Page |1
Ольга Юнтунен
Забота как основной принцип и метод дошкольного воспитания.1
Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их
разрушении - это первая и единственная законная
задача хорошего правительства.2
Забота о других людях - основная обязанность в жизни
каждого человека.3
Поскольку эта статья обращена, в основном, к тем, кто занимается воспитанием и обучением
маленьких детей – к воспитателям и учителям детских садов, няням и самим родителям, –
пусть вас не смутит популярный стиль изложения. Какой прок в умном и грамотном тексте,
если он малопонятен адресату? Мы знаем, что многих выдающихся педагогов и даже самого
Игоря Петровича часто упрекали в чрезмерном научном занудстве и невыносимой скуке их
письменных работ. Возможно, именно по причине сложности и скуки так затруднена
передача бесценных знаний и опыта. Попробуем же не повторять ошибок учителей.
Практические примеры и иллюстрации методических приемов приводятся из опыта работы
автора в детском саду № 85 Центрального района Санкт-Петербурга (Центр социальной
адаптации для детей с тяжелыми нарушениями речи) и в детских садах г.Хельсинки,
Финляндия.
Начнем, пожалуй, с самого простого – не грех повторить пусть и прописные истины. Что
такое педагогика? – вождение детей в школу (с греч. παῖς — ребёнок и ἄγω — веду),
превратившееся в науку о воспитании и образовании в целом. Педагог, воспитатель как
детоводитель – это ведь, согласитесь, очень символично. Тот, кто ведет ребенка по дороге
взросления и становления личности, от незнания к знанию, от неумения к умению. И
каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием, может называть себя
«детоводителем» - педагогом. Водитель – родитель, созвучно, не правда ли? Смешно, но
даже сами дети иногда замечают, что их родителям «надо бы еще поучиться, чтобы хорошо
воспитывать, как Марья Ивановна в детском саду». Но и марьям-ивановнам всегда стоит
поучиться чему-то новому, в том числе у детей и родителей.
Мы же с вами оставим пока в стороне вопрос, к каким знаниям и умениям мы ведем наших
детей, а сосредоточимся на том, КАК мы их к ним ведем, т.е. не на содержании процесса, а
на его форме – принципах и методах, в частности – на принципе и методе заботы, который,
являясь универсальным, должен пронизывать все наше взаимодействие с ребенком.
Здесь позволю себе сделать небольшое лирическое отступление. В процессе подготовки
статьи, я выбрала эпиграфами слова двух американских президентов о заботе, и тут же
возник справедливый вопрос: чем же может ответить моя родина? Ответ неожиданно
нашелся при просмотре педагогических диссертаций, написанных в 70-80-х годах прошлого
столетия: "Забота как деятельность на благо людей, как нравственная норма отношений
советских людей закреплена Конституцией СССР. «Заботливое отношение к человеку, —
Статья написана для Педагогического форума «Гуманистические идеи академика И.П.Иванова в современном
образовании», 3-8.11.2013, г.Санкт-Петербург, Россия.
2
Томас Джефферсон, третий президент США.
3
Вудро Вильсон, 28-й президент США.
1
Page |2
как подчеркивалось на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1980 года, должно пронизывать весь
стиль работы партийных, советских, хозяйственных органов и, конечно же, профсоюзов.
Такое отношение должно стать неотъемлемой чертой работы каждого». 4 В действующей же
конституции РФ, к огромному сожалению, непосредственно заботе посвящены лишь две
строки в статье 38 о семейной политике: «Забота о детях, их воспитание - равное право и
обязанность родителей» и «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о
нетрудоспособных родителях». Ни одного упоминания заботы в Законе об Образовании, и
пять раз она встречается в Семейном кодексе РФ, один из которых касается заботы
государства о семье (ст.1), три - заботы родителей или опекунов (ст. 54, 65, 148) и еще один заботы совершеннолетних детей о недееспособных родителях (ст.88). О заботе
государственных учреждений, чиновников и служащих о человеке и ребенке напрямую не
сказано ни в одном документе.
В Федеральном Законе об основных гарантиях прав ребенка в статье 14.1 в пункте 2 мы
читаем: «Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом,
психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие
мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и
социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной
реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие
мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей». То есть
забота отводится родителям, а всем остальным – лишь «осуществление мероприятий» и
«способствование развитию в пределах полномочий». В этом документе найден и и еще один
примечательный эвфемизм – «обеспечение защиты прав и законных интересов ребенка в
органах образования». Видимо, все это, по мнению уважаемых законодателей, и
представляет интересующую нас заботу о человеке и ребенке. И все мы понимаем, что
красивые лозунги политиков и чиновников часто оказываются лишь ширмой творящихся
беззаконий или вольной трактовкой терминов. Как и самые прекрасные педагогические
теории – лишь повод к получению научных степеней. Но забота - универсальное понятие,
различаются только круги заботы: ближние - дальние. И мы с вами – практики, те, кто не
придумывает, а реализует действующие законы и теории, наша задача – действительное
воплощение в повседневной жизни избранных убеждений и идеалов.
Забота - вот то, что объединяет людей, крепит память о
прошлом, направлена целиком на будущее. Это не
само чувство - это конкретное проявление чувства
любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть
заботлив. Незаботливый или беззаботный человек скорее всего человек недобрый и не любящий никого.5
Но вернемся. Во многом благодаря работе Игоря Петровича Иванова сотоварищи сегодня мы
можем говорить о заботе как о базовом педагогическом принципе. Который ни в коем случае
не оттесняет остальные, официально принятые и научным образом оформленные
(последовательности, единства требований, доступности, наглядности и др.), но, напротив,
актуализирует их. Все они еще ярче проявляют себя в свете маяка заботы. Ведь заботиться –
это стремиться делать свое дело как можно лучше, следовательно, просто необходимо
стараться использовать в своей работе накопленный опыт максимально эффективно. Иванов
Царёва Н. П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников (диссертация на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук). www.kommunarstvo.ru
5
Д.Лихачев. Заметки и наблюдения. - Л.: Сов. писатель, 1989, стр. 317.
4
Page |3
добился того, что забота перестала быть исключительно лирически-лозунговым понятием и
наполнилась конкретным методическим содержанием.
Забота общая и педагогическая/воспитательная забота в частности – второе и важнейшее
ключевое понятие данной статьи. Большой Толковый Словарь дает следующее определение:
забота – внимание к нуждам, потребностям кого-либо, попечение о ком-либо. По Далю,
забота - усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем.
Примечательно определение Философского словаря: забота – активность, направленная на
достижение блага кого/чего-либо.
Забота, то есть внимание к другим, — это основа
хорошей жизни, основа хорошего общества.6
Сам Игорь Петрович определял заботу как «деятельность, удовлетворяющую интересы,
потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные
(воспитательная забота). Забота воспитательная и жизненно-практическая в их единстве —
это творческая деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности общества, т.е.
общественные и личные интересы, потребности всех его членов, в настоящем и будущем.
Забота в высшей степени общая, ибо это забота каждого члена общества о благе всех и
забота всех о благе каждого. Забота товарищеская, ибо все ее участники находятся в
отношениях товарищества, в отношениях взаимной действенной заботы о решении
общественно важных задач»7.
Отдельным понятием Иванов выделял «воспитательную заботу» как заботу «о всестороннем
и гармоничном развитии личности нового человека, в особенности об овладении им
общественно необходимыми знаниями, умениями, навыками (образовательновоспитательная забота) и о формировании общественно необходимых личных качеств:
убеждений и идеалов, творческих способностей, черт характера, высоких чувств, интересов и
потребностей (собственно воспитательная забота)»8.
Разбирать и комментировать представленные дефиниции не будем, просто поразмышляем и
синтезируем-уточним определение с учетом наших дошкольных необходимостей. Забота о
ребенке – повседневная активная и доброжелательная деятельность, направленная на
комплексное удовлетворение потребностей ребенка с целью развития самостоятельной
личности, способной к адекватному поведению и самореализации (дальнейшему
развитию, обучению, труду и творчеству). Педагогическая забота – та же деятельность, но
с целенаправленным применением педагогических и других, научным образом
определенных, методик и приемов. Понятие оказания заботы всегда предполагает наличие
субъекта – того, кто заботится, и объекта – того, о ком заботятся, следовательно, чтобы
проявить заботу субъект должен быть в той или иной сфере более знающим, более умелым и
более сильным, чтобы суметь поделиться с объектом этими своими преимуществами. А
также наличие неких методик, при помощи которых эта забота проявляется, будут ли они
интуитивно-рефлекторными и мало осознанными, либо системно-научными и сознательно
применяемыми. С точки зрения обучения, повышения собственной квалификации и
возможности усвоения педагогических навыков, нас с вами, естественно, интересуют
вторые.
Конфуций.
Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. — Киев: «Освита», 1992. — c.7.
8
Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.16-18.
6
7
Page |4
Итак, заботиться – значит делать то, что важно для объекта заботы. Забота как
педагогический метод в детском саду ставит перед нами вопрос «Что важно для ребенкадошкольника?», пункты ответа на который во многом будут зависеть от возраста ребенка,
его индивидуальных особенностей, средового окружения и т.п. И понятно, чем глобальнее
анализ потребностей, тем универсальнее план и методы педагогической заботы.
Мы все знаем, что нужды годовалого значительно отличаются от потребностей
шестилетнего. В сензитивный период (0-3г.) формирования у ребнка доверия к себе и к миру
безусловная нежная и доброжелательная забота, постоянное участие взрослого – жизненно
необходимое условие. Базовые группы физиологических, интеллектуальных, психических,
эмоциональных, социальных и других потребностей по возрастам достаточно подробно
описаны в соответствующей литературе, и мы не будем повторяться. Но мы также прекрасно
знаем, что потребность ребенка в заботе как проявлении безусловной любви сохраняется на
протяжении всего периода взросления. Эта статья посвящена, как мы уже говорили, тому,
чтобы забота из потребности отдельного объекта выросла в основной базовый принцип и
метод педагогической системы дошкольного воспитания в целом. Другими словами,
пресловутая «забота о счастливом детстве» должна пронизывать всю нашу работу в
дошкольных учреждениях как базовый принцип и метод. Но будьте осторожны, не
превращайтесь в «любящую мать», которая, по Писареву, «стараясь устроить счастье своих
детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчетов
и непрошенной нежностью своих забот». Не следует путать заботу с опекой, особенно
чрезмерной, как и с шаблонным сюсюканьем со всеми подряд. Как по-вашему, в чем
проявится забота в большей степени, в доброжелательном застегивании пуговиц или в
доброжелательном обучении застегивать пуговицы? И не спешите с ответом.
Забота как принцип – это способ отношения к детям, к себе, коллегам и своим должностным
обязанностям – к жизни. Мы можем многое уметь, но без должного осознанного отношения
наши умения превращаются в лучшем случае в чисто механистический процесс, в худшем –
сеют ложь и разрушение. Каждое утро можно начинать с ментальной зарядки и
медитативных размышлений по модели: «Что я делаю? Я делаю свою работу – я совершаю
свою заботу. Я забочусь о ребенке, его здоровье, комфорте, развитии, настроении и даже
семье. Моя забота – это здоровый, радостный, развивающийся ребенок, доверительно
откликающийся на методы моей заботы». Воплощение принципа заботы - это к тому же
постоянная мысль «А что я могу сделать еще? Как я могу сделать лучше?», т.е. постоянное
совершенствование методов и навыков заботы, постоянный профессиональный рост.
Заботясь о счастье других, мы находим своё
собcтвенное.9
Заведующая 85-м садом Рузанна Давидовна Аванесян, последовательница Иванова и мой
учитель, основы заботы всем своим сотрудникам разъясняет очень просто: «Представьте, что
перед вами ваш ребенок. Что бы вы сделали, будь он действительно вашим?» Отношение ко
всем детям, как к своим, стало и моим профессиональным кредо. На этом основании
строятся комплексный анализ необходимостей с учетом знания истории развития ребенка и
перспектив его будущего, составление плана развития ребенка или решения имеющихся
проблем, выбор адекватных методов взаимодействия.
9
Платон.
Page |5
Нормальная мать чувствует потребность ребенка,
погружаясь в свою собственную детскость, то есть
оживляя в себе свое детство.10
И тут мы видим, что способность к эмпатии – сочувствию, сопереживанию, состраданию –
становится обязательным условием проявления заботы. Если следовать доктору Фрейду и
другим его коллегам, мы должны учитывать психическое состояние объекта заботы,
«ставить себя в это состояние и стараться понять его, сравнивая его со своим собственным».
Почему же именно эмпатии так часто и остро не хватает? Отчего люди, даже те, кто
профессионально должен быть заряжен на эмпатию, не утруждают себя малейшим усилием?
Не потому ли, что взаимное сопереживание – это всегда трата, отдача страждущему больших
или малых частиц своей души, сил, богатств, опыта? Разделить страду — взять на себя ее
часть, облегчить участь другого. К чему эти лишние изматывающие нагрузки? К тому, что,
как ни странно, эмпатия, развитие ее полноты и тонкости, по моему глубокому убеждению,
одна из основных должностных обязанностей любого воспитателя. В противном случае, как
я могу прочувствовать действительные потребности стоящего передо мной ребенка?
«А ты придешь меня навестить в моей группе?» — с надеждой спрашивает гномик Алекси,
глядя на меня полными слез глазами и нервно сжимая мою руку, когда мы встретились с ним
на прогулке. Как иммигранту, работающему в финском детском саду, мне прекрасно знаком
этот липкий ужас непонимания и одиночества перед говорящими на непонятном языке
людьми. Но тут я представляю себя умненьким малышом, оставленным теплой мамой в
компании шустрых незнакомых детей и достаточно суровых взрослых, которые даже не
собаки и не кошки, с которыми слова не нужны… И мои глаза тоже наполняются слезами:
«Конечно, приду. Обязательно. И ты всегда можешь позвать меня на помощь, когда тебе
будет страшно или трудно». Он успокаивается и уходит на зов своего воспитателя. Всего-то,
но именно чувство эмпатии помогло мне найти нужные в тот момент слова и интонацию.
Второе важнейшее условие – доброжелательность. Забота, особенно забота о детях, по
определению должна носить радостный характер. Все, что мы делаем с хмурым выражением
лица, с настроением угрюмой или даже озлобленной сосредоточенности, не может
вписываться в полной мере в понятие блага. Здесь речь не о великом веселье и бурной
клоунаде, но о постоянном ровном фоне жизнерадостности, который сопровождает всю
нашу деятельность и проявляется в выражении глаз, улыбке, тоне голоса, моторике, даже
одежде. И требования в дошкольных учреждениях, наши личные требования к себе должны
стремиться к своему максимуму вплоть до того, что если не можете сегодня излучать
доброту – берите больничный. Ведь одного резкого, брошенного в раздражении слова
достаточно для развития невротической реакции у малыша, психика которого подобна
тростинке на ветру. Прелесть взаимодействия с людьми и особенно с малышами в том, что
часто и слова не нужны, достаточно теплой улыбки и мягкого жеста – и все становится
понятно. Подобные эмоциональные жесты часто выручали меня в случаях нехватки
финского языка в финском окружении. А проявления искренней доброжелательности всегда
порождают удовольствие от сделанного.
Третье – внимание, концентрация на том, что ты делаешь. Постоянный контроль за тем, что
и как происходит вокруг, что требуется ребенку, группе, на что мы можем и обязаны
повлиять, во что вмешаться, что изменить, чему научиться. Нам, взрослым, работающим с
детьми, жизненно необходимо помнить, что не только мы учителя для детей, но и дети –
10
Робин Скиннер.
Page |6
учителя для нас. Они полностью отражают нашу человеческую сущность и уровень нашего
профессионализма: где и в чем мы достигли успеха, а где терпим поражение. Постоянный
контроль поможет нам также отследить соответствие наших действий принципам заботы,
зафиксировать возникающие в нас чувства и мысли, отобрать дельные и актуальные и
пресечь пустые и порочные, предостеречь от проявления негативных реакций.
Основные принципы и атрибуты, превращающие заботу именно в заботу, т.е. в совершение
блага для ребенка, это классические этические принципы: честность, уважение, искренность,
ответственность, справедливость, порядочность, милосердие, доброта, бескорыстие,
альтруизм, компетентность и, конечно же, один из основных – медицинский – «не навреди»,
т.е. если вы не уверены, лучше не совершать никакого действия. Получается, что только
удовлетворение всех этих принципов одновременно позволяет отнести то или иное действие
к категории заботы о благе. И лучше семь раз подумать и ни одного раза не сделать, если
сомневаетесь в правомерности поступка.
Заботьтесь о других всегда. Если вы не можете
помогать им, то хотя бы не причиняйте вреда.11
Забота как метод – это конкретные действия: ЧТО и КАК я делаю, чтобы реализовать
принцип заботы? Дошкольную работу облегчает и одновременно осложняет то, что каждое
наше занятие, действие, слово, проявление эмоций в детском саду и с ребенком – это метод
реализации общей практической заботы. То есть, с одной стороны, нам не нужно изобретать
самоваров, а с другой – важно быть постоянно начеку: соответствует ли то, что я делаю
требованиям принципа заботы? становится ли это конкретное действие ее методом? Другими
словами, мы можем реализовывать наши учебно-воспитательные планы, но при условии
постоянного контроля соответствия наших действий необходимым критериям (см.
определение выше). И мы можем иногда не соблюдать других педагогических принципов и
отступать от классических методов, но мы не имеем права пренебрегать заботой. Повторяем:
забота – это, прежде всего, грамотное отношение к ребенку, группе детей и своему
взаимодействию с ними – что и как им необходимо? Даже строгость и наказания должны
быть доброжелательным проявлением именно и исключительно заботы и ничего другого: ни
раздражения, ни злости, ни мести, ни унижения, ни притеснения, ни личных комплексов и
проблем – ничего, кроме заботы о благе.
Забота – это и постоянное обучение заботе друг о друге, о членах своей семьи, о группе и
детском саде. Древнейшая истина первой инстанции: мы воспитываем детей ровно такими,
какими являемся мы сами. Подражание - «Делай, как я!» - ведущий воспитательный метод,
хотим мы это признавать или нет. И здесь впору перефразировать золотое правило
отношений: Воспитывай ребенка таким, каким бы ты сам хотел быть. Вы хотели бы каждый
день встречать угрюмых, ленивых и малообразованных людей, не заботящихся ни о ком,
кроме себя? Уверены, что нет. Тогда есть повод задуматься, какой пример мы
демонстрируем детям. Ваши дети очень внимательно и прилежно впитывают в себя все ваши
манеры: речь, жесты, поступки и тем более мысли и убеждения.
Сочините вместе с детьми свою утреннюю гимнастическую речевку:
Каждый день с утра пораньше
мы приходим в детский сад,
чтобы встретиться с друзьями,
11
Далай-лама. Буддистская практика. Путь к жизни, полной смысла.
Page |7
веселиться и играть,
чтоб учиться – не лениться,
песни петь, читать, резвиться,
чтобы добрую заботу
друг о друге проявлять.
В финских садах утренние пятиминутки да и многие групповые занятия часто начинаются с
различных песенок-приветствий, когда все поют каждому по очереди куплетик,
начинающийся именем, сопровождая пение хлопками в ладоши или по коленям:
- Anna-kulta, Anna-kulta, kiva kun olet täällä! (Анна-золотце, Анна-золотце, здорово, что ты с
нами!)
К слову, один из универсальных приемов, который всегда поможет в трудной ситуации:
когда нет настроения, плохое самочувствие, когда не знаете, что сказать и как поступить, чем
заняться с детьми – пойте, читайте стихи или отправляйтесь гулять.
В финских садах популярны интегрированные группы, которые посещают дети разных
возрастов или наравне с нормально развивающимися детьми дети с особыми потребностями
и инвалиды. И хоть работа с такой группой требует особой подготовки и дополнительных
усилий и ресурсов, всесторонняя польза такого взаимодействия очевидна. Живые уголки с
растениями, рыбками и мелкими домашними животными – замечательная возможность
обучения азам и навыкам реальной заботы о тех, кто в ней нуждается.
Правила заботы обсуждаются с детьми, разбираются на примерах из жизни и литературы.
Они могут быть перечислены или нарисованы на табличках и повешены на стену.
Наша группа – одна большая семья, в которой все заботятся друг о друге. Один за
всех и все за одного!
Мы слышим друг друга, просим и выполняем просьбы, помогаем и поддерживаем.
Мы внимательны, добры, вежливы, дружелюбны.
Мы не мешаем, не кричим, не обижаем, не обзываемся, не деремся, не берем без
спроса.
Мы дорожим нашей дружбой.
При нарушении какого-либо правила можно вернуться к их обсуждению и выполнить ту или
иную коллективную творческую работу. Например, поиграть в игру «Правильнонеправильно» или составить коллаж из журнальных вырезок на разбираемую тему – методы
коллективного творческого дела в рамках педагогики жизни и социального творчества.
Иванов предлагал одним из ведущих методов педагогики заботы включать детей в активное
планирование – коллективная организаторская деятельность («4 вместе»: придумали,
подготовили, провели, проанализировали). Как только ребенок научается говорить, он
способен на подобное участие в пределах своих возрастных возможностей.
Прислушивайтесь к идеям детей, устраивайте специальные собрания для обсуждения правил
и планов сотрудничества и обучения – предоставляйте детям возможность к проявлению
самостоятельности и самоуправления. Даже с самыми маленькими можно обсуждать, чем бы
они хотели заняться, что им интересно и что они любят делать. Например, очень легко и
занимательно выбирать вместе модели будущих поделок или стихи и песни для разучивания,
книги для чтения на занятиях и перед сном, игры, в которые будем играть все вместе.
Предоставление возможности самостоятельного выбора – один из основополагающих
методов воспитания самостоятельной ответственной личности, который доступен буквально
с самых первых месяцев жизни ребенка, когда на выбор предлагается две разных
погремушки: какую из них ты хочешь? Важно то, что компетентность воспитателя –
Page |8
предоставлять конкретный ограниченный (ему ведь виднее, что необходимо), но вместе с
тем достаточный выбор, чтобы удовлетворить интересы и предпочтения самого ребенка.
В финских детских садах, к примеру, дети сами могут определять объем порции пищи, какой
они хотели бы получить. При раздаче еды, после перечисления вслух предлагаемых блюд и
продуктов, воспитатель спрашивает у каждого, много или мало ему положить на тарелку,
ребенок же решает в соответствии со своими вкусами и аппетитом. Правила простые: ты
можешь выбрать количество, но ты должен попробовать всего хотя бы понемножку и
постараться съесть все, что положили тебе по твоей просьбе. В старших группах дети могут
класть пищу на тарелку сами. Такое нехитрое проявление заботы позволяет решить массу
проблем питания детей и достигнуть множество положительных целей воспитания и
развития в целом.
Также очень хороша, с методической и воспитательной точек зрения, доска выбора игр. На
стене оформляется специальный стенд/уголок, на котором картинками или словами (в
зависимости от возраста и навыков детей) перечислены возможные занятия/игры в группе:
кукольный уголок, железная дорога, машинки, конструктор, настольные игры, мягкие
игрушки, лепка, поделки из бумаги, рисование и т.п. Возле каждой картинки число (от 2 до 5
- микрогруппы), указывающее, сколько одновременно детей может играть в данную игру в
отведенном для нее месте. Рядом маленькие, легко передвигающиеся (на магнитах,
прищепках или липучке) таблички с фотографиями или именами детей (даже двухлетний
ребенок сможет при небольшом количестве тренировок распознать свое имя, написанное
печатными буквами и сосчитать количество детей). При наступлении свободного игрового
времени воспитатель предлагает каждому ребенку прикрепить табличку со своим именем
рядом с выбранным им занятием, следя за тем, чтобы количество детей соответствовало
указанному числу. Важно научить детей, что выбранному занятию необходимо посвятить 1015 минут времени и только затем можно перейти к чему-либо другому и переместить свое
имя на доске в другую группу. Дети очень быстро овладевают этой методикой, с помощью
которой, в том числе, становится легко регулировать возникающие конфликтные ситуации.
Она же является и мотивирующим, и поощрительным моментом: каждый стремится
оказаться у доски выбора первым.
Посеешь заботу — пожнешь инициативу.12
«В открытой заботе воспитательные задачи объявляются воспитанникам, решаются вместе с
воспитанниками как ведущие по отношению к практическим и организаторским задачам,
которые ставятся и осуществляются в качестве вспомогательных. Например, нужно
научиться тому-то, развить у себя такое-то качество, преодолеть такую-то привычку и т.п. А
для этого можно и нужно спланировать, провести такое-то дело на общую пользу и радость.
В скрытой воспитательной заботе решение воспитательных задач происходит или совсем
незаметно для воспитанников — по ходу дела, в процессе решения или вместе и во главе с
воспитателями практических и организаторских задач, или выдвигается, осознается,
осуществляется и оценивается как следствие решения практических и организаторских
задач. Например, сажаем деревья, украшаем школу цветами, растим сад, постоянно
обсуждаем как это делать лучше и т.п., при этом растем сами — учимся тому-то и тому-то.
Прямая воспитательная забота — это решение воспитательных задач в личном общении
воспитателя и воспитанников, путем непосредственной передачи общественно необходимого
опыта и непосредственной организации деятельности. Косвенная воспитательная забота —
12
В.О.Ключевский
Page |9
это забота о решении воспитательных задач путем опосредованной передачи общественно
необходимого опыта и опосредованной организации деятельности воспитанников — через
других людей, окружающие природные и социальные условия». 13
Примером элементарной заботы о физическом здоровье и безопасности ребенка в
Финляндии может служить использование специальных сигнальных жилетов, которые
надеваются на каждого ребенка при выходе за пределы двора детского сада. На
фосфорисцирующем жилете, выделяющем малыша из окружающей дорожной сутолоки и
видном издалека, указаны название детского сада и телефонный номер, по которому можно
связаться, если ребенок вдруг потеряется. Об этом знают все жители города. Детсадовские
группы передвигаются в Финляндии, в отличие от России, очень активно, встречая везде – на
дорогах, в транспорте, учреждениях - доброжелательное отношение и заботливую помощь со
стороны совершенно незнакомых взрослых, которые, без сомнения, чувствуют свою
гражданскую ответственность за воспитание детей и искренне радуются их появлению.
Забота о психическом комфорте и преодолении страхов проявляется, к примеру, в
разрешении брать с собой в спальню на тихий час любимую мягкую игрушку (unikaveri –
сонный приятель), принесенную утром из дома. Финские дети, родители и воспитатели
превращают это в ежедневный ритуал принесения в детский сад частицы домашнего тепла и
уюта и взятия вечером домой всего того нового, чему ты научился за день.
Оригинально заботятся о моторном развитии и подвижности детей, а также преодолении
фобий в 85-м саду, который представляет из себя четырехэтажное здание бывшей начальной
школы с достаточно большими лестничными пролетами, оборудованными двумя рядами
перилл в рост взрослого и дошкольника. Детей учат осторожно скатываться вниз по
периллам. Как вы понимаете, большинству детей это очень нравится, а многие взрослые
абсолютно этого не одобряют. Но ломка заскорузлых стереотипов и табу – это тоже одна из
задач общей воспитательной заботы.
Совместная игра исключительно важна. Со всех точек зрения и по многим причинам, о
которых написаны тысячи томов. Используйте каждую возможность организовать либо
групповую игру, либо игру между двумя детьми. Организуйте, направляйте, инструктируйте,
комментируйте, активно включайтесь сами. Каждая игра должна стать учебновоспитательным моментом, инструментом достижения взаимопонимания и сотрудничества,
установления эмоционального контакта между детьми в группе, между детьми и взрослым,
проявлением заботы о достижении поставленных целей. В речевых садах методически
организованная игра является основным средством преодоления дефектов и развития речи
детей. Обучающую игру возможно развить из любого рутинного момента, начиная от
одевания или выбора конфеты и заканчивая дежурством по группе. Играя, мы учим и учимся
заботе о ближнем, как и всему остальному, лучше всего.
В финских садах существует традиция совместного обеда. У каждого воспитателя есть свое
место за каким-либо из детских столов (место может меняться), и взрослые, находящиеся в
группе, обедают вместе с детьми. Воспитатель не только показывает образец поведения за
столом, пользования столовыми приборами и принятия пищи, но и организует застольную
беседу. Он – не руководитель-надсмотрщик, он – старший участник компании. В
дефектологических садах особое значение приобретает развитие навыков лицевой и
жевательно-глотательной моторики, что тоже возможно при совместной трапезе.
13
Иванов И.П. Наша забота //Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. С.16-18.
P a g e | 10
Забота об эмоциональном комфорте, развитии взаимодоверия, профилактике всякого рода
деприваций может проявляться и в тесном физическом контакте. Тем более, что
доброжелательный, нежный, искренний физический контакт со взрослым есть базовая
потребность ребенка в определенном возрасте. Взрослый берет ребенка за руку или на руки,
усаживает на колени, гладит по голове, обнимает, щекочет. Не менее важен и зрительный
контакт, то есть, общаясь с ребенком, воспитатель приседает на корточки или маленький
стульчик, чтобы глаза взрослого и малыша оказывались на одном уровне.
В 85-м саду логопедические занятия проходят в специально оборудованных логопедических
кабинетах, где дети и логопед, а также все приходящие взрослые гости, тут же включаемые в
общий процесс, располагаются вокруг маленького стола на детских стульчиках. В финских
садах воспитатель постоянно находится на уровне ребенка, чему способствует специальная
энергономическая мебель и традиция проводить занятия на полу – каждый имеет
возможность выбрать наиболее подходящий ему способ. В наше время финские воспитатели
поднимают возникающую из-за постоянной необходимости сидеть на низкой мебели
проблему нерациональной физической нагрузки, которая решается в некоторых садах путем
закупки высокой мебели в том числе и для детей. То есть при возможности дети
поднимаются до уровня взрослого: закупаются столы и стулья обычной высоты с
дополнительными подставками-ступенями, которые легко осваиваются детьми.
Методики, подобные методике Руки упрека и Руки надежды (рис.1), предложенной детским
психиатром14 на одном из методических дней в финском детском саду, также являются
хорошим примером заботы о психическом здоровье и позитивном контакте между взрослым
и ребенком.
14
Lyhytterapiainstituutti Oy, перевод на русский язык О.Юнтунен.
P a g e | 11
Рис. 1.
Таким образом, как мы давно с вами знаем, с педагогической, с научной точки зрения,
дошкольная, да и вообще любая забота о ребенке должна носить комплексный характер. И
мы же заботимся неустанно, - скажете вы, - начиная от оборудования групп и заканчивая
организацией общих праздников. Конечно, но всегда есть повод стремиться к лучшему.
Как профессионалы мы обязаны учитывать спектр потребностей ребенка, не забывая и о
своих, максимально широко – от физиологических до самореализации – и налаживать
сотрудничество со всеми необходимыми специалистами и семьей, разрабатывать
комплексные планы и контролировать синергию и результаты этой работы. В случаях детей
со специальными потребностями такая работа должна проводиться систематически и с
особой тщательностью.
Достойными примерами реализации этих азбучных истин общей организаторской заботы
являются речевые и другие дефектологические детские сады. Детский сад № 85
предпринимает действительно эффективные попытки наладить синергетическую работу
воспитателей, логопедов, психологов, психоневрологов и других специалистов с детьми и
родителями. Здесь осуществляется постоянная взаимосвязь между семьей и
профессионалами, существуют тетради домашних заданий, открытые занятия, родительские
вечера и собрания, стенгазеты и информационные листки. В таком детском саду ребенок и
семья имеют возможность получить комплексную заботу о своих нуждах.
Особо актуальным направлением такой общей организаторской заботы в наше время
является работа с так называемыми двуязычными/двукультурными детьми и семьями, в
P a g e | 12
которую входят обучение языку и обычаям страны проживания и сохранение материнских
языка и культуры.15 Такую работу достаточно последовательно начали вести в финских
детских садах, для которых мультикультурная среда давно стала повседневной реальностью.
Как всегда, не все идет так гладко, как хотелось бы, но определенные результаты уже
достигнуты. В сотрудничество по довольно подробно разработанным программам стараются
включить ребенка, родителей, воспитателей, учителя-дефектолога, учителя финского языка
как иностранного, психолога и, возможно, других специалистов.
«Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и
воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность
воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об
окружающих людях и о себе как их товарище. Это общая забота об улучшении окружающей
жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей; это общая практическая и
обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о
каждом отдельном воспитаннике; это общая забота о воспитательском коллективе как самих
воспитателей (о коллективе в целом, друг о друге, о каждом воспитателе), так и
воспитанников, их родных и других педагогов». 16
На одном из методических дней можно провести следующую работу: проанализировать по
группам возрастные потребности детей, определить программные требования и актуальные
методы, наметить планы с акцентом на принципах и методиках заботы, о которых мы
говорили выше. Полученные результаты можно занести в таблицы по возрастным группам.
Потребность Программное Пункт
требование
плана
Методы
Как реализуется
принцип заботы?
Необходимые
изменения
В заключение, не открывая ровно никаких америк, скажу, что педагогика заботы, как и
педагогика жизни вообще, должна начинаться с рождения, а еще лучше до зачатия ребенка.
Но если мы задумаемся над всем известным постулатом «Воспитание детей начинается с
воспитания их родителей», то легко окажемся в замкнутом кругу. Поэтому будем начинать с
себя – с воспитателей и других работников детских садов. Кто-то же должен начинать
заботиться первым!
Некоторые дилетанты рассуждают, мол, все эти ваши мудреные научные разговоры ни к
чему, нужно только любить ребенка (т.е. предполагаются как раз интуитивно-рефлекторные
действия), и все будет замечательно. Но что такое «любить ребенка»? Что и какие
конкретные действия предполагает любовь в повседневной действительности? Ведь в ответ
на вопрос "Любите ли вы детей?" так и подмывает ответить по-фрекенбоковски "Ну как вам
сказать - безумно!" И вот тут-то и начинается осознание, что же именно представляет из себя
педагогика. Ведь в ответ на вопрос "Что такое забота и как именно вы заботитесь о детях?"
красиво разглагольствовать о любви уже не получится, придется отвечать предельно
конкретно по пунктам.
Подробные разработки темы билингвизма и воспитания детей-билингвов можно найти, к примеру, в работах
профессора хельсинкского университета Екатерины Протасовой, опубликованных на русском языке.
16
И.П.Иванов.
15
P a g e | 13
Любовь - это активная забота о жизни и росте того, что
мы любим. Где нет активной заботы, там нет любви.17
Опасность интуитивно-рефлекторного любительского подхода, помимо его бессистемности,
состоит в том, что сегодня у тебя хорошее настроение, и интуиция работает, завтра заболела
голова – интуиция кончилась, мало того, пришли раздражение и озлобленность.
Преимущество профессионального подхода состоит в способности применять принципы и
методики всегда и везде, и «когда некогда, и с больной печенью»18, независимо от
настроения и политической ситуации. Исторические примеры великих корчаков всегда
остаются перед нами. Педагог только тогда может называться профессионалом, когда он
способен дисциплинированно и сознательно применять все педагогические принципы и
методы, независимо от его личного настроения, самочувствия и пристрастий, видя перед
собой только актуальные сегодня и в будущем необходимости конкретного ребенка и
группы в целом. Мы утверждаем, что соблюдение принципа заботы и системное применение
конкретных методов позволяет говорить о наличии реальной любви к ребенку и уважения
его действительных потребностей, а начало осознанных действий с какого-либо из
предложенных принципов или приемов потихоньку приведет к системному овладению
навыком заботы.
«Педагогика - искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые
для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать
Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком».19 С известной
долей критичности, помня, что мы не волшебники, будем становиться и мы. Человекамиводителями детей. Сознательно и последовательно, а не стихийно и хаотично.
Профессионально.
http://www.kommunarstvo.ru/
ivanovip90@gmail.com
Э.Фромм. Искусство любви. //Э.Фромм. Искусство любить. - СПб.: Азбука, 2002, стр. 97.
Л.Толстой.
19
В.И.Слуцкий.
17
18
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв