Взаимодействие медиахолдинга с экспертным сообществом: технология, методы и формы

Аннотация магистерской диссертации Гордеевой Марии Олеговны «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИАХОЛДИНГА С ЭКСПЕРТНЫМ СООБЩЕСТВОМ: ТЕХНОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ» «Media holding ’s interaction with the expert community: technology, methods and forms» Н. рук. – Павлушкина Наталья Анатольевна, канд. филолог. наук Направление подготовки – Журналистика Профиль – Деловая журналистика и бизнес коммуникации Ключевые слова: деловая журналистика, медиахолдинг, экспертное сообщество, эксперты, типология экспертов, особенности взаимодействия Key words: business journalism, media holding, expert community, expert, expert’s community typology, features of interaction Современные средства массовой информации, как и любые другие компании, являются субъектом рыночных отношений. На данном этапе российский рынок массмедиа включает в себя множество игроков разного уровня, как по качеству, так и по размеру. В последние два десятилетия на медиарынке появились крупные компании, которые сосредоточены в руках одного владельца. Представленное исследование посвящено работе издательского дома «Коммерсантъ», который начал своё развитие еще в 1991 году и зарекомендовал себя как медиахолдинг с уклоном на деловую информацию. С момента создания в состав этой компании вошли более десяти СМИ. Для того чтобы СМИ деловой специализации имело практическую значимость и вызывало доверие аудитории, необходимо предоставить читателям не только факты, но и мнение эксперта, то есть специалиста, который объяснит причины и условия развития событий. В связи с этим важно проанализировать алгоритм работы журналиста с экспертным сообществом. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития информационного общества запрос аудитории направлен на получение информации от компетентных источников. Для этого журналисты обращаются к экспертам, выступая посредником между экспертом и аудиторией. Поэтому необходимо понять алгоритм взаимодействия журналиста с экспертным сообществом и выработать рекомендации по повышению эффективности взаимоотношений редакций и экспертов. Степень изученности проблемы. В научных трудах медиахолдинги рассматривались, преимущественно, с точки зрения медиаэкономики. Можно выделить работы С. С. Смирнова, который уделяет внимание исследованию медиарынков России и стран СНГ, а также Б. Я. Мисожникова. Интерес с точки зрения оценки качества информации, подаваемой деловыми СМИ, представляют исследования А. В. Вырковского и С. В Шарояна. А. Айрис и Жак Бюген в своем труде предлагают стратегии управления медиакомпаниями. Изучением условий возникновения и развития медиахолдингов занимается С. М. Гуревич. Однако, можно констатировать, что до настоящего времени исследователи не уделяли внимание такому важному аспекту в работе медиахолдинга, как взаимодействие с экспертным сообществом. Объектом настоящего исследования являются российские деловые медиахолдинги на примере издательского дома «Коммерсантъ». Предметом исследования стали приемы взаимодействия журналистов с экспертами. Цель данного исследования – выявить особенности взаимодействия делового медиахолдинга с экспертным сообществом. Гипотеза исследования: разнообразие экспертов в рамках одного медиахолдинга сведено к минимуму. Нередко на страницах различных изданий, а также в эфире радиостанций можно встретить одних и тех же представителей экспертного сообщества, которые высказываются на одну и ту же тему. Для достижения цели необходимо выполнить ряд конкретных задач: • Идентифицировать медиахолдинги как субъект рыночных отношений. • Сформировать типологию экспертов по разным критериям. • Выработать критерии качества экспертных комментариев. • Определить характерные особенности взаимодействия журналистов с экспертным сообществом. • Провести оценку эффективности деятельности медиахолдинга. Основными методами настоящего исследования являются контент-анализ, частотный анализ, мониторинг и типологизирование. Эмпирической базой исследования стали печатные издания, а также сайт и радиопрограммы, то есть различные СМИ, входящие в медиахолдинг «Коммерсантъ». Положения, выносимые на защиту: • ИД «Коммерсантъ» образовался и развивается по полимедийному пути, то есть охватывает несколько сегментов таких как: печать, Интернет, радио, в прошлом - телевидение. • Появление нетипичного для издательского дома актива, такого как радио, способствует проникновению нетрадиционных для аудиальных СМИ жанров периодической печати, например, зарисовок для описания бизнес – процессов. • Разработанная типология экспертного сообщества доказывает, что журналисты медиахолдинга «Коммерсантъ» обладают обширной экспертной базой в различных сферах деятельности. • Журналисты различных СМИ внутри медиахолдинга «Коммерсантъ» почти в каждом пятом случае обращаются к одним и тем же экспертам за комментариями в рамках одного и того же события. • Проведенный анализ эффективности медиакомпании показал, что деловой ИД «Коммерсантъ» практически не имеет конкурентов на российском рынке бизнес-медиа за счет разнообразия активов, входящих в медиахолдинг. Научно-практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться журналистами в практической деятельности, например при создании экспертной базы данных или в качестве краткого руководства по взаимодействию журналистов с экспертным сообществом. Материалы исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях различного уровня. Подготовлены тезисы и доклады для международных конференций «Ломоносов-2015» и «Ломоносов-2016» в МГУ им. М. В. Ломоносова, «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2016), «Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения» в СПбГУ, а также для Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» (2015-2016 гг.), которая проходила в Томском государственном университете. Кроме того, работа была отмечена за «Высокий научный уровень доклада». Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе приведена необходимая теоретическая база, которая отсылает к процессам, связанным с образованием и развитием медиахолдингов на разных этапах. Затем был применен исторический метод, тем самым нам удалось описать различные этапы становления и развития ИД «Коммерсантъ». Кроме того, на основании номеров газеты «Коммерсантъ» нами была выведена формула тематической концепции делового издания. Кроме того, мы детально рассмотрели аудиторию центральной газеты, входящей в медиахолдинг, для того, чтобы иметь представления для удовлетворения информационных потребностей какого читателя или слушателя работает данный медиахолдинг. На основании передачи, выходящей на радио «Коммерсантъ FM», нам удалось составить образ бизнес героя. Во второй главе была дана классификация источников информации, а также определена роль эксперта в работе медиахолдинга. Далее была составлена собственная типология экспертного сообщества, которую удалось доказать на практике при проведении контент –анализа одного из изданий, входящего в рассматриваемый нами медиахолдинг. Кроме того, нами был затронут и технический вопрос, такой как формирование экспертной базы данных. В третьей главе представлены собственные критерии качества экспертного комментария, проведен масштабный анализ общей экспертной сетки всего медиахолдинга по конкретному событию и развитию этого события. В завершении был проведен SWAT-анализ для оценки эффективности медиакомпании. В приложении представлены таблицы, которые были составлены собственноручно на основе проведенных контент-анализов. Эти данные подверглись дальнейшей обработке и научной интерпретации.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36735f1be77c40d58f74
UUID: 0ef26edb-b5ea-4754-aada-50952cff4844
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 143

Гордеева Мария Олеговна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1533647 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет