Восприятие взрослыми речи детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа первазивных расстройств развития, объединённых комплексом общих симптомов. Одним из главных нарушений, характерных для РАС, является нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в виде недоразвития или отсутствия у детей навыков разговорной речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Целью исследования явилось изучение способности распознавания взрослыми на основе слухового восприятия значений слов детей с РАС, их эмоционального состояния, пола и возраста. Задачи исследования заключались в анализе особенностей восприятия взрослыми значений слов детей с РАС и типично развивающихся (ТР) детей, анализе возможности распознавания взрослыми невербальной информации в речи детей с РАС (пола, возраста, эмоционального состояния), определении временных и спектральных характеристик гласных из слов детей, значения которых определены взрослыми с высокой (0,75 ‒ 1,0) и низкой (0,25 ‒ 0) вероятностью, сравнении акустических характеристик слов детей с РАС и ТР-детей. Объект исследования – 10 детей в возрасте 5-10 лет с РАС разной степени тяжести и разным уровнем речевого развития и 10 ТР-детей того же возраста. В работе использованы методы перцептивного эксперимента и акустического спектрографического анализа речи детей. В перцептивном эксперименте приняли участие 116 взрослых носителей русского языка (аудиторов), разделённых на две группы в зависимости от наличия/отсутствия у них опыта взаимодействия с детьми. Показано, что взрослые не распознают значения 45,7% слов детей с РАС, имеющих по логопедическому заключению низкий уровень сформированности речи. При распознавании значений слов ТР-детей и детей с РАС с высоким уровнем сформированности речи взрослые допускают ошибки в начале и конце слова, количество которых значимо не различается. Наличие у взрослых опыта взаимодействия с детьми влияет на определение значений слов детей с РАС с низким уровнем сформированности речи. Взрослые определяют возраст детей с РАС как более низкий по сравнению с реальным возрастом и возрастом типично развивающихся сверстников. Значимых различий при определении пола детей с РАС и ТР-детей не выявлено. Слова ТР-детей и детей с РАС, распознанные взрослыми с вероятностью 0,75-1,0, отличаются от слов, распознанных взрослыми с вероятностью 0-0,25 большими значениями площадей формантных треугольников гласных и большей длительностью ударных и безударных гласных. Значения ЧОТ слов, ударных и безударных гласных из слов, диапазон ЧОТ слов у детей с РАС выше, чем у ТР-детей. Значения площадей формантных треугольников ударных и безударных гласных в словах ТР-детей больше, чем у детей с РАС. Длительность ударных и безударных гласных в словах детей с РАС больше длительности ударных и безударных гласных в словах ТР-детей.

Биология
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88137966e12684ee9ec6
UUID: 6bd26b40-d8a6-4c6a-a254-dd23c7eab920
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 26

Николаев Александр Сергеевич

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,8 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет