Юмор как регулятор межличностных отношений юношей с трудностями в обучении

Для изучения регуляторных возможностей юмора юношами в межличностных семейных отношениях было проведено исследование, в котором участвовало 70 юношей: 35 с «субъективными трудностями в обучении» и 35 – без «субъективных трудностей в обучении». Измерялись: особенности семейных взаимоотношений (опросник «Поведение родителей и отношений подростков к ним» (ADOR) Шафера, адаптированный Л.И. Вассерманом, И.А. Горьковой, Е.Е.Ромициной; опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса), «субъективные трудности в обучении», проявляющиеся в виде повышенной школьной тревожности в ситуации оценки знаний (тест уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса), особенности юмора (опросник «Отношение к юмору в семье», авторский вариант; опросник диагностики стилей юмора Р. Мартина, адаптированный С.Н. Ениколоповым, Е.М. Ивановой, А.С. Зайцевой). Для обработки результатов использовались характеристики описательной статистики (мода, средние значения и среднеквадратичные отклонения), корреляционный анализ и t-критерий Стьюдента, U–критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ. Основной результат заключается в том, что в целом юмор исполняет роль регулятора межличностных семейных отношений юношей, что выражается в ослаблении напряжения. При этом межличностные семейные отношения юношей с «субъективными трудностями в обучении» отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без «субъективных трудностей в обучении», что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора. Помимо этого юноши с «субъективными трудностями в обучении» склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме. Результаты указывают и на большую чувствительность отцов к использованию юмора в семейных конфликтных ситуациях, по сравнению с матерями.

Психология
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36705f1be77c40d58f28
UUID: 7d5208a3-eed2-4ae6-8b98-240e3cd988a8
Язык: Русский
Опубликовано: почти 8 лет назад
Просмотры: 112

Пирогова Марина Владимировна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 582800 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет