ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРС ТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»
Юридический факультет
Кафедра теории, истории права и публично-правовых дисциплин
Дисциплина теория государства и права
Курсовая работа
на тему: «Взаимная ответственность государства и личности как принцип
правового государства»
Студента 1 курса
40.03.01 формы обучения
по направлению
«юриспруденция»
Ф.И.О.
Баженов В.В.
Научный руководитель:
Елагин Р.И.
_________________
(подпись)
Итог защиты __________________
(оценка)
Москва – 2018 год
Содержание
Введение ........................................................................................................................ 3
Глава 1. Понятие и правовые основы принципа взаимной ответственности
государства и личности................................................................................................ 6
1.1.
Внешняя
и
внутренняя
формы
реализации
принципа
взаимной
ответственности государства и личности .................................................................. 6
1.2. Ответственность личности перед государством. Виды юридической
ответственности личности ........................................................................................... 7
1.3. Ответственность государства перед гражданином. Виды ответственности ... 9
Глава 2. Взаимоотношения личности с субъектами политической системы....... 11
2.1. Понятия политической системы, субъектов политической системы ............ 11
2.2. Принципы идеологического и политического плюрализма как важные
элементы гражданского общества ............................................................................ 12
2.3.
Значение
идеологического
и
политического
плюрализма
во
взаимоотношениях личности с субъектами политической системы .................... 13
Глава 3. Основные признаки современной конституционной модели российской
правовой государственности ..................................................................................... 15
3.1. Советский этап на пути формирования современной российской правовой
государственности ...................................................................................................... 15
3.2. Принципы Конституции РФ, провозглашающие Россию правовым
государством ............................................................................................................... 16
Заключение.................................................................................................................. 22
Список использованных источников и литературы ............................................... 25
2
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что правовые основы
принципа взаимной ответственности государства и личности выступают
неотъемлемой
частью
правового
государства,
в
котором
должны
соблюдаться права и свободы граждан. Население правового государства,
согласно принципу взаимной ответственности, обязано соблюдать его
законы. Однако не во всех современных государствах, провозглашающих
себя правовыми, соблюдаются данные принципы. Поэтому важность
исследования состоит в том, чтобы выявить наиболее значимые аспекты
демократического правового государства и обосновать их связь с личностью.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные
отношения, которые возникают и складываются во взаимоотношениях
государства и гражданина.
Предметом исследования данной работы выступают государство и
личность, как целостное явление, правовой статус личности и государства,
социальное назначение государства.
Целью исследования данной работы является: 1) установить понятие и
правовые основы принципа взаимной ответственности государства и
личности;
2)
разобраться
во
взаимоотношениях
личности
с
субъектами
политической системы;
3) выявить основные признаки современной конституционной модели
российской правовой государственности.
Задачи исследования заключатся в том, чтобы наиболее полно осветить
все важные аспекты данной темы. С помощью следующего теоретического
материала, можно рассмотреть важные правовые и государственные явления.
Провозглашение правовых начал во взаимоотношениях государства и
личности является одним из приоритетных моментов демократизации
общества. Государство должно выступать одной из форм общества граждан,
3
в котором неприемлемы: захват и удержание власти со стороны различных
субъектов политики, полный контроль со стороны государственного и
политического аппарата над экономикой, культурой и другими сферами
жизни общества.
Государство
во
взаимоотношениях
с
личностью
обладает
обязанностями, которые оно должно транслировать на гражданина, то есть
он должен соблюдать определённые требования, предписанные ему
государством: платить установленные законом налоги и сборы, исполнять
требования властных структур, служить в армии и другие. В то же время для
гражданина характерны права (например, естественные), обязанность по
защите и охране которых возлагается на государство. Следовательно, между
государством и гражданином выстраивается сложная система отношений,
юридическим
аспектом
которых
выступают
правовые
отношения,
складывающиеся на принципах равенства и справедливости.
Фиксируя в праве меру должного и возможного поведения гражданина,
государство в тех же критериях ограничивает свободу собственных решений
и действий, поскольку берёт на себя обязательство соблюдать равенство во
взаимоотношениях
с
личностью.
Следуя
правовым
предписаниям,
государственные органы не могут нарушать их, и если они отступают от
данных предписаний, то несут ответственность за нарушение правовых норм.
Правом
также
закрепляется
ответственность
личности
перед
государством. Каждое использование государством мер принуждения
должно носить правовой характер, то есть не нарушать меру личной свободы
человека, если это не соответствует тяжести совершённого правонарушения.
Объём прав человека в государстве определяет его социальные возможности,
а их характер раскрывает уровень демократизма общества в целом.
К сожалению, долгое время в нашей стране не уделялось должного
внимания правам и свободам человека и гражданина, хотя уже тогда были
определены мировые стандарты прав человека. На сегодняшний день данное
4
упущение устранено, так как естественные права человека закреплены в
Конституции РФ и подлинно действуют на всей территории России и за её
пределами (например, на территории посольств и консульств).
При анализе взаимоотношений личности и правового государства
можно выделить на первый план тот аспект, который напрямую связан с
правом, где право выступает своеобразным условием для существования
справедливых и демократических отношений между государством и
личностью.
Во
взаимодействии
государства
и
права
можно
обнаружить
обусловленные требования к функционированию правового государства. С
момента издания правовой нормы верховная власть сама обязуется следовать
её предписаниям и не отступать от требований нормы до момента её
изменения или полной отмены. Лишь при соблюдении данных условий
верховной властью можно рассчитывать на воспитание в гражданах
уважения к закону. В этом и заключается основное отличие правового
государства от тоталитарного государства.
В данной работе нами были использованы следующие научные
методы: сравнительный, с помощью которого происходило сравнение и
сопоставление государственных и правовых систем, наличие различных прав
и обязанностей во взаимоотношениях личности и государства; системный,
когда при помощи одних государственных или правовых явлений
рассматривались другие; функциональный, в котором государственные и
правовые явления познавались через их функции; формально-логический, с
помощью которого происходил анализ и синтез принципов взаимной
ответственности государства и личности, взаимоотношений личности с
субъектами политической системы, основных признаков современной
конституционной модели российской правовой государственности.
5
Глава 1. Понятие и правовые основы принципа взаимной
ответственности государства и личности
1.1. Внешняя и внутренняя формы реализации принципа взаимной
ответственности государства и личности
В основу взаимоотношений между государством и личностью
положены принципы правового государства с точным определением
ценностных приоритетов личности, а именно её прав и свобод.
Идея правового государства, базирующаяся на наличии стержневого
правоотношения между гражданином и государством, в рамках которой
государство должно осуществлять регулирование общественных отношений
путём установления общеобязательных правил поведения, а гражданин
обязан данным правилам следовать и выполнять их требования. Однако
государство, в свою очередь, обязано признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина, а гражданин вправе требовать от
государства исполнения этой обязанности.
Необходимо
обозначить
теоретико-правовую
модель
принципа
взаимной ответственности государства и личности, которую образуют
внешняя и внутренняя формы её выражения.
Внешняя форма реализации принципа взаимной ответственности
государства и личности исходит из содержания таких широких понятий, как
«правовой
статус
личности»,
«социальное
назначение
правового
государства»1.1
Правовой статус личности позволяет обеспечить такое взаимодействие,
при котором государство выступает не как диктатор, а как равноправный с
личностью субъект, обеспечивающий ее независимость и свободное
развитие.
Черепанова О.С. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие, сущность,
структура, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://naukarus.com/printsip-vzaimnoy-otvetstvennostigosudarstva-i-lichnosti-ponyatie-suschnost-struktura. (дата обращения 06.03.2018).
11
6
С помощью правового статуса личность приобретает эффективные
механизмы влияния на публичную власть и возможность контролировать
действия
государственной
и
политической
власти.
Государство,
провозглашая права и свободы человека и гражданина, ограничивает также и
себя в собственных действиях и решениях. Следовательно, государство и
личность становятся равноправными участниками общественных отношений.
Внешняя форма проявления принципа взаимной ответственности
государства и личности воплощается в установлении такой системы
взаимоотношений между личностью и субъектом власти, при которой
государство даёт возможность личности свободно реализовывать свои права
и свободы (экономические, политические, культурные, социальные и иные),
создает для этого соответствующие условия и возлагает на себя обязанность
по их обеспечению и защите. Личность может использовать данные права
лишь
в
соответствии
с
их
назначением,
то
есть
не
допускать
злоупотреблений правами, нарушений прав и интересов других субъектов,
противоправного поведения.
Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и
личности представляет собой некое сложное явление, где внешняя сторона
представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность
и социальное назначение государства, а внутреннюю сторону образует
взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за
неправомерные действия.
1.2. Ответственность личности перед государством. Виды юридической
ответственности личности
Принцип ответственности личности перед государством состоит в том,
что личность соглашается на определенные ограничения и обязуется
подчиняться
общим
установлениям
государства.
Применение
государственного принуждения должно носить правовой характер, то есть не
7
нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного
правонарушения.
Виды юридической ответственности11 по отношению к личности,
нарушившей правовые нормы:
—
уголовная
(применяется
только
за
совершение
виновного
общественно опасного деяния; ни одно лицо не может быть признано
виновным в совершении преступления, а также подвергнуто уголовному
наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным,
уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством;
применение мер уголовной ответственности является наиболее тяжкой
формой государственного принуждения, которая направлена прежде всего на
личность виновного; санкции - смертная казнь, лишение или ограничение
свободы).
—
административная
административного
административных
(возникает
проступка
на
в
основе
правонарушениях
и
результате
совершения
законодательства
выражается
в
таких
об
мерах
воздействия на субъект правоотношений, как предупреждение, штраф,
лишение специального права).
— гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств
имущественного
характера
или
за
причинение
имущественного
внедоговорного вреда. Компенсация вреда – это основной принцип
гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков при некоторых
обстоятельствах дополняется штрафными санкциями, например, выплатой
неустойки).
— дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной,
служебной,
воинской
дисциплины;
возлагается
администрацией
предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных
категорий
-
дисциплинарными
коллегиями;
меры
дисциплинарной
Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. – М.: Книжный мир. 2005. – С. 302-303.
11
8
ответственности - выговор, лишение премии, увольнение).
Таким образом, личность отвечает перед государством своими правами
и свободами, поскольку она соглашается на их ограничение в случае
совершения какого-либо правонарушения, административного проступка,
преступления. В этом и заключается принцип ответственности личности
перед государством.
1.3. Ответственность государства перед гражданином. Виды
ответственности
Государство не может быть свободно от принятых им решений или
действий,
так
как
оно
берёт
на
себя
обязанность
установить
в
законодательной форме свободу личности, защищать и охранять её права и
законные интересы. Посредством закона оно должно брать на себя
обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих
отношениях с гражданином, общественными организациями, другими
государствами.
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст.2 Конституции
РФ1.1.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его
предписания. Они несут ответственность за нарушения или невыполнение
своих обязанностей. Необходимость следования правовым предписаниям для
государственной власти обеспечивается системой гарантий, к которым
относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами;
2)
дисциплинарная,
гражданско-правовая
или
уголовная
ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
9
прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление
служебным положением и прочее;
3) импичмент, то есть процедура привлечения к ответственности
высших должностных и государственных лиц.
Способами контроля со стороны общественности за выполнением
обязательств государственными структурами могут служить: решения
населения по конкретным вопросам (путём референдума), выборы главы
государства, членов парламента. Следовательно, государство не может быть
свободно от ограничений в собственных решениях и действиях, так как оно
должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и
равенство
в правовых
отношениях с гражданином, общественными
организациями, другими государствами. Если государство не берёт на себя
ответственность за свои решения, то оно не может считаться правовым
(исходя из принципа взаимной ответственности личности и государства).
Подводя общий итог по данному вопросу, можно прийти к выводу о
том, что принцип взаимной ответственности государства и личности
представляет собой сложное явление, где внешняя сторона представлена
назначением и ролью государства в жизни общества, а внутреннюю сторону
образует
юридическая
ответственность
субъектов
за
неправомерные
действия. Государство обязано защищать права, свободы и законные
интересы граждан, а те, в свою очередь, обязаны следовать предписаниям и
требованиям государства. В этом и проявляется принцип взаимной
ответственности государства и личности.
10
Глава 2. Взаимоотношения личности с субъектами политической
системы
2.1. Понятия политической системы, субъектов политической системы
Для
понимания
взаимосвязи
между
личностью
и
субъектами
политической системы необходимо разобраться с трактовкой следующих
понятий: политическая система, субъекты политической системы.
В учебнике В.Н. Хропанюка «Теория государства и права» даётся
следующее определение политической системе: «политическая система – это
организационное
общественных
выражение
организаций,
всей
в
совокупности
том
числе
государственных
трудовых
и
коллективов,
участвующих в политической жизни страны»1.1 Политическая система
представляет собой сложное образование, которое имеет свою структуру,
состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними.
Основу политической системы любого общества составляют субъекты
политической системы. К ним относятся: государство - как совокупность
государственных
органов,
все
политические
партии,
отдельные
общественные организации. Также к субъектам политической системы
относятся собственно неполитические организации (профсоюзы и различные
промышленно-финансовые
организации),
которые
возникают
и
функционируют в силу экономических, социальных и других причин, но при
этом пользуются политическим влиянием и воздействуют на политические
решения.
Отдельную группу составляют организации, имеющие незначительный
политический аспект лишь как объекты воздействия на государственные
структуры. Неполитические организации возникают и функционируют на
основе индивидуальных стремлений и интересов (общества нумизматов,
автолюбителей и тому подобные).
Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В. Г.
Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – С. 44.
11
11
Следовательно, политическая система является широким понятием,
которое включает в себя понятия субъектов политической деятельности,
обеспечивающих функционирование данной системы или непосредственно
воздействующие на её органы.
2.2. Принципы идеологического и политического плюрализма как
важные элементы гражданского общества
Для
определения
принципов
идеологического
и
политического
плюрализма необходимо разобраться с понятием гражданского общества.
Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных,
национальных,
социально-экономических,
семейных
отношений
и
институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их
групп максимально независимо от государства.
Признаки гражданского общества:
1. Самоуправляемость – преобладание координации, когда нет строго
принципа субординации;
2. Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
3. Всеобщая информированность и реальное осуществление права
человека на информацию;
4. Социально-ориентированная политика, обеспечивающая достойный
уровень жизни людей.
Выделив
основные
признаки
гражданского
общества,
можно
приступить к определению основных принципов плюрализма.
Необходимо дать понятие политическому плюрализму. Плюрализм –
это противоречивые взгляды на одно и тоже государственное или правовое
явление.
Плюрализм в сфере идеологии (идеологический) означает право
каждого человека, группы людей свободно развивать свои воззрения и
научные
теории
идеологического
характера;
12
активно
работать
над
практическим осуществлением своих идей путем разработки программных
документов,
законопроектов.
Например,
ст.
28
Конституции
РФ1,1устанавливающая свободу совести, свободу вероисповедания.
Политический
плюрализм
—
это
принцип,
содействующий
существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними
за представительство в органах государственной власти. Конституция РФ
провозглашает, что в России признаются политическое многообразие,
многопартийность, которые закреплены в ч.3 ст.13 Конституции РФ.
Таким
образом,
принципы
политического
и
идеологического
плюрализма являются важнейшими элементами гражданского общества,
поскольку
они
обеспечивают
идеологического
характера,
возможность развивать научные идеи
разрабатывая
новые
законопроекты,
обеспечивать многообразие политических сил и их конкуренцию за место в
органах государственной власти.
2.3. Значение идеологического и политического плюрализма во
взаимоотношениях личности с субъектами политической системы
Отличительными
чертами
идеологического
и
политического
плюрализма являются: существование рыночных отношений, наличие
конкуренции, возможность участия народа в управлении государством,
децентрализация государственной власти, развитая политическая культура
личности и общества. Основное назначение принципов плюрализма состоит
в том, что они предоставляют всем гражданам, политическим партиям и
движениям возможность открыто выражать свои интересы, находить с
помощью взаимных компромиссов их рациональный баланс, возможность
создавать многочисленные независимые центры политического влияния,
предотвращающих
узурпацию
власти
политическим
большинством.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
13
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в
парламенте партий не в состоянии самостоятельно управлять страной. Из
этого возникает необходимость создания многопартийной системы для
приведения партийной структуры в соответствие с плюралистической
общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее важные
черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация;
легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу
волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных
реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.
Таким образом, главными целями принципов идеологического и
политического плюрализмов являются выявление интересов социальных
субъектов
через
сопоставление
взглядов,
мнений,
идей,
которые
предоставляют возможность всем и каждому открыто выражать своё мнение.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что
наличие
принципов
политического
и
идеологического
плюрализма
обеспечивает соблюдение интересов личности во взаимоотношениях с
субъектами политической системы. Личность и общество в целом имеют
рычаги воздействия на субъекты политической системы, чтобы не допустить
узурпации власти в одних руках.
14
Глава 3. Основные признаки современной конституционной модели
российской правовой государственности
3.1. Советский этап на пути формирования современной российской
правовой государственности
Советский период в истории России был одним из этапов на пути
формирования современного российского правового государства. СССР хоть
и
не
являлся
правовым
государством
(был
антидемократическим
государством), но проследить в нем демократические начала всё-таки можно.
Например, наличие Конституции, которая номинально провозглашала права
и свободы людей. У граждан Советского союза существовало право голоса
на выборах, но предоставлялось оно только лишь членам партии и
голосовать можно было только за одну политическую партию, так как
оппозиции ей не было и не могло быть. Руководящая роль партии была
закреплена в Конституции СССР 1977 г1.1
С приходом к власти М.С. Горбачёва в 1985г. в Советском союзе стали
ещё больше внедряться демократические начала: гласность,
отмена
руководящей роли партии, появление политической оппозиции, внедрение
институтов частной собственности и постепенный переход к рыночной
экономике.
Гласность
провозглашала
отмену
«железного
занавеса»,
предоставляла свободу слова, печати, право открыто выражать своё мнение.
С отменой руководящей роли партии произошло стремительное снижение
влияния партии большевиков в обществе. Потеря главенствующего
положения КПСС в обществе позволила образоваться политической
оппозиции, то есть создались благоприятные условия для развития
многопартийности. Появление легальной политической оппозиции, развитие
принципов идеологического и политического плюрализма – первые шаги на
пути создания правого демократического государства. Также необходимо
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР
07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Свод законов СССР, т. 3, С. 14, 1990.
11
15
отменить важный шаг в развитии экономики, согласно которому командноадминистративная система была заменена на экономику с элементами рынка.
С одной стороны, это привело к краху экономической системы, так как
внедрение рыночных механизмов было поспешным, непродуманным и
«неграмотным». С другой стороны, в экономике стали появляться новые
элементы (частной собственности, аренды, конверсии, приватизации),
которые позволили создать основу для будущей российской экономической
системы.
Подводя итоги сказанному, можно прийти к выводу о том, что
советский
период
оказал
значительное
влияние
на
формирование
российского правового государства. Более детально данное влияние можно
последить во время правления первого и последнего президента СССР М.С
Горбачёва, который вводил демократические основы (гласность, отмена
руководящей роли партии, появление политической оппозиции, внедрение
институтов частной собственности и постепенный переход к рыночной
экономике) в антидемократическую политическую систему.
3.2. Принципы Конституции РФ, провозглашающие Россию правовым
государством
Термин «Правовое государство» включает в себя все элементы,
которые так или иначе связаны с понятием демократическое правовое
государство. Следовательно, можно выделить его основные принципы,
закреплённые в Конституции РФ:
1) Главенствующим является приоритет прав и свобод человека и
гражданина, который соответствует естественному праву. Российское
государство провозглашает нерушимость естественных прав, а также
обязательство соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то
дозволено»
—
важнейший
принцип
правового
демократического
государства. Данный подход в полном объёме прослеживается в гл.2
16
Конституции РФ1,1 которая посвящена правам и свободам человека и
гражданина.
В современном российском обществе права человека провозглашаются
ценностным эталоном, но, к сожалению, в полном объёме данный принцип
ещё не полностью достигнут. Причина данного явления кроется в
исторических традициях, когда права и свободы человека подразумевались,
но государство их не воплощало в полном объёме (советский период в
истории России). Ещё одним доказательством того, что в России до
двухтысячных годов происходили стихийные перемены, которые связаны с
непродуманным
становлением
рыночной
экономики,
постепенно
модернизирующейся в смешанную экономику, отсутствием финансовой базы
для обеспечения социальной поддержки незащищённых слоёв населения.
Государственные структуры функционировали недостаточно эффективно,
так как новый аппарат государства был сформирован из «старых» кадров,
действовавших ещё при советской системе. Им было свойственно в большей
мере учитывать интересы государства, чем интересы населения, поэтому
принцип защиты прав и свобод граждан (главная обязанность государства)
до конца не был реализован.
В современных условиях очень важно защитить права уязвимых групп
населения, то есть малообеспеченных, беженцев, военнослужащих, детей,
женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы, и других
категорий населения. Исходя из этого, очень важно правильно определить
цели и задачи правового государства.
Правовое государство – это особая организация политической власти,
которая создаёт условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод
человека и гражданина. Данное определение показывает, что правовому
государству должны быть присущи социальные черты. Именно такое
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
17
слияние признаков способно обеспечить защиту прав и свобод человека и
гражданина в области политики, социальной сферы, экономики и культуры.
Права
человека
наделяются
не
только
юридическими
характеристиками, но и нравственными, которые так или иначе касаются
духовной сферы жизни общества. Процесс защиты прав человека зависит как
от различных государственных структур и организаций, так и от уровня
правовой культуры самого населения. Лишь законопослушные, нравственнобогатые и культурные граждане способны в полном объёме понять всю
необходимость выполнения определённых требований государства для того,
чтобы не нарушать интересы других участников правоотношений. От уровня
правовой культуры зависит будущее всего общества, а поскольку данное
понятие можно трактовать широко, то и государства в целом. Если уровень
правовой
культуры
низок,
то
и
государство
пользуется
методами
принуждения и силы, так как отдельные категории граждан не могут
осознать необходимость выполнения его требований.
В самом деле, несмотря на развитие интернет-технологий, доступности
телевиденья и радио, просветительские и образовательные программы,
посвященные правам человека, практически отсутствуют. Из-за этого
большинство людей плохо знает свои конституционные права, а некоторые и
вовсе их не знают. Большинство граждан не умеют отстаивать свои права,
поэтому вынуждены прибегать к крайним мерам (консультироваться в
юридических фирмах, обращаться за помощью к адвокатам по достаточно
простым вопросам). Всего этого можно было бы избежать, если бы
государство уделяло больше времени правовым программам в средствах
массовой информации. Следовательно, можно выделить две основные
стороны российского правового государства:
1. Наивысшее обеспечение прав и свобод человека, то есть государство
создаёт для личности режим правового стимулирования (социальная
сторона).
18
2. Последовательное ограничение с помощью права государственной
власти (формально-юридическая сторона)1.1
2) Самостоятельность и независимость суда является одним из
принципов
правового
государства
(согласно
ст.120
Конституции
РФ)2,2поскольку он представляется главным гарантом защиты прав и
законных интересов граждан. Лишь независимый суд способен эффективно
защищать права и свободы человека и гражданина от произвола со стороны
других ветвей власти (законодательной от принятия неконституционных
законов, а исполнительной от произвола со стороны силовых структур и
ведомств).
В большинстве других статей Конституции РФ, посвященных судебной
власти (7 глава Конституции РФ), говорится о неприкосновенности и
несменяемости
судей,
устанавливаются
демократические
принципы
судопроизводства. В ряде статей главы второй Конституции РФ указывается
на «исключительное право суда» ограничивать права и свободы, а именно
«никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда»
(ст.35 Конституции РФ).
Конечно, судебная система не является совершенной, так как
существует
коррумпированность
и
непорядочность
судей,
институт
прецедента только начинает активно внедряться, но всё же она существенно
сокращает произвол со стороны других ветвей власти, в рамках системы
сдержек и противовесов.
3) Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению
с другими нормативно-правовыми актами. Ни один закон или другой
подзаконный акт не должен ей противоречить. Конституция, закрепляющая
естественные права человека и гражданина, образует основу всей правовой
Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – С. 65.
22
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
19
системы государства, обеспечивая его внутренний порядок. Наряду с этим
можно определить, что верховенство Конституции и права – гарант
стабильности порядков и устоев государства.
Все государственные структуры, общественные объединения, органы
местного самоуправления, граждане должны соблюдать Конституцию РФ,
законы и предписания уполномоченных лиц (нормативный указ президента).
Этим объясняется связь государства и права, которые не могут существовать
поодиночке,
так
как
нарушение
права
приводит
к
применению
государственного принуждения к нарушителю, а право, в свою очередь,
закрепляет устройство государства, наделяя его органы различными
полномочиями и компетенцией. В этом и проявляется взаимосвязь права и
государства, где основным источником права является Конституция РФ –
документ высшей юридической силы.
Достаточно важную роль играет ещё одно обстоятельство, согласно
которому все принимаемые законы компетентным правотворческим органом
подлежат официальному опубликованию, то есть они должны быть доступны
широкому кругу лиц для ознакомления с ними. Сам закон вступает в силу
спустя 10 дней с момента его официального опубликования, если им не
установлен другой порядок вступления в силу. Если законы не подлежат
официальному опубликованию (кроме нормативных актов, содержащих
какую-либо тайну, например, государственную), то они не применяются. В
этом и состоит значение ч.3 ст.15 Конституции РФ1.1
Несомненно, Конституция РФ как закон высшей юридической силы
занимает главенствующее положение по отношению ко всей нормативноправовой системе России.
4) Приоритет международного права. По отношению к законам,
которые содержат иные правила, чем предусмотренные международным
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
20
договором,
необходимо
руководствоваться
нормами
международного
договора. Данное положение раскрывается в ч.4 ст. 15 Конституции РФ1.1Всё
это даёт основания полагать, что государство, обладая исключительным
правом законотворчества, идёт на некоторые уступки мировому сообществу,
для обеспечения реальной гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Тем самым обеспечивается приоритет международного права при
решении противоречивых ситуаций и обосновывается необходимость
включения норм международного права в состав правовой системы
Российской Федерации.
Таким образам, основополагающие принципы Конституции РФ
обеспечивают: соблюдение прав и свобод человека, последовательное
ограничение
с
помощью
ответственность
права
государства
независимость
судебной
государственной
и
личности),
власти,
власти
(взаимная
самостоятельность
необходимая
для
и
осуществления
правосудия, верховенство закона высшей юридической силы над другими
нормативными актами, применение лишь действующих и официально
опубликованных
внутренними
законов,
правовыми
приоритет
нормами,
международного
в
случае
их
права
над
противоречия
международному праву.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11
21
Заключение
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что принцип взаимной
ответственности государства и личности представляет собой некое сложное
явление, где внешняя сторона представлена такими компонентами, как
правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, а
внутреннюю сторону образует взаимная юридическая ответственность
частных и публичных субъектов за неправомерные действия.
Личность отвечает перед государством своими правами и свободами,
поскольку она соглашается на их ограничение в случае совершения какоголибо правонарушения, административного проступка, преступления. В этом
и заключается принцип ответственности личности перед государством.
Государство не может быть свободно от ограничений в собственных
решениях и действиях, так как оно должно брать на себя обязательства,
обеспечивающие справедливость и равенство в правовых отношениях с
гражданином, общественными организациями, другими государствами. Если
государство не берёт на себя ответственность за свои решения, то оно не
может считаться правовым (исходя из принципа взаимной ответственности
личности и государства).
Подводя общий итог по данному вопросу, можно прийти к выводу о
том, что принцип взаимной ответственности государства и личности
представляет собой сложное явление, где внешняя сторона представлена
назначением и ролью государства в жизни общества, а внутреннюю сторону
образует
юридическая
ответственность
субъектов
за
неправомерные
действия. Государство обязано защищать права, свободы и законные
интересы граждан, а те, в свою очередь, обязаны следовать предписаниям и
требованиям государства. В этом и проявляется принцип взаимной
ответственности государства и личности.
Политическая система является широким понятием, которое включает
в себя понятия субъектов политической деятельности, обеспечивающих
22
функционирование данной системы или непосредственно воздействующие
на её органы.
Принципы политического и идеологического плюрализма являются
важнейшими элементами гражданского общества, поскольку обеспечивают
возможность
развивать
разрабатывая
новые
научные
идеи
законопроекты,
идеологического
обеспечивать
характера,
многообразие
политических сил и их конкуренцию за место в органах государственной
власти.
Главными целями принципов идеологического и политического
плюрализмов являются выявление интересов социальных субъектов через
сопоставление взглядов, мнений, идей, которые предоставляют возможность
всем и каждому открыто выражать своё мнение.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что
наличие
принципов
политического
и
идеологического
плюрализма
обеспечивает соблюдение интересов личности во взаимоотношениях с
субъектами политической системы. Личность и общество в целом имеют
рычаги воздействия на субъекты политической системы для того, чтобы не
допустить узурпации власти в одних руках.
Можно выделить две основные стороны российского правового
государства:
1. Наивысшее обеспечение прав и свобод человека, то есть государство
создаёт для личности режим правового стимулирования (социальная
сторона).
2. Последовательное ограничение с помощью права государственной
власти (формально-юридическая сторона).
Конечно, судебная система не является совершенной, так как
существует
коррумпированность
и
непорядочность
судей,
институт
прецедента только начинает активно внедряться, но всё же она существенно
сокращает произвол со стороны других ветвей власти, в рамках системы
23
сдержек и противовесов.
Несомненно, Конституция РФ как закон высшей юридической силы
занимает главенствующее положение по отношению ко всей нормативноправовой системе России.
Тем самым обеспечивается приоритет международного права при
решении противоречивых ситуаций и обосновывается необходимость
включения норм международного права в состав правовой системы
Российской Федерации.
Таким образам, основополагающие принципы Конституции РФ
обеспечивают: соблюдение прав и свобод человека, последовательное
ограничение
с
ответственность
помощью
права
государства
государственной
и
личности),
власти
(взаимная
самостоятельность
и
независимость судебной власти, необходимая для отправления правосудия,
верховенство закона высшей юридической силы над другими нормативными
актами, применение лишь действующих и официально опубликованных
законов, приоритет международного права над внутренними правовыми
нормами, в случае их противоречия международному праву.
24
Список использованных источников и литературы
Правовые источники
1.
Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Свод законов
СССР, т. 3, С. 14, 1990.
Литература
1. Комаров С. А. / Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд.
– СПб.: Питер, 2008. – 512 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2. Черепанова О.С. Принцип взаимной ответственности государства и
личности: понятие, сущность, структура, 2011. [Электронный ресурс] URL:
http://naukarus.com/printsip-vzaimnoy-otvetstvennosti-gosudarstva-i-lichnostiponyatie-suschnost-struktura.
3. Права человека в России: история, теория и практика : учебное
пособие / Д. Т. Караманукян [и др.] ; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т.
Караманукян. – Омск : Омская юридическая академия, 2015. – 308 с.
4. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. – М.:
Книжный мир. 2005. – 355 с.
5. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. –
4-е изд.,– М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 528 с.
6. Теория государства и права. / Морозова Л.А. / Учебник. 4-е изд.,
перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.
7.Хропонюк В.Н. / Теория государства и права. Учебник для высших
учебных заведений / Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова – М.:
Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384 с.
25
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв