Р. И. Волкова Запах - весть о самом главном или штрихи в рекламной
игре?
В повседневной жизни люди, часто не уделяют внимание запахам, ведь
львиную долю информации об окружающем мире мы получаем через
зрительные и слуховые анализаторы. Но запах, до сих пор, остается
мощнейшим инструментом воздействия на глубинное подсознание, а
следовательно зачастую выступает объектом манипуляции в умелых
руках маркетологов.
Ключевые слова: аромат, благовоние, аттар, запах, священный, миф,
легенда, эмблема, символ, бренд, рекламный ролик.
В древние времена душистые вещества ценились на вес золота, ведь
фимиамы воскуривались, чтобы сделать жертвоприношение языческим
богам. Например, смолистым, приторно сладким лавром окуривались
храмы Аполлона [1, С.176]. Много веков спустя им восхищался
испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка, называя его «божественным
лавром» и «благородным дивом» [2, С. 38]. Сегодня домохозяйки
используют его в качестве универсальной приправы для приготовления
практически любого блюда, даже не помышляя о его «небесном
происхождении». Французский модельер Пако Рабан в известном
рекламном ролике с помощью древнегреческой атрибутики, античного
героя и ритуального кубка пытается «воскресить из пепла» былое
величие лавра, представив его в парфюме «Invictus». Но для
современных мужчин аромат воплощает собой «силу, динамизм и
энергию» и не несет в себе другой смысловой нагрузки.
В античных мифах упоминается, что на щите богини Афины изображена
голова Медузы Горгоны, устрашающая врагов [3, С. 20]. А итальянская
компания «Versace», основанная в 1978 году модельером Джанни
Версаче, вообще использует в качестве эмблемы компании
изображение мраморной головы Горгоны, которая «из омерзительного
существа неопределенного пола» якобы превратилась в прекрасную
женщину![1, С.85] Её «греческий профиль» теперь красуется на
брендовых вещах от элегантных кожаных сумочек до спортивной
одежды, особенно должны производить впечатление изображения на
банных махровых халатах и полотенец.
В славянской мифологии «наливное яблочко» — это символ плодородия,
здоровья, любви и красоты, но даже он претерпел изменения, с тех пор
как Адам и Ева, ослушавшись Бога, вкусили плода с Древа познания
добра и зла. Яблоко уже воспринимается, как логотип американской
корпорации «Apple» — популярного производителя персональных и
планшетных компьютеров. А в рекламе парфюма «Nina Ricci», где
девушка в воздушном платье карабкается на гору красных яблок за
одним - единственным, оставшимся на дереве флаконом - яблочком,
олицетворяет запретную страсть. Современного человека печалит лишь
то, что этот насыщенный и сладкий запах недостаточно стоек. К слову,
эта проблема для парфюмеров до сих пор так и не разрешена!
Индейцы майя считали какао - дерево и его плоды священными.
Напиток, приготовленный из его семян, отождествлялся с кровью —
возможно, в связи с его красноватым оттенком. Какао - бобы также
были верховной символом власти, их использовали, как денежный
эквивалент [4]. А сегодня ароматные горячие напитки из бобов* можно
заказать в любой дешевой кофейне. Этот глубокий и насыщенный запах
встречается сегодня практически в каждой второй парфюмерной
композиции в сочетании с сливочными, цитрусовыми или даже перечно
- мятными нотами.
_________________
*какао и горячий шоколад
Душистый мед, который производят «божьи угодницы» - пчелы тоже
утерял свои позиции в современном мире. Медовый аккорд в парфюме
ещё в Советском Союзе стали называть «медовым веществом» [1, С. 146
- 147], сейчас его используют и в фармацевтической индустрии, дабы
подсластить горькую пилюлю. Например, из аннотации
муколитического препарата: гранулы белые, однородные, имеют аромат
меда. И даже как ароматизатор для электронных сигарет**! Тем не
менее мед и медовые напитки
__________________
**Honey Flavor, The Perfumer's Apprentice
являлись пищей бессмертных богов Олимпа, считалось, что ими были
вскормлены Зевс, Дионис и Гермес. У христиан мед символизирует
земное пастырство Христа и сладость Слова Божия. Акридами и диким
медом питался в пустыне Иоанн Предтеча. По библейскому описанию, в
Земле обетованной «течет молоко и мед» [5]. Но существуют запахи,
которые не претерпели фундаментального изменения бытия человека.
К ним относятся, например, мягкий и теплый запах древесины кедра,
«церковный» аромат ладана, слегка горьковатое и дымное благоухание
мирры. Кедр символизирует благополучие и процветание. В Библии
упоминается как один из материалов для строительства царских
дворцов и Иерусалимского храма. Таков он и в аромате «Songs of
Solomon» израильского бренда «Ein Gedi», основанного в 1978 году. Его
изящный флакон воссоздает форму для благовоний, найденных при
археологических раскопках на Святой Земле. Своё название елей
получил в честь «Книги Песни Песней Соломона». Но чаще всего в
парфюмерии под названием «белый кедр» скрывается западная туя из за дешевизны парфюмерного материала [1, С.228 - 229]. В индийской
традиции кедр используют путем сухой перегонки в особых глиняных
сосудах*** для получения смеси ценных эфирных масел - аттаров,
которые они преподносят в традиционные праздники своим божествам.
_____________
***choya ral и choya nakh
Рецепты этих духов имеют многовековую историю. Например, в Уттар Прадеше до сих пор продолжают делать аттар, который был известен
еще во времена Великих Моголов - мусульманских правителей
Индии****. Этот аттар называют «Gyll», что в переводе означает глина,
так пахнет Индия
_____________
**** XVI — XVIII в. в., династия узбекского происхождения
во время сезона дождей, когда после нескольких месяцев жары на
раскаленную землю проливаются первые капли воды. Для него берут
сандаловое масло и разогревают его, потом в него опускают черепки от
разбившихся или лопнувших при обжиге горшков. Затем черепки варят
продолжительное время, периодически заменяя те, что отдали свой
запах, новыми [6].
Ладан - одно из древнейших благовоний, который появился в Европе
через франков-посредников, отсюда и его название «Frankincense», что
означает «настоящий фимиам». Он до сих пор используется в
богослужениях потому, что символизирует один из даров младенцу
Иисусу [5]. Парфюмеры, конечно же, тоже пытаются применить этот
густой, сладкий аромат с бальзамическими нюансами в своих
интересах, ведь ладан обладает еще и ароматерапевтическим
эффектом: он успокаивает и настраивает на творческую волну [1,
С.132].
Время совсем не тронуло и мирру, которую использовали как
погребальное благовоние. Волхвы подарили её Иисусу Христу как тому,
кто должен умереть за людей [7]. Благовонную смолу по сей день
используют для воскуриваний при церковных обрядах.
Желания и вкус современного человека стали всё более
развращенными. В этом мы «переплюнули» даже буржуазию 20 - х
годов. «Это было уже пределом мечтаний и воплощением грез; это уже
пахло мороженым из сирени и ананасами в шампанском…» — говорит
Лев Васильевич Успенский в «Записках старого петербуржца» о том
времени [8, С.58].
В своих работах парфюмеры уже используют все более специфические
материалы такие, как кассовари и черная икра, а также бумага, песок и
даже солнечные ноты! Экзотическую сливу - кассовари из Новой Гвинеи,
которая ядовита для человека и животных парфюмеры прекрасно
сочетают с ароматом морской воды [1, С.48]. В слегка уловимом
древесном аромате бумаги слышны даже ноты свежей типографской
краски! [1, С.160] Этот аромат «шуршит» страницами новых книг. Запах
песка более чем фантазия: он мягкий, пудровый, с минерально-пыльным
оттенком [1, С.163].Такого, пожалуй, не найти даже на знаменитых
мировых пляжах! Теплый, мягкие, уютные «солнечные ноты» созданы с
помощью натуральных и синтетических компонентов, которые «делают
духи светлыми, яркими, искрящимися и позитивными». Пикантный,
свежий и солоноватый запах черной икры, создан с использованием
технологии «Jungle Essence», которая позволяет производить вытяжки
ароматических веществ [1, С.244 - 245].
Литература.
Волкова Р. «Парфюмерная книга», «Геликон Плюс», Санкт-Петербург,
2019. — 260 с.
Федерико Гарсиа Лорка К лавру. Перевод В. Парнаха, «Книга стихов
(1921)», https://www.lib.ru.(дата обращения: 25.09.19).
Николай Альбертович Кун «Легенды и Мифы Древней Греции»,
Государственное учебно - педагогическое из - во министерства
просвещения РСФСР Москва,1954— 450 с.
Надежда Бирюкова «Мезоамериканское какао», Курс № 6 «Мифы
ЮжнойАмерики»,https://www.arzamas.academy. (дата обращения:
27.09.19).
5 Что символизирует мед? Мед в легендах и мифах, «Новый Акрополь»,
2017, https://www.newacropol.ru. (дата обращения: 2.10.19).
Сергей Москалев «Аттар - духи-благовония Северной Индии»,
2009,https://www.sergmos.livejournal.com.(дата обращения: 3.10.19).
Митрофанова Алла, Китнис Тимофей «Дары волхвов. Что подарили
Младенцу-Христу?», Православный журнал «Фома», 2004, https://foma.ru/
daryi-volxvov.html(дата обращения: 14.10.19).
Лев Васильевич Успенский «Записки старого петербуржца», 1970. — 101
с.
Сведения об авторе.
Волкова Рита Иоанновна. Писатель, кандидат Интернационального
Союза писателей, лауреат многих российских и международных
литературных конкурсов.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв