ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ

В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Во многом это обусловлено тем, что основы личности закладываются именно в семье – через воспитание, через используемые родителями стили взаимодействия с ребенком. Однако сами стили семейного воспитания также формируются под воздействием различных факторов – как объективных, так и субъективных. Особенно значима родительская позиция в подростковом возрасте, т.к. в этот период формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, стабилизируются основные формы межличностного взаимодействия. Приоритетным для подростков становится общение со сверстниками. Однако, если, с одной стороны, общение в подростковом возрасте, как особый вид эмоционального контакта, создает у подростка чувство эмоционального благополучия и устойчивости; то с другой – именно взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, который формирует определенные модели поведения с другими людьми – взрослыми и сверстниками, не всегда являющимися эффективными и продуктивными. При этом на сегодняшний день, несмотря на имеющиеся исследования, проблема влияния родительского стиля воспитания на построение отношений подростка со сверстниками до конца не изучена. Важность её решения обусловлена тем, что развитие коммуникативной сферы в подростковом возрасте, связанное с умением выбирать адекватные ситуации способы взаимодействия с окружающими, в том числе со сверстниками, определяет успешность дальнейшей социализации подростка и интеграции его в современном обществе, а также личностное становление подростка. Попыткой найти ответ на данный вопрос и стало исследование, проведенное нами на базе МБОУ СОШ № 13 г. Ставрополя с учащимися 6-8 классов. Всего в исследовании приняли участие 92 человека. Для выделения стилей родительского воспитания нами был использован опросник «Подростки о родителях» ADOR автор Е. Шафер. Изучение специфики взаимоотношений подростков со сверстниками проводилось с помощью: Методики исследования коммуникативных установок в практике работы с социально-одаренной личностью Натальи Бельской, в которой выделяются 12 основных коммуникативных установок, образуемых пересечением трех позиций (Дитя, Родитель, Взрослый) и четырех типов общения (Гармоничный, Формальный, Отгороженный и Конфликтный); методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, направленная на выделение устойчивых мотиваторов поведения – стремления к принятию и страха отвержения; методика «Диагностика принятия других» В. Фейя и Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой, позволяющая определить, как подросток относится к себе и к окружающему. Полученные нами результаты дают возможность психологам определить основные направления работы с подростками, связанные с преодолением трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.

Психология
Дипломы

Вуз: Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВПО СКФУ)

ID: 5f326d90cd3d3e0001b705dd
UUID: 32f988c0-bde8-0138-16bb-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 993

30.56

Турчина Александра Владимировна

Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВПО СКФУ)


2

Комментировать 2

Рецензировать 0

Скачать - 628,6 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -


0.5
Ася Сумбатянц

Тема работы отлично раскрыта и является актуальной. Работа имеет научно-исследовательский характер и соответствует научному стилю изложения.


11.64
Кириллова Маргарита Олеговна

В работе понравилась четкость изложения материала, подача выводов исследования. Тема, как мне кажется, будет актуальна во все времена.

Для лиц старше 18 лет