МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра социологии
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой
социологии
Нарбут Н. П.
«_____»_________2021 г.
Выпускная квалификационная работа
бакалавра
Направление 39.03.01 «Социология»
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ДЕВИАНТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р.
МЕРТОНА»
Выполнила студентка: Игнатова Татьяна Андреевна
Группа ГСБ-41
Студ. билет №1032172468
Руководитель выпускной
квалификационной работы
Руководитель
ассистент кафедры
социологии, к.с.н.
Тертышникова Анастасия
Геннадьевна
_____________________
(подпись)
Автор_____________________
(подпись)
г. Москва
2021 г.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов»
АННОТАЦИЯ
выпускной квалификационной работы
Игнатовой Татьяны Андреевны
на тему: «Влияние религиозности на девиантное поведение
в контексте теорий Э. Дюркгейма и Р. Мертона»
В
работе
была
рассмотрена
зависимость
религиозности индивида и его предрасположенность к
совершению девиантных действий.
Первая часть работы носила чисто теоретический
характер. В частности было изучено понятие «девиантное
поведение» и рассмотрены связанные с ним теоретические
концепции
Э.
Дюркгейма
и
Р.
Мертона,
а
также
рассмотрено понятие религиозности.
В ходе работы было также проведено эмпирическое
исследование, являющееся пилотажным этапом. В ходе
исследования необходимо было установить наличие или
отсутствие
зависимости
таких
переменных
как
религиозность и девиантность.
Исследование
анкетирования
проводилось
студентов
методом
Факультета
онлайн-
гуманитарных
и
социальных наук и студентов Юридического института
РУДН.
2
Автор ВКР
Татьяна Андреевна
_____________
(подпись)
(Ф.И.О.)
3
Игнатова
Содержание
Введение................................................................................... 4
Глава 1. Теория аномии и девиантного поведения...............6
1.1 Теория девиантного поведения Э. Дюркгейма................7
1.2 Теория девиантного поведения Р. Мертона...................11
1.3 Понятие и сущность религиозности...............................19
Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости
религиозности и девиантности.............................................23
2.1 Информационно-эмпирическая база исследования
зависимости религиозности и девиантности.......................23
2.2 Анализ полученных эмпирических данных...................31
Заключение............................................................................47
Литература............................................................................. 49
Приложение........................................................................... 51
4
Введение
В настоящее время проблема занимает одно из важных
мест
в
современной
неотъемлемая
часть
отклоняющегося
дисциплин,
науке,
так
любого
поведения
например,
как
девиации
общества.
исследуется
Изучение
целым
социологией,
–
рядом
психологией,
психопатологией, криминологией, правовой статистикой и
другими
науками.
В
большей
степени
девиантное
поведение является психологическим феноменом, поэтому
в этой дисциплине такое явление изучено достаточно
глубоко.
Отклоняющееся
поведение
изучается
целым
рядом дисциплин, например, социологией, психологией,
психопатологией, криминологией, правовой статистикой и
другими науками. Также в связи с тем, что девиации могут
также выражаться и в нашей речи, они привлекают
внимание лингвистов. В этой дисциплине это явление будет
изучаться с точки зрения средств языка.
Религия в целом и религиозность отдельного человека
также являются предметом дискурсов современной науки,
а в частности социологии и культурологии. Существует
целая
дисциплина,
существующие
религии
изучающая
и
формы
все
ее
когда-либо
проявления
–
религиоведение.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы
выявить
причины
возникновения
такого
явления,
как
девиантное поведение, рассмотреть его в тесной связи с
религией
феномен,
и
религиозностью
как
девиантное
5
общества.
поведение,
Также
такой
достаточно
распространен в обществе. Большинство людей хотя бы раз
в жизни сталкивались с его проявлением лично, либо
наблюдали со стороны.
Цель
данной
работы
–
выявить
наличие
или
отсутствие зависимости религиозности индивида и его
предрасположенности к совершению девиантных действий.
Существенными задачами стали, в первую очередь,
необходимость чётко понимать суть девиантного поведения
и
объяснять
его
причины,
учитывая
при
этом
роль
культуры, социальных норм и традиций, принятых в том
или ином обществе; во-вторых, учитывая все особенности
данного
социального
явления,
уметь
правильно
его
классифицировать; и, в-третьих, отметить важную роль
религии при формировании девиантного типа поведения.
Объект
исследования
–
девиантное
поведение
личности.
Предметом исследования являются принадлежность
индивидов к той или иной религии, а также те поступки и
стороны
поведения
личности,
непосредственными
маркёрами
которые
являются
отклоняющегося
поведения.
Очевидно,
что
из-за
разнообразия
дисциплин,
трактовок и понимания феномена девиантного поведения
будет
существовать
несколько
подходов,
объясняющих
сущность и природу данного феномена. Все эти подходы
отражают взгляды определенных школ и исследователей,
разрозненных во времени. В данной работе специфика
такого явления будет рассматриваться в рамках теорий Э.
Дюркгейма и Р. Мертона.
6
Существенный вклад в изучение теории аномии и
девиантного поведения Р. Мертона внесли такие ученые,
как Усова Л. П.1, Ритерман Т. П.2 и Чеснокова В. Ф.3 В этих
работах отражена специфика взглядов Мертона.
Что же касается анализа работ Э. Дюркгейма, то здесь
стоит отметить работу Гофмана А. Б.4 «Э. Дюркгейм в
России.
Рецепция
российской
дюркгеймовской
социальной
мысли»,
социологии
которая
в
раскрывает
восприятие Э. Дюркгейма российскими учеными. Также
рассмотрением его концепции занимались Гараджа В. И. 5,
Левада Ю. А.6, Осипова Е. В.7.
Итак,
феномен
принадлежность
к
сложными
многогранными
и
той
девиантного
или
иной
поведения
и
религии
являются
явлениями,
которые
необходимо изучать с разных позиций.
Глава 1. Теория аномии и девиантного поведения
Современное научное сообщество не дает общего
понимания термина «девиация» и «девиантное поведение»;
связано это с тем, что термин появился лишь в конце 19
века в области социологической науки и в настоящее время
находится на пути развития.
1
Усова
Л.
П. Девиантное
поведение:
парадигмы
изучения //
Вестник
Забайкальского государственного университета. – 2014. №4
2
Ритерман Т. П. Социология: Полный курс / авт. – сост. Т. П. Ритерман.: УФактория; АСТ; Екатеринбург; М.; 2009
3
Чеснокова В. Ф. Язык социологии: курс лекций— М.: ОГИ, 2010. — с-542
Гофман А. Б. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука. 2015. 391 с.
5
Гараджа В. И. Социология религии // Социология в России. М.: Наука. 2008. 642 с.
6
Левада Ю.А. Основные направления буржуазной социологии религии.М.: Наука.
2015. 120 с.
7
Осипова Е. В. Социология Э. Дюркгейма: критический анализ теоретически
методических концепций. М.: Владос. 2011. 107 с.
4
7
Разные
ученые
по-разному
трактуют
девиантное
поведение и дают его разное толкование. Так, например,
Роджерс
К.8
современные
под
понятием
субкультуры
и
«девиация»
молодежные
подразумевает
движения
и
поведение творческих личностей. Зарубежная литература
характеризует такое понятие как социальную проблему и
видит в ней причину беспокойства и противоречие нормам.
По мнению Н. Смелзера девиация – это «соответствие или
несоответствие поступков социальным ожиданиям»9.
8
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.:
Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — с 203
9
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – Стр. 198-203
8
1.1 Теория девиантного поведения Э. Дюркгейма
Наибольший вклад в изучение девиантного поведения
внесли Э. Дюркгейм и его последователь, Роберт Мертон.
Э. Дюркгейм ввел понятие аномии как социологической
категории.
Аномия – такое состояние общества, при котором
различные области социальной жизни, типы поведения и
социальных
отношений
нормативного
людей
регулирования
со
противоречат
стороны
сфере
общества
по
причине отсутствия требуемых для этого норм, или при
ситуации,
когда
существенная
часть
граждан
считает
необязательным придерживаться уже существующих норм.
Иными словами, аномия – рассогласованность ценностного
мира.
Самой важной социологической работой, а точнее,
исследованием
принято
считать
«Самоубийство».
Самоубийство означает агрессию, направленную на себя и
в ущерб себе. Э. Дюркгейм первым доказал тесную связь
индивида, общества и возникающих в нем девиаций, т. е.
такой феномен самоубийства носит именно социальный, а
не личностный характер10. Также он подчеркивает, что
аномичное общество по своей сути равно девиантному
обществу. При идеальном раскладе в обществе существует
полная согласованность умов, которая задает тон каждому
индивиду; желания и возможности всех людей имеют
четкие
границы
дозволенного;
именно
общество
устанавливает понимание девиаций. В состоянии аномии
10
Хомич. А. В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. ЮжноРоссийский Гуманитарный Институт Ростов-на-Дону: 2006
9
происходит
рассогласованность,
что
приводит
к
столкновению интересов и желаний.
Социолог
считает,
что
девиации
выполняют
две
главные функции:
1. Они играют функциональную роль в установлении
границ, которые определяют рамки дозволенного
поведения.
2. Они способствуют тому, чтобы индивиды стремились
подтверждать свою принадлежность определенно
сложившемуся
моральному
порядку,
который
принят в обществе.
Вспышки девиации, по мнению Дюркгейма, следует
ожидать в периоды резких и быстротечных общественных
изменений
(здесь
можно
упомянуть
как
реформы,
протекающие в больше степени достаточно мирно, так и
более
глобальное
переустройство
общества).
В
такие
исторические моменты у людей возникают трудности с
координированием
своего
поведения.
Оно
становится
противоречивым и неясным; связано это с тем, что людям
сложно
соответствовать
неоднозначные
периоды.
актуальность,
а
сформировались
нормам
Старые
новые
и
общества
нормы
еще
представляют
в
такие
теряют
окончательно
лишь
свою
не
примерные
очертания. Соответственно, за неимением нормативного
ориентира люди не понимают, как им следует себя вести и
какое поведение от них ждет общество.
Такое состояние является самым настоящим злом для
общества,
ведь
именно
в
такой
период
помимо
преступлений происходят вспышки самоубийств, депрессий
10
и психических расстройств. При этом Дюркгейм отмечает,
что в обществе всегда будет существовать некий процент
таких девиаций – и это является нормой. При этом этот
показатель будет разным от общества к обществу, от
культуры и традиций.
В
социологии
к
основным
формам
девиантного
поведения относят алкоголизм, наркоманию, проституцию,
преступность и самоубийство. Так как эти формы носят
негативный характер, то необходимо отметить важную роль
социального контроля.
Для обозначения более серьезных форм нарушений
употребляется дополнительный термин - делинквентность.
Делинквентное поведение - вид девиантного поведения,
влекущий уголовную ответственность, т. е. преступное
поведение;
совокупность
(преступлений).
автоматически
Любое
является
противоправных
поступков
делинквентное
поведение
девиантным,
но
не
каждое
девиантное поведение можно отнести к делинквентному.
Для
снижения
уровня
алкогольной
зависимости
проводят различные антиалкогольные кампании, например,
«сухой»
закон
в
России
1914
года;
ограничения
производства и продажи алкогольных напитков (1958 –
1960гг., 1985 - 1987 гг.); ужесточение наказаний и санкций
за
нарушение
опьянения.
осуждающие
норм
права
в
Разнообразные
распитие
состоянии
алкогольного
социальные
алкогольных
рекламы,
напитков
и
призывающие отказаться от чрезмерного употребления
алкоголя, также ставят своей целью побудить общество
снизить
уровень
потребления
11
алкоголя.
Но
важно
учитывать
особенности
демографические,
поведения
профессиональные)
(социальные,
различных
групп
населения для качественной антиалкогольной работы.
Контролирование наркомании может реализовываться
как путем внешних санкций, так и за счёт самоконтроля.
Для снижения роста наркотизации характерно применение
различных санкций, запретов и ограничений. Например,
чтобы избавиться от данной зависимости, индивид может
ставить
себе
рамки,
согласно
которым
употребление
наркотиков в скором времени сведется к нулю. Человек
ставит
себе
ограничители,
например,
употреблять
наркотики только в хорошо известной компании, после
получения премии, только в выходные дни и т. п. В
качестве примера внешней социальной санкции можно
привести государственный закон, согласно которому в
школах и вузах проводится тестирование на наличие в
организме наркотических веществ. Таким образом, четко
обозначилась
социальная
норма
недопустимости
наркомании.
Проституция, т. е. оказание сексуальных услуг за
вознаграждение, также подвергается критике и осуждению
со стороны общества в большинстве стран. Например, 29
мая
1987
запрещено
года
в
указом
СССР
занятие
Президиума
проституцией
Верховного
было
Совета,
нарушение которого сопровождалось штрафом. Остальные
союзные республики СССР в скором времени последовали
данному примеру. Также в российском законодательстве
существует ряд статей, запрещающих вовлечение в занятие
проституцией (ст. 240 УК РФ: до 3—8 лет лишения
12
свободы), организацию занятия проституцией (241 УК РФ:
до 5—10 лет лишения свободы) и непосредственно само
занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ: штраф в размере
от 1500 до 2000 рублей). Левада-центром проводились
соцопросы,
согласно
которым
в
1997
году
32%
голосовавших выступили за ужесточение мер наказания за
занятие проституцией, в 2015 году это число выросло до
56%.11 Данная статистика показывает, что российское
общество негативно относится к такому роду деятельности.
Один из видов социального контроля – это контроль
над преступностью. Несмотря на то, что, по мнению Э.
Дюркгейма, преступность - неотъемлемая часть любого
здорового общества, с ней ведется активная борьба. Ведь
преступность с давних времен воспринимается как самая
опасная форма «отклонений». В социальный контроль над
преступностью входят: системы санкций и конкретные
санкции
за
определенные
преступления;
институты
формального социального контроля над преступностью
(суд, полиция, прокуратура и т.п.); институты, организации,
физические
лица,
осуществляющие
неформальный
контроль над преступностью (семья, школа, землячества и
т.п.);
деятельность
общественных
организаций
и
учреждений по профилактике преступности. Важную роль
при конструировании видов девиантности, определении
санкций по отношению к девиантам и формировании
отношения населения играет политический режим.12
11
Левада-Центр. Отклоняющееся поведение: проституция и бездомные// levada.ru
(https://www.levada.ru/2015/04/04/otklonyayushheesya-povedenie-prostitutsiya-ibezdomnye/) Дата обращения: 14.09.2020
12
Кабанов П. А. Политический режим и преступность / ред. В.Н. Бурлаков, Ю.Н.
Волков, В.П. Сальников. СПб., 2004.
13
Самоубийство, или суицид - умышленное (намеренное)
лишение себя жизни.13 В настоящее время в большинстве
стран самоубийство не является преступлением, тем не
менее
при
попытке
принудительно
его
совершить
госпитализировать
в
человека
могут
психиатрическую
больницу. Однако в Индии за попытку самоубийства грозит
лишение
свободы
до
1
года
и/или
штраф,
также
в
Сингапуре попытка самоубийства наказывается лишением
свободы до 1 года. В Ирландии самоубийство относилось к
преступлениям
контроль
до
1933
оказывает
предотвращению
организация,
года.
Международная
самоубийств
главная
Внешний
цель
–
это
которой
социальный
ассоциация
по
международная
предупреждение
суицидального поведения и предотвращение суицидов по
всему миру.
Подведя итог, можно сделать вывод о том, девиантное
поведение является следствием нарушения или отсутствия
конкретных социальных норм в обществе.
1.2 Теория девиантного поведения Р. Мертона
Концепция аномии тесно связана с американским
социологом 20-го века Робертом Мертоном, который развил
дюркгеймовскую трактовку аномии. Он использует такие
понятия как «аномия» и «социальная структура» общества;
первый
феномен
(аномия)
является
следствием
тех
процессов, которые протекают в рамках второго явления
(социальной структуры). Далее он проанализировал, как
между
собой
взаимосвязаны
13
культура,
социальная
Гилинский Я. И. Самоубийство как социальный феномен // Социологический
журнал. 2011. № 2. С. 39-48.
14
структура
отметить
и
аномия.
В
определения,
первую
которые
очередь
необходимо
употребляет
Мертон
относительно этих понятий14:
Культура
–
это
ценностей,
организованная
которые
совокупность
способны
управлять
поведением, присущим и характерным для членов
конкретного общества или группы.
Социальная
структура
-
организованная
совокупность социальных отношений, в которых
по-разному
участвуют
члены
общества
или
группы.
Аномия может рассматриваться в двух аспектах. В
широком смысле под этим понятием понимается
свойство
социальной
системы
в
целом,
«бесформие», возникающее в результате того, что
разрушаются социальные стандарты поведения,
общепринятые
узком
системы
смысле
согласованности
ценностей.
означает
норм
и
Аномия
в
нарушение
ценностей,
их
несоответствие, которые регулируют один и тот
же тип поведения.
По Мертону социальная структура не имеет ничего
общего с классовой структурой общества (но, несмотря на
это, Мертон иногда затрагивает в определенных ситуациях
тему, относящуюся к структуре современного общества в
Америке). Социолог убежден, что социальная структура
вообще не является таковой; ее скорее необходимо отнести
14
Social Structure and Anomie// American Sociological Review. 3. October, 1938. P. 672
—682.
15
к
социально-психологической
категории,
или
даже
полностью подчеркнуть ее психологическую сущность.
Мертон показывает две базовые части социальной
и культурной структуры:
1) совокупность
целей,
также интересов,
намерений,
выделяемых
в
а
данной
культурой;
2) элементы, которые, в первую очередь, определят
способы достижения таких целей, которые будут
считаться приемлемыми, а также регулируют и
контролируют их.
Другими
понимает
словами,
такую
Роберт
социальную
соответствуют
целям
культурой
под
ситуацию,
и
институционализированных
определяемых
Мертон
средств
общества.
аномией
которая
не
доступностью
их
достижения,
Аномия
является
результатом конфликта культуры и социальных структур, т.
е. это такая социальная ситуация, при которой люди не
способны достичь целей законными способами, вследствие
чего эти способы ими игнорируются, и люди начинают
прибегать к незаконным средствам.
людей
определенного
типа
Культура требует от
поведения,
а
социальная
структура тому препятствует.
Соответствующий
аномии
процесс
называется
девиантным поведением.
Позиция Р. Мертона схожа с позицией Дюркгейма
относительно девиантности: оба социолога рассматривают
разные проявления девиаций в качестве закономерного
порождения социальных условий; девиации – это вполне
16
нормальная реакция обычных людей на ненормальные
условия. Тем не менее, Роберт Мертон внес некоторые
коррективы в концепцию аномии и девиантного поведения.
Зачастую регулятивные нормы и нормы морали могут
отличаться от социально стандартизированных способов
достижения целей. Говоря иначе, при выборе нужных
средств
и
способов
ограничение,
для
связанное
их
с
достижения
находящимися
возникает
в
обществе
культурными и социальными нормами. Мертон считает, что
девиантное поведение может стать одним их признаков
того,
что определяемые культурой
устремления
и
их
средства достижения находятся в состоянии разногласия.
Таким образом, им отмечается две возможные ситуации
разногласий
между
образующими
социокультурной
структуры:
1. Ситуация, при которой нет никаких ограничений в
выборе
альтернативных
способов
для
достижения
цели, т. е. абсолютно все способы и средства для
достижения
этой
цели
разрешены
и
одобряемы
обществом;
2. Ситуация, при которой деятельность, направленная на
достижение
цели,
в
конце
концов,
становится
самоцелью.
Концепция Мертона имеет отличия с той концепцией,
в
которой
именно
объясняются
рассматриваем
биологические
аномическим
аномию
через
влечения
поведением.
призму
индивида
Дюркгейм
неспособности
общества контролировать естественные (биологические)
желания. Мертон же придерживается другого мнения.
17
Аномия, как он считает, образуется не просто по причине
случайных
целей,
а
по
причине
конкретно
принятых
обществом культурных ценностей, что, как указывалось
ранее,
непосредственно
связано
с
доступом
к
возможностям непротивоправных, т. е. институционально
разрешенных средств достижения таких целей. Многие
желания
индивидов
могут
обуславливаться
именно
цивилизаторской деятельностью общества.
Важно отметить, что не только разрыв между целями и
средствами
способствует
зарождению
аномии,
а
в
последствие и отклоняющегося поведения. Важную роль
играет
которая
существующая
может
социально-классовая
оставить
индивида
в
структура,
неопределенном
состоянии с отсутствием солидарности с определенной
группой.
Высокая
дезинтеграция
указанных
явлений
приводит к более частым проявлением аномии.
Социальная
структура
иногда
ограничивает
способность определенных слоев населения удовлетворять
свои желания и добиваться поставленных целей. Можно
сказать,
что
определенные
она
оказывает
общественные
некое
группы,
давление
таким
на
образом
заставляя индивидов вести себя противоправно.
Роберт
Мертон
выделил
собственную
типологию
девиантного поведения, которая как раз основывается на
разрыве
способов
культурных
их
целей
достижения.
и
ободряемых
Необходимо
социумом
отметить,
что
социолог выделил 5 типов индивидуальной адаптации в
соответствии
с
дихотомией
18
«цели-средства»,
но
к
девиантому поведению непосредственно относятся только 4
типа.
Прежде чем более подробно рассмотреть эти типы,
стоит отметить, что люди вполне могут переходить от одной
альтернативы к другой в зависимости от вовлечения в
разные виды социальной деятельности.
I. Конформность
Конформность – это единственный тип недевиантного
поведения. Чем больше в обществе стабильность, тем
больший охват имеет конформный тип поведения. Такой
тип означает полное соответствие культурным целям и
институционализированным средствам. Если бы ситуация
была
иной,
было
бы
нереально
поддержать
преемственность и стабильность общества. Конформность
означает, что индивид одобряет цели общества и законные
пути их достижения. Р.Мертон пишет, что «лишь благодаря
тому,
что
поведение,
как
правило,
ориентируется
на
основные ценности общества, мы можем говорить о том,
что скопление людей образует общество» 15. Более подробно
конформность будет рассмотрена в следующем параграфе.
II. Инноваторство
Инноваторство
поведения,
который
—
это
такой
заключается
в
тип
девиантного
полном
принятии
одобряемых обществом целей, при этом происходит отказ
от
законных
использование
способов
достижения
противозаконных
этих
методов,
в
целей
и
частности
криминал (кража, разбои, грабежи, убийства и т.п.)
15
Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель. 2006.
С. 256
19
Если
рассматривать
данную
проблему
с
психологической точки зрения, то можно предположить,
что если цель воспринимается серьезно, сильные эмоции
являются её ядром, то подсознательно возникает установка
рискнуть
и
воспользоваться
неинституционализированными
способами.
Но
с
точки
зрения социологии встает вопрос, что именно в нашем
обществе располагает к такому типу приспособления.
Хорошо известно, что девиантное поведение широко
охватывается многими слоями общества. Но очевидно, что
высокий показатель аномии и напряжения в обществе
обуславливает достаточно высокий уровень преступности в
плохо
обеспеченных
слоях
общества.
Инноваторство
криминального типа в большей степени характерно именно
для низших слоев населения, малообеспеченных классов.
Преступления,
нарушения
существующего
законодательства рассматриваются в качестве методов
достижения богатства.
Благодаря теоретическому примеру можно объяснить
социологические
механизмы
толкающих
людей
показывает,
что
«нормальная»,
в
нарушить
появления
закон.
противоправное
определенном
Ряд
побуждений,
исследований
поведение
смысле,
–
реакция
это
на
недостаточный доступ к законным средствам достижения
власти и богатства при провозглашении денежного успеха в
качестве наивысшей цели. Как правило, у представителей
низших слоев возможности профессии преимущественно
заключаются в ручном труде. Вследствие чего наблюдается
тенденция
к
девиантному
20
поведению
в
связи
с
невозможностью
продвинуться
за
такой
уровень.
Неквалифицированный труд и низкая заработная плата не
может сравниться с легким, но при этом высоким доходом
беззакония и преступности.
Такие ситуации имеют 2 характерные особенности:
А)
Культ
успеха
активно
пропагандируется
в
определенном обществе и подпитывается культурными
ценностями;
Б) Пути достижения такой цели сводятся классовой
структурой в большей степени к девиантному поведению.
Такое
соединение
социальной
расставленных
структуре
является
приоритетов
мотивом
в
для
отклоняющегося поведения.
Такая связь очень важна при выявлении социальных
причин
отклонений.
система,
которая
отсутствует
Например,
является
индийская
более жесткой,
вертикальная
социальная
кастовая
в которой
мобильность,
в
большей степени ставит рамки для достижения целей, но
при этом девиаций это не вызывает.
По такому же принципу можно установить связь
между бедностью и преступностью. Бедность сама по себе
не является корнем, порождающим преступность, это лишь
один из факторов, который в контексте определенных
социальных
условий
может
влиять
на
уровень
правонарушений. В обществе, где доминирующей целью
устанавливается
населения
вследствие
получение
естественно
чего
богатства,
будут
границы
бедные
стремиться
отклоняющегося
расширятся.
21
ее
слои
достичь,
поведения
Инновация
характерна
для
тех
индивидов,
чья
социализация имела пробелы, т.е. была несовершенна. Они
позволили
себе
пренебречь
законными
средствами,
сохранив при этом культ денежного успеха. Для тех членов
общества, которые усвоили именно институциональные
ценности, такая же ситуация должна привести к обратной
реакции. Такие обстоятельства будут рассмотрены далее.
III. Ритуализм
Следующим типом девиантного поведения является
ритуализм.
Для
него
характерно
то,
что
индивид
отказывается от цели как находящейся за пределами
достижимого,
но
при
этом
не
выходит
за
рамки
позволяемого. В качестве примера можно привести таких
политиков,
которые
используют
свою
должность
как
«теплое место» и при этом не служат народу и его
интересам; хорошо подойдут те художники, которые не
создают своих собственных картин, а используют для
копирования чужие. По факту, можно сказать, что все
ритуалисты
просто
отказываются
от
творчества
и
разнообразия в своей профессии, и в практикуемых видах
деятельности
насаждается
посредственность
и
однотипность.
Но сразу же возникает вопрос, а является ли вообще
такой тип поведения отклоняющимся? Ведь такая реакция
индивидов не является проблемой для общества и не несет
в себе разрушение и опасность. Такой способ поведения –
всего лишь внутреннее решение индивида, и законом оно
не запрещено.
22
Скорее всего ритуализм будет в большей степени
распространен в таком обществе, где достижения его
членов
определяют
Непрекращающаяся
беспокойств
Таким
их
деятельности
статус.
становится
причиной
конкуренция
относительно
образом,
социальный
этот
людей
своего
страх
строго
и
в
социального
вызывает
рамках
статуса.
ограничение
установленного
закона.
Симптомами
такого
типа
поведения
являются
следующие: у людей существуют внутренние установки
типа «Я всем доволен», которые подразумевают под собой
следующую позицию. Индивид боится ставить высокие цели
из-за возможных опасностей и страха разочароваться,
вследствие чего довольствуется малыми притязаниями,
которые, по его мнению, гарантируют спокойствие и
уверенность. Такие люди привержены к рутинному, но
безопасному труду, и всеми силами они стараются избегать
неудач.
Если
говорить
распространен
о
этот
социальном
тип
слое,
поведения,
где
нужно
будет
отметить
нижний средний класс. Именно в этом социальном слое, по
мнению
Р.
влияние
на
Мертона,
моральных
воздействие
ритуализма.
детей
в
родители
направлении
ценностей
общества.
увеличивает
Строгое
социализации
обеспокоенности.
оказывают
длительное
крепкого
усвоения
Такое
активное
возможности
воспитание
приводит
к
детей
в
процессе
появлению
чувства
Следовательно,
23
проявления
такой
процесс
социализации
образует
идеальные
условия
в
нижнем
среднем классе для предрасположенности к ритуализму.
IV. Ретретизм
Ретреатизм,
или
бегство
от
действительности
подразумевает как отказ от целей общества, так и отказ от
законных средств их достижения. Стоит отметить, что в
обществе есть «вынужденные» ретреатисты, т.е. люди с
различными
психическими
отклонениями
и
заболеваниями, которые социологией рассматриваться не
будут. Они попадают под область изучения психиатров и
психотерапевтов. Социология же интересуется в данном
контексте
так
называемым
представителями
которого
«социальным
являются
люди
дном»,
без
определенного места жительства, нищие, беспризорники,
бродяги, также сюда относятся люди, которые добровольно
отказались от средств цивилизации и ушли в леса вести
отшельнический образ жизни.
Такой тип приспособления является наиболее редким.
Люди, которые относятся к такому типу приспособления, с
одной стороны, находятся в обществе, а с другой, являются
отчужденным он него. С точки зрения социологии их
можно назвать «чужаками». Так как они не разделяют
культурные ценности общества, то и относить их к нему
можно лишь фиктивно.
Также
нужно
приспособления,
как
подчеркнуть,
правило,
что
носит
такой
тип
индивидуальный
характер, нежели коллективный. Оно является скорее
изолированным,
чем
направленным
на
индивидов в условиях новых культурных целей.
24
объединение
V. Мятеж
Пятым видом является мятеж. Он происходит в том
случае,
когда,
освобождаясь
от
господствующих
стандартов, ведется попытка ввести новый порядок в
обществе, который будет направлен на достижение новых
(обновленных) культурных целей из-за отказа от уже
принятых ранее целей и методов их осуществления. Проще
говоря, это разрушение существующей социальной системы
и
установка
новой.
приспособления
Р.
Мертон
относит,
в
к
данному
первую
типу
очередь,
революционеров и мятежников. Вследствие своих неудач и
отсутствию
перспектив,
бунтари
пытаются
установить
новый порядок в социуме.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Роберт
Мертон для развития своих мыслей использовал идеи
Дюркгейма.
1.3 Понятие и сущность религиозности
Стремление
к
познанию
и
объяснению
мира
присутствует почти во всех народах и обществах. С древних
времен люди задаются вопросами о происхождении мира,
вселенной, человека и загробной жизни. На все эти
вопросы в той или иной степени способна ответить религия.
Понятие «религия» имеет латинское происхождение,
оно образовано от глагола «связывать». Оно употребляется
для обозначения веры в высшие силы, которые стоят над
25
природным
и
социальным
миром;
реальный
мир
не
подвластен законам высших сил16.
Такая сила носит сверхъестественный характер и
выходит
за
рамки
природно-социального.
Ее
можно
разделить на 4 составляющих:
1. Существа (ангелы, духи)
2. Объекты (рай, ад)
3. Свойства (молитвы, иконы)
4. Действия (создание мира, чудеса)
Также религия сопровождается верой в то, что люди
могут неким образом оказывать воздействие на высшие
силы,
например,
просить
помощи.
Поэтому
главными
признаками религии являются вера в сверхъестественное и
возможность обращения к таким силам. Именно поэтому
понятие
«религиозные»
и
«верующие»
часто
взаимозаменяемы17.
Теперь
рассмотрим
сущность
религии.
Для
этого
необходимо обратиться к истокам ее возникновения, а
точнее,
причинам.
Таких
«корней»
религии
можно
выделить 3 вида:
1. Социальный вид.
уровнем
Эта причина связана с низким
качества
жизни
и
производственных
отношений. Такие особенности бытия в обществе
напрямую
связанны
с
бессилием.
Человек
становится зависим от какой-либо значительной
части
явлений,
которые
16
прямо
влияют
на
его
Агеенкова Е. К. Истоки идеологии современных культов «нового времени» //
Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сборник
научных трудов / Под общей редакцией В. В. Старостенко. –Могилев.: МГУ им. А.
А.Кулешова, 2006.
17
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.
Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.
26
жизнедеятельность.
Часто
такое
бессилие
встречалось по отношению к природе (особенно в
древних
обществах);
сверхъестественного
так
люди
объясняли
наличием
происходящие
явления. Но со временем такие аргументы стали
терять свою силу в связи с развитием общества и
науки.
2. Гносеологический вид. Здесь важное место отведено
именно
познавательной
деятельности.
Процесс
получения новых знаний достаточно длителен и
сложен:
способности
получать
и
человеческого
обрабатывать
сознания
информацию
неоднозначны и многогранны, часто зависят от
внешних факторов18. Также этот процесс объединяет
в себе массу противоположностей: частные и общие
случаи,
правила
и
исключения,
конечное
и
бесконечное и т. п.. Как известно, абсолютной
истины
не
существует,
наш
мир
полон
неиссякаемым запасом еще не открытых знаний.
Как раз религия помогает дать ответы на такие
вопросы, выступает тем недосягаемым, что можно
принять только на веру. Проще говоря, этот вид
означает
невозможность
реализовать
свой
обществом
познавательный
полностью
потенциал,
который является тем же бессилием.
3. Психологический вид. В этом случае главную роль
отводят
эмоциональному
Самыми
важными
для
состоянию
данной
человека.
категории
будут
являться: страх, печаль, отчаяние и т. п., то есть
18
Васильев Л. С. История религий. – М., 1998. – 187 с.
27
негативные
эмоции.
порождаются
условиями
Такие
эмоции
окружающей
также
среды
и
являются продолжением бессилия. Когда человек не
может
найти
логического
объяснения
своему
угнетенному состоянию, а тем более не знает, как
устранить это, он прибегает к неким иллюзиям либо
высшим силам, которые опять приводят нас к
понятию религии19.
Такие религиозные представления принято делить на
две категории20:
А. Обыденное религиозное сознание – обобщенные
представления о религии, которые имеются у простых
обывателей. Такие знания характеризуются неточностью,
неполнотой, часто не имеют системы. Такой вид является
самым распространенным в обществе, начиная с давних
времен.
Б. Религиозная идеология – это противоположность
предыдущей категории. Люди с религиозной идеологией
имеют
полные
и
систематизированные
знания.
Такая
идеология происходит от служителей культа; для них
отстаивать свои интересы является смыслом всей жизни.
Образовалось
она
в
момент
отделения
труда
от
человеческой деятельности в широком смысле (в период
образования классового общества).
Итак, мы можем прийти
выполняет
целый
ряд
к выводу, что религия
функций:
мировоззренческую,
компенсаторную и регулятивную. В фокусе данной работы
19
Гордиенко Н. С. Основы научного атеизма: Учеб. Пособие для студентов пед. интов. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
20
Губман Б. Л. Современная католическая философия: Человек и история. – М.,
1998. – 417 с.
28
важное
место
будет
занимать
именно
последняя.
С
помощью правил, традиций религия может регулировать
поведение
человека,
ограничивать
его
действия
под
угрозой неких религиозных санкций. Уровень влияния и
действия зависит от места и общества. Такое влияние нам и
предстоит изучить в рамках этой работы.
29
Глава 2. Эмпирическое исследование зависимости
религиозности и девиантности
2.1 Информационно-эмпирическая база исследования
зависимости религиозности и девиантности
В рамках данной работы было проведено исследование,
целью
которого
стало
выявить
зависимость
таких
переменных как религиозность и девиантность.
Объект исследования: студенты РУДН.
Предмет
исследования:
степень
религиозности
и
девиантности студентов РУДН.
Задачи исследования:
1. Установить степень религиозности респондентов
2. Установить степень девиантности респондентов
Гипотезы:
1. Обратная
зависимость
степени
девиантности
от
степени религиозности.
2. Степень
девиантности
студентов
Юридического
института меньше, чем у студентов ФГСН.
Метод исследования: анкетирование
Выборка: 50 студентов ФГСН 4 курса и 50 студентов
Юридического института 1 курса. Для исследования были
выбраны именно эти ОУП, так как и ФГСН, и Юридический
институт относятся к гуманитарному знанию, поэтому
имеется научный интерес сравнить данные по такому
распределению. Численность выборки для подобного рода
исследований является приемлемой, так как исследование
носит пилотажный характер. 1 и 4 курс являются наиболее
контрастными группами, так как для 1 курса – это начало
нового этапа в жизни, а для 4, наоборот, завершение. В
30
стрессовых ситуациях людям необходима поддержка; при
этом
этот
же
стресс
может
повлиять
на
поведение
индивидов и отклониться от нормы.
Религиозность личности может конструироваться с
помощью нескольких показателей. Каждый индивид может
выделять для себя приоритетный показатель, который
связан
с
личным
восприятием
и
пониманием
сути
религиозности. Для полномерного анализа необходимо
учесть всевозможные конструкты религиозности – для
реализации
такого
анализа
мы
будем
рассматривать
религиозность в пяти измерениях21.
Религиозность в 5 измерениях:
1. Самоидентификация.
Данное
субъективную
оценку
опрошенный
сам
измерение
самого
отражает
респондента
оценивает
степень
(как
своей
религиозности).
2. Идеологическое
убеждения
измерение.
людей
Оно
касательно
характеризует
их
веры
в
трансцендентное, понимание его сущности, а также
связь человека и божественных сил. Это измерение
описывает «базу» веры, которая является общей вне
зависимости от конфессии. Идеологическое измерение
фокусируется на убеждениях людей, которые служат
предпосылкой
для
дальнейшего
рассмотрения
трансцендентного.
3. Когнитивное измерение. Оно основывается на том, что
религиозные люди обладают определенными знаниями
о религии и вере, а также могу обосновать свои
21
Huber S., Huber O.W. The Centrality of Religiosity Scale (CRS) // Religions. 2012. Vol.
3. No. 3. P. 710–724.
31
убеждения
с
индикатором
помощью
здесь
этих
будет
фактов.
Главным
выступать
частота
размышлений на трансцендентные темы, а также
степень заинтересованности и обновляемости знаний.
Этот индикатор также помогает установить степень
религиозности вне зависимости от конфессионной
принадлежности.
4. Ритуальное
измерение.
Это
измерение
связано
с
предположением о том, что религиозные люди могут
выражать себя с помощью участий в религиозных
ритуалах,
а
деятельности
также
своей
помогать
конфессии.
в
осуществлении
Представления
о
трансцендентном могут определяться религиозными
представлениями.
Частота
принятия
участий
в
совершении различных ритуальных обрядов поможет
оценить общую выраженность этого измерения.
5. Результирующее
показывает,
измерение.
влияют
ли
Это
религиозные
измерение
принципы
человека на совершаемые им действия и на принятые
решения.
Для каждого измерения будут предложены специальные
вопросы (см. Таблица 1).
32
Таблица 1. Вопросы-индикаторы
Самоидентиф
Идеологическое
Когнитивное
Ритуальное
Результирующее измерение
икация
измерение
измерение
измерение
(решения в жизни)
(убеждения)
(знания)
Вы Насколько сильно Как
часто
Насколько
считаете
себя Вы
верите
существование
человеком?
Бога или некоей темы?
,
религиозные
– божественной
нерелигиозный
5
-
силы?
(1
–
Вы Бывает ли у Вас у Вас чувство, что
религиозных службах?
(1
вмешивается в Вашу жизнь? (1 –
– a) раз в неделю и чаще никогда, 5 – очень часто)
никогда, 5 – очень b) от одного до трех
не часто)
раз в месяц
очень верю вообще, 5 –
религиозный)
часто
в задумываетесь на принимаете участие в Бог или некая божественная сила
религиозным
(1
Вы Как
c) несколько раз в год
полностью
d) реже, чем раз в год
убежден
в
e) никогда
существовании
Бога или некоей
божественной
силы)
Верите ли Вы в Как
жизнь
часто
Вы Насколько
после интересуетесь
смерти? (1 – не религиозными
верю,
5
– темами?
(1
важно
для
Вас Готовы ли Вы защищать свою веру,
принимать если
к
этому
призовут
Ваши
участие в религиозных духовные лидеры? (1 – не готов, 5 –
– службах? (1 – совсем точно готов)
полностью
никогда, 5 – очень не важно, 5 – очень
убежден
в часто)
важно)
существовании
жизни
после
смерти)
Насколько
Вы Как
согласны
Богом?
(1
согласен,
не книг?
5
–
оскорблены
Ваше
обряды? верованье и религиозные святыни?
никогда,
5
– (1 – не готов, 5 – точно готов)
или
(1
–
– никогда, 5 – очень
полностью
часто)
согласен)
Насколько
Вы
согласны
с
Оцените,
насколько Как часто Вы подаете милостыню,
часто
отмечаете помогаете
Вы
утверждением,
религиозные
что
праздники?
душа
существует? (1 –
абсолютно
согласен,
будут
СМИ, всегда)
– Интернета
абсолютно
Вы Готовы ли Вы защищать свою веру,
если
религиозные
с (1
создана помощью
часто
исполняете
религиозными
Вселенная темами
была
Вы Как
с интересуетесь
утверждением,
что
часто
5
никогда, 5 – всегда).
(1
никогда, 5 – всегда)
не
–
34
нуждающимся?
–
(1
–
абсолютно
согласен)
Насколько
вероятно,
высшая
что
сила
действительно
существует? (1 –
точно
существует,
не
5
–
точно
существует)
35
При расчете общего шкального балла религиозности
сумма
баллов
по
отдельным
вопросам
делится
на
количество вопросов. Это позволяет получить итоговый
диапазон от 1,0 до 5,0. Данный расчет используется для
каждого последующего измерения. Ответы, которые равны
1 и 2 баллам указывают на то, что религиозные конструкты
практически не прослеживаются у респондентов. Поэтому
респонденты, отвечающие в пределах этого диапазона,
вполне
могут
быть
отнесены
к
категории
«слабо
религиозных». Наоборот, ответы, равные 4 и 5 баллам
показывают, что у индивида присутствуют религиозные
конструкты; таких людей можно отнести к группе «сильно
религиозных». Ответы, которые равны 3 баллам являются
переходной областью и могут означать то, что религиозные
конструкты в жизни индивида присутствуют, но не очень
интенсивны.
Таких
людей
можно
отнести
к
группе
«умеренно религиозных». Ряд вопросов имеет нечисловые
варианты ответа; для них создана кодировка (см. Таблица
2).
Шкальная структура позволяет выявить 3 группы
людей по степени их религиозности. Для этого, как уже
отмечалось, будет подсчитан средний показатель (1,0 –
минимальный показатель, 5,0 – максимальный показатель).
1,0-2,0
Слабо
2,1-3,9
Умеренно
4,0-5,0
Сильно
религиозные
религиозные
религиозные
Таблица 2. Значение ответов 5-балльной шкалы
Формулировка
Балл
Согласность
Частота
Важность
Значение
Готовность
Участие в
(наличие
религиозных
религиозных
службах
конструктов)
Не верю
1
вообще/абсолютно не
согласен/точно не
Никогда
Совсем не
важно
не согласен/скорее не
Скорее не
Редко
Слабо
существует
3
Сомневаюсь
согласен/скорее
Иногда
Часто
существует
готов, чем
присутствие
Реже
Средне
Сомневаюсь
Довольно
Скорее готов,
сильно
чем не готов
Несколько раз
в год
От одного до
месяц
Явное присутствие
убежден/полностью
Очень
Очень
согласен/точно
часто/всегда
важно
существует
Переходная область
трех раз в
Полностью
5
Отсутствие/
готов
Скорее верю/скорее
4
Никогда
маргинальное
существует
Скорее не верю/скорее
2
Не готов
Точно готов
Раз в неделю и
чаще
Для определения степени девиантности частично была
взята методика Шарова А. А.22. В своей методике Шаров
также исследует
степень
девиантности
в виртуальной
среде, поэтому часть суждений его методики в рамках
данного исследования были исключены. Представленная
методика
расширяет
взгляд
на
феномен
девиантной
активности. Достоинство данного инструмента состоит в
том, что его конструкт расширяет научные представления о
структуре девиантной активности в социуме, а также
позволяет измерить разные ее компоненты за короткий
промежуток
перечень
времени.
Автор
утверждений
методики
для
сформулировал
измерения
девиантной
активности исходя из общепринятой классификации и
современных научных позиций относительно девиантного
поведения. Также утверждения отбирались исходя из того,
что данная работа строится в рамках теорий Мертона Р. и
Дюркгейма Э.
Шкальная
структура
также
дает
возможность
установить степень отклоняющегося поведения, а также
выделить группы девиантности. Для этого будет подсчитан
средний показатель (1,0 – минимальный показатель, 5,0 –
максимальный показатель). При расчете общего шкального
балла
девиантности
сумма
баллов
по
всем
вопросам
делится на количество вопросов. Это позволяет получить
итоговый диапазон от 1,0 до 5,0. Ответы, которые равны 1 и
2 баллам, указывают на то, что отклоняющееся поведение
практически не прослеживаются у респондентов. Поэтому
респонденты, отвечающие в пределах этого диапазона,
22
Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и
виртуальной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования.
Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37.
будут отнесены к категории «не девиантных». Наоборот,
ответы, равные 4 и 5 баллам показывают, что для индивида
характерны отклонения в поведении; таких людей можно
отнести к группе «девиантных». Ответы, которые равны 3
баллам, являются переходной областью и могут означать
то,
что
поведение
индивида
можно
расценивать
как
девиантное, но выражено оно не очень активно. Таких
людей можно отнести к группе «умеренно девиантных».
1,0-2,0
Не девиантные
2,1-3,9
Умеренно
4,0-5,0
Девиантные
девиантные
Респондентам анкета (см. Приложение 1) также была
представлена по блокам: сначала вопросы были посвящены
религиозности, затем девиантности.
2.2
Анализ полученных эмпирических данных
Первый блок вопросов посвящен измерению степени
религиозности. Этот показатель может быть использован
как в общем виде, так и разделен на 5 конструктов:
самоидентификация,
когнитивное
идеологическое
измерение,
ритуальное
измерение,
измерение,
результирующее измерение.
Сначала мы рассмотрим данные в общем виде, а затем
каждое измерение в отдельности.
Напомним, что мы можем выявить 3 группы людей по
степени их религиозности. Подробнее процесс подсчетов
описан в пункте 2.1.
Группа
Слабо
Умеренно
39
Сильно
религиозност
религиозные
религиозные
религиозные
1,0-2,0
2,1-3,9
4,0-5,0
и
Показатель
График 1. Степень религиозности респондентов.
Общее распределение
56%
36%
8%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
Сильно религиозные
Согласно полученным ответам (график 1), более трети
опрошенных (36%) относятся к слабо религиозной группе,
чуть
больше
половины
(56%)
является
умеренно
религиозными, и лишь 8 % - сильно религиозные.
График 2. Степень религиозности респондентов.
Распределение по ОУП
40
62%
50%
40%
32%
10%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
Распределение
6%
Сильно религиозные
ЮрИнст
показывает
(график
2),
что
среди
студентов ФГСН слабо религиозных больше, чем студентов
Юридического института (40% по сравнению с 32%), при
этом сильно религиозных также больше (10% по сравнению
с 6%).
Далее мы рассмотрим, какие религиозные группы
можно выделить отдельно для каждого измерения. Эти
конструкты
важно
рассматривать
отдельно,
так
как
религиозность человека в каждом из измерений может
иметь разную степень.
Самоидентификация
Для измерения данного показателя респондентам был
задан только один вопрос: «Насколько Вы считаете себя
религиозным человеком?». Это измерение показывает, как
опрошенные сами оценивают степень своей религиозности.
График 3. Степень религиозности респондентов.
Измерение: самоидентификация. Общее
распределение
41
52%
27%
21%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
Сильно религиозные
Половина опрошенных (52%) оценили себя как слабо
религиозные, 27% идентифицируют себя как умеренно
религиозные, и практически пятая часть (21%) считают
себя сильно религиозными (см. график 3).
График 4. Степень религиозности респондентов.
Измерение: самоидентификация. Распределение по
ОУП
71%
46%
28%
26%
16%
13%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
Сильно религиозные
ЮрИнст
При ответе на вопрос: «Насколько Вы считаете себя
религиозным
человеком?»,
распределение
получилось
следующим (график 4): студенты ФГСН менее религиозны,
чем
студенты
Юридического
Института.
Так,
среди
опрошенных ФГСН к слабо религиозным можно отнести
71%, среди студентов Юридического факультета таких
менее
половины
(46%).
Также
42
сильно
религиозных
студентов ФГСН 16%, а студентов Юридического Института
почти четвертая часть (26%).
Идеологическое измерение (убеждения)
Идеологическое
измерение
отражает
«базу»
религиозности, которая является общей вне зависимости от
конфессии.
Эта
характеристика
измеряется
пятью
вопросами (Таблица 1).
График 5. Степень религиозности респондентов.
Идеологическое измерение. Общее распределение
48%
32%
20%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
Сильно религиозные
Согласно идеологическому измерению (График 5),
группу слабо религиозных составляют 20% опрошенных,
умеренно религиозных практические половина (48%), а
сильно религиозные респонденты составляют треть от всех
опрошенных (32%).
График 6. Степень религиозности респондентов.
Идеологическое измерение. Распределение по ОУП
43
50%
46%
32%
32%
22%
18%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
Распределение
Сильно религиозные
ЮрИнст
показывает
(график
6),
что
среди
студентов ФГСН и студентов Юридического института
практически
одинаковое
религиозности.
Слабо
количество
религиозных
в
каждой
18%
группе
и
22%
соответственно, умеренно религиозных 50% и 46%, а
сильно религиозных 32% для каждого факультета.
Когнитивное измерение (знания)
При когнитивном измерении главным индикатором
выступает информация о религии и вере, знание фактов.
Эта характеристика измеряется тремя вопросами (см.
Таблица 1).
График 7. Степень религиозности респондентов.
Когнитивное измерение. Общее распределение
46%
45%
9%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
44
Сильно религиозные
(График 7) Группу слабо религиозных и умеренно
религиозных составляют примерно одинаковое количество
респондентов (46% и 45% соответственно). При этом к
сильно религиозным опрошенным можно отнести лишь 9%
студентов.
График 8. Степень религиозности респондентов.
Когнитивное измерение. Распределение по ОУП
54%
52%
40%
36%
12%
6%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
Сильно религиозные
ЮрИнст
При распределении по факультету (График 8) данные
разнятся. Слабо религиозных студентов ФГСН практически
половина (52%) против студентов Юридического института
(40%).
При
этом
умеренно
религиозных
студентов
Юридического института чуть больше половины (54%) по
сравнению со студентами ФГСН (36%). Сильно религиозных
студентов
ФГСН
в
2
раза
больше,
чем
студентов
Юридического института (12% и 6% соответственно).
Ритуальное измерение
Ритуальное измерение определяется участием людей в
различных
ритуалах
и
обрядах.
Этот
показатель
определяется четырьмя вопросами (См. Таблица 1).
45
График 9. Степень религиозности респондентов.
Ритуальное измерение. Общее распределение
58%
36%
6%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
Сильно религиозные
При ритуальном измерении группы распределились
следующим
образом
(График
9).
Слабо
религиозных
опрошенных 58%, умеренно религиозных 36%, а сильно
религиозных всего 6%.
График 10. Степень религиозности респондентов.
Ритуальное измерение. Распределение по ОУП
64%
52%
42%
30%
6%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
При
распределении
получаются
следующие
по
6%
Сильно религиозные
ЮрИнст
факультету
данные.
Слабо
(График
10)
религиозных
студентов ФГСН 64%, а студентов Юридического института
46
чуть
больше
студентов
половины
ФГСН
почти
(52%).
треть
Умеренно
(30%),
а
религиозных
Юридического
института 42%. Сильно религиозных студентов ФГСН и
студентов Юридического института одинаковое количество
(по 6%).
Результирующее измерение
Результирующее измерение показывает, влияют ли
религиозные
принципы
человека
на
совершаемые
им
действия и на принятые решения. Этому измерению также
соответствуют четыре вопроса (См. Таблица 1).
График 11. Степень религиозности респондентов.
Результирующее измерение. Общее распределение
48%
40%
12%
Слабо религиозные
При
таком
религиозную
Умеренно религиозные
распределении
группу
составляет
Сильно религиозные
(График
11)
практически
слабо
половина
опрошенных (48%), к умеренно религиозным относятся
40%, а сильно религиозных почти десятая часть (12%).
График 12. Степень религиозности респондентов.
Результирующее измерение. Распределение по ОУП
47
50%
46%
38%
42%
12%
Слабо религиозные
Умеренно религиозные
ФГСН
При таком
группе
одинаковое
Сильно религиозные
ЮрИнст
распределении
примерно
12%
в
каждой
религиозной
количество
опрошенных.
Слабо религиозных студентов ФГСН 50% против 46%
Юридического факультета. Умеренно религиозных 38%
против
42%
соответственно.
А
сильно
религиозных
опрошенных одинаковое количество (по 12%).
Полученные данные о степени религиозности говорят
нам
о
том,
что
один
индивид
может
одновременно
относиться к разным группа религиозности в зависимости
от измерения. Для наглядности мы можем посмотреть
процентное соотношение каждой группы в общем виде и по
факультету.
Таблица 3. Группы религиозности. Общее
распределение
Измерение
Самоидентифик
ация
Идеологическое
измерение
Когнитивное
Группа религиозности
Слабо
Умеренно
Сильно
религиозн
религиозн
религиозн
ые
ые
ые
52%
27%
21%
20%
48%
32%
46%
45%
9%
48
измерение
Ритуальное
измерение
Результирующе
е измерение
Всего
Показатели
58%
36%
6%
48%
40%
12%
36%
56%
8%
отдельных
измерений
отличаются
от
данных в общем виде. Так, всего слабо религиозных 36%,
при этом при измерении самоидентификации к этой группе
отнесли себя больше половины опрошенных (52%). Также
ярко выделяется идеологическое измерение: согласно этой
категории сильно религиозных оказалось 32% против 8%
при обобщенных данных.
Такие данные могли получиться по причине того, что
люди
в
понятие
религиозности
вкладывают
разное
значение; для кого-то сопутствующие категории измерения
религиозности являются лишь дополнением, т. е. для того,
чтобы
быть
религиозным,
достаточно
считать
себя
таковым.
Таблица 4. Группы религиозности. ФГСН
Измерение
Самоидентифик
ация
Идеологическое
измерение
Когнитивное
измерение
Группа религиозности
Слабо
Умеренно
Сильно
религиозн
религиозн
религиозн
ые (%)
ые (%)
ые (%)
71%
13%
16%
18%
50%
32%
52%
36%
12%
49
Ритуальное
измерение
Результирующе
е измерение
Всего
64%
30%
6%
50%
38%
12%
40%
50%
10%
Рассматривая опрошенных студентов ФГСН, мы видим,
что самостоятельно к слабо религиозным себя отнесли 71%
опрошенных, идеологическое измерение показывает лишь
18%.
Таблица 5. Группы религиозности. Юридический
институт
Измерение
Самоидентифик
ация
Идеологическое
измерение
Когнитивное
измерение
Ритуальное
измерение
Группа религиозности
Слабо
Умеренно
Сильно
религиозн
религиозн
религиозн
ые
ые
ые
46%
28%
26%
22%
46%
32%
40%
54%
6%
52%
42%
6%
50
Результирующе
е измерение
Всего
46%
42%
12%
32%
62%
6%
Всего сильно религиозных студентов Юридического
института 6%, при этом измерение самоидентификации
показывает 26%, а при идеологическом измерении это
показатель составляет почти треть (32%).
51
Таблица 6. Группы религиозности. Сравнение по ОУП
Измерение
Самоидентифика
ция
Идеологическое
измерение
Когнитивное
измерение
Ритуальное
измерение
Результирующее
измерение
Всего
Группа религиозности
Группа религиозности
(ФГСН)
(Юридический институт)
Слабо
Умеренно
Сильно
Слабо
Умеренно
Сильно
религиозны
религиозн
религиоз
религиозны
религиоз
религиоз
е
ые
ные
е
ные
ные
71%
13%
16%
46%
28%
26%
18%
50%
32%
22%
46%
32%
52%
36%
12%
40%
54%
6%
64%
30%
6%
52%
42%
6%
50%
38%
12%
46%
42%
12%
40%
50%
10%
32%
62%
6%
При измерении самоидентификации оказалось, что слабо религиозных студентов ФГСН
71%, при этом студентов Юридического института меньше половины (46%). Умеренно
религиозных студентов ФГСН 13%, а студентов Юридического института почти в 2 раза больше
(28%).
53
Второй блок вопросов посвящен измерению степени
девиантности. Мы также можем выявить 3 группы людей
по степени их девиантности. Подробнее процесс подсчетов
описан в пункте 2.1.
Группа
Не
Умеренно
Девиантные
девиантности
Показатель
девиантные
1,0-2,0
девиантные
2,1-3,9
4,0-5,0
График 13. Степень девиантности респондентов.
Общее распределение
82%
13%
5%
Недевиантные
Согласно
опрошенных
является
Умеренно девиантные
полученным
относятся
умеренно
к
ответам
Девиантные
(график
недевиантной
девиантными,
и
13),
82%
группе,
13%
лишь
5
%
девиантными.
График 14. Степень девиантности респондентов.
Распределение по ОУП
-
80%
84%
13%
10%
10%
3%
Недевиантные
Умеренно девиантные
ФГСН
Девиантные
ЮрФак
Распределение показывает (график 14), что среди
студентов ФГСН и студентов Юридического института
недевиантных студентов примерно равное количество (80%
и 84% соответственно) умеренно девиантных 10% и 13%
соответственно, при этом девиантных студентов ФГСН
больше (10% по сравнению с 3%).
Степень религиозности и девиантности. Сравнение
Для
каждого
респондента
смотрится
степень
религиозности и девиантности; далее строится точечная
диаграмма
и
проводится
линия
тренда;
определяется
величина и сила коэффициента корреляции; выявляется
наличие или отсутствие зависимости двух переменных.
График 15. Зависимость религиозности и
девиантности. ФГСН
55
5.0
Степень девианости
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
1.0
1.5
2.0
2.5
3.0
3.5
4.0
4.5
5.0
Степень религиозности
Методом подсчета было выявлено, кто корреляция
r=0,5. Корреляция положительная, сила связи – средняя.
Вывод: степень религиозности и степень девиантности
студентов ФГСН увеличиваются прямо пропорционально.
График 16. Зависимость религиозности и
девиантности. Юридический институт
56
5.0
Степень девиантности
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
1.0
1.5
2.0
2.5
3.0
3.5
4.0
4.5
5.0
Степень религиозности
Методом подсчета было выявлено, кто корреляция r=0,1. Корреляция отрицательная, сила связи – очень слабая.
Вывод: степень религиозности и степень девиантности
студентов Юридического института имеют очень слабую
связь, хоть и заметна очень слабая обратная зависимость.
График 17. Зависимость религиозности и
девиантности. Общее распределение
5.0
Степень девиантности
4.5
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
1.0
1.5
2.0
2.5
3.0
3.5
Степень религиозности
57
4.0
4.5
5.0
Методом подсчета было выявлено, кто корреляция
r=0,2.
Корреляция отрицательная, сила связи – очень
слабая.
Вывод: степень религиозности и степень девиантности
студентов РУДН имеют очень слабую связь, хоть и заметна
очень слабая прямая зависимость.
Итоги
Проанализировав все данные, мы можем подвести
следующие итоги. Слабо религиозных студентов ФГСН на
8% больше, чем студентов Юридического института (40%
против 32%); умеренно религиозных, наоборот, меньше:
студентов
ФГСН
Юридического
ровно
половина
института
62%.
(50%),
Сильно
а
студентов
религиозных
студентов ФГСН 10% против 6% студентов Юридического
института.
Итак,
гипотеза
о том,
что степень
студентов
Юридического
института
студентов
ФГСН
подтверждение.
нашла
девиантности
меньше,
чем
у
Девиантных
студентов ФГСН оказалось 10% против 3% студентов
Юридического института.
Гипотеза обратной зависимости степени девиантности
от степени религиозности подтверждение не нашла. При
общем распределении корреляционный анализ показал
очень слабую зависимость, которую в расчет брать нельзя.
При этом степень девиантности студентов Юридического
института имеет едва заметную очень слабую обратную
зависимость.
Степень
религиозности
и
степень
девиантности студентов ФГСН имеют прямую зависимость.
58
Заключение
Вследствие освоения полученной темы мы приходим к
выводу, что изучение религиозности и девиантности как
вместе, так и в отдельности занимает одну из важных
позиций в современном обществе. В ходе проведенной
работы удалось чётко понять суть девиантного поведения и
объяснять его причины, учитывая при этом роль культуры,
социальных норм и традиций, принятых в том или ином
обществе;
во-вторых,
религиозности,
чётко
понять
суть
а также компоненты,
религии
и
из которых она
складывается; в-третьих, учитывая все особенности данного
социального явления, правильно его классифицировать; и,
в-четвертых,
отметить
важную
роль
религии
при
формировании девиантного типа поведения.
При написании данной работы была достигнута цель
выявить
наличие
или
отсутствие
зависимости
религиозности индивида и его предрасположенности к
совершению девиантных действий.
В этой работе рассмотрены источники девиантного
поведения, раскрыта его природу. Для этого подробно были
рассмотрены его признаки, отличительные особенности;
была дана детальная характеристика этого явления. Для
полноты
понимания
были
проанализированы
труды
известных социологов по данному вопросу, в особенности
Дюркгейма Э и Мертона Р. Было четко определено его
место и роль в общем понимании аномии. Каждый его вид
был подробно рассмотрен с помощью примеров, которые
наиболее четко показали общую картину такого феномена.
60
Также
мы
подробно
рассмотрели
сущность
религии,
определили ее место и функции в обществе.
Несмотря на то, что такое явление имеет огромное
количество взглядов, оно до сих пор продолжает изучаться
различными дисциплинами, и каждая из теорий имеет
право на существование. Феномен девиантного поведения
является
междисциплинарным
явлением,
которое
изучается не только социологией, а также психологией,
лингвистикой, культурологией и т. д. Каждая из наук
смотрит на это явление под разным углом, поэтому для
четкого и полного понимания картины важно изучать его
многогранно.
Религиозность индивида – также сложное понятие.
Установить точно степень религиозности не так просто; для
этого необходимо учитывать различные критерии этого
понятия – начиная от самоидентификации (т. е. как
индивид сам оценивает степень своей религиозности) до
косвенных признаков.
Также
в
рамках
данной
работы
было
проведено
исследование на установление связи между девиантностью
и религиозностью. Была достигнута цель выявить наличие
или
отсутствие
зависимости
таких
переменных
как
религиозность и девиантность.
Для этого нам было необходимо отдельно установить
степень
религиозности
и
степень
девиантности
респондентов. Гипотезы практически не подтвердились.
При
дальнейшем
изучении
данных
социальных
явлений необходимо будет отметить более тесную связь
между
социализацией
и
61
непосредственно
самим
отклоняющимся поведением; также необходимо брать во
внимание проявления девиантности в виртуальной среде,
так
как
сеть
Интернет
с
каждым
популярность и широко распространяется.
62
годом
набирает
Литература:
1. Агеенкова
Е.К.
Истоки
идеологии
современных
культов «нового времени» // Религия и общество:
актуальные
проблемы
современного
религиоведения: сборник научных трудов / Под
общей редакцией В. В. Старостенко. –Могилев.: МГУ
им.А. А. Кулешова, 2006.
2. Батурин
Н.
А.,
Мельникова
Н.
Н.
Технология
разработки тестов: ч. III. // Вестн. ЮУрГУ. Сер.
Психология. 2010. Вып. 8. С. 4–14.
3. Бородина А. В. История религиозной культуры:
Основы
православной
методическое
пособие
культуры.
для
Учебно-
учителя.
–
М.:
Православная педагогика, 2004.
4. Васильев Л. С. История религий. – М., 1998. – 187 с.
5. Гараджа В. И. Социология религии // Социология в
России. М.: Наука. 2008. 642 с.
6. Гилинский
Я.И.
Самоубийство
как
социальный
феномен // Социологический журнал. 2011. № 2. С.
39-48.
7. Гордиенко Н. С. Основы научного атеизма: Учеб.
Пособие
для
студентов
пед.
ин-тов.
–
М.:
Просвещение, 1999. – 304 с.
8. Гофман А. Б. Социология Эмиля Дюркгейма. М.:
Наука. 2015. 391 с.
9. Губман Б. Л. Современная католическая философия:
Человек и история. – М., 1998. – 417 с.
63
10. Кабанов
П.
А.
Политический
режим
и
преступность / ред. В.Н. Бурлаков, Ю.Н. Волков, В.П.
Сальников. СПб., 2004.
11.
Левада Ю.А. Основные направления буржуазной
социологии религии.М.: Наука. 2015. 120 с.
12.
Мертон Р. К. Социальная теория и социальная
структура. М.: Хранитель. 2006. С. 256
13.
Осипова
критический
Е.
В.
Социология
анализ
Э.
теоретически
Дюркгейма:
методических
концепций. М.: Владос. 2011. 107 с.
14.
Ритерман Т. П. Социология: Полный курс / авт.
Фактория; АСТ; Екатеринбург; М.; 2009
15.
Роджерс
К.
Р. Взгляд
на
психотерапию.
Становление человека. — М.: Издательская группа
«Прогресс», «Универс», 1994. — 203 с.
16.
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс,
1994. – С. 198-203
17.
Усова Л. П. Девиантное поведение: парадигмы
изучения //
Вестник
Забайкальского
государственного университета. – 2014. №4
18.
Хомич. А. В. Психология девиантного поведения.
Учебное пособие. Южно-Российский Гуманитарный
Институт Ростов-на-Дону: 2006
19.
Чеснокова В. Ф. Язык социологии: курс лекций
— М.: ОГИ, 2010. — с-542
20.
Шаров А. А. Методика изучения девиантной
активности в реальной и виртуальной среде // Изв.
Сарат.
ун-та.
Нов.
64
сер.
Сер.
Акмеология
образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1
(29). С. 30–37.
21.
Huber S., Huber O.W. The Centrality of Religiosity
Scale (CRS) // Religions. 2012. Vol. 3. No. 3. P. 710–
724.
22.
Social Structure and Anomie// American Sociological
Review. 3. October, 1938. P. 672—682.
23.
Левада-Центр.
проституция
Отклоняющееся
и
бездомные//
поведение:
levada.ru
(https://www.levada.ru/2015/04/04/otklonyayushheesya
-povedenie-prostitutsiya-i-bezdomnye/)
Дата
обращения: 14.09.2020
Приложение
Приложение 1. Анкета
Уважаемый студент!
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты.
Опрос является анонимным, и мнения, высказанные в ходе опроса,
оглашению не подлежат. Все данные будут использоваться только в
обобщенном виде.
Укажите Ваш факультет
o
ФГСН
o
Юридический Институт
1. Насколько Вы считаете себя религиозным человеком? (1
– нерелигиозный, 5 - очень религиозный)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
65
2. Насколько сильно Вы верите в существование Бога или
некоей божественной силы? (1 – не верю вообще, 5 –
полностью убежден в существовании Бога или некоей
божественной силы)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
3. Как часто Вы задумываетесь на религиозные темы? (1 –
никогда, 5 – очень часто)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
4. Как
часто
вы
принимаете
участие
в
религиозных
службах?
a) раз в неделю и чаще
b) от одного до трех раз в месяц
c) несколько раз в год
d) реже, чем раз в год
e) никогда
5. Бывает
ли
у
Вас
чувство,
что
Бог
или
некая
божественная сила вмешивается в Вашу жизнь? (1 –
никогда, 5 – очень часто)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
66
6. Верите ли Вы в жизнь после смерти? (1 – не верю, 5 –
полностью
убежден
в
существовании
жизни
после
смерти)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
7. Как часто Вы интересуетесь религиозными темами? (1 –
никогда, 5 – очень часто)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
8. Насколько
для
Вас
важно
принимать
участие
в
религиозных службах? (1 – совсем не важно, 5 – очень
важно)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
9. Готовы
ли
Вы
защищать
свою
веру,
если
к
этому
призовут Ваши духовные лидеры? (1 – не готов, 5 – точно
готов)
o 1
o 2
o 3
o 4
67
o 5
10.
Насколько
Вселенная
была
Вы
согласны
создана
с
Богом?
утверждением,
(1
–
абсолютно
что
не
согласен, 5 – полностью согласен)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
11.
Как часто Вы интересуетесь религиозными темами
посредством СМИ, Интернета или книг? (1 – никогда, 5 –
очень часто)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
12.
Как часто Вы исполняете религиозные обряды? (1 –
никогда, 5 – всегда)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
13.
Готовы ли Вы защищать свою веру, если будут
оскорблены Ваше верованье и религиозные святыни? (1 –
не готов, 5 – точно готов)
o 1
o 2
o 3
68
o 4
o 5
14.
Насколько Вы согласны с утверждением, что душа
существует? (1 – абсолютно не согласен, 5 – абсолютно
согласен)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
15.
Насколько
вероятно,
что
высшая
сила
действительно существует? (1 – точно не существует, 5 –
точно существует)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
16.
Оцените,
насколько
часто
Вы
отмечаете
религиозные праздники? (1 – никогда, 5 – всегда)
o 1
o 2
o 3
o 4
o 5
17.
Как
часто
Вы
подаете
милостыню,
нуждающимся? (1 – никогда, 5 – всегда).
o 1
o 2
69
помогаете
o 3
o 4
o 5
Выразите, пожалуйста, степень вашего согласия или несогласия
с утверждениями опросника. Используя шкалу (1 – практически
никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – довольно часто; 5 – постоянно),
укажите, насколько вы согласны с этими утверждениями, отметив
соответствующий балл.
Оценка
Утверждение
1.
Разрешение
конфликта
участия
или
неприятной
ситуации посредством применения физической
2.
силы
Выражение в общественных местах незнакомым
3.
людям замечаний в грубой форме
Управление
транспортным
средством
5.
люди
Распитие алкогольных напитков в общественных
6.
местах
Совершение действий по присвоению какойлибо чужой понравившейся вещи, предмета и т.
п.
Сообщение
заведомо
ложной
материального обогащения
Разукрашивание
или
нанесение
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
рисунков,
надписей на стене (заборе) в общественных
9.
4
информации
знакомым и малознакомым людям с целью
8.
3
возможно
Громкое прослушивание музыки без мысли о
том, что делают в этот момент окружающие
7.
2
на
большой скорости, нарушая правила там, где
4.
1
местах
Разнообразные
интимные
(сексуальные)
отношения за вознаграждение
10. Ложь
для
оправдания
своих
70
поступков,
получения материальной выгоды
11. Нанесение физического или морального вреда
близким людям
12. Использование шрамирования, пирсинга, тату,
туннелей в щеках и мочках уха
13. Употребление табачных изделий
14. Употребление алкогольных напитков
15. Употребление
токсичных
(наркотических)
веществ
16. Совершение попыток, направленных на уход из
жизни
17. Азартные
игры
с
вовлечением
денежных
умышленно
телесных
средств
18. Нанесение
себе
повреждений
19. Прямые или
косвенные
телесных повреждений
20. Активная
поддержка
угрозы
идей
причинения
национализма,
ксенофобии, насилия
Спасибо за участие!
71
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв