объект – молодежная безработица. Предмет – исследование влияния молодежной безработицы на социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Базой исследования послужили научно-исследовательские работы по экономике труда, рынку труда и проблемам занятости и безработицы российских и зарубежных авторов таких, как Чукреев П.А., Корытова Е.В., Щипанова Д.Г., Меркунова М.В., Остапенко Ю.М., Мелоян В.Г., Кязимов К.Г., Кибанов А.Я., Бреев Б.Д. и др. В качестве источников статистических данных в работе используются официальный сайт Международной организации труда, сайт Федеральной службы государственной статистики и официальный сайт Всемирного банка. Методы исследования для написания работы: обзор литературы, анализ и сбор статистических данных, метод сравнительного анализа, систематизация. Теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что её выводы могут послужить базой для исследования в области занятости, молодежной безработицы и социально-экономического развития РФ. Поставленные задачи последовательно решает структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В теоретической части раскрыты определение «молодежная безработица», понятие и сущность социально-экономического развития территории, а также влияние молодежной безработицы на социальноэкономическое развитие РФ. Во второй главе выпускной квалификационной работы осуществлен анализ молодежной безработицы в РФ, исследовано социально-экономическое развитие России. Приведены мероприятия по сокращению молодежной безработицы и экономическое развитие Российской Федерации. 7 её влияния на социально-
1 Теоретические основы молодежной безработицы и её влияние на социально-экономическое развитие территории 1.1Молодежная безработица как феномен Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические проблемы социально-трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. В этой связи особенно актуальным становится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы. Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы [3]. Безработица – это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (зарплаты). В соответствие с определением международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить настоящую должность. Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15-72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); 8
б) занимаются поиском работы в течение четырех недель, предшествующих неделе обследования, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования. Безработными не могут быть признаны: - граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; - граждане, которые в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалиды, кроме инвалидов третьей группы; - те, кто в течение десяти дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, и впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии); - после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера; - лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными; - трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения [25]. Последствия безработицы как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно, она имеет и негативное, и позитивное значение. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как "социальное зло", в середине столетия – как закономерное явление для стран с рыночной экономикой. В настоящее время безработица является устойчивой социально-экономической категорией. Согласно Конвенции МОТ № 168 безработица представляет собой потерю дохода из-за невозможности получить подходящую работу для человека, который способен работать, готов к работе и действительно ищет работу [25]. Чтобы определить количество безработных, необходимо классифицировать всё население страны в зависимости от степени ее трудовой деятельности: 9
1) экономически неактивное население состоит из лиц, которые не являются частью рабочей силы; 2) экономически активное население – часть населения, обеспечивающая поставку рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Критерии найма граждан закреплены в статье 2 главы 1 Закона «О занятости в Российской Федерации» [2]. Международное стандартное определение обозначает безработных как лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного периода: - были «без работы», т.е. они работали по найму или на собственном предприятии; - были «готовы начать работать», т.е. начать работать, соответственно, по найму или на собственном предприятии в течении отчетного периода; - были «в поиске работы», т.е. предпринимали конкретные шаги по поиску оплачиваемой работы или работы на собственном предприятии [34]. Выделение этих положений не является случайным и оправдано следующим образом. «Без работы», т.е он проводит различие между занятостью и безработицей. Целью критерия является взаимоисключающая занятость и безработица, причем предпочтение отдается первому. Человек считается безработным, только если признано, что он является незанятым. Остальные два критерия «теперь готовы начать работать» и «в поиске работы», позволяют отличить незанятое население от экономически неактивного. Критерий готовности применительно к международному определению «безработицы» означает, что при наличии рабочего места человек должен быть способен и готов начать работу. Цель - исключение лиц, которые в поиске, готовы начать, но позже (студенты) и которые не могут начать работать по разным причинам (семейным обстоятельствам, болезни) [31]. 10
В современной экономической литературе нет единого подхода к классификации безработицы. Общепринятым является разделение безработицы на фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная безработица – основывается на поиске работы с затраченным временем от 1 до 3-х месяцев. Допустим рынок труда находится в состоянии равновесия, т.е. при преобладающей на рынке заработной плате, требуемый объем рабочей силы равен количеству предлагаемого труда. Такой рынок труда представлен на рисунке 1. Источник: [25] Рисунок 1- Рынок с изначально полной занятостью D – кривая спроса, S – кривая предложения, E* - занятость, W* - ставка заработной платы. Такое состояние характеризуется как состояние полной занятости, но даже в такой ситуации существует фрикционная безработица. Циклическая безработица – возникновение происходит с циклическим экономическим спадом и отсутствием спроса. Возникает из-за связи с уменьшением реального ВНП и освобождением части рабочей силы [30]. В зависимости от выбранных критериев может быть получена следующая классификация, которая представлена в таблице 1. Классификация безработицы необходима, чтобы лучше понять ее сущность и причины, из-за которых она возникает, а также найти способы ее уменьшения. Таблица 1 – Классификация видов безработицы Признак Вид 11
по фазе делового цикла фрикционная, циклическая, институциональная по форме проявления скрытая, явная по причине добровольная, вынужденная (технологическая, возникновения структурная и региональная) по составу молодежная, женская безработных Источник: [собственная разработка] Рассматривая таблицу 1, можем заменить, что по фазе делового цикла существует еще и такой вид безработицы как институциональная. Такой вид безработицы обусловлен ограничениями рабочей силы и работодателей в текущей информации о вакансиях и желании сотрудников. Далее рассмотрим такие виды безработицы как явная и скрытая. Явная безработица – это безработица, которая фиксируется государственными органами службы занятости. Скрытая безработица, в отличии от явной, в свою очередь определяется косвенными методами, в том числе экспертным заключением. Она включает в себя: - потеря рабочего времени из-за низкой трудоемкости; - отвлечение труда от основной деятельности; - чрезмерное количество сотрудников, сформированное в результате сокращения объемов производства; - перепрофилирование предприятий без адекватного сокращения числа сотрудников. По причинам возникновения, безработица делится на добровольную и вынужденную. Добровольная безработица связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различаются в зависимости от профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения [16]. Основная причина возникновения безработицы — это ситуация, когда человек хочет найти работу при данном уровне заработной платы, но не может. Наиболее распространенным типом вынужденной безработицы является 12
структурная, о которой трудоизбыточная говорилось ситуация выше. появляется В регионах, региональная в которых безработица. Она охватывает прежде всего те территории, где городские предприятия сократили или прекратили экономическую деятельность, а мелкое производство отсутствует, где преобладает сезонная занятость [37]. Можно сделать вывод что, безработица является социально- экономическим явлением, подразумевающим отсутствие занятости для части населения, которая относится к экономически активной, способной работать и искать работу. В свою очередь, занятость - это прибыльная деятельность граждан социально полезного характера, которая позволяет удовлетворить как индивидуальные, так и социальные потребности [24]. Массовая устоявшейся безработица еще среди психики, молодежи, чрезмерных в силу амбиций специфики, не новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет: - к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов); - снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого образованию; 13 бизнеса, подрывает интерес к
- усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность все это способствует естественному вырождению нации. Молодое поколение более активно реагирует на изменения, которые происходят на социально-экономическом уровне, а также именно является основной группой трудоспособного населения и подвержена влиянию изменений на рынке труда. Определение понятия «молодёжь» в нашей науке в первый раз определил В.Т. Лисовский ещё в 1968 году: «Молодёжь – поколение людей, постигающих стадию социализации, усваивающих, а в наиболее взрослом возрасте уже овладевших, просветительные, высококлассные, развитые и прочие общественные функции» [37]. Впервые оказываясь на рынке труда, молодежь испытывает ряд актуальных проблем: - отсутствие у молодого специалиста практического опыта работы по специальности (и связанная с этим его слабая конкурентно способность на рынке труда); - отсутствие навыков собственного трудоустройства; - низкая профессиональная ориентация молодежи (неопределенность в выборе профессии и дальнейшей области профессиональной деятельности); - несоответствие получаемых в учебных заведениях знаний потребностям реальных рабочих мест; - слабая мотивация на трудовую деятельность; - дисбаланс спроса и предложения на рынке труда на различные группы специалистов [30]. По мнению Волониной Н.А., одной из главных причин является нежелание работодателей нанимать неопытного специалиста и затрачивать время на его обучение, когда за этот период эффективнее увеличить 14
производительность труда с помощью опытных специалистов. [21] О.А. Попазова тоже придерживается мнения, что молодежная безработица возникает, когда выпускники учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу недостаточности опыта [24]. По итогам своих исследований, экономист Чернышева Н.И. выделила причины высокого уровня безработицы молодежи. Это - отсутствие системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью, нежелание работодателей принимать специалистов без опыта работы, высокие требования выпускников к оплате труда, их низкая конкурентоспособность из-за затрат на адаптацию неопытных специалистов, недостаточно эффективная работа службы занятости. В качестве мер по сокращению молодежной безработицы Чернышева предлагает уделять внимание информированности молодежи о положении на рынке труда, а также создавать вузовские центры содействия занятости учащейся молодежи и выпускников [35]. Немаловажная причина молодежной безработицы – несоответствие устремлений выпускников с реальностью, по мнению Марии Игнатовой, руководителя службы исследований HeadHunter. Многие хотят быть юристами, банкирами, а требуются в основном электрики, сварщики, фрезеровщики, электромеханики, инженеры, программисты, врачи, специалисты по продажам, операторы call-центров, бухгалтеры, водители. Конкуренция за рабочие места среди начинающих работников сильнее, чем среди зрелых специалистов. На одну вакансию для молодых специалистов приходится 10 резюме по данным HеadHunter [27]. В связи с тем, что трудовой потенциал молодежи используется не в полной мере, происходит снижение обновления трудовых ресурсов, что в дальнейшем отрицательно сказывается на развитии общества и экономики государства. 15
1.2 Понятие и сущность социально-экономического развития территории Социально-экономическое развитие (СЭР) территории в основном смысле - это процесс повышения уровня жизни населения: - увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями. - СЭР может предполагать увеличение количества и качества благ, предоставляемых этой территорией для целей более высоких уровней территориальной организации власти (на безвозмездной основе). Например, перераспределение финансовых средств между территориями при межбюджетных отношениях. Устойчивое социально-экономическое развитие территории предполагает выбор такого способа развития, при котором достижение его целей в настоящий момент способствует их достижению в будущем. Это рациональное и обоснованное использование потенциала территории, сохраняющее ресурсы, производственную базу и т.д. для будущих поколений. Кроме того, необходимы меры по развитию и увеличению потенциала территории. То есть, возможен конфликт между текущим производством благ и сохранением ресурсного потенциала на будущее, между текущим потреблением и увеличением экономического потенциала территории. Территория, чаще всего, представляет собой административно- территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.). Потенциал территории - это способность природных и общественных структур на этой территории производить различные блага, необходимые для СЭР. Включает совокупность всех 16 видов природных, материально-
технических, человеческих и информационных ресурсов территории, а также потенциал их сочетания на территории и взаимодействия. Критерий социально-экономического развития —это показатели, характеризующие уровень и степень достижения целей СЭР. Прежде всего, это уровень обеспеченности населения различными благами и мнение населения о достаточности этого уровня. Субъекты социально-экономического развития - государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории [37]. Программа социально-экономического развития территории —это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по СЭР территории. Программа обычно включает в себя следующие компоненты, структурированные по отраслям экономики и социальной сферы: - анализ социально-экономического положения, - социально-экономические проблемы, - цели и задачи, критерии СЭР, - стратегия СЭР —долгосрочные принципы, методы и приоритеты, - мероприятия по СЭР и субъекты, ответственные за их реализацию, - ресурсы, необходимые для реализации мероприятий СЭР и их источники, - механизм контроля достижения целей СЭР и корректировки программы. Уровень программы социально-экономического развития —это административно-территориальный уровень власти, реализующий программу СЭР (международный, государственный (федеральный и субъекта федерации), муниципальный (городской, районный, уровень территориального общественного самоуправления). Программа СЭР определенного уровня включает развитие нижестоящих уровней, и отдельные блоки по выполнению целей вышестоящего уровня. 17
Основные методологические проблемы разработки программ СЭР территории заключается в сочетании следующих принципов: - федерализма, самостоятельности территорий и иерархического построения административно-территориальной системы, - самодостаточности (автономии) территории и развития связей между ними, - развития потенциала территории и увеличения уровня потребления, - внутреннее использование ресурсов территории и перераспределение ресурсов в пользу других территорий и уровней административно- территориальной системы [32]. 1.3 Молодежная безработица и её влияние на социальноэкономическое развитие территории Безработица - это общественно-экономическое событие, возникшее вместе с появлением наёмного труда. С одной стороны, она определяется, стремлением индивидов работать по найму с целью получения дивидендов (заработка), а с другой стороны, неимением такой работы. По аналогичности с понятием занятости безработицу можно обусловить как положение экономически активной части населения, которое характеризуется неимением у индивидов наёмной работы или легитимного доходного занятия, то есть не противоречащего существующему законодательству при наличии намерений иметь такую работу (занятие) и её активного поиска [4]. В научных формулировках понятия «безработный» и «занятый», имеются отличительные особенности между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством. Занятость населения является важнейшей социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [2]. 18
Занятость населения — это состояние экономически активной части населения, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, которая приносит им заработок (трудовой доход). Молодежная безработица оказывает неблагоприятное влияние на общественные ценности и жизненные интересы общества, подрывая физическое и моральное здоровье населения: утрачиваются квалификация и практические навыки, возникает психологическая депрессия, в обществе нарастает жестокость и преступность, социальная напряжённость, увеличивается количество разводов, возрастает число заболеваний из-за нервных, психических и сердечно-сосудистых расстройств, возрастает количество случаев суицида и иных негативных явлений. Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в стране, когда на волне всеобщего недовольства активизируется деятельность экстремистских группировок и партий, совершаются государственные перевороты, растет шовинизм. По этой причине своевременные предотвращению длительной (или безработицы и эффективные снижению) должны государственные негативных стать последствий приоритетными в меры по массовой социально- экономической политике любого государства [37]. Наиболее общими и основными показателями молодежной безработицы являются: - уровень официально зарегистрированной молодежной безработицы — определяется как отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на основе статистических данных, которые среднемесячном, рассчитываются среднегодовом на определённой выражении определённую дату (например, на конец года); 19 или по территории в состоянию на
- уровень общей безработицы — выражается как отношение общей численности безработных, рассчитанной на определённой территории путём выборочных обследований по состоянию на определённую дату, к общему количеству экономически активного населения на ту же дату. - удельный вес зарегистрированной молодежной безработицы в общем числе безработных определяется как отношение численности зарегистрированных на определённую дату молодых безработных к общему числу безработных, рассчитанных на определённой территории путём выборочных обследований по состоянию на определённую дату [19]. Как и любые другие социально-экономические явления, молодежная безработица имеет свои последствия. К социальным относится сокращение доходов и уровня жизни населения. Имущественное расслоение в обществе усиливается, что нередко приводит к социально-политической нестабильности. Политические проблемы проявляются в росте преступности. Число преступников не находится в прямой связи с уровнем безработных, однако удельный вес неработающих в общей численности правонарушений существенно высок. К экономическим последствиям молодежной безработицы относится сокращение объёмов национального производства. Наглядное представление такой ситуации нам дает, так называемый, закон Оукена. Артур Оукен сформулировал закон, который гласит, что каждый 1% превышения фактической безработицы над естественным уровнем ведёт к отставанию фактического ВВП от потенциального на 2,5% [26]. Молодежная безработица тянет за собой нешуточные экономические и социальные затраты. Одно из важнейших неблагоприятных последствий безработицы — нерабочее положение трудоспособных индивидов и, соответственно, не изготовленная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить нужду в рабочих местах для всех, то теряется допустимая возможность изготовления товаров и услуг. Таким образом, безработица препятствует обществу совершенствоваться и идти вперёд с учётом своих 20
допустимых возможностей. Кроме чисто экономических расходов, нельзя не учитывать и значительные социальные и нравственные последствия безработицы, её негативное влияние на общественные достоинства и жизненные желания индивидов. Безработица, каким бы способом она не измерялась, является всегда трагедией для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник дохода для существования. Кроме того, её последствия выходят далеко за рамки вопросов материального достатка. Длительная бездеятельность приводит к утрате профессиональной квалификации, а это окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Учёные выявляют прямую связь между увеличением случаев самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечнососудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история хорошо показывает, что массовая молодежная безработица ведёт к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. Негативное влияние молодежной безработицы затрагивает все сферы жизни населения. Это отражается в снижении благосостояния и уровня жизни населения, увеличении преступности, деградации работников и потере профессиональных общественное навыков. производство: Наиболее из-за потенциально возможный размер ВВП [32]. 21 остро безработица безработицы влияет на недопроизводится
22
2 Исследования влияния молодежной безработицы на социальноэкономическое развитие Российской Федерации 2.1 Анализ молодежной безработицы в РФ В современном российском обществе безработица среди молодых людей также является одной из национальных проблем. В первую очередь это связано с тем, что молодежь – это будущее общества, а ее трудовая деятельность является средством социального обеспечения различных категорий населения [23]. В России на 2017 год можно выделить наиболее существенные причины безработицы среди молодых специалистов. Их можно подразделить на внешние факторы - денежно-кредитная и финансовая политика государства, кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооруженных сил, изменение отношений собственности; и внутренние – демографическая ситуация, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция. К внешним причинам относятся: увеличение общей численности безработных, банкротство значительной части предприятий. Среди внутренних причин выделяют: отсутствие у молодых людей достаточного опыта работы, несоответствие их профессиональной подготовки требованиям рынка труда, недостаточно развитая профориентационная работа с молодежью, не соответствие в некоторых районах подготовки кадров объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест, стремление большинства молодых людей найти работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, не принимая во внимание несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Безработица среди молодёжи имеет структурный характер: некоторые профессии, специальности, полученные в учебных заведениях, остаются невостребованными. Сегодня перед учебными заведениями, ставятся новые 23
задачи - обеспечить подготовку специалистов и рабочих, конкурентоспособных на рынке труда [2]. Согласно данным Росстата уровень занятости населения в 2015 году среди населения в возрасте 15-19 лет составил 6,7%, 20-24 лет – 52,5%, 25-29 лет – 82,1%; в 2016 году в возрастной̆ группе 15-19 лет – 5,8%, 20-24 лет – 51,6% 25-29 лет – 82,4%. В период 2015-2016 гг. уровень занятости среди молодых людей в возрасте 15-19 лет и 20-24 лет сократился, а среди занятых в возрасте 25-29 лет вырос на 0,3% (рисунок 2) [33]. Название диаграммы 25-29 лет 20-24 года 15-19 лет 0 10 20 30 40 2016 50 60 70 80 90 2015 Источник [33] Рисунок 2 – Уровень занятости населения в процентах Уровень безработицы за этот период вырос с 26,1% до 28% среди населения в возрасте 15-19 лет и сократился в возрастной группе 20-24 лет с 12,6% до 12,4%, а среди населения 25-29 лет – с 6% до 5,6%. На конец 2017 года молодежь в возрасте до 25 лет составила 23,8% общей численности безработных, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,7%, 20-24 лет 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%). В общей численности безработных лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, насчитывали 24,6%, причем 15,2% составляла молодежь в 24
возрасте от 15 до 19 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет. В декабре 2017 г. их численность составила 1,7 млн. человек [33]. Наиболее подверженной безработице возрастной группой являются молодые люди 15-19 лет. Это обусловлено, главным образом, недоверием работодателей к работоспособности молодых людей данной возрастной группы и отсутствием высшего, а иногда и среднего, образования. Помимо проблемы трудоустройства молодежи, не имеющей высшего образования, в настоящее время остро стоит проблема трудоустройства молодых специалистов, выпускников ВУЗов. При устройстве на работу у молодежи зачастую нет квалификационных, профессиональных знаний и опыта. Согласно анализу Росстата, среди молодежной безработицы у 79% людей нет опыта работы. Для того, чтобы решить эту проблему и привлечь молодое поколение, работодателю необходимо адоптировать будущих сотрудников под деятельность своего предприятия или организации, но это всегда риск и дополнительные денежные затраты. Отсутствие практического опыта у молодых специалистов становится причиной отказа в дальнейшем их трудоустройстве (по мнению 60% выпускников высших учебных заведений и 40% среднего образования). Основой при выборе рабочего места у выпускников служит заработная плата, а так как чаще всего молодежь имеет завышенную самооценку уровня своей подготовки, они имеют проблемы со своей занятостью [36]. В образовательной динамике за последние несколько лет появились существенные поправки в области экономической активности и трудоустройства молодого поколения. Так как специфика выпускников меняется, происходят развития и в системе профессионального образования [25]. Как видно по рисунку 3, за последние года произошло увеличение поступающих в высшие учебные заведения, а также повлияло на состав 25
средних профессиональных учебных заведений, понизился уровень поступающих в организации начально-профессионального образования. За период с 2015 – 2017 года количество поступающих в высшие учебные заведения увеличилось на 670 тыс. человек. За 2015 – 2017 года на 240 тыс. человек увеличилось поступающих в средне-профессиональные учебные заведения, а численность поступающих, которые выбрали начально- профессиональное образование существенно сократилось – на 407 тыс. человек [34]. 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0 2015 Высшие проф. образование 2016 Средние проф. образование 2017 Начальное проф. образование Источник: [33] Рисунок 3 – Численность поступивших в профессиональные образовательные учреждения в РФ за 2015-2017 гг. В самой сложной ситуации оказываются люди, которые выбрали начальное профессиональное образование, а та часть молодежи, которые выбрали среднее специальное и высшее образование менее подвержены безработице. В связи с риском трудоустройства, молодежь попадает на вторичный рынок труда, а он в свою очередь, как правило является: не стабильным, малоквалифицированным и низкооплачиваемым. Анализируя рисунок 4, можно сделать следующие выводы: 26
уровень молодежи с начальным профессиональным образованием до 20 лет составляет 20,8%; от 20 – 24 лет – 10%; от 25 – 29 лет – 6,5%; с высшим образованием у молодежи уровень безработицы равен 11,6%. В основном безработных меньше в старшей молодежной группе и имеет минимальное значение равное 3,8%. Это показывает, то что наиболее образованная часть трудовых ресурсов имеет преимущество 27 20 13 11 9 7 5 3 15-19 лет 20-24 года ВПО СПО 25-29 лет НПО Источник[33] Рисунок 4 - Уровень безработицы населения РФ в отдельных возрастных группах по уровню профессионального образования в 2017 году, в процентах Чем старше возраст, тем больше в поколении образованных специалистов, а это прямо пропорционально влияет на уровень занятости. В младших возрастных группах уровень безработицы связан с низким уровнем образования и профессиональной подготовки. Так как уровень полученных знаний небольшой, то данная возрастная группа имеет сложности с трудоустройством. 27
Далее рассмотрим структуру занятых в экономике РФ, представленную в процентах в таблице 4. Таблица 4 - Структура занятых в экономике РФ по группам занятий по отдельным возрастным группам, в процентах Возрастн ые группы населени я Руководите ли Специалист ы высшего уровня квалификац ии Спец. среднего уровня квалификац ии Квалифицирован Неквалифицирован ные рабочие ные рабочие 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 До 20 лет 0,1 0,0 0,2 0,0 1,8 0,4 3,1 0,4 5,2 1,8 20-29 лет 13,0 21,2 24,7 23,6 24,1 21,4 22,5 19,9 19,9 11,3 Источник: [33] Всего в России в 2016 году прирост трудоустроенного молодого поколения составил 5,7%, по сравнению с 2015 годом. Рассматривая группу до 20 лет снижение трудоустройства наблюдается почти в 4,5 раза и затронуло такие категории как – среднего и низкого уровня квалификации. В возрастной группе 20 – 29 лет увеличение произошло по всем категориям, так же в этой группе больше руководителей и специалистов. Сравнивая 2015,2016 года можно заметить прирост специалистов на 13 – 16%. Устойчивая потребность в высококвалифицированном кадровом составе обуславливается тем, что научнотехнические новинки в экономике увеличивают значимость научных возможностей персонала [33]. Молодые специалисты - выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда [4]. 28
2.2 Исследования социально-экономического развития РФ Экономический рост выступает важным залогом социально- экономического развития страны. Существует достаточно много подходов к понятию «экономический рост», достаточно обоснованным автору представляется объединение всех подходов при определении понятия и понимание его, как достижение высшей степени развития экономической системы за счет совершенствования структуры экономики, технологий, общественного продукта и интенсификации общественного производства в течение определенного периода времени, также в положительной динамике ключевых показателей национальных счетов, производственных возможностей и социально-экономических экономической политики стандартов. особое В значение контексте приобретает реализации не просто идентификация масштабов экономического роста, но и определение его качества – источников и факторов роста. Важным является и обеспечение стабильности экономического развития страны, которое управления, но требует и не только постоянного эффективного мониторинга организационного текущего социально- экономического состояния, с целью актуализации принятия управленческих решений и определения будущих перспектив развития. Организация такого мониторинга является одной из главных задач, решение которой позволяет установить взаимосвязи между показателями социально-экономического развития страны и оперативно реагировать на негативные тенденции в этих показателях. Характерной особенностью социально-экономической ситуации в настоящее время является постоянный интенсивный поиск идей, подходов и средств повышения темпов роста социально-экономического развития [32]. Для оценки показателей. Для экономической анализа ситуации экономических 29 существует процессов ряд основных были выделены
макроэкономические показатели, являющиеся основными компонентами статистической оценки, таблица 1. - валовый внутренний продукт (ВВП) в сопоставимых ценах на душу населения – принятый во всех странах мира обобщающий статистический показатель. ВВП на душу населения показывает, сколько в стране во всех отраслях экономики было произведено на душу населения за отчетный период конечных товаров и услуг, предназначенных для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства; - потребительская инфляция или индекс потребительских цен (ИПЦ) – изменение во времени непродовольственных товаров стоимости и услуг, набора которые продовольственных, потребляет среднее домохозяйство (т.е. стоимость «потребительской корзины»). ИПЦ выбран в качестве основного индикатора инфляции потому что он обладает рядом характеристик: простота и понятность методологии расчёта, оперативность публикации, месячная периодичность расчёта, которые позволяют раскрыть роль данного индекса, как важного показателя динамики стоимости жизни населения; - доля инвестиций в основной капитал в ВВП – т.е. доля ВВП, направленная на накопление. Характеризует инвестиционную активность и является одним из основных факторов экономического роста (ВВП — стоимость всех произведённых за год товаров и услуг. ВВП равен общему годовому доходу частных лиц, фирм и государства. Для определения масштабов экономики важен именно ВВП, а не число работников или стоимость материальных ценностей, накопленных в стране: капиталов, имущества, освоенных природных ресурсов и др. И работники, и капиталы, и имущество, и запасы полезных ископаемых — это всего лишь ресурсы, которыми можно распорядиться по-разному: приумножить или промотать, пусть и не за один год); 30
- индекс производительности труда – отражает объем продукции, который создается одним работником за единицу времени. Анализ изменения индекса производительности труда является важным аспектом решения проблемы управления эффективностью производства для принятия управленческих решений. - расходы на конечное потребление на душу населения в сопоставимых ценах 2017 г. имеет немалую значимость на всех уровнях функционирования экономики. Этот показатель является основной валового национального продукта и составляющей совокупного спроса; - сальдо внешней торговли на душу населения в сопоставимых ценах [32]. Международная торговля является одной из основных движущих сил экономического развития. Она является сферой международных экономических отношений и представляет собой совокупность внешней торговли товарами, услугами и продукцией интеллектуального труда. Таблица 2 - Основные макроэкономические показатели Российской Федерации за 2014-2017 гг. од Г ВВП, тыс. ИПЦ, % к рублей на предыдущему душу году населения Доля инвестици йв основной капитал в ВВП, % Индекс производите льности труда Расходы на конечное потребление , тыс. рублей на душу населения Сальдо внешней торговли, долл. США на душу населени я 2014 189,07 6,58 19,50 103,50 163,32 800,31 2200,34 6,45 19,50 101,80 169,65 737,45 2222,66 11,76 21,45 100,70 169,89 681,71 2229,84 13,45 19,67 96,98 164,11 444,08 2015 2016 2017 Источник: [32] 31
Из таблицы 2 видно, что в 2017 г. ВВП на душу населения вырос на 3,22%, по сравнению с 2016 г., что в абсолютном выражении составило 7,18 тыс. рублей на человека. Анализ временного ряда ВВП за период с 2014 по 2017 гг. позволяет сделать вывод о достаточно плавной положительной тенденции развития почти на всём временном отрезке, со средним ежегодным абсолютным приростом 20,76 тыс. рублей на человека. В 2016-2017 годах вслед за обесценением национальной валюты произошло резкое удорожание продуктов питания, после чего ускорился рост цен на непродовольственные товары и платные услуги населению. В 2017 г. ИПЦ вырос на 17% по сравнению с 2016 г., что в абсолютном выражении составило 0,83 пп. Что касается индекса производительности труда, можно отметить, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. показатель претерпел изменение в отрицательную сторону (уменьшился на 4,06%). В начале исследуемого периода наблюдалось ежегодное увеличение показателя, однако кризисный 2008 г. не мог не повлиять на динамику данного показателя. До настоящего производительности времени труда, что, не удалось безусловно, стабилизировать негативно индекс влияет на экономическую ситуацию в стране. Следует отметить, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. значение показателя «сальдо внешней торговли, долл. США на душу населения» снизилось на 34,88%, в абсолютном выражении это составило 237,84 долл. США на душу населения. Дополнительным фактором оттока капитала и резкого обесценения национальных валют стало то, что инвесторы пересмотрели свои оценки перспектив роста в странах-экспортерах нефти из-за низких цен на нефть (в 2016 г. цены снизились с 115 долл. США за баррель в июле до 57 долл. США в декабре, в декабре 2017 г. цена составила 39,02 долл. США) [32]. По экономическому потенциалу, уровню экономического развития, величине безработицы, имеющимся достижениям в образовании страна неплохо выглядит на мировом фоне. Но при этих оценках не всегда можно 32
учитывать качество, показатели эффективности, риски и негативные тренды, которые возникают при сколько-нибудь продолжительном сохранении 3% роста. Если говорить о будущем страны, то при темпах 3% в год при жизни нынешнего поколения Россия не сможет войти в число развитых стран мира. Для преодоления большого отставания в социальных показателях России необходимы большие затраты на социальные цели, на решение проблемы бедности, на приоритетное улучшение условий жизни детей, на удвоение, по крайней мере, благосостояния пенсионеров, на кардинальное улучшение жилищных условий, повышение качества жилья и т.д. Следует удвоить долю здравоохранения в ВВП – до среднего показателя стран Западной Европы – чтобы увеличить продолжительность жизни и приблизиться к уровню развитых стран. При 3-процентных темпах прироста экономики такие деньги изыскать невозможно [32]. Большие дополнительные средства требуются и для того, чтобы ускоренно развивать экономику знаний и преодолеть хотя бы наполовину огромное отставание в этой сфере от развитых стран. Огромные финансовые ресурсы требуются стране для подтягивания социально-экономического уровня южных районов России, для освоения заселения Сибири и, особенно, Дальнего Востока. В итоге можно констатировать: ни один крупный социальный и экономический проект, стоящий в повестке социально-экономического развития России, нельзя реализовать при 3-процентных темпах ВВП, ибо ВВП является главным источником инвестиций и других средств, необходимых для развития. Необходимо отметить, что основным фактором, поддерживающим позитивный тренд развития российской экономики, остается потребление населения, однако вклад домашних хозяйств и государственного управления в динамику ВВП существенно ослабевает. На фоне развитых стран 3-процентный темп прироста выглядит как бы неплохо, но бοльшая часть населения мира проживает в развивающихся 33
странах – около 5,5 млрд. чел., тогда как в развитых странах – 1 млрд. Развивающиеся страны в послекризисный период увеличивают ВВП средним темпом 5% в год и более, это почти вдвое выше прогнозируемых темпов развития России. При таком соотношении развивающиеся страны со временем догонят и перегонят Россию. При низких темпах Россия будет занимать последнее место среди стран БРИК, отставая по все большему числу показателей. Заметим, что страны БРИК развиваются опережающими темпами, а их ориентация на создание высокотехнологичных отраслей и сфер деятельности выражена гораздо сильнее, чем в России [33]. 2.3 Мероприятия по сокращению молодежной безработицы и её влияние на социально-экономическое развитие РФ С каждым годом проблема занятости молодежи все более выходит на первый план, что еще сильнее подтверждает важность данной проблемы, с которой, к сожалению, сталкиваются многие страны. В то же время повышается осмысление того, что добиться результативной занятости и достойного труда для молодого поколения невозможно, поскольку мероприятия, проводимые для этого не связаны между собой. Для достижения поставленной задачи необходим единый подход, а также целенаправленные и согласованные действия значительного количества молодежи. Данный подход должен базироваться на ясно сформулированной политической деятельности, в основе которой должны присутствовать два основных компонента: 1) безграничная стратегия, которая направленно на финансовое увеличение и формирование рабочих мест; 2) мероприятия, нацеленные на помощь молодежи преодолевать препятствия при выходе на рынок труда, а также удержания их позиций на рынке труда [32]. 34
Рынок труда молодежи характеризуется неимением требуемого профессионального опыта, уровнем образования, в следствие чего эта возрастная группа не может конкурировать с более старшим поколением на рынке труда [16]. Малоэффективная поддержка государства в трудоустройстве приводит к тому, что молодое поколение уезжает за рубеж, что ведет к оттоку образованных специалистов и подрывает интерес получать высшее образование. Но для решения данной проблемы необходима не только поддержка государства, но и органов местного самоуправления. В случае решения данного вопроса на уровне каждого региона ситуация по трудоустройству улучшится и по стране в целом. Для этого содействовать должны все структуры: государственные органы власти, органы местного самоуправления, области образования и комитеты по делам молодежи [35]. Достигнуть решения проблемы трудоустройства молодежи можно добиться с помощью разработки комплекса мер, которые будут направленны на: - информирование молодежи о состоянии на рынке труда; - расширение списка профессий и специальностей; - введение новых форм и методов обучения; - знакомство с законодательством о труде и занятости (в школах, колледжах, в высших учебных заведениях); - развитие различных форм социальной, психологической и образовательной поддержки учеников и выпускников; - проведение профориентационных и консультационных семинаров в учебных организациях; - формирование активного навыка поиска работы; - помощь в выборе форм занятости у молодежи; - организация различных стажировок для выпускников; - создание гибких графиков и режимов работы для тех, кто работает и учится; 35
- для регионов с высоким уровнем безработицы должны проводится соответствующие изменения в сфере трудоустройства, пересмотр законодательной базы, введение мер по внедрению дополнительных субсидий и льгот; Стратегия рынка труда должна выстраиваться, отталкиваясь на единые условия общегосударственной политики России. Её задача на нынешней стадии – гарантированное обеспечение молодежи первого рабочего места и возможности на максимальном уровне сформировать и показать все свои возможности, получая при этом достойную заработную плату за проделанную работу. По этой причине особенную значимость обретает руководство рынком труда молодого поколения с поддержкой особых мероприятий, принятых в базу областной политики занятости [28]. Регулирующие события, нацеленные на разрешение трудностей занятости молодого поколения, дадут возможность нормализовать, приблизив к цивилизованным общепризнанным меркам функционирования всю область занятости. Это относится, прежде всего к длительной безработице, которая в конечном счете снизится, тем самым порождая производительность труда. Это в свою очередь приведет к поддержанию общественного баланса и единства в обществе, а также удвоению ВВП. С целью увеличения степени занятости молодого поколения необходима общественно-политическая и финансовая устойчивость, систематический аспект к решению проблемы. Только общие воздействия абсолютно всех степеней власти смогут предоставить заметные результаты [31]. Резюмируя вышесказанное, можно сделать некоторые выводы: Во-первых, факторы, оказывающие заметное влияние на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда, влияют, в том числе, и на уровень молодежной занятости. В тоже время, рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, 36 обладающей присущими ей
потребностями и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений [20]. С этой точки зрения можно выделить ряд факторов, являющихся специфическими для данной социально-демографической группы населения к наиболее значимым из них необходимо отнести следующие: - скрытая дискриминация, то есть зачастую молодым людям отказывают в приеме на работу по причинам семейного (возможный уход в отпуск по беременности и родам, наличие малолетних детей и т д) или общественного (служба в армии) характера; - отсутствие опыта работы (в большинстве случаев квалификационные требования к претенденту на замещение вакантного места содержат условие об обязательном наличии опыта работы); - отсутствие навыков построения стратегии выбора профессии, недостаток информации о потребностях рынка труда; - отсутствие навыков активного поведения на рынке труда, основ самопрезентации; - завышенные требования молодых людей к условиям труда, его оплате. Все перечисленные факторы делают молодых специалистов наиболее социально уязвимой группой на рынке труда. По данной причине необходима разработка мероприятий, направленных на сокращение безработицы. Такие мероприятия представлены на рисунке 5. 37 молодежной
Источник: [39] Рисунок 5 - Классификация государственных методов минимизации молодежной безработицы Самые перспективные мероприятия по регулированию занятости и минимизации безработицы – активные методы с использованием инструментов стимулирования инвестиционной активности, поддержки малого бизнеса и самозанятости, профессионального обучения и переподготовки кадров. В процессе рассмотрения вопросов занятости и безработицы, было установлено, что с целью преодоления дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, политика занятости способна совершенствоваться в последующих направлениях: - последующие вознаграждение мобильности рабочей силы среди регионов и организаций; - последующее содействие внутренним передвижениям; - упорядочивание финансовой и производственной структуры; - совершенствование концепции общественного обеспечения. Основными предложениями для усиления роли государства являются: - систематизация работы по формированию общепринятых трудовых ценностей на ранних этапах формирования личности (дошкольные воспитательные учреждения, школа); - введение образовательных стандартов для различных уровней подготовки с целью формирования потребностей труда и творчества; целью стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с улучшения рабочих мест, характера труда, повышения его привлекательности для молодежи; - реформирование системы профессионального образования с учетом изменения спроса на рынке труда; - квотирование рабочих мест для выпускников учебных заведений; 38
- налоговое стимулирование тех работодателей, которые создают рабочие места для выпускников или принимают их на работу, предоставляют студентам возможность пройти производственную практику, расширение системы профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения [41]. Со стороны работодателей необходима реализация следующих мер; - формулировка требований к претендентам на вакантные места при поиске и отборе персонала в соответствии с должностными обязанностями; - разработка и внедрение систем мотивации, способствующих, проявлению творческих потенций личности, - возрождение системы производственной учебы, переподготовки и повышения квалификации; - возрождение системы наставничества и разработка формы материального и морального поощрения наставников, использование гибких форм занятости. Со стороны учебных заведений могут быть предприняты следующие действия по решению проблемы молодежной безработицы: - повышение качества образования путем организации стажировок на предприятиях в ходе или по окончанию учебного процесса; - содействие трудоустройству и адаптации к требованиям рынка труда выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной системы подготовки кадров; - введение в учебные программы вопросов самоопределения и поведения на рынке труда, технологии поиска работы и самопрезентации; - создание базы данных выпускников, добившихся карьерных успехов, базы данных предприятий-потребителей выпускников. Реализация обозначенных выше мер возможна лишь при тесном взаимодействии государства, образовательных учреждений и работодателей. Согласно рекомендациям МОТ, в качестве методов сокращения безработицы среди молодежи можно предложить: - развитие программы молодежной занятости; 39
- увеличение трудовой мобильности; - информирование посредством социальных сетей молодых людей о востребованных профессиональных навыках. В качестве метода повышения конкурентоспособности молодежи можно ограничить российский рынок труда для миграции незафиксированной рабочей силы, расширить возможности приобретения работниками зарубежного опыта для повышения производительности и качества труда. Со стороны учебных заведений действенным способом содействия занятости молодежи может стать предоставление возможности совмещения работы и учебы – обеспечение работой с гибким графиком, повышение качества образования. Кроме того, следует развивать в вузе структуру, принимающую заказы от предприятий и отвечающую за их выполнение [25]. Полностью ликвидировать безработицу молодежи в условиях рыночной экономики невозможно, но государство может ее регулировать и поддерживать ее уровень на социально допустимой величине. 40
Заключение Безработица является социально-экономической проблемой, которая затрагивает все страны мира, в том числе и Россию. Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения [12]. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике [17]. Цель данной работы заключалась в исследовании влияния молодежной безработицы на социально-экономическое развитие Российской Федерации. 41
В первой части выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятие «молодежная безработица, понятие и сущность социально- экономического развития, а также влияние молодежной безработицы на социально-экономическое развитие территории. Массовая устоявшейся безработица еще среди психики, молодежи, чрезмерных в силу амбиций специфики, не новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Безработица среди молодого населения ведет: - к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов); - снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию; - усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность все это способствует естественному вырождению нации [35]. В связи с тем, что трудовой потенциал молодежи используется не в полной мере, происходит снижение обновления трудовых ресурсов, что в дальнейшем отрицательно сказывается на развитии общества и экономики государства. В практической части было проведено исследования влияния молодежной безработицы на социально-экономическое развитие Российской Федерации. 42
В России по данным Росстата 71,6 млн экономически активного населения из них 29 млн – молодежь [33]. Проблемы занятости и безработицы на молодежном рынке труда являются неизбежными. Молодое поколение более активно реагирует на изменения, которые происходят на социально-экономическом уровне, а также именно является основной группой трудоспособного населения и подвержена влиянию изменений на рынке труда. Специфика молодежного рынка труда: отсутствие баланса между спросом и предложением; низкая конкурентоспособность; отсутствие четких представлений об уровне занятости молодежи; неудовлетворительные условия труда. Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в стране, когда на волне всеобщего недовольства активизируется деятельность экстремистских группировок и партий, совершаются государственные перевороты, растет шовинизм. По этой причине своевременные предотвращению длительной (или безработицы и эффективные снижению) должны государственные негативных стать последствий приоритетными в меры по массовой социально- экономической политике любого государства. На фоне развитых стран 3-процентный темп прироста выглядит как бы неплохо, но бοльшая часть населения мира проживает в развивающихся странах – около 5,5 млрд. чел., тогда как в развитых странах – 1 млрд. Развивающиеся страны в послекризисный период увеличивают ВВП средним темпом 5% в год и более, это почти вдвое выше прогнозируемых темпов развития России. При таком соотношении развивающиеся страны со временем догонят и перегонят Россию. При низких темпах Россия будет занимать последнее место среди стран БРИК, отставая по все большему числу показателей [32]. Как показал анализ, на сегодняшний день молодежная безработица порождает отрицательные социально-экономические последствия. Незанятая 43
рабочая сила общества, означает прямые недоиспользование экономические экономического потребности. потенциала Естественный уровень безработицы - это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов. Молодежная безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы. Государственная политика занятости является первостепенным рычагом влияния на рынок труда. Процедура регулировки рынка труда государством подразумевает осмысленные и комплексные воздействия, минимизирующие негативные факторы рыночного механизма. Государственная политика в области занятости нацелена на: - формирование человеческих ресурсов с целью трудоустройства; - обеспечение равноправных перспектив всем жителям вне зависимости от условий в осуществлении добровольной деятельности и независимый выбор занятости; - создание условий, которые обеспечивают достойную жизнедеятельность и беспрепятственное развитие индивида; - поддержку предпринимательства в рамках закона; - обеспечение общественной охраны в сфере занятости населения, осуществление специализированных мероприятий, содействующих обеспечиванию занятости людей, особенно имеющих необходимость в социальной защите и переживающих проблемы в поиске работы Реализация направлений в государственной политике позволит стране сократить уровень молодежной безработицы, а также обеспечить сохранение рабочей силы на уровне роста производительности труда. 44 Это будет
способствовать экономическому росту и обеспечить России возможность продуктивной занятости [34]. Научная новизна работы заключается в том, что было проведено исследование социально – экономического развития Российской Федерации и молодежной безработицы. Охарактеризованы причины появления безработицы и выделены мероприятия для дальнейшего сокращения уровня молодежной безработицы. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований в области молодежной безработицы и её влияния на социально-экономическое развитие РФ. 45
Список используемых источников 1. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: офиц. текст, принят Гос. Думой Фед. Собр. РФ 21.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2006 г.)// Российская газета: -2001. №256 от 31 декабря 2001 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. М.: Эксмо, 2009. - 256 с. 3. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. РФ (в ред. от 26.06.2007 г.)// Собрание законодательства РФ. 1994. -№32. - ст. 3301 от 5 декабря 1994 4. Аганбегян А.Г. Название источника: Статья. Об ускорении социальноэкономического развития России // Экономика и финансы. – 2014. - No 4. 5. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 2001. - 407 с. 6. Алещенок, C.B. К проблеме новой концептуализации молодежи / C.B. Алещенок, П.А. Ручкин // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Институт молодежи, 1998. - С. 34-37 7. Аникин, Л.С. Молодежь и рынок труда: проблема взаимодействия / Л.С. Аникин, Е.Е. Немерюк // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: сб. науч. трудов. Саратов, 2004.Вып. 11.-С. 48-51. 8. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П.И. Бабочкин. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 174 с. 9. Боровик, B.C. Занятость населения: Учеб. пособие / B.C. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с. 10. Бредников, К.И. Рынок трудоустройства молодежи. Проблема трудоустройства молодых специалистов / К.И. Бредников, H.A. Калугина // Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия вусловиях рыночной экономики. Казань, 2004. - Ч. 1. - С. 95-100. 46
11. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев . – М. : Наука, 2005 . – 271 с. : табл. – (Экономическая наука современной России) . - В надзаг. : РАН, Центр. экономико-математ. ин-т. - Прил. - ISBN 5-02-033411-1 . 12. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — No 1 (12). — с. 9-14. 13. Выборкова, В.В. Актуализация проблем молодежи / В.В. Выборкова, H.A. Дунаева // Социологические исследования. 2004. - №4. - С. 99-104. 14. Генкин, Б.М. Эффективность труда и качество жизни / Б.М. Генкин.1. СПб.: ГИЭА, 1997.- 112 с. 15. Гильдингерш, М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку / М.Г. Гильдингерщ. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1995. 163 с. 16. Гильдингерщ, М.Г. Социология безработицы: Учеб. пособие / М.Г. Гильдингерщ. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996.-84 с. 17. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Т. 12: Экономика и труд. - М.: ИНФРА-М, 2007,- 1152 с. 18. Додунова, Г.Н. Уроки реформирования, рынок труда и проблемы занятости молодежи в современной России / Г.Н. Додунова, Н.И. Пахалева, С.Н. Рохмитров. М., 2003.- 179 с. 19. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С. Название источника: Статья. Макроэкономические предпосылки ре- ализации новой модели роста // Вопросы экономики. 2012. No 9. 20. Дунаева, Н. Молодежь на рынке труда / Н. Дунаева // Вопросы экономики, 1998.-№ 1.-С. 81-91. 21. Емцова, Р.М. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. М. Емцова и др. М.: ИНФРА-М, 1995. -477 с. 47
22. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие / В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных. М.: Финансы и статистика, 2002.- 192 с. 23. Иванченко, Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г.В. Иванченко // Мир России. — 2005.-№2.-С. 96-125. 24. Иконникова, С.Н. Молодежь. Социологический и социально- психологический анализ / С.Н. Иконникова. Л.: Изд-во Ленин, ун-та, 1974. 160 с. 25. Конвенция МОТ № 160 «О статистике безработицы» : [по состоянию на 13 марта 2015 г.: принята Административным Советом Международного Бюро Труда 7 июня 1985]. - Режим доступа - http://www.ilo.org 26. Корицкий, A.B. Введение в теорию человеческого капитала: Учеб. пособие / A.B. Корицкий. Новосибирск: СибУПК, 2000. - 112 с. 27. Кострюков, В.А. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях / В.А. Кострюков. М.: ИЭ, 1999. — 220 с. 28. Котляр, А.Э. О понятии рынка труда / А.Э. ДВСотляр // Вопросы экономики, 1998. -№ 1.-С. 33-41. 29. Немерюк, Е.Е. Проблема современной безработицы среди молодежи на региональном рынке труда / Е.Е. Немерюк // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: сб. науч. трудов. — Саратов, 2004. Вып. 11. – с . 96-100. 30. Никифорова, A.A. Рынок труда: занятость и безработица / A.A. Никифорова. М.: Междунар. отношения, 1991. - 180 с. 31. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие/ Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 268с. 32. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.worldbank.org/ 48
33. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]: режим доступа – http://www.gks.ru/ 34. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник / В.А.Павленков. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368с. 35. Попазова, О.А. Экономика труда /О.А. Попазова. – СПб.: «Вектор», 2005. – 192с. 36. Попов, А. Д. Экономически активное России : учебное пособие / А. Д. Попов. – М. : Юристъ, 2012. – 63 с. 37. Стазаева, И.В. Безработная молодежь в социальной структуре и политической жизни современного российского общества / И.В. Стазаева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. 19 с. 38. Старовойтова, Л.И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб пособие / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. М.: Академия, 2001. - 192 с. 39. Сухов, А.Н. Социальная психология безопасности /А.Н. Сухов. М.: Академия, 2002. - 256 с. 40. Тартаковская, H.H. Тендерные аспекты стратегии безработных / И.Н. Тартаковская // Социологические исследования. 2000. - № 11. - С. 7382. 41. Хасаев, Г.Р. Особенности региональной безработицы / Г.Р. Хасаев // Социологические исследования. 1998. — № 4. — С. 41-48. 42. Чернышева Н. И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.- No 2-1.- С. 155-160.- 2014г. 43. Четвернина, Т.Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России / Т.Я. Четвернина. М.: Наука, 2004. - 3 11 с. 44. Чукреев, П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи / П.А. Чукреев. Улан-Удэ, 2000. - 319 с. 45. Чупров, В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. М., 2000.- 187 с. 49
46. Studme.org [Электронный ресурс] / Безработица. - URL: http://studme.org/134707116271/ekonomika/bezrabotitsa 47. Schotter A. The economic theory of social institutions/A. Schotter. Cambridge: Cambridge University Press., 1981. - P. 78-97. 48. Myerson R. Justice, institutions, and multiple equilibria//Chicago Journal of International Law. 2004. - Vol. 5, P. 91 - 107. 49. Ostrom E. An agenda for the study of institutions// Public Choice. 1986. Vol; 48, №1. - P. 3-26. 50. Parsons T. Essays on sociological theory/T. Parsons. N. Y., 1964. - P. 231232 50
51
52
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв