Закон и обычаи в мусульманском праве

ФИО: Туаев Феликс Игоревич Тема диссертации: Закон и обычаи в мусульманском праве. Цель и задачи исследования: Цель: Опираясь на первоисточники ислама, имеющиеся диссертационные и монографические работы, нормативные материалы и иные источники, определить соотношение закона и обычая в мусульманском праве, а также получить представление о перспективах его развития. Задачи: 1. Дать характеристику мусульманскому праву, определить его место и значение в современном мире. 2. Определить значение фикха как неотъемлемой части шариата; 3. Дать характеристику закону и обычаю как источникам мусульманского права. 4. Выявить природу и особенности действия адатского и мусульманского права. 5. Определить дальнейшие перспективы развития мусульманского права. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. Мусульманское право сформировалось на основе канонических норм, что объясняет его специфику. Параллельное развитие исламской государственности требовало создания собственного комплекса регуляторов общественных отношений. Во времена становления ислама отправной точкой для формирования всего комплекса юридических регуляторов стали решения мусульманских судов кадиев и трактовки исламских правоведов, которые именовались правом мнения. Позднее вся нормативная база получила название фикх. Мусульманское право считается рациональным правом, созданным человеком, в отличии от норм шариата, которые по мнению доктрины имеют безусловное божественное происхождения. Шариатские предписания не обладали всеобъемлющими нормативными предписаниями, поэтому возникла необходимость в появлении права рационального, которое было бы основано на божественной воле. Антропогенный фактор привел к тому, что нормы изменялись с течением времени, адаптировались под влиянием различных факторов, поэтому не могли оставаться статичными в отличии от норм шариата. Это обусловило дальнейшую интеграцию фикса с иными правовыми системами, влияние обычаев. Трансформация книжного фикха в статутный связана с тем, что укрепление государственности позволило власти влиять на правотворчество и регулировать его в зависимости от своих потребностей. На сегодняшний день применение исламского права невозможно без санкционирования государством. Необходимым условием, легализующим фикх, стало его закрепление в форме закона. Все исламские государства издают нормативно –правовые акты, которые носят организационный характер и лишь закрепляют нормы фикха. Тем не менее, некоторые пошли по пути значительного сужения применения норм фикха, заменяя его институтами других правовых систем. 2. Шариат является основой для всего правотворчества, так как это каноническое всеобъемлющее право, распространяющее свое влияние на все сферы жизни мусульманина. Фикх это право рукотворное, которое является частью общих догматических предписаний Корана и Сунны. Фикх концентрируется только на сугубо юридических вопросах, не охватывая регулирования религиозного, этического поведения мусульманина. 3.Закон и обычай всегда были мощными общественными регуляторами, их применение трансформировало применение норм фикха, что вело к сильному расхождению между доктринальными указаниями и практическим применением. Обычай с самого зарождения ислама как религии прочно был вплетен в канву исламского мировосприятия, что привело к тому, что некоторые обычаи, даже противоречащие шариату, остались неискоренимыми и по сей день. Шариат предъявляет набор требований к обычаю: Распространенность на конкретной территории или у определенного этноса, соответствие нормами шариат. Исходя из этого некоторые обычаи прямо разрешены Кораном (брачный дар), некоторые хотя и не разрешены, но при этом не противоречат догмам шариат, а последние входят в открытое противоречие с каноническими нормами. Такое положение обычая дает основание правоведам признавать его как субсидиарный источник мусульманского права. Закон стал занимать более прочные позиции по отношению к шариату в XIX в, но в последствии коренным образом изменил свое соотношение с фикхом, став скорее не содержательным источником, а источником фикха как позитивного права. 4. Особенности действия адатского и мусульманского права связаны с тем, что они действовали параллельно и зачастую противоречили друг другу. Причем адатское права обладало в глазах общества большим авторитетом в силу своей особой связи с опытом предков, являясь этническим идентификатором. Поэтому интеграция мусульманского и адатского права на определенных территориях привела к бытовому пониманию исламских норм, в большой степени подчинив их местным обычаям. 5. Исламское право будет продолжать развиваться по пути статута. Наметилась тенденция к общему укреплению влияния догматики на законодательство отдельных государств, что можно назвать определенной исламизацией. Но это не мешает взаимодействию и сближению мусульманского права и других правовых систем. Само мусульманское право несет в себе предпосылки для этого, разрешая применять западные модели правового регулирования для решения важных государственных задач (в области экономики, торговли, образования). Мусульманское право в будущем будет еще более открытой системой, что защитит ее от стагнации и забвения.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36835f1be77c40d59124
UUID: 9762f587-55b4-48da-a078-cb5c47edd26e
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 709

Туаев Феликс Игоревич

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 62768 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет